<< Пред.           стр. 937 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 болгарских войск, и если бы не внезапная, загадочная смерть С. (думают,
 что он отравлен греческим наемником), то на Византию мог бы обрушиться
 решительный удар. Чтобы не стоять ниже византийского императора, С.
 принял титул цезаря (царя), а чтобы предохранить своих подданных от
 вымогательств византийского духовенства, сделал свою столицу Преслав
 резиденцией патриарха. При нем болгарская литература переживала свой
 золотой век и имела важное историческое значение. Ни одна из западных
 литератур не представляет в столь отдаленную эпоху такого громадного
 запаса заимствованных от греков сочинений библейского, богослужебного и
 богословского содержания. Кроме того, болгары переводили с греческого
 так назыв. апокрифы, распространившиеся в средние века по всей Европе и
 у нас в России под именем "болгарских басен". Они прежде всех сделали из
 древне церковно-славянского языка язык литературный, а их произведения,
 распространявшиеся среди всех православных славян, содействовали
 оживлению национальных литератур. Из писателей Симеонова века известны:
 Иоанн, экзарх болгарский, который перевел "Шестоднев" Василия Великого,
 и черноризец Храбр, оставивший важное сказание: "О письменех". Сам С.
 также, по преданию, не был чужд литературе, но из его произведений
 ничего не дошло до нас. С именем его связан лишь известный "Изборник С."
 - свод статей различного содержания, переписанный впоследствии для
 Святослава, великого князя киевского (1073-1076), известный теперь под
 именем "изборника Святослава" и хранящийся в Имп. публичной библиотеке.
 
  Литература. Богатейший материал для характеристики С. и его отношений
 к грекам заключается в письмах к нему патриарха Николая Мистика (у
 Migne, "Patrologiae carsus completus" т. 101), в открытой директором
 афинской библиотеки И. Сакеллионом его переписке с посланником
 императора Льва Мудрого, Львом Магистром, и с Романом Лакапином
 (Deltxon, 1886 г.) и в слове неизвестного автора: "Boulgarwn sumbasei
 изданном Проф. О. И. Успенским в "Известиях Новороссийского
 Университета" за 1895 г. Этот материал отчасти разработан болгарским
 ученым Н. Златарским ("Сборник за народни умотворения, наука и
 книжнина", София, 1895 г., т. IX, X, XI). С историко-литературной
 стороны время С. рассмотрено в соч. Палаузова: "Век болгарского царя
 С.".
  В. К-ов.
  Симеон Новый Богослов - препод., писатель, родился в пафлагонском
 селении Галате от знатных и богатых родителей, воспитание получил при
 константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и
 Константина. Двадцати лет С. оставил двор и поступил в Студийскую
 обитель, где предался строгому подвижничеству под руководством старца
 этой обители, С. Благоговейного. По совету последнего С. перешел в
 обитель св. Мамонта, где, по смерти настоятеля, избран был игуменом и
 посвящен в сан пресвитера. С. ежегодно праздновал память своего
 наставника С. Благоговейного, составил в честь его похвальные слова,
 песни и каноны, написал и икону его. Патриарх Серп и, услышав об этом,
 одобрил С., но Стефан, митрополит никомидийский, а с ним и некоторые из
 приходских иереев и мирян восстали против этого обычая, находя его
 противным порядкам церкви и соблазнительным. Для успокоения умов и
 удовлетворения Стефана патриарх с синодом решили удалить С. из
 Константинополя. С. поселился в местности, принадлежавшей его ученику и
 почитателю, патрицию Христофору Фагуру. Здесь С. устроил обитель, прожил
 в ней 13 лет и скончался мирно в 1032 г. Память С. 12 марта и 12 окт. С.
 замечателен преимущественно как богослов-проповедник; отличительная
 черта его богословствования - приложение теоретического христианского
 учения к христианской жизни. Из сочинений С. на славянском и русском
 языках изданы весьма немногие. В "Добротолюбии" напечатаны: "Главы
 деятельные и богословские" (числом 152; в русском переводе напечатаны в
 "Христ. Чтении", 1823 под заглав.: "Сто пятьдесят две деятельные и
 богословские главы"), "Слово о вере" (русский перевод в "Христ. Чтении",
 1821) и "Слово о трех образах молитвы". В 1852 г. в Москве напечатано в
 славянском переводе 12 "Слов" С., взятые из числа 35; эти 12 "Слов"
 переведены на русский язык после тщательного сличения с греческой
 рукописью, находящейся в моcк. синодальной библиотеке (М., 1869). Другие
 сочинения С. (девяносто два "слова", "Деятельные и богословские главы" и
 "Подвижническое слове старца С. Благоговейного") переведены с
 новогреческого епископом Феофаном ("Слова реп. С. Нового Богослова", М.,
 1879 и 1882; 2 изд., 1890 - 92). "Слова" С. отличаются простотой и
 сердечностью; он наставляет, внушает, умиляет; современники его,
 привыкшие к искусственному красноречию, находили его "слова" ненаучными
 и неритмичными. Церковь наименовала С. новым богословом, находя в его
 произведениях сходство с произведениями Григория Богослова: и тот, и
 другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия.
 С. считается основателем того учения о небесном озарении души верующего,
 которое впоследствии привело к спору паламитов и варлаамитов. В
 славянских молитвенниках печатается Симеонова молитва перед приобщением
 св. Таин. Сочинениями С. нередко свидетельствуется препод. Нил Сорский
 ("якоже Симеон новый Богослов повелевает"; "яко-же рече св. Сумеон").
 Жизнь С. подробно описал ученик его Никита Стифат. См. епископ Феофан,
 "Жизнь препод. С. Нового Богослова" ("Душепол. Чтение", 1877, февраль);
 А. Лебедев, "Византийская образованность вообще, богословская наука и
 литература в частности" ("Чтения в общ. любителей духовного
 просвещения", 1877, ч. II); его же, "О направлениях в
 религиозно-умственной жизни. Очерки из истории восточной церкви IX, Х и
 XI вв." (ib., 1878, ч. 1).
  Симонов мужской ставропигиальный 1-го класса монастырь - в Москве.
 Основан ок. 1370 г. племянником и учеником преп. Сергия Радонежского,
 св. Феодором, первым архиепископом ростовским, на том месте, где теперь
 церковь Рождества Богородицы на Старом С. В 1379 г. монастырь был
 перенесен на новое место, но старосимоновская обитель продолжала
 существовать до конца XVIII в., оставаясь подчиненной Ново-Симоновскому
 монастырю. В течение XV и XVI в. С. монастырь играл роль довольно
 сильной крепости и одновременно с Москвой подвергался вражеским
 нападениям. В 1771 г., вследствие моровой язвы, совершенно опустел и в
 1788 г. упразднен, с обращением в госпиталь; восстановлен лишь в 1812 г.
 Монастырь имеет значительные собрания церковных древностей, старинных
 книг и рукописей; в прежнее время он служил усыпальницей великих князей
 и царей. См. Пассек, "Историческое описание московского С. монастыря"
 (М., 1843); И. Токмаков. "Историческое и археологическое описание
 московского ставропигиального С. мон-ря" (вып. 1 и II, М., 1892-96).
  В. Р-в.
  Симптом (медиц.) - так назыв. признаки, по которым распознается
 болезнь, т. е. совокупность как изменений в самом организме (объективные
 С.), так ощущений больного (субъективные С.), указывающих на характер
 болезни. Учение о С. болезни или семиотика составляет основу
 диагностики.
  Симулятивные или притворные болезни - так наз. мнимые болезни или
 ложно ощущаемые больным вследствие душевного расстройства, или
 причиненные искусственно, для получения каких-либо выгод, напр. Для
 освобождения от воинской повинности, или для отсрочки судебного
 разбирательства и т.п. Первые входят в состав учения о душевных
 болезнях; вторые отличаются чрезвычайным разнообразием и представляют
 значительные затруднения для диагностики. Судебным и полицейским врачам
 приходится нередко предпринимать продолжительные и сложные исследования,
 чтобы отличить настоящее заболевание от притворного и искусственно
 вызванного. Ср. Heller, "Simulationen und ihre Behandlung" (1890);
 Bufchard, "Praktische Diagnistik der Simulationen von Gefuhlslahmung,
 Schwerhorigkeit und Schwachsichtigkeit" (1891); Frohlich, "Vortauschung
 von Krankheiten" (1895).
  Симферополь - губ. гор. Таврической губ., при р. Салгире; станция
 жел. дор. Жит. (по переписи 1897 г.) 48821 (26934 мжч. и 21887 жнщ.).
 Население в племенном отношении пестрое; больше всего русских, татар и
 армян. Строений к 1899 г. числилось 3573, церквей правосл. 8 и кроме
 того 14 домовых, иноверческих- 4, синагог 2, мечетей 12. Учебных
 заведений 48, в том числе: муж. и женск, гимназии, духовн. семинария,
 жен. духов, учил., татарская учительская семинарии, шк. садоводства
 II-го разряда и 42 низших учебн. зав., в которых обучалось в 1899 г.
 1236 мал. и 1034 дев. Городских доходов (в 1898 г.) 269611 р., расходов
 столько же, в том числе на народное образов. 25790 р., медицину 14410
 р., ветеринарию 3347 р. Общественная библиотека (завещанная городу
 Тумановым) и небольшая коллекция древностей, состоящая в ведении архива.
 ком.; небольшая библиотека "Таурика", в которой предположено собрать
 все, что писалось о Крыме со времени завоевания его русскими. Общ.
 взаимн. кредита (оборота за 1895 г.180328 р.), отд. азов.-дон. ком.
 банка, агент, бессараб. банка. Фабр. и зав. 21, в том числе 4 паровые
 мельницы, 2 конфетных и 1 консервный завод. В окрестностях города
 несколько садов, в том числе казенный, принадлежавший прежде кн.
 Воронцову, в котором помещаются теперь училище садоводства.
  К. В.
 
  История. С., как место поселения, относится к числу древнейших; по
 Страбону, еще скифский царь Скилур построил на его месте Неаполис,
 остатки которого открыты раскопками; самые последние сведения о нем
 относятся к началу III ст. по Р. Х. В татарский период он назывался
 Керменчик (малая крепость), обратившийся после 1779 г. в село того же
 названия. Около начала XVI ст. основалось по близости
 Неаполиса-Керменчива татарское поселение, под назв. Ак-Мечет (белая
 мечеть), которое скоро обратилось в город и в тоже время служило
 передовым укреплением Бахчисарая против беев, в виду чего в Акмечети жил
 калга-султанпервое лицо после хана в наследник престола. Акмечеть
 расположена была частью на горе, частью внизу под Керменчиком. После
 присоединения Крыма к России, по камеральному описанию 1803 г., в
 Акмечети в 1783 г. было 815 душ. а в 1803- не более 1000 (русских- 360).
 В 1784 г. сюда было переведено из Карасубазара управление Крымом, и
 город, ставший центром Таврической области, получил название
 Симферополь, название Акмечеть осталось за татарской частью города.
 Тогда же был возведен ряд укреплений. В 1787 г. С. был объявлен
 губернским городом; но по смерти имп. Екатерины II не только
 прекратилось развитие С., но уничтожено было и само его имя. В 1802 г.
 была вновь открыта Таврическая губерния, а вместе с тем и губернский
 город вновь получил название С. В 1836 г. в нем было 6987, в 1864 г.-
 17061, в 1887 г.- жителей 38096. Быстрое развитие города началось после
 Севастопольской кампании. Самостоятельная таврическая епархия в С. была
 открыта в 1859 г. В самом городе и его окрестностях очень много богатых
 археологическими предметами курганов, которые уже несколько десятков лет
 раскапываются членами археологических обществ и местными
 исследователями.- См. Г. И. Тимошевский, "Краткий очерк истории С. "
 ("Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии",
 Симферополь, 1890).
  В. Р-в.
  Симфония (греч. созвучие)- название оркестрового сочинения в
 нескольких частях. С. - самая обширная форма в области концертной
 оркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой
 . С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в сонате, С.
 имеет обыкновенно четыре части: первая часть, в скором движении, пишется
 в сонатной форме; вторая, в медленном движении, пишется в форме рондо ,
 реже в форме сонаты; третья- скерцо или менуэт- в форме песни с трио, т.
 е. коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержанием
 и повторения первого коленного склада; четвертая часть, в скором
 движении- в сонатной форме или в большой форме рондо. В виду того, что
 С. рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире
 и подробнее, чем напр. в обыкновенной фортепьянной сонате, так как в С.
 надо выдвинуть разные оркестровые группы. С. представляет двоякий
 интерес: чисто музыкальный, в смысле творчества и формы, и оркестровый
 симфонический, в смысле колорита, т. е. разных звуковых красок,
 получаемых от соединения одного инструмента с другим, от соединения
 инструментальной группы одного характера с инструментальной группой
 другого характера. Прототипом С. может считаться итальянская увертюра,
 сложившаяся при Скарлатти (1650-1725), называвшаяся С. и состоявшая из
 allegro, аndante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны
 предшественницей С. была оркестровая соната, состоявшая из нескольких
 частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же
 тональности. В С. только первая и последняя части имеют туже
 тональность, а средние пишутся в тональностях сродных с главной, которой
 и определяется тональность целой С. Творцом новейшей формы С. и
 оркестрового колорита считается Гайдн. В смысле развития как
 симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван
 крупнейшим и совершеннейшим представителем в области С. В форме С.
 сказал новое слово Шуман (в особенности в С. d-moll), сделав опыт
 слияния всех ее частей в одно целое и введя тематизм встречается и у
 Бетховена, в его девятой С. С. программной называется та, которая
 связана с известным содержанием, изложенным в программе, напр.
 Пасторальная С. Бетховена, "Simfonie fantastique" Берлиоза и пр. Первые
 ввели программу в С. Диттерсдорф, Розетити и Гайдн. C. писали, кроме
 вышеупомянутых композиторов, Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Шнор, Рафф,
 Брамс, Гаде и друг., из русских- Рубинштейн, Чайковский, Бородин,
 Римский-Корсаков, Баолакирев, Глазцнов, Аренский, Направник и пр.
  Н. С.
  Синагога (греч. sunagwgh, соответ. еврейскому kenesset - собрание,
 beth hakenesset - дом собрания) - так называются у евреев богослужебные
 здания, предназначенные для общественных молитв и чтения и толкования
 Священного Писания, но не для жертвоприношений. Точно определить время
 появления общественных молитв и С. у евреев нельзя: некоторые относят
 его ко времени первого храма и даже еще более раннему, большинство - ко
 времени вавилонского плена или ближайшему за ним. Введенный Ездрой
 порядок чтения закона является основою современного еврейского
 общественного богослужения: Ездра установил общественное чтение отдела
 из Пятикнижия, а затем из пророков, по субботним и праздничным дням,
 впоследствии же и по понедельникам и четвергам, а также в ярмарочные и
 судебные дни. Ко времени И. Христа С. распространились по всем тем
 местам, где жили евреи, и не только в Палестине, но и вне ее. В
 Иерусалиме, как говорят, было 480 С.; особенно богата была ими Галилея,
 которая называлась "страной синагог"; вне Палестины упоминаются С. в
 Александрии, Дамаске, Aнтиохии, Солуни, Ефесе, Коринфе, Афинах, Риме и
 т. д.; в Кесарии славилась С. восстания, подавшая повод к войне против
 римлян. Весьма часто при С. находилась школа для изучения закона, или
 это изучение происходило в самой С., почему она часто называется
 "школой". После разрушения Иерусалимского храма С. сделалась хранилищем
 идеи иудейской национальности и необходимой принадлежностью каждой, даже
 самой незначительной еврейской общины. При постройке С. наблюдается,
 чтобы сторона, противоположная входу, была обращена к тому месту, где
 был прежде храм Иерусалимский. Общий план синагогального здания
 представляет, в большинстве случаев, прямоугольный четырехугольник; при
 входе портик, за ним следует самая С., разделенная рядами колонн на
 несколько нефов (от 3 до 5). Синагоги, сооруженный европейскими евреями,
 носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская и
 вормская С. построены в византийском стиле; в мавританском стиле
 сооружены С. в Толедо (IX и XIV в.), Вене, Берлине, Франкфурте;
 мюнхенская и бреславльская С. построены в романском стиле и своею
 конструкцией напоминают древния римские базилики; в готическом стиле
 построены некоторые С. в Польше, а также синагога в Кельне. В середине
 синагоги находится эстрада, называемая алмемор или бима, где
 производится чтение Священного Писания; у восточной стены - ковчег, где
 хранятся свитки завета с их принадлежностями; этот ковчег соответствует
 находившемуся в Иерусалимском храме ковчегу. Помещение для женщин
 совершенно отделено от помещения для мужчин. К принадлежностям С.
 относятся: светильник, сделанный по модели храмового семисвечника,
 кружки для сбора пожертвований, трубные рога, употреблявшиеся в новый
 год, валторны (chazozroth), в которые трубили в дни новомесячия, в
 праздники и т. д. Для выполнения специально синагогальных функций -
 чтения Священного Писания. произнесения молитв, проповеди - при С. не
 было сначала отдельных лиц, так как все эти действия могли отправляться
 кем-либо из общины; тем не менее при С. существовал целый ряд официалов,
 а при некоторых С. - синагогальный совет, состоявший из лиц ученых и
 уважаемых. Во главе С. стояло особое лицо, смотревшее за внешним
 порядком при богослужении, заботившееся о содержании синагогального
 здания и вообще управлявшее делами С. Существовали еще особые собиратели
 милостыни. Исполнение низших служебных обязанностей в С. лежало на
 служителе; он же по субботам обучал детей чтению. Для отправления
 синагогального богослужения требуется присутствие не менее 10
 совершеннолетних (не моложе 13 лет) евреев. Общественное богослужение
 заключается в чтении трех отрывков Пятикнижия, которые каждый еврей
 обязан читать утром и вечером; затем следуют евлогии (благословения),
 молитвы и чтения из Пятикнижия и пророков. Все пятикнижие прочитывалось
 в трехгодичный цикл, для чего было разделено на 154 отдела, по одному на
 каждую субботу; лишь к VIII в. относится происхождение современного
 обычая прочитывать закон моисеев в течение одного года и разделение его
 для этой цели на 54 части. Чтение закона Моисеева и пророков
 производилось непременно на еврейском языке; когда же этот язык сделался
 непонятным для народа, то к чтению еврейского текста стали присоединять
 перевод прочитанного на народный арамейский язык. С переводом
 соединялось назидательное объяснение прочитанного или проповедь, право
 произносить которую представлялось каждому члену общины, сведущему в Св.
 Писании. Синагогальное богослужение оканчивалось обрядом священнического
 благословения или воздеяния рук. Этот синагогальный ритуал,
 установившийся уже ко времени разрушения второго храма, в общих чертах
 сохранился в еврейском богослужении до настоящего времени; но теперь
 произнесение молитв и чтение Св. Писания обыкновенно лежат на
 обязанности особых лиц, а проповеди произносятся раввином или особым
 проповедником. В новейшее время в некоторых С. введен орган при
 богослужении, а также употребляется, наряду с еврейским языком, и
 местный. Ср. Zunz, "Der Ritus des synagogalеn Gottesdienstes" (Берл.,
 1859); А. Никитин, "С. Иудейские, как места общественного богослужения"
 (Киев, 1891); Н. Зезюлинский, "Еврейская С. и ее функции" ("Жур. Мин.
 Нар. Просв.", 1887, № 1). Слово синагога употребляется иногда также в
 значении Иудейства как религии, в противоположность церкви (ecclesia),
 т. е. христианству. Великой С. (kenesseth hagdolah) называется, по
 талмудическим источникам, собрание еврейских ученых, которые, под
 председательством Ездры, привели в порядок религиозные дела евреев. Под
 именем "мужей великой С. " подразумеваются также ученые, жившие от
 времен Ездры до времени Симона Праведного (ум. ок. 292 г. до Р. X.) и
 занимавшиеся приведением в порядок библейских книг и отчасти устного
 закона.
  Сингапур (Singapoor, Singapore, львиный гор.) - главный город
 британской Колонии Проливов и о-ва С., на юго-вост. берегу острова.
 Город делится на три квартала: индийский, китайский и малайский, вокруг
 которых группируются еще компонги малайцев и виллы зажиточных классов.
 На одном из трех холмов возвышается губернаторский дворец, на другом -
 форт Каннинг. Почтамт, клубы, торговые дома тянутся вдоль набережных,
 где помещаются и доки. Музей Рафльса, с библиотекой, ботанич. сад,

<< Пред.           стр. 937 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу