<< Пред. стр. 862 (из 1179) След. >>
соглашением? Какие последствия должны иметь приговоры иностранных судов?Первый вопрос решен утвердительно; по второму конгресс признал, что
ограничение в правах, которому лицо, в силу уголовного приговора,
подверглось в своем отечестве, должно иметь действие и в других
государствах и что осужденный заграничным судом должен в своем отечестве
подвергнуться тому ограничению в правах, которому он подлежал бы, если
бы за то же преступление судился отечественным судом.
Во Франции ст. 56 - 58 Code penal, измененные зак. 26 марта 1891 г.,
различают: 1) совершение лицом, осужденным за преступление (в технич.
смысле, т. е. crime), нового какого бы то ни было преступления же; оно
влечет за собою высшее по роду наказание, с допущением даже перехода от
бессрочной каторги к смертной казни, безотносительно к сроку, протекшему
между прежним и новым осуждением; 2) совершение лицом, осужденным за
преступление, проступка или осужденным за проступок - преступления;
наказание увеличивается количественно, до удвоенного высшего срока
лишения свободы, но при условии протечения между обоими осуждениями не
более 5 лет: 3) совершение лицом, осужденным за проступок, нового
проступка; наказание также увеличивается количественно, но кроме
пятилетнего срока между осуждениями требуется еще полное тожество
проступков (le meme delit). Рецидивом нарушений (coatraventions)
признается учинение нового нарушения в течение года после осуждения за
первое и, притом, в округе того же полицейского суда. Дополнением
приведенных правил о Р. служит закон 27 мая 1885 г., установивший для
рецидивистов особую форму ссылки - релегацию. Система франц. права, в
основных ее чертах, принята бельгийским кодексом. Германский,
голландский и венгерский кодексы и проект австрийского в общей части о
Р. не говорят, а в части особенной, преимущественно в отношении
преступных деяний против собственности, признают за повторением
значительное влияние на наказуемость. Так напр., по германскому праву
повторение простой кражи влечет заключение в смирительном доме
(Zuchthaus) от 1 до 10 лет. Для понятия повторения германское уложение
требует тожества или однородности прежнего и нового деяний, отбытия
наказания вполне или частью и известной близости, по времени, обоих
осуждений, напр. при воровстве - не более 10 лет. В русском праве, до
издания Свода Законов, общего постановления о повторении не было. Ст.
135 Свода (по изд. 1842 г.) определила: "Повторение одного и того же
преступления умножает вину преступника. Повторением преступления
считается то, когда преступник, будучи наказан за преступление, учинил
то же самое в другой или третий раз". Ст. 131 Улож. о наказ. отнесла
"повторение того же преступления или учинение другого после суда и
наказания за первое, и впадение в новое преступление, когда прежнее, не
менее важное, было прощено виновному вследствие общего милостивого
манифеста, или по особому Монаршему снисхождению" к числу общих
увеличивающих вину обстоятельств, а по ст. 132, когда в законе не
определено наказания именно за повторение, суд назначает всегда самую
высшую меру наказания. Пуп. 3 ст. 14 уст. о нак. налаг. мир. суд. дал
более узкое определение Р.: "повторение того же, или совершение
однородного проступка до истечения года после присуждения к наказанию".
Систему устава закон 3 февр. 1892 г. распространил и на прест. деяния,
предусмотренные уложением. Повторением признается теперь "совершение
того же или однородного прест. деяния" и усиление ответственности
обусловлено неистечением со времени отбытия наказания или после
помилования: для приговоренных к угол. наказ. - 10 лет, к ссылке на
житье в Сибирь - 8 лет, к ссылке на житье в отдаленные, кроме сибирских,
губ., заключение в крепости и заключение в тюрьме с лишением всех или
некот. особ. прав - 5 л., к заключению в тюрьме на основании примеч. к
п. V ст. 30 - 3 лет, и заключению в тюрьме без праволишений - 2 л., к
другим, менее тяжким наказаниям - 1 года (ст. 131 и 132 улож. по
продолж. 1895 г.). Как при действии прежней редакции ст. 131, так и
теперь, общие правила уложения о повторении применяются в весьма
ограниченном числе случаев: в особенной части имеется ряд правил
специальных, по которым усиление наказания в мере нередко заменяется
усилением в степени и даже роде (напр., при убийстве, детоубийстве,
разбое, краже и т. д.) и регламентируются случаи совершения того же
деяния не только во второй раз, но в третий, четвертый и до седьмого. По
проекту угол. уложения, учинивший, по отбытии наказания, преступное
деяние подлежит наказанию на общем основании; но если деяние это было
тожественно или однородно с прежним и если при том прошли после отбытия
наказания за преступление не более пяти лет, за проступок - не более
трех лет, а за нарушение - не более года, то вновь назначаемое
наказание, за исключением случаев, особо законом указанных, может быть
усилено (при каторге без срока - воспрещением перевода на поселение
ранее истечения 20 л., при срочном лишении свободы - увеличением
максимальных его сроков, при денежной пене
- присоединением ареста до 1 мес.). В основе особых правил, созданных
законом 1892 г. для случаев совершения нового деяния после
провозглашения решения о виновности, но до отбытия наказания, лежит
различение, подлежит ли виновный однородным или разнородным наказаниям,
и система сложения наказаний (ст. 133 улож. по продолжению 1895 г.).
Этой последней системы держится и проект. Имеются постановления о
повторении и в воинском уст. о наказаниях. Признавая, что повторение
преступлений и проступков не может относиться к числу вопросов, по
которым военно-уголовному законодательству надлежит давать особые
правила, составители устава никаких изъятий по этому предмету не внесли,
но сочли нужным воспроизвести в уставе текст 131 ст. улож., с
добавлением: "или вследствие конфирмации главнокомандующего и лиц,
равных с ним по власти" (77 ст.. воинск, уст.), - так как в военное
время право помилования принадлежит не одному Монарху. Эта добавка и
вызванное ею повторение ст. 131 улож. в воинском уставе привели, однако,
к тому, что ныне, после закона 1892 г., в воинском уставе оказываются
уже принципиально отличные от уложения правила о повторении. В особ.
части устава за повторение промотания и побега наказания усиливаются в
степенях и даже в роде (за 3-й побег, ст. 131). См. Таганцев, "О
повторении преступлений "; Berton, "Code de la relegation et des
recidivistes"; Акты международных пенитенциарных конгрессов
стокгольмского и парижского; Гольденвейзер, "Современная система
наказаний и ее будущность по трудам парижск. конгресса". Е. К.
Речитатив - вокальная музыкальная форма, не подчиненная
симметрическому ритму, род певучего разговора. Есть фразы, которые, по
избытку чувства, требуют именно P.: более развитая музыкальная форма
была бы здесь неестественна (напр. "О горе", "О радость", "О Господи").
Р. есть речь, доведенная до высшей степени выразительности, благодаря
точному, определенному музыкальному ритму, а также точному обозначению
подъема и падения голоса. По мере того как текст Р. становится более
лиричным и форма его расширяется, получая более содержательности в
музыкальном отношении, Р. бывает троякого рода: 1) сухой (secco), 2)
размеренный (a tempo), 3) певучий (ариозное пение). Во всех трех родах
правильная, осмысленная декламация имеет большое значение. Сухой Р.
имеет размер в четыре четверти. Аккомпанемент состоит из отрывистых
аккордов без фигур и не выражает настроения; а только служит для
указания певцу тональности и для подчеркивания знаков препинания.
Аккорды берутся преимущественно там, где в Р. есть перерыв. Иногда в
промежутке между двумя фразами, имеющими перерыв, вставляется короткий
ритурнель с фигурою, выражающий настроение. Такой Р. имеет очень мало
мелодического содержания. На каждый слог текста требуется только один
звук. Форма такого Р. неопределенная и находится в полной зависимости от
текста. Певцом он исполняется свободно, не в темп. Чередование
тональностей произвольное, но все же не следует делать слишком частых и
резких модуляций в отдаленные тональности. Перемена тональности
соответствует перемене мысли в тексте. Если в такте Р. нет аккордов, то
капельмейстер не выбивает четыре четверти, а дает только один взмах.
Вокальная партия такого Р. пишется для голоса центрально, т. е. в
среднем регистре, выходя из него (вверх или вниз) лишь в моменты
сильного драматического настроения. Р. размеренный (a tempo) бывает в
различном счете - 4/4, 3/4 и пр. Во время пения Р., не особенно богатого
мелодией, аккомпанемент идет сплошь, в виде аккордов, выдерживаемых или
исполняемых тремоло. Проведенного мотива, т. е. рисунка, в таком
аккомпанементе нет. Форма неопределенная, чередование тональностей
произвольное. На каждый слог приходится одна нота. Исполняется такой Р.
в темп и дирижируется сплошь. Певучий Р. (ариозное пение) - наиболее
развитая форма Р. Вокальная партия отличается здесь мелодическим
содержанием. На один слог слова могут приходиться иногда два и более
звука. Как и предыдущий, этот Р. не стеснен модуляционным планом. Форма
свободная. Р. может оканчиваться в другой тональности и не подчиняется
требованиям округленной формы. Музыкальное содержание аккомпанемента, в
сравнении с предыдущими Р., богаче как в гармоническом. так и в
ритмическом отношении; в нем проводится фигура (мотив). Цель
аккомпанемента - выражение настроения. Пение, имеющее округленность и
большую законченность, но лишенное коленного склада, называется ариозо.
Для ариозного пения требуется текст с лирическим содержанием. В
вокальной музыке часто пользуются смешением трех промежуточных родов Р.,
переходя от одного к другому. Для всех Р. может служить текстом проза,
но лучше пользоваться белыми стихами. Н. С.
Рея (Rea, лат. Rhea) - греч. богиня, одна из титанок, по Феогонии
Гесиода дочь Урана и Геи, супруга Кроноса и мать олимпийских божеств:
Зевса, Ада, Посейдона, Гестии, Деметры и Геры. Культ ее считался одним
из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции. На
Крите и в Малой Азии она смешивалась с азиатской богиней природы и
плодородия Кибелой и поклонение ей выступало на более видный план.
Специально на Крите локализировано было предание о рождении Зевса в
гроте. горы Иды, пользовавшемся особым почитанием, что доказывается
большим числом посвящений, отчасти весьма древних, в нем. найденных (см.
Comparetti, "Museo ltliano di antichita", атлас). На Крите показывали и
гробницу Зевса. Жрецы Р. назывались здесь куретами и отожествлялись с
корибантами, жрецами великой фригийской матери. Им доверила Р. малютку
Зевса; стуча оружием, они заглушали его крик, чтобы Кронос не мог его
услышать. Р. изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной из
городских стен на голове, или в покрывале, большей частью сидящей на
троне, близ которого сидят посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан.
А. Щ.
Рибера де (Хосе de Ribera, 1588 - 1856), прозванный в Италии
Спаньолетто - испанский живописец и гравер, род. в Хативе (ныне
Сан-Фелипе), в Валенсийском королевстве, сперва учился у Фр. де
Рибальты, а потом переехал в Рим, где развился под влиянием Микеланджело
да Караваджо. Не смотря на то, что Р. имел случай познакомиться с
произведениями Рафаэля, Карраччи и Корреджо и даже изучать их, манера
письма и натуралистические тенденции Караваджо пришлись настолько ему по
вкусу, что после нескольких работ, исполненных в духе вышеназванных
живописцев, он окончательно примкнул к Караваджиевской школе.
Переселившись в Неаполь, Р. очень быстро достиг здесь большой
известности своими полными силы и мрачными по настроению сценами мучений
святых. Здесь им была написана только одна картина в более спокойном
стиле - известное "Снятие со креста" (в церкви С. Мартино, в Неаполе).
Картины Р. отличаются мастерским письмом, оригинальностью композиции и
превосходной светотенью; не смотря на эти достоинства, они, однако, не
удовлетворяют эстетического вкуса нашего времени вследствие ярко
проявляющейся в них натуралистической тенденции мастера, нередко
впадающего в утрировку возможного в действительности. Особенно
покровительствовали Р. неаполитанский вице-король, герцог Осуна,
возведший художника в звание своего придворного живописца, а также
монахи, по заказу которых им было написано немалое количество картин. В
1630 г. Р. был избран в члены римской академии св. Луки. По преданию, он
отличался в высшей степени мрачным, завистливым и мстительным
характером; напр. говорят, что когда в Неаполь прибыли живописцы Гвидо
Рени, Гесси и Доменикино, он, вместе с Караччоло и Коренцио, своими
преследованиями принудил их оставить этот город. Под влиянием Р.
развились Лука Джордано, Фальконе и Сальватор Роза. Из произведений Р.
наибольшей известностью пользуются: "Сон Иакова", "Мучение Св.
Варфоломея", "Пресвятая Троица" (в мадридск. музее), "Поклонение
Пастырей" (в Луврск. музее, в Париже), "Мучение св. Лаврентия", "Св.
Мария Египетская" (в дрезденск. галерее), "Снятие со Креста" и "Смерть
Сенеки" (в мюнхенской пинакотеке). В Имп. Эрмитаже находятся 5
несомненных картин Р.: "Св. Севастиан" (№ 330), тот же святой (№331).
"Св. Иероним, внимающий звуку небесной трубы" (№ 333), "Св. Иероним в
сирийской пустыне" (№ 332) и "Св. Прокопий богемский" (№ 334). Р.
известен также как гравер, исполнивший 26 листов, из которых лучшими
считаются: "Бахус с двумя сатирами" и портрет Дона Хуана Австрийского.
А. А. С - в.
Ривьера (Riviera) - знаменитое своим живописными видами побережье
Средиземного моря, между Ниццой и Специей, с С защищаемое Морскими
Альпами и Лигурийскими Апеннинами. Делится на две части: Р. ди Поненте
(Западная Р.), к З от Генуи, и Р. ди Леванте (Вост. Р.), к В от Генуи.
Западная Р., лучше защищенная с С, отличается более теплым климатом и
подтропической роскошной растительностью. Здесь проходит живописнейшая
дорога Корниш и расположены климатические курорты Ницца, Монако,
Ментона, Бордигера, Оспедалетти, Сан-Ремо и Орте-Пельи. В восточной Р.
особенно живописны Нерви, Рапалло и Специя. Железная дорога Ницца -
Вентимилья - Генуя - Специя соединяет между собой все пункты побережья.
Ср. Liegard, "La cole d'azur d'Hyeres a Genes" (1894); Kaden u. Nestler,
"Die Riviera" (Штуттг., 1884).
Рига - губ. г. Лифляндской губ., важнейший после С.-Петербурга и
Одессы портовый город России, при р. Зап. Двине, в 10 в. от впадения ее
в Рижский зад. Состоит из старого или собственно города и из предместий:
С.-Петербургского, Московского и Митавского или Задвинского. Старый
город поныне сохранил характер средневекового немецкого города, с узкими
кривыми улицами и зданиями старинной архитектуры, С.-Петербургское
предместье - лучшая и наиболее богатая часть города, Московское
предместье населено преимущественно русскими, Митавское, на левом берегу
Зап. Двины - преимущественно рабочими. В старом городе наиболее
замечательны: замок, в котором сосредоточены все присутственные места,
дом лифляндского дворянства (риттергауз), дом Черноголовых
(шварцгауптеров), красивой готической архитектуры, дома большой и малой
гильдии, изящные здания ратуши и биржи. Из лют. церквей наиболее
замечательны: соборная (Домкирхе), древнейшая в городе, и св. Петра
(Петрикирхе). Старый город прежде был крепостью, по упразднении которой
на месте крепостных валов и рвов разбиты сады, скверы и аллеи. Р.
особенно разрослась за последние 40 - 50 лет; в 1850 г. здесь было 3800
домов, теперь их до 19 тыс.; особенно разрослись предместья, которые в
настоящее время несравненно обширнее самого города: из 270 улиц,
имеющихся ныне в Р., лишь 73 находятся в старом городе. Жит. в Р. в 1850
г. было 61 тыс., теперь - 281884 (до 139 тыс. жнщ.); из них русских 25%,
немцев 47%, латышей 23% эстонцев 1%, евреев и др. народностей 4%. 10
правосл. цркв. (в том числе Алексеевский муж. мон.), 2 католич., 10
лютеран., 3 синагоги. Политехническое учил., 3 муж. (1 с реальн.
отделением) и 2 жен. гимназии, реальн. училище, духовная и учительская
семинарии, лоцманская школа, мореходные классы, институт и школа для
слепых, до 60 частных учеб. заведений, в том числе 4 ремесленных. Общее
число учащихся (в 1898 г.) - до 20 тыс. об. пола. Много
благотворительных учреждений, из которых главные - Николаевский дом
призрения бедных и Садниковская богадельня. 10 банков и банковых
отделений (наиболее крупные банки
- рижский городской учетный и рижский коммерческий). Фабричная и
заводская промышленность весьма развита; к 1899 г. в Р. насчитывалось до
275 фабр. и зав., при 30 т. рабочих и общей сумме производства до 60
милл. руб. Наиболее значительные заводы: 2 вагонных, с производством до
12 милл. руб., 16 пивоваренных, маслобойный, с производством до 2 милл.
руб., 10 машиностроительных и др. В Р. насчитывается: обществ (с
местными отделениями) - 24, клубов - 3, 33 периодических изданий (в том
числе 19 ежедневных и еженедельных), из которых 8 на рус. яз., 18 на
нем. яз., 5 на латышск. яз., 1 на рус., нем. и латышск. и 1 на рус. и
нем.; библиотек - 43, театров зимний - 1 и летний - 1, книжных магазинов
- 41, магазинов музыкальных нот - 4, фотографич. заведений - 8,
типографий - 23, типолитографий - 3. Городские доходы в 1898 г. - 2726
тыс. р.; столько же было и расходов. Крупнейшие статьи дохода: налог с
городских недвижимых имуществ - 4991/2 тыс. руб., сбор с торговых и
промышленных заведений 4411/2 тыс. руб.; крупнейшие статьи расхода -
содержание город. управления - 321 тыс. р., полиция - 207 тыс. р.,
медицинская часть - 316 тыс. р., народное образование - 242 тыс. р.,
общественное призрение - 257 тыс. р. В административном отношении к Р.
причислен так называемый патримониальный округ (27 тыс. жит.),
обнимающий собою окрестности города; здесь преимущественно и
сосредоточена фабричная деятельность. Но оборотам своей внешней торговли
Р. занимает второе (после С.-Петербурга) место в ряду русских портовых
гг. на Балтийском море. Главные предметы отпуска: зерновой хлеб, лень,
льняное семя (привозимые из приволжского, приднепровского и
принеманского районов), яйца (из придонского района), пенька (из
Могилевской и Смоленской гг.), лес, сплавляемый по Зап. Двине; главные
предметы ввоза - колониальные и мануфактурные товары и металл. изделия.
В 1896 г. доставлено в Р. разных товаров по бассейну Днепра - 1707 т.
пд., по басс. З. Двины - 30992 т. пд. и разн. др. внутренними водными
путями 5462 т. пд., итого 38161 т. пд.; почти столько же доставляется
жел. дорогами. Внешн. торговля Р. в различные года подвержена большим
колебаниям; в среднем ее обороты достигают в год 100 милл. руб., в том
числе ввоз ок. 60 милл., вывоз 40 милл. Тамож. доходов в Р. получено в
1896 г. золотом 2896368 р. и кредитными 67248 р.
Главные неудобства Рижского порта заключаются в том, что он
обыкновенно зимой надолго замерзает и что большое число глубоко сидящих
судов должно останавливаться пред Усть-Двинском или же выгружать часть
груза пред входом в устье Двины. Укрепления Р. находятся в 13 в. от Р.,
на самом устье Зап. Двины, и называются Усть-Двинском (прежде
Динаминде). Два парка, Вермановский и Императорский.
Из мест морского купанья в селениях, расположенных по берегу Рижского
залива и соединенных с городом жел. дорогой (летом - пароходы), наиболее
известны: Бильдерлингсгоф, Эдинбург, Майоренгоф, Старый Дуббельн, Новый
Дуббельн, Карлсбад и Ассерн. Наибольшее число посетителей привлекает
Дуббельн.
История. Р. основана в 1201 г. епископом Альбертом фон Аппелдерн,
который перенес сюда свою резиденцию. В следующем 1202 г. в городе
поселились первые бюргеры. Привилегии, который епископ даровал городу,
привлекли сюда новых поселенцев, в особенности привилегия 1211 г. о
свободе от пошлин для всех купцов, приезжавших в Р. с о-ва Готланда.
Соседние государи также даровали городу значительные привилегии. В 1282
г. Р. вошла в состав Ганзейского союза. В это время она обладала уже
многочисленным торговым флотом, войском и военными кораблями и
находилась в оживленных торговых сношениях с соседними немецкими
городами. До 1274 г. Р. признавала над собой господство епископа (с 1253
г. - архиепископа) города, а затем перешла под власть ливонского ордена.
Интересы Р., как члена ганзейского союза, шли совершенно в разрез с
миссионерскими стремлениями архиепископов и завоевательными планами
ордена. Город держался торговлей, мало интересуясь общими вопросами