<< Пред. стр. 947 (из 1179) След. >>
(ovarii). На переднем конце от обеих боковых трубок отходят яйцеводы(oviducti), расширенные веретенообразно и образуют семянные приемники
(receptacula seminis); два яйцевода соединяются в один непарный выводной
проток, открывающийся наружу на брюшной стороне тела в первом
абдоминальном сегменте. Женское, как и мужское половое отверстие
прикрыто двумя пластинками - генитальной крышечкой, представляющими
собой измененные абдоминальные конечности и соответствующими (по
положению) генитальной или жаберной пластинке мечехвостов или Xiphosura.
С. принадлежат к живородящим животным, проделывая прямое развитие без
метаморфоза. Самка носит на себе молодь и проявляет большую заботливость
к своему потомству. Яйца меробластические, телолецитальные и проделывают
частичное дробление. Клетки, выходя на поверхность, образуют однослойный
зародышевой кружок, который разрастается и дает эктодерму, а из
опустившихся вниз (в питат. желток) клеток образуется нижний слой -
общий зачаток для энтодермы и мезодермы. Затем на поверхности
зародышевого кружка образуется кольцевая складка, которая, нарастая от
периферии к центру и срастаясь своими внутренними краями над зародышевой
полоской, образует зародышевые оболочки, причем ее наружный листок
образует так называемую серозную перепонку (serosa), а внутренний -
амнион. Зародышевая полоска, прикрытая амнионом, разрастается в длину и
подразделяется на сегменты, обозначаемые поперечными бороздками не
только на эктодерме, но и в мезодерме, причем последняя распадается на
парные отделы. Сегменты мезодермы расщепляются затем, при возникновении
внутри их полости, на кожно-мускульную и кишечномускульную пластинку.
Вскоре на сегментах тела появляются зачатки конечностей: на первом
сегменте, по бокам и позади рта закладываются зачатки щупальце-жвал
(соответствующие таким образом жвалам, а не щупальцам насекомых), на
втором - челюстные щупальца, а на последующих четырех торакальных
сегментах - 4 пары ходных ног. На 6 передних сегментах брюшка также
образуются маленькие зачатки конечностей, из которых первая пара
превращается в генитальные крышечки, вторая
- в гребневидные придатки, а остальные четыре пары исчезают, причем
на месте их (впячиванием внутрь) появляются позже дыхальца легочных
мешков. Нервные узлы первого сегмента, инервирующие щупальце-жвалы,
сливаются впоследствии с головным (надглоточным) нервным узлом; таким
образом, хотя у взрослых С. щупальце-жвалы и получают нервы от
надглоточного ганглия, но они не гомологичны со щупальцами
первично-трахейных, многоножек и насекомых, а соответствуют жвалам
Arthropoda. С. встречаются исключительно в жарком поясе и в более теплых
областях умеренного пояса - на юге (Испания, Италия) Европы, а у нас - в
Крыму, на Кавказе и в Туркестане. Днем они скрываются под каменьями, в
расселинах скал и т. п. и только ночью выходят на добычу. Они бегают
быстро, загнув заднебрюшие (постабдомен) вверх и наперед. Питаются С.
насекомыми и паукообразными и захватывают добычу клешнями; при этом они
приподнимают ее вверх над головогрудью и убивают уколом иглы (жала),
помещающейся на заднем конце заднебрюшия. Ужаления С. для небольших
животных смертельны; у человека они вызывают воспаление ранки и
причиняют довольно сильную боль; в тропических странах ужаления довольно
опасны и иногда бывают и смертельны. В ископаемом состоянии С.
встречаются с каменноугольной системы. Среди ныне живущих различают три
семейства; наиболее обыкновенный (в Европе) представитель - Scorpio
europaeus Latr, песочно-желтого цвета до 4 стм.; в тропических странах
(Androctonus и Buthus) С. достигают 10 стм. длины. В. Шевяков.
Скотт (Sir Walter Scott) - знаменитый англ. романист (1771 - 1831).
Детство провел среди шотландской природы, учился в Эдинбурге и отличался
страстною любовью к чтению. Его любимыми авторами были Шекспир, Мильтон,
Спенсер. Ранняя его склонность к изучению истории сказалась в увлечении
средневековыми хрониками Фруассара и национальными шотландскими
преданиями. На 21-м г. он стал адвокатом, но очень мало занимался этой
профессией, скоро отдавшись всецело литературной деятельности. Он начал
со стихотворных переводов двух баллад Бюргера, "Донора" и "Дикий
охотник" (1796). В 1799 г. он получил место шерифа в Селькиркшире и
поселился там на ферме Ашскиль, на берегу Твида, с молодой женой,
француженкой по происхождению. Изданный им трехтомный сборник: ".
Minstrelsy of the Scottish Border" создал ему сразу литературное имя. В
состав сборника вошло несколько оригинальных баллад и множество
обработок южно-шотландских народных сказаний. В 1800 г. С. выступил с
большой поэмой: " The Lay of the last minstrel" - первой из целой серии
поэм, описывающих в романтическом духе рыцарский быт старинной
Шотландии. Самые выдающиеся поэмы или, вернее, стихотворные романы:
"Marmion", " The Lady of the Lake", "The Vision of Don Roderick",
"Rokeby", "The Lord of the Isles", "The Field of Waterloo", "The Bridal
of Triermain". К тому же периоду относятся литературно-исторические
труды С.: "Life and works of John Drydon" (1808) и "Life a. works of
Dean Swift" (1814 - 1817), а также "Border antiquities" (1814) и "Paul's
Letters to his Kinsfolk" (описание заграничных впечатлений, 1815).
Возрастающая литературная слава настолько увеличила состояние Вальтера
С., что он в 1812 г. приобрел поместье Абботсфорд, прославленное в
литературе как место происхождения романов Вальтера С. В Абботсфорде
закончены были последние поэмы С.; там же он начал серию своих
знаменитых романов. Самые выдающиеся из них: "Waverley", "Guy
Mannering", "Tho Antiquary", "Old Mortality", "Rob Roy", "Ivanhoe", "The
Bride of Lamermoor", "Quentin Durward", "The fair maid of Perth". С. вел
роскошный образ жизни, выстроил себе в Абботсфорде замок в средневековом
стиле, куда съезжались посетители отовсюду, и при своем неуменье вести
дела сильно запутался, особенно вследствие неудачных денежных
спекуляций; в 1826 г., когда случился крах банкирского дома, в котором
он был вкладчиком, он очутился не только без гроша, но и с огромным
долгом (117000 фн. стерл.). При этом его здоровье было уже сильно
расстроено. Феноменальное уменье работать при всех обстоятельствах
помогло ему отчасти справиться с бедою. В произведениях, написанных
после разорения, видны следы торопливой работы, но и некоторые из его
наиболее популярных романов, как напр. "Woodstock", относятся к тому же
времени. Последними романами Вальтера С. были: "Count Robert of Paris" и
"Castle Dangerous". Кроме романов, он написал обширный исторический труд
"Life of Napoleon Bonaparte" (1827), ряд литературных очерков,
исторических статей, "Историю Шотландии" для энциклопедии Ларднера, ряд
повестей под общим заглавием "The Chronicles of Cannongate", другой
сборник "Tales of a Grandfather" и др. Благодаря такому усиленному
труду, он в значительной степени уплатил свои долги, но здоровье его
окончательно испортилось, грозивший паралич лишал возможности работать,
поездки в Италию не принесли ожидаемой пользы; вернувшись на родину, он
умер в Абботсфорде. Благодарная Шотландия открыла подписку, чтобы
сохранить его семье поместье Абботсфорд, и воздвигла ему в Эдинбурге
великолепный памятник. Главное значение Вальтера С. заключается в том,
что он создал исторический роман. До него были попытки в этом роде, но
произведения его предшественников - Вальполя, м-сс Радклиф, Софии Ли,
Айерланда и др. - написаны без всякого проникновения в дух той или
другой исторической эпохи. Вальтер С. убедился из изучения своих
предшественников (как это видно, например, из его разбора романа Клары
Рив), что нужно стремиться в историческом романе скорее к
правдоподобности, чем к педантическому воспроизведению фактов, но вместе
с тем необходимо сохранять дух эпохи; стиль и язык должны быть
непременно архаичны, страсти и чувства должны представлять
общечеловеческий интерес. В этом духе написана вся серия романов
Вальтера С. (около 30-ти так называемых "Waverley Novels"), в которых
изображены выдающиеся драматичные моменты шотладской, английской и
общеевропейской истории, начиная от завоевания Англии норманнами до
XVIII-го в. Критика упрекала С. в искажении истории ради драматического
интереса, а также в том, что он изображал только внешнюю сторону жизни,
быт различных эпох, не задумываясь над психологическим и философским
значением событий. Карлейль ставил ему также в вину отсутствие
каких-либо этических идеалов и цельного исторического и философского
миросозерцания. Упреки эти отчасти заслужены, но нельзя не признать, что
Вальтер С. дал широкую картину прошлого, вывел массу пластично
очерченных исторических характеров и во многом остался верен внутренней
психологической правде истории. Он сочетал реализм бытописания с
поэтической идеализацией характеров, и этим стал типичным выразителем
романтизма, с его страстным исканием неосуществимой в будничной
действительности красоты. Он несвободен от того увлечения сильными
страстями и стойкими характерами - в ущерб жизненной правде, - которое
отличает всю романтическую литературу. Лучший роман Вальтера С. -
"Айвенго", где изображен исход борьбы между саксами и норманнами и
представлена захватывающая картина английской истории в раннюю эпоху
феодализма. В "Красавице из Перта" сказалось в полном блеске уменье
Вальтера С. воссоздавать человеческие страсти; в характерах шотландских
героев объективность бытописателя чрезвычайно удачно сочетается с
субъективностью психолога. В романе "Квентин Дорвард" Вальтер С. дал
яркую характеристику хитроумного Людовика ХI-го. Романы С. далеко не все
одинакового достоинства, но лучшие из них - беcспорно художественные
произведения. Историческое значение Вальтера С. чрезвычайно велико; во
всех странах у него было множество подражателей. Немецкий романист
Вилибальд Алексис (Геринг) - один из самых видных между ними.
Литература. Лучш. изд. романов Вальтера С. - эдинбургские и
лондонское изд. 1839 г. Жизнь Вальтера С. изложена чрезвычайно
обстоятельно его зятем Локартом (1838). О С. писали Hutton ("Engl. Men
of Letters", 1878), Watt (1879), Younge (1887); по-нем. Elza (1864),
Eberty (2-е изд., 1871); см. также Hogg ("The Ettrick
Shepherd"),"Domestic manners a. private life of Sir W. S." (нов. изд.
1882).
Из наших журналов романы С. более всего переводила "Библиотека для
Чтения" (1848 г. II cл.). С 1865 г. стало выходить сокращенное
иллюстрированное издание романов С. Л. Шелгуновою сокращены романы С.
(изд. Павленкова, для детей и юношества, с иллюстрациями). Недавно
появилось "Полное собрание сочинений С.", изд. "Вестником Иностр.
Литературы". См. Ф. Булгаков ("Историч. Вестник", 1884 г., 8), В.
Белинский ("Сочинения", I и X), Брандес ("Главные течения литературы XIX
в.", М.. 1893), Дружинин ("Собрание Сочинений", т. IV), А. Кирпичников
("Вальтер С. и В. Гюго", СПб., 1891), Карлейль ("Отеч. Записки", 1857
г., 5), В. Майков ("Критич. опыты"), Тэи ("Развитие политич. и гражд.
свободы в Англии", т. II, СПб., 1871). Биогpaфич. очерки: А. Паевская,
"Вальтер С."; Эльце, "Вальтер С." (изд. "Пантеона Литературы", СПб.,
1894). З. Венгерова.
Скребни или колючеголовые (Acanthocephali) - класс типа червей или
Hermes, а по мнению других ученых отряд класса круглых червей или
Nemathelminthes.
В. Ш.
Cкрижали - две каменные плиты, на которых выбито было десятословие
или десять заповедей . В связи с ними в Библии впервые упоминается о
письменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Бог
впервые открыл людям искусство письма. Предположение это не имеет
никакого основания; теперь дознано, что письменность в то время была уже
в цветущем состоянии в Египте, АссироВавилонии и др. странах тогдашнего
цивилиз. мира. - Первые скрижали, принесенные Моисеем с Синая, были
разбиты им в приступе гнева за увлечение народа культом золотого тельца
(Исх., XXXII, 19); пришлось изготовить новые, которые потом хранились
как величайшая святыня во "святом святых" сначала скинии, а затем храме
Иерусалимского, в ковчеге завета. По разрушении храма Навуходоносором С.
исчезли, и о судьбе их сохранялись лишь смутные предания. А. Л.
В христианских руководствах С. представляется в виде двух лещадок
(плиток), по размерам соответствующих кивоту завета. По еврейским
преданиям, каждая С. имела вид куба, величиною во всех измерениях в один
6-ладонный локоть. Сквозь куб проходил пустой цилиндр, по стенкам
которого и снаружи кубов, по их сторонам, был виден вырезанный насквозь
текст десятословия, в северной С. - ассирийским, т. е. квадратным
письмом, а в южной - древнееврейском, в той и другой С. в двух видах: по
чтениям в Исходе и во Второзаконии, со знаками нижней и верхней
акцентуации. Изнутри С. текст читался по направлению справа налево, а
снаружи - слева направо. Ср. З. Г. Де-Глин, "Микдаш Агарон". (2 изд.
СПб., 1894, на древнееврейском языке).
Скрофулодермия, болезнь кожи - хроническое воспаление ее,
выражающееся изъязвлением после некроза воспалительных продуктов,
инфильтрирующих кожу и подкожную клетчатку. На шее, в подмышечной или
паховой области образуется твердый узелок в подкожной соединительной
ткани или в лимфатической железе. Узелок по строению сходен совершенно с
туберкулезным бугорком. Узелок быстро размягчается, затем соединяется с
кожей и прорывается наружу, причем выделяется жидкий гной. Если
соединяются вместе несколько таких нарывов, то язвы бывают значительной
величины; края язвы подрыты, синеватого цвета, дно покрыто вялыми
грануляциями. Болезнь принимает хроническое течение; подобного рода
больные и в других органах (кости) имеют признаки золотушного худосочия.
В тканях язв можно найти туберкулезные бациллы в незначительном
количестве. С. обыкновенно сопровождается опуханием лимфатических желез.
Болезнь эта развивается главным образом у истощенных детей, живущих в
дурных гигиенических и диетических условиях. Лечение состоит в
укреплении организма питанием: рыбий жир, железо, соленые и морские
ванны, деревенский или морской воздух. Язвы выскабливаются, края ее
срезываются и перевязываются иодоформом или аристолом. А. Скунс,
правильнее скунк (Mephitis varians, М. chinga) - северо-американская
вонючка. Скуфья - головное покрытие православного священника, жалуемое
ему начальством как награда, почему она носится не только в общежитии,
но и во время богослужения (снимается обязательно лишь в более важные
моменты священнослужения). В древнерусской церкви С. носили, по древнему
обычаю греческой церкви, не только священники, но и диаконы, для
прикрытия головы, на маковке которой выстригался небольшой круг
(гуменце). Значение награды они получили с 1797 г. и вместо шерстяных
делаются бархатные, фиолетового цвета, как и камилавки . Это - вторая
награда священнику (после набедренника). Диакону также позволяется
носить (но не в храме) род С. - черную бархатную шапочку, которую он
надевает во время богослужения на открытых местах, например во время
крестных ходов и водосвятий, при проводах умерших. Недавно С. исключена
из знаков отличия, даруемых св. синодом; награждение ею зависит всецело
от епархиального архиерея, который может наградить ею священника по
истечении трех лет после пожалования его набедренником. Ср. Н. Бр - ч,
"Заметка о значении названий С. и "камилавка" ("Христ. Чтение", 1892, ч.
1).
Н. Б - в.
Слабоумие - В соответствии с разговорным значением слова "С.", оно в
психиатрии служит техническим выражением для обозначения таких состояний
душевного расстройства, при которых главный, выдающийся симптом
заключается в ослаблении умственных способностей. Эта сторона душевной
деятельности выражается преимущественно в умении правильно воспринимать
внешние впечатления, перерабатывать их в представления и понятия,
запоминать и своевременно воспроизводить их, связывать их в известном
порядке согласно законам ассоциации идей и логики. Перечисленные
психические отправления, определяющие собою интеллект в тесном смысле,
могут нарушаться при душевных болезнях косвенным путем вследствие весьма
разнообразных условий, напр. вследствие потери или помрачения сознания,
или в зависимости от обманов чувств, или при вторжении бредовых идей в
сознание; кроме того, умственные способности окажутся нарушенными, если
последовательная смена представлений будет расстроена, напр. замедлена,
как это бывает при меланхолии, или чрезмерно ускорена, как при мании.
Однако, мы говорим о С. лишь тогда, когда имеем дело с непосредственным
нарушением интеллектуальных отправлений, приводящим к недостаточности
их. Слабоумным называют того, кто при ясном сознании, при отсутствии
обманов чувств и бредовых идей, при более или менее ровном настроении,
обнаруживает потерю или явное ограничение способности воспринимать
внешние впечатления, перерабатывать их в мыслительный материал и
пользоваться этим материалом для целесообразной деятельности. Конечно,
С. может сопровождаться бредом, галлюцинациями, буйством и проч., но
последние сами по себе не обусловливают того своеобразного состояния
умственных способностей, которое зависит от непосредственного поражения
их. Во многих случаях указанные симптомы помешательства при С.
отсутствуют, и тогда одержимые им субъекты отличаются от нормы лишь
постольку, поскольку их способность понимания ограничена. Иногда это
ограничение обнаруживается лишь при близком знакомстве, при
продолжительном наблюдении или при таких обстоятельствах, которые
требуют от субъекта особого напряжения ума; при поверхностных
столкновениях с людьми и при обычных условиях текущей жизни, известная
степень С. может оставаться совершенно незаметной. Отсюда ведут
постепенные переходы к таким степеням С., при которых субъект не может
обходиться без постороннего руководства, и наконец к таким, где он не
понимает самых элементарных вещей и производит впечатление
бессознательного существа. Конкретные проявления С., независимо от
степени его, чрезвычайно различны, смотря по тому, составляет ли оно
прирожденную болезнь или приобретается субъектом, который был
первоначально здоров и успел достигнуть нормального развитая. В первом
случае, когда ребенок рождается на свет с какой-нибудь неправильностью
мозга, или когда таковая возникает в очень раннем возрасте, то развитие
умственных способностей задерживается. Если задержка полная, то
получается картина идиотизма , если же она неполная, то мы имеем дело с
детьми, которые мало способны воспринимать воспитательные влияния и
плохо поддаются школьному обучению. В зависимости от свойств и размеров
мозгового недостатка, получается большая или меньшая степень отсталости
от нормального развития, причем иногда не только мыслительные
способности, но также речь сохраняют навсегда детский характер. Для
прирожденного С., составляющего таким образом ряд переходных ступеней
между идиотизмом и нормальными умственными способностями, обыкновенно
употребляется техническое выражение "тупоумие" (imbecillitas). Другая
обширная категория обнимает те случаи, где субъект от роду был здоров и
затем впал в С. по болезни. Здесь иногда, сравнительно редко, С.
возникает непосредственно, в виде остро развивающегося душевного
расстройства. Эта форма помешательства носит название первичного
излечимого С. (dementia primaria curabilis), ввиду того, что здесь мы
имеем дело с душевным расстройством, поражающим здорового человека и
обыкновенно проходящим спустя несколько месяцев, после чего умственные
способности возвращаются. В громадном же большинство случаев
приобретенное С. является вторичным, последовательным (dementia
secundaria, consecotiva), а именно оно, составляет последствие, исход
какойнибудь другой формы помешательства. Общее правило, допускающее
сравнительно мало исключений, заключается в том, что если душевное
расстройство не излечивается, то оно по истечении некоторого времени,
нескольких месяцев или лет, приводит к упадку умственных способностей, в
С. Последнее таким образом составляет исходную стадию неблагоприятно
протекшего помешательства и остается уже на всю жизнь. Громадное
большинство хронически-помешанных одержимо в большей или меньшей степени
таким "вторичным С.". При этом С. могут надолго и даже навсегда
сопутствовать другие симптомы той формы помешательства, которая имелась
первоначально, но ввиду выступающего на первый план упадка умственных