<< Пред.           стр. 935 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили
 в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других
 художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую
 рисовальщицу сцен детской и народной жизни.
  А. С-в Сильвестр - священник московского Благовещенского собора,
 политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам
 неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541
 г., когда он, будто бы, ходатайствовал об освобождении князя Владимира
 Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других
 источников, и появление С. в Москве с большим основанием можно отнести к
 промежутку времени между 1543 и 1547 гг. : он или был вызван из
 Новгорода митр. Макарием, знавшим его как человека книжного и
 благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой
 постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил
 появление С. в Москве кн. Курбский: увлеченный библейским образом
 пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину
 исправления молодого царя под влиянием С. еще более усилил краски своим
 риторизмом Карамзин, изобразив С. являющимся перед Иоанном в момент
 московского пожара 1547 г. "с подъятым, угрожающим перстом" и с
 пламенной обличительной речью. В этой речи С., по словам Курбского,
 указывал Иоанну на какие-то "чудеса и аки-бы явления от Бога", при чем
 Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные або так
 ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов
 умыслил был себе сие". К подобному "благокознению" С. прибег, по
 объяснению Курбского, с тою же целью, с какой отцы иногда стараются
 подействовать на своих детей "мечтательными страхами". Каковы были
 чудеса, о которых рассказывал С., мы не знаем, но что это педагогическое
 средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн,
 упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах". Д. П. Голохвастов и
 арх. Леонид полагают, что указанными "страшилами" могли быть те примеры
 из библейской, византийской и русской истории, которые приведены в
 послании С. к Иоанну, находящемся в так наз. Сильвестровском сборнике.
 Как бы то ни было, влияние С. на молодого царя началось с 1547 г.
 Духовником царя С. не был, так как за время его близости к царю эту
 должность занимали другие лица; официального участия в церковных и
 государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна С. не принимал;
 воздействие его было неофициальное, через других, выдающихся по своему
 положению людей. Благодаря его связям, оно могло быть сильным: не даром
 же и для Иоанна, и для Курбского С., на ряду с Адашевым, являлся
 передовым вождем "избранной рады". В 1553 г. начинается "остуда" царя к
 С., из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в
 1560 г. С. окончательно удаляется от двора, так как царь уже вполне
 утвердился в подозрении, что бояре "подобно Ироду, грудного младенца
 хотели погубить, смертью света сего лишить, и воцарить вместо его
 чужаго". Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы
 Анастасии, происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей
 С. постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где
 и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей "Истории",
 что С. был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не
 подтверждается другими источниками. Год смерти С. неизвестен:
 Голохвастов принимает дату 1566 г., но прочных оснований для ее не
 указывает. Умер С. в Кирилловом монастыре, а не в Соловках, судя по
 тому, что его "рухлядь" пошла на помин его души именно в Кириллов
 монастыре, После С. в этих двух монастырях остались некоторые рукописи,
 пожертвованные им еще до опалы. Такого рода пожертвования подтверждают
 известие о любви С. к просвещению. Из собственных его сочинений известны
 два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому, одно -
 разъясняющее ему обязанности царского наместника, а другое -
 утешительное после опалы, а также упомянутое выше послание к царю,
 отличающееся яркостью образов и энергией увещания. Важнейшим трудом С.
 Следует признать редакцию "Домостроя". В этом замечательном памятнике
 литературы XVI века несомненно С. принадлежит 64-я глава, "Послание и
 наказание от отца к сыну", называемая "Малым Домостроем" и отличающаяся
 преимущественно практическим характером, С. старается внушить своему
 сыну житейскую мудрость, доходя в этом отношении иногда до крайности.
 Это было причиной весьма сурового отзыва Соловьева, указавшего, что все
 христианские добродетели понимаются С. с точки зрения материальной
 пользы и в его советах сквозит человекоугодничество, которое не может
 быть осуществлено без сделок с совестью. Что касается предшествующих
 глав "Домостроя", то они вероятно, не были собственным произведением С.,
 а явились результатом постепенного накопления правил, касавшихся
 обязанностей религиозных и семейно-общественных, а также домашнего
 хозяйства. По мнению проф. Некрасова, "Домострой" сложился в Новгороде и
 изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские
 возражения со стороны г. Михайлова, который указал в "Домострое" много
 черт чисто московских, а те особенности, которые признавались г.
 Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной степени и в
 московском быту. Такое же разногласие существует и относительно редакций
 "Домостроя": г. Некрасов признает древнейшей редакцией список общества
 истории и древностей, а список Коншинский считает московской
 (принадлежащий С.) переделкой памятника; г. Михайлов считает
 первоначальной (принадлежащий С.) редакцией Коншинский список, как
 представляющий большую стройность и внешнюю, и внутреннюю, чем список
 общества, который является в некоторых частях не совсем умелой
 компиляцией. Во всяком случае участие С. в составлении "Домостроя" не
 отвергается исследователями, но вопрос о степени этого участия еще
 нельзя считать окончательно решенным; указания г. Михайлова на
 сравнительную древность редакций памятника более обоснованы, чем
 заключения г. Некрасова, но требуют еще дальнейшей разработки. Не решен
 также вопрос, как понимать "Домострой": есть ли это идеал, к которому
 стремилась русская жизнь XVI в., или прямое отражены действительности?
 Из источников "Домостроя" многие указаны г. Некрасовым: это - Св.
 Писание, творения отцов церкви, "Стослов" Геннадия и др. Г. Некрасовым
 рассмотрены также и аналогичные "Домострою" произведения литератур
 западных и восточных; но в сущности такие сравнения, указывая на
 сходство или различие отдельных черт, ничего не дают для объяснения
 происхождения самого памятника. Тоже надо сказать и о попытке г.
 Бракенгеймера провести параллель между нашим "Домостроем" а одним
 византийским литературным произведением. По содержанию "Домострой"
 делится на три части: 1) "о строении духовном"; здесь излагаются правила
 религиозного характера, рисуется аскетический идеал "праведного жития";
 наставлении регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что
 указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) "о строении мирском"
 - ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами, в этих
 правилах отражается грубость нравов, развившаяся у нас под влиянием
 татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плетка по отношению к
 жене и сокрушение ребер младенцев, как воспитательное средство, совсем
 де были чужды и западноевропейским нравам; 3) "о строении домовитом" -
 множество мелочных наставлений по части домашней экономии. - См.
 Голохвастов и арх. Леонид, "Благовещенский иерей С. и его писания" (М.,
 1874); еп. Сергий (Соколов), "Московский благовещенский священник С.,
 как государственный деятель" (М., 1891); "Сборник госуд. знати", т. II
 (статья Замысловского, СПб., 1875); Некрасов. "Опыт
 историко-литературного исследования о происхождении древнерусского
 "Домостроя" (М., 1873); "Журн. Мин. Нар. Просв. ", т. 261, 262, 263 и
 270 статьи г. Михайлова и ответ г. Некрасова); Бракенгеймер, " В
 сравнении с русским Домостроем" (Одесса, 1893); Ключевский, "Два
 воспитания" ("Рус. Мысль", 1893). Издания Домостроя - 1849 т. в
 "Временнике" Моск. Общ. Ист. и Древн. (Голохвастова), 1867 г. (Яковлева,
 СПб.) и 1887 (Одесса). Послания С. изданы Н. И. Барсовым в "Христ. Чт.",
 1871 г. Важна также статья И. Н. Жданова, "Материалы для истории
 Стоглавого собора" ("Журнал Мин. Народн. Пр.", 1876).
  А. Бороздин.
  Симбиоз- термин неодинаково понимаемый учеными: одни понимают под С.
 явление сожительства между 2 и более организмами без взаимного вреда и
 противопоставляют ему паразитизм, как такую форму сожительства, когда
 один организм живет на счет другого. По другим ученым. С. называется
 всякое сожительство двух или большего количества организмов, при чем
 принципы, на коих построено сожительство, могут быть различны. Наиболее
 известную и самую тесную форму С. представляет паразитизм , при коем
 один организм питается на счет другого, как это делает и хищник, но
 жертва или хозяин" при этом не погибает сразу, ибо потеря, причиняемая
 ему паразитом, является сравнительно незначительной, а продолжает жить
 иногда даже без особого ущерба для долговечности. Другая форма С. -
 комменсализм . Комменсалист получает от своего сожителя излишек пищи и
 не вредит его органам. Наконец, некоторые (Ван Бенеден) принимают еще
 одну форму С. - мутуализм (Raumparasitismus Клебса), выражающуюся в том,
 что один организм помещается на другом, не будучи ни паразитом, ни
 комменсалистом, но получает помещение, защиту, а иногда и сам оказывает
 услуги своему сожителю. Надо заметить, что в природе все эти явления
 разграничить одно от другого почти невозможно, и иногда возникают такие
 формы сожительства, которые не могут быть строго определены. Отношение
 хозяина во всех этих случаях может быть различно. В случае паразитизма
 хозяин получает несомненный ущерб и при заражении паразитами важных
 органов может последовать смерть. При комменсализме хозяин может
 относиться индифферентно к комменсалистам, но легко может случиться, что
 последние будут брать не только излишек добычи хозяина, но и то, что
 нужно ему самому. Наконец, иногда как в случае комменсализма, так и
 мутуализма, оба организма могут оказывать друг другу обоюдные услуги.
 Симбиотические отношения могут устанавливаться как между растительными
 организмами или между животными, так между животным с одной стороны и
 растением с другой.
  С. у животных выражается в форме паразитизма , коменсализма и
 мутуализма. К числу мутуалистов относят родственных вшам власоедов и
 пухоедов, питающихся, однако, не кровью хозяина, как вши, а ороговелыми
 клетками волос, перьев и кожи и может быть до известной степени ему
 полезных уничтожением перхоти. Другой пример мутуализма представляет
 пиявка (Histriobdella), живущая на брюшке омара и истребляющая, по Ван
 Бенедену, только погибшие и загнивающие яйца, которые омар, как и наш
 рак, носит прикрепленными к брюшку. Удаление таких яиц, конечно,
 существенно полезно для развития прочих, свежих. Однако, случаев чистого
 мутуализма очень немного и вообще само деление сожителей на
 комменсалистов и мутуалистов принимается не всеми и разграничить эти
 явления часто невозможно. Случаи комменсализма наблюдаются во всех типах
 и в большинстве классов животного царства. Стебельчатые инфузории иногда
 массами поселяются на рачках. Вообще ракообразные служат часто седалищем
 для губок, гидроидных колоний, актиний и др. Вероятно, все эти животные
 извлекают некоторую выгоду из этого сожительства. Особенно характерно
 сожительство актинии Sagartia parasitica с ракомотшельником. Она
 поселяется всегда на раковине моллюска, обитаемой этим раком. Актиния
 пользуется раком-отшельником, как способом передвижения, и благодаря ему
 она перемещается в новые области, богатые пищевыми средствами. С другой
 стороны, актиния поражает добычу стрекательными аппаратами своих длинных
 щупалец и часть парализованной добычи попадает и раку-отшельнику. В
 раковине европейских раков отшельников поселяется еще третий сожитель -
 кольчатый червь из р. Nereis, который пользуется остатками стола рака.
 Панцирь одного краба (Dromia vulgaris) обрастается губкой (Suberites
 domuncula), при чем краб в случае поспешного бегства может сбрасывать
 эту губку. Другие губки сожительствуют с полипами: так на обыкновенной,
 употребляемой для мытья губки (Euspongia officinalis) живет полипчик
 Spongicola fistularis, а в губке Euplectella aspergillum, замечательной
 своим кремневым скелетом, внутри в ее полости, рачок Aega spongophila.
 Вообще губки обитаемы часто рачками, червями и др. животными. Медузы
 поражают обыкновенно добычу своими стрекательными аппаратами и часто
 проглатывают рыбок,однако, некоторые рыбки находить себе безопасный
 приют между щупальцами медуз; напр. рыбка Caranx trachurus держится
 между щупалец медузы Cassiopea borbonica. В полости медузы Aurelia живет
 маленькая морская звезда из офиур (р. Ophiotrix), а в медузе Cyanea
 arctica, по Агассису, живет окрашенная в тот же цвет актиния Bicidium
 parasiticum. Не редки случаи сожительства у иглокожих, а именно у
 голотурий, в их дыхательных органах (водные легкие), живет угревидная
 рыбка Fierasfer, но она иногда прорывает эти органы и помещается в
 полости тела голотурий. На морских звездах (Astropecten aurantiacus)
 живет червь Polynoe и на другой звезде (Archaster typicus) моллюск
 (Eulima). Некоторые моллюски дают прибежище ракам. Так, гигантская
 Tridacna дает приют крабу Ostracotheres tridacnae, а жемчужница другому
 раку (Conchydotes meleagrinae). В жаберной полости асцидии мы находим
 весьма многочисленных рачков из веслоногих (Copepoda), тогда как плотный
 клетчатковый покров этих животных также дает приют некоторым животным.
 Примеры сожительства находим и между позвоночными. Так в жаберной
 полости бразильского сома (Platystoma) живет маленькая рыбка Stegophilas
 insidiatus, которую долгое время принимали за молодь этого сома, ибо
 есть рыбы, которые дают приют своей молоди в жаберной полости. Живущие в
 море позвоночные могут давать помещение многим мелким обитателям.
 Однако, во многих случаях сожительство это приближается к паразитизму.
 Так, на коже китов живут сидячие усоногие рачки (Coronula, Balanus и
 др.), при чем для каждого вида китов характерны свои сожители и притом
 каждый сожитель имеет свои излюбленные места тела. Однако, присутствие
 этих рачков вызывает болезненные процессы в коже кита, хотя питаются они
 не за счет кита. В кишечнике животных (в рубце) и в лошади (в слепой
 кишке) встречаются иногда в очень большом количестве паразитические
 инфузории различных семейств, не причиняющие им особого вреда и, по
 мнению некоторых (Эберлейн), эти инфузории даже содействуют усвоению
 пищи, именно клетчатки, переводя ее в удобоусвояемые соединения. Оба эти
 случая стоят, однако, уже на границе с паразитизмом, и мы знаем
 родственных усоногим ракообразных, которые впиваются в хозяина особыми
 отростками и питаются на счет его, как знаем и заведомо паразитических и
 иногда вредных инфузорий. Эти примеры показывают, что некоторые случаи
 паразитизма могут быть рассматриваемы как видоизменение безвредного
 вначале сожительства. Как особую форму сожительства надо отметить
 присутствие в гнездах общественных насекомых, как муравьев, целого ряда
 других животных, носящий общее название мирмекофилов. Ср. Van Beneden,
 "Les commensaux et les Parasites dans ie regne animal" (П., 1875);
 Hertwig, "Die Symbiose oder genossenschaftliches Leben der Tierea (иена,
 1883); Bouvier, ":J. a chlorophyle animale etc." ("Bull. Soc. Philom.",
 сер. V, 1898).
  В. Шимкевич.
  С. в растительном царстве.- Проявления С. в растительном царстве
 можно разделить на три группы: 1) С. растений с животными организмами. В
 этом С. участвуют с одной стороны зеленые водоросли (Chlorella), желтые
 водоросли (Zooxantnella) или печеночные мхи (Musci hepaticae), с другой
 - инфузории, радиоларии, иглокожие, губки, мшанки и черви. Самый
 интересный случай С. этой группы можно проследить у полипа Hydra
 viridis, весьма обыкновенного в пресных водах; вся внутренняя полость
 этого полипа покрыта сплошным слоем зеленых водорослей, размножающихся
 по мере развития гидры. Водоросль (Chlorella vulgaris) составляет с
 гидрой настоящей агрегат и передается по наследству всем поколениям
 организма, так как клетки водоросли находятся также в яйцах гидры. С.
 проявляется здесь с очевидностью, если сохранять зеленую гидру в
 фильтрованной воде: благодаря водорослям она может продолжать свое
 развитие без помехи и остановки, между тем как другие гидры, лишенные
 водорослей (Hydra fusca), гибнут в скором времени в этой воде от
 недостатка пищи. Водоросль доставляет гидре необходимый углерод,
 добываемый из угольной кислоты воздуха при помощи хлорофилла. Что же
 касается выгоды, извлекаемой водорослей от С., то она выражается, прежде
 всего, в приюте, доставляемом ей во внутренней полости организма гидры.
 Кроме этого тут вероятно происходит также обмен питательных веществ и в
 пользу гидры. Водоросль, состоящую в С. с гидрой, находят также весьма
 часто живущей самостоятельно в пресной воде; неделимые, извлеченные из
 тела гидры, удалось также культивировать в воде. Тогда как в только что
 описанном случае животный организм служит, так сказать, убежищем для
 водоросли, живущей с ним в С., можно также указать на другие симбиозы,
 где, напротив, растение служит убежищем для животного организма.
 Подобный С. мы видим у некоторых печеночных мхов, обретающих в своих
 тканях известные лучистые Callidina symbiotica, С. Leitgebii. 2) С.
 споровых растений между собой - происходит при участии водорослей, с
 одной стороны, водорослей, печеночных мхов и грибов с другой стороны. В
 этой группе особенно замечателен С. водорослей с грибами. Из тесного
 соединения этих двух элементов составляются весьма характерные
 организмы, приобретающие особые морфологические и физиологические
 признаки. Эти организмы известны под названием лишайников - Luchenes.
 Прежде лишайники рассматривались как самостоятельные организмы,
 происхождение которых, равно как и отношения к другим группам растений,
 оставались загадочными. В настоящее время, благодаря работам различных
 ученых, между которыми особенно выдается Швенденер, симбиотическое
 происхождение лишайников сделалось очевидным, так как удалось
 изолировать водоросль и гриб, составляющие лишайник, и культивировать их
 отдельно. Степень влияния С. на оба организма различна, так как
 водоросль без гриба продолжает свое развитие и часто встречается
 самостоятельно в природе, между тем как гриб, участвующий в симбиозе, в
 большинстве случаев, теряет способность жить без участия водоросли. Не
 смотря, однако, на явное симбиотическое происхождение лишайников, их
 все-таки в систематике придется оставить в отдельной группе, в виду тех
 морфологических особенностей, которые ими приобретены вследствие С. и
 приспособления к окружающей среде. Некоторые водоросли живут в С. с
 печеночными мхами; напр. Nostoc lichenoides на нижней поверхности
 таллуса некоторых Anthoceros; Trentepohlia endophytica в клетках
 Jungermannia. Многочисленные водоросли живут в С. с другими водорослями;
 напр. Streblonemopsis irritans образует галлы на Cystosira opuntioides;
 Periplegmatium gracile живет в нитях Cladophora fracta. 3) С. споровых с
 высшими растениями, в котором участвуют водоросли или грибы. Водоросли,
 входящие в С. с высшими растениями, принадлежат к отделу ностоковых
 (Nostocaceae). 0ни помещаются в большом количестве либо в самих клетках
 паренхимы, как например Scytonema Gunnerae в корневище и стебле Gunnera,
 либо на поверхности ткани в различных складках и выемках, как Anabaena
 Azollae на листьях Azolla Caroliniana или Anabaena Cycadearum в корнях
 различных Cycas. С. грибов с высшими растениями играет весьма важную
 роль в природе. Гифы грибов помещаются либо на поверхности корней, либо
 в эпидермических клетках корней, образуя так называемые микоризы
 (Муcorrhiza), то есть соединение корней с гифами. Внешние микоризы
 представляются в виде плотного чехла из густо сплетенных гиф,
 окружающего корни и срастающегося с их эпидермой. Роль их заключается в
 простой передаче корням тех органических веществ, которые извлекаются
 гифами из перегнойной почвы. Все хвойные деревья и большинство
 лиственных пород снабжены такими микоризами. при нормальных условиях
 проростания. Узнать присутствие внешней микоризы с достоверностью можно
 конечно только при помощи микроскопа, хотя и простым глазом можно
 отметить у корней с микоризами некоторые особенности, состояния в
 отсутствии волос и в характерном разветвлении на подобие кораллов.
 Многочисленные опыты показали несомненное влияние микориз на развитие

<< Пред.           стр. 935 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу