<< Пред.           стр. 971 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 проводнику тепла или если его остричь. Прикосновение хорошего проводника
 теплоты и удаление шерсти вызывает усиленную потерю теплоты и через это
 усиленное потребление внутреннего жира и других веществ, чтобы пополнить
 эту потерю. Вообще же температура тела надает во время С.: вместо 37,5°
 наблюдаются в прямой кишке всего только 4,6°; а во время периодических
 пробуждений температура поднимается опять до 36,5°. Это поднятие
 температуры совершается в 3
  - 4 часа, а падание при последующем засыпании совершается в 5 - 6 раз
 медленные. Передняя часть тела согревается скорее задней. При 0° сурки
 пробуждаются и долгое время остаются бодрствующими. Наоборот, если летом
 понизить окружающую температуру до - 10 или - 6, то сурки впадают в С.
 При очень сильном охлаждении спящий сурок начинает дышать энергичные,
 сердце его бьется сильные, но потом впадает в коматозное состояние и
 погибает. Сырость воздуха не имеет никакого влияния на С. Интересно
 отметить, что сурки с вырезанными полушариями также впадают в С. и могут
 пробуждаться, но при этом прочие части мозга, как-то четыреххолмие,
 полосатые тела, зрительные бугры, должны быть целы и не повреждены.
 Повреждение же этих частей вызывает нарушение ритма дыхания, именно
 замедление его, падение температуры и т. п. явления. В конце концов
 Дюбуа приходит к заключению, что С. есть наркотизирование вследствие
 накопления угольной кислоты. Главное доказательство этого положения
 состоит в том, что, заставляя сурка дышать воздухом с излишним
 содержанием угольной кислоты, Дюбуа заставлял его впадать в сон со всеми
 признаками нормальной С., т. е. с падением температуры, замедлением
 дыхания и т. п. Во время С. сурок сам производить угольную кислоту и
 она, задерживаясь в крови, вызывает наркотизацию. Что касается до других
 животных, то наблюдения над ними далеко не отличаются обстоятельностью.
 Укажем лишь на некоторые стороны. Температура, при которой наступает С.,
 для различных животных различна: так соня впадает в С. при +4° или 5°,
 летучие мыши и ежи при +6° или +7°; суслики при 0° а зайцы, белки,
 барсуки, медведи, впадают в С. только при низких температурах (барсуки
 при - 20°). Число сердечных сокращений у различных животных во время С.
 различно: у сурка - 8 - 10 раз в минуту, у летучей мыши 50 (в нормальном
 состоянии у первого 90, у второй 200). Некоторые утверждают, что число
 кровяных шариков у сурков и сусликов падает не только абсолютно, но и
 относительно, а именно с 7 миллионов на 1 кв. см. падает до 2-х. Число
 дыханий в минуту также варьирует: суслики делают 1 - 4 дыхания в минуту
 (бодрствующие 40 - 60); сурок - 7 - 10; еж - 4 - 5; летучая мыть - 5 -
 6; соня - 9 - 10. Разница в температуре тела также существует и стоит в
 связи с температурой среды. Сурки при окружающей температуре - 10° имеют
 температуру +7 и +5, суслики при 0° имеют +12°; соня при +3° имеет
 31/2°, при +4° имеет - 10°, при 15° - 14°. Вообще же все эти цифры стоят
 в зависимости от глубины сна, который зависит от внешних условий и
 общего течения С. В начале и конце С. сон менее глубок, чем в середине.
 Одни животные во время С. не принимают пищи, другие - принимают во время
 коротких периодов бодрствования. Замечены у спящих животных некоторые
 изменения в гистологическом строении эпителия желудка, печени, кровяных
 телец. Отметим еще, что многие животные, рыбы и некоторые
 беспозвоночные, для которых С., по-видимому, не является обычным,
 входящим в жизненный цикл явлением, обладают способностью при понижении
 температуры впадать в оцепенение и даже замерзать совсем и потом
 оживать. Интересны данные, полученные Пикте. Рыбы замерзали в компактную
 хрупкую массу и оживали, по ниже - 20° С. не переносили. Лягушки
 переносили до - 28 и гибли при
  - 30 и - 35; но отдельные ткани лягушки, напр., клетки мерцательного
 эпителия неба, оживали и после - 90. Рачки (Asellus) выносили - 40 и -
 50 и погибли при - 90. Садовые улитки в течение нескольких дней
 переносили температуру - 110 и - 120, но та, у которой была трещина в
 крышечке, закрывающей раковину, погибла. Очень низкую температуру
 переносили некоторые низшие беспозвоночные. Инфузории и коловратки
 переносили - 60 без вреда и большинство погибало при - 80 или - 90, а
 при - 150 Пикте находил лишь их трупы. Сухие споры, сухие водоросли
 (диатомовые), бактерии, семена растений, т. е. более или менее
 защищенные оболочками организмы, выдерживали - 200 без вреда. Главные
 работы по спячке принадлежат Дюбуа. Список и сводка их даны в
 "Zoologisches Centralblatt" (№ 9, 1897). Ср. Скориченко, "Угнетение
 жизни" (СПб. 1891); Кулагин, "Зимняя спячка животных" ("Естествознание и
 География", 1897).
  В. Шимкевич.
 
  С. (медиц.) - болезненное состояние, часто встречающееся при тяжких
 страданиях головного мозга и при некоторых отравлениях. Оно
 характеризуется полным угнетением мозговых отправлений и вследствие
 этого полной потерей произвольных движений, чувствительности и сознания.
 Человек лежит как пласт в полном беспамятстве и никакие болевые
 раздражения не приводят его в чувство. Обыкновенно имеются также
 расстройства дыхания, сердцебиения и различных рефлексов. Такая глубокая
 С. носит латинское название "coma" (коматозное состояние). При меньшей
 степени иногда удается, путем сильного раздражения кожи, вызывать
 рефлекторное движение или стон или даже заставить больного проглотить
 что-нибудь, и тогда мы говорим о сопорозном состоянии (sopor). Полная С.
 обыкновенно наступает при мозговом ударе вследствие общего сотрясения
 мозговых полушарий в зависимости от внезапного излияния крови в них или
 закупорки мозгового сосуда. Больной при этом падает, как пораженный
 молнией, и может оставаться в коматозном состоянии несколько часов и
 даже суток подряд; а затем, когда мозг оправится от сотрясения, и
 кровообращение в известной степени восстановится, угнетение мозговых
 отправлений проходит, больной открывает глаза, просыпается и ничего не
 помнит за все время С. Кроме того С. встречается временно или как
 конечная стадия болезни при других поражениях мозга - размягчении,
 опухолях, склерозе и проч. Наконец, С. наблюдается при отравлении
 некоторыми ядами, как-то опием, морфием, алкоголем (глубочайшая степень
 опьянения), угаром, при самоотравлении организма вследствие задержки
 мочи (так назыв. уремия) и некоторых других условиях. И из этих
 состояний возможно возвращение сознания и выздоровление. В
 неблагоприятных случаях коматозное состояние непосредственно переходит в
 агонию и смерть.
  П. Розенбах.
  Средняя Азия (Центральная Азия) - географический термин, получивший
 более определенное значение лишь со времени А. Гумбольдта и
 употребляемый для обозначения внутренних частей Азиатского материка.
 Принимая за среднюю параллель Азии широту 441/2°, Гумбольдт называет С.
 Азией пространство в 5° широты к С и Ю от этой параллели (391/2° с. ш. -
 491/2° с. ш.); западная граница С. Азии совпадает с Каспием, но
 восточная осталась такою же неопределенной как и прежде. Рихтгофен, в
 своем труде о Китае, предложил новое, значительно более точное
 определение. Положив в основание научно-геологические принципы и
 указывая на характерную особенность этой части Азии - господство
 замкнутых бассейнов, высохших или высыхающих и не имеющих стока к океану
 он, под именем Центральной Азии, понимает пространство от Тибета на Ю до
 Алтая на С, от Памира на З. до Хингана на В. Арало-Каспийская
 низменность, по Рихтгофену, принадлежит к переходному поясу. В настоящее
 время все внутренние замкнутые бассейны Азиатского материка назыв. чаще
 всего Внутренней Азией, при чем восточной части этой огромной области,
 лежащей к В от Памира, придают по прежнему название Центральной Азии, а
 западной, занимающей Туркестан, часть Арало-Каспийской низменности и
 Иран - С. Азии. В более узком смысле под С. Азией разумеют Туркестанский
 бассейн, т. е. страну между Каспийским морем на З, Памиром на В,
 Арало-Иртышским водоразделом на С до Копет-дага и Гиндукуша на Ю.
  В. М.
  Средостение (mediastinum) - часть плевры, идущая от передней стенки
 грудной полости к задней и прилегающая к той стороне каждого легкого,
 которой они обращены друг к другу. Пространство, заключенное между этими
 двумя листками плевры, называется средостенной полостью (cavum
 mediastini). Впрочем, термин С. употребляется и в других случаях. Так
 гайморово тело семенника также называют mediastinum testis.
  В. М. Ш.
  Сретение Господне. - По закону ветхозаветному, в 40-й день по
 рождении младенца мужск. пола первенца, мать приносила его в храм
 иерусалимский, чтобы принести от себя жертву своего очищения,
 представить младенца Богу и выкупить его, так как по закону Моисея
 каждый первенец принадлежал Богу. Цена выкупа определена была в 5
 сиклей. Пришла в храм по этим побуждениям и Св. Дева Мария с младенцем
 Иисусом и с двумя горлицами в жертву очищения. При входе в храм ее
 встретили св. Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не
 увидит Христа Господня, и старица Анна, 84 л., обитавшая при храме. Св.
 Симеон взял младенца на руки и сказал: "Ныне отпущаеши меня, по глаголу
 Твоему, с миром, ибо очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал
 пред лицем всех людей, свет во откровение народам и славу Израиля" (Лук.
 II, 22-31). Праздник отнесен на 2 февраля, потому что второе февраля
 есть сороковой день после 25 декабря. В православной церкви этот
 праздник принадлежит к числу двунадесятых Господних праздников, хотя
 особые песнопения и молитвы, составленные на этот праздник, чествуют
 более Пресв. Деву Богородицу, а также и св. Симеона и Анну пророчицу.
 Словами Симеона: "свет во откровение всем людям и в славу Израиля",
 объясняется тот факт, что католическая церковь праздник Сретения
 Господня с незапамятного времени называет Chandeleur, т. е. светильник,
 а также праздником Симеона. Установление праздника восходит к глубокой
 древности; о нем ясно упоминают отцы III и IV веков, особенно св.
 Григорий Нисский (беседы на Сретение Господне). От V века церковь имеет
 некоторые песнопения на день С., составленные Анатолием, патриархом
 константинопольским. Собственно торжественное празднование его началось
 в церкви западной и восточной не в одно время и по разным поводам.
 Западные писатели приписывают установление празднества папе Геласию (496
 г.) или св. Григорию Великому (600 г.), или полагают, что этим путем
 названные папы имели в виду уничтожить языческий праздник люперкалий,
 который падал на месяц февраль и в ту эпоху был везде в силе между
 римлянами. В церкви восточной начало торжественного чествования
 праздника относится ко времени имп. Юстиниана. В конце 541 г. в
 Константинополя и его окрестностях появилась сильная моровая язва,
 продолжавшаяся три месяца. К этому бедствию скоро присоединилось новое -
 землетрясение в Антиохии, разрушившее много зданий и погубившее много
 народа. По поводу этих бедствий в праздник С. в Константинополя было
 совершено всенародное торжественное моление об избавлении от зол - и
 бедствия прекратились. В благодарное воспоминание о том церковью
 установлено было совершать в этот праздник перед литургией литию в
 монастырях (вне обителей). В VII в. Андрей Критский, в VIII в. Кузьма
 Маиумский, св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх константинопольский, в
 IX в. Иосиф Студит и другие посвятили празднику С. священные песнопения,
 и ныне возносимые церковью. В настоящее время праздник С. Господня с
 предпразднством и попразднством продолжается 9 дней, с 1 по 9 февраля,
 если не сократит этого срока пост. В последнем случае он празднуется
 столько дней, сколько остается до поста. Если праздник придется в первую
 седмицу великого поста, то он совершается в день воскресный,
 предшествующий четыредесятнице. Лютер занес в свой календарь день
 принесения Иисуса Христа в храм, но в настоящее время у протестантов
 этот день не празднуется. См. прот. К. Т. Никольский, "Пособие к
 изучению устава богослужения правосл. церкви" (5 изд., 1898); П.
 Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890);
 прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной каолической
 восточной церкви" (т. 1, СПб., 1882).
  Стабат Матер(Stabat Mater) - духовный католический гимн в честь
 Божией Матери, скорбящей у креста Распятого; он начинается этими словами
 и возник в XIV стол. Текст S. Mater вдохновлял композиторов как
 старинных, так и новейших: Палестрину, Перголезе, Гайдна, Россини,
 которого S. Маter до сих пор пользуется особой популярностью. Из русских
 композиторов А. Н. Серов написал музыку на S. Mater, а А. Ф. Львов
 переложил на оркестр и хор знаменитый двухголосный S. Mater Перголезе.
  Н. С.
  Ставрида (Caranx trachurus) - рыба из см. Carangidae, близкого к
 макрелевым (Scombridae). По бокам лежат по ряду килеватых чешуйчатых
 щитков каждый с шипом. Два спинных плавника хорошо развиты, придаточных
 плавников нет, перед заднепроходным 2 свободных шипа, грудные плавники
 длинные, чешуйки кроме боковых щитков мелки. Цвет сверху
 голубовато-серый, снизу серебристый, плавники сыроватые. Длина до 30 см.
 Водится в Средиземном, Черном и Немецком морях, редко заходит в
 Балтийское. Иногда появляется у берегов громадными стаями. Мясо хуже,
 чем у макрели, и ценится низко.
  Н. Кн.
  Ставропигиальные монастыри - так называются русские монастыри, бывшие
 некогда под непосредственным управлением самих патриархов и доселе
 пользующиеся многими правами давних времен. Название ставропигиальный -
 греческое по происхождению (от слов stauroV - крест и phgnumi или phgnuw
 - утверждаю, вбиваю); это указывает, что в С. монастырях крест
 водружался патриархами собственноручно. Таких монастырей в России в
 настоящее время семь: Соловецкий, Ново Спасский, Воскресенский ("Новый
 Иерусалим"), Симонов, Донской, Спасояковлевский и Заиконоспасский.
 Сохраняя некоторые давние права, эти монастыри подведомственны
 московской синодальной конторе или самому святейшему синоду, но ни один
 из них не зависит от епархиального начальства.
  И. В-в.
  Ставрополь Кавказский - губ. г., на верховьях рч. Ташлы, на высоте
 около 2000 ф., на сильно пересеченной местности. В окрестностях довольно
 много лесов. Питьевой водой город снабжается из родника посредством
 водопровода, проведенного в бассейны. Площадь, занимаемая С. вместе с
 предместьями, равна 25 кв. в., в том числе под поселением города 2514
 дес., под общественными садами и бульварами 496 дес. Городской земли
 17766 дес., в том числе под пашнями и сенокосом 11414 дес. и под
 городскими лесами 1493 дес. Жнт. 44679 (22951 мжч. и 21728 жнщ.). Дворов
 4293. Главный контингент населения, преимущественно православного,
 составляют русские, затем следуют армяне, евреи, поляки, немцы и пр.
 Мещанского сословия 9100 сем., почетных граждан 47, купцов 71, дворянск.
 фамилий 60. Главное занятие мещан - хлебопашество и огородничество.
 Заводов 63, с 329 рабочими и с производством на 874895 р.; всего более
 развито мукомольное производство. Торговых и промышленных заведений 597.
 Городск. общ. банк, отд. банков госуд., азов.-донск. ком. и харьк. зем.,
 банк. контора, общ. взаим. кред. Церквей 17, монастырь жен.
 Иоанно-Мариинский. Учебных завед. 55, с 5596 учащ. Муж. гимназия с
 реальн. отделением (808 ученик.), 2 жен. гимназии (775 уч.), училища
 город. 6классное (363 уч.), ремесленное (58 уч.), общ. 2-х клас. (69
 мальч., 20 дев.). город, одноклассных 10 (297 мальч., 158 дев.),
 благотворительных 2 (41 мальч., 42 дев.), лютер. 1 (26 мальч.), католич.
 1 (11 мальч., 9 дев.), частных учебных завед. 6 (96 мальч., 48 дев.),
 воскресная школа, вечерних и повторительных курсов для взрослых 11 (359
 мжч., 449 жнщ). Духовные учебн. зав.: семинария (293 чел.), училища
 епарх. женск. (448 чел.) и духовное (303 чел.), образцовых школ 2 (71
 мальч., 53 дев.), црк.-прих. шк. 13 (456 мальч. и 343 дев.). Два
 благотворительных общества: Андреевско-Владимирское братство и общ. для
 содействия распространению народн. образования. Первое имеет убежище для
 бесприютных детей (61 дет.), при нем школа (52 чел.), с мастерской,
 бесплатную народн. библиотеку- читальню, дом для беспомощных престарелых
 (12 мжч., 25 жнщ.) и при нем 2 школы - для мальч. (65 чел.) и для дев.
 (50 чел.), бесплатную столовую, книжный склад, снабжающий беднейшие
 школы учебными пособиями. Второе общество имеет 2 школы (89 чел.) и при
 них послеобеденные классы (92 ч.), 4 воскресные шк., 2 бесплатн.
 библиотеки-читальни, 1 дешевую платную библиотеку имени В. Г.
 Белинского; оно устраивает народные чтения (62), которые в 1899 г.
 посетило более 5000 чел. Город. обществен. библиотека с 14564 тт.,
 городских бесплатных библиотек-читален 3, книжных магаз. 4, типографий
 5; газет издается 3 (одна- частным лицом). Общества: црк. археологич.,
 медицинск., ветеринарное, охотничье, для содействия защиты и воспитания
 детей, помощи бедным, вспомоществ. беднейшим ученицам С. жен. гимн.,
 вспомоществования недостаточным ученикам С. муж. гимн. Богад. 2, на 70
 чел. 5 больниц при учебн. завед., 1 при тюремн. замке, больница прик.
 общ. призр. на 25 кров., 2 город. лечебницы для приходящих, 1 частн.
 глазная лечебница, приемный покой при ст. жел. дор. Вольнопрактикующих
 врачей 14, дантистов 4, аптек 3. По смете 1899 г. поступило город.
 доходов 190802 руб.; израсходовано 178387 р., в том числе на содержание
 город. управл. 34936 р., на народн. образование 25339 р., на медиц.,
 ветеринарную и санитарную части 10037 р., на общественное призрение 3915
 р., на благоустройство города 25116 руб., на содержание городской
 полиции 19823 р., на пожарную часть 8715 р. С. составляет конечный пункт
 Ставропольской ветви Владикавказской жел. дор.
  Сталактиты или капельники - своеобразные натечные образования,
 спускающиеся на подобие ледяных сосулек с потолка некоторых пещер,
 образовавшихся в известняках. С., в громадном большинстве случаев,
 состоят из волокнистого белого или желтоватого известкового шпата, к
 которому иногда примешивается арагонит; гораздо реже встречаются С. из
 чистого арагонита (Антипаросская пещ.) и бурого железняка. Известны,
 однако, случаи, когда С. состояли из чередующихся концентрических слоев
 кальцита и сернистых металлов: свинцового блеска, серного колчедана,
 цинковой обманки (Сев. Америка). Происхождение С. в большинстве случаев
 объясняется тем, что вода, циркулирующая в земной коре и содержащая в
 растворе углекислоту, проникая по трещинам известняков, растворяет
 отчасти эти последние и переносит углекислый кальций в растворе. Если
 трещинки, по которым просачивается такая вода, открываются в потолке
 пещеры, то выступающие из них капли частью скользят и падают по стенам
 пещеры, частью стекают по выступам потолка и собираются на их концах,
 теряют вследствие испарения углекислоту и отлагаюсь здесь часть
 растворенной в них углекислой извести; затем капельки падают с
 значительной высоты на дно пещеры, вследствие сотрясения теряют еще
 некоторое количество углекислоты и выделяют новое количество осадка. В
 результате, хотя работа каждой отдельной капли ничтожна, в течение
 столетий отлагается громадное количество осадка, который частью облекает
 неправильной коркой стены пещеры, образуя на ней причудливые выступы,
 частью спускается с потолка в виде сосулек, то конусообразной формы,
 различных размеров, то в виде трубок, заостренных на нижнем конце и
 изредка полых. Так как капли выступают на потолке по более или менее
 прямолинейным трещинкам, то трубки или конусы иногда располагаются
 правильными рядами. С течением времени отдельные трубки такого ряда,
 постепенно удлиняясь и утолщаясь, сливаются между собой и образуют целые
 завесы, спускающиеся с потолка пещеры. Этим натекам, нарастающим сверху
 вниз, и присваивают собственно название сталактитов. Каждому С. точно
 соответствует на полу пещеры совершенно аналогичная масса осадка,
 вследствие падения на нее сверху капель возрастающая снизу вверх и
 получившая название сталагмита. Возрастая непрерывно, в течение веков,
 на встречу друг другу, С. и сталагмиты сливаются между собой, то образуя
 причудливой формы столбы или колонны, то даже перегораживая пещеру на
 отдельные камеры. Вследствие своей крайне разнообразной формы
 сталактитовые образования придают особую красоту некоторым так

<< Пред.           стр. 971 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу