<< Пред. стр. 811 (из 1179) След. >>
П. об оправдании подсудимого или об освобождении его от наказания, илиже о наказании подсудимого, когда он изобличен в таком преступном
деянии, которое ему вменяется в вину, и от ответственности за которое он
не может быть освобожден. В эпоху господства следственного процесса
существовала еще одна форма П., именно об оставлении подсудимого в
подозрении, но эта форма является непригодной для современного суда,
решающего дело по внутреннему убеждению. Порядок постановления П.
представляется различным, в зависимости от того, каким судом дело
рассматривается. По делам низшей подсудности мировой судья, по
выслушании сторон и по соображении имеющихся в деле доказательств,
немедленно приступает к постановлению П., сущность которого записывает в
протокол и объявляет участвующим в деле лицам, а затем не далее, как в
8-и дневный срок излагает в окончательной форме, с обозначением
обстоятельств дела и законов, в силу которых он постановлен; городской
судья и земский начальник немедленно по выслушании сторон объявляют П. в
окончательной форме и только в делах сложных имеют право объявить
сущность П., а затем в 3-х дневный срок изложить его в окончательной
форме. По делам, подсудным окружному суду без участия присяжных
заседателей и судебной палате с участием сословных представителей, по
окончании судебного следствия и заключительных прений суд ставит на свое
разрешение вопросы о виновности и о наказании подсудимого и затем
удаляется для совещания в особую комнату, где, после обсуждения
вопросов, судьи подают голоса по каждому вопросу и излагают
постановленное ими по делу решение в форме резолюции, которая немедленно
объявляется участвующим в деле лицам. Наконец, по делам, подсудным
окружным судам с участием присяжных заседателей, вопрос о виновности
подсудимого решается присяжными, а после провозглашения их вердикта и
выслушания прений сторон относительно последствий виновности
подсудимого, суд ставит на свое разрешение вопросы о наказании
подсудимого и постановляет П. по тем же правилам, как и по делам,
рассматриваемым без участия присяжных. В определении числа голосов,
необходимого для постановления решения коллегиальным судом,
законодательства держатся четырех систем: 1) система единогласия, когда
все вопросы могут быть решены только единогласно, а в случае разногласия
дело обращается к новому рассмотрению, в другом составе присутствия; 2)
система специального большинства голосов - когда для решения вопросов
требуется не менее 2/3 или 3/4 голосов; 3) система простого абсолютного
большинства - тогда для постановления решения требуется, чтобы с ним
были согласны более половины членов коллегии; 4) система простого
относительного большинства, когда за решение дела из нескольких
высказанных мнений принимается то, за которое высказалось большее число
судей, хотя бы в общем числе членов коллегии они составляли меньшинство.
Наше законодательство требует, чтобы присяжные склоняли свои мнения к
единогласному решению, а при разногласии предписывает присяжным решать
вопросы по большинству голосов, при чем в случае равенства голосов
принимается мнение более благоприятное для подсудимого. При
постановлении П. коронными судьями, а также судьями и сословными
представителями, в случае разделения голосов на два или более мнения, за
основание решения принимается то из них, которое соединяет в себе
наибольшее число голосов; при равенстве их - отдается предпочтение
мнению председателя, а если голос председателя не может дать перевеса -
тому из равносильных по числу голосов мнений, которое представляется
наиболее благоприятным для подсудимого. Судьи, несогласные с мнением
большинства, имеют право подать до подписания П. особые мнения, о чем
должны заявить при постановлении резолюции; особые мнения не имеют
никакого юридического значения и дают только возможность судьям
обособиться от мнения большинства, признаваемого ими неправильными. При
провозглашении резолюции председатель назначает день и час для
объявления П. в окончательной форме и приглашает к этому времени
участвующих в деле лиц явиться в суд. П. в окончательной форме должен
быть изготовлен в 2-х недельный срок, одним из членов суда, по
назначению председателя. Объявляется П. посредством прочтения его в
открытом судебном заседании, при чем председатель или член суда
разъясняет сторонам порядок обжалования П. В мировых и
судебно-административных установлениях особого обряда объявления П. в
окончательной форме законом не установлено. П. должен начинаться с
вступительной формулы: "по указу Его Императорского Величества" и
наименование того суда, от которого он исходит; затем должно следовать
обозначение времени, когда происходило судебное заседание по делу,
должны быть поименованы лица, входившие в состав судебного присутствия,
далее должно быть указано звание, имя, отчество, фамилия или прозвище и
лета подсудимого и, наконец, изложены предметы обвинения, в том виде, в
каком они были предъявлены подсудимому обвинительной властью. После
этого вступления в П. указываются признанные судом фактические
обстоятельства дела, из которых слагается законное понятие о
преступлении, составляющем предмет обвинения: эти фактические
обстоятельства должны исчерпать собою как внешнюю, так и внутреннюю
сторону преступления, а равно и обстоятельства, влияющие на уменьшение
или увеличение наказания или обуславливающие безответственность
подсудимого. Вместе с тем суды, рассматривающие дела без участия
присяжных, обязаны излагать соображения, на основании которых суд пришел
к тому или другому заключению относительно вины или невиновности; о
таких уликах и доказательствах; которые по мнению суда являются
недостоверными, суд может не упоминать в приговоре; в оценке
доказательств он руководствуется исключительно своим внутренним
убеждением. Между соображениями суда и выводом из ответов на вопросы о
виновности должно быть полное соответствие. На практике мотивировка П.
заключается обыкновенно в изложении доказательств, приведенных сторонами
за и против обвинения с надлежащей критической оценкой и указанием,
какие из представленных сторонами доказательств суд принял в основание
своего решения. Эта часть приговора должна представлять собой сложный
силлогизм: посредством ряда умозаключений суд должен доказать виновность
или невиновность подсудимого. Изложение мотивов решения одинаково
обязательно для суда как при обвинении подсудимого, так и при его
оправдании. Мотивировка приговоров представлялась крайне необходимой при
господстве следственного процесса, когда все приговоры подлежали ревизии
и пересмотру в высших инстанциях: но и в настоящее время значение
мотивировки приговоров не менее велико, так как только благодаря ей
общество в состоянии судить о степени основательности приговора,
осужденный может поддерживать свою защиту пред высшим судом, а
оправданному мотивы приговора выясняют истинную причину его оправдания.
По делам, рассматриваемым с участием присяжных, вердикт присяжных
излагается в приговоре без указания мотивов, которые остаются для суда
неизвестными, но тем не менее решение присяжных должно быть изложено в
П. настолько полно, чтобы из П. было ясно видно, какие именно
фактические обстоятельства признаны присяжными и какие ими отвергнуты.
Далее, в П. должны быть подробно изложены соображения суда, касающиеся
применения закона к признанной судом вине или невиновности подсудимого.
При ходатайстве о смягчении участи подсудимого в П. должны быть изложены
соображения, принятые судом в основание ходатайства, и указана мера
предполагаемого смягчения наказания. Вслед за этой уголовной частью П. в
нем должны быть, в случае надобности, изложены соображения, принятые
судом за основание при разрешении гражданского иска потерпевшего или
иска подсудимого о вознаграждении за неправое обвинение, а равно и при
распоряжениях о возвращении вещественных доказательств и о возмещении
судебных издержек. Наконец, последняя, резолютивная часть приговора
заключает в себе подробное изложение постановленного судом решения
относительно всех вопросов, подлежавших его разрешению, точно
указываются статьи закона, на которых суд основывает свой П., кратко
излагается сущность признанной судом виновности подсудимого и подробно
определяется наказание, которому подлежит подсудимый. Резолютивная часть
приговора должна быть изложена особенно точно и ясно, так как она служит
единственным основанием при приведении П. в исполнение. П. подписывается
всеми судьями, участвовавшими в рассмотрении дела, и скрепляется
секретарем; неподписание приговора одним или двумя судьями не лишает его
законной силы. Уголовные П. делятся на окончательные, подлежащие
обжалованию только в кассационном порядке, и на неокончательные, против
которых допускается принесение апелляционных отзывов. К числу
окончательных П. относятся П. мировых (или городских) судей и земских
начальников, когда ими определяется внушение, замечание или выговор,
денежное взыскание не свыше 15 р. с одного лица или арест не свыше 3-х
дней и когда вознаграждение за вред и убытки не превышает 30 р.; все П.
съездов мировых судей и уездных съездов, П. окружных судов,
постановленные с участием присяжных заседателей, П. судебных палат,
постановленные в порядке апелляционном, а также с участием сословных
представителей, П. верховного уголовного суда и особого присутствия
сената по делам о государственных преступлениях. Все остальные П.
считаются неокончательными. Особо стоят заочные П., на которые
обвиняемые в течение 2-х недельного срока со дня вручения им копии П.
имеют право подать отзыв о новом рассмотрении дела в том же суде. Затем
следует различать П. вступившие и не вступившие в законную силу: первые
могут быть отменены только в порядке возобновления дел, вторые подлежат
обжалованию в апелляционном или кассационном порядке. П. вступает в
законную силу: 1) когда участвующие в деле лица в предоставленный им 2-х
недельный со дня объявления приговора срок его не обжаловали и 2) когда
жалоба или протест оставлены высшей инстанцией без последствий. Если
обжалован не весь П., а только часть его, то необжалованные части входят
в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования.
Заочные П. вступают в законную силу, если в 2-х недельный срок со
времени объявления П. обвиняемому последний не подаст отзыва. Отмена П.,
вошедших в законную силу, в кассационном порядке допускается сенатом в
случаях особо важных нарушений, напр. когда П. постановлен судом с
превышением власти или относительно лица, ему неподсудного, или когда
осужденному назначено наказание, не установленное законом. В военном
процессе приговоры полковых и равных с ними по власти судов вступают в
законную силу только по утверждении их полковым командиром. В этих П.
указываются обстоятельства дела, послужившие суду основанием к признанию
подсудимого виновным или к оправданию его, но они не заключают в себе
вступительной формулы: "по указу Его Императорского Величества". П.
военно-окружных, временных военных и корпусных (в военное время) судов
считаются окончательными и подлежат обжалованию лишь в кассационном
порядке, при чем в них не указываются мотивы, принятые судом в основание
своего решения о виновности подсудимого. В отличие от общего процесса, в
военных судах установлены более короткие сроки для изложения приговора в
окончательной форме и для обжалования (7 дней в мирное, 2 суток в
военное время). В военное время все П., присуждающие подсудимых к
смертной казни, подлежат утверждению главнокомандующего, который в праве
смягчить назначенное судом наказание. Ср. Н. Будковский, "О П. по
уголовным делам, решаемым с участием присяжных заседателей" ("Очерки
судебных порядков", 1874); Александров, "Разделение голосов при
постановлении уголовных П." ("Юрид. Лет.", 1890, № 5); А. Лыкошин,
"Порядок постановления П. в военных судах" (1896).
Л. С. Лыкошин.
Придворные чины и придворное ведомство. - Обстановка жизни монарха,
сопряженная с известным блеском; представляет весьма различные черты, в
зависимости от уровня культуры данного народа. П. строй древнего
Востока, отчасти обусловленный теократическими воззрениями, во многих
отношениях послужил образцом для подражания в европейских государствах,
и следы этого влияния можно проследить до новейшего времени. В
древности, при отсутствии принципиального различия между органами
государственного управления и органами управления частными делами
государя, П. чины вместе с тем ведали различными отраслями
государственного управления. Так. при рим. цезарях высшие
военноначальники заведывали П. штатом императора. Особенной сложностью
отличался византийский П. строй. В Зап. Европе уже при дворе франкских
королей существовали высшие П. должности: сенешаля (Dapifer, Seneschalk,
Truchsess - собственно кухмейстер, затем главный прислужник монарха при
столе и заведующий всем двором), маршала, камерария, шенка
(Buticularius). В прежней герм. империи соответствующие обязанности
возлагались, при торжественных случаях, на имперских князей. Уже при
короновании Оттона 1 (936) лотарингский герцог Гизельберт выступал в
роли камерария, герцог франков Эбергард - в роли сенешаля, швабский
герц. Германн - в роли шенка, а баварский герцог Арнульф исполнял
обязанности маршала. Со времени Оттона III звание маршала постоянно
присваивалось герцогу саксонскому, звание сенешаля - пфальцграфу
рейнскому, звание камерария было предоставлено маркграфу
бранденбургскому, звание шенка - сначала герцогу баварскому, а при
Генрихе V - герц. богемскому. К этим П. чинам присоединились три
архиепископа-эрцканцлера , и все они вместе образовали коллегию
курфюрстов . Со времени издания золотой буллы 1356 г. высшие П. чины
были следующим образом распределены между курфюрстами: три
курфюрста-архиепископа считались эрцканцлерами, курфюрст богемский -
эрцшенком (Агchipincerna), пфальцграф рейнский - эрцсенешалем
(Archidapifer, Erztruchsess), курфюрст саксонский - эрцмаршалом
(Archimarescallus), бранденбургский - эрцкамерарием (Archikamerarius).
Когда во время 30-летней войны Пфальц потерял курфюршество, то вместе с
последним к герцогу баварскому перешло и звание эрцшенка; а когда по
вестфальскому договору Пфальцу было возвращено его курфюрстское право,
то для пфальцграфа установлена была новая П. должность -
эрцшатцмейстера. При предоставлении курфюрстского права Ганноверу (1692)
учреждена была новая П. должность эрцзнаменосца (Erzpanneramt). При
дворе герм. императора были еще наследственные П. должности, которые не
принадлежали курфюрстам: эрц-егермейстером (Archivenator) считался
маркграф мейссенский, унтер-егермейстером (Subvenator) - князь
шварцбургский, имперским форшнейдером - герцог мекленбургский. Особые П.
чины существовали и при дворе герм. императрицы: аббат фульдский
считался ее эрцканцлером, аббат. кемптенский - эрцмаршалом, аббат св.
Максима (близ Трира) - эрцкапланом. Курфюрсты лично не исполняли при
дворе императора обязанностей, сопряженных с их П. званиями, а имели для
этого особых представителей; это представительство также сделалось
наследственным в известных дворянских родах. Отсюда звания эрбмаршала
(Паппенгеймы), эрбсенешаля (Вальдбурги), эрбкамерария (Гогенцоллерны),
'эрбшатцмейстера (Зинцендорфы) и др. Император Конрадт III разрешил
имперским князьям учреждать при себе П. должности по образцу имперских.
Число таких П. должностей, часто соединенных с значительными доходами,
размножилось, и они также сделались наследственными в известных родах.
Даже могущественные светские фюрсты не брезгали принимать подобные
должности при дворах духовных фюрстов; так ,напр., курфюрст саксонский
считался обермундшенком аббата кемптенского. Наследственные П. должности
поныне сохранились в Германии и Австрии. Для отправления П. должностей в
торжественных случаях и во время П. празднеств издавна вырабатывался
известный церемониал или П. этикет. Особенно строгий этикет выработался
в Испании, откуда он Карлом V перенесен был в Германию и утвердился при
австрийском дворе. При Людовике XIV французский этикет сделался образцом
и для других европейских дворов. Наполеон I создал вокруг себя блестящий
двор, стремясь этим путем придать ему блеск старых династий. В настоящее
время европейские дворы имеют организацию одинаковую в общем, но
различную в деталях, в зависимости от многочисленности П. штата. П.
Штат, состоящий в ведении министерства двора , составляют П. чины и П.
служители (П. официанты). Действительную службу при дворе несут лишь
высшие П. чины, ведающие отдельными отраслями дворцового управления, и
П. официанты, исполняющие обязанности прислуги; большинство П. чинов
(камергеры, камер-юнкеры) пользуются лишь почетными званиями. П. звания
обыкновенно предоставляются лишь дворянам, подобно тому, как и самое
дворянство имеет основанием своим П. службу. В прежнее время лишь
дворяне пользовались правом приезда ко двору; ныне и выдающиеся ученые,
художники, парламентские деятели получают в Зап. Европе официальные
приглашения ко двору. Особая табель о П. рангах определяет старшинство
между лицами, являющимися ко двору. Строго соблюдается при дворах
установленный церемониал, для чего существуют особые чины
(церемониймейстеры). При появлении ко двору требуется особая одежда, все
детали которой особо установлены для отдельных случаев, напр., для П.
трауров. При дворе германского императора и прусского короля П. чины
(Hofchargen) делятся на верховные (Oberste Hofchargen), высшие
(Oberhofchargen) и простые П. чины (einfache Hofchargen). К П. штату
принадлежат еще ген. интендант королевской П. музыки, лейб-медик и
частная канцелярия короля. В особо торжественных случаях известные
почетные обязанности исполняются наследственными П. чинами, отчасти как
представителями различных провинций. П. штат императрицы-королевы
состоит в общем ведении обергофмейстерины (из П. дам), лейб-медика и
секретаря, не считая низших служителей и служительниц. Аналогичное
устройство имеют и дворы других европ. государей .Состав П. штата папы
образуется из чинов духовных и светских. К духовным П. чинам принадлежат
дворцовые кардиналы (протодатарий, секретарь по выдаче бреве, секретарь
по приему прошений, статс-секретарь) и дворцовые прелаты (обергофмейстер
и префект дворца, верховный камерарий, аудитор, гроссмейстер
апостолического дворца), к светским - гроссмейстер св. госпиции,
верховный гофмейстер. верховный шталмейстер и ген. почтмейстер. Наряду с
этими П. чинами папского двора стоят и наследственные чины (князья
Колонна и Орсини - ассистенты престола, князь Киджи - маршал римской
церкви и страж конклава), а также начальники папской гвардии. Уже в
средние века государи получали от пап разрешение иметь при себе П.
духовников. Протестантские государи учредили при своих П. церквах
должности П. проповедников и П. капланов. Московские царицы имели свой
особый П. штат, женский и мужской. Первое место в женском штате занимали
дворовые, или верховые, боярыни, которыми назначались обыкновенно вдовы,
по большей части из царицына родства, но также и из женщин меньшего
чина. Между дворовыми боярынями первое место занимали боярыни-мамы
малолетних царевичей и царевен; второй класс женских царицыных чинов
составляли казначеи, ларешницы, мастерицы (учительницы малолетних
царевен), кормилицы царевичей и царевен, псаломщицы; третий класс -
боярышни-девицы и сенные боярышни, четвертый
- постельницы и комнатные бабы, а затем уже следовали золотошвеи,
белошвеи, портомои (прачки) и лица неслужебного чина (богомольцы,
калмычки, арапки и др.). Всем П. штатом царицы управлял постельный
(комнатный, кабинетный) приказ государыни царицы, иначе - приказ
царицыной мастерской палаты. Петр Вел. заменил древнерусские названия П.
чинов иностранными. В табель о рангах он ввел и П. чины, установив, что
они, как и гражданские чины, уступают первенство военным. Высший П. чин,
обер-маршал, приравнен был к военным и гражданским чинам II класса, а к
низшему, XIV классу отнесены были, напр., гофмейстер над пажами,
надворный библиотекарь, надворный аптекарь. Особая табель о рангах
составлена была для П. чинов женского пола. Во главе их поставлена была
обер-гофмейстрина у Ее Величества; действительные статс-дамы (т. е.
"действительно обретающиеся в чинах своих") следуют по табели за женами
ДТС., действительные камер-девицы приравнены к женам президентов от
коллегий, гофдамы - к женам бригадиров, гофдевицы - к женам полковников.
Для заведывания дворцовыми делами учреждена была Придворная контора;
наряду с ней стояли Главная дворцовая канцелярия, ведавшая дворцовыми
крестьянами, Гоф-интендантская контора, в которой сосредоточено было