<< Пред.           стр. 9 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 освободил осажденных. А. считается самым опрятным из всех индийских
 городов. В ее предместьях очень много фруктовых садов и огородов. Далее
 к югу тянутся по берегу реки развалины великолепных старинных зданий
 времен Тимуридов. На северозападе находится, неподалеку от берега
 крепость Акбарабад или форт Акбара, неравносторонний треугольник,
 построенный из красного песчаника и имеющий 2 км. в окружности, с
 наружными валами в 26 м. вышиною. Здесь особенно замечателен северный
 вход, по множеству мозаических украшений и каменных работ. Во внутренней
 части возвышается великолепный дворец шаха Джегана, из белого мрамора, и
 возле него прекрасная Моти-Масьит, т.е. жемчужная мечеть. Впереди форта
 лежит мечеть Драмма и в небольшом расстоянии от города, в саду Нам-Баге,
 восьмиугольный мавзолей Эттимад Даулатс. На самом берегу Джамны, в 2 км.
 к югу от А., лежит Тадж-Магал, знаменитый мавзолей, сооруженный великим
 Моголом шахом Джеганом (1628 - 58) для его супруги Бану, по прозванию
 Мумтаци-Магал, впоследствии послуживший местом упокоения и для него
 самого. Этот мавзолей, вполне сохранившийся до сих пор, есть
 прекраснейшее произведение зодчества во всей Азии. Он сделан из белого
 мрамора и возвышается внутри сада, окруженный высокими кипарисами,
 мраморными бассейнами, фонтанами, цветниками и фруктовыми деревьями.
 Главное здание имеет в вышину 61 м. и окружено четырьмя постройками
 меньшего размера. Внутренность, снизу до купола включительно, украшена
 мозаичными работами из агата, яшмы, лапис-лазури, цветных мраморов и
 проч., представляющими собою цветочные гирлянды, куски плодов и надписи
 из черного мрамора. Могила шаха Джегана несколько выше могилы его
 супруги, но не так богато украшена. Рисунок здания сделан, как говорят,
 самим шахом Джеганом, а строительные работы производились под
 руководством одного итальянца. По другому сказанию, строителем был один
 магометанин из Сахары, под руководством которого трудились разные
 зодчие, стекавшиеся со всех концов Индии, из Персии, Кабула и даже из
 Турции (или Рума, как она называется в Индии). Стоимость сооружения
 простиралась до 8 милл. рублей. Английское правительство заботится о
 сохранении этого памятника. В провинции А., разделенной на 6 округов, на
 пространстве 26324 квадр. км. (1881) 4834,064 жит., по большей части
 индусов.
  Агрикола (Георг), собственно Бауэр , немецкий ученый, оказавший
 большие услуги минералогии и науке горного дела, род. 24 марта 1490 в
 Глаухау, в 1518 - 22 был уже ректором школы в Цвикау, затем изучал в
 Лейпциге и Италии медицину и в 1527 поселился, в качестве практического
 врача, в Иоахимстале в Богемии. Переселившись в 1531 в Хемниц, он вполне
 посвятил себя науке горного дела, получил от курфюрста Морица годовое
 содержание и готовую квартиру, а впоследствии занял в Хемнице место
 городского врача и был бургомистром. В этом же городе он и умер 21
 ноября 1555. А. был первым систематическим минералогом в Германии.
 Принимая во внимание морфологические признаки ископаемых, он различал
 простые и слоеные минералы и разделял первые на земли, конкреции камни и
 металлы. Эта система легла в основание всех дальнейших минералогических
 работ до XVIII столет. включительно. Вот важнейшие из сочинений
 Агриколы: "De ortu el causis subterraneorum" (Баз., 1546 и 1558), "De re
 metallica" (Баз., 1530; Лейпц., 1546; в немецком переводе
 "Bergwerksbuch" Баз., 1621) и "De mensuris et ponderibus Romanorum et
 Graecorum" (Баз., 1533 и 1550). Его "Mineralog. Schriften" были
 переведены Леманом (4 ч., Фрейберг, 1806 - 13), а его "Bergmannus" или
 разговоры о горном производстве - Шмидтом (Фрейберг, 1806). Ср. Бехера:
 "Agricola und A. G. Wemer" (Фрейберг, 1820).
  Адажио (Adagio, итал.) означает медленно, покойно. Оно составляет
 вторую степень главных музыкальных движений, и обозначает более скорое
 движение, чем Largo (самое медленное), но медленнее andante (более
 подвижное) У Генделя и в музыке его времени Adagio считалось безусловно
 медленнее, чем Largo.
  В крупных произведениях инструментальной и камерной музыки
 (симфониях, сонатах, квартетах), обыкновенно встречается вторая или
 третья часть с таким обозначением темпа; А. служит необходимым
 контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и
 последующих частях.
  Размер тактов А. должен быть большой (9/8 - 12/8), имея в виду, с
 одной стороны, широкую, певучую мелодию; с другой же, чтобы дать место
 вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача А. составляет
 пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе
 с тем, А. является несомненным показателем степени истинной
 талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как
 в А. так и в Largo, полных внутренней, музыкальной содержательности и
 богатства мысли, и обнаруживается, главным образом, талант и мастерство
 композитора.
  Адам и Ева - прародители человеческого рода. (Адам по-еврейски -
 человек, Ева - Haviva - земля, как мать всего живущего). В 1-й Моисеевой
 книге мы встречаем два указания на сотворение человека. Первое говорит,
 что Бог создал на 6-й день мужчину и женщину, по своему образу и подобию
 (1, 26 - 30). Второе, что Бог создал сперва одного человека (по евр. -
 aclam) из земли (евр. adama) и поселил его в прекрасном саду, где
 находились два заветных дерева: древо жизни и древо познания добра и
 зла. Еву Бог создал позднее, вынув ребро у спящего А. (см. гл. 2 - 3).
 Дальнейшее человечество произошло после грехопадения и изгнания первых
 людей из рая от Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5). По еврейскому сказанию А.
 покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на
 Голгофе.
  С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зендавесты
 у Персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и
 вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Нот,
 плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман, в образе змия,
 является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной
 души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору. В Коране
 сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы
 признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где
 поселился А. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых
 людей и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся А. и
 послал архангела Гаврила научить его заповедям Божьим, на том самом
 месте, где позднее был воздвигнут храм в Мекке. А. свято исполнял
 заповеди, за что через 2000 лет на горе Арарат вновь нашел свою жену. А.
 похоронен на г. Абукаи, около Мекки. Позднейшие сказания иудеев и
 мохаммедан собраны Эйзенменгером ("Entdecktes Judentbum, Франкф., 1700
 г.) и Гербелотом ("Bibliotheque orientale"). В новой священной истории,
 как и в древнем Моисеевом сказании, первый человек А. является
 виновником греха и смерти (Рим. 5, 14), ему противопост. Христос, второй
 А., виновник жизни и бессмертия. В толковательной системе христианских
 гностиков и манихеев и в откровении мандеев А. считается первым
 безгрешным существом в Мире духов. В средние века А. и Е. часто
 изображали на произвед. искусства. Эти фигуры встречались на серебряных
 и цинковых купелях XIV и XV стол., в преддвериях готических церквей;
 фигуры изображались опоясанными листьями смоковницы, подле древа
 познания добра и зла; внутри же одной церкви Е. изображена за прялкой с
 ребенком, а А. - за плугом. В средние века история первых людей служила
 темой для мистерий, напр. во Франции. К древней христианской литературе
 относятся так называемые Адамовы книги, из них наиболее известны
 эфиопские (по нем. Дильман, Гёттинг., 1853 г.). Здесь фантастично
 обрисована жизнь первых людей, с примесью догматических взглядов на
 первобытное состояние, на грехопадение и искупление, на котором
 построена дальнейшая история людей, до смерти Ноя; потом уже идет в
 хронологическом порядке до Р. Хр.
  Как евреи, так и персы, можно полагать, заимствовали свои предания о
 
 первых людях из древних ассирийско-вавилонских источников, так как
 тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях:
 составленных за 2000 лет до Р. Х., т.о. задолго до Моисея и Зороастра, и
 открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии. На одной плитке
 из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца,
 хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная
 надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и
 гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь очевидно речь идет о
 сотворении первого человека и ассирийское предание таким образом
 согласуется с приведенною нами первою редакцией библейского сказания.
 Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием
 находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских
 источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так один
 барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает
 мужчину и женщину сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам.
 Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет также
 покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый
 барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй -
 изгнание из рая и охранение его херувимами. См. Дж. Смит "The Chaldean
 Account of Genesis" etc. в немецком переводе Chaldaische Genesis
 (Лейпциг, 1876).
  Адан (Адольф Шарль) - франц. компонист, род. 24-го июля 1803 г. в
 Париже, в 1814 г. поступил в консерваторию и был учеником Рейха и
 Боальдье. Его первое произведение незначительно - одноактная опера
 "Pierre et Catherine" (1829 г.). Лучшее же произв., его прославившее
 "Postilion de Longjumean", дававшееся в 1836 г. с большим успехом во
 Франции в других государствах. От 1836 - 46 г. он нап. 10 опер, между
 проч. "Le brasseur de Preston" 1838 г. и несколько балетов. В 1847 г. А.
 устроил в Пар. 3-й лирический театр, Theatre Nаtional, предназнач. для
 опер молод. композиторов, но в 1848 г., во время февр. революции, театр
 уничтожен и А. разорился. Он получил место профессора композиции в
 консерватории. В 1849 г. поставил комич. оперу "Тореадор" и затем 14
 больш. и мал. опер, между проч. в 1850 г. большим успехом пользовалась
 опера "Griralda ou la nouvelle Psychee". Он умер 3-го мая 1856 г. в Пар.
 - Жан-Луи А., отец его, известный учитель музыки, род. 3 дек. 1768 г. в
 Шлетштеде (Эльзас), 18-ти лет приехал в Париж, где 1797 г. был сделан
 професс. консерв. Из его учеников изв. Калькбреннер, Герольд и др. Он
 умер 11-го апреля 1848 г. Из его сочинений изв. "Methode de pianoforte
 du conservatoire de Paris" (в нем. переводе Черни, Вена 1826 г.).
  Адванта, (advaita, буквально значить не дуализм) означает учение
 индийской философии об единстве вселенной, т.е. о существовании мировой
 души (brahman), как единственно реального бытия, с которым все отдельные
 души составляют одно, причем весь материальный мир представляет лишь
 одно внешнее проявление brahman'a, не имеющего реального бытия. Зачатки
 этого учения, оказавшего существенное влияние на все Mиpoсозерцание
 индусов, можно проследить еще в эпохе ведских гимнов, но окончательно
 это учение было выработано в ведантской системе комментатором последней,
 Санкарой (VIII в.), отчего он получил прозвание Адваитавадин
 (возвеститель монизма).
  Адвентисты - секта, основанная в 1833 г. В. Мюлером (род. 1782, умер
 1849), проповедавшим в Нью-Йорке близость кончины Мира. По его
 вычислениям, основанным на 8 гл. пророка Даниила, светопреставление
 должно было произойти в 1843 г., но когда это не случилось, он перенес
 его на 1847 г. Хотя предсказание и на этот раз не сбылось, секта
 продолжала распространяться и насчитывает в настоящее время до 80000
 последователей, органом которых является "Advent Herald". В последнее
 время А. выделили из своей среды новую секту - А. седьмого дня (seventh
 day adventists) или субботников (sabbatarier), которые также ждут скорой
 кончины Мира, но не назначают для этого определенного дня; они
 настаивают в особенности на соблюдении святости субботнего дня, вместе с
 баптистами требуют крещения взрослых и именно посредством погружения и
 строго осуждают употребление табака и спиртных напитков; последователи
 их учения обязываются соблюдать строжайшую воздержность. Главарями секты
 были Джемс Уайт (умер 1881) и И. Андрюс (умер 1883). Первая община
 образовалась в Вашингтоне, в 1844 г.; в 1861 г. в Батль-Крике (Мичиган)
 организовалось большое издательское предприятие, издающее па языках всех
 цивилизованных народов газеты и брошюры в духе А.; рядом с ним возник в
 1875 г. институт для подготовки проповедников, имеющий в настоящее время
 до 100 учеников; в Америке насчитывается 700 общин с 20 т. членов. В
 последнее время А. пытались перенести свою деятельность в Европу и
 открыли в Базеле отделение своего издательского предприятия, но с
 незначительным успехом: по их собственному свидетельству, они имеют в
 Европе не более 500 последователей. Их базельский орган - "Herold der
 Wahrheit", англ. главн. орган
  - "The Advent review and Sabbath herald".
  Аденоид или аденома (греч.) - железистая опухоль. Под этим разумеют
 новообразование железистой ткани на подобие опухоли, с ясно
 обозначенными очертаниями. Чаще всего эти опухоли наблюдаются в грудной
 железе, в щитовидной железе, в коже и на слизистых оболочках.
 Первоначально все они имеют доброкачественный характер, но с течением
 времени некоторые аденомы переходят в ракообразные опухоли и тогда,
 подобно последним, подлежат удалению ножом.
  Адепт. Так именовался у алхимиков человек, посвященный уже в таинства
 науки, обладавший следовательно тайной превращения в золото (философским
 камнем), или жизненным эликсиром. Не достигшие еще этого знания
 именовались алхимиками, ученики - философами. А. называют в настоящее
 время вообще людей, посвященных в таинства науки, искусства или секты.
  Административное право (Droit administratif). Под этим именем во
 Франции разумеется политико-юридическая наука, изучающая вопросы
 государственного управления, включаемая некоторыми французскими учеными
 прямо в государственное право (droit public); в Германии она некоторыми
 называется Полицейское право (Polizeirecht), другими - право внутреннего
 управления (das Recht der inneren Verwaltung). В России эта наука
 первоначально (по уставу унив. 1835 г.) преподавалась под именем
 "Законов государственного благоустройства и благочиния", а со времени
 устава унив. 1863 г. называется Полицейское право.
  Администрация - государственная деятельность по управлению
 государством, отличающаяся, и по задачам и по средствам, от деятельности
 законодательной и судебной, но в некоторых областях вступающая в самые
 близкие отношения и к законодательству и к суду. Значительно различаясь
 по объему и методам в различных государствах, в прямой зависимости от
 различия государственного устройства, администрация везде имеет
 одинаковые задачи и цели: не только исполнять существующие законы, но и
 распоряжаться для наилучшего и наивыгоднейшего для страны их исполнения.
 Не касаясь по существу судебной деятельности, поддерживаемая судом для
 обеспечения исполнения всеми предоставленной ей законом власти и
 направляемая судом для устранения произвола, администрация по некоторым
 областям и вопросам получает судебную компетенцию. Существенное различие
 администрации, как по количеству административных органов, так и по
 объему вверяемых каждому из них дел и степени власти, зависит от склада
 государственного управления, от способа сочетания двух систем управления
 - централизации и исторической системы. Две системы управления,
 централизация (взлелеянная Францией), при которой правительство все дело
 управления берет на себя, давая все распоряжения из центра и поставляя
 повсюду подчиненных центру своих административных органов, и система
 историческая (широко развернувшаяся в Англии), при которой главнейшая
 часть местной администрации вверяется местному самоуправлению, - нигде
 не осуществляется в полном и цельном виде, но представляет в каждом из
 европейских государств то или другое сочетание. Способы сочетания этих
 двух систем чрезвычайно разнообразны и подвергаются изменениям, как в
 общем и цельном направлении, так и в отдельных областях и ветвях
 управления. Степень удачи такого сочетания соответствует и степени
 добротности администрации. Но кроме этого условия, способа сочетания
 систем централизации и исторической - местного самоуправления,
 администрация находится в прямой зависимости от следующих условий: 1) от
 степени точности постановления в законах распределения функций между
 различными ветвями государственного управления и очерчения компетенции
 каждого органа управления; 2) от порядка возбуждения ответственности
 административных органов, и 3) от количества подготовленных в стране
 лиц, на которых правительство и общины могут возложить отправления
 административных обязанностей, и следовательно, от количества и
 достоинства обращающихся в обществе политических и юридических знаний.
  Адмиралтейство (Admiralty, Amiraute) - слово, имеющее в различных
 государствах свое особенное значение. В Англии А. есть собственно
 морское управление; оно состоит из членов, называемых лордами А. и имеют
 в своем распоряжении всю морскую часть. Во Франции А. назывался суд,
 действовавший от имени адмирала т.е. главного флотского начальника, и
 заведывавший всеми делами, относившимся к случайностям военного и
 купеческого мореплавания. В России, во время существования
 Адмиралтейств-коллегии, А. также имело значение управления, или лица,
 облеченного, властью. Этот смысл остался и поныне в выражениях:
 адмиралтейское ведомство, адмиралтейский чиновник и т.п. - Собственно
 А., в России, значит место на берегу реки, залива, моря, для строения,
 хранения, снабжения и починки кораблей и других судов. Кроме мастерских,
 в А. должно быть еще помещение для канцелярии по разным частям
 кораблестроительного хозяйства, и магазины для хранения материалов, и
 изделий по всем частям кораблестроительных работ.
  Адонай (Господь, по-евр.) - от слова адон (господин), поставленного
 во множ. числе с местоимением притяж. ед. ч. 1-го лица, имеющего так.
 обр. значение "господа мои", каковое в отношение к Богу следует
 принимать в виде plur. majestatis. Разница состоит в том, что в 1-м
 случае слово А. оканчивается кратким а [патах(-)] даже в конце периода,
 между тем, когда А. означает имя Бога, оно всегда, даже в средине
 предложения, имеет длинный а (комац). - Гласные знаки от А.
 приставляются также к согласным Jhwh, которые евреи произносят также
 Адонай.
  Адонис - по старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса,
 а может быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре
 Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или
 Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец,
 узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили
 её в мирровое дерево и из негото через 10 месяцев явился на свет А. За
 красоту его тотчас же полюбила Афродита и отдала тайно Персефоне на
 сохранение; Персефона не пожелала однако потом возвратить его; тогда
 Афродита обратилась с жалобой к Зевсу, который и решил спорь тем, что
 одну треть года А. должен был проводить у Афродиты, одну у Персефоны, а
 последней третью мог располагать по своему усмотрению. Но еще юношей А.
 
 был убит на охоте вепрем. По другому варианту, спор между богинями
 возник лишь по смерти А., из крови которого произошла роза. Этот часто
 изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф, точно также, как и
 культ А., финикийско-сирийского происхождения. На это есть намеки и в
 самом сказании, на это указывает и слово А., которое означает
 "господин". В особенности же культ А., как божества природы, был силен в
 Библосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда культ этот
 перешел к Грекам, которые, превратив А. в полубога, из азиатского мифа
 создали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились и в
 Греции. Празднество A. (Adonia), которое главным образом относилось к
 смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой, юноши, происходило
 ежегодно, большею частью в июле или же весной и состояло из двух частей:

<< Пред.           стр. 9 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу