<< Пред.           стр. 849 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 инструкций считалось поводом к отказу в положительном праве, но не в
 естественном (Г. Мартенс, позднее Витон); Ваттель допускал отказ при
 существовании на то важных причин. Современные писатели, видя в
 нератификованном договоре лишь моральное обязательство, считают отказ в
 Р. юридически безусловно допустимым, хотя морально и требующим
 оправдания. Но существующему обычаю, государство, отказываясь от P.,
 мотивирует свой отказ ссылкой на нарушение уполномоченными данных им
 инструкций, на изменившиеся со времени переговоров обстоятельства, а в
 конституционных странах - на отказ парламента утвердить договор.
 Последнее обстоятельство значительно усложняет вопрос о Р. Участие
 народного представительства в Р. договоров имеет своих защитников (Э.
 Мейер) и противников (Гнейст, Лабанд). Последние считают договор,
 ратификованный помимо согласия парламента, действительным и создают
 таким образом неразрешимое столкновение между государственным и
 международным правом, ведущее к понижению престижа правительства или
 парламента, смотря по исходу борьбы. Защитники участия парламента в Р.
 разбивают ее на два акта и лишают, в этом отношении, правительственную
 власть ее исключительной прерогативы. Более верен средний путь (Унгер,
 Гирке, Иеллинек, Зелигман, Вегман и др.): Р. остается прерогативой
 правительства, но договор действителен лишь под условием (conditio
 suspensiva) согласия на него парламента. Отказ от Р., поселяя недоверие
 к государству, прибегающему к ней, встречается в международной практике
 редко и всегда вызывается важными причинами. В 1841 г. договор,
 заключенный между Австрией, Англией, Пруссией, Россией и Францией
 относительно осмотра кораблей (droit de visite), не ратификован
 последней, как несогласный с честью и достоинством французского
 коммерческого флага; в 1879 г. договор с Россией не ратификован Китаем
 (превышение полномочий). Со стороны России отказ в Р. имел место два
 раза: в 1762 г. заключенный Петром III союзный договор с Пруссией не
 получил Р. со стороны Екатерины II; в 1806 г. договор с Францией не был
 ратификован Александром I вследствие превышения полномочий со стороны
 русского посла Убри. Акт Р. состоит в скреплении текста договора
 государственной печатью и подписью главы государства, контрасигнируемой
 министром иностранных дел. Этими документами контрагенты обмениваются до
 истечения срока, указываемого обыкновенно в самом акте соглашения. При
 коллективных договорах обмен Р. совершается при посредстве правительства
 той страны, где договор был заключен (также в случае посредничества
 третьей державы). Форма Р. устанавливается законодательством отдельных
 стран, но представляет значительное сходство и в общем напоминает
 средневековую формулу P. ("firmum, ratum, gratum et incorruptum perpetuo
 habere", "ratifier, agrйer et approuver"). У нас акт Р. заключает в себе
 Императорский титул и текст договора, за которым непосредственно следуют
 слова: "Того ради, по довольном рассмотрении сего договора (протокола,
 конвенции и пр.), Мы приняли его за благо, подтвердили и ратификовали,
 яко же сим за благо приемлем, подтверждаем и ратификуем во всем его
 содержании, обещая Императорским Нашим словом за Нас, Наследников и
 Преемников Наших, что все в упомянутом договоре постановленное
 соблюдаемо и исполняемо будет ненарушимо. В удостоверение чего"... В
 прежнее время (еще в XVIII в.) с Р. соединялась присяга. Договор
 вступает в силу, если противное не оговорено, с момента обмена Р.; но в
 литературе установилось несоответствующее современному воззрению на Р.
 положение, по которому договор считается вступившим в силу со дня
 подписания его уполномоченными (ratihabitio retrotrahitur ad initium
 negotii).
 
  Литература. E. Meier, "Ueber den Abschluss von Staatsvertragen"
 (Лпц., 1874); Seligmann, "Abschluss und Wirksamkeit der Staatsvertrage"
 (Фрейбург, 1890); Wegmann, "Die Ratification der Staatsvertrage" (Б.,
 1892); Prestele, "Die Lehre vom Abschluss volkerrechtlicher Vertrage"
 (Мюнхен, 1892). Подробные литературные указания - у Вегмана. Вл. Г.
  Ратуша - учреждена Петром I в 1699 г. в Москве под назван
 бурмистерской палаты, которая в том же году (17 ноября) переименована в
 Р. Она ведала торговых и промышленных людей и посадских всего
 государства в "расправных, челобитных и купецких делах", а также в сборе
 государевых доходов, поборов и пошлин. Главная цель Петра при учреждении
 Р. заключалась в увеличении казенных сборов с промыслов и торговли и в
 уничтожении бывавших при взимании налогов злоупотреблений воевод и
 приказных людей. Этой цели Петр хотел достигнуть заменой приказных людей
 выборными: членами Р. были избираемые населением бурмистры. Р. заменила
 собою все приказы, ведавшие торговых людей; ей были подчинены городовые
 земские избы, чрез нее шли также все указы, касавшиеся
 торгово-промышленного населения России. Для Москвы она заменяла земскую
 избу. Злоупотребления, однако, продолжались по-прежнему; круг действий
 Р. скоро, поэтому, был сокращен и сборы, не имевшие непосредственного
 отношения к торговле и промышленности посадского населения, переданы в
 ведение других учреждений. В 1705 г. была учреждена должность ратушского
 инспектора с товарищи; ему предписано было рассмотреть Р. московскую "со
 всеми ее околичностями" и города, которые можно, "вместе с Москвою также
 осмотреть"; он был уполномочен, "если кто явится в каком воровстве, и на
 те места выбирать бурмистров немедленно иных". Разделение России на
 губернии в 1708 г. и введение губернских учреждений лишило московскую Р.
 значения центрального учреждения; она продолжала существовать, но имела
 значение исключительно местного учреждения. - В 1728 г. были учреждены
 по городам городовые Р., вместо упраздненных магистратов. В Германии
 ратуша (Rathaus, тоже что франц. Hotel de ville или англ. Town-hall,
 Guild-hall) - дом, где находятся городские власти. Уже в средние века Р.
 являлась признаком городского самоуправления и независимости. Более или
 менее богато украшенная и сооруженная Р. с давних пор указывала на
 большее или меньшее богатство и могущество города. Из старинных Р.,
 сооруженных в готическом стиле, особенно известны Р. в Брауншвейге,
 Бреславле, Ганновере, Геттингене, Любеке, Торне. Выдающиеся Р.,
 сооруженные в эпоху Возрождения - в Аугсбурге, Бремене (отчасти в
 готическом стиле), Кельне, Лейпциге, Нюрнберге, Падерборне. Из Р.,
 выстроенных в последнее время, отличаются великолепием Р. в Берлине,
 Гамбурге, Мюнхене, Вене, Висбадене.
  Санти - или Санцио (Реффаэло Santi, Sanzio) - один из величайших
 художников всех времен и народов, род. в Урбино, столице маленького
 итал. герцогства, 28 марта 1483 г. Первое знакомство с живописью он
 получил под руководством своего отца Джованни С. и, по-видимому,
 одновременно с его уроками, пользовался наставлениями малоизвестного, но
 способного умбрийского живописца Тимотео Вити. На 16-м году своей жизни,
 Рафаэль был отдан в ученье к Пьетро Ваннучи. прозванному Перуджино,
 стоявшему во главе умбрийских живописцев. В мастерской этого художника
 он усвоил все лучшие особенности его стиля, главным образом его
 характерное для всей умбрийской школы стремление к выразительной,
 поэтичной трактовке сюжетов в соответствии с нежной гармоней красок и
 благородством форм. Самых ранних, юношеских картин С. известно три:
 "Архангел Михаил, поражающий сатану" (в Луврск. Музее, в Париже),
 "Сновидение рыцаря" (в лондонск. национ. гал.) и "Три грации" (в
 собрании герц. Омальского, в Шантильи). К раннему периоду творчества С.
 относится значительное число рисунков, важнейшее собрание которых, так
 назыв. "Книга эскизов", хранится в венецианской академии худ. Немного
 более поздними, но принадлежащими несомненно умбрийскому периоду С.,
 надо признать его картины: "Мадонна Солли" (в берлинск. музее), "Мадонна
 со св. Иосифом и Иеронимом" (там же) и "Мадонна Конесталибе" (в Имп.
 Эрмитаже) - произведения, исполненные совершенно в духе умбрийской школы
 и близкие по стилю к работам Перуджино. По окончании своего ученья у
 этого последнего, в 1502 г., С. написал алтарную икону, изображающую
 небесное коронование Богородицы (нах. в Ватикане; эскизы для нее в
 разных музеях), произведение, ясно свидетельствующее о том, что
 гениальный ученик уже тогда оставил учителя далеко за собою как в
 совершенстве создания форм, рисунке и композиции, так и в выражении
 внутренней жизни и сообщении красоты всему целому. Превосходство С. над
 Перуджино видно и в ближайшей к этой по времени знаменитой картине
 "Обручение Пресв. Девы со св. Иосифом", известной под названием "Io
 Sposalizio" (нах. в миланск. гал. Брера). Здесь С., близко
 придерживаясь, в отношении композиции, картины своего бывшего учителя на
 ту же тему, достигает во всех отдельных фигурах гораздо большей,
 сравнительно с ним, красоты и жизненности. В 1504 г. молодой художник
 переехал из Перуджии во Флоренцию, где в то время уже находились
 Леонардо да Винчи и Микеланджело, и начинает работать под новыми,
 отличными от прежних влияниями. Он усердно изучает в церк. C.
 Mapия-дель-Кармине превосходные произведения Мазаччо, флорентийского
 мастера, справедливо славившегося необыкновенно жизненной правдой
 изображений, и увлекается его глубоким реализмом. Сильное и благотворное
 влияние оказывает на Р. и Леонардо - влияние особенно ярко отражающееся
 в портретах, вышедших в ту пору из под кисти P., каковы напр. портреты
 Аньоло Дони и его жены, Маддалены (в гал. Питти, во Флоренции). В 1506
 г. Рафаэль пишет, в пандан к "Арх. Михаилу", небольшую картину для
 герцога Гвидобальдо Урбинского "Св. Георгий убивает дракона" (ныне в
 Имп. Эрмитаже), а в 1506-8 гг. создает целый ряд замечательных по
 красоте изображений Богоматери с Младенцем Христом на руках, каковы
 "Великогерцогская Мадонна" (М. del Gran Duca, в гал. Питти, во
 Флоренции), "Мадонна Николини" (в собрании лорда Купера, в Англии),
 "Мадонна дома Темпи" (в мюнх. пинакот.), "Мадонна Орлеанского дома" (в
 колл. герц. Омальского), "Мадонна дома Колонна" (в берлинск. муз.) и
 др.; кроме того, он исполняет более сложные картины такого рода, в
 которых к Богородице и Христу прибавляется младенец Иоанн Креститель:
 "Мадонна со щегленком" (в гал. Уффици, во Флоренции), "Мадонна в зелени"
 (в венском музее), "Прекрасная садовница" (в Луврск. муз., в Париже) и
 пр. Все эти Мадонны полны необычайной прелести; к достоинствам
 предшествовавших произведений P., изяществу форм и нежности красок, в
 них присоединяются особенная свежесть и одушевленность, явившаяся
 вследствие изучения художником флорентийских мастеров, а еще больше чрез
 непосредственное изучение натуры, как на то указывают многочисленные
 этюды и эскизы этих картин. К флорентийскому периоду Р. относится также
 несколько "Св. Семейств", композиция которых состоит не из трех, а из
 большого числа фигур; таковы "Св. Семейство с ягненком" (мадридск.
 муз.), "Св. Семейство под пальмой" (лонд. нац. гал.), "Мадонна дома
 Каниджани" (в мюнх. пинак.) и др. Осенью 1508 г. Р. перебрался в Рим,
 куда, по рекомендации знаменитого Браманте, строителя тамошнего собора
 св. Петра, пригласил его папа Юлий II, для которого в это время
 Микеланджело работал над фресковой росписью потолка Сикстинской капеллы
 в Ватиканском дворце. По приезде Р. в вечный город папа поручил ему
 украсить фресковыми картинами нисколько зал того же дворца, известных
 под названием "Станц"- (stanza - комната). Усердно принявшись за эту
 работу, великий художник в течение двенадцати лет исполнил ее с
 удивительным искусством. В первой из этих зал, в
 "Станце-делла-Сеньятура", потолок украшен большими аллегорическими
 фигурами богословия, философии, юриспруденции и поэзии, олицетворяющих
 собою четыре духовные силы-религию, науку, право и красоту, которые были
 двигательницами итальянского Возрождения; возле них по четырем углам
 потолка представлены "Грехопадение Адама и Евы", "Суд Соломона", "Победа
 Аполлона над Марсием- и аллегория астрономии. Сами стены залы заняты
 большими, сложными по композиции картинами, изображающими "Спорь о
 таинстве Евхаристии" (La Disputa), "Философскую школу Афин", "Императора
 Юстиниана, вручающего пандекты своему министру" и "Парнас с собранием
 знаменитых поэтов в присутствии Аполлона и муз". Столь же роскошно
 украшена живописью и вторая зала, "Станца дель Элиодоро". На ее потолке
 написаны разные сцены из ветхозаветной истории, а на стенах
 многофигурные композиции, изображающие "Чудо, открывшееся одному
 священнику во время обедни в Больсене", "Изгнание сирийского полководца
 Элиодора из Иерусалимского храма", "Освобождение Рима от нашествия
 Аттиллы и гуннов через заступничество ап. Петра и Павла" и "Освобождение
 ап. Петра из темницы ангелом". В "Зле пожара" (Stanza dell'Incendio)
 потолок был расписан еще раньше, учителем P., Перуджино; ее стены заняты
 четырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва
 III и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап,
 Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии над
 сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою Льва
 IV. Во всех этих картинах, самому Р. принадлежит только композиция;
 исполнены они лучшими из его учеников. Наконец, в последней зале в
 "Станце диКонстантино", все четыре стенные картины писаны учениками Р. и
 только одна из них, "Битва имп. Константина и христиан с язычниками",
 компонована им самим. В живописи ватиканских зал, артистический гений
 великого художника выказывается в полном объеме и ярком блеске. Смотря
 на эти фрески, поражаешься умением Рафаэля справляться с весьма сложными
 композициями, при всей многочисленности выводимых на сцену фигур
 группировать их ясно и стройно, подобно тому, как в лучших античных
 рельефах и мозаиках. Формы человеческого тела, обнаженного или
 прикрытого одеждой, идеально прекрасны и, вместе с тем, реально
 жизненны. Как внешние, так и внутренние человеческие движения переданы
 сильно, выразительно и естественно; рисунок, невзирая на огромный размер
 изображений, отличается такими же точностью, плавностью и изяществом,
 какие мы находим в небольших, станковых картинах Рафаэля, относящихся к
 той же эпохи его творчества. Одновременно с работами над росписью
 ватиканских зал, из под его кисти вышел ряд менее крупных произведений
 разнообразного содержания. Из них, прежде всего, укажем на портреты папы
 Юлия II (в гал. Питти и Уффици, во Флоренции), молодой женщины (будто бы
 Форнарины, в палаццо Барберини, в Риме), пожилого человека (в Имп.
 Эрмитаже), Биндо Альтовити (в мюнхенской пинакотеке) и др.; затем
 упомянем о ряде изображений Богородицы, то одной, с Младенцем-Христом на
 руках, то представленной среди более или менее сложной композиции, в
 сопровождении других фигур, каковы напр. знаменитая Мадонна делла-Седия
 (в гал. Питти), Альбская М. (в Имп. Эрмитаже), М. с диадемой (в Луврском
 Музее), М. Альдобрандини (в лондонской национальной гал.), М.
 делла-Тенда (в мюнхенской пинакотеке), М. дель-Дивино-Аморе (в
 неаполитанском музее), М. дель-Пеше (в мадридском музее), М. ди-Фулиньо
 (в ватиканской гал., в Риме) и некотор. др. В 1519 г., учениками
 Рафаэля, по его рисункам, были богато украшены разнообразной росписью
 потолок и стены так назыв. "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками,
 открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из
 залы Константина в другие покои Ватиканского дворца. На сводах потолка
 написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов (так наз. библия Рафаэля),
 окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными
 арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную
 живопись древних римлян. Точная копия этих лож - в Имп. Эрмитаже.
 Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по
 красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св.
 апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в
 Брюсселе драгоценные ковры (arazzi) для украшения нижней части стен в
 Сикстинской капелле Ватиканского дворца. Более поздние повторения этих
 ковров, вышедшие из той же брюссельской фабрики, можно видеть в
 берлинском, дрезденском и мадридском музеях; уцелевшие семь картонов
 хранятся в лондонском кенсингтонском музее. Из произведений последнего
 периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в
 римской вилле Фарнезине, на темы классической мифологии: здесь, в целой
 серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией
 красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного
 античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об
 Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей
 триумф нимфы Галатеи. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие
 картины масляными красками, между прочим несколько превосходных
 портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее),
 неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata") в
 гал. Питти), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.;
 большое "Несение Креста" (в мадридской гал.), образ св. Цецилии с
 четырьмя другими святыми (в болонской пинакотеке) и пр.; наконец,
 прелестнейшее из олицетворений Пресвятой Девы, созданных художником,
 всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна" (в дрезденской гал.) -
 произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской
 живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в
 христианском искусстве. Самой последней, предсмертной работой Рафаэля
 было "Преображение Господне" (в ватиканском музее); великий художник
 успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено
 в ней его учениками, уже после его кончины. Он умер в Риме, 6 апреля
 1520 г. Как живописец, С. - по выражению его первого биографа,
 Вазари-принадлежал к числу тех немногих избранников неба, в личности
 которых оно совмещает бесконечное богатство своих духовных даров,
 обыкновенно распределяемых им по частям и в течение долгого времени
 между многими индивидуумами. Действительно, творчество С. может
 считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений
 человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества
 художников за всю эпоху итальянского Возрождения. Будучи наделен от
 природы горячей любовью к прекрасному и глубоким чувством телесной и
 духовной красоты, обладая, при мягком, симпатичном характере, закаленным
 трудолюбием, побуждавшим его работать непрестанно, владея необычайным
 уменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие формы, он, не смотря на
 непродолжительность своей жизни, оставил после себя громадное количество
 произведений, в которых постепенно переходил от превосходного по
 сочинению и исполнению к еще более совершенному, пока не достиг,
 наконец, такого пункта в области воплощения идеала красоты, дальше
 которого не ушел никто из живописцев времен Возрождения. Усердно изучая,
 с одной стороны, живую натуру, а с другой - произведения своих великих
 современников и предшественников, С. далеко опередил этих последних и
 соединил в своем творчестве драгоценнейшие из достигнутых ими
 результатов, слил воедино их лучшие качества на основе полной гармонии
 между красотою формы и возвышенностью содержания. В этом - его великое
 преимущество пред другими живописцами эпохи Возрождения, из которых
 каждый разрабатывал по преимуществу какую-либо одну сторону искусства; в
 этом - причина неувядаемой славы С., пережившей уже пять столетий, не
 смотря на все происходившие в это время перемены во вкусах народов и в
 направлении искусства. Необычайное дарование С. проявилось не только в
 живописи, но и в двух других отраслях искусства - в зодчестве и ваянии.
 До какой степени был он сведущ по части архитектуры - свидетельствуют
 изображения зданий во многих из его фресок; не довольствуясь подобным
 выражением своих архитектонических концепций, он осуществлял некоторые
 из них в действительности. По его планам и чертежам сооружены, отчасти
 под его личным наблюдением, отчасти другими архитекторами, маленькая, но
 изящная церк. С.-Элиджио-дельи-Орефичи, вилла Мадама, конюшенное здание
 Киджи, палаццо Видони, более несуществующий ныне палаццо дель-Аквила, в
 Риме, и великолепный дворец Пандольфини, во Флоренции. Вместе с
 Браманте, он трудился над постройкой в Ватиканском дворце лож, выходящих
 на двор св. Дамаза, и, будучи, по смерти Браманте (в 1514 г.), назначен
 строителем Петровского собора, сочинил проект трехнефного продольного
 корпуса этого храма, с красивым мотивом обхода вокруг хора, впоследствии
 подвергшийся, однако, существенному изменению. Неизвестно, произвел ли
 С. собственноручно хоть одну скульптурную работу, но не подлежит
 сомнению, что он делал рисунки и модели для подобных работ. По его
 композициям исполнены мраморные статуи Мадонны дель-Сассо, стоящая над

<< Пред.           стр. 849 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу