<< Пред. стр. 858 (из 1179) След. >>
знаменитые "Синдики гильдии ткачей" (наход. в Амстердаме) и "Возвращениеблудного сына" (имп. Эрмитаж, № 797), а в 1682 - "Еврейская невеста" (в
амстердамском музее). Многочисленные гравюры Р. отмечены теми же
достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская
передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или
энергичный ход гравировальной иглы - отличительные качества P., как
гравера. Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком
большой труд; достаточно будет сказать, что его творческая мысль
проникала во все сферы человеческого бытия; портреты, сцены из
современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и
исторические сюжеты - все это занимало художника. Однако,
преимущественною его любовью пользовались темы из Библии и Евангелия,
как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великого
мастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к истории
страданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных
христианского чувства. Произведения Р. высоко ценятся любителями
искусства; обладание ими составляет гордость всякого музея; всех других
картинных галерей богаче ими Императорский Эрмитаж, в котором
насчитываются 42 картины Р. Великий мастер оказал огромное влияние на
всю голландскую живопись; главные из его непосредственных учеников - Ф.
Боль, Г. Флинк, Г. ван ден Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф.
де Конинк. С. ван Гогстратен, Я. Бакер, Я. де Вет, В. де Портер, Ю.
Овенс, А. Вердаль и Дрост. Ср. Схельтема, "Redevoering over het leven en
de verdiensten van R. Van Rijn" (Амстердам, 1853; по-франц. П., 1866);
Восмар, "R., sa vie et ses oeuvres" (2 изд., Гаага, 1877); Э. Фромантен,
в "Les maitres d'autrefois" (3 изд., 1877); Боде, "Studien zur
Geschichte der hollandischen Malerei" (Брауншвейг, 1883); Блан,
"L'oeuvrede R." (H., 1880, 371 л.); Дютюи, "L'oeuvre complet de R."
(около 368 л.; там же, 1883); Д. А. Ровинский, "Полное собрание гравюр
P." (1000 фототипий, СПб., 1890); Э. Мишель, "R., sa vie, son oeuvre et
son temps" (П., 1893): Ф. Зейдлиц, "Rembrandts Radierungen" (Лпц.,
1894); его же, "Kritisches Verzeichniss der Radierungen R." (там же,
1886); анонимного автора, "R. als Erzieher"; Кнакфус, "Rembrandt" (в
"KunstIermonographien"; русск. перев., СПб., 1890); Боде, "Oeuvre
complet de R." (вышли в свет I и II тт., П.). А. А. Сомов.
Ремиссия - термин торгового права, которым означают как возврат
(обратную отсылку) ценностей и пр., так и уступку (скидку), делаемую для
округления платежей.
Ренан (Жозеф Эрнест Renan) - знаменитый французский филолог и
историк, родился в небольшом городке Бретани, в 1823 г. Его отец,
небогатый моряк, умер, когда Р. было 5 лет. Наибольшее влияние на Р. в
детстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой он сохранил
дружбу до самой ее смерти. Мать Р., имея в виду посвятить его церкви,
отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешел в 1838 г. в
парижскую семинарию св. Николая (St.-Nicolas du Chardonnet), которою
управлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу. Это было небольшое, но
блестящее и модное учебное заведение, куда поступали избранные ученики,
по большей части из знатных фамилий. Здесь Р. впервые познакомился с
светской литературой; Мишле, В. Гюго и Ламартин произвели на него
особенно сильное впечатление. Так как в семинарии св. Николая не было
философского класса, то Р. перешел в 1842 г. в Исси (Issy), в отделение
большой семинарии св. Сульпиция. Знакомство с немецкой философией
нанесло первый ударь его прежним верованиям: с этих пор "вечное fieri",
метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира" - но он оставался
еще католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая,
что для этого нет надобности воровать во все то, чему будешь учить. В
1843 г. он поступил, для изучения богословия, в семинарию св. Сульпиция
и увлекся изучением еврейского языка, под руководством аббата Ле-Гира
(Le Hir). В следующем году ему было поручено преподавание еврейской
грамматики в семинарии и позволено слушать в университете лекции
знаменитого археолога Катрмера. Ле-Гир рассчитывал сделать из Р. светило
католической науки; но занятия еврейским языком, положив начало научной
карьере Р., повели к окончательному его разрыву с церковью. Историк, а
не философ по натуре. Р., после ближайшего ознакомления с библейской
критикой, окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры,
вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной коллегии,
только что основанной парижским архиепископом Аффром для сближения
церковной науки со светской. На этот раз Р. остался твердым в своем
решении, несмотря на все увещания своих прежних профессоров и
руководителей. "Я не из тех - читаем мы в его "интимных письмах", -
которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бы
научному результату они ни пришли.... Но в настоящее время я не могу
верить в переворот, по крайней мере настолько сильный, чтобы привести
меня к католической и священнической ортодоксальности". Чтобы как-нибудь
материально устроиться, Р. принял место репетитора в Иезуитской
подготовительной школе св. Станислава, но остался там лишь три недели,
так как руководители школы стесняли только что приобретенную им свободу
мысли. Он перешел репетитором в пансион Крузэ, где близко сошелся с
одним из своих учеников и почти сверстником, известным впоследствии
ученым Вертело; эта дружба не осталась без влияния на развитие Р. Не
смотря на многочисленность занятий в пансионе. Р. продолжал изучение
восточных языков, в 1847 г. сдал все университетские экзамены и получил
место профессора философии в версальском лицее. В том же году он
представил в акад. надписей рукопись своего первого ученого труда -
"истории семитических языков" ("Histoire generale des langues
semitiques"), который в свое время имел весьма важное значение не только
по филологической эрудиции автора, но и как одна из первых попыток
изучения народной психологии на основании языка. До 1848 г. Р. мало
интересовался политическими и социальными вопросами. Февральская
революция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в нем
особых симпатий к демократии. В книге: "Будущее науки" ("L'Avenir de la
science"), составленной в конце 1848 и в 1849 г., он проводит мысль, что
нельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как оно
было бы хуже победы франков и вандалов: народ, однако, слишком силен,
чтобы находиться в подчиненном положении: поэтому необходимо поднять и
просветить его. К этому времени относятся работы P.: "Eclaircissements
tires des langues smitiques sur quelques points de la prononciation
greque" (П., 1849) и "Sur l'etude du grec dans l'occident au mоyen age",
за которые он получил от академии надписей командировку для научных
занятий в Италию. К этому же времени относится первая мысль Р. о
критической истории происхождения христианства. "Самая важная книга XIX
ст. - писал он тогда - будет иметь заглавие: Критическая история начал
христианства ("Histoire critique des origines de Christianisme").
Удивительный труд! я завидую тому, кто его выполнит. Такая книга будет
трудом и моего зрелого возраста, если только не помешает смерть или
роковые внешние обстоятельства". Восьмимесячное пребывание Р. в Италии
возбудило в нем любовь к искусству и дополнило его развитие в
эстетическом отношении, а научным результатом командировки была его
докторская диссертация: "Averroes et l'Averroisme" (П., 1852). Побывав
около этого времени в Берлине, где его сестра была гувернанткой в одной
семье, Р., по возвращении вместе с нею в Париж, получил место при
национальной библиотеке. В 1855 г. была издана его "История семитических
языков"; в следующем году он был избран членом академии надписей. За
этот период времени он поместил целый ряд статей по морали и истории
религии в "Journal general de l'instrucеion publique", в "Revue
asiatique", в "Journal des Debats" и в "Revue des deux Mondes". Эти
статьи были изданы им потом в двух сборниках: "Etudes d'histoire
religieuse" (П., 1857) и "Essais de morale et de critique" (П., 1859),
создавших ему репутацию либерального философа. Около этого времени Р.
женился на племяннице известного художника Ари Шеффера и вступил в
состав редакции "Journal des Debats". Журнальная работа не отвлекла Р.
от научных занятий; он перевел, с ученым комментарием, книгу Иова и
Песнь Песней и написал "Nouvelles considerations sur le caractere
general des peuples semitiques" (П., 1859). В 1857 г. умер Катрмер и в
College de France освободилась кафедра еврейского языка и библейской
экзегетики. Р. был единственным возможным кандидатом на эту кафедру, но
министерство не решалось предоставить ее заведомому еретику, и Наполеон
III, взамен кафедры, поставил Р. во главе экспедиции, снаряженной для
археологического исследования древней Финикии (1860). Результаты этой
командировки, продолжавшейся около года, Р. опубликовал в 1864 г. под
загл.: "Mission de Phenicie". Его раскопки не особенно расширили наши
сведения о Финикии; но Р. посетил Палестину, и под живым впечатлением
виденных мест написал, во время экспедиции, "Vie de Jesus", в ее
первоначальной форме, имея под руками только Новый Завет и сочинения
Иосифа Флавия. По возвращении в Париж, Р. был назначен профессором в
College de France, но при условиях крайне для него невыгодных:
товарищи-специалисты считали его более литератором, нежели ученым; двор
и церковь - еретиком, либералы - отступником, продавшимся Наполеону III.
Его вступительная лекция (изданная под заглавием : "De la part des
peuples semitiques dans l'histoire de la civilisation", П., 1862) была
встречена враждебными возгласами, но окончилась шумной дружественной
манифестацией слушателей, так как новый профессор смело и решительно
изложил свои воззрения на начало христианства. Курс был приостановлен
после первой лекции; Р. протестовал особой брошюрой ("Chaire d'hebreu au
College de France", H., 1862), но протест его остался без последствий.
Тогдашний министр Дюрюи предложил ему променять кафедру на видное место
в национальной библиотеке; Р. отказался и был лишен кафедры
императорским декретом (1864). Вскоре после того он напечатал несколько
работ по еврейской эпиграфике, а также "Rapport sur les progres de la
litterature orientale et sur les ouvrages relatifs a l'Orient" (Пар.,
1868). В 60-х годах вышли и три первых тома его "Histoire des origines
du christianisme", доставившей ему всемирную известность, "Vie de Jesus"
(Н., 1863), "Les Apotres" (П., 1866) и "Saint Paul" (П., 1869). Как
критик и исследователь, Р. значительно уступает немецким ученым, на
которых он весьма часто опирается. Его оригинальность, составляющая и
сильную, и слабую сторону его произведений, состоит в художественной
обрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современных
религиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучив
современную жизнь в Палестине (для этой цели Р. совершил еще раз
путешествие на Восток), Р. пытается воссоздать в живой картине начало
христианства в ранний период его истории. Отсюда захватывающий интерес
его книг, отсюда же и коренной их недостаток - крайний субъективизм и
модернизация первоначального христианства и его деятелей. В конце 60-х
годов Р. сделал попытку вступить на политическое поприще: он написал
книгу, посвященную текущей действительности ("Questions contemporaines",
Н., 1868), и в 1869 г. поставил в д-те Сены и Марны свою кандидатуру в
законодательный корпус. Как политик. Р. был либеральным империалистом, в
духе своего друга принца Наполеона, и так резюмировал свою программу:
"свобода, прогресс без революции и без войны". Избран он не был. В это
время, со смертью Мунка, снова освободилась кафедра еврейского языка в
College de France, и Р. во второй раз поставил свою профессорскую
кандидатуру, но безуспешно, что не помешало ему за несколько месяцев до
падения Наполеона издать книгу ("Monarchie constitutionelle en France",
П., 1870), в которой он решительно защищает конституционную империю.
Война 1870 г., с ее последствиями для Франции, нанесла тяжелый удар Р.,
но не излечила его политического идеализма. Воспитавшись на немецкой
философии, проникнутый глубоким уважением к немецкой науке, Р. считал
возможным примирение с Германией и в открытом письме к Дав. Штраусу,
протестуя против отнятия у Франции Эльзас-Лотарингии, настаивал на
необходимости совместного действия против общего врага цивилизации -
славян, преимущественно русских. Штраус перевел письмо Р. и издал его, с
своим ответом, в пользу немецких раненых, причем, подобно многим другим
представителям немецкой науки, обнаружил такое настроение, при котором
не могло быть и речи о примирении. Под влиянием этого разочарования Р.
радикально изменил свою точку зрения по отношению к немцам и русским. С
другой стороны, исход войны не уничтожил в Р. доверия к либеральному
цезаризму, который, по его мнению, лучше всего мог излечить раны
Франции. Самым подходящим для этого человеком ему казался принц
Наполеон. Коммуна усилила в Р. глубокое недоверие к демократии. Свои
политические впечатления Р. изложил в книге "Reforme intellectuelle et
morale" (П., 1871) самой характерной для Р., как политика. Во время
коммуны Р. жил в Версале и там обдумал свои "Dialogues philosophiques",
с их презрением к толпе и требованием господства избранных, с их верой в
торжество идеала, который будет богом и в то же время результатом
эволюции. Философия Р. стоит не выше его политики. Отправившись в Рим,
он написал здесь 4-й том своих "Origines" - "Antechrist", за которым
вскоре последовали и три остальные тома ("Les Evangiles", "L'eglise
chretienne", "Marc Aurele"), в которых сильно заметно влияние на автора
последних событий, заставивших его обратить особенное внимание на
социально-политическую сторону истории христианства. Между тем еще
правительство национальной обороны назначило Р. на кафедру в College de
France, что заставило его интенсивнее заняться историей древних евреев.
Плодом этих занятий были: "Corpus inscriptions cemiticarum (первый
выпуск которого появился еще в 1867 г.), перевод Экклезиаста, с
введением и комментариями; и "История народа израильского" (Нistoire du
peuple d'lsrael", 5 том., Н., 1893), второе главное основание всемирной
известности Р. Это последнее произведение отличается теми же
достоинствами и недостатками, как и "Les Origines du christianisme": то
же художественное воспроизведение прошлого в блестящей форме, тот же
произвольный субъективизм в характеристиках, та же модернизация явлений
прошлого. Как критик и исследователь, Р. и здесь значительно уступает
немецким историкам, но превосходит их как художник. В 1879 г. Р. был
избран членом франц. академии; в 1882 г. - президентом азиатского
общества, в 1884 г. - администратором College de France. В 1883 г.
появились его "Souvenirs d'enfance el de jeunesse", очень важные для его
ранней биографии и весьма характерные для его настроения в старости.
Такое же значение имеют его "Feuilles detachees". Между 1878 и 1886 гг.
появились его "Философские драмы" ("Caliban", "L'Eau de Jouvence", "Le
pretre de Nemi", "L'Abbesse de Jouarre"), в которых выразились его
политические, религиозные и этические воззрения. Самые характерные черты
этих драм - крайний скептицизм по отношению к некоторым нормам
нравственности (в "L'Abbesse de Jouarre") и примирение с Калибаном, т.
е. с демократией. "По существу Калибан - говорит Р. - оказывает нам
более услуг, чем это сделал бы Просперо, реставрированный иезуитами и
папскими зуавами". Р. умер 2 (14) октября 1892 г. См. Rons, "Ernest R."
(П., 1882); M-me Darmesteter, "La vie de E. R." (П., 1898).
M. Корелин.
Литература. В русск. переводе из соч. Р., помимо заграничного издания
"Жизни Иисуса", имеются лишь мелкие произведения его, частью в виде
отдельных брошюр ("О происхождении языка", Ворон., 1886; "Что такое
нация", СПб., 1886, 2 изд. 1888; "Ислам и наука", М., 1888; "Место
семитских народов в истории цивилизации", М., 1888; "Разорение
Иерусалима", М., 1886) или журнальных статей ("Древние религии", в
"Эпохе", 1864, №7; "Конец античного мира", из "Marc Aurele et la fin du
monde antique", в "Деле", 1882, № 5 и 6; "Марк Аврелий" в "Заграничн.
Вестнике", 1882, №1; "Иудаизм как раса и как религия", в "Восходе",
1883, №4), частью в виде сборников ("Исторические очерки", под редакц.
В. Чуйко, СПб., 1886; "Сборник мелких статей и речей", перев. В. Штейна,
СПб., 1895), а также некоторые его рассказы ("Бретонка" в "Сев.
Вестнике", 1890, №7; "Трепальщик льна", в "Русск. Обозрении", 1893, №5;
"Эмма Козилис", ib., №6). Литература о Р.: Desportes et Bournand,
"Ernest Renan, sa vie et son ceuvre" (П., 1892): E. Grant Duff, "Ernest
R., in memoriam" (Л., 1893); Seailles, "Ernest R., essai de biographie
psychologique" (П., 1894); G. Monod, "Les maitres de l'histoire: R.,
Taine, Michelet" (П., 1894); Zeiler, "Strauss und R." (в его "Histor.
Vortrage und Abhandlungen", т. I); Allier, "La philosophie d'Ernest R."
(П., 1895); кн. С. Н. Трубецкой, "Р. и его философия" ("Русск. Мысль",
1898, № 3); ст. Н. Страхова (в его "Борьбе с Западом"), А. Волкова
("Правосл. Собеседник", 1877, №4), С-на ("Рус. Обозрение", 1892, № 9 и
10), Л. Слонимского ("Вестн. Европы", 1892, № 11 и 12); характеристики
Э. Зола ("Вестник Европы", 1878, № 5), Брандеса (перев. в "Деле", 1882,
№3), Леметра (пер. в "Русск. Мысли", 1888, №4); Л. Слонимский,
"Философские драмы Р." ("Вестн. Европы", 1893, №1); ст. К. Арсеньева о
"Калибане" ("Вестн. Европы", 1879, №1), об "Антихристе" (1875, №12), о
"Souv. d'enf. et de jeun." (1883, №9) и об "Истории Израильского народа"
(1888, №6 и 1891, №5); Ю. Николаев, "Р., как беллетрист" ("Рус.
Обозрение", 1893, №6); абб. Гетэ, "Опровержение на выдуманную жизнь
Иисуса Христа, соч. Э. Ренана" (пер, с франц., СПб., 1865); Берсье,
"Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому"
("Правосл. Обозрение", 1889, №4); И. Яхонтов, "Изложение и
историко-критический разбор мнения Р. о происхождении еврейского
единобожия" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1884, ч. XXXIII). С.
Годлевский, "P., как человек и писатель" (СПб., 1895).
Ренегат (новолат.) - лицо, отрекшееся от своей веры, в особенности
перешедшее из христианства в ислам.
Ренессанс (итал. Rinascimento. франц. Renaissans = Возрождение) -
общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского
искусства за готической и продолжавшейся со средины XV до начала XVI
стол. Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в
живописи и ваянии, кроме того
- сближением художников с природой, ближайшим вникновением их в
законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных
явлений. Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где
первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности
семейства Низано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилось
только с 20-х годов XV в. Во Франции, Германии и др. странах это
движение началось значительно позже; несмотря на это, его свойства и ход
развития, особенно в том, что касается до архитектуры, были везде почти
одинаковы. Вообще эпоху Р. можно разделить на три периода. Первый из
них, период так наз. "Раннего Возрождения", обнимает собой в Италии
время с 1420 по 1500 г. В течете этих восьмидесяти лет искусство еще не
вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать
к ним элементы, заимствованные из классической древности, и старается
примирить между собою те и другие. Лишь впоследствии, и только
мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий
жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и
смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции
своих произведений, так и в их деталях. Церковное зодчество остается еще
верным типу базилик с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в
обработке частностей, в расстановке колонн и столбов, в их отделке, в
распределении арок и архитравов, в обработке окон и порталов, подражает
грекоримским памятникам, причем стремится - по крайней мере в Италии - к
образованию обширных, свободных пространств внутри зданий. Особенно
излюбленным становится коринфский орден, капители которого подвергаются
разнообразным видоизменениям, подчас весьма остроумным и красивым. Еще
более, чем в храмоздательство, новизна проникает в гражданскую
архитектуру, произведения которой, главным образом дворцы владетельных
особ, городских властей и знатных людей, хотя и удерживают в себе нечто