<< Пред.           стр. 739 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 утратили своего значения и в настоящее время. Считая гармонию одним из
 основных начал всего существующего, Пифагор перенес это представление и
 на человека. Привести в гармонию различные душевные отправления,
 достигнуть надлежащего равновесия между телесною и душевною стороною
 человеческого существа - такова задача воспитания. Чтобы не вредить
 гармонии, Пифагор советует не действовать на честолюбие питомца, а также
 не прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармонии
 служит привычка. Сократ, исходя из убеждения, что добродетель есть
 знание и что ей, поэтому, можно учиться, явился наставником афинского
 юношества и создателем особого приема преподавания, носящего его имя.
 Ряд наводящих вопросов как-бы помогал мысли родиться в голове другого
 (Сократ сам себя называл акушером мысли). Больше разработаны взгляды на
 воспитание у Платона. Задавшись целью нарисовать картину возможно
 лучшего государственного строя, Платон, в своем "Государстве", смотрит
 на воспитание, как на могучее орудие в руках власти. Так как высшую цель
 человеческой деятельности Платон видит в познании идей, то и все
 воспитание должно, по его мнению, давать необходимую подготовку к этому
 познанию. Не все, однако, оказываются способными созерцать идеи: часть
 молодежи, не обнаружившая в 20 и затем даже в 30 лет выдающихся
 способностей, поступает в ряды защитников отечества, те же, которые
 выдержали надлежащее испытание, продолжают дальнейшие занятия науками,
 главным образом диалектикой, наукой об идеях. Только в 50 л.
 оканчивается весь курс образования. Так вырабатываются философы,
 аристократы мысли, которым должны быть предоставлены все высшие госуд.
 должности: познавая идеи, они в состоянии установить истинный госуд.
 строй, все же остальные люди должны только им подчиняться. По мнению
 Платона, весьма важно воспитание в раннем детстве, когда кладется основа
 последующему развитию. Период ухода, как только ребенок научится
 говорить, сменяется периодом игр и сказок. Игры - незаменимое средство
 воспитания в этом возрасте; благодаря им, дитя незаметно npиобретает
 целый ряд элементарных знаний. С седьмого года начинается период
 систематического обучения, прежде всего - гимнастике и элементарной
 музыке, с 10 лет - грамоте, с 13 - поэзии и музыке, с 15 - математике, с
 18 - военным упражнениям. Ближе к действительности Аристотель, в своей
 "Политике" также изложивший вполне законченную педагогическую систему.
 Соглашаясь с Платоном, что интересы государства неразрывно связаны с
 задачами школы, Аристотель подчеркивает значение общего образования, в
 зависимости с строем того общества, в котором питомцу придется
 действовать. Аристотель различает: 1) физическое воспитание, 2)
 воспитание неразумной части человеческой души или нравственное
 воспитаниe и 3) воспитание разумной души ил умственное воспитание.
 Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного -
 подражание. Он указывает образовательное значение грамматики, риторики
 (в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисования) и
 политики, которую мы бы теперь назвали социологией. В основных своих
 воззрениях опирается на Платона и Аристотеля Квинтилиан, который, в
 своем "Наставлении к ораторскому искусству", поставил себе задачей
 указать, как можно подготовить дельного оратора; но так как, по
 убеждению Квинтилиана, оратором может быть только образованный и
 благовоспитанный человек, то и взгляды Квинтилиана гораздо шире, чем это
 представляется по заглавию его труда. Способность к образованию
 прирожденна человеку, как коню - его бег, хищному животному - лютость и
 т. п. Дать образование может, однако, не всякий, а только тот, кто
 знаком с необходимыми для того приемами, а также с условиями психической
 жизни питомца. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, так
 как только в школе могут развиваться социальные чувства. Телесное
 наказание порождает только рабские наклонности и свидетельствует, прежде
 всего, о полной неспособности воспитателя. Образовательный курс
 Квинтилиана состоит из семи свободных искусств, составляющих так наз.
 александрийскую энциклопедию. Квинтилиан остался авторитетом по вопросам
 воспитания и в средние века, и в эпоху возрождения. Правда, блаж.
 Иероним написал "Послание к Лете", в котором дает советы, как
 воспитывать дочь Леты, а блаж. Августин писал "о воспитании новичков",
 желающих посвятить себя духовному званию; но эти произведения не имели в
 последующие века никакого влияния и отличаются крайне узкою точкою
 зрения. Так, Иероним восстает против музыки и желает, чтобы девочка,
 едва научившись складам, составляла из подвижных букв только имена
 апостолов и святых. Пренебрегая земной жизнью и заботясь лишь о жизни
 будущего века, первые христиане не только не думали о гармоничном
 развитии всех сторон человеческого существа, но даже считали одну из
 этих сторон источником греха. Умерщвление плоти и обуздание страстей
 поставлено было идеалом, к которому должен стремиться всякий христианин.
 Такой взгляд тяготел и над средними веками, с их школами, долго не
 покидавшими монастырской ограды. Возрождение наук и искусств положило
 конец этой односторонности. Снова сознанием лучших людей начинают
 владеть воспитательные идеалы древности. Воспитать человека для жизни в
 обществе, человека с здоровым духом и телом - такова задача
 гуманистической П., имеющей много представителей, особенно среди
 итальянских педагогов XIV - XV вв. (соч. Вержерио - "О благородных
 нравах и свободных занятиях", Вежио - "О воспитании детей", и целый ряд
 других, посвященных воспитанию княжеских детей). Оригинальные
 педагогические взгляды испанца Вивеса , который, наряду с беспощадной
 критикой современной ему науки, указывал на необходимость заводить
 благоустроенные школы, с хорошими учителями и с новыми программами. Ему
 же принадлежит и первое по времени, довольно обширное сочинение,
 посвященное женскому образованию ("Об образовании женщины христианки").
 Многие гуманисты примкнули к реформации и стали деятельными помощниками
 Лютера в устройстве школ. Первое место здесь принадлежит Меланхтону,
 написавшему несколько учебников, составившему первый школьный уставь и
 подготовившему много дельных педагогов. Под его влиянием такие деятели
 школы, как Штурм, Неандер, Троцендорф, положили начало той разновидности
 в гуманистической П., которая ныне слывет под именем классицизма и не
 переставала иметь многих приверженцев на практике и в теории, особенно в
 Германии. Унижая родной язык, вводя в круг предметов преподавания
 греческих и римских авторов, педагоги классики мало помалу, особенно
 когда увлечение гуманизмом улеглось, отдалились от запросов жизни. В
 виде реакции против них появилась попытка отказаться от традиционных
 знаний и построить новую науку. Современники Бакона начинают требовать,
 чтобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера к
 правилу, от более близкого и знакомого к более отдаленному. Полным
 выразителем новых требований является Амос Коменский, но и ранее его
 Ратке (Ратихий) уже учил, что преподавание должно идти на родном языке,
 сообразоваться с естественным ходом развития детей, пользоваться
 индуктивным методом и избегать принуждения. Горячо ратуя за то, чтобы
 усвоение знаний было как можно больше облегчено для учащегося, Коменский
 указывает много дидактических приемов, вошедших в педагогический обиход
 настоящего времени. Золотым правилом для учителей Коменский считает
 наглядность. 0бразование должно начинаться в материнской школе и
 продолжаться в народной, латинской и университете. Введя в школу массу
 знаний о природе и человеке, Коменский сделался основателем
 реалистического направления в П. Другой крупный представитель этого
 направления, Локк, в своих "Мыслях о воспитании" несравненно более
 Коменского принимает во внимание законы развития человека и делает
 выводы, главным образом, на основании данных психической жизни, не
 прибегая к помощи авторитета Св. Писания или какихнибудь случайных
 соображений, как это было у Коменского. С особенною основательностью
 Локк разбирает некоторые вопросы педагогической психологии, напр. вопрос
 о привычке, о недостатках детей, о наказаниях и наградах, о значении
 среды и др. Приобретению знаний Локк отводить второстепенное место и
 потому лишь вкратце затрагивает вопросы дидактики и педагогики. Особенно
 широкую известность педагогический натурализм получил благодаря Руссо .
 В своем "Эмиле" он требует воспитания согласного с природою, считая
 безрассудством прилаживаться к существующему социальному строю. Нечего
 думать заранее о какой-нибудь определенной профессии или положении:
 "жить - вот ремесло, которому я хочу научить Эмиля". Предоставить
 питомца самому себе и вместе с тем не спускать с него глаз и, незаметно
 для него, окружать его подходящею обстановкою - такова трудная задача,
 которая ставится воспитателю. Увлечение "Эмилем" отразилось особенно у
 Базедова, с его филантропином, устроенным на совершенно новых началах: в
 классах ученики вели себя как хотели; преподавание шло по возможности
 под открытым небом, среди природы; между ученицами должно было царить
 чувство товарищества. Не менее был увлечен "Эмилем" и Песталоцци ,
 стремившийся построить свою систему воспитания на "физико-механических
 законах" человеческой природы. Песталоцци всесторонне разработал теорию
 наглядного обучения, элементы которой находятся уже у Коменского и
 Руссо. В то же время он - творец методики элементарных предметов
 обучения (грамота, письмо, счет, рисование) и пламенный защитник идеи
 народного образования. Самые значительные направления немецкой П.
 текущего века (Фребель, Гербарт, Бенеке, Дистервег) примыкают к
 Песталоцци. Наибольшим распространением пользуется в настоящее время
 система П. Гербарта . Высшая цель воспитания, по Гербарту - добродетель,
 состоящая в согласии воли с главными нравственными идеями: внутренней
 свободы, совершенства, благорасположения, права и справедливости.
 Гербарт различает три стороны воспитательной деятельности. Прежде всего
 необходимо считаться с некоторой необузданностью ребенка, противоречащею
 всякому порядку. Надо, поэтому, справиться с ребенком, научиться
 управлять им: этот отдел П. Гербарт называет управлением (другие
 педагоги - уходом). Далее следует обучение, имеющее четыре формальных
 ступени: ясность, сочетание, система и метод. Чтобы обучение пустило
 прочные корни, надо затронуть разные стороны психической жизни: мало
 познания - необходимо участие. Познание отражает многообразие предметов
 опыта (эмпирически интерес), приводить к усвоению законов явлений
 (умозрительный интерес) и сопровождается чувством удовольствия или
 неудовольствия; одобрения или неодобрения (эстетический интерес);
 участие может касаться человечества вообще (симпатический интерес), или
 общества (общественный интерес), или, наконец, отношения как
 человечества, так и общества к высочайшему существу (религиозный
 интерес). Следует остерегаться преобладания в обучении какого-нибудь
 одного из этих интересов. Чтобы обучение шло равномерно, следует давать
 предметные уроки, а затем подвергать приобретенные сведения сначала
 анализу, потом синтезу. Третью часть Н. Гербарта составляет учение о
 выправке, дисциплине. Надо сдерживать, определять и руководить питомца:
 сдерживать, чтобы в его поступках сказывалась одна и та же нравственная
 личность; определять, чтобы питомец был в состоянии самостоятельно
 делать правильный выбор между возможностями; руководить, чтобы все
 поступки питомца проистекали из твердого нравственного убеждения.
  При современном состоянии знаний и культуры, в П. различают следующие
 части. 1) Общая П., в которой рассматриваются вопросы о задачах
 воспитания, о возможности его, средствах, значении и т. п. Сюда же
 относят психологические сведения, а также некоторые отделы этики, без
 которых невозможно решить общие вопросы о воспитании. 2) Учение о
 физическом воспитании, куда входят сведения из анатомии и физиологии
 человека. Главнейшею частью учения о физическом воспитании является
 школьная гигиена. 3) Дидактика и общая методика, имеющая своим предметом
 специальное обучение и общие его приемы. Сюда относятся вопросы о
 расположении учебного материала (программа и учебный план), о способах
 преподавания (акроаматический, когда курс излагается без активного
 участия учащихся, сократовский - гевристический или индуктивный,
 катехетический, наглядный). Так как приемы преподавания видоизменяются
 смотря по материалу преподавания, то каждый школьный предмет имеет свою
 особую методику. 4) Училищеведение, куда главным образом входит школьное
 законодательство, вопросы о положении учителей, их обеспечении под
 старость и т. п. 5) История П., рассматривающая в историческом развитии
 как школу, так и те чаяния в школьном деле, которые были высказываемы
 лучшими людьми разных веков. В последнее время это подразделение П.
 подверглось некоторому изменению: стали различать теоретическую,
 практическую и историческую П., относя к практической П. дидактику,
 методику, училищеведение и даже учение о физич. воспитании.
  Самый полный труд по истории П. - К. Шмидта, "История П., изложенная
 во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной
 жизнью народов" (русск. пер. М., 1880; первый том вышел вторым изданием
 в 1890 г.). Живее изложение у К. фон-Раумера, "История воспитания и
 учения от возрождения классицизма до нашего времени" (СПб., 1875 - 78;
 два последние тома подлинника остались не переведенными). Главным
 образом по этим двум трудам Л. Модзалевский составил свой "Очерк истории
 воспитания и обучения с древнейшего до нашего времени" (2 изд., СПб.,
 1877 - 78). В отдельных своих частях много основательного представляет
 сборное изд. К. Шмидта: "Geschichte der Erziehung vom Anfang an bis auf
 unsere Zeit" (Штуттгарт, 1884 и сл.; еще не окончено). Богата
 содержанием работа Фр. Паульсена: "Geschichte des gelehrten Unterrichts
 auf den deutschen Schulen und Universitaten voin Ausgang des
 Mittelalters bis zur Gegenwart" (2 изд., Лпц.; 1896 - 97). Более
 доступны: Квик. "Реформаторы воспитания" (пер. с англ., М., 1893);
 Theod. Ziegler, "Geschichte der Padagogik" (Мюнхен, 1895). По общей
 педагогике: Ziller, "Allgemeine Padagogik" (Лпц., 1884); Kern,
 "Grundriss der Padagogik" (4 изд., Б., 1887); Schiller, "Handbuch der
 praktischen Padagogik" (3 изд., Лпц., 1891; одно из очень
 распространенных руководств по П.); A. Matthias, "Praktische Padagogik
 fur hohere Lehranstalten" (Мюнхен, 1895); W. Toischer, "Theoretische
 Padagogik und allgemeine Didaktik" (Мюнхен, 1896); 0. Willman, "Didaktik
 als Bilduugslehre" (2 изд., Брауншвейг, 1894). Литература по методикам
 отдельных предметов подробно указана у Шиллера. В настоящее время в
 "Haudbuch" Баумейстера(в состав которого входят вышеназванные соч.
 Циглера, Маттиaca и Тойшера) появляются обстоятельные методики по всем
 предметам, преподаваемым в средней школе. По школьной гигиене см.
 Eulenberg und Bach, "Schulgesundheitslehre" (Берлин, 1896 и сл.); П.
 Лесгафт, "Руководство по физическому образованию детей школьного
 возраста" (ч. 1, СПб., 1888).
  Я.Колубовский.
  Педантизм (от итал. pedare, воспитывать) - явление, встречающееся в
 различных областях жизни, но чаще всего сопровождающее ученость и
 педагогическую деятельность. Педант - человек, из-за формы упускающий из
 виду содержание, ревниво соблюдающий привычный порядок в мелочах и
 совершенно замкнувшийся от умственного развития и движение вперед. В
 школе педантизм является истинною язвою, внося безжизненность в живое
 дело и внушая ученикам отвращение к школе. Среди школьных педантов еще
 не так давно систематически практиковались телесные наказания. Лучшая
 гарантия против педантизма - подъем образовательного ценза среди
 учителей. Только человек с хорошим общим образованием может без труда
 избегнуть мертвящего формализма, часто вырождающегося в педантизм с его
 мелочностью.
  Я. К.
  Пекин - или, по принятому у нас северному, пекинскому произношению,
 Бэй-цзинь (т. е. сев. столица), под 39°56'48'' с. ш. и 116°28'38" в. д.
 от Гринвича. Под именем П. известна у европейцев столица китайской
 империи. Получила она его в 1403 г. от третьего минского императора
 Чэн-цзу-Юн-ло, задумавшего перенести сюда столицу из Цзян-нин-фу или
 Нань-кина (т. е. южной столицы), что и было приведено в исполнение в
 1421 г. В настоящее время китайцы просто называют П. "столицей"
 (цзин-ду, цзин, цзин-ши и т. д.), в качестве же главного города
 департамента он называется Шунь-тянь-фу. П. считается одним из
 древнейших городов Китая. Китайские историки утверждают, что уже в 1121
 г. до Р. Хр. на его месте существовал город; под именем Цзи. Этот город
 постоянно упоминается в последующие периоды китайской истории то в
 качестве столицы, под именем Цзи или Янь, то в качестве просто
 областного города, под именем Ю-чжоу. Взятый в 936 г. киданями, П. был
 сделан южной столицей (нань-цзин), с именем Сицзинь-фу; окружность его,
 вместо прежних 27 ли (1 ли = 267 саж. 6 фт.), достигла 36 ли (с 8
 воротами, в стенах 30 фт. высоты). Внутренний, дворцовый город имел
 почти нынешнее расположение, с окружностью в 9 ли. В 1013 г. название
 города изменено на Янь-цзин (столица Янь). С 1122 по 1125 г. П находился
 во власти Сунской династии, под именем Янь-шань-фу, а затем был захвачен
 Чжурчжэнями (дин. Цзинь). В 1153 г. туда была перенесена резиденция
 государей династии Цзинь, и он сделан средней столицей, с именем
 Да-син-фу (так теперь называется восточная половина П., в качестве
 отдельного уездного города). В это время окружность городских стен
 доходила, по некоторым показаниям, до 75 ли (с 12 воротами). Взятый
 Чингисханом в 1215 г., П. делается средней столицей монгольской дин. при
 Хубилае, который в 1267 г. перенес город на 3 ли к СВ. Пекин того
 времени (60 ли в окружности) известен в китайской истории под именем Да
 (Дай)-ду (главная столица), а у мусульманских писателей - Хан-балык.
 Основатель Минской династии, имп. Хун-ву, сделав столицей Цзян-нин-фу
 (Нанькин), обратил П. в провинциальный город с именем Бэй-пин-фу;
 уменьшил размер стен с 60 ли до 40 и вместо 12 ворот оставил всего 9
 (как и ныне). Когда П. сделался единственной столицей империи, стены его
 П. были расширены до нынешних размеров и построен (т. е. возобновлен)
 императорский дворец. В настоящее время обнесенные стенами части П,
 занимают пространство около 53 кв. вер. Внешние стены П. сохранились
 довольно хорошо; это
  - огромные земляные валы облицованные кирпичом. Верх стен
 представляет платформу такой ширины, что везде свободно могут
 разъехаться две тройки; через каждые 100 саж. четырехугольные башни; по
 углам четырехэтажные бастионы, над воротами - также; снаружи стены
 обведены широким рвом. В настоящее время П. состоит из двух главных
 частей: Нэй-чэн - "Внутренний город", иначе маньчжурский город (так как
 он официально назначен для войск 8 знамен), и Вай-чэн или Вяй-ло-чэн
 ("Внешний город", иначе китайский); первый имеет в окружности более 21
 вер., второй (не считая общей с предыдущим северной стены) - около 15
 вер. В средине "Внутреннего города" помещаются еще окруженные отдельными
 стенами два городка, один в другом. Это: 1) Хуан-чэн - "Императорский
 город" (9 в. 321 саж. в окружности) и 2) Цзыцзин-чэн - "Пурпуровый
 запрещенный город" (3 в. 107 саж. в окружности); последний служит
 собственно императорской резиденцией, там же живет семья императора и
 находятся два присутственных места: Нэй-гэ - "Дворцовая канцелярия" и
 Нэй-ву-фу - "Дворцовое управление". Доступ сюда до последнего временя
 был запрещен для европейцев (теперь посольства имеют аудиенции у
 императора), и потому эта часть П. известна только по описаниям
 миссионеров XVIII в. В "Императорском городе", в настоящее время
 заселенном преимущественно китайскими торговцами и ремесленниками,
 находятся несколько известных кумирен и монастырей, императорская
 типография, печатающая подвижными буквами, и гора (по преданию
 искусственная) Цзин-шань (Вань-суй-шань) или Мэйшань (гора из каменного
 угля), 147 фт. абсолютной высоты, в особой ограде около 2 ли в
 окружности; на этой горе повесился в 1644 г. последний минский государь
 Чжу-ан-ле-ди, когда П. был взят мятежником Ли-цзы-чэном. Большая часть
 западной половины "Императорского города" занята императорским садом, с
 озером в 4 ли длины. Почти все пекинские присутственные места находятся
 в южной части "Внутреннего города", между "Императорским городом" и
 "Внешним городом". Тут же, на восточной стороне, помещаются и
 иностранные дипломатические миссии: русская, американская, германская,

<< Пред.           стр. 739 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу