<< Пред. стр. 793 (из 1179) След. >>
каждого садового оркестра. В настоящее время П. ограничиваетсяобыкновенно мотивами из одной оперы и называется фантазией; но и эти
фантазии с каждым годом все более и более теряют поклонников. П. писали
Конради, В. Шуберт и др.
Порнография - по греч. описание проституции. Сообразно с этим первые
литературные произведения, восстававшие против развития проституции,
назывались П. Такова, напр., книга Ретиф де ла Бретонна, озаглавленная:
"Le Pornographe ou Idees d'un honnete homme sur un projet de reglement
pour les prostituees" etc. Л., 1769). Когда(1836) появилось
обстоятельное исследование знаменитого врача Паран Дюшателе по тому же
предмету, то оно уже никем не рассматривалось как П., а было признано в
высокой степени поучительным и полезным. Изменение понятий о
непристойности сочинения, сообразно его цели, повело в тому, что
наименование П. стало приурочиваться к таким лишь произведениям
литературы, появление которых не могло иметь иной цели, кроме
"возбуждения любопытства к скабрезности". Приняв подобное определение
значения П" позднейшая литературная критика имела основание причислять к
этому роду литературы целый ряд сочинений, начиная с древнейших. В этом
смысле можно отнести к П. некоторые места комедий Аристофана, а также,
отчасти, произведения Лукиана и "Пасторали" Лонгуса ("Дафнис и Хлоя"). В
литературе латинской тем же характером отличались эпиграммы Катулла и
Марциала и особенно "Сатирикон" Петрония. Во Франции в XVI в. и ранее
были в ходу побасенки и сказки содержания порнографического, из которых
поэты того времени, как и позднейшего, заимствовали сюжеты, а прозаики,
как напр. Рабле в "Гаргантюа и Пантагрюэль", вводили из них в
литературный язык даже подлинные простонародные названия
непристойностей. Далее П. встречается в сочинениях Бероальда де Бервиля,
Ренье и Лафонтена, умевшего, впрочем, прикрывать наготу картин
поэтической грацией. Когда развращение нравов достигло во Франции ХVIII
в. крайнего предела, то уже не чувствовалось надобности в таком
прикрытии, и эротизм выразился в формах самой откровенной П. Этот род
литературы не встречал никакого протеста со стороны общественного вкуса
во весь период времени начиная с появления "Орлеанской девственницы"
Вольтера до выхода в свет известного произведения Парни: "Война богов"
(1799). Кроме поименованных сочинений, имевших, помимо порнографического
их направления, неоспоримые литературные достоинства, в европейской
письменности, особенно во французской, нередко приобретали известность
произведения, в которых, даже при крайней снисходительности к
нравственной распущенности, нельзя было найти иной цели, кроме
эксплуатации извращенного вкуса читателей. Из таких изданий особенно
громкую известность получили "Рагnasse Satyrique" (1622) - сборник
Теофиля Вио, подвергшегося за него преследованию, и латинская книга,
изданная во Франции в 1680 г., под заглавием: "Aloisiae Sigeae Toletanae
satira sotadica de arcanis amoris; Aloisia hispanice scripsit,
latinitale donavit J. Mearsius". Впоследствии оказалось, что ни
голландский ученый Mepcуc, ни испанская писательница Алоизия. Сигеа были
ни при чем в этом издании, приписываемом адвокату Шорье, обвинение
которого, впрочем, может быть столь же незаслуженно, как подозрение,
павшее на Дидро в авторстве книги: "Философ Тереза". К тому же роду
литературных произведений должна быть причислена "Ода Пpиaпy" Пирона.
Болезненно-порнографическим характером отличались все литературные
изделия маркиза де Сада: "Жюстина или беда от добродетели" (изд. в
Голландии в 1791 г.), "Философия в будуаре" (1792) и "Жюльета или
блаженство порока" (1798), служащая продолжением "Жюстины". Не взирая на
бдительный правительственный надзор, скабрёзные произведения все-таки
распространялись во множестве, принося барыш издателям. Еще в недавнее
время в Брюсселе существовало несколько фирм, специально посвятивших
себя перепечатыванию порнографических сочинений. Особенною известностью
пользовался сборник: "Nouveau Parnasse Satyrique", в котором, на ряду с
немногими талантливыми пьесами, встречался громадный подбор грубо
бесстыдных произведений, лишенных всякого литературного достоинства.
Издание это было воспрещено во Франции в 1866 г., по настоянию министра
народного просвещения Дюрюи. В последнюю четверть века при
исключительном господстве во Франции романа натуралистической, школы
область половой любви часто трактовалась с такими подробностями, которые
граничат бесспорно с П. Не только второстепенные романисты, как напр.
Адольф Бело, Катул Мендес, Марсель Прево, Арман Сильвестр и др., но даже
такие корифеи, как Золя и Мопассан нередко злоупотребляли гибкостью
французской. речи, дозволявшей авторам безнаказанно переступать границы,
определяемые непосредственным чувством изящного. Французская критика, в
лице лучших своих представителей, не раз указывала на эту отрицательную
сторону беллетристики, объясняя ее главным образом постыдной
зависимостью писателей от издательского стремления эксплуатировать
общественную эротоманию. Подобные же расчеты ежедневно позорят известную
часть периодической печати, которая не гнушается наполнять целые
газетные листы рисунками и статьями откровенно порнографического
содержания, В последнее же время в Париже основалось, под
председательством сенатора Беранже, целое общество (Ligue de la moralite
pablique), в программу деятельности которого входит, между прочим,
ограждение публики от эксплуататоров безнравственных вожделений. Против
осуществления идей этой лиги ведется ожесточенная борьба частью
парижской прессы, не гнушающейся успехом, приобретаемым при помощи П.
Закон, имеющий целью усилить наказания за деяния, направленные к
возбуждению эротизма и публичному оскорблению стыдливости, не смотря на
все старания Беранже, до сих пор еще не прошел в парламенте.
Относительно борьбы против П. практика новейшего времени
остановилась, повидимому, на убеждении в невозможности противодействия
П. посредством усиления строгости предупредительных и карательных мер.
Меры эти во Франции применяются лишь по отношению к одному из видов
эксплуатации эротических инстинктов масс, а именно по отношению к
публичным зрелищам. Но и этого рода преследования отличаются крайней
снисходительностью.
В русской литературе П не получила значительного развития. В XVIII
веке известностью пользовались порнографические произведения Баркова,
распространявшиеся в рукописях. Шаловливые стихотворения писали Пушкин,
Лермонтов, Полежаев и др. Собрания порнографических стихотворений на
русском языке издавались много раз за границей (Лонгиновым и др.).
П. в изящных искусствах. Художники древней Эллады нередко избирали
сюжетами для живописи и скульптуры сцены, по нашим понятиям
непристойные. У древних народов нагота составляла не только излюбленную
форму пластического искусства, но самый эротизм служил предметом культа.
Греческая теология допускала не только в частные жилища, но и в храмы
изображения таких рискованных сюжетов, которые даже в исполнении
величайших талантов не могли не возбуждать чисто животные инстинкты в
зрителе. В Афинах был даже особенный храм, посвященный "Олицетворению
бесстыдства" (Anaideia), украшенный чтимыми эмблемами "приапических
гениев" и Афродиты. В честь этих божеств происходили ортофаллические
песнопения и пляска, сопровождавшаяся непристойными телодвижениями. Весь
Олимп представлял собой обширное поле, в котором необузданная фантазия
художников находила неистощимое обилие сюжетов для искусства,
увлекшегося целями П. Вакхические оргии, любовные похождения Венеры и
Юпитера служили нескончаемой темой греческого искусства. Еврипид
упоминает (в "Ипполите") о знаменитом порнографическом изображении
Улисса с Цирцеей. Такого же характера произведения Аристида, Никофана,
Павзания. Но всех их, по свидетельству Плиния, превзошел в этом смысле
Парразий. Если у греков, как народа проникнутого стремлением к изящному,
пристрастие к П. объяснялось увлечением красивой формой, которую они
ценили по крайней мере наравне с сюжетом, то о римлянах этого сказать
нельзя. На оргиях Гелиогабала употреблялись кубки с высеченными на них
изображениями непристойностей. Обычай этот, впрочем, существовал ранее
(in poculis libidines caelare juvat ac per obscaenitates bibere, говорит
Плиний). Вкус к произведениям искусства, возбуждающим сладострастие,
охватил все римское общество, не исключая и наиболее просвещенных людей
эпохи. По словам Светония, спальня Горация была изукрашена
соблазнительными картинами во вкусе откровений Афродиты. В числе
обличителей такого извращения вкуса были поэты Овидий и Проперций, не
смотря на то, что сами они в своих сочинениях далеко не представлялись
сдержанными по части непристойностей. Св. Климент Александрийский громил
римлян своего времени за обычай украшать свои жилища картинами в роде
"Венеры в объятиях Марса", "Леды, пойманной Юпитером", голых нимф,
пьяных сатиров и т. д. В развалинах Геркулана и Помпеи сохранилось
бесчисленное множество образчиков П. Не только специальные дома
разврата, но и частные жилища были украшены живописью самого
возмутительного содержания. Неаполитанский музей содержит в себе большую
коллекцию этого рода археологических предметов, перечисленных в
"Catalogo del museo nazionale di Napoli" ("Raccolta pornographica"). В
средние века, под влиянием христианства, П. исчезает из частных жилищ,
но встречается еще на капителях и портиках некоторых церквей, в смысле
отрицательных примеров, долженствующих возбудить отвращение к пороку. В
эпоху Возрождения порнографическая нагота снова нашла применение в
живописи и скульптуре. Таланты итальянских художников сумели, однако, до
известной степени смягчить впечатление реализма своих созданий
неподражаемою грацией. за которою как бы не ощущалась непристойность
темы. Рафаэль Санцио, напр., оставался великим и. чистым даже в наиболее
реальных из своих произведений ("Рождение Венеры", "Венера и Амур",
"Раненая Венера", "Венера извлекающая из ноги занозу", "Венера и Адонис"
и т. д.). Из итальянских художников эпохи Возрождения, особенно
увлекшихся П., наиболее известны Пьетро Либери и Агостино Карраччи,
эстампы которых сохранились в весьма небольшом числе. К тому же роду
искусства принадлежат гравюры Джакопо Каральо - серия снимков с картины
"Любовные похождения богов", принадлежащей, как полагают, кисти Пьерино
дель Вага. С картин подобного содержания существует много других гравюр,
сделанных в XVI столетии художниками немецкими и голландскими
(Альтдорфер, Альдегревер, Израэль ван Мекенен, Франц. Врун, Теодор Бри и
проч.). Голландская живопись считает в своей среде несколько художников,
рисовавших сцены порнографического характера. Между ними особенно
известны Стен (Jan Steen), Франц. Миерис и Виллем Миерис (в
Флорентийской и Дрезденской галереях). Наиболее характерная из картин
Стена "Оргия", представляющая собою яркую сатиру на общественные нравы,
находится в амстердамском музее Ван дер Гоопа. В XVIII в. П. невозбранно
овладевает искусством во Франции; единственной преградой к
распространению ее крайностей в эту эпоху был значительно развитый
изящный вкус общества. Из многочисленных произведений Ватто, Буше,
Бодуэна немало таких, которые могут быть прямо отнесены к П. (см. "L'Art
du XVIII siecle" брат. Гонкур). Даже знаменитый обаятельною грацией
Грёз, не был чужд подчинению вкусам своих современников. Гораздо ярче
порнографический элемент выразился в произведениях Фрагонара, но
громадный талант и соблюдение известных границ, налагаемых чувством
изящного, спасают репутацию художника в этом смысле. Современное
французское искусство, в сравнении с искусством прошлого века, менее
грешит порнографией; не смотря на снисходительность в этом отношении
цензуры второй империи, во французском искусств новейшего времени не
замечалось уже прежнего загромождения области изящного непристойными
произведениями. Художественная и литературная критика сильно восставала
против преобладания эротизма в искусстве, приравниваемого ею к П.
Порпора (Nicolo Porpora) - известный профессор пения и композитор
1687 - 1766, ученик Гpeкo, автор опер: "Basilio, re di Oriente",
"Berenice", "Flavio Anico Olibrio", "Siface", "Arianna e Tesco", "Sant
Angiolo", Annibale", "II trionfo di Camillo"; написал также иного месс,
кантат, симфоний, псалмов и мотетов. Он открыл в Неаполе школу пения, из
которой вышли такие знаменитые певцы, как Фаринелли, Кафарелли,
Порпорино. С 1729 г. П. стоял во главе итальянской оперы в Лондоне, но
английской публике, привыкшей к произведениям Генделя, оперы П. не
особенно нравились. Последние годы жизни П. провел в Вене, где
познакомился с Гайдном, и в Неаполе. . См. "Biografia degli nomini
illustri del regno di Napoli" (Неаполь, 1819).
Портал - в романской и готической архитектуре, более или менее
роскошно орнаментированный вход в церковь, замок, ратушу или другое
значительное здание. В больших храмах, главный, обыкновенно западный,
фасад имел три П., из которых средний соответствовал среднему нефу, а
остальные два - боковым нефам; кроме того устраивалось по порталу с
северной и южной сторон храма, на концах трансепта. В романском стиле.
П. представляет собою постепенно суживающуюся вовнутрь большую нишу в
стене, с прямыми вертикальными боковыми откосами и полуциркульным сводом
вверху, также скошенным вовнутрь; в глубине этой ниши находится
двустворчатая дверь, ведущая во внутренность храма. Откосы ниши с той и
другой стороны разделаны в виде ряда полу колонок, снабженных
свойственными стилю базами и капителями; точно также и верх ниши
представляет ряд дугообразных валов, опирающихся своими концами на
означенные полуколонны. Валы по большей части обильно орнаментированы;
иногда орнамент покрывает также и стержни полуколонн. Дверь в глубине
ниши имеет по большей части четырехугольную форму, так что над нею
образуется полукруглое пространство, так называемый тимпан, обыкновенно
занятый рельефным изображением какого-либо религиозного сюжета. В
готическом стиле, П. становятся еще обширнее и роскошнее; в некоторых
церквах три П. западного фасада близко соприкасаются между собою и
занимают почти весь его низ. Свод ниши и тимпан принимают стрельчатую
форму. Полуколонны откосов превращаются в связки полуколонн и украшаются
рядами статуй святых, стоящих на кронштейнах и осененных балдахинчиками;
на своде, вместо валов, являются плоские или впалые дуги, к которым
прилеплены ряды бюстов. Тимпан занят рельефами, расположенными в виде
фризов и представляющими иногда до сотни фигур, или же одним цельным
рельефом, изображающим какой-либо религиозный сюжет, по большей части
родословие Богородицы (так наз. "Древо Иессеево"). Дверное отверстие П.
чаще всего разделяется пополам вертикальною стойкою, так что
представляет, собственно говоря, не одну, а две соседние и парные двери;
к стойке приделана также статуя на кронштейне и под балдахином. К
наиболее красивым П. позднероманского стиля принадлежат так называемые.
Золотые ворота фрейбергского собора, очень похожий на них северный П.
бамбергского собора., вход в Schottenkirche в Регенсбурге, Галлусовы
врата базельского соб., западный П. собора. св. Стефана в Вене и
некоторые др. из готических П. особенно замечательны, во Франции, П.
соборов шартрского, амьенского, реймского и парижской Богоматери и
церкви. св. Трофима, в Арли, а в Германии - пять П. кельнского собора.,
из представляющих же переход от готики к стилю Возрождения - изящный П.
собор в Комо.
А. С - в.
Портик (лат. роrticus, греч. stoa) - крытая галерея. открывающаяся с
одной стороны, с двух или со всех сторон на открытый воздух, с колоннами
и столбами, поддерживающими крышу или непосредственно, или с помощью
лежащего на них архитрава или же арок, перекинутых с одной из этих
подпор на другую. Если такая галерея открыта с одной стороны, то с
другой, противоположной, она ограничивается стеною или совершенно
глухою, или имеющею двери и окна. П. введен в архитектуру древними
греками и был заимствован от них римлянами; у тех и других он служил
местом, в котором можно было сидеть и прогуливаться, укрывшись от
палящих лучей солнца и от дождя. Этот род построек удержался в зодчестве
средних веков (монастырские клуатры) и эпохи Возрождения.
А. С - в.
Порто-Ново (Porto-Novo, Adjare) - главный гор. провинции того же
имени, в французской. колонии Дагомее, на Невольничьем берегу Западной.
Африки. Вывоз пальмового масла и кокосовых орехов, Королевство П.
основано в XVIII в.; в 1861 г. было занято англичанами и обратилось к
защите Франции, которая установила над ним временный протекторат в 1863
г., а с 1883 г. - и постоянный. Дружеское расположение короля П.
позволило французам. при открытии войны с Беганцином Дагомейским,
сделать П. своим операционным базисом. В 189З г. П. соединен с
Дагомейской колонией.
Порт-о-Пренс (Port-au-Prince или Le Port Republicain) - главный город
и порт республики. Гаити на западном. берегу Гонаивского залива, в
нездоровой, болотистой местности. Дома по большей части деревянные и,
вследствие частых землетрясений (1751, 1770, 1830, 1842), в совершенном
упадке. Лицей, коллегия, несколько ланкастерских школ; таможня, монетный
двор. Пристань хорошая и, за исключением периода с августа по октябрь,
когда свирепствуют ураганы, совершенно безопасная. На С от города
находится еще маленькая гавань, называемая. внутренней, могущая вмещать
2 корабля. Гавань защищена фортами. Торговля большей частью во
французских и немецких руках. Главные предметы вывоза: синее и красное
дерево, хлопок, кофе, какао, мед, апельсинная корка, гваякская смола.
Ввозятся, кроме мануфактурных товаров, мясо, мука, сахар и алкоголь.
Правильное пароходное сообщение с Европой и Америкой. Движение судов в
1895 г. - 198 пароходов и 80 парусных судов, в 335847 регистр. тонн.
Ввезено товаров (1895) 52775 тонн .Жителей около 60000 (1895).
Портрет - изображение того или другого человека, произведенное
средствами живописи, гравирования или скульптуры (а также
фотографическое). П. может считаться вполне удовлетворительным, когда
воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и
внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с
наиболее свойственною ему экспрессией. Удовлетворение этого требования
входит в круг. задач искусства и может приводить к высокохудожественным
результатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими в
копирование действительности свой личный вкус и чувство природы. Смотря
по величине изображения, живописные портреты могут быть головные (когда
изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во
весь рост; в отношении позы представленной фигуры, они бывают
профильные, "с лица" (en face), в три четверти поворота направо или
налево (en trois quarts) и так наз. an profil perdu, т. е. изображающие
лицо с затылка, так что видна только часть профиля. Такое же разделение
существует и для П., рисованных карандашом, писанных акварелью,
гравированных и вылепленных высоким или низким рельефом (как напр. на
медалях и монетах); собственно же скульптурные П. делаются в виде гермов
(одна голова с шеей), бюстов (голова и верхняя часть туловища) и статуй
(целая фигура, с головы до ног). Портретное искусство возникло в
глубокой древности; еще за много веков до Р. Хр. оно было в большом
употреблении у египтян, как о том свидетельствуют деревянные и каменные
статуи, найденные в значительном числе в погребальных постройках этого
народа. У древних греков долгое время П. в строгом смысле слова не
существовало; хотя и было в обычае награждать победителей на играх
постановкою их статуй на публичных местах, однако, то были идеальные
фигуры, лишь в общих чертах. Эллинские республики даже запрещали
общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические
П., находя их могущими развивать в гражданах тщеславие и
противоречащими принципу равенства между ними. Только в V в. до Р. Хр.
впервые явились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в
числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.
Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной
скульптуре при Александре Македонском, благодаря Лизиппу и его брату,
Лизистрату, который первый стал формовать маски с натуры. Впоследствии
П. размножились не только в пластике, но и в живописи, при чем в
последней достигли уже до большего совершенства, как мы можем судить о