<< Пред. стр. 969 (из 1179) След. >>
болезням спинного мозга.П. Розенбах.
Спиридов (Григорий Андреевич, 1713 - 1790) - адмирал. После
производства в мичманы (1732), С. впервые участвовал в морских сражениях
против турок в 1737 - 40 гг., находясь адъютантом при адмирале Бредале;
во время семилетней войны, при осаде Кольберга, командовал 2-тысячным
десантным отрядом. С производством в 1764 г. в вице-адмиралы, С. был
назначен главным командиром Ревельского порта, откуда переведен в
Кронштадт через два года. В 1769 г., в звании адмирала, отправился в
архипелагские воды "первым флагманом русского флота", содействовал здесь
восстанию греков и был одним из главных виновников чесменской победы.
После Кучук-Кайнарджийского мира (1774) вышел в отставку.
Спиритизм - верование в возможность необычайных проявлений духов в
мире физическом. Начало его относится к глубокой древности. В Библии
есть упоминание об аэндорской волшебнице, занимавшейся прорицанием и
вызыванием душ умерших людей. По рассказу Григория Двоеслова,
медиоланский епископ VI в. Даций, проезжая через Коринф, изгнал из
одного дома злого духа, который не давал жить в этом доме, заставляя
раздаваться по ночам рычанье львов, мычанье коров, блеяние овец, шипение
змей. В нынешнем столетии это верование приняло своеобразную форму. В
1848 г. в штате Нью-Йорке семейство Фокс, состоящее из мужа, жены и двух
дочерей, было поражено таинственными стуками в их доме. Одна из дочерей,
по имени Кэт, высказала догадку, что звуки производятся каким-то
разумным существом. Обратились к таинственному существу с вопросами (оно
должно было отвечать постукиваниями). Было условлено, напр., что один
удар будет обозначать "нет", три удара - "да". На вопросы попадались
целесообразные ответы. Из них узнали, что говорит душа убитого
разносчика. Дух продолжал отвечать и тогда, когда спрашивавшие его
сестры Фокс оставили родительский дом и поселились у своей замужней
сестры. Весть об этих необычайных явлениях быстро распространилась. Они
были констатированы различными посторонними лицами. Сестры Фокс были
признаны посредницами, или медиумами, через которых живые люди могут
входить в общение с душами умерших. Вскоре открылись другие медиумы,
через посредство которых стали совершаться другие обнаружения духов.
Явились профессиональные медиумы, и вместе с ними сделались необычайные
обнаружения духов более многочисленными и разнообразными. К этим
обнаружениям относятся прежде всего автоматические движения,
происходящие при видимом непосредственном участии медиума. Таковы
приподнимание и вращение стола при наложении на него рук медиума;
писание и рисование рукой медиума; автоматический разговор в состоянии
транса. Вторую группу составляют явления, совершающиеся в присутствии
медиума, но без его непосредственного участия и без всякой видимой
причины. Сюда принадлежат: стуки, передвижение мебели, игра музыкальных
инструментов, появление света, голосов, музыкальных звуков, различных
материальных фигур, напр., человеческих рук, лиц или целых фигур,
написанных слов и чертежей, фотографий человеческих и других форм,
развязывание узлов.
Из Америки в Европу С. был перенесен в 1852 г. профессиональным
медиумом Гайденом.
В России первые спиритические сеансы были устроены в начале 70-х
годов знаменитым медиумом Юмом. К этим сеансам большинство отнеслось
скептически. Но нашлись и горячие сторонники С. Среди них оказались А.
Н. Аксаков и профессора А. М. Бутлеров и Н. П. Вагнер. Когда в 1874 г.
приехал в Петербург медиум Бредиф, опыты его привлекли к себе общее
внимание. Специальностью Бредифа было показывание из-за занавески,
позади которой он садился, светящейся руки его умершей приятельницы
Жеке. Рука появлялась и в том случае, когда руки медиума предварительно
связывались или когда медиуму давали в руки электроды, которые проходили
через поставленный на виду публики светящийся гальванометр. Но опыты
перестали удаваться, когда, по предложению проф. Боргмана, для
устранения возможности обмана, электроды были заменены узкими
ванночками, в которые медиум должен был вставлять - средние пальцы рук
или металлические пластинки, идущие от надетых на эти пальцы колец.
Защитники С. объясняли эти неудачи сложностью контрольного
приспособления. Они говорили, что приспособление служит выражением
явного недоверия к медиуму и потому действует на него неблагоприятно.
Противники, наоборот, в неудачах видели прямое доказательство, что
Бредиф - простой фокусник, который ловко развязывает узлы или
освобождает руку от электрода, не размыкая тока, и показывает ее публике
под видом руки умершей Жеке. Пошли споры. Спиритические опыты сделались
злобой дня. Тогда профессор Менделеев обратился к физическому обществу
при спб. университете с предложением образовать комиссию для
исследования спиритических явлений. "Пришло время, говорил он в своей
записке, обратить внимание на распространение занятий спиритическими
явлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятия
столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков,
вызовом человеческих фигур посредством медиумов, грозят распространением
мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и
усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто
бы производят вышеупомянутые явления". Предложение Менделеева было
принято. Составилась комиссия из 12 человек. Аксаков, Бутлеров и Вагнер
изъявили с своей стороны готовность познакомить членов комиссии с
литературой С. и с самыми явлениями спиритическими. Аксаков отправился
за границу и на свой счет привез из Англии в октябре 1875 г. двух
медиумов, братьев Петти. В доказательство медиумической силы последних
было представлено комиссии 16 печатных отзывов о них в медиумической
литературе. Специальностью бр. Петти было: 1) произведение капель
жидкости и 2) вызов звуков колокольчика за занавеской или в запертой
клетке. Было устроено 6 сеансов. Результаты получились следующие. Капли
жидкости появлялись на верхней поверхности листа бумаги, когда этот лист
лежал на столе и на нижней, когда лист держали над головой медиума.
Бумага, пропитанная треххлористым железом, получала под влиянием этих
капель ту самую окраску, какую производит в ней слюна. Когда медиуму
завязывали рот или покрывали его голову скатертью или картонкой, при чем
никто во время опыта не говорил, никаких капель не получалось на листе,
хотя медиум ударом руки давал знать, что капли должны получиться. Звуки
колокольчика в клетке на одном сеансе были слышны, но они, видимо, были
произведены рукой медиума, потому что по окончании опыта клетка
оказалась сдвинутой и колокольчик опрокинутым. Когда были приняты меры,
чтобы медиум не мог коснуться колокольчика, не было слышно никаких
звуков. А когда поместили колокольчик позади занавески из двух
половинок, которые внизу были сметаны нитками, а вверху заколоты
булавкой, послышался шум свалившегося на пол тела. Оказалось, что
свалился со стула один из медиумов. В занавеске нашли проруху, а на
рукаве свалившегося медиума - часть нитки, которою были сметаны
половинки занавески. Обсудив эти результаты, комиссия признала братьев
Петти обманщиками. В январе 1876 г. А. Н. Аксаков привез другого
медиума, англичанку Кляйер. Были все основания надеяться, что с этим
медиумом дело пойдет хорошо. Кляйер не была профессиональным медиумом.
Она поехала в Петербург не ради наживы, а "из любви к истине". Над нею
производил опыты ученый Крукс и получил блестящие результаты. В виду
того, что специальностью Кляйер было столоверчение при свете, решено
было исследовать, какою силой движется и поднимается стол. С этою целью
было устроено несколько приборов, в том числе два стола -
манометрический и пирамидальный. Первый давал возможность видеть, кто из
сидящих за столом толкает его, а второй был устроен так, что руками,
наложенными на стол, нельзя било ни приподнять, ни наклонить его.
Аксаков, Бутлеров и Вагнер должны были присутствовать на сеансах в
качестве свидетелей от медиума. Опыты были начаты с обыкновенным круглым
столом на тумбочке с тремя лапками. Стол двигался, качался и
подпрыгивал. Когда посадили человека под стол для наблюдении за ногами
медиума, стол двигался и качался, но не прыгал. Несколько раз для пробы
садились за манометрический и пирамидальный стол, но безуспешно. Члены
комиссии стали требовать, чтобы опыты с обыкновенными столами были
прекращены и производились исключительно с приборами. "Ныне необходимо,
говорил Менделеев, присутствующим на сеансе членам комиссии следить за
руками, ногами и др. частями тела медиума, за ее платьем и движениями.
Приборы могут устранить членов комиссии от этих неудобных и ненаучных
приемов. При сеансах со столом сомнение законно, ибо условия опыта
допускают возможность обмана. Если бы научные исследователи ограничились
одним наблюдением при помощи органов чувств, не было бы опытных наук,
была бы возможность заверять и поныне, что солнце ходит, а земля стоит,
что есть ведьмы, привидения и пр.". Свидетели от медиума согласились на
это, но с условием, чтобы приборы были доставлены им на дом для
испытания. Приборы были посланы. Свидетели сначала приостановили
заседания, а потом и совсем отказались от продолжения их и удалили
медиума. На этом исследование спиритических явлений кончилось. Комиссия
составила подробный отчет о своих заседаниях и достигнутых результатах и
напечатала его в газете "Голос". Заключение отчета сводилось к тому, что
С. есть суеверие. Занятия комиссии, видимо, оказали влияние на русское
общество. Увлечение спиритическими явлениями постепенно стало
ослабевать, и спиритические опыты были заброшены. В 1891 г. Н. П. Вагнер
сделал попытку оживить в русском обществе интерес к спиритическим
явлениям. По его инициативе было образовано при спб. унив. русское
общество экспериментальной психологии. Но это общество не привлекает к
себе внимания. Спиритические явления объясняются различно. Спириты видят
в них обнаружение душ умерших людей. Но весьма большое количество
явлений, который первоначально считались действием духов, оказались
поддельными. Известен целый ряд медиумов, уличенных в обмане. Очень
живое и интересное описание спиритических сеансов, завершившихся
блестящим изобличением медиума Бастиана, дано австрийским эрцгерцогом
Иоанном в его брошюре "Einblicke in den Spiritismus". В 1880-х годах был
устроен в Лондоне особый театр, в котором акробаты-фокусники показывали
так наз. спиритические явления и разъясняли, как они их производят. А
знаменитый медиум Паркер, когда нажил капитал, сам смеялся над
спиритизмом. называя его вековой глупостью. Другие спиритические
явления, состоящие в автоматических движениях, удовлетворительно
объясняются гипотезой полусознательных движений. Когда, напр., к опытам
приступают лица с предвзятыми убеждениями и получают ответы, вполне
согласные с убеждениями, ничего другого не происходит кроме
полусознательного выражения этими лицами своих убеждений в
соответствующих движениях. Весьма характерные и в то же время крайне
курьезные примеры опытов подобного рода приводит Карпентер в сочинении
"Основания физиологии ума" (СПб., 1877, стр. 255 - 258). Некоторые
исследователи постулируют для объяснения спиритических явлений особые,
до сих пор неизвестные науке, силы природы. Но эти постулаты могут иметь
научное значение лишь тогда, когда будут основываться на тщательном
анализе фактического материала. Литература С. чрезвычайно обширна.
Заслуживают внимания: Capron, "Modern Spiritualism, its Facts etc."
(Бостон, 1855); Stefanoni Luigi, "Storia critica della superstizione"
(Милан, 1869); "Материалы для суждений о спиритизме", изд. Менделеева
(СПб., 1876); А. Аксаков, "Памятник научного предубеждения" (СПб.,
1883); его же, "Анализм и спиритизм" (СПб., 1893, 2 т.) и "Спиритизм и
наука. Опытное исследование над психической силой" Вильяма Крукса (СПб.,
1871); Бутлеров, "Статьи по медиумизму" (СПб., 1889); Карпентер,
"Месмеризм, одилизм, столоверчение и спиритизм" (СПб., 1878); Э.
Гартман, "Спиритизм" (СПб., 1878). Из периодических изданий первое место
занимает журнал Аксакова "Psychische Studien" (Лпц., с 1874 г.). На
русском яз. посвящен спиритическим явлениям журнал "Ребус".
В. С.
Спиритуализм - философское направление, противоположное материализму.
(Некоторые отожествляют С. с идеализмом; спириты тоже иногда свое учение
называют С.). Как материализм исходит из фактически данной
противоположности явлений материального и духовного порядка и сводит
вторые к первым, точно также и С. исходит из той же апории, но решает ее
в противоположном духе, т. е. сводит явления материального порядка к
духовным. Посредине между С. и материализмом стоит дуализм, признающий
субстанциальное значение материи и духа; С. гораздо богаче и
разнообразнее, чем материализм; слабые стороны материализма являются
доводами в пользу С. и наоборот. В С. можно различить следующие
направления: дух (а следовательно и душа) может быть понимаем в смысле
субстанциальном или же в смысле динамическом), при чем тело может быть
рассматриваемо как чистое явление человеч. сознания, или же телу может
быть приписана относительная реальность. Абсолютным С. можно назвать то
направление, которое душу рассматривает как субстанцию, а тело как
чистое представление. Относительным С., приближающимся к дуализму, можно
назвать то направление, которое признает за телом самостоятельное
существование, но рассматривает тело как продукт душевной деятельности.
Остальные формы С., рассматривающие тело как множественность субстанций
однородных с душой, или же как средоточие душевной деятельности, -
приближаются к монизму, т. е. к признанию единого субстанциального бытия
с различными сторонами деятельности, представляющимся познанию
противоположными. Примером абсолютного С. может служить учение Беркли. К
относительным спиритуалистам следует отнести Аристотеля с его знаменитым
определением души как "первой энтелехии физического тела, способного к
жизни"; это определение рассматривает отношение души к телу как
отношение формы к материи, деятельности к возможности; душа придает
форму телу и своею деятельностью создает тело. Формулу Аристотеля
повторяет Фома Аквинат (с некоторым, впрочем, приближением к дуализму) и
многие из новых психологов, напр. Карус, Шуберт, Бурдах, отчасти Фихте
младший и др. Динамическое воззрение на душу выразил Лейбниц, а за ним
Гербарт и Лоце. Наконец Фихте старший (и отчасти Шопенгауэр) смотрит на
душу как на деятельность, на тело как на представление или явление
сознания. Следить за различными формами С. в новой философии значило бы
написать целую историю новой философии, ибо вся она более или менее
проникнута спиритуалистическими тенденциями, родственными идеализму и
враждебными материализму. В пользу С., как тенденции, можно привести
много различных доводов, и выгоды теоретическая и практическая С. весьма
значительны. Во-первых, анализ познавательных процессов говорит за С. и
против материализма; как бы мы не смотрели на знание, т. е. как на
процесс, дающий нам лишь представления, или же как на процесс,
знакомящий нас с самими предметами, во всяком случае это процесс,
всецело принадлежащий душевной сознательной жизни, ни мало не похожий на
механические процессы внешнего мира. Но оставив в стороне гносеологию и
становясь на почву самых фактов, придется сказать, что и тут
недостаточность механического мировоззрения понуждает перейти на точку
зрения телеологическую, вытекающую из С. Процессы жизненные и
сознательные, рассмотренные не с внешней точки зрения, заставляют
предположить в теле и вообще в природе деятельное начало, созидающее
сообразно идеальным началам, а не по внешним причинам. Множество фактов,
относящихся к этому вопросу, собрано у Гартмана в его "Философии
бессознательного". Наконец, с точки зрения С. можно защищать свободу,
как свойство человеческого духа (не в смысле, конечно, свободы выбора) и
таким путем найти доступ к решению практических и религиозных вопросов.
Вообще говоря С., как теория более широкая и объемлющая, может признать
за механическим воззрением некоторое значение, но не наоборот. В
детальном проведении взглядов С. нельзя, однако, не отметить
существенных трудностей. Если нельзя отрицать возможности
спиритуалистического толкования фактов естествознания, то в тоже время
нельзя утверждать и необходимости во всех случаях такого толкования,
покоящегося на заключении по аналогии: несомненно, что аналогия не
полна; явления движения материальных частиц столь же полно объясняются с
точки зрения атомистической теории, сколь и с точки зрения монадологии,
между тем в выяснении характера внутренних явлений природы сами С. не
согласны между собой. Одухотворяя весь мир, С. следует философскому
требованию единства; но в эмпирических данных нет достаточных оснований
для перенесения на неодушевленный мир понятий, заимствованных из области
сознании. Ср. Willman, "Geschichte des Idealismus" (3 т.); Vacherot, "Le
nouveau spiritualisme" (П. 1884); Volkmann von Volkmar, "Lehrbuch der
Psychologie" (Kemend, 2 изд., 1875); Кюльпе, "Введение в философию"
(СПб., 1901); Паулсен, "Введение в философию" (М., 1894).
Э. Радлов.
Спирохета (Spirochaete Ehrenb.) - род бактерий из сем. Spirillaceae
Migula. Тело тонкое, длинное, одноклеточное, винтообразно изогнутое,
изгибы мельче, чем у спирилл. Жгутики не обнаружены, передвигаются же С.
с помощью змеевидных движений тела. Споры, по-видимому, отсутствуют.
Культуры С. до сих пор еще не удались. Известно очень мало видов С. (5),
из которых 8, plicatilis встречается в гнилой воде S. dentium Cohn - во
рту, S. Obermeieri Cohn - в крови людей больных возвратным тифом, S.
anserina Saccharoff - в крови больных гусей. S. Obermeieri открыта
Obermeier'ом в 1873 г.; появляется она в крови во время приступа и по
окончании его исчезает. Длина S. Obermeieri превосходит в 11/2 - 26 раз
величину кровяного тельца, достигая 20 - 30 m ширина 0,4 m. Описана
впервые Коном в 1875 г.
Спондилит - так назыв. воспаление позвонков, вызванное туберкулезным
процессом в костях и ведущее обыкновенно к искривлениям позвоночника.
Спора (у грибов). - В микологии образовалась целая терминология для
обозначения различных С., происхождение которых представляет весьма
характерные особенности в известных группах. Различные типы плодоносных
органов у грибов рассматриваются как видоизменения спорангия, из
которого получаются зооспорангии, сумки, конидиальные и базидиальные
плодоношения, наконец, половые спорангии. Соответственно этому С.,
смотря по происхождению, делятся на спорангиальные С., зооспоры,
сумчатые С. или аскоспоры, конидии, базидиоспоры и половые С.,
разделяющиеся на ооспоры и зигоспоры. К конидиям относятся также
стилоспоры и спермации. Совершенно иное морфологическое происхождение
имеют так назыв. хламидоспоры и оидии (в смысле Брефельда), которые
являются как покоящиеся стадии мицелия, заменяющие так сказать собой С.
Хламидоспоры составляют у некоторых грибов непременную стадию развития
(ржавчинники, головневые) или же появляются случайно при известных
условиях (некоторые трутовики). У многих грибов, напр. у мукоровых, под
влиянием внешних условий, мицелий распадается на короткие члены (оидии),
которые, при прорастании дают либо нормальный мицелий, либо посредством
беспрерывного почкования, на подобие дрожжей, бесконечное число таких же
оидий. Настоящие С., за исключением зооспор, состоят из содержимого и
оболочки. Содержимое представляет из себя протоплазму, с ядром и с
жирными веществами в виде округлых более или менее многочисленных
капель, сильно преломляющих свет. Изредка можно находить и пигменты,
обыкновенно очень слабые. Оболочка состоит из двух частей: внутренняя
или эндоспорий, обыкновенно тонкая, бесцветная, целлюлозная,
окрашивающаяся хлор-цинк-иодом в синий цвет. Внешняя или эписпорий
(также экзоспорий), более толстая, не окрашивающаяся в синий цвет
хлор-цинк-иодом, в большинство случаев кутизированная, либо бесцветная,
либо более или менее окрашенная в бурый, зеленоватый, фиолетовый или
даже черный цвет. Эписпорий весьма часто снабжен снаружи бородавками.
щетинками, бороздками и т. п. украшениями. Наконец у многих С., кроме
упомянутой двойной оболочки, замечается еще как бы чехол из
студенистого, бесцветного вещества, окружающего всю С. Этот чехол
замечается только у аскомицетов и составляется из остающейся в сумках
периплазмы. Тоже происхождение имеют и нитевидные, или цилиндрические