<< Пред. стр. 736 (из 1179) След. >>
процессов.История П. анатомии. Отдельные изменения всевозможных частей
человеческого тела вследствие различных болезненных процессов были уже
известны в глубокой древности, но почти вплоть до ХVIII стол. П.
анатомия ограничивалась одним лишь описанием каких-либо чрезвычайных
аномалий, уродств, громадных опухолей и т. под. Но с течением времени, с
общим подъемом науки, росла и потребность сопоставления и определения
связи прижизненных явлений в организме во время болезни с изменениями:
которые могли быть найдены при вскрытии. Эта задача всего ранее была
сознана в Италии, где ее указали Фантони (1652 - 1692) и в особенности
его сын Джованни (1676 - 1758), оба профессора и придворные врачи в
Турине. Настоящим основателем П. анатомии, как науки, нужно считать
ДжованниБаттиста Морганьи, знаменитого автора классического труда,
вышедшего в 1761 г. : "De sedibus et causis morborum per anatomen
indagatis". Автор считал своей главной задачей установить границы между
физиологическими и патологическими формами тканей и, путем сопоставления
посмертных изменений с прижизненными явлениями, начертить картину
сущности болезненного процесса и его условий. Из непосредственных
учеников Морганьи особенного внимания заслуживают миланский профессор
Монтеджиа (1762 - 1805.), Ланцизи, Альбертини. Во Франции особенно
прославились Сенак, Льето, в Голландии Зандифорт, Бонн, в Германии
Гоффман, ученики Галлера - Меккель, Редерер, Вагнер. Блестящих успехов и
необычайного развития достигла П. анатомия в настоящем столетии. Уже в
самом начале на ее успехи оказали влияние работы Биша. Лучшим отражением
их явилось соч. лондонского врача Бейльи (Matthew Baillie): "Morbid
anatomy" (1799 - 1802). В 1802 г. впервые появились на нем. языке
"Aphorismen aus d. patholog. Anatomie" профессора Феттера в Вене,
профессора Лобштейна в Страсбурге, где им основан знаменитый
пaтoлoгo-aнатoмичecкий музей, Меркеля, Альберса и др. В более близкое
нам время, приблизительно ок. половины настоящего столетия, громадную
реформу в области П. анатомии произвел Рудодьф Вирхов, который вывел ее
из состояния описательной науки и поднял на высоту философского,
умозрительного предмета. Он ввел в широких размерах не только
гистологические методы исследования, но и экспериментальные работы. Его
руководящие принципы, из которых достаточно упомянуть "omnis cellula е
cellula" до сих пор господствуют в науке и, благодаря им, П. анатомия
представляет теперь одну из самых точнейших медицинских дисциплин. На
ряду с Вирховым, ученики которого рассеяны по всему миpy, следует также
упомянуть знаменитого венского профессора Рокитанского , который
обогатил науку множеством весьма точных исследований.
В России П. анатомия преподавалась уже в конце первой и в течение
всей второй четверти настоящего столетия. Практические занятия
существовали уже в сороковых годах. Но главная заслуга широкой
постановки ее преподавания принадлежит петербургскому профессору М. М.
Рудневу (1837 - 1878), одному из любимейших учеников Вирхова. Рудневу
принадлежит честь создания целой школы, усвоившей его методы
преподавания, благодаря которым патологическая анатомия в России стоит
всегда на уровне развития этой науки на Западе, при чем и русские врачи
обогащают ее множеством прекрасных и разносторонних работ.
Г. М. Г.
Патология (от греч. слов pathos - болезнь и logos - изучение) - отдел
медицины, изучающий сущность, причины и симптомы болезней. П. одна из
самых древних наук, получившая весьма значительное развитие за много
веков до Р. Хр. П. подразделяют на общую и частную. Первая отыскивает и
устанавливает законы, по которым совершаются всевозможные уклонения от
нормы; она изучает род болезненных типов. Частная П. изучает
всевозможные болезненные состояния, смотря по различным органам,
возрастам и даже полам. Прежде, поэтому, различали П. внутренних
болезней (внутреннюю медицину, pathologie interne, Innere Krankheiten) и
П. наружных болезней - хирургию (pathologie externe). Но с развивающимся
все более и более успехом наук стали подразделять эти две главные группы
на целый ряд мелких отделов: гинекология, педиатрия, отиатрия,
офтальмология, дерматология, сифилидология, хирургия, ринология,
психиатрия и др. Каждая из этих отраслей наук описывает соответственные
отдельные болезни. В отличие от частной, общая П. оставляет совершенно в
стороне описательную сторону этих явлений; она не рассматривает в
частности отдельных видов болезней со всеми их признаками и условиями,
которые могут вызвать каждый частный вид заболевания. Она исходит от
функции каждого органа или каждой системы тела и определяет в каждом
болезненном явлении, в чем заключается уклонение от нормального
жизненного процесса. По отношению к различным отделам частной П. она
является общей , в смысле объединения однородных процессов; по отношению
к физиологии, изучающей функции здорового организма, она является
патологическою физиологией.
До второй четверти настоящего столетия общая П. совершенно лишена
была экспериментального характера и была ничем иным, как чисто -
метафизическим толкованием сущности и причин болезней. Лишенная
устойчивых основ, общая П., со времени Гиппократа, являлась смесью самых
противоположных учений. Отраслью положительного знания общая П.
становится лишь со второй четверти настоящего столетия, со времени
открытия клетки, т. е. с того момента. когда явилась возможность в
измененной морфологии клеток находить материальный субстрат для
различных болезненных явлений. Чем больших успехов достигала физиология,
тем более точный данные вырабатывала и общая П. В настоящее время она
представляет чисто экспериментальную науку, изучение которой мыслимо
только в лабораториях. Громадную заслугу в ее развитии, начиная со
второй половины настоящего столетия, имели немецкие ученые: Вирхов,
Конгейм, Самуэль, Либермейстер и др.; во Франции труды физиологов
Клод-Бернара и Лонже также внесли много света в сущность 6олезненных
процессов, происходящих в организме. В России общая П. занимает высокое
положение в числе ее представителей выдаются Лукьянов, Пашутин,
Подвысоцкий и др. Особенно ценные работы по общей П. выходят из
института экспериментальной медицины в СПб., под руководством проф.
Лукьянова, Ненцкого, доц. Ускова, Виноградского и др. В настоящее время
работы русских врачей по общей П. печатаются как в "Архиве Биологических
Наук", издав. институтом, так и в "Русском Архиве П., Клинической
Медицины и Бактериологии", издающемся под ред. проф. Нодвысоцкого, в
Киеве.
Патриархи (patriarchV - родоначальник, праотец) - так называются в
Свящ. Писании (см. напр. Деян. Апост. VII, 8, 9; Посл. к Евр. YII. 4)
благочестивые родоначальники народа Бодая (еврейского), жившие до
закона, данного на Синае, и бывшие исключительными носителями истинной
религии и связанного с нею обетования о Спасителе. Первые десять П.
(Адам, Сие, Енос, Каинан; Малелеил, Иаред, Енох, Маеусал, Ламех и Ной),
как жившие до потопа, наз. допотопными П.; все они наделены были
необычайною долговечностью и служили живыми хранителями и
истолкователями вверенного им обетования. Из П., живших после потопа,
особенно замечательны Авраам, как отец и родоначальник нового поколения
верующих, а затем Исаак, Иаков и Иосиф. Со смертью Иакова и Иосифа
оканчивается патриархальная эпоха библейской истории. Отличительною
особенностью ее является близкое и непосредственное общение П. с Богом и
управление народом на основании общепризнанных нравственных правил, еще
не соединенных в формальное законодательство (кроме первичного свода в
"Ноевых законах"). В жизни П. усматривается как бы прообразование
будущих событий. Так, соединение в Спасителе божеского и человеческого
естества изображено в лестнице, виденной Иаковом; Его страдания,
понесенные Им от своего народа, но сделавшиеся источником благословения
для всего человечества - в приключениях Иосифа; Его крестная смерть и
воскресение - в жертвоприношении Исаака. Странническая жизнь П. не
дозволяла им избрать какое-либо одно место для богослужения; время и
место для принесения жертв определялись или явлениями Божьими, или
какими-либо особыми знаками небесного благоволения. Ознаменованное таким
образом мес. то богослужения и созданный однажды жертвенник навсегда
пользовались особенным уважением и обыкновенно избирались П. для новых
жертвоприношений. такими местами богослужения были гора Mopиa, дубрава
Мамре. Вефиль, Вирсавия и др. В среде П. все обетования передавались по
праву первородства, получаемому чрез особое благословение; охранялась
святость брака и отвергалось всякое смешение с идолопоклонниками (Быт.
XXXIV, 7, 13, 31; ХХХVIII 24; XXVI, 34, 35; XXVII, 46). Почтительное
повиновение родителям считалось главнейшею добродетелью. Семейная жизнь
отличалась первобытною простотою; брак заключался с благословения и
указания родителей; известны, однако, примеры своевольных браков (напр.
женитьба Исава), ведших к семейным раздорам и недовольству. В Mиpских
делах господствовала патриархальная форма правления: власть
сосредоточивалась в руках главы семейства или рода, патриарха; он
распоряжался судьбою своих детей и домочадцев, производил суд и
расправу, имел право жизни и смерти (Быт. Л. ХХXVIII, 24) и в случае
внешней опасности являлся полководцем (как напр. Авраам); за которым
признавалось право войны и мира. Все эти права и обязанности не имели
еще вполне определившегося характера и вытекали лишь из естественного
положения отца, обязанного заботиться о защите и благосостоянии своего
рода. См. А. П. Лопухин, "Руководство к библейской истории Ветхого
Завета" (СПб., 1888); его же, "Библейская история при свете новейших
исследований и открытий" (Ветхий Завет; СПб., 25 1839); А. Лебедев.
ветхозаветное вероучение во времена патриархов" (СПб., 1886).
Патриотизм - любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь
человечества держалась на кровной связи между членами отдельных
небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством
семейным. Такой первичный П. рода или племени совместен и с кочевым
бытом. При переходе племен к оседлому земледельческому биту, П. получает
свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это
чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый
элемент Я. - привязанность к своей культурной среде или к родной
гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма, как
природного чувства, соединяется его нравственное значение, как
обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям,
расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится
обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых
родители произведи бы только физическое существо, но не могли бы дать
ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание
своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение
образуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное значение.
Отечество не было только географическим и этнографическим термином - оно
было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, было более
или менее отдаленною трансформацией умершего родоначальника. Таким
образом служба родине была деятельным богослужением, и П. совпадал с
благочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как такая,
создавалась культом: отечество было землею отцовских богов, и потому
беглецы, уносившие с собою этих богов, через них основывали новое
отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для
завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм
различных культов, преобладавший у эллинов, также содействовал
ослаблению местного П. К концу древнего мира греческое смешение и
римское поглощение привели к образованию двоякого П., окончательно
упразднявшего этнографические и географические границы: П. общей
государственности (воплощенной окончательно в лице императора, на
которого в учреждении кесарской апофеозы было перенесено и религиозное
значение общего отечества) и П. высшей культуры. У евреев П. хотя
сохранял преобладающий религиозный характер, но при этом стал также
универсальным. Через духовную работу пророков еврейского народ дошел до
сознания, что его племенной и местный Бог есть единое Божество над всем
миром. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должно
было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божием. К
познанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и этим
освящался П. национальный, но лишь под условием всечеловеческой
солидарности, т. е. как любовь к своему народу не против других, а
вместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознания
большинством человечества этого высшего требования нужен был еще не
окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием
исключительно национального П. и враждебного соперничества народов. В
средние века народная вражда не имела принципиального значения, уступая
теократической идее (царства Божия), в двух ее исторических
материализациях - церковной (папство) и государственной (империя).
Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно
подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального
порядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое
самоотречение и покорность чужому завоевателю, как второй Исаия видел
спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот
Италии, Дант, призывал для спасения своего отечества немецкого
императора из-за Альп. В чисто национальном виде патриотическое чувство
ярко проявилось в начале XV в. во Франции, в лице Жанны д'Арк. Столетняя
война французов с англичанами не имела принципиального характера в
других отношениях: в религиозном - обе стороны принадлежали к одной и
той же церкви, в политическом - к одному и тому же
феодально-монархическому строю; основы быта общественного были одни и те
же; война представлялась сначала лишь династическою борьбою Валуа и
Плантагенетов за престол Франции. Но постоянные встречи с чужими
народным характером мало по малу пробуждали у французов ревнивое чувство
своей народности и вызвали наконец откровение национальной идеи. Жанна
д'Арк впервые дала простую и ясную формулу чисто национальному
патриотизму: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь
среди себя своего собственного верховного главу. В Германии столетием
поздние возбуждение национального П. в борьбе с чужеземною церковною
властью ослаблялось и осложнялось принципиальным религиозным значением
этой власти, которое для многих перевешивало национальные требования.
Вследствие этого произошел раскол между немцами католиками: и немцами
протестантами, и национальный П. Германии мог утвердиться только в XIX
в., с ослаблением религиозного чувства и под влиянием внешней борьбы за
политическое существование против двух Наполеонов. Подобным же образом в
борьбе с чужими элементами развивался национальный П. и в других
странах. В настоящее время он достигает, по видимому, своего
кульминационного пункта. В передовой европейской стране - Франции - П.,
для большинства нации, заменил собою религию. Первоначально отечество
было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само
признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней
мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое
идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою
враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. В историческом
процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих
человечество, так что исключительное национальное обособление становится
физическою невозможностью. Повсюду сознание и жизнь приготовляются к
усвоению новой, истинной идеи П., выводимой из сущности христианского
начала: "в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему
отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех
высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы".
Вл. Соловьев Патристика (от pathr, pater) - одна из богословских
наук, имеющая своим предметом изучение творений св. отцов церкви и
систематическое изложение содержащегося в них учения. В христианской
церкви название "отца" усвояется, еще со времен апостолов, вообще
пастырям церкви. В более специальном смысле название "св. отцов церкви"
усвояется тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили
изложение и объяснение веры христианской, принятое церковью к своему
руководству. Из ряда "отцов церкви" особенно выделяются "вселенские
учители", имеющие наивысший личный авторитет в церкви, как оказавшие ей
особые услуги защитою, формулированием и разъяснением догматов веры. В
восточной церкви такое значение усвояется св. Василию Великому, Григорию
Богослову, Иоанну Златоусту и Афанасию Александрийскому , на Западе, -
кроме того Иерониму Стридонскому, Августину Гиппонийскому, Амвросию
Медиоланскому и папе Григорию Вед. Кроме того, западная церковь имеет
так наз. doctores ecclesiae, к которым причисляются: Лев Великий, Фома
Аквинат, Бернард Клервосский (с 1830 г.), Гиларий Пуатьерский (с 1852
г.), Франциск Салийский (с 1875 г.). Некоторые богословы ограничивают
существование в церкви "отцов церкви" известным периодом времени; на
Востоке - от начала церкви до Иоанна Дамаскина ( 754 г.), на Западе - до
Григория Великого включительно ( в 601 г.); по мнению других - до XIII
в. Ультрамонтанские богословы думают, что папа во всякое время может
возвести в звание отца церкви кого признает достойным. Церковь восточная
не имеет писанного канонического постановления по этому предмету, но
богословы и патрологи большею частью думают, что так как церковь всегда
одна и та же и всегда обладает одними и теми же благодатными силами, то
в ней во всякое время возможно явление лиц, обладающих дарованиями
святоотеческими и могущих быть признанными в качестве "отцов церкви", по
суду самой церкви. По этому-то в русской П., напр. Филарета
Черниговского ("Историческое учение об отцах церкви"), излагается и
рассматривается учение св. Димитрия Ростовского и других, ранее его
бывших святых иерархов, оставивших после себя писания. Нахождение в лике
канонизированных святых и согласие с учением церкви считаются на столько
необходимыми для причисления к отцам церкви, что даже такие великие
богословы христианского мира, как Климент Александрийский, Оригень,
Евсевий Кесарийский, Тертуллиан не признаются "отцами церкви", а лишь
церковными писателями; восточная церковь не удостаивает этого титула
Иеронима и Августина, как не канонизованных ею в качестве святых.
Литература П., в смысле науки, занимающейся систематическим изложением
учения св. отцов, обильна монографиями об отдельных св. отцах, но скудна
полными систематическими курсами, содержащими в себе полное изложение
учений всех отцов церкви. Из старинных сочинений имеют доселе некоторое
значение книги Бонавентуры, "De optima legendarum ecclesiae patrum
methodo" (ХII в.), и Daille, "De usu Patrum" (1618). Лучшая из
современных П. - "Patrologie" Мёлера, "Patrologie" Альцога; Boehringer,
"Kirchengeschichte in Biographien" (1873); Ebert, "Geschichte der
christl. Catholisch. Literatur" (1874). Единственная система П. в
русской литературе - "историческое учение об отцах церкви" Филарета,
apxиеп. Черниговского собственно патрология, а не П. Более или менее
общий недостаток всех современных систем П. - недостаток генетического
метода при изложении святоотеческих учении, т. е. выяснения отношения
учения одних к учению других (напр. западных к восточным),
преемственности и последовательности развития богословских идей и
зависимости их друг от друга чисто литературной. Каждая из известных П.
представляет более механически сбор патристических монографий, чем
систему.
Патриции (Patricii). - В Риме слово П. имело в разные эпохи различное
значение. В царский период под П. подразумевались граждане, имевшие
отца, т. е. по рождению приобретавшие в полном объеме права, которыми
обладал pater familias; а так как patres familiae могли быть только
cives optimo iure, т. е. не клиенты и не плебеи, то под П.
подразумевались полноправные, свободно рожденные (ingenui) дети коренных
римских граждан, принадлежавших к трем исконным трибам (Ramnes, Titles и
Luceres) и разделенных на роды (gentes). Как члены рода и сыновья
представителей семейств, патриции относятся к patres точно также как
dediticii, т. е. дети (потомки) покоренных, относятся к dediti; т. е. к