<< Пред.           стр. 763 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 1494 г., П. восстала, прогнала флорентийцев и вновь приобрела
 независимость; но после продолжительной борьбы, изнуренная голодом, она
 вновь подчинилась в 1509 г. С тех пор П. входила в состав владений
 Флоренции и образовавшейся впоследствии Тосканы, вместе с которою она в
 1860 г. вошла в состав итальянского королевства. Ср. Cantini, "Storia
 del commercio dei Pisani" (Флоренция, 1797 - 1798); Morrona, "P.
 illustrata nelle arti del disegno" (Ливорно, 1812); Valtancoli-Montazio,
 "Annali di P. " (Лукка, 1842 - 45); Rohault de Fleury, "Les monuments de
 P. au moyen аge" (П., 1866).
  Пизано (Pisano) - четыре итальянских художника: 1) Никола П. (род. в
 начале XIII стол., ум. около 1280 г.) - знамениты и скульптор, родом из
 Апулии, прибыл в Пизу уже вполне зрелым художником. Главная заслуга П.
 заключается в том, что он, отрешившись от византийской традиции,
 старался возродить в пластики античный стиль. Вопрос о том, под каким
 влиянием П. проникся классическим духом, остается до настоящего времени
 открытым, хотя и существует весьма правдоподобное предположение, что
 этот мастер, во время своего пребывания в Южной Италии, имел случай
 видеть и изучать местные памятники древнегреческого искусства. Первое по
 времени произведение П. (1233) рельеф "Снятие со Креста" (находящийся в
 притворе церкви св. Мартина, в Лукке) - еще имеет некоторые характерные
 особенности, какими отличаются скульптуры романского периода. Главная же
 его работа, великолепная мраморная кафедра в пизанской крестильнице,
 исполненная в 1260 г., уже сильно отзывается античным искусством. Она
 представляет собою как-бы шестигранный ящик, поддерживаемый снизу шестью
 колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая
 средину ящика - на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника
 и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами
 баранью и бычачью головы и сову. Капители угловых колонн соединены между
 собою арками; на угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки
 и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры
 шести добродетелей. Бока ящика украшены пятью рельефами, изображающими:
 Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Принесение
 Младенца Христа во храм, Распятие и Страшный Суд. Хотя в этих рельефах
 еще отчасти сохранены типы, установленные византийским искусством,
 однако, общий характер композиции, фигуры и выдержанность строгого
 барельефного стиля знаменуют собою возрождение античной пластики.
 Классический стиль, проявившийся в этом произведении, в более смягченном
 виде выступает в других работах П., а именно в рельефе саркофага св.
 Доминика (в церкви C. Domenico в Болонье) и в кафедре сьенского собора,
 исполненной художником в 1266 г., при участии его сына, Джованни. Она
 сильно напоминает кафедру пизанской крестильницы, но отличается от ее
 более роскошной орнаментацией; к сценам из жизни Спасителя здесь
 прибавлены две: "избиение младенцев" и "Бегство в Египет"; первая из
 них, а также "Распятие" отличаются великолепно переданным движением и
 пафосом. Кроме означенных работ, Николо П. исполнил, в сотрудничестве с
 Джованни, великолепный фонтан в Перуджи (1277). 2) Джованни П. (род. ок.
 1250, ум. ок. 1328) - сын предыдущего; скульптора, архитектор и ювелир.
 В противоположность своему отцу, П. не подпал под влияние античных
 образцов, но, познакомившись с произведениями Джотто, старался, подобно
 ему, передавать глубокое чувство и религиозное настроение. Такое
 стремление П. ярче всего выразилось в рельефах фасада орвиетского
 собора, над украшением которого он начал работать вместе с другими
 учениками своего отца, в 1290 г. Эти рельефы воспроизводят историю
 грехопадения и искупления вплоть до Страшного Суда; изображенные в них
 сцены отличаются удивительными для той эпохи натурализмом и эффектностью
 - качествами, особенно ясно выказывающимися в моделировке нагого
 человеческого тела. Стремление оттенить в рельефах духовную жизнь
 представленным лицам, при недостаточной еще выработанности технических
 средств для того, по необходимости привело художников к излишней
 резкости, угловатости я преувеличениям. К той же ранней поре
 деятельности П. относятся скульптуры главного алтаря в соборе Ареццо -
 произведения; исполненного в готическом стиле и на котором изображены
 сцены из легенды о св. Донате (1286). Сильною страстностью отличается
 изваянный П. рельеф кафедры в црк. Сант-Андреа, в Пистойе, в котором
 художник изобразил Рождество Христово, Поклонение волхвов, Избиение
 младенцев, Распятие и Страшный Суд (1300). В 1304 г. П. исполнил
 гробницу папы Бенедикта XI (находящуюся в црк, Сан-Доменико, в
 Перуджии). Из прочих скульптурных работа этого художника, следует
 отметить значительное количество статуй Мадонны (самая известная из них,
 так называемая Мадонна дель-Фиоре, украшает собою южный портал
 флорентийского собора), чашу для святой воды в церкви Сан-Джованни в
 Пистойе и гробницу Энрико Скровеньи в црк. Санта-Mapиа дель-Арена. В
 Падуе. Из архитектурных произведений П., по всей справедливости,
 славятся Кампо-Санто в Пизе и фасад сиенского собора. П., как ювелиру,
 приписывают изобретение плоской эмали, которая будто бы была им впервые
 пущена в дело при украшении главного алтаря ареццского собора. 3) Андреа
 П. (род. ок. 1270 г., ум. ок. 1349 г.) - скульптор и литейщик, родом из
 Пентедеры, свою художественную деятельность начал в Пизе и. Карраре.
 Будучи приглашен потом во Флоренцию, он украсил фасад тамошнего собора
 скульптурными работами, из которых в настоящее время уцелели лишь две
 фигуры апостолов (находящиеся в палаццо Строцци). Главная заслуга П.
 состоит в возрождении древнего литейного искусства; в своих бронзовых
 произведениях он отличался умелою композициею и точным соблюдением
 правил передачи расстояний и сокращений рельефными планами. Самые
 замечательные из рельефов П., изображающие ряд сцен. из жития св. Иоанна
 Предтечи, украшают собою двери флорентийской крестильницы; модели этих
 рельефов были вылеплены в 1330 г., самые же двери отлиты из бронзы
 венецианцем Лионардо ди Аванцо. Среди прочих произведений П. особенно
 замечательны барельефы колокольни флорентийского собора, представляющие
 ветхозаветные сцены и эпизоды истории древнего искусства. В 1345 г. П.
 заведовал мозаичными работами по украшению фасада орвиетского собора. 4)
 Нино П. (ум. ок. 1364 г.) - сын предыдущего, скульптора, учился у своего
 отца и помогал ему в вышеупомянутых мозаичных работах. По возвращении
 своем в Пизу, он окончил начатую Андреа П. Мадонну в црк. Санта-Мариа
 Новелла и изваял статую Богородицы с двумя ангелами для црк. Санта-Мариа
 дель-Фиоре. Естественность и грация составляют отличительные черты
 творчества этого мастера, особенно хорошо умевшего воспроизводить
 складки драпировок. Из работа П., сверх вышепоименованных, следует
 отметить: гробницу архиепископа Симона Сальторелли, в црк. св. Екатерины
 в Пизе, и "Мадонну, кормящую Младенца своею грудью", в црк. Санта-Мариа
 делла-Спина, в том же городе. 5) Томмазо П. - брат предыдущего,
 скульптор и архитектор, сочинил в 1364 г. план дворца дожа Джованни
 дельАнджело-де-Конти, а также соорудил гробницу для супруги последнего.
  А. А. С - в.
  Пикинеры - С постепенным распространением в войсках огнестрельного
 оружия, вооруженные им люди стали называться мушкетерами , а имевшие, по
 прежнему, холодное оружие (пики) - П. Процентное отношение П. постепенно
 уменьшалось; с изобретением штыка они совсем перестали существовать.
  Пико де ла Мирандола (Джованни Pico de la Mirandola, 1463 - 1494) -
 знаменитый итальянский ученый эпохи Возрождения, сын моденского графа.
 Он поражал своим ранним развитием: десяти лет от роду считался уже
 первым оратором и поэтом своего времени. Отказавшись от политической
 деятельности, он отдался поглощавшей его жажде знания: ездил по
 университетам, изучил двадцать два языка, и когда европейская наука того
 времени открыла ему все свои тайны, углубился в изучение Кабалы, для
 чего изучил языки халдейский, еврейский и арабский. Прибыв в 1486 г. в
 Рим, он издал "Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae",
 где выставил 900 "propositiones", приглашая ученых оспаривать, на
 публичном диспуте, его тезисы. Папа Иннокентий VIII, по доносу ученых,
 объявил тринадцать из этих тезисов еретическими и воспретил публичную
 защиту остальных. П. опубликовал апологию осужденных тезисов ("Apologia
 J. P. Mirandolae", 1489), но лишь в 1493 г. папа Александр VI снял с них
 запрещение. Последние годы жизни П. провел в своем замке близ Флоренции.
 Умер от непосильной умственной работы. Широко образованный, даровитый
 ученый, чрезвычайно популярный в свое время, он не был выдающимся
 мыслителем. Написал еще: "Disputationes adversus astrologiam
 divinatricern" (Болонья, 1495), где признает значение только за древней
 астрологией; "De ente et uno opus", "Heptaplus" (мистический комментарий
 к Библии) и "Epistolae" (Пар., 1499), блещущия остроумием и познаниями.
 Сочинения его переиздавались в полном составе много раз (Болонья, 1496;
 Венеция, 1498; Базель, 1573 и 1601). Племянник его, Джованни Франческо
 П., составил биографию дяди, напечатанную, вместе с другими его
 произведениями (жизнеописание Савонаролы, "De stadio divinae et humanae
 sapientiae", "Examen doctrinae vanitatis gentilium") при базельском
 собрании сочинений П. Старшего. Ср. также P. Giovio, "Historiarum sui
 temporis libri XLV" (1550).
  Пиктогрфия или образное письмо - передача образов, впечатлений,
 событий, мыслей с помощью рисунка. С одной стороны, такие "образные
 письмена" неотличимы иногда от бесцельных рисунков, выводимых на скалах,
 стенах пещер, заборах, на классных столах и т. п., или от изображений и
 узоров, воспроизводимых на разных предметах в целях украшения; с другой
 стороны, они переходят в настоящие идеографические, а затем и
 фонетические письмена, о чем свидетельствует анализ египетских, древних
 китайских и некоторых других иероглифов. Всего чаще и дольше сохраняются
 подобные "писаницы" на камне, на скалах ; Андрэ собрал массу примеров из
 Африки (вади Мокаттеб на Синае, вади Телиссаре в Феццане, в Алжире,
 Кордофане, стране Сомали, Трансваале), Сев. и Южн. Америки, Австралии,
 Азии и Европы. Известны исписанные концентрическими кругами и крестами
 скалы в Нортумберланде (Англия), изображения на скалах в Швеции,
 Ирландии, на Онежском оз., "писаницы" (изображения зверей, людей и пр.)
 по Енисею, Тоболу и т. д., "оленные камни" в Монголии и т. п. Наиболее
 изучены подобные изображения у североамериканских индейцев; Mallery
 посвятил им обширные трактаты, со множеством рисунков. Он начинает с
 объяснения сравнительно недавних изображений, смысл которых еще понятен
 старикам, и переходит затем к аналогичным изображениям более древних
 времен. Почти все эти изображения представляют реальные предметы;
 символы и эмблемы встречаются очень редко. Многие из них напоминают о
 важных для отдельных племен событиях (войнах, договорах, голодовках,
 обилии дичи в известный год, смерти известного вождя, переселении и т.
 п.); некоторые связаны с мифами и религиозными обрядами, другие
 увековечивают посещения мест отдельными личностями. Манера изображения
 (людей, зверей и т. п.) почти одинакова у всех индейцев, равно как и
 обычные обозначения смерти (напр. от раны на войне), союза,
 принадлежности к известному клану или роду, происхождения одного лица от
 другого и т. д. cm. Mallery, "Pictographs of the North-American Indians"
 (в. "Reports of the Bureau of Ethnology", 1886" след.), а вообще о
 "петроглифах", рисовании у дикарей, знаках собственности - R. Andree,
 "Ethnographische Parallelen und Vergleiche" (1878 и 1889). Ср. еще
 Grosse, "Die Anfange der Kunst" (1894, сер. VI - Vll).
  Д. A.
  Пикули - салат из ягод и овощей, залитых уксусным отваром, с
 пряностями.
  Пилад (PuladhV) - сын фокейского царя Строфия (женатого на сестре
 Агамемнона Анаксивии), у которого воспитан был Орест, спасенный Электрою
 после убийства Агамемнона. П. сопровождал своего друга Ореста в Микены,
 когда тот возвратился туда с целью отмстить за смерть отца. Вместе они
 отправились и в Тавриду, откуда увезли Ифигению и изображение Артемиды
 Таврической. П. женился на сестре Ореста, Электре.
  А. Щ.
  Пилос (греч. PuloV, лат. Pylus) - древний город в Греции, на зап.
 берегу Мессении, на мысе Корифасийском; господствовал над прекрасной
 гаванью, которая ныне носит название Наваринской бухты ; гавань
 прикрывается лежащим против ее овом Сфактерией (ныне Палео-Наварино). В
 поэмах Гомера П. упоминается как резиденция царя Нестора. Во время
 пелопонесской войны, в 425 г., афиняне, под предводительством Демосфена,
 овладели П., укрепили его и в течение 15 лет удерживали его. С именем П.
 упоминаются еще два древних города, оба лежавшие в Элиде.
  Пилястра (архит.) - четырехугольный столб, прилегающий одною стороною
 к стене здания, иногда более или менее вдающийся в нее и служащий или
 для ее подкрепления, или для подпирания архитрава и арки потолочного
 свода, или просто для устранения монотонности большого гладкого стенного
 пространства. Обыкновенно П. бывает снабжена внизу базою, а вверху
 капителью. В древнегреческом зодчестве, капитель П. своею орнаментациею
 отличалась от капители колонн, но у римлян и в эпоху Возрождения П.
 давались капители, совершенно такие же, как и колоннам, только с
 изменением их плана из круглого, в квадратный, при чем поверхность самых
 П. нередко покрывалась каннелюрами.
  Пинакль - в романской и готической архитектуре род башенок с
 квадратным или многоугольным основанием и с остроконечно пирамидальным
 верхом, которые ставились на внешних контрфорсах стен, на столбах перил
 крыши, на ее гребне и в др. местах наружности здания. В XI и XII ст. П.
 оканчиваются вверху в виде конуса, в XIII в. делаются очень роскошными и
 завершаются четырехгранною, очень высокою пирамидою, ребра которой
 украшены кросами, а вершина фиалом; их основание обставляется иногда
 маленькими пирамидальными шпилями. В XIV ст. форма П. становится
 чрезвычайно легкою, а в XV в. они представляют собою как бы связку
 призм, увенчанных пирамидальными шпилями, проникающих одна в другую и
 поднимающихся одна над другой. Наконец, в XVI ст., П. обильно украшаются
 скульптурною отделкою, но исполняются с меньшею смелостью, чем в
 предшествовавшую эпоху.
  Пингвин. - П. называются лишенные способности летать птицы,
 свойственные исключительно южному полушарию и составляющие, в числе 20
 видов, одно семейство (Spheniscidae или Aptenodytidae), относящееся к
 самостоятельному отряду (Impennes, Ptilopteri или Sphenisciformes).
 Наиболее характерный внешний признак П. - это полное oтcyтствие маховых
 перьев на крыльях, которые, вдобавок, вовсе неспособны сгибаться. Все
 тело П. покрыто мелкими чешуеобразными перьями, большинство которых
 состоит из одних стержней, без опахал. Голова некоторых видов украшена
 пучками длинных, щетинообразных перьев, а у других рулевые перья тоже
 длинны. Голова небольшая, клюв длиною с голову, прямой, сильный,
 твердый, с боков сжат; шея средней длины, переходит в почти
 конусообразное туловище; ноги коротки, почти целиком заключены в кожу
 туловища, вследствие чего допускают лишь короткие шаги; пальцы сильно
 развиты, все четыре направлены вперед, но перепонкой соединены лишь три
 из них. На земле птица держится вертикально, опираясь на заднюю
 поверхность плюсны, но при ходьбе последняя стоит почти вертикально.
 Ходят П. с большим трудом, переваливаясь; желая избежать опасности,
 ложатся на брюхо и скользят при помощи крыльев и ног так быстро, что их
 трудно догнать, особенно на покрытой снегом поверхности. Плавают и
 ныряют П. превосходно и с изумительной легкостью преодолевают бурные
 волны открытого океана - их настоящей сферы. В отличие от других птиц,
 П. плавают при помощи одних крыльев, пуская их в дело поочередно; ноги
 служат исключительно в качестве руля и вытянуты прямо назад. Пища П.
 состоит из рыб, ракообразных и мягкотелых. Значительную часть года П.
 посвящают размножению и в это время десятками и сотнями тысяч собираются
 на самые уединенные острова антарктического океана. В это время даже не
 высиживающие птицы живут на суше. Гнездятся, как и вообще живут -
 обществами. Кладут по два белых или зеленовато белых яйца, за которыми
 наблюдают поочередно оба родителя, так как у П. сильно развита привычка
 воровать чужие яйца. Этим объясняется нередкий факт нахождения в одном
 гнезде птенцов различных видов. Птенцы вылупляются густо покрытые пухом
 и быстро вырастают, благодаря крайне обильной пище, непрерывно
 доставляемой родителями. К концу вывода оперение последних отрепывается
 до последних пределов и они начинают линять, часто удаляясь для этого в
 укромные уголки. Линька, судя по наблюдениям в неволе, идет весьма
 быстро, оканчиваясь недели в две. При этом П. не ходить в воду и,
 следовательно, не питается, что им, очевидно, легко переносится,
 благодаря толстому слою подкожного жира. Мясо П. очень невкусно. Самая
 северная граница распространения П. проходить в Атлантическом океане
 через о-в Тристанд'Акунья, в Индийском через о-в Амстердам, а в Тихом
 через о-ва Галапагосские; они водятся также близь берегов Новой
 Зеландии, Южн. Австралии, южной оконечности Африки и по тихоокеанскому
 побережью Южн. Америки. Семейство это может быть разбито на три группы,
 хорошо характеризующиеся не только внешними, но и анатомическими
 признаками. Первая обнимает собою формы, имеющие большую величину,
 длинный, тонкий, слегка выгнутый клюв и заключает роды Aptenodytes и
 Pygoscelis. К ней относится П. патагонский (A. patagonica) и П.
 длинноклювый (А. longirostris). Вторая группа - род Eudyptes - имеет
 клюв более короткий, но высокий и легко узнается по красивым желтым
 надбровным пучкам перьев. К ней относится П. златовласый (Е.
 chrysocome). У третьей группы клюв очень короток, сильно сжат с боков,
 верхняя челюсть загнута крючком, нижняя прямо обрезана; хохла нет. Сюда
 принадлежит П. капский (Spheniscus demersus) из Южн. Африки, Spheniscus
 minor из Австралии и самый северный из всех видов - Spheniscus
 mendiculus с Галапагосских о-вов. Ископаемые остатки П. немногочисленны,
 но из верхнеэоценовых слоев Новой Зеландии известна крупяая форма П.
 (Palaeeudyptes antarcticus), доказывающая древность этой группы птиц. В.
 Б.
  Пиндар (PindaroV) - лирический поэт (622 - 448 до P. Хр.), уроженец
 Киноскефале, предместья Фив в Беотии, почему поэт называет себя
 фивянином, а Фивы - своей родиной, матерью. Киноскефалы лежали у
 священной горы Геликона, близ источника Дирки; гора почиталась
 местожительством муз, пользовавшихся водою источника, от которого П.
 получил имя диркейского лебедя. По отцу, Даифанту, П. принадлежал к
 знатному роду Эгеидов, глава которого был спутником основателя Фив,
 Кадма, а члены сопровождали Гераклидов в Пелопоннес; из Спарты Эгеиды
 вывели колонию на о-в Феру, откуда колонисты, предводимые Баттом, вышли
 в Ливию и основали Кирену; сам поэт рассказывает об этом в пифийской оде
 (V, 65, сл.). Род Эгеидов был любезен богам, особенно Аполлону, вождю
 муз, и Аммонскому Зевсу; рождение поэта совпало с праздником Аполлона в
 Дельфах - с пифийскими играми. Лирическая хоровая поэзия греков,
 нашедшая в Пиндаре совершеннейшего представителя, была неотделима от
 пения, музыки и танцев; всем этим искусствам П. обучался частью в родном
 доме, где игра на флейте была наследственна, частью у беотийских
 поэтесс, Миртис и Коринны, а главным образом в Афинах, у Аполлодора,
 Агафокла, Ласа; здесь же он мог познакомиться с поэзией Симонида
 кейского и Эсхила. Знатное происхождение, близость к культам богов,
 семейные предания, сама природа родных мест должны были сообщить
 поэтическому дарованию П. направление по преимуществу религиозное и
 торжественное, сочувственное тогдашним владыкам городов и могущественным
 аристократам, свободное от местной или партийной исключительности. Ни в
 отрывках, ни в победных песнях, сохранившихся целиком, невозможно
 отыскать даже намеков на предпочтение поэта к какой-либо форме правления
 или к какому-нибудь из греческих государств. Как певец, он жаждет славы
 у всех эллинов. Более всего ненавистны ему брань и раздоры ("даже
 глупцам легко потрясти государство, но трудно восстановить его без
 помощи богов"). Он прославляет мирные подвиги, гражданские и личные
 добродетели, превозносит мир и согласие. В горячем призыве к миру
 Полибий видит единомыслие поэта с фивскими аристократами, с предателями
 Эллады во время нашествия Ксеркса; но целые эпиникии, отрывки других

<< Пред.           стр. 763 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу