<< Пред.           стр. 933 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

  Сидон (Sidon - "Рыбная ловля")- древний финикийский город к Ю от
 устья Нар-эльавали (др. Бострен), в узкой приморской равнине. Время его
 основания неизвестно весьма возможно, что оно восходить в III
 тысячелетие до Р. Хр. Вместе с остальной Сирией С., вероятно, был под
 политическим и несомненно под культурным влиянием Вавилонии. Во время
 завоеваний фараонов XVIII дин. он подпал под египетское верховенство, но
 управлялся собственными князьями. От одного из них" Зимриды, дошли до
 нас два письма к фараону (Амеготепу III или IV). В этой переписки он
 жалуется на бедуинов, захватывавших его область. Фараон поручил ему
 разведывать аморейские дела, но царь тирский называл его в донесениях к
 фараону изменником, в союзе с амореями, Асором и Арадом замышляющим
 против Египта. Таким образом соперничество Тира и Сидона уже в это время
 было заметно; Зимрида враждуя с Тиром, старался не допускать его царя ко
 двору. В этот период С. был первым городом Финикии: книга Бытия (Х, 15)
 называет его "первенцем Ханаана", и впоследствии в Библии финикияне
 часто называются сидонянами; равным образом Гомеровский эпос знает
 только С.; между тем при Селевкидах Тир называл себя на своих монетах
 "мать сидонян". Удар величию С. был нанесен разгромом со стороны
 "аскалонян", т. е. филистимлян во время их опустошительного движения на
 Египет в XII в., при Рамсесе III . Главой Финикии делается Тир С. долго
 даже не имеет царей (в числе городов, подвластных в 710 г., "Луди"
 тирскому упоминаются "великий С. " и "малый С."). Сидонское царство
 восстановил Синахериб, чтобы создать противовес Тиру. Он посадил в С.
 Итобала (701) и подчинил ему города к Ю от него (Вифсаиду, Сареиту,
 Махалибу, Экдиппу, Акко). Однако, следующий царь Абдмилькот восстал
 против Ассирии, результатом чего было разрушение С. Ассаргаддоном
 ассирийским (678), уведение в плен его граждан и основание на его месте
 колонии "Ир-ассурахиддин ("Град Ассаргаддона"). Абдмиллкот, бежавший на
 Кипр, был пойман и казнен. - В персидское время в С. опять была царская
 династия, от которой сохранилась надпись на о-ве Делосе. Новому разгрому
 подвергся город при Артаксерксе III, когда принял участие в восстании
 против персов различных азиатских и кипрских городов. Царь Тент, сначала
 действовавший: успешно, в решительную минуту изменил и предался царю.
 Город был сожжен. до 40 тыс. граждан погибло в пламени; Тенн также был
 казнен (351). Ненависть к персам
  - последствие этой жестокости, - заставила С. предаться Александру
 Вел. и даже помогать ему в борьбе с Тиром. С. был восстановлен в своих
 правах и владениях; царем назначен Абдалоним. Вероятно к числу его
 преемников принадлежали Табниты и Эшмуназары, при которых государство
 опять достигло прежнего благосостояния и получило от одного из Птолемеев
 (?) Дору, Иоппию и Саронские поля. Под владычеством Селевкидов эллинизм
 в Сидоне сделал большие успехи, так что. Страбон мог указать на ученых
 сидонян - философов Боэфа и Диодота; он упоминает также о каком-то
 родоначальник атомизма Мохе, жившем до троянской войны. В римское время
 город пользовался самоуправлением, имел сенат и народное собрате,
 назывался навархией, метрополией и Colonia Aurelia. С III до Р. Хр.
 начинается автономная эра С.; появляется много серебряных и бронзовых
 тетрадрахм и дидрахм с финикийскими и греческими легендами, а при
 императорах - с латинскими, и с изображением, между прочим,
 покровительницы города Астарты. - Христианство проникло в С. еще в
 апостольские времена (Деян. XXVII, 3); епископ С. присутствовал на I
 викейском соборе. Арабам С. сдался в 637 году без сопротивления. Во
 время крестовых походов С. переходил из рук в руки, был неоднократно
 укрепляем и разоряем. В начале XVII в. при эмире друзов Фахреддине С.
 был гаванью Дамаска; его торговля (особенно шелком) процветала, город
 украшался и богател; покровительствовало ему и египетское правительство.
 В настоящее время возвышение Бейрута и засорение когда-то знаменитой
 гавани (вследствие того, что запиравшие ее с моря стены растасканы)
 привели к полному упадку С. Теперь в С. (Саиде) жителей около 15 т.; из
 них 10 т. мусульман. Христиане, некогда православные, давно уже перешли
 в унию. Латинская и протестантская пропаганды содержать здесь свои
 школы. С. гордится садами, которые далеко тянутся к С; разводятся и
 вывозятся апельсины, лимоны, абрикосы, бананы, миндаль. В этих садах
 открыты, в 1855 г., царские усыпальницы IV в. до Р. Хр. Гробницы,
 вырытые в господствующих над городом известковых горах, будучи
 повреждены ворами, вообще мало исследованы учеными.
  Сизальская пенька (Sizalhanf, Неnequen, Hennoquin) - волокно,
 получаемое из листьев нескольких видов растений Agave и Foureroya,
 разводимых в Мексике, особенно же в Юкатане. Разводят именно пять видов
 Agave angustifolia и два вида Foureroya cubensis, которые и в диком виде
 распространены по всей стране. Для получения волокна лист накалывается
 на колодку и обрабатывается углом деревянной вилки до тех пор, пока не
 будут удалены все мясистые его части, 0стающееся волокно сушится и
 белится на солнце. С. пенька идет преимущественно на канатные изделия,
 на простые ткани, употребляемые для обивки внутренней стороны товарных
 ящиков и т. п. Волокно это отличается чрезвычайной дешевизной и весьма
 малым удельным весом. Изготовленные из С. пеньки канатные изделия
 оказываются в холодном климате болей гибкими, нежели изделия из
 манильской или русской пеньки, вследствие чего пользуются широким
 распространением на североамериканских судах. Вообще главнейшим
 потребительным рынком для С. пеньки служат Соединенные Штаты Северной
 Америки, в Европе же она попадается в ничтожном количестве. Но за
 последние годы, когда вследствие смут на Филиппинских о-вах, предложение
 манильской пеньки сократилось, возрастают спрос и производство С.
 пеньки.
  Сизиф (Sisujoz, Sisyphys)- сын Эола; царствовал в построенном им
 городе Эфире (Коринфе) и был основателем истмийских игр. Как указывает
 самое его имя (sxsujoz одного корня с sojz, дорич. sojoz), С. был
 олицетворением мудрости, изобретательности, хитрости; этим же качествами
 отличаются его потомки (Главк, Беллерофонт, Одиссей), а жители
 основанного им города известны как предприимчивые мореплаватели и как
 хитрый, бойкий народ. Как идеал хитрости, С. представлен в следующем
 мифе. Зевс, рассердившись на С. за измену, послал к нему смерть, но С.
 заковал смерть в крепкие оковы, так что люди перестали умирать. Только
 вмешательством Аида (или Ареса) смерть была освобождена из оков и в свою
 очередь одолела С., который, однако, успел до смерти приказать жене
 оставить его без погребения и не совершать погребальных возлияний, в
 расчете, что ему будет разрешено вернуться на землю. Аид поддался на
 хитрость С., который мог быть вновь водворен в царство мертвых лишь при
 содействии Гермеса. В числе мучеников подземного царства древность
 называет С., который должен был вечно вкатывать на гору громадный
 камень: едва последний достигал вершины, кань невидимая сила снова
 устремляла его вниз, и снова начиналась та же бесцельная работа (Одисс.
 XI, 593-600). Преступление, за которое С. был присужден к такому
 наказанию, заключалось, по одним, в том, что он выдал людям тайны богов;
 по другим - в том, что он беспокоил Аттику разбойничьими набегами и
 убивал путников, давя их огромной каменной глыбой или сбрасывая их в
 море и т. д. В лице С., в связи с его посмертным наказанием, греческий
 миф" изобразил бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и
 тонкости ума перейти границы познаваемого; наказание С. есть наказание
 беспокойного ума, который, думая, что он вот-вот достиг предела своих
 стремлений, снова падает в бездну незнания. Гробницу С. показывали на
 Коринфском перешейке; храм его (гербон) находился в Коринфе.
  Н. О Сизоворонка или сизоворонка, ракша, сиворакша (Coracias garulla)
 - одна из красивейших европейских птиц, величиной с галку, по общей
 форме напоминающая ворону, откуда и название ее (также - сивкаворонка,
 зеленая ворона и пр.). Род С. отличается сильным, довольно длинным,
 прямым, на конце крючковатым клювом, более короткой, чем средний палец,
 плюсной, обрезанным хвостом и острыми крыльями, второе маховое перо
 которых длиннее остальных. Общая окраска европейского вида
 зеленовато-голубая, местами более светлая, местами переходящая в синюю.
 Маховые перья черные с голубыми наружными опахалами. Верхняя часть спины
 и шеи - серовато-бурые; уздечка черная; ноги темно-желтые. С. гнездится
 в южной и средней Европе, но залетает значительно дальние на С. В Сибири
 распространена до Алтая на В и до Омска на С. Зимует в Африке и южной
 Азии. Яйца кладутся в дупла или норы, выкапываемые самою птицей, при чем
 подстилкой служат беспорядочно сложенные стебли и листья трав. Кладка (в
 мае)- из 4 белых блестящих, почти шарообразных яиц. Питается С.
 преимущественно насекомыми; иногда нападает на мелких позвоночных. С.
 преследуются ради их мяса и красивых крыльев, идущих на украшение шляп.
  Сикомор - название древесных растений: Platanns occidentalis и Aser
 Pseudoplananus.
  Сикофанты (sucojata), Происхождение этого слова неясно; большинство
 греческих толкователей указывают на связь его с запретом вывозить из
 Аттики смоквы (osucon). Схолиаст к Аристофану рассказывает, что однажды
 во время голода в Аттике тайком были сорваны плоды на священных
 смоковницах и что при судебном расследовании этого дела лиц, которые
 могли указать виновных, назвали С. В период расцвета афинской демократии
 слово С. прибрело политическое значение: оно означало многочисленный
 класс профессиональных обвинителей, ябедников, сутяг, которые ради
 личной наживы заводили процессы, чтобы, запугав кого-либо судом,
 вынудить отступную плату или, в случае выигрыша процесса, получить часть
 отобранного по суду имущества. Афинское законодательство разрешало
 всякому желающему выступать обвинителем против нарушителей
 государственных законов, при чем за успешное обвинение обвинителю
 давалась в награду известная часть поступавшей в виде штрафа суммы или
 имущества, отнятого по суду у ответчика. Такое правило само в себе
 носило корни злоупотреблений, тем более, что народ с завистью относился
 к выдающимся государственным деятелям, ораторам, полководцам и вообще во
 всем богатым и влиятельным людям, которых главным образом и беспокоили
 С. тем более обвинений предъявлялось перед судом, тем более пеней
 поступало в распоряжение судей и казны. Вследствие этого к обвинителю в
 уголовном делу, как и к истцу- в частном, относились снисходительнее, и
 деятельность сикофанта стала доходной. Главным образом доставалось от С.
 богачам, которые вообще старались жить в ладах с ними. Когда Критон
 жаловался Сократу, что человеку, занимающемуся каким-либо делом, трудно
 жить в Афинах, так как постоянно есть риск быть привлеченным к суду,
 Сократ ответил, что как приходится держать собак, чтобы волки не трогали
 овец, точно так же следует иметь в своем распоряжении человека, который
 мог бы знанием. законов и судейской опытностью защищать против
 преследований С. Многие аттические писатели указывали на общественный
 вред сикофантии (Аристофан. Демосфен, Эсхин и др.); против ее был,
 наконец, издан закон, но она все-таки продолжала существовать, пока
 существовала демократ. С. играли на судах почти туже роль) как демагоги-
 в народных собраниях; служа орудием для осуществления целей демагогов,
 они составляли не лишенный силы элемент демократии; иногда класс
 сикофантов даже оправдывали, считая его необходимым в политических целях
 (Эсхиy, "Против. Тим.",
 § 20). Ср. Buchsenschutz, "Besitz nnd Erwerb im Griechischen Altertum" (Б.,
 1869); Meier and Schoеmаnn, "Der Attische Process", в обработки Липсиуса (Б.,
 1882-1886).
  Сикстинская капелла- одна из домовых церквей пап в их Ватиканском
 дворце, в Риме, знаменитая своей стенной и плафонной живописью.
 Построена в 1473 г., при папе Сиксте IV, от которого и происходит ее
 название. Архитектором ее был, как предполагают, Баччо Пинтели. Она
 представляет собой четырехугольную продолговатую залу (длинной в 401/2 д
 м., шириной в 14 м.), со сводчатым потолком. одной из ее коротких стен
 пригорожен алтарь, в другой находится главный вход; в той и другой
 длинных стенах проделано высоко от пола по шести окон. Мраморная
 балюстрада хорошего стиля разделяет капеллу на две части: на собственно
 церковь и на притвор. Низ стен оставлен без росписи; некогда он
 завешивался в торжественных случаях драгоценными, вытканными по картонам
 Рафаэля коврами (arrazi), хранящимися теперь в Ватиканском музее. Верх
 длинных стен украшен фресками, изображающими, справа от алтарной стены,
 события из земной жизни Спасителя, слева- эпизоды из жития Моисея. Эти
 фрески исполнены первостепенными итальянскими живописцами XIV стол.,
 Пинтуриккьо, Сандро Боттичелли, К. Россели, Л. Синьорелли, Д. Гирландайо
 и Перуджино. На пилястрах между окнами помещены портреты 28 пап, работы
 С. Боттичелли. Все пространство стены над алтарем занято колоссальной
 картиной Страшного Суда - поразительным по своему величию, смелости и
 мастерству произведением Микеланджело Буонарроти). Еще более
 замечательно в капелле другое создание Микеланджело - роспись ее
 потолка, в которой, по общему признанию, гениальность этого художника
 проявилась во всей полноте и силе.
  Сикхи - (на языке хинди "ученики") или сейки (неправильное
 произношение на английский лад, укоренившееся в нашей ежедневной
 печати)- одна из самых замечательных новейших индусских сект, основанная
 в начале XVI века религиозным реформатором Нанаком, через которого она
 восходит к учение Кабира, пытавшегося примирить индуизм с исламом.
 Религиозные учения С. впервые были изложены в так называемом Ади-Грантх
 (Adi Granth - "главная, основная книга"), составленном пятым преемником
 Нанака- гуру (учителем) Арджуном (1584-1606). Памятник этот не
 свидетельствует об особенно сильном вилянии ислама на религию С. Он
 проникнуть мистическим пантеизмом Веданты, осложненным доктриной о
 благодати (бхакти, bhakti) и требованием полного повиновения религиозным
 наставникам-главарям, так наз. гуру. От других памятников сектантской
 литературы Ади-Грантх отличается тем важным значением, которое в нем
 придается моральным наставлениям, простотой и спиритуалистическим
 характером культа, освобожденного от всякого следа идолопоклонства, и в
 особенности терпимостью по отношению к индусской мифологии, из которой в
 учение С. взято довольно много мифологических олицетворений,
 характеризующих позднейший индуизм. В конце концов С. пришли к обожанию
 личного божества, так что их учение можно назвать деизмом, более или
 менее смешанным с суеверием. К такому изменению необходимо должен был
 прийти индийский пантеизм, который мог быть религией небольшого кружка
 мистиков, но не обширной общины верующих. Не может быть, однако,
 сомнения и в том, что близость с мусульманским населением в
 северо-западных пограничных областях Индии имела свою долю влияния на
 умы и нравы С. От мусульман С. получили свой воинствующий фанатизм и
 учете о священной войне (мусульманский газават), совершенно чуждое
 индийскому мировоззрению, но получившее развитие (под тем же самым
 влиянием) у маратхов и некоторых раджпутов. Содержание Ади-Грантха-
 сборное: гуру Арджун собрал в нем поэтические произведения основателя
 секты и трех следовавших за ним гуру, прибавив к ним свои собственные, а
 также и большое число изречений и отрывков, принадлежащих Рамананду,
 Кабиру, маратхскому поэту Намдеву и другим авторам. Довольно много
 прибавлений сделал Говинд (1675-1708), десятый и последний гуру,
 составивший, кроме того, вторую священную книгу С.- "Грантх десятого
 царства". Эти две книги, написанные на архаическом пенджаби, называемом,
 по имени старинного алфавита (одна из форм деванагари), гурлукхи
 (Gnrn=учитель, mukha=ycтa), вместе с биографиями святых и гуру и
 несколькими ритуальными и дисциплинарными наказами, составляют всю
 священную литературу С. Первые адепты религии сикхов были навербованы
 среди земледельцев около Лагора и на южных берегах р. Сетледжа. В
 течение почти целого столетия С. оставалась чисто религиозной общиной
 безобидного пуританского характера. Так как Нанак не запрещал своим
 ученикам деятельную жизнь, то С., за немногими исключениями, были
 земледельцами, купцами, промышленниками. Запрещение детоубийства, широко
 практиковавшегося у западных индийских племен, и свободный прием в среду
 сектантов людей изо всех общественных слоев и религий скоро увеличили
 численность С. Огромное значение среди них имели их гуру, обладавшие
 неограниченной властью, непогрешимые в глазах своей паствы, посредники
 между ней и божеством и ее спасители. Верующие обязаны были слепым
 повиновением им; осмеливавшиеся соперничать с ними и возбуждать
 еретическое уклонение от их учений делались жертвой пламени, вместе со
 своими семьями. Хотя Нанак и говорит о себе с известной скромностью, но
 он несомненно верил в свое божественное призвание, что, в переводе на
 обычное понимание индуса, значило, что он считал себя одним из
 воплощений Хари (Hari="золотой", имя бога Вишну; наиболее
 употребительное обозначение верховного божества в "Грантхе". Для себя и
 учеников Нанак был богом, и все его преемники считались воплощениями
 божества; умирая, гуру передавал свою власть достойнейшему из своих
 учеников. Этот обряд передачи практиковался до пятого гуру Арджуна,
 составителя "Грантха", который объявил свою власть наследственной,
 первый окружил себя знаками царской власти и стал пользоваться своим
 влиянием в политическом смысле. Так, он просил за Хосру, мятежного сына
 императора Джахангира, но в том же году сам погиб в лагорских темницах
 (1606). Преследование со стороны магометанских императоров, постигшие с
 тех пор С., быстро придали общине С. военно-теократический строй. В
 царствование Ауренгзеба борьба С. с императорской властью возобновилась.
 Девятый гуру, Тег Багадур, был обезглавлен в Дели (1675). Его сын Говинд
 Сингх, правление которого прошло в непрерывной войне, закончил
 преобразование секты, получившей теперь арабское имя Хальса (Khalsа), т.
 е. "собственность, удел" (Бога). При нем устранено было из общины всякое
 общественное неравенство; каждый член ее получил аристократическое
 прозвище Сингх (санскр. Simha=лев). Даже одежда С. была приведена к
 одинаковой для всех форм. за исключением культа коровы, все,
 напоминавшие обычаи и обряды индуизма, было изгнано Говиндом, хотя сам
 он был далеко не чужд им и даже принес в жертву богине Дурге одного из
 своих последователей. Сношения с неверующими, не принадлежащими к
 хальсе, строжайше запрещалась. С. не должен был даже отвечать на поклон
 индуса; мусульманина он должен был убивать без пощады, где бы с ним ни
 встретился. Принято в члены Хальсы совершалось пятью посвященными; с
 момента посвящения прозелит становился воином, постоянным занятием
 которого являлась священная война. Он должен был всегда ходить
 вооруженным или по крайней мере носить на себе что-нибудь стальное. Даже
 божество С. получило имя Сарва Логанти (Sarba Lohanti)="все из железа",
 при чем иконоборческая религия С. получила некоторый оттенок фетишизма.
 Воины С. стали обращать свои молитвы к мечу; "Грантх" тоже сделался
 предметом известного культа. В неравной борьбе с могучей империей
 Ауренгзеба С. должны были уступить силе. Говинд Сингх, преследуемый как
 зверь в течение тридцатилетней борьбы, растерял своих приверженцев,
 уцелевшая часть которых скрылась в горах, и должен был принять пост
 начальника отряда в императорской армии. Он погиб в 1708 г. от руки
 авганца-убийцы. Реформы его не были приняты всеми С. и в конце жизни он
 вероятно понял, что с этих пор личный авторитет гуру скорее мог бы
 привести к расколу, чем к соединению. Этому следует приписать, что, не
 смотря на усиленный просьбы назначить преемника, он объявил сан гуру
 уничтоженным и признал, что будущим гуру С. должен быть "Грантх". После
 смерти Говинда управление хальсой перешло в руки одного аскета по имени
 Банда. Под начальством этого свирепого вождя, сикхи три раза делали
 набеги на своих врагов мусульман, сопровождая их зверствами и резней,
 редко виданными даже в Индии. Вскоре после последнего своего вторжения
 войска С. были почти уничтожены полководцами императора Фарокшира, сам
 Банда взят в плен и отвезен в Дели. В течение семи дней он должен был
 присутствовать при мучениях 740 своих товарищей, бестрепетно шедших на
 смерть; его сын был убит на его глазах, а сердце последнего было вырвано
 палачом и брошено в лицо отцу. После этой нравственной пытки Банда сам
 испустил дух в мучениях, разорванный на куски до красна распаленными
 щипцами, при чем он не переставал славить Бога, что тот выбрал его

<< Пред.           стр. 933 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу