<< Пред.           стр. 81 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 породах, как в Соединенных Штатах и Канаде, поэтому и бурение скважин,
 начавшееся в 1872 году, ведется несколько иначе, чем в Америке, а именно
 употребляют более широкие трубы. Бурение, если успешно, дает фонтаны или
 колодцы; в первых нефть, смешанная с соленой водой и песком, бьет через
 край, как вода в артезианских колодцах. Иные фонтаны были так сильны,
 что выбрасывали 600 тыс. пуд. в сутки, между тем как ни один из
 американских не давал более 50 тыс. пуд. Часто "буйные" фонтаны
 приносили убыток владельцам, нефть не успевали собирать и приходилось
 вознаграждать соседей за убытки, причиняемые ею. Из колодцев нефть
 поднимается в узких металлических цилиндрах, называемых желонками,
 работа называется тартанием. В начале 1889 было буровых скважин:
 
  В полном ходу В работе Средняя производитель-ность скважины в год, в
 тыс. пудов На Балахинской площ. 99 20 590 На Сабунчинской площ. 64 48
 990 На Биби-Эйбатской площ. 10 3 1355
 
 Всего::: 173 71 806
 
  Следовательно в среднем вывод на одну буровую скважину приходится в
 год 806 тысяч пудов нефти, а в сутки 2606 пудов
 
  Средняя глубина скважин в метрах.
 
  1877 г. 1888 г.
  Балахинская площ. 166 193 Сабунчинская площ. 170 181 Биби-Эйбатская
 площ. 150 208 Средняя площадь 167 189
 
  Эта глубина очень невелика в сравнении с глубиной скважин в Америке,
 где не находят нефти ближе 260 м. от поверхности, т.е. гораздо глубже,
 чем средняя глубина бакинских скважин: самые глубокие в Соедин. Штатах
 доходят до 1500 м. (5000 фут.); наименьшая глубина буровых скважин, по
 одной на Балахинской и Сабунчинской площадях, 47 м. т. е. впятеро менее
 самых неглубоких американских. Площадь, на которой до сих пор добывается
 нефть, очень невелика: так пространство Балахинско-Сабунчинской площади,
 с которой добывается 9/10 всей русской нефти - 200 десятин, так что
 каждая десятина дает средним числом 860 тыс. пудов нефти в год, а братья
 Нобель с десятины принадлежащей им или арендуемой ими площади получают
 почти вдвое более. Кроме одного нефтяного завода в Сураханах, все
 остальные находятся с Черном городе в Б., на берегу моря. Она
 перекачивается туда с промыслов 4-дюймовыми трубами, под давлением 30
 атмосфер. Бакинская нефть тяжелее американской и дает 30% легких
 осветительных масел, обыкновенно называемых керосином, также и более
 тяжелые масла: астралин, соляровое масло, хорошо горящее в лампах
 особенного устройства и совершенно безопасные от воспламенения. Из
 остатков добывают смазочные масла высокого качества, каких нельзя добыть
 из американской. Это дело вполне создано русскими учеными и техниками;
 основание ему положили работы проф. Менделеева, Бейльштейна,
 Морковников, сделанные в их лабораториях. Затем в России же впервые
 нефтяные остатки в крупных размерах применены к отоплению, для чего
 изобретены особые аппараты для измельчения (пульверизации) нефти -
 форсунки. Нефтяными остатками исключительно отапливаются нефтяные
 заводы, каспийские пароходы, волжские пароходы от Нижнего до Астрахани,
 Закавказская и Закаспийская ж. д. в они уже проникли до Москвы, где
 употребляются на многих фабриках. Керосин и нефтяные остатки возятся
 наливом в вагонах-цистернах и судах-цистернах, что избавляет от
 употребления дорогих бочек. Перевозка наливом на судах была впервые
 употреблена у нас, в Америке же она до сих пор не принята. Братья
 Нобель, впервые употребившие этот способ перевозки, имеют множество
 цистерн на Каспийском море, Волге и железных дорогах России, благодаря
 чему сделались на этих путях почти монополистами; к тому же стремится и
 торг. дом Ротшильда, по пути из Б. в Батум и оттуда в Черное и
 Средиземное моря. Углубление скважин еще не доказывает близкого
 истощения промыслов, а произошло от того, что нефтепромышленники
 стараются непременно получить фонтан, пренебрегая верхними, сравнительно
 менее богатыми слоями. Фонтаны везде глубже чем колодцы. К З. от
 Бадахано-Сабунчинской площади, найдены залежи нефти, но
 нефтепромышленники пока не решаются работать там, боясь незнакомой и при
 том более удаленной от города местности.
 
  Литература. Гмелин, "Путеш." (т. III); Менделеев, "Нефтян. месторожд.
 в Пенсильвании и на Кавказе" (1876); Отчеты управл. горною частью на
 Кавказе по 1888. Статьи в "Известиях и Записках кавказского отд. имп.
 рус. геогр. общ.", в журналах технического и русского физико-хим. общ.,
 в "Техническом Сборнике", "Горном Журнале" и газ. "Бакинские Известия".
  Бакунин (Михаил Александрович) - род. в 1824 г. в Тверской губ., умер
 13 июля 1876 в Швейцарии; воспитанник артиллерийского училища, он
 выпущен не кончив курса в прапорщики; в 1840 г. Б. оставил отечество и
 попал сначала в Швейцарии, а потом во Франции в кружки революционеров
 социалистов. Речью своей, произнесенной 29-го ноября 1847 года, Бакунин
 закрыл себе возврат в отечество.
  Балаган - (тат.) - барак, сарай, навес, временное дощатое или иное
 строение, служащее для склада товаров, торговли, производства ремесла
 или промысла. Балаганами также называются временные постройки для
 театральных народных представлений, таковы: Балаганы святочные,
 скоморошьи и др. Целые ряды довольно изящных деревянных построек
 возводятся из года в год на одних и тех же местах, куда во дни Сырной и
 Святой недель стекается масса народа смотреть балаганные зрелища. В
 Петербурге балаганы, начиная с 1873 года, возводятся на Марсовом поле
 (Царицын луг), а до этого времени они строились на Адмиралтейской
 площади. В Москве балаганы устраиваются на Девичьем поле, а до 1880-х
 годов они строились у Новинского бульвара. С тех пор как Б. переведены
 на Девичье поле, они уже не пользуются прежней популярностью вследствие
 того, что слишком удалены от центра города. Балаганы украшаются
 огромными разрисованными полотнищами, на которых изображены сцены из
 представляемой в балагане пьесы. Балаганы-театры известны и в истории:
 так в 1700 г. Петр Великий приказал выстроить на Красной площади в
 Москве, в Китай-городе, деревянную "комедиальную хоромину", а Сплавского
 послал заграницу навербовать комедиантов и доставить их в Россию.
 Хоромина была готова в 1702 г. и открыта 25 декабря немцами-актерами
 комедиального директора Ягана Куншта. Хоромина представляла собою
 огромный деревянный балаган, имевший в длину 20 сажень, в шир. - 15 саж.
 и в высоту - 7 саж.
  В последнее десятилетие Б. всегда строятся в январе, остаются не
 разобранными до 15 мая (день коронования благополучно царствующего
 императора Александра III), после чего место должно быть очищено, но
 представления в балаганах даются только в течение недели Пасхи и
 масленицы и в день 15-го мая. В представлениях главное внимание обращено
 на грубые эффекты, как-то: барабанный бой, стрельбу, бенгальские огни и
 т.п. Пьесы обыкновенно кое-как скроены, хотя зачастую из произведений
 наших знаменитых авторов, как то: Пушкина, Толстого, Лермонтова и др.;
 обыкновенно сюжетом пьес служат события отечественной истории,
 исковерканные приноровлением к грубому исполнению. Самое понятие
 балаганный в силу этого стало нарицательным для обозначения грубого и
 трескучего. Машинная часть и декорации пьес, даваемых "на балаганах",
 подчас бывают вполне удовлетворительны.
  Балаганами называются и шалаши, из которых охотятся на тетеревов,
 приманивая их чучелами, а также летнее жилище камчадалов, состоящее из
 шалаша на столбах, под которым вешают рыбу для вяления.
  Балакирев (Милий Алексеевич) - известный русский композитор и
 музыкальнообщественный деятель; род. 21 дек. 1836 г. в Нижнем Новгороде.
 Воспитывался в казанском университете. Музыкальным образованием Б.
 обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед петербургскою
 публикою в качестве виртуозапианиста. 18 марта 1862 г. он вместе с Г.А.
 Ломакиным основал "Бесплатную музыкальную школу", состоящую под
 Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на
 первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность.
 В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами
 дирижировал Ломакин, а оркестровыми М.А. Балакирев. 28 января 1868 г.
 после отказа Ломакина от управления школой, М.А. Балакирев, как один из
 ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора
 заведовал школой до осени 1874 г. В 1866 г. М.А. был приглашен в Прагу
 заведовать постановкой опер: "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила"
 Глинки, которые были даны под управлением Б. и, благодаря его
 настойчивости и неустанной энергии, имели огромный успех, в особенности
 опера "Руслан и Людмила".
  С осени 1867 г. до весны 1869 М.А. дирижировал симфоническими
 концертами импер. русского музык. общества (в 1867 г. вместе с
 Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и
 Листа, и оркестровые сочинения собственно русских композиторов:
 Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и друг. В половине 70-х годов,
 М.А. Балакирев, по расстроенному здоровью, принужден был на время
 отказаться от общественной деятельности. В 1883 г. М. А. был назначен
 Государем Императором заведовать придворной певческой капеллой, в
 которой, благодаря ему, школьное дело поставлено ныне на прочных
 педагогических основаниях; им выработана программа научных классов; Б.
 взял в свои руки музыкальное дело, пригласив к себе помощником Н. А.
 Римского-Корсакова, занимающего должность инспектора музыкальных
 классов. При Б. здание певческой капеллы перестроено заново; изящный
 внешний вид здания, роскошь (залы) и обширность помещения для учащихся
 не оставляют желать лучшего. Особенное внимание обращено Б. на развитие
 оркестрового класса в капелле; цель эта практическая и, без сомнения,
 окажет благотворное влияние на тех, которые вследствие потери голоса
 должны прекратить свои занятия в хоре; им представится, в таком случай,
 возможность нового заработка, который удержит их в привычной среде и
 устранит необходимость искать себе занятие в какой-либо другой, чуждой
 для них специальности. В придворной певческой капелле существует в
 настоящее время вполне самостоятельный оркестр.
  Композиторская деятельность М.А. Балакирева, хотя не обширна, но
 весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепьянных и
 вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровые: музыка к
 королю Лиру (1860 г.), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на
 чешские темы (1856 г.); две увертюры на русские темы, из которых первая
 сочинена в 1857 г., а вторая, под названием "Русь", написана в 1862 г.
 на открыт памятника тысячелетия России, в Новгороде; увертюра на
 испанскую тему; симфоническая поэма "Тамара" (на текст Лермонтова),
 исполненная в 1-й раз в концерте Беспл. музык. школы, в 1882 г. Из
 фортепьянных сочинений Балакирева известны: две мазурки (As-dur и
 H-moll), скерцо, фантазия "Исламей" на восточные темы ( 1867 г.); им же
 переложены для фортепьяно в две руки: "марш Черномора" из оп. "Руслан и
 Людмила", "Песня жаворонка" Глинки, увертюра (вступление) ко второй
 части "La Fuite en Egypte" соч. Берлиоза, каватина из квартета Бетховена
 (ор. 130), "Арагонская хота" Глинки. В четыре руки: "Князь Холмский",
 "Камаринская", "Арагонская хота", "Ночь в Мадриде" Глинки.
  Из вокальных сочинений Б. большою популярностью пользуются романсы и
 песни ("Золотая рыбка", "Приди ко мне, "Введи меня, о ночь, тайком",
 "Исступление", "Взошел на небо месяц ясный", "Слышу ли голос твой",
 "Еврейская мелодия", "Грузинская песня" и проч.) - числом 20. Весьма
 ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является
 "Сборник русских народных песен", изданный Б. в 1866 году (всех песен
 40). Дарование М.А. Балакирева особенно выказалось в первых его
 произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Б. своеобразна,
 богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма
 интересна и красива в гармоническом.
  Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) - народный музыкальный
 инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Б. состоит из
 кузова с треугольной декой грифа, делается из соснового дерева и размеры
 ее уклоняются, от тех образцов этого инструмента, которые продаются в
 наших столицах. Длина кузова с грифом - 30 дюймам, наибольшая ширина
 треугольной деки в нижной ее части = 16 дюймам, наименьшая в верхней
 части = 2 дюймам. Шесть миндалевидных отверстий на верхней стороне деки,
 сходящихся в одном общем центре (в виде звездочки), имеют тоже значение,
 что вырезки в деке скрипки и называются эсами (S). По номенклатуре
 знатока наших народных инструментов Н.В. Лисенко эта звездочка
 называется голосником. По словам Н.Е. Симакова иногда отверстия в
 голоснике круглы. Три колка в голове грифа служат для наматывания
 кишечных струн, направленных через подставку, помещаемую ниже голосника,
 к выступу на нижней широкой части кузова, где они закрепляются. Гриф
 перетянут на известном расстоянии четырьмя цветными струнами для
 обозначения ладов. По исследованиям Мих. Петухова и П. Штейнберга,
 сделанным в музее с.-петербургской консерватория, основной тон кузова c
 в одночертной или так называемой первой октаве (обозначение по
 Гельмгольцу, см. его "Учение о звуковых ощущениях", стр. 24).
 Естественно, что Б., как инструмент народный, сделанный неискусной
 рукою, не может иметь математически верного основного тона своего
 резонансного ящика, что не всегда достигается даже при изготовлении
 скрипичных кузовов опытными мастерами. Первые две струны Б. строятся в
 унисон, а 3-я в квинту, т.е. первые две строятся в с, а третья в g. Игра
 на Б. производится правой рукой на щипок и бряцая, потряхивая кистью, а
 левой рукой прижимают струны на грифе, перебирая пальцами. Для
 произведения большего эффекта, балалаечник щелкает по кузову инструмента
 четырьмя пальцами дробью. Балалаечники часто соединяются в хоры,
 разъезжая по крупным ярмаркам. Хоры эти, состоят из мужчин в женщин,
 которые лихо пляшут под звуки Б. и звуки хорового пения. Когда и кем
 изобретена Б. неизвестно. Некоторые ученые видят в Б. видоизмененную
 домру или домбры, до сих пор существующую у киргиз-кайсаков и
 отличающуюся от Б. тем, что нижний край ее треугольной деки гораздо
 короче балалаечного и что она имеет только две струны, строящиеся в
 квинту, некоторые писатели по музыке полагают, что Б. изобретена самими
 русскими во время татарского владычества, или, по крайней мере,
 заимствована от татар. Б., как гудок, волынка, гусли и др. почитается
 одним из древнейших музыкальных инструментов, что свидетельствует и
 арабский историк ИбнФацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 г.
 волжскую Болгарию и видевший как заезжие "руссы" хоронили своего князя.
 По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили:
 "крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент" - "eine Laute", в
 переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского - "балалайку", чтобы, по
 языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать
 себя игрой на любимом при жизни инструменте. В восьмидесятых годах
 образовался кружок любителей игры на балалайках. В.В. Андреев,
 основатель этого кружка, подал мысль инструментальному мастеру Ф.
 Пасербскому построить Б. из лучшего материала, сделав кузов ее из бука и
 значительно увеличив его, а деку - из ели. Гриф, по указаниям г.
 Андреева, был укорочен, струны натянуты скрипичные и гитарные. По
 образцу обыкновенной Б., г. Пасербским построены Б. трех различных
 форматов, который составляют пропорциональные уменьшения и увеличения
 обыкновенного типа. Таким образом были построены Б.: пикколо (самая
 маленькая), прима (обыкновенная Б.), альт и бас - увеличенные балалайки.
 Все эти Б. трехструнные. Строй их - изменен. Строй пикколо - е, е, а (во
 второй октаве), примы - е, е, а (в первой октаве), альта - е, а, е (в
 малой октаве), бас строится октавой ниже альта. П.К. Селиверстов, при
 участи В. В. Андреева, составил "Школу балалайки" (Спб., 1887). О кружке
 балалаечников см. статью Михаила Петухова, "В.В. Андреев и кружок
 игроков на балалайке" ("Баян", 1888, № 11).
  Баланс (франц balance или bilan, ит. bilancia) происходит от bilancia
 - весы (от лат. bi-lance, т.е. с двумя чашками), в переносном смысле
 значит равновесие, отсюда балансировать - стремление найти или сохранить
 равновесие.
  Баланс бухгалтерский. В бухгалтерии Б. устанавливается равновесие
 между дебетом в кредитом, причем различают счет Б. входящего, если им
 открываются коммерческие книги, и счет Б. исходящего, если он выводится
 при окончании счетов. Чтобы составить верный Б., необходимо
 предварительно проверить все счета, а потом уравнять дебет и кредит,
 т.е. сложить итоги той и другой стороны, найти разность между ними
 (разность эта называется остатком, излишком, сальдо, saldo) и проставить
 недостающее количество. Операция эта называется пополнением заключением,
 балансированием счета. Заключение счета бывает или окончательное, когда
 счет сам собою закрывается, или временное, по случаю составления отчета.
 Различают еще брутто Б. и нетто Б., смотря потому, сосчитан ли только
 дебет и кредит отдельных счетов, или же при каждом из них указан и
 сальдо. По обычаям торгового мира в больших предприятиях брутто-Б.
 составляется несколько раз в году, а нетто-Б. - по окончании торгового
 года, и результат последнего вносится в главную книгу. Составление Б.
 необходимо при всякой системе бухгалтерии и требует особого искусства со
 стороны бухгалтера. Б. дает возможность судить о правильности ведения
 книг и в общей картине рисует положение данного предприятия. Имуществу,
 показанному в Б., делается иногда подробное перечисление, которое
 называется инвентарем. Составление инвентаря весьма важно для того,
 чтобы убедиться, что цифра чистого капитала, значащегося на счете Б.,
 есть не только результат арифметических выкладок, но оценка
 действительно существующего имущества. При этом всякая ценность,
 составляющая имущество торгового дела, определяется основной, приходной
 ценой, т.е. ценой, в которую обошлось ее приобретение, а только та
 ценность которая выходит из дела, определяется продажной ценой. Разность
 между этими ценами составляет прибыль или убыток и показывает отношение
 между капиталом, вложенным в дело, и капиталом, существующим во время
 составления Б. Устанавливая подобные правила об определении цен
 имуществ, входящих еще в состав предприятия, и имуществ, уже
 отчужденных, бухгалтерия имеет в виду дать купцу не только общую картину
 его предприятия в данный момент, но и указание, откуда получилась
 прибыль или убыток. Но законодательство, которое, нормируя ведение
 торговых книг, преследует не интересы частных хозяйств, а стремится к
 обеспечению общественного кредита, дает иные правила для составления
 баланса и заботится, главным образом, о том, чтобы Б. указывал
 кредиторам купца точный размер его актива, его действительно
 существующего имущества. Так, герм. Торговое Уложение (ст. 29 - 31, 23,
 230а и RKO 210, 3) предписывает купцу при самом открытии предприятия
 составить точный инвентарь с подробным указанием в нем принадлежащего
 ему недвижимого имущества, долгов, причитающихся к получению, долгов, на
 нем состоящих, суммы наличных денег и всякого другого имущества с
 обозначением его стоимости: затем он должен вывести Б., показывающий
 отношение между его активом и пассивом. Всякий купец, обязанный вести
 торговые книги, должен составлять Б. периодически, причем при
 определении цен должны быть соблюдены следующие правила. Цена отдельных
 предметов, входящих в состав наличного имущества, и сумма долгов,
 причитающихся к получению, должны быть означены в том размере, в каком
 состоят они во время составления инвентаря и Б. Но при этом не должно
 руководствоваться исключительно ценой приобретения. Запасы товаров
 должны быть оценены по той цене. по которой они в данный момент могут
 быть реализованы; орудия производства (мебель и т.п.) должны быть
 показаны по соображению с тем уменьшением их ценности, которое

<< Пред.           стр. 81 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу