<< Пред. стр. 803 (из 1179) След. >>
являются не только единицы, но и целые группы, напр. политическиепартии, общественные классы, целые государства и т. п. Такое понимание
не будет противоречить определению, данному Полибием в большинством
историков, употреблявших термин прагматизм. Во всяком случае П.
интересуется действующею в истории личностью, ее мотивами и намерениями,
ее характером и страстями, одним словом, ее психологией, которая должна
объяснять ее поступки: это - психологическая мотивация исторических
событий. Причинность, царящая в мире явлений, проявляется в разных
областях этого мира различным образом, вследствие чего и является
необходимость специальных исследований причинности (напр., причинности в
уголовном праве). В области истории этот вопрос разработан очень мало
(см. Н. Кареев, "Сущность исторического процесса и роль личности в
истории", СПб., 1890). Теория прагматической истории должна была бы
исследовать, как порождаются одни события другими, вызываясь разными
переменами в волевой сфере действующих лиц под влиянием действия на них
тех или других событий, которые сами, в последнем анализе, суть лишь
какие либо поступки. Прагматическая история отличается от
последовательной именно проникновением во внутренний мир людей, с целью
не только рассказать событие, но и представить его непосредственное
действие на мысли и чувства современников, а также показать, как само
оно сделалось необходимым в виду существования у людей, его совершивших,
тех или других мотивов и намерений. Ср. Е. Bernbeim, "Lehrbuch der
historischen Methode" (1894).
Н. К.
Пракситель (Praxiteles) - древнегреческий скульптор, главный
представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын
ваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его
произведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи
Перикла, полных спокойствия и величия, отличались характером
чувственности и, как большая часть скульптур того времени, были
исполнены из мрамора - материала, более пригодного для задач
новоаттической школы, чем бронза и слоновая кость. П. был художник в
высшей степени плодовитый и разнообразный. Античные писатели насчитывают
до пятидесяти статуй его работы, и притом весьма различных по
содержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита, изваянная П. для
города Книда; предание гласит, что натурщицею для неё служила художнику
знаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя
представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом,
страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятие
об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении
его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правою
рукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало на
вазу. стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений и копий книдской
Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини - Афродита
мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее
оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдской
Афродиты, из под резца П. вышли Афродиты: косская, феспийская,
александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлению
изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью,
почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство
могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные
эроты, нимфы, фавны и сатиры; изображая последних, П. удалился от
древней традиции, представлявшей их в виде полуживотных. Например, его
"Фавн", насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея,
вовсе не походил на получеловека полукозла , каким изображало его
древнее искусство; у П. это - грациозный, мечтательный юноша, с нежными
и мягкими формами, прелестный, идеально красивый. Далее, известна по
копии, хранящейся в вилле Альбано, статуя П., изображавшая Аполлона
Савроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегося
стрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева. Наконец, до нашего времени
дошло несомненно оригинальное произведение П. - знаменитый Гермес. Эта
статуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г, при
раскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказался
сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец
Дионис, которого держит Гермес; лишился головы и левой руки. При всем
том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле
гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного
юноши, без обычных его атрибутов - крылатой шапки и жезла. Гермес стоит,
облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на
левую, обвитую плащом, руку - малютку Диониса, он манит его каким-то
предметом, который держал в другой руке - по всей вероятности, кистью
винограда. В техническом отношении, статуя эта - верх совершенства;
такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой
трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений
греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следует
также признать женскую головку, находящуюся в собрании лорда
Ликонфильда, в Петворте, в Англии.
А. А. С.
Прая или Порто-П. (Praia) - гл. гор. О-ва Сант-Яго из группы островов
Зеленого Мыса в западной Африке (португальское владение), на юго-вост.
берегу о-ва. Торговля солью и лакмусом. Жит. 21000. Естеств. историч.
музей, обсерватория.
Прево д'Экзиль (Antoine-Francois Prevost-d'Exiles) - замечательный
франц. писатель (1697-1763), сын королевского прокурора; еще в детстве
обратил на себя внимание блестящими способностями; 16-и лет был
послушником у иезуитов. потом перешел в военную службу, но, не вынося
дисциплины, вернулся в орден, опять оставил его из-за несчастной любви и
поступил, 22 лет, в бенедиктинский орден св. Мавра, где вскоре
прославился как проповедник. Участвовал в ученых трудах бенедиктинцев;
один из томов сборника "Gallia Christiana" почти целиком написан им.
Наскучив жизнью в монастыре, П. снял монашеское платье, переселился в
Голландию, где издал "Memoires d'un homme de qualite" (1728 - 32), и
вступил в связь с молодой протестанткою, не решившись, однако, жениться
на ней, чтобы не нарушить монашеского обета. Переселившись в Англию, П.
предпринял издание "Le Pour et le Contre" - сборника заметок, рассказов,
анекдотов, где появились и самые известные из его произведений:
"Hisloire de М. Cleveland, fils naturel de Cromwell, philosophe
francais" (1732 - 39) и "Histoire du chevalier de Grieux et de Manon
Lescaut". Успех этих произведений доставил П. много врагов на родине.
Самый ожесточенный из них, аббат Лангле-Дюфренуа, нападал на П. главным
образом за его связь с протестанткою. Тем не менее, благодаря протекции
принца Конти и кардинала Буасси, П. получил позволение вернуться во
Францию (1734). Принц Конти назначил его своим милостынераздавателем и
секретарем. Он продолжал издавать "Le Pour et le Contre" и в 1735 г.
напечатал "Le Doyen de Killerine". Вследствие участия в истории с
каким-то журналистом, газета которого не понравилась двору, И. опять
должен был бежать в Бельгию, но вскоре вернулся и, по совету канцлера
d'Arecco, начал издавать коллекцию путешествий, под заглавием "Histoire
generale des voyages", частью переводя с английского, частью составляя
ее сам. В то же время он натурализовал во Франции романы Ричардсона
("Памелу", "Клариссу Гарло", "Грандисона"); Дидро впоследствии упрекал
П. в том, что он сильно сократил их. Во время наибольшего успеха его
сочинений П. постигла страшная смерть: он был поражен апоплексическим
ударом в лесу Шантильи, впал в беспамятство. был сочтен мертвым и
очнулся во время вскрытия, но немедленно умер от смертельного удара,
нанесенного ему скальпелем. П. написал около 200 томов; все написанное
им носит отпечаток большого таланта, хотя поспешность и неотделанность
замечается часто. У него богатое воображение, слог красивый, реализм
умерен большим вкусом и умением избегать пошлого или же изображать его
так, чтобы оно не вызывало ни отвращения, ни нечистых мыслей; в его
"Истории Манон Леско" "самый порок, оправданный любовью, ослепляет как
добродетель". Этот лучший из романов П. переведен и на русский язык,
между прочим - в "Новой Библиотеке" Суворина (СПб., 1892).
Предание священное (sacra traditio) - второй из двух первоисточников
христианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть учение самого
И. Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позже -
написанное. Такими письменными органами Св. П. ныне служат: 1) символы
веры древнейших поместных церквей, каковы символы: церкви Иерусалимской,
записанный св. Кириллом Иерусалимским в надписаниях его огласительных
слов; церкви антиохийской, текст которого приводит в своем сочинении
против Нестория Иоанн Кассиан; церкви александрийской, помещенный
Александром, епископом александрйским, в его "Окружном послании" по
поводу ереси Ария; древний символ римской церкви, сохраненный блаж.
Иеронимом, и др. Все эти символы содержат в себе"апостольские догматы",
"апостольскую и непреложную веру церкви, которую церковь хранит по П. от
самого Господа через апостолов из поколения в поколение" (русский
перевод этих символов и исследование о них см. в издании проф. И. В.
Чельцова: "Древние символы, так наз. апостольские, сохранившиеся в
разных церквах от трех первых веков", в "Христ. Чтении", 1869 - 1870 и
отдельно). 2) "Правила апостольские", принимаемые восточной церковью в
качестве канонических в числе 85 (по определению трулльского собора), а
западной - в числе 50. Они не были написаны самими апостолами, но в них
содержится несомненно практика времен апостольских; они издавна были в
общем употреблении во всей церкви, хотя собраны в одно целое не ранее IV
в. См. изданную св. синодом "Книгу правил" (исследование о них в
"Христианс. Чтении", 1841) и монографию И. А. Стратилатова: "Древность и
важность апостольских правил" (указаны и лучшие монографии о них в
литературе западной); 3) вероопределения и правила св. соборов
вселенских и тех поместных, которых авторитет признан шестым вселенским
собором. В древних текстах они изданы на Западе, а на русском языке
(параллельно с греческим текстом) - московским обществом любителей
духовного просвещения, в 1876-84 г. 4) "Исповедания веры" или
"вероизложения", сделанные отдельными отцами церкви по разным поводам.
Таковы символы св. Григория Неокесарийского, Лукиана мученика, Василия
Великого, Софрония Иерусалимского, так наз. символ Афанасиев, изложение
правосл. веры Григория Паламы, патриарха константинопольского Геннадия,
Мелетия Мега, три догматические послания константинопольского патриарха
Иepeмии к лютеранам (1576 - 81) в "Православное исповедание веры" Петра
Могилы и др. 5) "Деяния" вселенских и поместных соборов (русское издание
- Казань, 1859-77). 6) Древние литургии, из которых многие происходят от
апостолов. Русское издание их
- в "Христ. Чтении" и отдельно, с учеными исследованиями о них (СПб.,
1874 и след.). 7) Акты мучеников, особенно древнейших (св. Игнатия, св.
Поликарпа и др.), составленные непосредственными свидетелями их
страданий, во время которых мученики нередко подробно излагали догматы
христианского учения. Древнейшие редакции их изданы на Западе Рюинардом
и др. 8) Творения св. отцов и учителей церкви, из которых иные толковали
древние символы или подробно излагали церковное учение (Григория
Нисского - "Слово огласительное", Кирилла Иерусалимского -
"Огласительные и тайноводственные поучения", Дамаскина - "Богословие" и
др.); особенно много сделали св. отцы для выяснения христианского учения
в своих "беседах" и "словах", произнесенных в храмах, и в отдельных
"книгах", содержащих объяснение Св. Писания Ветхого и Нового Завета. 9)
Древняя практика церкви, также отчасти воспроизведенная в письменности;
она касается священных времен (посты, праздники и т. п.); священных
мест, священнодействий, обрядов и т. п. Свящ. П. православная церковь
называет устным "Словом Божиим", столь же важным, в качестве источника
веры, как и Слово Божие письменное - Свящ. Писание, и считает его
необходимым руководством для правильного разумения Свящ. Писания.
Признаки, по которым узнается истинное священное или апостольское П.,
суть: l ) внутренние или отрицательные - отсутствие внутреннего
противоречия, а также противоречия другим несомненным П., и coглacиe или
сообразность с Свящ. Писанием; 2) внешние или положительные. Истинно
апостольским П. признается лишь то, которое, по источникам, восходит до
апостолов и которое существовало в церквах, основанных апостолами, а
также то, которое считали за апостольское П. отцы церкви III, IV и Vв.
все или многие, в особенности же то, чего держится вся вселенская
церковь. Смысл церковного учения о Свящ. П. выразили еще Тертуллиан
("что у многих обретается единым, то не измышлено, а предано")и Викентий
Леринский (435), который говорит: "что все или многие единодушно и
постоянно, как бы по какому предварительному соглашению своих учителей,
приемлют и содержат, то должно считать вполне достоверным и
несомненным... Во что всегда, везде, во все верили (quod semper, quod
ubique, quod ab omnibus credltum est), то истинно". От священного или
апостольского П. церковь отличает П. церковное, куда относятся сочинения
лиц, не авторизованных ею, по истории церкви, а также древние и
позднейшие агиографические записи местных устных сказаний. Так как в
устной передаче рассказ, переходя от одних поколений к другим,
видоизменяется и часто обращается в легенду, то всю область этого
церковного П. церковь относит в область богословской науки, именно
церковно-исторической критики, определяющей условия и признаки
истинности П. См. "Введение в Богословие" митроп. Макария (изд. 5. СПб.,
1884, стр. 339 и след.), а также: "О преданиях, как источнике религии "в
"Христианском Чтении" (1829, т. XXVI).
Н. Б-в.
Предание суду и прекращение следствия - акт судебной власти, которым
уголовное дело передается суду для постановления приговора по существу
дела или признается не требующим дальнейшего производства. Процедура П.
суду имеет целью проверить возбужденное обвинение с точки зрения его
основательности, что представляется весьма важным как в интересах
частных лиц, так и в интересе публичном, ибо привлечение к суду лиц
невинных дает действительным виновникам преступления возможность
укрыться от суда и избегнуть уголовной кары. П. суду осуществляется или
самим обвинителем непосредственно (напр. в Шотландии - государственным
адвокатом), или особым судом присяжных (большое жюри в Англии и
Америке), или же судом высшей инстанции (франц. порядок). П. суду
обвинителем, через внесение составленного им обвинительного акта в суд,
рассматривающий дело по существу, ускоряет и упрощает ход
судопроизводства, но представляется весьма опасным для интересов частных
лиц, в виду возможности пристрастия со стороны обвинителя. П. суду через
посредство особого жюри предоставляет разрешение этого вопроса
представителям народной совести; но так как большое жюри рассматривает
одни доказательства обвинения, оставляя без обсуждения доказательства
защиты, то и эта форма нередко приводит к безосновательному П. суду.
Наконец, П. суду по постановлению судебного места наиболее гарантирует
интересы подсудимого, но при этом порядке производство дел задерживается
на довольно значительный промежуток времени, что особенно ощутительно в
делах несложных и не возбуждающих сомнения в основательности обвинения.
Вследствие этого новейшие процессуальные кодексы - австрийский и
германский - устанавливают П. суду непосредственно самим обвинителем,
путем внесения обвинительного акта, с тем, однако, что по жалобе
подсудимого вопрос о П. суду разрушается апелляционным судом (в Австрии)
или тем судом, на рассмотрение которого внесен обвинительный акт (в
Германии). В России установлено П. суду судебной палатой по делам о
преступлениях,. влекущих за собою лишение всех или всех особенных прав
состояния; для остальных дел, подведомственных коллегиальным органам,
установлено непосредственное П. суду обвинителем. через внесение на
рассмотрение суда обвинительного акта; по делам, подведомственным
единоличным судьям, особого обряда П. суду не установлено, а мировой
(или городской) судья или земский начальник прямо приступает. к
рассмотрению дела, при наличности законного повода и достаточного
основания к возбуждению уголовного преследования. П. суду должно быть
допускаемо только тогда, когда собранные по делу доказательства и улики
представляют "сильное вероятие" события преступления и виновности
обвиняемого; оно должно основываться на собранных предварительным
следствием доказательствах и уликах, а не на одном предположении, что
при судебном следствии известные обстоятельства получат иной вид и
послужат к улике обвиняемого. П. суду может состояться только тогда,
когда есть основание ожидать произнесения судом обвинительного
приговора; поэтому дело подлежит прекращению или приостановлению не
только при недостаточности улик, но и при отсутствии в деянии
обвиняемого признаков преступления, при наличности законных причин,
погашающих уголовную ответственность, или обстоятельств, уничтожающих
вменяемость и вменение, а также при наличности преюдициальных вопросов.
Необходимо держаться разумной середины: не парализовать энергию
преследования излишней требовательностью, но с другой стороны - не
впадать в излишнюю строгость и остерегаться неосновательных П. суду. При
возможности нескольких квалификаций преступного деяния надлежит
останавливаться на строжайшей, для того чтобы суду, решающему дело по
существу, предоставлен был больший простор в оценке обстоятельств дела;
не следует, однако, усиливать преступность факта вопреки сущности дела,
так как натянутые, противоречащие очевидности обвинения несогласны с
достоинством обвинительной власти и могут оказать вредное влияние на
присяжных. побудив их к излишне мягкой оценке фактов. Не следует также
слишком специализировать свойство того преступления, в совершении
которого обвиняется лицо, предаваемое суду; достаточно определить
родовые признаки преступления, так как только судебное следствие может
доставить материал, необходимый для специализирования признаков
преступления. Прокурор окружн. суда, получив от судебного следователя
предварительное следствие, в течение семидневного срока должен решить:
1) подлежит ли дело ведению прокуратуры, 2) произведено ли следствие с
надлежащей полнотой и 3) следует ли подсудимого предать суду или дело о
нем должно быть приостановлено или прекращено. Ведению прокуратуры
подлежат все подсудные общим судам дела о преступлениях, которые не
могут быть окончены примирением, хотя бы они возникли в порядке частного
обвинения. Следствия по делам о преступлениях, преследуемых в порядке
частного обвинения, направляются следователем к прокурору только для
того, чтобы он мог удостовериться в том, что нет на лицо преступления,
подлежащего преследованию прокурорской властью; затем прокурор передает
следственное производство в окружной суд или в судебную палату на общем
основании, сообразно тяжести угрожающего наказания. В случае неполноты
произведенного следствия прокурор имеет право требовать дополнительных
сведений или обратить дело к доследованию; но поводом к такому
распоряжению не могут служить обнаруженные при исследовании какого-либо
преступления противозаконные действия лиц, не участвовавших в данном
преступлении. Вообще прокурору, под страхом законной ответственности,
воспрещается останавливать дело для пополнения следствия сведениями
несущественными. В случаях соучастия делу может быть дан дальнейший ход,
хотя бы не все соучастники были обнаружены. При совокупности
преступлений оконченному следствию по важнейшему преступлению может быть
дано дальнейшее направление, если по преступлениям менее важным нет в
виду ни соучастников обвиняемого, ни гражданского иска о вознаграждении.
Собственной властью прокурор окружного суда не может ни изменить
подсудность дела, ни прекратить или приостановить следствие, ни
разделить предметы исследования, имеющие между собой связь. По судебным
уставам 1864 г. как П. обвиняемого суду, так и прекращение или
приостановление преследования было предоставлено одному и тому же
учреждению, а именно: по делам о преступлениях, влекущих за собой
лишение или ограничение прав - судебной палате, по остальным делам -
окружному суду. Законом 3 мая 1883 г. дела о прекращении преследования