<< Пред. стр. 886 (из 1179) След. >>
(Б., 1882, т. 1); M. Rooses, "L'oevre de R." (Антверпен, 1886); его же,"Geschichte d. Malerschule Antwerpens" (Мюнхен, 1889); Woltmann und
Wormann, "Geschichte d. Malerei" (т. Ill, Лпц., 1888); E. Fromentin,
"Les maitres d'autrefois" (П., 1876); С. Lemcke, "Kunst u. Kunstler
aller Zeit" (т. I, № XX, Лпц., 1877); Knackfuss, "Kunstler-Monographien"
(№ II, Лпц., 1894) и пр. А. А. С-в.
Рубидий (хим.; Rubidium; Rb = 85,44 при 0=16, среднее из определений
Бунзена, Пикара и Годефруа) - второй металлический элемент, открытый (в
1861 г.) Бунзеном и Кирхгоффом помощью спектрального анализа; он получил
свое название за две темно-красные (rubidus) линии спектра, который
свойствен его соединениям, по внесении их в бесцветное пламя. Р.
принадлежит к числу типических щелочных металлов; именно, он более
тяжелый, по атомному и удельному весу, член подгруппы калия; а потому ни
сам металл, ни его окись, рубидион Rb2O, или гидрат окиси RbOH в природе
свободные не встречаются. Р. принадлежит к числу очень распространенных
элементов, но находят его всегда в весьма малых количествах; неизвестно
ни одного минерала, который бы можно было назвать рубидиевым, что имеет
место для цезия, обычного спутника P.; сам Р. очень часто сопутствует
калию и литию, вместе с натрием и, иной раз, таллием. Так, он найден в
лепидолитах различного происхождения Бунзеном и Кирхгоффом и другими, в
литиевой слюде, в карналлите из Стассфурта, в полевом шпате из
Карлсбада, в финляндском трифиллине и проч. Распространенность Р
явствует из того факта, что он найден (Грандо) в золе многих растений -
табака, кофе, чая и в различных сортах поташа. Хлористый рубидий RbCl
находится в различных минеральных водах, как пример богатого содержания
можно привести воду из Bourbonnes-les-Bains, которая, по Грандо,
содержит на 1 литр 0,019 грам. RbCl и 0,032 грам. CsCl. Обработка
природных материалов для извлечения соединений Р. сводится к обычным для
калия и лития операциям и удалению примесей путем выпаривания растворов;
получающаяся в заключение смесь хлористых щелочных металлов осаждается
хлорной платиной, при чем получается осадок, состоящий из
хлороплатинатов калия, Р. и цезия; наиболее растворим из них первый;
напр. при 100° в 100 вес. частях воды растворяются K2PtCl6 5,13 в. ч.,
Rb2PtCl6 0,634 в. ч. и Cs2PtCl6 0,377 вес. ч.; водным раствором K2PtCl6
можно осадить только Rb и Cs. Хлороплатинаты этих последних разрушают
затем нагреванием в струе водорода и извлекают водой RbCl и CsCl.
Разделение же Р. и цезия может быть достигнуто, благодаря, напр.,
растворимости Cs2CO3 и нерастворимости Rb2CO3 в спирте.
Металлический Р. получается при пропускании сильного тока чрез
расплавленный RbCl (Бунзен), но в момент образования большая часть его
реагирует с расплавленным исходным материалом, при чем получается полу
хлористый Р., Rb + RbCl = Rb2Cl, а часть сгорает, всплывая на
поверхность. Накаливание кислого виннокислого Р. с сажей дает лучшие
результаты; выход, однако, только до 18% (Бунзен). Н. Н. Бекетов,
внесший много света в изучение щелочных металлов, дал наилучший метод
получения Р. (1888); он подвергает сильному нагреванию гидрат окиси с
металлическим алюминием: 4Rb.OH + 2 Al = 2RbAIO2 + H2 + 2Rb; операция
производится в железном сосуде с железною же пароотводною трубкою и
стеклянным приемником, в котором и собирается, жидкий вначале, P.,
похожий на ртуть; от окисления в приемнике металл защищается
образующимся при реакции водородом; выход достигает 66% теоретического
количества. Это белый, с очень слабым желтоватым отливом, блестящий
металл удельного веса 1,52; при - 10° он мягок как воск, плавится при
38,5° и при слабом калении образует синие с зеленоватым оттенком пары.
По химическим отношениям Р. очень близок к калию; в обычном воздухе
почти мгновенно покрывается синевато серым слоем и вскоре даже
загорается, брошенный в воду реагирует весьма энергично и не тонет,
благодаря выделяющемуся водороду, который горит, как при калии; дает
яркое пламя в атмосфере хлора, в парах брома, иода, серы и мышьяка.
Способность образовать при сжигании на воздухе перекись для Р. выше, чем
для калия. Бекетов для получения окиси P. Rb2O прокаливал продукт
сожигания металла с надлежащим количеством свободного Р. в серебряном
тигле, при темп. около 800°; по его исследованиям, теплота образования
граммовой частицы из элементов (2Rb, 1/2 02)=94,9 больших калорий, а
теплота растворения в избытке воды (Rb2O, aq)=69,9 больших калорий;
соответствующие данные для калия суть 98,2 и 67.4 больших калорий; а
потому - с тем меньшим выделением тепла образуются окиси щелочных
металлов из элементов, чем выше атомный вес металла *), теплота же
растворения окисей в избытке воды возрастает с возрастанием атомного
веса (1890). Теплоты образования галоидных соединений щелочных металлов
находятся в обратном отношении, сравнительно с окисями, к атомному весу,
т. е. они тем выше, чем больше атомный вес металла.
Относительно получения и свойств едкого рубидиона RbOH и солей P.,
простых и двойных, можно повторить многое из того, что известно в этом
отношении для калия. Хлористый P. RbCl очень растворим в воде,
легкоплавок и летуч; в 100 вес. ч. воды при +1° растворяется 76,38 вес.
ч., а при + 7° 82,89 вес. ч; плотность пара его найденная (Дьюар и
Скотт) 77,5 относительно водорода, а вычисленная 62,5. Получают RbCl из
хлороплатината указанным выше путем. Сернокислый P. Rb2SO4 хорошо
кристаллизуется и изоморфен с K2SO4, что можно сказать вообще о
соответственных солях Р. и калия; и эта соль значительно растворимее в
воде калиевой. Азотнокислый P. RbNO3 очень походит на селитру,
отличается большей растворимостью; известна кислая соль 2RbNO3.5HNO3.
Углекислый Р. Rb2CO3 расплывчат на воздухе и растворяется в воде с очень
значительным выделением тепла; при выпаривании растворов выделяется с
содержанием кристаллизационной воды, затем плавится в ней и, при
дальнейшем нагревании, потеряв воду, остается в расплавленном виде. Даже
очень слабые растворы обладают сильной щелочной реакцией, а крепкие
обжигают кожу. В спирту соль растворима весьма мало, чем существенно
отличается от углекислого цезия. Обычным путем, т. е. чрез
взаимодействие с гашеною известью, из раствора Rb2CO3 получается RbOH,
едкий рубидион, который по малой мере столь же едок, как едкое кали, и
во всех отношениях с ним сходен. Кислый углекислый P. RbHCO3 в
кристаллическом виде получается при испарении над серной кислотой в
эксикаторе раствора Rb2CO3, насыщенного на холоду углекислым газом; он
имеет холодящий, напоминающий селитру, вкус и слабую щелочную реакцию.
Цианистый Р. осаждается в виде кубиков из спиртового раствора синильной
кислоты действием RbOH, но очень непостоянен, так что не дает
удовлетворительных результатов при анализе. Хромовокислый P. Rb2CrO4,
желтые ромбические кристаллы, обдладает щелочной реакцией. Вообще можно
сказать, что Р. есть металл, окись которого более сильное, чем К2О,
основание, a RbOH более сильная, чем КОН, щелочь. C. С. Колотов.
Рубикон (RuЬico) - речка, впадающая в Адриатическое море; отделяла в
древности Цизальпийскую Галлию от собственной Италии; прославлена
переходом через нее Цезаря при начале междоусобной войны.
Рубини (Giovanni-Baltista Rubini) - знаменитый итальянский тенор
(1795 - 1854). В 1816 - 17 гг. имел блестящий успех в Риме, в опере
Россини "Gazza ladra". В 1825 году выступил впервые в Париже. Прелесть
его голоса, стиль, редкая элегантность в колоратуре обеспечили его
успех. Критики того времени, отзываясь о его пении назвали его "королем
теноров". В особенности Р. был неподражаем в операх Беллини. В 1843 г.
Р. совершил вместе с Листом концертное путешествие по Голландии и
Германии; в 1844 г. пел в Петербурге вместе с Тамбурин и ВиардоГарсиа.
Написал "12 lecons de chant moderne pour tenor ou soprano (Пар., 1839),
несколько песней и дуэтов. См. Locatelli, "Cenni biografici sulla
straordinaria carriera teatrale percossa da G. B. Rubini" (Милан, 1844).
Жена P., француженка, урожд. Шомель (1794 - 1874), также имела успех как
певица (под фамилией Комелли). Н. С.
Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один
из величайших пианистов XIX ст. Род. 16-го ноября 1829 г. в селе
Вихватинец, в Бесарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана,
ученика Фильда. По словам P., Виллуан был для него другом и вторым
отцом. Девяти лет Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 г. - в
Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последний
назвал его наследником своей игры. Концертное его турне в Англии,
Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. исполнил
свое первое сочинение для фортепиано: "Ундина". В 1841 г. Р. играл в
Вене. С 1844 до 1849 г. Р. жил за границей, где наставниками его были
знаменитые контрапунктист День и композитор Мейербер. Чрезвычайно тепло
относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он сделался
заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны. К этому
времени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской".
1854 - 1858 гг. Р. провел заграницей, концертируя в Голландии, Германии,
Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце вел. кн. Елены
Павловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавали
Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением P., при
участии хора любителей. В 1859 г. P., при содействии друзей и под
покровительством великой княгини Елены Павловны, основал русское
музыкальное общество. В 1862 г. была открыта "Музыкальная школа", в 1873
г., получившая название консерватории. P., назначенный директором ее,
пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и
считался первым, который получил его. С 1867 г. Р. предался опять
концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим
успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 г. До 1887 г. Р. жил
то заграницей, то в России. С 1887 до 1891 г. вновь был директором спб.
консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные
лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 г.). Помимо гениальной
передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная
с XVI ст. и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк
исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и
изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц. А. Кюи, под
заглавием: "История литературы фортепианной музыки" (СПб., 1889). В этот
же период времени возникли, по инициативе Р." общедоступные концерты.
Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 г. исторические концерты,
данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже,
Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 г. торжественно отпразднован в
С.-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув
консерваторию, Р. опять жил то заграницей, то в России. Скончался в
Петергофе 8 ноября 1894 г. и похоронен в АлександроНевской лавре. Как
виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и вообще
развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью.
Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное
туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в
основе игры этого необычайного пианиста. Сам Р. говорил в своей ст.
"Русская музыка" ("Век", 1861): "воспроизведение - это второе творение.
Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение
посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в
творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или
забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила P.,
когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского
дарования Р. публикою и, отчасти, критикою, он упорно и много работал
почти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло
119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и
романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50
произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия
с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного
и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со
скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6
симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон
Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра,
торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина
"Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 г. и пр.).
Кроме того им написаны концерты для скрипки и для виолончели с
оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонская
башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах -
"Суламифь", 13 опер: "Дмитрий Донской или "Куликовская битва" - 1849 г.
(3 действия), "Хаджи Абрек" (1 дейст.), "Сибирские охотники" (1 дейст.),
"Фомка-дурачок" (1 дейст.), "Демон" (3 дейст.) - 1875 г., "Фераморс" (3
дейст.), "Купец Калашников" (3 дейст.) - 1880 г., "Дети степей" (4
дейст.), "Маккавеи" (3 дейст.), 1875 г., "Нерон" (4 дейст.)
- 1877 г., "Попугай" (1 дейст.), "У разбойников" (1 дейст.), "Горюша"
(4 дейст.), 1889 г., и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р.
давались за границей: "Моисей" - в Праге в 1892 г., "Нерон" - в
Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне,
"Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" -
в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене
(1895). В Зап. Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не
большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков
тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых
композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в
разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала,
предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в СПб., под
председательством P., в 1890 г., второй - в Берлине, в 1895 г.
Педагогическая деятельность не была любимым занятием P.; тем не менее из
его школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова,
Голлидэй. Как дирижер, Р. был глубокими истолкователем исполняемых им
авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального
общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные
литературные труды P.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография,
изданная М. И. Семеновским в 1889 г. и переведенная на немецкий язык
("Anton Rubinstein's Eriunerungen", Лпц.; 1893) и "Музыка и ее
представители" (1891; перев. на многие иностранные языки). См. "А. Г.
P.", биографический очерк и музыкальные лекции, С. КавосДехтяревой
(СПб., 1895); "Антон Григорьевич P. " (заметки к его биографии, д-ра М
Б. Р - га. СПб., 1889: там же, 2 издание); "Антон Григорьевич P." (в
воспоминаниях Лароша, 1889, ib.); Emil Naumann, "Illustrate
Musikgeschichte" (Б. и Штутг.); B. C. Баскин, "Русские композиторы. А.
Г. P." (М., 1886); К. Галлер, в №№ 721, 722, 723 "Всемирной Иллюстрации"
за 1882 г.; Albert Wolff, "La Gloriole" ("Memoires d'un paristen", U.,
1888), "Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. P.
" ("Царь-Колокол"): "К 50-летнему юбилею А. Г. P.", Don Mequez (Одесса
1889); А. Г. P." (биографический очерк Н. М. Лиссовского, "Музыкальный
Календарь-Альманах", СПб., 1890); Riemen, "ОрегаHandbuch" (Лпц., 1884);
Zabel, "Anton Rubinstein. Ein Kunsterleben" (Лпц., 1891); "Anton
Rubinstein", в английском журнале "Review of Reviews" (№ 15, дек. 1894,
Л.); "А. Г. P.", статья В. С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895); М. А.
Давидова, "Воспоминания о А. Г. P." (СПб., 1899). Н. С.
Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз
(18351881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине
у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался у
Виллуана. Окончив курс в университет, Р. в 1860 г. стал во главе
московского отделения русского музыкального общества, а в 1866 г.
сделался директором вновь учрежденной моск. консерватории, с которой не
расставался до самой смерти и для которой очень много сделал. Р. был
выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и
мощным, перворазрядным пианистом-художником. За границей Р.
концертировал редко: в 1872 г. он играл в Вене, в 1872 г. организовал
русские концерты на всемирной выставке в Париже, являясь первым
серьезным пропагандистом русской музыки во Франции. В этих концертах Р.
выступал дирижером и пианистом. Содействие молодым, начинающим талантам
было его страстью; можно сказать с уверенностью, что в композиторской
карьере П. И. Чайковского Р. играл немаловажную роль. Популярность Р. в
Москве и вообще в России, не только как музыканта, но и как филантропа,
была очень велика. Сбор с концертов, данных им в конце 70-х годов в 33
городах России, был пожертвован им в пользу Красного креста. Р. сочинял
мало, исключительно для фортепиано. По смерти Р. издан был московской
фирмой Юргенсона альбом, в который вошли вей фортепианные сочинения Р.
Н. С. Рубль - в древности означал заклепку; так Ян Вышатич, посланный
великим князем в 1071 г. на Белоозеро для истребления волхвов, рублем
заклепал рот у одного волхва. В IV в. Р. является единицею ценности. Эти
Р. были серебряные слитки в виде брусков, весом до полуфунта каждый:
такие слитки находятся во многих минцкабинетах. Арабский путешественник
XIV в. Ибн Батута определял ценность Р. в 5 арабских унций. В 1389 г.
св. Киприан, митрополит киевский, задолжавший в Царьграде тысячу старых
новгородских P., обязался уплатить этот долг белками, "полагая белки
добрые тысячу по пяти рублев" следовательно, на Р. шло 200 белок. В
купчей Киприанова, современника новгородского игумена Луки, значится уже
другая система: "семь рублев, а по сту белки за P."; итак, в XIV же веке
явились новые Р. в половину старых. В XV и XVI в. новгородский Р.
слагался из 216 новгородских, а московский из 200 московских денег или
100 новгородок, так что был почти вдвое меньше Р. новгородского. В XVII
в. различие это исчезло или, точнее, исчез новгородский счет. При царе
Алексее Михайловиче, в 1655 г., сделана была попытка изготовления Р.
талерной величины. Постоянная чеканка Р. началась с 1704 г., сначала с
перерывами. В 1726 и 1771 г. изготовлялись Р. медные: в Екатеринбург,
при Екатерине I, четырехугольные и на Сестрорецком заводе, при Екатерине
II, круглые; но подобное предприятие не могло иметь хода. Московский
серебряный Р. сделался всероссийским и до реформ 1890-х гг. оставался в
Poccии монетною единицею. По исследованию Заблоцкого, серебряная копейка
Алексея Михайловича весила 10 долей, следовательно, вес Р. XVII в. надо
принять в 1000 долей; вес же современного серебряного P., согласно
монетному уставу 1885 г., составляет 450 долей (чистого серебра 405
долей). Таким образом, по весу Р. XVII в. равняется 2,22 современного.
Что касается содержат чистого серебра, то, по данным Прозоровского,
проба московских денег XVII в. была в 851/6 зол., т. е. на 1000 частей
приходилось чистого серебра 887, а по монетному уставу 1885 г.
серебряная полноценная монета содержит в себе 900 частей чистого серебра
и сто частей меди. Следовательно, по содержанию чистого металла, Р. XVII
в. равняется 2,19 современного. Попытку определить по хлебным ценам
меновую стоимость старинного Р. сравнительно с кредитным Р. начала
1880-х гг. сделал В О. Ключевский, в исследовании: "Русский рубль XVI -
XVIII вв. в его отношении к нынешнему" (М., 1884). Он приходит к
следующим выводам.
Р. 1500 г. стоил не менее 100 руб. кредитных.
Р. 1501 - 1550 гг. равнялся 73 - 83 Р. кред. " 1551 - 1600 " " 60 -
74 " " " 1601 - 1612 " " 12 " " " 1613 - 1636 " " 14 " " " 1651 - 1700 "
" 17 " " " 1701 - 1725 " " 9 " " " 1730 - 1740 " " 10 " " " 1741 - 1750
" " 9 " "
В общем, В. О. Ключевский склоняется к мысли, что полученные им цифры
скорее ниже действительности, т. е. что меновая стоимость старинного Р.
была еще выше. Он упустил из виду, однако, обесценение серебра,
наступившее с средины 1860-х гг., и это заставляет думать, что меновая
стоимость старинного Р. была ниже им исчисленной. Хотя серебряный Р.
сохранял значение монетной единицы, но наряду с ним обращались сначала
ассигнационный Р., а впоследствии кредитный, стоимость которого
определялась тем, что в международных платежах золотой Р. (т. е. 1/10
империала) вытеснил серебряный. Для упрочения нашей валюты министерство
финансов сначала приняло меры к закреплению курса кредитного Р. на