<< Пред.           стр. 860 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 одинаковы, ибо капитал промышленности будет больше капитала земледелия
 на всю ценность сырого материала. Таким образом прибыль на капитал,
 рассчитанная по отношению промышленной Р. к капиталу, затраченному в
 промышленности, будет определять собой размер прибыли и на капитал в
 земледелии; после вычета из земледельческой Р. прибыли на
 земледельческий капитал должен остаться некоторый излишек, который и
 составит поземельную Р. Если, напр., ценность земледельческого и
 промышленного продукта равны каждая 1000 руб., капитал в промышленности
 равен 10000 руб., а капитал в земледелии составляет меньшую сумму,
 напр., 8000 руб., то прибыль на капитал вообще определяется отношением
 1000 руб. к 10000 руб., т. е. равняется 10%; определяя по этому проценту
 прибыль на земледельческий капитал, получим 800 руб., а по вычете их из
 земледельческой Р. - 200 руб., которые представляют собою поземельную Р.
 Эта теория не получила распространения так как в основе ее лежит ряд
 ошибочных посылок (о предварительном разделении Р. на земледельческую и
 промышленную, о том, что процент на капитал определяется отношением
 промышленной Р. к капиталу, затраченному в промышленности и др.).
 Наконец, существует теория, развитая в особенности Кэри, по которой так
 называемая поземельная Р. есть просто прибыль на капитал, затраченный за
 все время в землю. Теория поземельной Р. Маркса до известной степени
 примиряет обе вышеизложенные теории; она развита в III томе "Капитала".
 Маркс различает дифференциальную и абсолютную Р. В объяснении
 происхождения первой он приближается к Рикардо, видя ее источник в
 неодинаковом плодородии участков, которое позволяет лицам,
 обрабатывающим лучшие участки, получать добавочную прибыль
 (Surplusprofit), переходящую в руки земельных собственников, как Р.
 Затем Маркс выдвигает категорию абсолютной поземельной P., которая
 уплачивается землевладельцам всех земельных участков, в том числе и
 самых худших. Причины возникновения этой Р. сводятся к следующему. С
 одной стороны существующая частная собственность на землю дает
 землевладельцам право требовать за передачу земли в пользование других
 лиц известное вознаграждение. С другой стороны состав капитала,
 прилагаемого в земледелии, иной, чем в промышленности: доля переменного
 капитала, по сравнению с долей постоянного, относительно выше, т. е.
 преобладает та часть капитала, которая ведет к образованию прибавочной
 ценности; вследствие этого в земледелии, при одинаковой с
 промышленностью величине всего капитала, образуется большее количество
 прибавочной ценности, чем в промышленности, и после выделения
 предпринимателю обычной прибыли на капитал остается еще некоторый
 излишек в пользу землевладельца, который его и присваивает в силу своего
 права частной собственности. Во взглядах на специальное значение
 поземельной Р. экономисты сильно расходятся. Некоторые напр., Шеффле,
 Мангольд - склонны придавать этой части народного дохода важное
 положительное значение. Р., по их мнению, есть доход хозяйствующих лиц,
 обусловленный стремлением отыскивать лучшие условия производства; она
 служит вознаграждением за хозяйственную предприимчивость человека.
 Наоборот, большинство ученых считают поземельную Р. доходом, который
 получается за счет других производительных классов общества и является
 результатом не затраты труда или капитала, а монополии частной
 собственности. Этот взгляд встречается еще у экономистов классической
 школы - Ад. Смита, Рикардо, Милля. Особенно развита критика поземельной
 Р. в социалистической литературе, которая пользуется указанием на этот
 вид народного дохода, как доказательством несправедливости и
 неустойчивости современного экономического строя. Из этого же
 представления о несправедливости поземельной Р. возникло все движение за
 превращение частной земельной собственности в государственную и за
 экспроприацию этого дохода путем обложения. Ср. Anderson, "An inquiry
 into the nature of the corn laws" (1777); Malthus, "Inquiry into the
 nature and progress of rent" (1815); West, "Essay on the application of
 capital to land" (1815); Рикардо, "Собрание сочинений"; Thunen, "Der
 isoline Staat"; Hermann, "Slaalswirtschaftliche Untersuchungen" (1832);
 Carey, "The past, the present and the future" (1848); Carey, "Social
 Science"; Wolkoff, "Opuscules sur la rente fonciere" (1854); Berens,
 "Versuch einer kritischen Dogmengeschichte der Grundrente" (1868);
 Boutron, "Theorie de la rente fonciere" (1867); Rodbertus, "Zur
 Beleuchtung der socialen Frage"; Mangoldt, "Volkswirtschaftslehre"
 (1868); Schaffle, "Die nalionalokonomische Theorie der ausschliessenden
 Absatzverhaltnisse" (1867); Schaffle, "Das gesellschaftliche System der
 menschlichen Wirtschaft". М. С - в.
  Репейник. - Именем Р. в России называются различные растения, большей
 частью такие, у которых плоды (и соплодия) колючие, цепкие, цепляющиеся
 за платье и тело. Так, Р. называют виды Agrimonia L., относящиеся к сем.
 розовых (Rosaceae). Это - многолетние травы с перистыми листьями и
 мелкими цветками, собранными в длинные колосья. Цветки обоеполые,
 правильные, цветоложе вогнутое, колокольчатое, при плодосозревании
 твердеющее, усаженное снаружи крючковатыми шипиками. Околоцветник
 двойной; чашечка пятилистная, остающаяся. Венчик желтый, пятилепестный.
 Тычинок 5-10 или много. Пестик один с двугнездой завязью и с нитевидным
 столбиком. Плод - орешек, заключенный в отвердевшее цветоложе. Всех
 видов рода около 10. У нас наиболее обыкновенны два вида: A. Eupatoria
 L., обыкновенный Р., растущий на холмах между кустарниками, и A. Picosa
 Lebd., волосистый Р., растущий по кустарникам и лесам. У первого
 листочки эллиптические, у второго ромбические, клиновидные. Ag.
 Eupatoria употребляется в медицине; народ применяет его для выпаривания
 молочной посуды, почему он и называется "парило". Репейником называют
 еще виды Cardus, Cirsium, Lappa, Xanthium.
  Респираторы. - Р. называются различные приспособления, устраиваемый с
 целью вдыхания воздуха, по возможности освобожденного от взвешенных в
 нем мельчайших твердых частиц. Обыкновенно для этой цели пользуются
 различными неплотными тканями, которые, прикрывая рот, задерживают
 мельчайшие частички пыли, при чем не препятствуют более или менее
 свободному току воздуха. В настоящее время Р., закрывающие рот и нос,
 применяются почти исключительно в некоторых технических производствах,
 связанных с попаданием вредной пыли в дыхательные пути, напр., при
 испорашивании сильно раздражающих медикаментов, при изготовлении
 ядовитых красок, белил и т. д. В недавнее еще время Р. пользовались
 чахоточные, с целью воспрепятствовать быстрому поступлению холодного
 воздуха в дыхательные пути, но наблюдения и опыт показали, что в таких
 случаях Р., закрывающий рот больного, скорее приносит вред, чем пользу,
 а потому при указанных заболеваниях подобные приспособления совершенно
 оставлены. Нередко с лечебными целями предлагали пользоваться Р.,
 пропитанными летучими лекарственными веществами, но и такой способ
 лечения, как весьма затруднительный для больных, ныне оставлен. Д. К.
  Респонсорное пение(Responsorium) - в католической церкви - ответ хора
 на пение священника перед алтарем.
  Республика (от лат. res publica, буквально - общее дело) - форма
 государственного устройства (или самое государство, в котором
 господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая монархии. По
 обычному представлению, республика - государство, в котором суверенитет
 принадлежит народу и, поэтому, лицо или лица, облеченные властью,
 пользуются ею не по собственному праву, как в монархиях, а по праву
 делегированному им народом. Однако, такое определение верно только
 относительно современных цивилизованных Р., и то далеко не вполне. В
 прошедшем формы Р. были весьма разнообразны, так что обнять их все одним
 стройным определением весьма трудно. Во всяком случае необходимо точно
 отграничить республиканской строй от первобытного анархического
 состояния при родовом быте, где нет никакой организованной власти, а
 следовательно нет и государства. Те человеческие общежития, которые
 возникают на ранних ступенях культуры и могут уже быть названы
 государствами, представляют полное смешение элементов монархии и Р.
 Таковы, напр., государства, изображенные в Илиаде и Одиссее, таково
 еврейское государство в первые столетия после исхода из Египта, таков
 Рим в первые столетия исторического его существования, таковы кельтские
 и германские государства, таковы Новгород, Псков, Киев после появления в
 них первых исторически известных князей. Обыкновенно подобные
 государства считаются монархиями, но в действительности власть народного
 собрания так велика, влияние его на выбор главы государства, который в
 первое время не является даже наследственным, так значительно, а роль
 монарха, за исключением военного времени, так ограничена, что такая
 номенклатура представляется совершенно произвольной. Из подобных не
 определившихся государственных форм на древнем Востоке образовались
 монархии, в Греции и Риме - Р., у славян - монархии, у германцев и
 кельтов, после великого переселения народов - феодальный строй, с крайне
 слабой монархической властью. Древние (греческие и римская) Р. были двух
 видов, настолько отличных друг от друга, что творец первой научной
 классификации государств, Аристотель, поставил их отдельно, как
 самостоятельные государственные формы, наряду с третьей, монаршей. Эти
 две формы - аристократия и демократия; рядом с ними самостоятельное
 значение имела олигархия, по Аристотелю - выродившаяся форма
 аристократии. Римские писатели по государственному праву (Полибий) также
 не проводили границы между Р. и монархией, довольствуясь исправленной
 Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово Р. означала
 просто государство. В демократических Р. суверенитет принадлежал народу,
 т. е. всем свободным взрослым гражданам мужского пола, пользовавшимся
 правами гражданства; верховная законодательная и контролирующая власть
 была в руках всенародного собрания, которое избирало, без правильной
 баллотировки, всех важнейших должностных лиц в государстве; фактически
 при таких условиях властью пользовались наиболее искусные ораторы,
 умевшие увлекать толпу (демагоги). В аристократиях и олигархиях власть
 принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых форм
 ни демократической, ни аристократической Р. не было; существовали
 государства с преобладанием того или иного элемента, между которыми на
 всем протяжении истории греческих и римской Р. шла ожесточенная борьба;
 сначала преобладали аристократии, в которых демократический элемент
 отвоевывал себе все большее значение. Республиканский строй древности
 характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко
 отличающими их от Р. нового времени: 1) все они были построены на
 рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только
 свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными
 занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном
 положении. 2) Личность вполне поглощалась государством; даже в наиболее
 свободных и демократических Р. личная свобода была чрезвычайно
 ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно
 велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином,
 но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами. 3)
 Древние Р. были непосредственными (в противоположность нынешним
 представительным), т. е. государственные дела решались на собраниях всех
 граждан. После гибели древних Р. в культурной Европе установился строго
 монархический режим, но в средние века вновь возникли довольно
 многочисленные Р., как напр. швейцарские общины, вольные города в
 Германии; к ним можно причислить итальянские государства, даже те
 (Венеция, Генуя), в которых, в лице дожа, был избираемый пожизненно
 глава исполнительной власти; там властвовала безраздельно аристократия.
 Демократическими Р. были только некоторые швейцарские общины или кантоны
 (Цюрих и др.). Из всех этих Р. до настоящего времени сохранили свое
 республиканское устройство только швейцарские кантоны, объединенные в
 швейцарскую федеративную Р., три германских вольных города (Гамбург,
 Бремен, Любек), вошедшие в состав федеративной Германской империи, и две
 совершенно незначительные по объему и значению Р. - Андорра и
 Сан-Марино. В новое время возникло много новых Р.; такими явились прежде
 всего английские колонии в Америке, во внутренних делах имевшие характер
 Р. еще при английском господстве, а в XVIII в. отделившиеся от Англии и
 образовавшие свободный республиканский союз Соединенных Штатов. После
 великой революции, Франция обратилась в Р., вторично сделалась ею в 1848
 г., в третий раз - в 1870 г. В течение XIX в. вся Южная и Средняя
 Америка, с о-вом Гаити, обратилась в ряд Р. Республиканским способом
 управляются также Канада, Капландия и английские колонии в Австралии,
 хотя исполнительная власть принадлежит назначаемым английским
 правительством губернаторам, почему они и не могут быть признаны
 настоящими Р. К Р. принадлежат также Оранжевая и Южно-африканская Р.
 боеров (Трансвааль), негритянская Р. Либерия в Африке и Гавайи в
 Полинезии. Все перечисленные Р., за немногими исключениями (Гамбург,
 Бремен, Сан-Марино, африканские и полинезийские, отчасти Андорра и
 Любек) являются демократическими, т. е. верховная власть принадлежит в
 них всему народу без предоставления какихнибудь привилегий тем или иным
 классам, по крайней мере в теории. На практике, однако, в Р. Южной и
 Средней Америки народ при выборах является орудием общественных групп,
 сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть. Р.,
 равно как и монархии, могут быть либо простыми (Франция), либо
 федеративными (Швейцария, Соед. Штаты), либо, наконец, они могут входить
 в состав больших госуд. союзов, как республиканских (отдельные кантоны,
 штаты), так и монархических (Гамбург, Любек, Бремен); они могут быть
 либо независимыми, либо зависимыми (Андорра, Гавайи). Главная
 отличительная черта нынешних Р., в сравнении с Р. древности - та, что
 они все являются государствами конституционными, т. е. основой
 государственной жизни в них признаются неотъемлемые права личности на
 свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и т.
 д. Вместе с тем нынешние Р. - все государства представительные.
 Исключение составляют только два швейцарских кантона (Ури, Гларус) и
 четыре полукантона (два в Аппенцеле, два в Унтервальдене), где все
 законодательные вопросы решаются на ежегодных всенародных собраниях,
 избирающих также должностных лиц. Институт референдума сближает отчасти
 и другие швейц. кантоны, а также самый Швейцарский союз с типом
 непосредственных Р. Рабство, после отмены его в Соедин. Штатах, Бразилии
 и на Кубе, безусловно исключено из современных Р., как, впрочем, и из
 монархий. Система управления в современных Р., в общем, та же, что и в
 современных конституционных монархиях со всеобщей подачей голосов;
 нельзя указать ни одной черты, которая, существуя в Р., не допускалась
 бы принципом государственного устройства конституционных монархий, или
 обратно, за исключением того, что во главе исполнительной власти в Р.
 стоит избранное на срок лицо, в большинстве Р. называемое президентом.
 Объем власти президента, также как объем власти монарха, различается в
 зависимости от того, является ли данное государство парламентарным или
 только представительным (дуалистическим), т. е. ответственны ли министры
 перед парламентом, или только перед главою государства. Из Р. к
 последнему типу принадлежат Соед. Штаты, к первому - Франция.
 Следовательно, принципиального различия в пределах компетенции монарха и
 президента Р. нет; было бы неправильно сказать, что власть президента Р.
 уже или шире власти монарха. Единственное существенное отличие между
 ними заключается в срочности и избираемости первого; правда, президент
 Р. за совершенное им преступление может быть отдан под суд, а монарх -
 нет, но на практики это не имеет значения, раз что установлен принцип
 политической неответственности. Вместе с конституционным характером
 нынешних Р. это приводит к тому, что различие между конституционными
 монархиями и Р. значительно меньше, чем различие между монархиями
 конституционными и неограниченными. Вследствие этого в настоящее время
 правильнее было бы различать государства самодержавные и
 конституционные, чем монархии и Р. Так и сделал Кант, деливший
 государства на деспотии и Р.; в последних подданные суть вместе с тем
 граждане, т. е. субъекты политических прав, в первых - они только
 подданные. Кантовская классификация неудобна только по необычному
 употреблению терминов. Глава государства в отдельных американских штатах
 называется губернатором; в Швейцарии и отдельных швейцарских кантонах
 главой Р. является не особое лицо, а президент совета министров.
 Президент или вообще глава Р. избирается либо всеобщим голосованием (в
 Соед. Штатах - двухступенным), либо парламентом. Глава государства
 управляет через посредство назначаемых им чиновников (министров и
 других). Законодательная власть (за исключением Р. непосредственных)
 принадлежит парламенту, состоящему либо из двух палат, либо из одной: в
 обоих случаях палата депутатов избирается всеобщей подачей голосов;
 верхняя палата избирается каким-нибудь особенным способом, но тоже
 находится в зависимости от всеобщей подачи голосов. Важнейшие вопросы в
 Швейцарш и в некоторых из американских штатов решаются референдумом.
 Судебная власть отделена от исполнительной и законодательной. Так
 управляется громадное большинство современных Р. В Гамбурге и Бремене
 дума (Burgerschaft) избирается только плательщиками податей, притом
 разделенными на классы, так что фактически вся законодательная власть
 находится в руках зажиточных классов. Сенат, играющий роль
 исполнительной власти и отчасти верхней палаты, избирается думой при
 участии наличных членов сената. Бургомистры, являющиеся президентами
 этих Р., избираются сенатами. В Любеке дума избирается всеобщим
 голосованием, но при выборе сената предоставлены некоторые привилегии
 зажиточным классам. В Андорре законодательная власть принадлежит
 генеральному совету, избираемому главами только некоторых семей Р.:
 президент совета есть вместе с тем президент Р. Совершенно оригинальный
 обломок старины - не то олигархическая, не то аристократическая Р.
 Сан-Марино, в которой законодательная власть принадлежит генеральному
 совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из
 которых 20 принадлежат к дворянству, 20 к гражданам города, 20 к
 сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим советом,
 посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani
 Reggenti, избираемым на 6-месячный срок советом из своей среды: один из
 них должен быть дворянином. В Гавайях и двух южноафриканских республиках
 избирательное право основывается на имущественном, национальном и
 религиозном цензе. Под "красной" или социальной Р. (преимущественно во
 Франции, но также и в Гермами) разумеется Р., составляющая идеал
 социалистов, в которой не было бы классовых различий. Во враждебном
 лагере она полушутливо называется красным призраком (название брошюры
 Ромье: "Spectre rouge de 1852", П., 1852). См. Bernatzik, "Republik und
 Monarchie" (Лпц., 1892).
  В. Водовозов.
  Рессоры - название пружин, служащих для смягчения толчков, получаемых
 повозкой во время езды.
  Ретрограды (от лат. retrogradior - иду назад) - полушутливое название
 для партий и личностей, враждебных прогрессу; почти синоним со словами
 реакционеры и обскуранты.
  Референдум - институт государственного права. Прежде в швейцарском
 союзе, а также в некоторых отдельных швейцарских кантонах (Граубюндене,
 Валлисе) представители отдельных политических единиц (кантонов в
 Швейцарш, союзов в Граубюндене, десятков в Валлисе) на своих собраниях
 могли принимать решения только тогда, когда имели строго определенные
 полномочия; в остальных случаях они принимали их только ad referendum -
 для доклада тем, чьими представителями они являлись. Такой порядок исчез
 с обращением союзов государств в союзные государства и с выработкой
 современной представительной системы: в Швейцарии и Валлисе - в 1848 г.,
 в Граубюндене окончательно в 1880 г. Его заменил новый Р., в современном
 смысле. Он состоит в обращении непосредственно к избирателям для решения
 законодательного или иного вопроса. Государство, в котором существует
 Р., занимает среднее место между демократией непосредственной и
 демократией представительной. Первый известный опрос народа (если не

<< Пред.           стр. 860 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу