<< Пред. стр. 776 (из 1179) След. >>
Ликополя в Египте, учился в Александрии у Аммония Саккаса, считающегосяоснователем новоплатонической философии. Переселившись в Италию (ок. 241
г ), П. становится известным учителем в Риме, потом живет в Кампании,
где задумывает основать философски монастырь, при поддержки имп.
Галлиена, но это предприятие не удается. Все элементы философии П.
находятся у Платона, и Аристотеля (отчасти также у новопифагорейцев и
стоиков), но П. свел эти элементы в одно грандиозное и стройное
мировоззрение, которое, с позднейшим дополнением Прокла , составляет
достойное завершение всей древней философии. Свое учение П. изложил в
отдельных трактатах (числом 54), которые собрал его ученик Порфирий,
разделивший их на 6 групп, по 9 трактатов в каждой (эннеады).
Совершенное Первоначало или Божество понимается П. не только как
сверхчувственное, но и как сверхмыслимое, неопределяемое для разума и
невыразимое для слова, неизреченное (arrhton). Откуда же мы о нем знаем?
П. указывает два пути: отрицательный и положительный. Ища подлинно
божественного смутным сначала стремлением души, мы перебираем всякие
предметы, понятия и определения и находим, что все это не то, чего мы
ищем; наш ум ничем не удовлетворяется, ни на чем не может остановиться;
отсюда логическое заключение, что искомое находится выше или по ту
сторону (epekeina) всякого определения, мысли и бытия; оно есть
сверхсущее (uperousion), и мы логически истинно познаем его, когда
отрицаем от него всякое понятие. Но в нас самих есть способность
подниматься выше ума, или выступать из всякой определенности. В таком
умоисступлении или экстазе (ekstasiV) мы действительно касаемся
божества, имеем общение с ним или положительное знание о нем. Благодаря
этому мы понимаем, что необходимое отрицание у него всяких определений
выражает не отсутствие в нем всего, а лишь превосходство его над всем.
Оно понимается, таким образом, как нераздельное единство всего
положительного или совершенное блого. В понятии этого Единого (to en)
или абсолютного Блага (to agaJon) уже содержится представление о
нисходящем порядке всего существующего. Совершенное единство не может
быть ограничением; абсолютное благо не может быть исключительным или
замкнутым в себе. Оно необходимо есть избыток, изобилие или выступление
из себя. Если для ограниченного существа человеческого выступление из
себя к Богу (экстаз) есть возвышение над своею данною ограниченностью,
то для Божества, обладающего бесконечным совершенством, как вечно
данным, или пребывающим, выступление из себя может быть, наоборот,
только нисхождением. Самый способ этого нисхождения выражается у П. лишь
с помощью образов, при чем его мысль заинтересована собственно тем,
чтобы оградить Единое от всякого представления об изменении или умалении
его абсолютного достоинства. Как источник заполняет реки, сам ничего не
теряя, как солнце освещает темную атмосферу, нисколько не потемняясь
само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого
безуханным, так Единое изливается или излучается вне себя от избытка или
изобилия своей совершенной полноты, неизменно пребывая в себе. Первое
истечение, или излияние (эманация), или излучение (радиация) Единого
есть у м (NouV), начальная двоица (h arcikhduaV), т. е. первое
различение в Едином мысли (nohsiV) и бытия (on , ousia) или его
саморазличение на мыслящего и мыслимого (nohton). Мысля о Едином, ум
определяет его как большее мысли или как сущее, различая себя от него,
ум полагает его как пребывающее (atasiV), а себя - как внутреннее или
чисто мысленное движение (cinhsiV), предполагает его как то же самое или
тожество (tautothV), а себя - как его другое (eterothV). Таким образом
10 аристотелевых категорий сводятся у П. к 5 основным, имеющим
применение и в умопостигаемой области. Действием ума нераздельная
полнота Единого расчленяется здесь на множественность идей, образующих
мысленный мир (kosmoV nohtoV). Эти идеи не суть внешние предметы,
созерцаемые Умом, а его собственный вечные состояния или положения, его
мысли о Едином во множественности или числе. Таким образом через идеи.
Ум вечно обращается к Единому, и сам он в действительности, и есть лишь
это обращение (epistrojh).За этим первым кругом зманации, где Божество
или Единое чрез Ум различается в себе и обращается на себя мысленно или
идеально, следует его второе или реальное различение и обращение на
себя, определяемое живым движением Души (yuch). Душа не мыслит уже
непосредственно Единое как свою внутреннюю предметность, а стремится к
Единому или желает его как чего-то действительно от ее различного, к
чему она сама относится не как мыслимое только, но и реальное начало
"другого" (Jateron). Единое, ум и душу П. обозначает как "три начальные
ипостаси" (treiV arcikai upostaseiV), из которых объясняется все
положительное содержание вселенной. Душа есть вторая, существенная
"двоица" - начало реальной множественности. В ней самой П. различает две
основные стороны - высшую и низшую душу: последнюю он называет природой
(jusiV). Высшая душа обращена к неподвижному созерцанию Единого и есть
собственно лишь живой и чувствующий субъект ума. Низшая душа обращена к
материи или не сущему, к беспредельной возможности бытия. Как ум
мысленно расчленяется на множественность идей, образующих мир
умопостигаемый, так Душа разрождается во множестве душ, наполняющих мир
реальный. Высшая душа рождает богов и бесплотных звездных (астральных)
духов, низшая душа или природа размножается, в демонских, человеческих,
животных и растительных душах, сгущая для них "небытие" материи в
соответствующие тела, подлежащие обманчивой чувственности. Как свет и
тепло по мере удаления от своего источника ослабевают, и наконец,
исчезают в совершенном мраке и холоде, так эманации божественного света
и тепла - чрез ум и душу - постепенно ослабевают в природе, пока не
доходят до полного отсутствия или лишения (sterhsiV) истины и блага в
материи, которая есть, следовательно, не сущее и зло. Но если материя
или субстрат видимого мира имеет такой чисто отрицательный характер, то
форма этого мира взята душою из высшего идеального космоса; с этой
стороны и чувственный наш мир разумен и прекрасен. Красота есть
проникновение чувственного предмета его идеальным смыслом, есть
ощутимость идеи. Нравственная задача состоит в постепенном возвращении
души от материального или плотского чрез чувственное к идеальному или
умопостигаемому, а от него к божественному - порядок прямо обратный
нисхождению Божества во вселенной. В полемике П. против гностиков он
настаивает на постепенности возвращения души к Богу и на нравственных
условиях этого процесса. "Без истинной добродетели, говорит он, Бог есть
пустое слово". Признавая аскетическую и практическую нравственность
основным условием обожествления, П. самый путь к этой цели определяет
более с теоретической, эстетической и мистической сторон. Первый шаг к
возвышению над чувственностью есть бескорыстное отношение к самой этой
чувственности, как к предмету познания, а не вожделения; второй шаг есть
отвлеченное мышление (напр. арифметическое, или геометрическое); более
высокий подъем дается, затем, любовью к прекрасному ради ощущаемой в нем
идеи (платонический эрос); еще выше поднимает нас чистое умозрение
(диалектика в платоновом смысле); последний шаг есть восхищение или
экстаз, в котором наш дух становится простым и единым как Божество и,
наконец, совпадает и сливается с ним. Так как высшая жизненная задача
исчерпывается здесь возвращением единичной души к Богу, то в этом
воззрении нет места для общественных, политических и исторических задач:
все дело происходить между отдельным лицом и "неизреченным" абсолютом.
Философия П. представляет собою завершение древнего умственного мира как
с положительной, так и с отрицательной стороны. Древний мир здесь
следует принимать в широком смысле, так как эллинизованный египтянин П.
вобрал в свое учение не классические только, но и восточные духовные
стихии. И в этом последнем слове всего образованного язычества сказалась
его общая граница с полною ясностью. Весь идеал позади человека.
Абсолютное нисходить и изливается в творения в силу изобилия собственной
природы, но без всякой цели для себя и для самого творения. Низший мир,
как царство материи или "не сущего", противоположен Божеству и враждебен
истинной природе человека; но человек никогда не побеждает этого мира, а
может только бежать из него с пустыми руками в лоно Божества. Идеал
единичного человека - не живая и свободная личность, "друг Божий", а
лишь отрешенный от мира созерцатель и аскет, стыдящийся, что имеет тело;
собирательный человек (общество) никогда не достигает здесь пределов
человечества, он остается городом - созданием железной необходимости.
Крайнему мистицизму теории, поглощающему личность, соответствует
абсолютизм римского государства, поглотившего местные города и нации, не
возвысившись, однако, до настоящего универсализма. Римская империя
оставалась лишь огромным, безмерно разросшимся городом, который именно
вследствие своей огромности теряет живой интерес для своих граждан.
Полным отсутствием такого интереса философия П. отличается даже от
философий Платона и Аристотеля. Сочинения П. были вновь открыты Европою
в эпоху Возрождения; появившись сперва по-латыни (в перев. Марсилия
Фицина, Флор. 1492), они впервые изданы по-гречески (и лат.) в 1630 г.
(в Базеле); далее следует оксфордское издание. 1835 г., парижское 1855,
Лейпцигское (Kirchhoff) 1856, берлинское (Н. Moller) 1878 - 80, новейшее
лейпцигское (Volkmann) 18834. Переводы: нем. - Миллера, франц. - Булье.
Литература. Кроме общих сочинений об александрийской философии и
новоплатонизме, собственно о П. - Kirchner, "Die Philos. des Plot. ".
(Галле, 1854); Н. v Kleist, "Plotinische Studien"(Гeйдeльбepг, 1883);
Volkmann, "Die Hohe der antik. Aesthetik, oder Plot's Abhandlung v.
Schonen" (Штетт., 1860); Brenning, "Die Lehre vom Schonen bei Plot."
(Геттинг., 1864); Vitringa, "De egregio, quod in rebus corporeis
constituit Plotinus, pulchri principio" (Амстерд., 1864); M.
Владиславлева "Философия П." (СП б. 1868).
Вл.С.
Плотина - искусственная преграда для воды. Поперек рек и речек П.
устраиваются с целью поднять уровень воды и образовать искусственный
водопад, которым пользуются как механическою силою, или же чтобы сделать
мелкие реки судоходными и распространить судоходство и сплав далее вверх
по течению реки. Ручьи, балки, овраги и ложбины заграждаются П. для
задержания в них дождевых и снеговых вод, образующих пруды и резервуары,
запасами которых пользуются в сухое время года для орошения полей, для
водопоя и других потребностей в домашнем хозяйстве или же для
водоснабжения населенных мест, для питания судоходных каналов, а также
для пропусков воды в реки при недостаточной глубине их для судоходства
(р. Мета, Верхняя Волга и др.). П. вдоль рек возводятся для направления
течения соответственно потребностям судоходства, а по берегам рек, озер
и морей - для предохранения от наводнений и для предупреждения вторжения
морских вод во внутрь страны. Искусство возведения П. известно уже с
глубокой древности. О водоподъемных плотинах упоминает Геродот. Абулфеда
сообщает о П., построенной персами для отвода воды от города Тостара.
Шах-Аббас соорудил близ Катана каменную плотину длиною 36 м., высотою 16
м. и толщиною 10 м., снабженную у подошвы каналом для пропуска воды.
Наконец, в древние времена строились также весьма большие П. для
ограждения местностей от наводнений, напр. арабами во II ст. по Р. Хр.
Подобные же работы, по рассказу Абулфеды, предприняты были Александром
Македонским для предупреждения разлива озера Кадис, близ сирийского
города Эмесы. П., преграждающие течение реки, производят подпор воды,
который распространяется на известном протяжении вверх по течению.
Водоподъемные П. разделяются на глухие, устроенные в виде сплошной
массы; вовсе не пропускающие воды, водосливные, допускающие проток
высокой весенней воды через гребень или водослив П., и разборчатые, со
съемными затворами, которые совершенно удаляются перед весенними
разливами или большими паводками, оставляя почти все русло реки открытым
для свободного прохода воды, льда или судов и леcныx гонок. Иногда
разборчатые П. устраиваются самодействующими, т. е. сами открываются при
возвышении уровня воды до известного предела и сами закрываются при его
понижении. Часто строятся смешанные П., состоящие из глухих и
разборчатых частей, расположенных или одна возле другой, или так, что
нижняя часть П. глухая, а верхняя разборчатая. Кроме того, в П.
устраиваются особые отверстия для пропуска судов и лесных плотов, наз.
шлюзами и полу шлюзами, а также водосливы и водоспуски для пропуска
излишней воды. П. в разных странах имеют местные названия, которые
отчасти указывают на тип устройства. У нас на Вышневолоцкой водной
системе они называются бейшлотами, в Индии (Мадрас) аникутами, в Египте
барражами (франц. Barrage), земляные П. у нас в запад. крае и на юге
называются греблями. В Германии, Франции и Англии для механического
вододействия часто употребляются водосливные П.; в России же водосливные
П. встречаются редко и наиболее распространены створчатые. Причина этого
заключается, во-первых, в сильном ледоходе в наших реках, при котором
прочное устройство водосливных П. вообще трудно исполнимо, а во-вторых,
в небольшой вообще высоте подъема воды, достигаемой глухими П. (редко
выше 3 м.). Створчатые же П. поднимают воду на значительную высоту и
образуют за собою весьма обширные пруды, вмещающие большой запас воды. В
местах густонаселенных, где земля имеет большую ценность, образование
подобных прудов, затопляющих окрестные угодья, было бы весьма убыточно.
Так, напр., пруд, образуемый створчатыми П. на pp. Сестре и Черной, при
Сестрорецком оружейном заводе, имеет до 12 кв. в. поверхности; на
Уральских горных заводах, где во многих местах устроены наиболее
обширные в России заводские П., площади прудов занимают от 10 до 30 кв.
в., но есть пруды, которых площадь простирается до 60 кв. в. (напр.
Черноисточинский, Кыштымский). Самые небольшие, обыкновенные мельничные
пруды все-таки занимают 10, 20 и 30 дес. земли. Створчатые П.
представляют еще то преимущество для механического вододействия, что
посредством затворов водоспуска, называемых щитами, заставками, вешками
(когда они сколочены из досок) и шандорами (когда они состоят из
горизонтально укладываемых брусьев), можно регулировать воду,
поднимаемую П., и держать ее уровень на определенной высоте, что весьма
важно для правильного действия некоторых гидравлических приемников.
Всякая П. своею постоянною частью образует порог, который возвышаясь над
дном реки поперек ее русла, стесняет течете. Вследствие этого перед П. и
ниже ее образуются сильные водовороты, действующие разрушительно на дно
реки и на те части сооружения в отверстиях П., около которых совершается
перепад воды, почему части эти должны быть устроены особенно прочно.
Бока выпускных отверстий створчатых П. образуются так назыв. береговыми
устоями, а самые отверстия, по ширине, разделяются на несколько частей
промежуточными опорами или быками и щитовыми стойками. Дно отверст., по
которому движется вода, называется флютбетом. Флютбет образуют понурный,
водобойный и сливной полы, из которых первый предохраняет сооружение от
водоворотов, защищая основание П. от давления подпруженной воды, второй
принимает на себя удары перепадающей воды, а третий предназначается для
ослабления действия водоворотов, образующихся за П. у ее подошвы. В
малых П. понурный пол образуют иногда земляною отсыпью к порогу
выпускного отверстия со стороны пруда, которую называют отмелью или
отмелом. Каждая П., - будет ли она по материалу каменная, деревянная или
земляная, или составленная из соединения различных материалов, а по роду
своему водосливная или разборчатая - должна поднять воду и поддерживать
уровень ее на определенной высоте, пропускать без вреда для выпускного
отверстия, самой плотины и находящихся возле ее сооружений назначенное
количество воды для действия гидравлических приемников, а также излишнюю
воду, как при нормальном состоянии реки, так в во время самых высоких
паводков, а иногда и идущий по реке лед; в случае судоходства или сплава
она должна иметь приспособления для пропуска судов и плотов. При этом П.
и все ее части должны иметь надлежащую прочность и устойчивость, чтобы
давлением и движением воды, а иногда и льда П. не могла быть ни сдвинута
с места, ни опрокинута, ни подмыта и ни прорвана ни в какой части.
Главная задача в строительном отношении, при возведении П.,
заключающаяся в том, чтобы по возможности совершеннее прервать течете
реки, представляет весьма сложное дело и требует от строителя не только
знаний и опытности, но многих местных наблюдений и соображений, особенно
если приток воды в реки значителен и подвержен большим колебаниям, а
грунт русла слабый. Прорыв плотины иногда сопровождается большими
бедствиями, вследствие сноса строений и даже разрушения целых селений,
гибели людей и пр. (напр. разрушение Джонстоунской П. в Сев. Америке в
1887 г., Бузейской во Франции в 1892 г.; при последней катастрофе этого
рода, в конце 1897 г., вследствие прорыва плотины С.-Кристин, близ
Люшона во Франции, была разрушена целая деревня Монтобан. Земляные П.,
не смотря на все указанные опытом способы их уплотнения, могут быть
пригодны для поднятия за ними воды на высоту не более 12 - 14 м. Для
обеспечения непроницаемости земляных П., в Америке в последнее время
стали строить их с бетонным ядром, иногда же в теле П. до высоты
наибольшего подпорного горизонта закладывается каменная стенка.
Обыкновенно же, для предупреждения просачивания, в ядро П. закладывается
слой глины. На наружной части П. чистой глины нельзя употреблять; лучшим
материалом для земляных П. считается песчано-глинистая земля. Толщина П.
зависит от напора на нее воды, но во всяком случае должна быть не менее
4 м. Откосы земляных П. делаются довольно пологими. Внутренний откос
должен быть не менее полуторного, а если можно ожидать обвалов, то
делают его положе, доводя до тройного. Наружный откос, в зависимости от
рода грунта, от полуторного до двойного. Для предупреждения разрушения
откосов от ударов волн или от мороза, их дернуют или мостят на мхе, а
при большой высоте откоса его укрепляют сухою каменною кладкою. Каменные
П. представляют сооружения из каменных стен, промежутки между которыми
заполняются землею; встречаются на французских каналах. Каменные П.
делаются обыкновенно толщиною в половину высоты, а потому толщина их,
при высоте напора от 10 до 20 м., доходит до 12 м. При большой высоте П.
уширяют к основанию, придавая наклон наружной и внутренней поверхностям
стены, по кривой, определяемой расчетом. Наиболее замечательною из
каменных плотин, построенных в недавнее время, считается Нильский
барраж, расположенный в 12 англ. милях ниже Каира, в пункте разделения
Нила на 2 рукава - Розеттский и Дамиеттский. Сооружение это начато в
1843 г. Мегметом-Али, по проекту французского инженера Мужеля, который и
руководил работами до 1850 г. После смерти Мегмета-Али работы были
приостановлены и возобновились лишь в 1882 г., под руководством
английского гидротехника инженера Монкрифа. Нильский барраж состоит из
двух П., переброшенных через начало Розеттского и Дамиеттского рукавов и
соединенных каменной набережной. По наружному виду, барраж представляет
гигантский каменный мост, состоящий из множества узких пролетов.
Розеттская плотина имеет в длину 1437 фт" а Дамиеттская 1709 фт.
Египтяне называют барраж "Мостом благословений", так как он значительно
расширил площадь орошения в тот период, когда в нем особенно нуждается
Нижний Египет. Успех нильского барража побудил египетское правительство
выработать проект второй, более грандиозной П. на этой же реке, у
Асуана, длиною 18 км. и высотою 23 м. от дна реки, для накопления около
миллиарда куб. м. воды. К работам предполагается приступить в скором
времени. Деревянные П. состоят из флютбета, береговых устоев и быков,
которые в России всегда устраиваются из ряжей, т. е. бревенчатых ящиков,
заполняемых камнем. Для предупреждения просачивания воды поперек
деревянной П., впереди понурного пола, под затворами и в конце
водобойного и сливного полов забиваются сплошные стенки из шпунтовых
свай. В случае твердого грунта, не допускающего забивки свай, нижние
венцы ряжевых стен прикрепляются к скале болтами, с помощью выдолбленных
в камне гнезд. Промежутки между венцами ряжевой нарубки
проконопачиваются и стены обшиваются досками для предохранения от
действия сырости. На устоях и быках, поперек всей П., устраивается мост,
с которого можно управлять механизмами для подъема затворов. Последние
состоят из стоек, пространство между которыми запирается щитами или
шандорами. Подъемные механизмы состоят из горизонтального вала, на