<< Пред. стр. 773 (из 1179) След. >>
"партия включила в свою П. свободную чеканку серебра" и т. п.В. В - в.
Плаун (Lycopodium L.) - родовое название растений из семейства
плауновых (Lycopodiaceae). Разнообразные представители (более 100 видов)
этого рода или растут на земле, развивая прямостоячие, приподнимающиеся
или ползучие стебли, или поселяются эпифитами на деревьях (под
тропиками), свешиваясь с них своими иногда довольно длинными стеблями.
Стебли ветвятся дихотомически или моноподиально, при чем ветвление не
стоит в связи с листьями. Листья мелкие, простые, линейные) ланцетные,
игловидные, чешуйчатые располагаются густою спиралью или накрест
супротивно. Спиральные листья бывают все одной фермы; тогда как
супротивные листья - двух родов: находящиеся по бокам стебля обыкновенно
крупнее спинных и брюшных листьев. У некоторых видов (L. Selago,
erubesceus, reflexum и у др.) на стеблях развиваются так наз. выводковые
почки; это - небольшие веточки, содержания несколько мелких листьев: они
обособляются от стебля и; попав на землю, прорастают, следовательно -
служат органами вегетативного размножения. Кроме листьев, стебли
развивают еще корни, обыкновенно дихотомически разветвленные.
Споролистики у одних видов (напр. у L. Selago) не отличаются по своей
форме, величине и цвету от вегетативных листьев, у других видов они
сильно разнятся от них; у таких видов споролистики бывают собраны на
конце прямостоячей (у наземных видов) или висячей ветви (у эпифитных
видов) в простые или в разветвленные колосья. Почковидные, одногнездные
спорангии располагаются по одиночке у основания листа, почти в самой
пазухе его. Они возникают из группы поверхностных клеточек листа,
достигают сравнительно значительной величины и вскрываются двумя
створками, на подобие раковины. Споры все - одного рода; они бывают или
округло тетраэдрические, или билатеральные. У наших видов они прорастают
очень редко. Заростки различной формы: у L. annotinum в виде подземного
беловатого довольно крупного клубня, ведущего сапрофитный образ жизни и
развивающего на верхней поверхности половые органы, архегонии и
антеридии; у L. inundatum и у тропического L. cernuum заросток в виде
небольшого бледно-зеленого тельца, торчащего из земли и развивающего
зеленые плоские лопасти; у основания таких лопастей развиваются
архегонии, а на них самих антеридия; у тропического же вида L.
Phlegmaria заросток бесцветный, в виде ветвистой нити, разрастающейся по
коре деревьев; этот заросток размножается выводковыми почками. Архегонии
и антеридии построены по типу таких же органов папоротников. В
Европейской России встречается пять видов П. : L. complanatum L.
(баранец, бор-зилле, деряба), L. Selago L., L inundatum L; L. annotinum
L. и L. clavatum L. Растут наши виды П. в тенистых еловых и сосновых
лесах, по торфяникам, на глинистой, влажно-песчаной почве. Виды П.
находят различное практическое применение; так, споры многих видов,
преимущественно же L. clavatum, употребляются в виде детской присыпки
(Semen или Pulvis Lycopodii), для пересыпки пилюль, в физических опытах
и пр.; в Швеции и Норвегии из стеблей делают половики. Настой стеблей L.
Selago служит сильнейшим пургативным и абортивным средством. Высушенные
листья L. clavatum дают лошадям от запора и пр.
С. Р. Плафон - плоский, иногда архитектурно расчлененный потолок
комнаты, залы или какого-либо другого внутреннего помещения в здании, в
особенности же такой, который украшен лепною работою или живописью.
Самая простая разделка П. состоит в том, что поддерживающие потолок
поперечные балки остаются не скрытыми и разделяют его площадь на
несколько продолговатых пространств, при чем как эти пространства, так и
самые балки орнаментируются. Древние греки и римляне стали разбивать
потолок на части не только поперечными балками, но и продольными,
пересекающими их под прямым углом, чрез что получались четырехугольные
(иногда многоугольные) пространства, так наз. кассеты, декорировавшиеся
розетками, звездами и др. лепными орнаментами. Этот прием разделки П.
перешел из античной архитектуры в искусство эпохи Возрождения и
новейшего времени. Но на ряду с его употреблением, вошло в обычай
устраивать П. без сильно выступающих вперед ребер, вообще ровные,
ограниченные по краям лепным карнизом, составляющим переход к ним от
вертикальных стен здания и украшенные внутри, во избежание монотонности
их обширного поля, скульптурным орнаментом или живописью. В простейшем
виде живопись эта обыкновенно состоит из цветочных и лиственных гирлянд,
арабесок, арматур и др. несложных мотивов, а в более роскошном
представляет собою целые картины, которые пишутся либо прямо на
потолочной штукатурке (al fresco), либо на полотне, потом наклеиваемом
или натягиваемом на потолок. Старейшие мастера этой, так наз.
"плафонной", живописи трактовали ее так, как обыкновенно исполняют
картины, т. е. не обращая внимания на то, что на произведение надо
смотреть снизу вверх (di sotto in su), и сообразно с этим строили
перспективу изображения; их П. походили на ковры, горизонтально
распяленные на потолке. Так поступали еще Рафаэль и Микеланджело. Но уже
Мелоццо да Форли и Мантенья компоновали П. с таким расчетом, чтобы
изображенные фигуры и предметы казались не лежащими, а находящимися в
вертикальном положении, и для того рисовали их в надлежащем ракурсе. Еще
дальше пошел Корреджо, занимавший пространство П. изображением, как бы
видимым чрез отверстие в потолке, под открытым небом (П. пармского
собора). К такой же оптической иллюзии стремились Джулио Романо в
плафонной живописи мантуанского палаццо дель-Те и венецианцы (П.
Веронезе, Тинторетто и др.), оживлявшие свои гигантские П. (нацр. во
дворце дожей) массою фигур, представленных на различных планах и в
крайне смелых сокращениях. В, XVII и XVIII ст. распространился обычай
вводить в композицию плафонных картин перспективные архитектурные
мотивы. Среди многочисленных искусных мастеров по этой части, работавших
в означенных столетиях, особенно прославился венецианец Тьеполо. В
новейшее время одни из художников, как напр. Корнелиус в П. мюнхенских
глиптотеки и црк. св. Людвига, возвратились к манере Рафаэля и
предшествовавших ему живописцев, а другие, как напр. Бодри, в
декоративных панно потолка нового здания парижской оперы, держатся
перспективных приемов Корреджо, Дж. Романо и венецианцев.
А. С - в.
Плащаница - древнерусское слово, соответствующее нынешнему простыня.
На церковно-богослужебном языке П. называется большое, во весь рост,
изображение тела И. Христа, в том виде, в каком оно снято было со креста
и положено в гроб. В великую пятницу П. с особою торжественностью
выносится из алтаря на средину церкви, полагается на катафалки для
поклонения и лобызания верных и остается там до пасхальной полунощницы,
когда снова вносится в алтарь.
Плебеи, плебс (Plebs, plebes, от pleo - "наполняю", следовательно
plebs - "толпа") - так называлась в древнем Риме не пользовавшаяся
первоначально полными гражданскими правами масса населения,
противополагавшаяся полноправным гражданам (патрициям). Происхождение
плебса было неясно для позднейших римлян. Несомненно, что он образовался
очень рано, еще в царскую эпоху, и составился из нескольких элементов. В
число П. поступали клиенты, освобождавшиеся от личной зависимости,
например вследствие вымирания некоторых патрицианских родов, а также те
из них, которым патроны, после реформы Сервия Туллия, давали в
собственность небольшие участи земли, чтобы располагать их голосами в
центуриатных комициях. Переходом клиентов в число П. объясняется то
обстоятельство, что некоторые П. носили имена патрицианских родов.
Другой причиной этого явления мог быть переход в позднейшую эпоху
патрициев в плебс (transitio ad plebem). Побуждением к такому переходу
могло служить, например; желание патриция попасть в число народных
трибунов. Кроме бывших клиентов, в состав плебса вошли еще: 1) обитатели
покоренных областей, которым римляне оставляли личную свободу и часть
земельной собственности, но не давали полных прав гражданства; 2) лица,
добровольно переселявшиеся на римскую территорию из латинских общин,
находившихся в союзных отношениях к Риму; 3) пришельцы из чужих стран
(Этрурии, греческих колоний и т. п.), в большом числе стекавшиеся в Рим,
как в значительный торговый центр. Между ними попадались богатые и
знатные семьи, которые и составляли среди плебса влиятельный элемент,
руководивший стремлением П. к уравнению с патрициями. Положение П.
характеризуется сначала двумя чертами: отсутствием политических прав,
принадлежавших полноправным гражданам, и правоспособностью в области
частноправовых отношений. Как не принадлежавшие первоначально к составу
гражданства, П. не имели права сноситься с богами гражданской общины от
ее лица, не могли быть ее жрецами и производить ауспиции. Но частым
образом они чтили тех же богов, как и патриции, и могли даже производить
ауспиции, не имевшие лишь значения для государства. П. не могли вступать
в браки с патрициями (не имели коннубиума). В древнейшую эпоху они не
несли военной службы и не вносили трибута, но должны были платить царю
за оказываемое им покровительство (хотя и не были, по-видимому,
настоящими клиентами царя). До Сервия Туллия они не участвовали в делах
государственного управления (т. е. не пользовались правом голоса в
куриатном собрании) и долго не имели права требовать участия в
пользовании общественными землями. П. пользовались личной свободой,
имели собственность, даже недвижимую, могли непосредственно искать в
суде (этого права не имели первоначально клиенты), могли вступать в
договоры или jus commercii с патрициями. Первое крупное изменение
внесено было в положение П. реформой, связываемой с именем царя Сервия
Туллия. Создав для землевладельцев (adsidui, locupletes), без различия
их происхождения, обязанность нести военную службу и, в случае
надобности, платить трибут, эта реформа обязала П. участвовать в несении
важнейших гражданских тягостей, но в то же время открыла им дорогу к
политическим правам: П. стали входить в состав центурий и получили право
голоса в центуриатных комициях. Учреждение республики, усилив значение
центуриатных комиций и обеспечив граждан, в том числе и П., от произвола
власти, открывало П. в будущем путь к уравнению; но на первых порах
отмена царской власти усилила значение патрициата, руководившего
управлением через сенат, консулов и жреческие коллегии. Между тем;
экономическое положение массы плебса должно было ухудшиться со времени
реформы Сервия Туллия, так как военная служба была очень разорительна:
она отвлекала П. от полевых работ. Их хозяйство часто страдало во время
войны (неприятель опустошал поля, угонял скот), а выгоды от удачной
войны доставались не массе П., так как общественными землями
пользовались лишь патриции да некоторые богатые П. Вследствие этих
причин задолженность массы П. быстро увеличивалась (нет никаких
оснований отвергать ее для древнейшей эпохи, как это делает Ничь в
"Geschichte der romischen Republik"). Беспощадное применение кредиторами
(преимущественно богатыми патрициями) чрезвычайно строгих долговых
законов породило сильное неудовольствие П., которое и вызвало первую
сецессию - удаление П. на Священную гору (494 г. до Р. Хр.), Сецессия
повела к уничтожению накопившихся к тому времени долгов и к созданию для
плебса защитников, в лице народных или плебейских трибунов. П. получили
право собираться по трибам для обсуждения своих сословных дел (concilia
plebis). Постановления таких сходок (plebiscita) не имели первоначально
обязательной для всех силы, но фактически плебс часто заставлял
патрициев подчиняться им. Таким образом плебс получил организацию и
признанных вождей, и это облегчило ему дальнейшую борьбу. Попытки
улучшить положение П. посредством раздачи общественных земель еще
довольно долго, однако, терпели неудачу (Спурий Кассий). Децемвират
(451) был дальнейшим шагом вперед: писанные законы твердо установили
равенство между патрициями и П. перед судом и стеснили произвол
патрицианских властей. Децемвират открыл П. доступ и к высшей
государственной власти: среди децемвиров второго года были и П. Когда
был восстановлен прежний порядок управления (449), П. получили (по
закону Валерия и Горация) право делать в собраниях по трибам
постановления, имевшие обязательную силу для всего народа (несомненно, с
некоторыми ограничениями). Право это впоследствии развили lex Publilia
Philanis (339) и lex Hortensia (287). Вскоре после низвержения
децемвиров П. получили доступ к высшей власти в новой форме: консульская
власть была передана военным трибунам, которыми могли быть и П. Тогда же
пало запрещение браков между патрициями и П. (закон Канулея, 445).
Политические успехи не улучшили тяжелого экономического положения массы
рядового плебса, сильно пострадавшей от постоянных войн и галльского
нашествия. Законы Лициния и Секстия (367) открыли, наконец, П. доступ к
консульству, ограничили известной нормой оккупирование общественной
земля, облегчили положение должников и позаботились, в виду все
увеличивавшейся конкуренции дарового рабского труда, о предоставлении
бедным возможности находить заработок. Этими уступками были в
значительной степени удовлетворены как высшие слои плебса, так и его
масса; острый период борьбы П. за улучшение своего быта и правового
положения окончился. Вскоре П. получили доступ и к должностям диктатора,
цензоров, преторов. Огульниев закон (300 г. до Р. Хр.) открыл им доступ
и в имевшее важное политическое значение жреческие коллегии авгуров и
понтификов. Недоступными для П. оставались теперь лишь некоторые
жреческие должности (жреческий царь, фламины), но за то П. одни имели
право быть избираемыми в народные трибуны. Так исчезла почти совершенно
обособленность П. : они стали полноправными гражданами, наравне с
патрициями. Плебисцит (Plebiscitum, plebei scitum). - П. в римском
государственном праве называлось постановление, вотированное корпорацией
плебеев, без участия патрициев, и предложенное одним из плебейских
магистратов. Такие постановления должны были вотироваться в особых
плебейских собраниях (concilia plebis). Они не требовали Senatus
auctoritas (утверждения сената) и до 287 г. были сами по себе
обязательны лишь для плебеев, а не для всего народа (рорulus).
Возникновение П. относится к той эпохе, когда началась открытая борьба
сословий патрицианского и плебейского, т. е. к началу V в. до Р. Хр.,
когда плебеи для ограждения своих прав создали трибунат и организовали
собственные собрания (concilia), сперва по куриям, а с 471 г. - по
трибам. С этого времени П. сделались орудием оппозиции плебеев против
патрициев, которых только необходимость заставила примириться с новым
положением дела. Ограничиваясь первоначально сферой чисто плебейских
сословных интересов, П. постепенно захватили в свой круг
государственно-правовые вопросы, касавшиеся всего народа. С III в. до Р.
Хр. слово П. стало употребляться все реже и реже, заменяясь словом lex,
и к 1 в. до Р. Хр. вовсе вышло из употребления. По мнению Ланге, первым
П.; имевшим законодательную силу и фактически признанным патрициями, был
П. 494 г., определившей права плебеев, как самостоятельного сословия, и
давший им неприкосновенных защитников в лице трибунов. В 471 г., с
учреждением народных собраний по трибам, был обнародован второй (по
Моммзену - первый) важный для плебеев закон - об избрании плебейских
магистратов. Последовавший затем ряд П., направленных к тому, чтобы
расширить права угнетенного сословия, быстро подвинул вперед дело
плебеев, принудивших враждебную им партию если не юридически, то
фактически признавать законную силу принятых плебсом постановлений.
Особенно важное значение древние историки (Ливий, Дионисий) придавали
закону Валерия и Горация (449) который принципиально определил законную
силу и, вероятно, компетенцию П., признав их общеобязательными не только
для плебеев, но и для всего народа. Закон 449 г. встретил, по-видимому,
энергичный отпор со стороны патрициев, и хотя плебеям удалось за это
время провести несколько П., имевших большое политическое значение,
однако в 339 г., в законе диктатора Публилия Филона, понадобилось
повторение закона 449 г. о всеобщей обязательности П. Последний шаг в
освобождении П. от сенатского veto сделал диктатор Гортензий, законом
289 г., в котором в третий раз встречаются слова: ut plebiscita
universum populum tenereiit. С этих пор П. были уравнены в силе с
остальными законами (leges). В 88 г. до Р. Хр. Сулла временно возобновил
старый закон о подчинении трибунских рогаций предварительному отзыву
сената, но Помпей в 71 г. вернул П. их законодательную силу.
Отрывочность и неясность известий, а также противоречия, встречающиеся у
древних исследователей этого вопроса (историков и юристов), заставили
новейшую историографию отнестись к нему со строгой критикой; единогласия
по этому предмету между исследователями его до сих пор не установилось.
Формальности, которыми обставлялось проведете П., были те же, что я для
других законов. До 471 г. П. вотировались в куриатных собраниях, а с
этого года - в трибных concilia, в обоих случаях под председательством
плебейских трибунов или эдилов. По праву в concilia plebis могли
участвовать лишь плебеи, но de facto участвовал весь народ.
Предварительные ауспиции были необязательны, но строго соблюдались
auspicia caelestia во время самых собраний. Местами собраний служили
forum (comitium), Капитолий, а также часть города вне Померия. Днями
плебейских собраний были до 286 г. nundinae, а поздние - обычные dies
comitiales. Ср. Th. Mommsen, "Romische Forschungen" (Берлин, 1 т.,
1864); его же, "Romisches Staatsrecht" (Лпц., Ill т., 1887); Lange,
"Romische Altertumer" (Б., I и II тт., passim. 1876, 1879); lhne, "Die
Entwickelungd. rom. Tributcomitien"("Rhein. Mus. " XXVIII т. 1873);
Tophoff, "De lege Valeria Horatia, Publilia, Hortensia"(Пaдepбopн.,
1852); Ptaschnik, "Die Publilische Rogation", в "Zts. fur d. Oesterr.
Gymn. " (B., XVII т., 1866); его же, "Die Centuriatgesetze von 305 und
415 а. с. " (там асе, XXI т., 1870); его же, "Lex Hortensia" (там же,
XXIII т., 1872); Hennes, "Das dritte Valerisch-horatische Gesetz und
seine Wiederholungen" (Бонн, 1880); Soltau, "Die GuItigkeit der
Plebiscite" (Берлин, 1884); Borgeaud, "Histoire du Plebiscite" (Женева,
1887); Виллемс, "Римское государственное право" (Киев, 1 ч., 1888).
Н. О.
П., как институт современного государственного права, есть
законодательное постановление, принимаемое или отвергаемое всенародным
голосованием. Государственный строй, основанный на П., противоположен, в
этом отношении, представительному; при последнем законодательные вопросы
решаются коллегиями, избранными народом и представляющими его, при
первом - непосредственно народом. П., следовательно, возвращает
государство до некоторой степени к типу республик древности, с тем
существенным отличием, что П. вполне совместим с представительством.
Представительное собрание имеет право законодательной инициативы и
обсуждения законов, на голосование же народа законопроект отдается лишь
в окончательном виде, при чем народ не имеет права вносить в закон
поправки, а только принимает или отвергает его целиком. К институту П.
весьма близок институт референдума, так что между ними трудно указать
принципиальное различие: термин П. употребляется во Франции и Италии,
термин референдум - в Швейцарии. Референдум в Швейцарии применяется
гораздо чаще и шире, чем П. во Франции; он действует там, как постоянный
институт; на решение народа ставятся там почти все сколько-нибудь важные
законопроекты, тогда как во Франции к П. прибегали только в
исключительных случаях и для решения самых общих вопросов: перемены
формы правления, принятия новой конституции. Впервые идея П. возникла во
Франции в эпоху великой революции; ее неизбежно вел за собою принцип
народного суверенитета. Первым актом конвента (21 сент. 1792),
единодушно принятым по предложению Дантона, была "декларация о праве
народа по отношению к конституции": "национальный конвент объявляет, что
конституция не может войти в силу, не будучи принята народом". После
смертного приговора над королем жирондисты потребовали конфирмации
приговора народом, но требование это было отвергнуто. Конституция 24
июня 1793 г. постановляла, что все законы (отличавшиеся от декретов,
издаваемых по менее важным вопросам), в случае желания, выраженного
известной частью первоначальных народных собраний, должны идти на
утверждение всенародного голосования. Закон этот никогда не был приведен