<< Пред. стр. 711 (из 1179) След. >>
получавшуюся при дележе лишков, напр. в 1774 - 80 г. равнявшуюся 250000ливров. Королевское правительство не уменьшало доходов откупщиков, так
как король, министры и придворные имели также свою часть в них: двор
пользовался ежегодными подарками от откупщиков в 210000 ливров; многим
придворным назначались пенсии из средств генеральных откупщиков и т. д.
Этот порядок вещей, разоблаченный одним из приказчиков О. при министре
Террэ, не мог не вызывать в обществе озлобления против О., и без того
находившего себе пищу в высокомерном и заносчивом поведении многих из
откупщиков; публицистика выражала лишь общее мнение, представляя всю
компанию откупщиков как синдикат грабителей, делящих свою добычу с
двором. Наиболее сильно, однако, возбуждал неудовольствие сам характер
налогов, сдававшихся на О, внутренние таможни, отделявшие провинцию от
провинции, назойливость и наглость шпионов, содержавшихся откупщиками
для выслеживания контрабандистов, строгие наказания контрабандистов (их
ссылали на галеры, приговаривали к смерти и т. д.). Тюрго уничтожил
подарок в 100000 ливров, который до него делался генеральному контролеру
при возобновлении контракта; он добился также постановления, чтобы
больше не назначались пенсии из средств откупщиков. Неккер сохранил О.
лишь для таможен, соляного акциза и табачной монополии; налог на напитки
и земельные сборы были отданы на О. 2 другим компаниям (regie general и
administration generale des domaines). Эта реформа подняла к 1786 г.
доход с непрямых налогов до 242 миллионов; ограничению числа откупщиков
дало, кроме того, возможность удалить из их среды самые дурные элементы.
Революция не удовлетворилась этими полумерами. Учредительное собрание
объявило генеральные О. упраздненными; 6 комиссаров были назначены к
ликвидированию дел по О. В 1793 г. была назначена новая комиссия для
рассмотрения дел по О.; она нашла нужным всех откупщиков, за время
последних трех контрактов, подвергнут аресту. Один из них, знаменитый
Лавуазье, написал мемуар в оправдание действий своих коллег, но доводы
его не имели успеха. 19 февраля 11 г. революционный трибунал приговорил
всех откупщиков (числом 31) к смерти, кроме одного, вычеркнутого
Робеспьером из списка, и приговор был приведен в исполнение.
Приговоренные обвинены были в том, что составили заговор против
французского народа, помогали врагам нации, примешивали вредные примеси
к жизненным припасам, удерживали в своих руках средства, необходимые для
государственной обороны. Уже через год стали раздаваться голоса, что
откупщики осуждены безвинно и что конфискация их имуществ неправильна. В
1795 г. назначена была комиссия, которая, после многолетних
расследований, пришла к заключению, что откупщики не только не были
должны казне 130 миллионов, как утверждали их обвинители в 1793 г., но,
напротив, выдали казне вперед 8 милл. (решение 1 мая 1806 г.). Ср. De
Nervo, "Les finances francaises sous l'ancienne monarchie, la republique
et l'empire" (П., 1863); A. Lemoine, "Les derniers fermiers gеnеraux"
(П., 1873); Bouchard, "Systеme financier de l'ancienne monаrchie" (П.,
1891).
A. M. Л.
Отлучение от союза религиозного тех его членов, которые нарушают его
законы, существовало еще в языческом мире. Так, жрецы в Афинах, по
рассказу Плутарха, подвергли "О." Алкивиада; у галлов. по сказанию Юлия
Цезаря, друиды отлучали от богослужения. У древних евреев О. (cherem)
выражало пожелание, чтобы отлучаемый погиб. Такому О. подвергнут был
Иисус Христос (Лук., VI, 22; Иоан., XVI, 2; XII, 42). В более позднее
время О. у евреев имело три вида: выговор (nesifa), малое О. (nidui,
chamta) и великое О. (собственно cherem, peticha). После "выговора"
виновный не мог выходить из своего дома в продолжение 30 дней. Малое О.
также полагалось на 30 дней, в продолжение которых отлученный не мог
стричь волос и не имел права носить сандалий; указанный срок мог быть
увеличен или уменьшен. Великое О. лишало отлученного гражд. прав; к нему
никто не мог подходить ближе четырех локтей; он не мог ни присутствовать
в собрании, ни есть и пить вместе с кем-либо, ни наниматься, ни нанимать
в работу, ни учить, ни быть учеником, не мог мыться, надевать
праздничную одежду; дети его не допускались к обрезанию; в религиозные
собрания он имел доступ через особый вход. По смерти его могилу
забрасывали камнями. При произнесении вел. О., с целью придать ему более
устрашающий характер, при свете едва мерцающих огней, разрывали меха,
наполненные воздухом. В христ. церкви О. существовало уже на самых
первых порах, как видно из слов Иисуса Христа о преслушавших церковь,
которые должны сделаться для нее "яко же язычнии и мытарь". Ап. Павел
повелевает (l Кор., V, II) членам церкви не есть и не пить (т. е. не
иметь общения) с блудниками, лихоимцами, идолослужителями, злоречивыми.
пьяницами, хищниками. Апостольское 72-е правило узаконивает О. для
похищающих церковный воск или елей. Последствия христианского О.
состояли в исключении отлученного от участия в общественном
богослужении, вечерях любви и таинствах; имена отлученных вычеркивались
из диптихов, христиане не называли их братьями и не давали им братского
лобзания. Действие О. в первобытной церкви не лишало отлученного гражд.
прав. Общение с отлученным рассматривалось как преступление,
наказываемое также О. Отлученный в одной церкви не мог быть принимаем в
общение другой (21 прав. соб. халкедонского и 8-е
- собора карфагенского). Второй вселенский собор запретил принимать
от отлученных жалобы на епископов по делам их духовной юрисдикции, но не
по делам частным, например об имущественной собственности. Со времени
Константина Вел., когда император выступил в качестве "внешнего епископа
по делам церковным", область применения церковного О. сократилась.
Преступления против веры - ереси и расколы - получили значение
преступлений против государства, и те лишения и ограничения прав
состояния, которым подвергались еретики, не были последствиями
церковного О. Многие преступления против заповедей церковных также
перешли в область гражданской подсудности (волхвование, прелюбодеяние,
похищение женщин, азартные игры и др.). В недрах самой церкви О. было. в
большинстве случаев, заменено церковным публичным покаянием.
Относительно О. в древней церкви существовали следующие правила: 1)
епископ "не должен быть скор к извержению, но осторожен" (Постан. апост.
II, 21); основанием для О. мог быть только тяжкий грех, явный и
несомненно доказанный, 1-й вселенский собор (прав. 5) постановил, чтобы
на областных соборах было исследуемо о каждом О., не по малодушию ли или
личному произволу епископа оно состоялось. 2) О. произносилось только в
случае окончательной нераскаянности и имело силу только до тех пор, пока
отлученный не раскаялся. 3) О. должно было падать только на самого
отлученного, но отнюдь не на его семейство. Нарушением этого правила в
первые века церкви были О., произнесенные римской церковью на целые
другие поместные церкви, напр. папой Виктором - Поликарпа Смирнского с
его церковью, папой Стефаном - церкви карфагенской. Были случаи О. от
церкви умерших (Ориген, Федор Мопсуэтский). Собор карфагенский (прав.
92) назначает анафему и после смерти тому епископу, который завещает
свое имение родственнику еретику или язычнику, а не церкви. В настоящее
время на Востоке специальный закон относительно О. существует лишь в
церкви греческой, где в 1852 г. постановлено, что епископ и целый синод
могут подвергать О. лишь клириков и монахов; миряне могут быть
подвергаемы О. лишь с разрешения гражданского правительства. В западной
церкви, со времени отделения ее от восточной, О. относится не к
священнодействию покаяния, а к юрисдикции судебной, которая может быть
отправляема не в силу только епископской власти, а, по делегации
(delegato) и по поручению (mandalo), лицами нижних церковных инстанций,
могущими не иметь даже пресвитерского сана. Средневековые католические
канонисты стали различать два вида великого О.: простое (excommunicatio
major simplex) и торжественное (exc. major solemnis); последнему усвоено
специально название анафемы. Первое стало функцией низших церковных
судей, второе - епископата. Существовало еще малое О. (exe. minor),
которое не исключало из церкви и лишало только участия в таинствах. Оно
носило название врачующего (medicinalis), в противоположность великому,
которое называлось смертоносным (mortalis). Во времена констанцского
собора отлученные делились на ехсоmmunicati tolerati, над которыми не
было произнесено судебного приговора в смысле поименного О., и
excommunicati vitandi, sea non tolerati, подвергшиеся О. поименно.
Подвергшийся анафеме лишался "права уст", т. е. лобзания и разговора и
всякого другого способа (письменного или знаками) общения с верными. С
ним нельзя было вместе молиться, трапезовать, спать или жить.
Анафематствованный не мог быть ни судьей, ни истцом по собственным даже
делам, ни свидетелем, ни адвокатом, ни нотариусом, не мог ни вступать с
кем-либо в договоры, ни составлять завещание. Пипин Короткий постановил
презрителя церковного отлучения предавать гражданским наказаниям. По
законам Людовика Св. отлученный в течение года и одного дня оставался
неприкосновенным для светского суда; но если в течение этого времени он
не получал разрешения, то светский суд имел право конфисковать его
имущество и заключить его самого в оковы. По закону Фридриха II
отлученный, пробывший в О. более шести недель, если затем в продолжение
года он не освобождался от О., то формально становился "вне закона". В
настоящее время в католической церкви О. малое, как относящееся к сфере
чисто церковной жизни, практикуется повсеместно согласно церковным
правилам; что же касается О. великого или анафемы, то гражданские
правительства, а также свободномыслящие католические богословы (Гиншиус,
Фридберг и др.) часто высказываются против его применения, на том
основания, что оно касается более или менее гражданского состояния
отлучаемого. Против такого мнения сильно полемизировали ультрамонтанские
католические богословы и канонисты. В Пруссии применение великого О.
считается воспрещенным. У протестантов великое О. в католическом смысле
было отвергнуто еще Лютером; удержано лишь О. малое (excommunicalio
minor), при чем на первых же порах произошло по этому предмету
разногласие между лютеранами и реформатами. Первые считали его функцией
духовенства, вторые - функцией церкви, как общины. С учреждением
консисторий у лютеран О. отнесено к кругу их деятельности. При
безуспешности мер увещания лиц, живших в грехах, пастор негласно отлучал
их от причащения, восприемничества и венчания; это считалось О. малым.
Если оно оказывалось недействительным, то грешник вовсе отлучался от
церковного общения (кроме слушания проповеди), а также от общения с
чадами церкви в общежитии (за исключением деловых отношений); это
считалось О. великим. С течением времени О., как и публичное покаяние,
выходит у протестантов из церковной практики. В русской церкви, в период
допатриаршеский, О. (извержение, проклятие, клятва, запрещение)
изрекалось за ересь, за "преобидение" церкви Божьей, ее суда и ее
священнослужителей, а со времени "собирания русской земли" - также
против тех, кто действовал против московского правительства (позже -
против государственных преступников, начиная с Гришки Отрепьева и кончая
Пугачевым). При Петре I закон о престолонаследии был издан под угрозой
не только смертной казни, но и "церковной клятвы" его нарушителям.
Митрополиты древней Руси произносили О. иногда на князей и на целые
области (см., "Истор. Русской Церкви", т. V, стр. 86). По правилу
митрополита Иоанна О. подвергаются державшиеся идолопоклонства, виновные
в многоженстве, одновременном и последовательном, продающие своих
слуг-христиан поганым, кровосмесники, не причащавшиеся, употребляющие
мясо в великий пост. О. состояло в признании отлученного чуждым церкви,
пока он не оставит грех свой. Правило митрополита Кирилла лишает
отлученного, после его смерти, молитв иepeйских и погребения близ
церкви; оно грозить отлучением держащимся бесовских обычаев, в праздники
творящим позоры с свистанием и кличем, бьющимся дреколием до смерти и т.
п. Стоглавый собор понимал О. в смысле недопущения к богослужению и
отказа в принятии каких-либо приношений для церкви от отлученных. При
патриархах возник на Руси новый вид О. - О. вседомовное, которому
священник мог подвергать своего прихожанина, со всем его домом, за обиды
церкви Божьей, т. е. за нарушение прав храма и причта. Иногда такому О.
подвергался целый приход, при чем сам храм закрывался. "Духовный
регламент" Петра I различает О. великое (анафему) и малое. О. великое
назначалось после безуспешных священнических увещаний, за открытое
хуление имени Божья, Св. Писания, церкви, за уклонение от причащения в
течение более года, и состояло в том, что, по определению синода,
отлученному запрещался вход в церковь и общение ее таинств; если бы он
силой или хитростью проник в храм, то, доколе он в нем находился,
богослужение приостанавливалось. Письменный или печатный текст О.
прибивался к дверям приходской церкви или всех церквей епархии. В случае
окончательного отказа отлученного раскаяться, он передавался в
распоряжение светской власти, которая, по истечении шести недель со дня
публикации о учиненном О., поступала с ним, как с "шельмованным",
который, по военным артикулам того времени, ни в какое дело, ниже в
свидетельство не принимался и не мог даже требовать суда; если кто его
ограбит, ранит, побьет; лишь за убиение его виновный подвергался
законной ответственности. "Подвергнутый анафеме подобен есть убиенному",
выражается регламент. Малое О., по регламенту, мог произнести и священ
ник своей личной властью, не донося синоду. Постановления регламента
относительно О. применялись в церковной практике лишь в первое время
существования синода; позже, в продолжение всего XVIII в., практикуется
вновь "О. вседомовное", хотя оно и было отменено указом Петра I.
Обыкновенно по изречении вседомовного О., синод распоряжался о закрытии
церкви, а священника и причт назначал на другие места. Случаи
вседомовного О. со времени учреждения синода встречались, впрочем, очень
редко; они вызывались, большей частью, самодурством средних и низших
органов гражданской администрации. С исчезновением подобных фактов из
русской жизни исчезает и вседомовное О., как исчезает, еще в XVIII в., и
церковная анафема на государственных преступников с поименным их
перечнем. Личное церковное отлучение и в настоящее время, однако,
признается в принципе, в действующем государственном законодательстве.
Ст. 83 и 371 Устава гражд. судопроизводства говорят о недопущении к
свидетельству лиц, отлученных от церкви духовным судом, ст. 95 и 706
Устава угол. судопр. - о недопущении таких лиц к свидетельству под
присягой. В церковно-судебной практике настоящего времени О. совершенно
неизвестно. См. Н. Суворов, "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции
церкви в период вселенских соборов" (Ярославль, 1884); его же, "О
церковных наказаниях" (СПб., 1876; здесь указана и иностранная
литература предмета).
Н. Б - в.
Оттава (Ottawa, прежний Байтаун): 1) гл. гор. Канадских владений в
Сев. Америке, в пров. Онтарио, на правом берегу р. О. Огромные
лесопильные заводы, пользующиеся водяной силой водопадов и производящие
лесного материала на 5 милл. долларов в год. Национальная галерея,
рыболовная выставка, нормальная школа, университет (с 500 студентам и
католиками), 17 церквей; 5 ежедневных газет. Жителей 44154 (1891 г.). 2)
Два мст. в Сев. Ам. Штатах, в Иллинойсе и Канзасе.
Оттон I Великий (912-973) - германо-римский император, сын немецкого
короля Генриха I (Птицелова) и второй его жени Матильды. Еще при жизни
отца, с обходом старшего брата Танкмара, назначен был преемником Генриха
8 авг. 936 г избран в Аахене представителями всех немецких племен и
коронован архиепископом майнцским. Решительный и энергичный;
внушительный по наружности, ловкий во всех рыцарских состязаниях,
благочестивый в духе своего времени, милостивый и обходительный с
народом, верный к друзьям и легко примирявшийся с врагами, Оттон много
содействовал возвышению авторитета германской нации и усилению
государства внутри и извне. С самого же начала ему пришлось бороться с
большими затруднениями. Чехи и венды восстали против него; в Баварии
сыновья герцога Арнульфа, после смерти отца, самовольно завладели
герцогскими правами. О. подчинил их себе, лишил их власти и подавил
также восстание своего брата Танкмара (938) и герцога Эбергарда
Франконского. Продолжительнее была борьба О. с младшим его братом,
Генрихом, вступившим в союз с Эбергардом Франконским, Гизельбертом
Лотарингским I Фридрихом Майнцским и пользовавшимся поддержкой
французского короля О., победил противников при Биртене в 939 г.; оба
герцога погибли при Андернахе, вскоре должен был сложить оружие и
Генрих. В 941 г. он еще раз покушался на жизнь брата, но был прощен и с
тех пор оставался верным сторонником короля. О. отдал Лотарингию своему
зятю Конраду Рыжему, Баварию - брату своему Генриху, Швабию - своему
сыну Лудольфу; Франконию и Саксонию он удержал за собой, но в 961 г.
отдал последнюю Герману Биллунгу. Брата своего Бруно он поставил
архиепископом кёльнским. Он правил строго, но справедливо, держал
вассалов в повиновении, сделал свой блестящий двор центром государства,
увеличил коронное имущество и сумел найти опору в духовенстве. В 950 г.
ему удалось снова подчинить себе вендов и чехов; в 947 г. предпринял
победоносный поход против датчан. Основанием многочисленных епархий он
стремился укрепить и распространить христианство на С и В Германии.
Сделав империю свою могущественнейшей из всех христианских государств,
он в 951 г" призванный на помощь Адельгейдой, вдовой Лотаря (XVIII, 27),
перешел через Альпы, женился (первая жена его Эдита умерла в 946 г.) на
Адельгейде и принял титул короля Италии. Подавив еще восстание своих
сыновей Лудольфа и Конрада Рыжего в 953-954 гг. и отняв у них
герцогства, О. 10 авг. 955 г. в долине р. Леха близ Аугсбурга, одержал
блестящую победу над венграми, у которых отнял баварскую вост. мархию. В
961 г. он снова направился в Италию, прогнал Беренгара, завладевшего
королевской властью, 2 февр. 962 г. был коронован римским императором и,
таким образом, основал священно-римскую империю германской нации. Этим
он указал своим преемникам путь к мировому господству и запутал их в
борьбу, которая хотя и содействовала развитию культуры, но причинила
много вреда самой Германии. Два восстания римлян он подавил и отнял
папскую власть у Иоанна XII и Бенедикта II. Не удалось ему только
завоевание Нижней Италии. Он умер в Тюрингии и похоронен в основанном им
магдебургском соборе где ему поставлена была конная статуя. Наследовал
ему сын его Оттон II. Ср. Vehse, "Kaiser Olio der Grosse und sein
Zeitalter" (3 изд., Лпп., 1817); Kopke und Donniges, "Jahrbucher des
Deutschen Reichs unler Otto I" (Б., 1838-39); их же, "Kaiser Otto der
Grosse" (Лпц., 1876).
Отшельники - аскеты, христианские подвижники, отшедшие, т. е.
удалившиеся от общества в места уединенные, чтобы с большим удобством
предаваться подвигам аскетизма. Ср. Анахореты и Монашество. См. П.
Казанского, "История монашества на Востоке" (М., 1854-1857); об
отшельничестве в России - "Историю русской церкви" митроп. Макария. Ряд
рассказов об отшельниках русских, в особенности нового времени, помещен
в "Душеполезном Чтении", "Страннике", "Христианском Чтении" и др.
духовных журналах.
Оуэн (Роберт Owen) - один из первых социальных реформаторов XIX в.
(1771-1858). Сын бедного торговца в Валлисе, О. учился в элементарной
школе, потом был приказчиком в торговом доме и посвящал все свои досуги
чтению и поискам "истинной религии". В Манчестере он сошелся со многими
членами местного философского и литературного общества, особенно дружил
с доктором Парсивалем, которым впервые была высказана мысль о
необходимости рабочего и санитарного законодательства. Сам О. читал в
этом обществе несколько докладов о рабочем законодательстве. В это время
он страстно увлекался химией. Весь мир представлялся ему как химическая
лаборатория, а на человека он смотрел, как на сложнейшее химическое
соединение. Найдя новые способы для обработки грубого американского
хлопка, О. на 20 году сделался управляющим хлопковой мануфактуры.
Женившись на дочери фабриканта Дэля, он стал его партнером, а затем
владельцем нью-ланаркской фабрики, где и проработал большую часть своей
жизни. Здесь окончательно сложились его взгляды на человечество и на