<< Пред. стр. 82 (из 1179) След. >>
обусловливается их употреблением; ценные бумаги должны быть показаны непо номинальной их цене, а по той цене, по которой они могут быть
реализованы согласно с курсом дня; долги безнадежные должны быть
исключены, долги же сомнительные должны показываться в той сумме,
получение которой вероятно. Установив эти правила для определения цен,
закон саму оценку предоставляет добросовестности купца, но в то же время
он требует, чтобы инвентарь и Б. показывали не только состояние данного
предприятия, но и все имущественное положение его владельца. Б. и
инвентарь должны составляться ежегодно, и лишь по отношению к некоторым
торговым предприятиям в виду особого их свойства, дозволяется
составление означенных документов производить один раз в два года.
Документы эти должны быть подписаны купцом (а в товариществе - всеми
лично ответственными участниками); они могут быть вносимы в особо
заведенную для того книгу или же составляться каждый раз в виде
отдельных документов, но и в том и в другом случае они должны быть
сохраняемы в течение 10 лет со дня их составления. По отношению к
акционерным обществам имперский закон 18 июля 1884 г. установил особые,
более подробные правила и, между прочим, предписывает вытекающий из Б.
убыток или прибыль выставлять отдельно, в конце его.
Русское законодательство дает весьма сходные, хотя и не столь
подробные положения. По статье 614 Устава Торгового изд. 1887 г. "каждый
торгующий, без изъятия, непременно должен поверять и считать себя по
книгам своим ежегодно, или по крайней мере каждые 18 месяцев, в какое
время года ему удобнее, и выводить баланс; в коем означать: собственный
свой капитал и свое имущество недвижимое и движимое, наличность денег и
денежных документов, наличность товаров, долги, ему и от него к платежу
следующие, долги спорные или сомнительные, расход на домашние издержки и
годовую прибыль и убыток". Составление инвентаря и Б. в виде отдельных
документов не дозволяется, а требуется (ст. 616), чтобы они вносимы были
в книги: у оптовых торговцев в главную, а у прочих - в расчетную; в виду
этого в особой подписи купца под инвентарем и Б. нет надобности.
Исключение составляет случай учреждения администрации, когда Б.,
выведенный купцом, пришедшим в упадок, пишется в виде отдельного
документа для представления в биржевой комитет при прошении кредиторов;
такой Б. должен быть подписан должником (ст. 490 Уст. Судопроизв. Торг.,
изд. 1887 г.).
Балдахин (Baldakinus, baldochinus) - означает в архитектуре
матерчатый, каменный, деревянный или металлический навес на четырёх
столбиках, который собственно никакого полезного назначения не имеет и
применяется преимущественно в виде украшения или в тех случаях, когда
нужно подчеркнуть особенную святость или почетность места. Вот почему
балдахины помещаются обыкновенно в церквах над алтарными престолами или
над особо почитаемыми святынями; во дворцах над тронами и, наконец, в
разных общественных зданиях над статуями и бюстами великих общественных
деятелей и тому подобными почитаемыми предметами. Происхождение
балдахинов надо искать в древнем Востоке, где, как мы это видим, на
ассировавилонских и древнеперсидских барельефах, над царем носили
большой зонтик, который на воздухе защищал его от дождя и зноя. Зонтик
этот мало по малу перешел в тот великолепный балдахин, который в наше
время носят над государями при коронациях. На восточное начало балдахина
указывает также само происхождение этого слова, потому что baldakinus
некоторые производят от "Балдук" или "Балдак", как в средние века
назывался Вавилон, а другие от Багдада, по итальянски Baldacco
(Бальдакко).
Несмотря на одну и туже основную форму - навес на четырех столбиках
или просто навес, приделанный к стене, балдахины отличаются крайним
разнообразием, что зависит, во 1-х, от материала, из которого они
исполняются, а во 2-х, от их архитектурного стиля.
Всемирной известностью пользуется громадный бронзовый балдахин
главного престола храма св. Петра в Риме. Он был отлит в XVII в. при
папе Урбане VIII архитектором Берники из бронзовых розеток, украшавших
некогда кессоны Пантеона, и имеет около пятнадцати саж. высоты. Он
состоит из четырех витых колонн, которые поддерживают весьма вычурный
верх, увенчанный четырьмя изогнутыми ребрами, сходящимися под яблоком
креста.
Балеарские о-ва - группа островов в Средиземном море. Важнейшие из
них: Майорка, Минорка и Кабрера, которые вместе с Питиусскими о-вами
составляли прежде отдельное королевство Майорка, а теперь принадлежат
Испании и образуют так наз. провинцию Б. островов, занимающую площадь В
4817,4 кв. км. С 306847 жит. (1884), из кот. 668,4 кв. км. с 24466 жит.
приходится на Питиусские о-ва. Главным городом в Maйорке считается
Пальма. Несмотря на то, что о-ва между собой и от материка отделены
обширными водными пространствами, разница как во флоре и фауне, так и в
характере местного населения замечается небольшая. Поверхность вообще
гориста (только на Минорке и Maйорке имеются более значительные равнины)
и представляет плодородную почву, которой недостает только влаги, чтобы
быть одной из самых плодородных провинций Испании. Только Кабрера
(Сарraria), названная так по огромным стадам разводимых здесь коз,
остается невозделанной и служит местом ссылки. Климат повсюду мягкий,
теплый и влажный, несмотря на малое количество дождей летом, и очень
благоприятен для зимнего пребывания, вследствие незначительных колебаний
температуры. За последние семь лет средняя температура 18° Ц. Жители
занимаются земледелием, садоводством и виноделием, причем маслины, вино,
миндаль и винные ягоды (фиги) представляют главнейшие продукты, а также,
отчасти, занимаются и скотоводством (свиньи и козы), рыбной ловлей и
торговлей. Говорят на особом наречии, наз. Майоркино, очень близком к
каталонскому, и имеющем свою собственную литературу, (преимущественно
стихи) - Два о-ва, принадлежащие к группе Питиусских (т.е. сосновых
о-вов), суть: Ивиса, с одноименным глав. городом и портом, и Форментеро,
т.е. пшеничный о-в, с отдельными мызами хлебопашцев. Оба острова богаты
хлебом, льном и коноплей, вином, маслинами, южными фруктами и особенно
фигами, а также доставляют для вывоза много соли.
Уже в глубокой древности Б. были посещаемы финикиянами и греками с
о-ва Родоса; даже свое название они получили от греческого слова ballein
- бросать, метать, так как жители этих о-вов считались искусными
пращниками, и пользовались, благодаря этому, большим почетом как в
войсках Аннибала, так и позднее в римской армии. Долгое время находились
эти о-ва под владычеством карфагенян, и только в 123 г. до Р. Х.,
благодаря Авлу Цецилию Метеллу (Balearicus), были присоединены к Римской
монархии. В 426 после Р. Х. они попали под владычество вандалов, затем
вестготов. При Юстиниане I перешли во владение Восточной Римской
империи, при Карле Великом - к франкам, в 798 г. - к арабам. Покоренные
в 1208 - 20 г. Яковом Арагонским, после его смерти образовали в 1276 г.
собственное королевство (Еl Reyno de Mallorca), соединившееся в 1333 г.
с Арагонией. С 1708 по 83 г. Минорка была во владении англичан.
Подробное описание Б. находится в роскошно изданном сочинении
(анонимном) эрцгерцога Людовика Сальватора: "Die В., in Wort und Bild
geschildert" (3 т., Лейпц., 1869 - 81), не поступившем, впрочем, в
продажу.
Балет (от ballare - танцевать). - Так называются сопровождаемые
музыкой театральные представления, в которых действующие лица
посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры,
мысли и страсти. Б. принадлежит к разряду пластических искусств,
основные элементы которого: танцы, пластика и мимика. Б. есть своего
рода драма, за отсутствием живого слова выраженная в грациозных или
выразительных движениях, игре лица, красивых жестах и, наконец, танцах.
Начало Б. теряется в глубокой древности. Многие писатели видят его
происхождение в религиозных танцах евреев и египтян, которыми
сопровождались их религиозные торжества: танцами египтяне изображали
движение небесных светил, у евреев царь Давид танцевал с левитами, когда
скинию Завета переносили из Обедедона в Иерусалим. До XIII в. танцевали
в латинских и греческих церквах, да и до сих пор танцуют в религиозных
процессиях не только на Востоке, но даже в Испании и Португалии. Б. у
греков всегда сопровождал их комедии и трагедии, но общей связи с
главным действием не имел, а был только дивертисментом. У римлян
существовали религиозные пляски, по преданию, установленные Нумой
Помпилием в честь Марса (известны пляски салийских жрецов), но в этих
плясках не было той целомудренности, которой отличались греческие танцы.
Вот как описывает Тацит пляску сбора винограда: в великолепных садах,
при свете тысяч факелов, прикрытые звериными шкурами, римские жены и
девы дикими кликами призывали Бахуса, топаньем босых ног изображая
выжимание винограда; среди них Мессалина с распущенными косами махала
тирсом в то время, когда ее любовник Силий венчал себе голову плющем.
Всем действующим лицам в этих празднествах имп. Клавдий приказал
отрубить головы. В царствование Августа мимы Батилл и Пилад завоевали
всеобщее внимание своими балетными представлениями. Пиладу из Киликии
приписывают изобретение патетического и трагического балета. Б. Батилла
Александрийского отличался комизмом и веселостью. Ни у греков, ни у
римлян Б. не имел самостоятельного значения, а являлся интермедией в
драматических зрелищах. С падением Рима Б. искусство замирает на тысячу
лет и возрождается только к концу XV и началу XVI вв. в Италии. В 1489
году герцогу миланскому был дан Б. по случаю женитьбы его на Изабелле
Арагонской. Во Франции Б. введен Бальтазарини, капельмейстером Екатерины
Медичи. В 1581 г. он поставил в Лувре Б. "Цирцея и ее нимфы", стоивший
3600000 ливров. С тех пор Б. вошел в большую моду. Редкий праздник
обходился без балета, в котором нередко участвовали сами короли и их
вельможи. Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в Б., сочиненном
сестрой короля. В XVII в. введены в Б. значительные усовершенствования
Оттавио Ринуччини, который пользовался поддержкой Марии Медичи и
Ришелье. Последний ставил при С. Жерменском дворе роскошные Б. и на
одном из них (1625) танцевал сам Людовик XIII. Тринадцатилетний Людовик
XIV танцевал в Б. "Кассандра", и впоследствии любил участвовать в
балетах. Когда во Франции появилась опера, то балет вошел в ее состав.
Первая попытка в этом роде сделана Кино (Quinault) в его "Fetes de
Bacchus et de l'Amour" (1671). В произведениях Кино Б. подчинен
музыкальной части и входит в оперу как вставной элемент под именем
"Divertissement" и "Fetes". До Кино женские роли в Б. исполнялись
мужчинами, а при нем в первый раз в Б. "Триумф любви" (1681) появились
четыре миловидных танцовщицы. Балет сам по себе имел мало драматического
выражения и нуждался еще в пояснениях посредством пения и речитативов. В
1697 г. Ламот преобразовывает Б., вводя в него драматическое действие и
страстные положения. Его Б. "L'Europe galante" послужил прототипом
современных балетов. Самостоятельное значение придал Б. Новерр из
Штутгарта с 1763, окончательно отделив его от оперы постановкой акта из
балета "Medee et Jason". Новерр первый поставил Б. в связи с античной
пантомимой и дал танцам центральное значение в Б., подчинив им
мимикопластический элемент. Мифологические Б., остаток версальского
величия, пришел в совершенный упадок во времена консульства, будучи
вытеснен комическими Б. вроде: "La fille mal gardee", "Arlequinades" и
т.п. В XIX веке новую жизнь в Б. вдохнул Галеотти, в Копенгагене,
который сделал попытку вернуть Б. к чисто драматикопластическому
принципу и в противоположность Новерру подчинил ему и танцы, не давая им
перевеса, отчего Б. принял характер ритмическо-пластической пантомимы,
но этот опыт, за раннею смертью Галеотти (1817), не получил
распространения дальше Копенгагена. Опыты в этом направлении дольше
всего продолжались на миланской сцене, где посредством пантомим пытались
изобразить трагические сюжеты, переделав в Б. даже "Гамлета".
Блистательная эпоха балетов началась с 30-х годов нынешнего столетия и
роскошь постановки их почти на всех европейских сценах обусловливается
правительственными субсидиями.
В музыкальном отношении балетная музыка сильно подвинулась вперед в
XIX ст. Как на пример, можно указать на Б. "Прометей" Бетховена, на
французские Б. Адана, Делиба, на балетную музыку в очень многих новейших
операх: Мейербера, Обера, Галеви, Николаи, Гуно, Бизе, Тома, Масснэ,
Бойто, Верди, Понкиелли, Монюшко, Гроссмана и друг., на ту же музыку в
симфонических сочинениях Берлиоза ("Damnation de Faust"), Мендельсона
("Sommernachtstraum"), на знаменитый "Invitation a la danse" Вебера
(вальс этот с оркестровкой Берлиоза вставлен в оперу "Фрейшютц") и проч.
В большинстве русских оперных произведений балетная музыка занимает
видное место, как напр. в операх Глинки, Верстовского, Даргомыжского,
Серова, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рубинштейна,
Направника, Соловьева и друг.
В России балеты, как самостоятельные сценические произведения писали
и пишут: Серов (народные танцы), Пуньи ("Конек Горбунок", "Дочь фараона"
- лучшие балеты), Минкус ("Роксана"), Чайковский ("Лебединое озеро",
"Спящая красавица"), Рубинштейн ("Виноградная лоза"), М. Иванов
("Весталка"), Фитингоф-Шелл ("Гарлемский тюльпан") и проч.
Начало Б. в России относится к XVIII в., хотя, танцы, несомненно,
существовали у нас с первобытных времен, о чем можно судить, отчасти, по
фрескам КиевоПечерского собора XII в., на которых сохранились
изображения танцующих. Духовенство считало пляски делом зазорным,
бесовским и всячески осуждало танцы: "како зла вещь есть плясание,
колико есть мерзко перед Господом от видения является" (Великое
зерцало); на картинках страшного суда (см. Д. Ровинский, "Русские
народные картинки") пляшущие показаны в аду. По свидетельству
Рейтенфельса ("De rebus Mosckovitis", Patav., 1680, p. 105) первый Б. в
России был поставлен в царствование Алексея Михайловича в субботу на
масленице 1675 г. И.Е. Забелин ("Домашний быт русских цариц", Москва,
1872, 2-ое изд. ) относит это "комедийное действо" к масленице 1672 г.,
когда суббота этой недели приходилась на 17-е февраля, с которого дня,
по его мнению, и должна начинаться история нашего театра (стр. 479).
Перед началом спектакля на сцену вышел актер, изображавший Орфея, и
пропел немецкие куплеты, переведенные царю толмачами, в которых
превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. По обе
стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные
разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали
танцевать. Описанные Рейтенфельсом подвижные пирамиды, вероятно, те
самые, которые в числе театральных вещей перевозились из комедийной
хоромины села Преображенского (по указу Алексея Михайловича от 23 января
1673 г.) во вновь устроенное для театра помещение в Кремлевском дворце,
что "над аптекою"; в перечне вещей сказано: "выкрашены голубцом четыре
балеты" (Забелин, стр. 485). Подобное зрелище вряд ли может быть названо
Б., так как только при Петр I Великом на Руси появляются танцы в
настоящем значении этого слова: были введены менуэты, контрдансы и т.п.
Настоящий Б. у нас заводится в царствование Анны Иоановны, когда в 1735
г. был приглашен в столицу композитор Франческо Арайя. Раз в неделю
представлялись итальянские интермедии с Б., в котором танцевали кадеты
сухопутного корпуса (ныне Павловское военное училище и 1-й корпус), под
руководством балетмейстера Р. Фузано (Фоссано), с 1736 г. Между
воспитанниками лучшим танцором был Чоглоков, впоследствии камергер.
Танцам обучал знаменитый танцовщик Ланде, ловко сумевший приобрести
расположение всесильного Бирона и через то пользоваться милостями и
вниманием императрицы. С особенною роскошью Б. ставились в царствование
Елисаветы Петровны. Кадеты: Бекетов, Мелисино, Свистунов, Остервальд и
др. были весьма искусны в танцах. Бекетов, впоследствии фаворит
Елисаветы, пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая
сама одевала красивого юношу, превосходно исполнявшего женские роли.
1-го августа 1759 г. в день тезоименитства императрицы и по случаю
победы над пруссаками при Франкфурте был торжественно поставлен
балет-драма: "Прибежище добродетели", имевший огромный успех. Вся
балетная труппа обходилась тогда 33810 р. в год, не считая оркестра. В
царствование Екатерины II Б. был в большой моде. По случаю коронации
императрицы был дан в московском дворце роскошный балет: "Радостное
возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны", в котором
участвовали знатнейшие вельможи. Из записок Порошина (1765) видно, что
Павел Петрович, наследник престола, нередко танцевал в придворном театре
в балете; о представлении 18 января он пишет: "от хлопанья в ладоши, в
танцовании его высочество несколько сбился и оробел". В описываемую
эпоху балет пользовался большой популярностью. Помещики стали обучать
балетным танцам своих крепостных девок и устраивать крепостные балеты.
Особенно славился в то время балет помещика Нащокина. В балетах, как и
во всем, господствовало пасторальносантиментальное направление, как об
этом можно судить по одним уже их названиям: "Радостное возвращение..."
и т.п. Опера была немыслима без балета, который вовсе не входил в
действие, а приплетался механически в антрактах. В 1766 г., выписанный
из Вены "совершенный балетмейстер" и "великий сочинитель музыки"
Анжолини вводит национальный русский балет и "вместя в музыку оного
(балета) русские мелодии, сим новым ума своего произведением удивил всех
и приобрел всеобщую себе похвалу", так писал тогдашний историк театра
Штелин ("Краткое известие о театральных в России представлениях", "С.
Петербургский Вестник", 1779, октябрь, 258), по словам которого балет
был тогда весьма любим.
Содержание Б. обходилось в 1787 г. - 40170 р. в год. В 1790-х годах
балеты ставились с особенным великолепием и русская труппа имела уже
отличных танцовщиков и танцовщиц из русских, каковы: Ив. Вальбрех, Вас.
Балашов, Зорина, Софья Вальбрехова и др. Вначале царствования Павла
Петровича балет еще в моде. Труппа обходилась только в 24110 р. в год.
Особую приманку балетов составляли волшебные декорации искусного
Гонзаго, перспективная живопись которых необыкновенно восхищала
зрителей. Талантливый Вальбрех, воспитанник театрального училища,
является первым балетмейстером из русских людей (с 1794 г.). При Павле I
изданы были особые правила для балета: императору наскучили прыжки и
танцы мужчин в Б. и потому приказано было, чтобы на сцене не было ни
одного мужчины; роли мужчин танцевали Колосова и Берилова до приезда
Огюста, известного сочинителя русских танцев, которым он впоследствии
обучал в Бозе почившего императора Александра II. Следующее царствование
было эпохой расцвета балета. Никогда Б. в России не достигал такого
блеска, как в 1-ую четверть нынешнего века. И всем этим успехам Б. был
обязан Дидло, знаменитому балетмейстеру; 30 лет он украшал петербургскую
сцену (с 1802 - 1831 года) и, вероятно, составил бы гордость лучшей
европейской сцены. Вольф в своей "Хронике петербургских театров" (Спб.,
1887 года, ч. I, стр. 29) говорит о Дидло, как о полубоге и об уходе его
замечает, что "публика потеряла в Дидло балетмейстера, каких ни прежде
ни после у нас не бывало". Этот неутомимый, преданный своему искусству
до фанатизма, труженик и до суровости строгий и грозный учитель
образовал для нашей сцены много первостатейных танцовщиков и танцовщиц,
прославивших себя и своего учителя, каковы: грациозная и талантливая
Мария Данилова (вып. 1808), о которой современный театрал писал, что она
"была превыше всего, что в этом роде Петербург дотоле видывал", Истомина
(1816), Лихутина (1820), Дидье (1821), Гольц (1822), Телешова и Зубова
(1823). Дидло возвел балеты на высшую ступень совершенства; они были
поэтическими созданиями и много лет восхищали петербуржцев. Пушкин и
Грибоедов воспевали его балеты и его учениц - Истомину и Телешову,
старец Державин изумлялся искусству Дидло, в балетах которого отражался
господствовавший тогда романтизм. Б. оставил мифологию и начал брать
сюжеты из действительной жизни. Высокие порывы были даровитым Дидло
обличены при помощи пластики и мимики в лучшие вымыслы романтизма.
Танцы, главный элемент балета, были им применяемы умеренно и всегда
кстати. В балетах этого времени разыгрывались даже целые трагедии, как
"Федра" Расина. "Северная Пчела" писала в 1815 г. по случаю постановки