<< Пред.           стр. 975 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 упорное сопротивление, встреченное французами у Катр-бра, доказали, что
 союзники вовсе не были застигнуты врасплох. Полагая, однако, что после
 битвы при Линьи пруссаки в беспорядке отступают к Намюру, Наполеон на
 следующий день двинул для преследования их часть своих войск (около 30
 тыс.), под начальством Груши, а с главными силами направился к Катр-бра,
 против Веллинттона. Последний, получив известие об исходе боя у Линьи,
 отступил я остановился на позиции у Мон-Сен-Жан. Авангард следовавших за
 ним французских войск расположился у Бель-Альянса. К вечеру 17 числа вся
 прусская армия сосредоточилась у Вавра. Здесь генер. Гнейзенау,
 заступивший место раненого Блюхера, получил уведомление от Веллингтона.
 что французы на другой день вероятно атакуют позицию у Мон-Сен-Жан;
 поэтому прусский главнокомандующий решил выступить с главными силами из
 Вавра, чтобы выйти на правый фланг и в тыл противнику. 18 июня произошла
 роковая для Наполеона битва при Ватерлоо, 19-го июняя Груши нанес
 безрезультатное поражение корпусу Тильмана к С от Вавра (V, 332), но,
 получив известие о катастрофе, постигшей главную французскую армию,
 поспешно отсту пил. 26 июня остатки наполеоновской армии (до 60 тыс.),
 начальство над которыми принял Груши, собрались у Суассона, с целью
 прикрыть Париж. Блюхер и Веллингтон, оставив необходимое число войск для
 осады франц. крепостей, направили 120 тыс. к Парижу. Между тем русская,
 австрийская и сардинская армии двинулись к франц. границе и вскоре
 оттеснили неприятельские отряды к Страсбургу, Бельфору, Роне и Тулону.
 Сдача Парижа, вечером 3 1юдя, разрешила военный вопрос и ускорила
 разрешение вопроса политического.
  Я. О.
  Стоглав - сборник, содержащий описание деяний и постановленийсобора
 1551 г. Такое название сборника установилось лишь в научной литературе.
 Описатели XVII в. называли его "Стоглавником", в виду того, что он
 разделен на 100 глав. Отсюда и сам собор 1551 г. принято называть
 стоглавым. Он был открыт самим царем. На соборе присутствовали
 преимущественно представители духовенства: митр. Макарий, 9
 архиепископов и епископов, многие архимандриты, игумены, духовные старцы
 и священники. Были и представители светской власти: в обращении к членам
 собора царь поименовывает свою братию, всех любимых своих князей, бояр и
 воинов. По своему значению, это был один из важнейших соборов
 московского государства. Собор созван был главным образом в виду того,
 что многие священные обычаи "поисшаталися": многое было учинено в церкви
 по самовластию, прежние узаконения оказались нарушенными, божественные
 заповеди оставались в небрежении. В руководство собору царь предложил
 сначала 37 вопросов, потом еще 32. Царские вопросы и ответы на них
 собора и составляют главное содержание С. Они затрагивают следующие
 темы: 1) о церковном богослужении, а именно об уставности и чинности
 церковных служб, об исправности богослужебных книг, о правилах
 иконописания, о крестном знамении, о пении аллилуия и о некоторых других
 церковных обрядах; 2) об упорядочении епархиального управления и суда,
 путем учреждения новых органов надзора над духовенством, устранения
 светских архиерейских чиновников от вмешательства в сферу чисто
 духовного суда и организации контроля над их судебной деятельностью по
 другим делам, устранения злоупотреблений при взимании различных пошлин и
 поборов с духовенства и мирян; 3) об устранении злоупотреблений при
 управлении монастырскими имуществами и доходами и об искоренении разных
 пороков монашеской жизни; 4) об улучшении различных сторон мирского быта
 (меры против брадобрития в связи с содомским грехом, против волшебства и
 колдовства, скоморошества, языческих народных увеселений, игры в зернь и
 пр.). Были затронуты на соборе и вопросы общегосударственные: царь
 возвещал собору о своих "нужах и земских настроениях". Он предложил
 собору рассмотреть судебник и уставные грамоты и, если в них не окажется
 ничего несогласного с правилами церкви и прежними законами, утвердить
 своими подписями (гл. 4). Сюда же относятся постановления собора о новом
 общегосударственном сборе на выкуп пленных (гл. 72); о святительских и
 монастырских слободах и отношении их к посадам (гл. 98); о несудимых
 грамотах (гл. 67) и пр. Известно также, что царь имел в виду внести на
 рассмотрение собора целый ряд весьма важных вопросов: о местничестве, об
 организации службы, о поместьях и вотчинах, о корчмах, мытах и т. д. -
 но эти вопросы в С. не включены, так что нельзя сказать, обсуждались они
 на соборе или нет. Несмотря на такое обилие и разнообразие поставленных
 вопросов собор дал свои ответы в сравнительно короткое время: заседания,
 открытые 23 февр., закончились к началу мая, так как до 11 мая соборные
 постановления сообщены были на просмотр в Троицкий монастырь и
 возвращены оттуда. Постановления С. представляют богатейший материал для
 изучения культурного быта московского общества половины XVI в. и до сих
 пор имеют важное практическое значение, так как служат для старообрядцев
 одним из главных опорных пунктов в их полемике с представителями
 господствующей церкви. Самым важным, но и наиболее спорным является
 вопрос: был ли С. официальным памятником, имел ли он каноническое
 значение в том виде, как сохранился до наших дней, или нет? Решение
 этого вопроса затрудняется тем, что до нас не дошло почти никаких,
 известий о порядке заседаний собора и выработки его постановлений.
 Сохранилось лишь известие, что собору должны были быть представлены
 дьяками доклады об указах прежних князей; в самом С. сказано, что все
 царские предложения и вопросы и ответы на них "писанию преданы" и в
 записанном виде посылались в Троицкий Сергиев монастырь на просмотр
 бывшему митр. Иоасафу и другим находившимся там духовным лицам, которые,
 рассмотрев "царское и святительское уложение", к этому "соборному
 уложению" присоединились (гл. 99) и сделали лишь несколько к нему
 примечаний, которые также вошли в состав С. (гл. 100). Указания на
 запись соборных постановлений и их название подтверждаются целым рядом
 официальных документов. Так, в промежуток времени от 17 мая 1551 г. по
 1560 г. издано до 12 грамот и актов, которыми проводятся новые меры в
 порядки церковного управления и суда по "новому соборному уложению" или
 просто "по соборному уложению", иногда именуемому еще соборным уложением
 митр. Макария, или соборным уложением царя и митрополита совместно, или
 наконец "царским советом и соборным уложением". Один раз предписано
 "чинити о всем потому, как в соборном уложении писано". Сверх того
 довольно обширные извлечения из соборных постановлений, под именем
 наказов или наказных списков, рассылались митрополитом и епископами по
 городам и монастырям подчиненных им епархий. До сих пор известны два
 типа таких наказов (по три наказа для каждого типа): наказы одного типа
 предназначались для руководства епархиальному духовенству; другого - для
 монастырей. В грамоте митрополита, при которой послан в июле 1551 г.
 наказ в Симонов монастырь, сохранилась припись, из которой видно, что с
 такими же грамотами предписано было разослать и по иным монастырям
 "поучение, главы из тое же соборные книги выписати". Подобное же
 указание на существование соборной книги сохранилось еще в записи деяний
 церковного собора 1553 г., на котором царь с митрополитом и со всем
 собором рассуждал "о прежнем соборном уложении, о многоразличных делех и
 чинех церковных, и по книге соборной чли, которые дела исправилися и
 которые еще не исправилися". Наконец известно, что большой московский
 собор 1667 г. о соборе стоглавом ("и что писаша о знамении честного
 креста, сиречь о сложении двою перстов, и о сугубой аллилуии, и о
 прочем, еже писано нерассудно, простотою и невежеством в книге
 Стоглаве", и о клятве в соблюдении соборных правил) постановил, что "той
 собор не в собор, и клятва не в клятву, и ни во что же вменяем, яко же и
 не бысть". Совокупность всех этих официальных свидетельств приводит
 некоторых исследователей к убеждению, что постановления собора 1551 г.
 получили законодательную силу в кодексе, известном под именем С.
 (Голубинский). Не смотря на всю авторитетность защитников этого мнения,
 далеко не все в нем является бесспорным. Подлинная соборная книга с
 подписями членов собора не сохранилась или до сих пор не разыскана.
 Списки С. XVI и XVII вв. значительно между собой различаются; между ними
 отмечают три редакции: пространную, среднюю и краткую. Какую же из них
 следует считать основной? Лишь относительно средней установилось
 согласное мнение, что она возникла в XVII в. Относительно двух остальных
 мнения расходятся: одни, в том числе и защитники официальности С.,
 считают основной краткую редакцию; другие убедительно доказывают
 неосновательность этой точки зрения и признают подлинными пространные
 списки. и эти списки, однако, оказываются не тожественными. Не говоря
 уже о часто встречающихся небольших, а иногда и немаловажных вариантах,
 недавно стал известен список С. 1595 г. с иным распределением материала
 по главам; кроме того здесь недостает некоторых статей, напр. о
 брадобритии, но зато имеются новые вставки в текст. Самое разделение
 сборника на 100 глав скорее обнаруживает работу частного описателя, так
 как по главам распределены не только вопросы царя и постановления
 собора, но и запись о составе собора, предисловие, речи царя к собору,
 посылка постановлений собора на просмотр бывшего митр. Иоасафа и пр.
 Само число глав указывает на неудачное подражание Судебнику,
 разделенному на 100 статей. Распределение материала по главам также
 вызывает недоумения. В 5-й главе изложены первые царские вопросы, ответы
 на которые начинаются с 6-й главы и идут до 41-ой, где изложены новые 32
 вопроса, с ответами на них в таком порядке, что за каждым вопросом
 помещен и ответ на него; с 42-й главы опять продолжаются ответы на
 первые вопросы. Не всегда возможно установить и соответствие между
 постановлениями собора и царскими вопросами; в числе первых несомненно
 имеются такие, вопросов на которые в С. нет. Нельзя, однако, утверждать,
 что они возникли по собственной инициативе собора, так как теперь
 известны еще царские вопросы, почему-то в С. не включенные, а равно и
 такие царские предложения, которые хотя и попали в стоглав, но оказались
 зарытыми в соборных ответах (гл. 49 и 69) и не упомянуты в числе царских
 вопросов. С другой стороны в числе последних встречаются места,
 занесенные сюда по ошибке (вопрос 6-й: "а нам пастырем о том небрежении
 о всем ответь дати"). Как эти, так и другие, более детальные наблюдения
 над составом С. приводят к заключению, что "в С. мы имеем только
 извлечение из соборных деяний; в нем сохранились лишь немногие следы тех
 первоначальных материалов, которые послужили основою для соборных
 решений. Изборник этот мог и должен был служить исторической основой и
 материалом для таких чисто законодательных памятников, как царские и
 соборные наказы и грамоты" (Жданов). Источниками С. послужили, прежде
 всего, канонические правила и законы византийских императоров; некоторые
 из них помещены в С. в обширных извлечениях. То же самое следует сказать
 и о церковно-юридических памятниках русского происхождения, каковы
 церковные уставы, послания представителей церкви, постановления прежних
 соборов и пр. Не все эти выдержки и ссылки отличаются каноническою
 точностью, на что обратил уже внимание собор 1667 г., указавший, что
 неправильности С. произошли от незнакомства членов собора 1551 г. с
 греческими и древними харатейными славянскими книгами. Трудно допустить,
 что указанные источники собиралась по мере надобности уже по открытии
 собора; многое должно было быть заготовлено ранее. Как в подборе
 материала, так и в самой постановке вопросов не могли не сказаться те
 бурные течения общественной мысли, какие волновали московское общество
 со времени возникновения ереси жидовствующих. Две борющиеся партии в
 среде духовенства и культурного общества - иосифляне и нестяжатели -
 должны были столкнуться не только на соборе, но и в период
 приуготовлений к нему. Созыв собора для обсуждения церковных нестроений
 вовсе не был в интересах иосифлянского большинства. Почин в этом деле
 скорее всего мог исходить или от митрополита, или из среды парии
 нестяжателей. Известно, что митрополит написал царю обширный "ответ" в
 защиту вотчинных прав церкви. Он мог быть составлен только до собора,
 потому что после постановлений собора о том же предмете такое послание
 было совершенно излишне. Значит, возбуждались вопросы о секуляризации
 церковных имуществ и к митрополиту обращались за указаниями, почему он и
 написал свой "ответ". Поздние (1553 г.) обвиняли троицкого игумена
 Артемия в том, что он писал царю, убеждая его "села отнимати у
 монастырей"; Артемий хотя и отрицал такой факт, но не скрыл своей точки
 зрения на вопрос и в тоже время признал, что о чем-то государю "писал на
 собор". Далее известна анонимная статья, перечисляющая "многая
 неисправления, яже есть неугодна Богу и неполезно души"; почти все
 указания статьи проникли в С. в форме царских вопросов или постановлений
 собора. Эта статья найдена в сборнике, принадлежавшем члену собора,
 рязанскому епископу Кассиану, горячему противнику Иосифа Волоцкого и его
 последователей. В том же сборнике помещены и другие статьи, вошедшие в
 состав С., а рядом с ними - знаменитая кормчая Вассиана Патрикеева. На
 С. оказали влияние и некоторые мысли Максима Грека. Все эти соображения
 говорят в пользу догадки, что почин созвания собора и его программа
 исходили из среды нестяжателей, которые, при помощи избранной рады и при
 содействии митрополита, наметили обширный круг реформ в области
 церковного и государственного управления. Нестяжатели как бы готовились
 дать иосифлянам генеральное сражение, но победа осталась на стороне
 последних; на соборе их оказалось большинство, и по многим спорным
 вопросам они были поддержаны митрополитом. Такой исход борьбы повлиял и
 на дальнейшую судьбу немногих влиятельных противников иoсифлян: Артемий
 и Кассиан лишились своих мест, первый, сверх того, был судим и сослан в
 заточение. Приводить в исполнение постановления собора выпало на долю
 тех, кто в этом был совсем не заинтересован, а митрополит, без
 деятельной поддержки, ничего не мог сделать. Естественно. что при таких
 условиях "почти все узаконенное собором было забыто и все пошло по
 старому, как бы совсем и не бывало собора, деяния которого превратились
 в простой исторический памятник". - Пространная редакция С. издана в
 Лондоне (1860), в Казани (1862) и Н. Субботиным (1890); средняя -
 Кожанчиковым, в 1863 г.; краткая
  - Калачовым, в "Арх. ист. и практ. свед. за 1860 - 61 г.", кн. 5. Ср.
 Илья Беляев, "Об историческом значении деяний московского собора 1551
 г." ("Русск. Бес." 1858, № 4); его же, "Наказные списки соборного
 уложения 1551 г. или С." (1863); И. Добротворский, "Дополнительные
 объяснения к изданию С." ("Прав. Собес.", 1862, ч. 3); его же,
 "Каноническая книга С. или неканоническая" (там же, 1863, ч. 1 и 2);
 митр. Макарий, "История церкви", т. 6-й; И. Жданов, "Материалы для
 истории стоглавого собора" ("Журн. Мин., Нар. Пр.", 1876, №№ 7 и 8); Л.
 Н., "Новооткрытый рукописный С. XVI в."; "Богосл. Вестн.", 1899 г.", №№
 9 и 10; Е. Голубинский, "История церкви" (т. 2-й, 771 - 793 и 892).
  М. Д.
  Стокгольм (Stockholm, в старину у русских Стекольна)- столица Швеции,
 под 59°20' сев. шир. и 18°3' вост. долг., на озере Мелар, в том месте,
 где оно посредством небольшого Северного пролива (Norrstrom) и канала со
 шлюзом Slussen) выносит свои воды в богатый островами залив. Балтийского
 моря, которое здесь называется Соленым морем (Saltsjon). Средняя за год
 температура +5,37°Ц., высшая в поде +16,7°Ц., низшая в январе - 4°;
 дождя выпадает в год 422 мм. Берега оз. Мелара с северной стороны богаты
 лесом и холмисты, с широкими долинами; с южной стороны они поднимаются
 до значительной высоты, очень круты и представляют только узкие
 береговые равнины; каменистый грунт их состоит преимущественно из
 гранита и серого гнейса и потому они на больших пространствах остаются
 обнаженными. В гигиеническом отношении положение города весьма выгодное,
 хотя в некоторых местах затруднителен сток излишних вод.
 Административный район С. занимает 3118 гектаров, из которых 1688
 гектар, входят в черту города. Жителей в С. в 1718 г. было 50000. в 1780
 г. 75000, в 1850 г. 93000. Во второй половине XIX столетия население
 начинает расти довольно быстро, в особенности в последние десятилетия: в
 1880 г. С. имел уже 168775 жит., в конце 1890 г. - 243500, в 4898 - 1899
 гг. - 289000. За десятилетие 1881 - 1890 г. приходилось ежегодно на 1000
 жителей 33 живорождения и 23 смертных случая. Строительная деятельность,
 долго находившаяся в упадке, настолько усилилась, что, число жилых
 зданий превышает потребности возрастающего населения. Общая стоимость
 поземельных участков в конце 1890 г. составляла 565 милл. крон. Части
 города, площади, улицы и здания. С. распадается на три главные части: 1)
 собственно город, 2) городские части на северн. берегу оз. Мелара и 3)
 городская часть на южн. берегу оз. Мелара. Собственно город (Staden)
 лежит в центре, на трех о-вах между оз. Меларом и Соленым морем, и
 представляет собою древнейшую часть, еще в 1255 г. получившую название
 города, с узкими, неправильными улицами, небольшими площадями, высокими,
 массивными зданиями. Этою частью города все более завладевает деловая
 жизнь. На северном берегу Мелара лежать Norrmalm (Северное предместье) с
 прекрасными площадями, прямыми улицами и многочисленными роскошными
 домами; Ostermalm (Восточное предместье), теперь лучшая часть города;
 Kungsholm (Королевский остров), северозападная часть города, со многими
 фабриками и заводами и лучшими в городе больницами. На южном берегу оз.
 Мелара - Sodermalm (Южное предместье), самый бедный квартал города;
 отсюда прекрасный вид на весь город; в особенности с Mosebacke и
 ведущего туда длинного моста Екатерининского элеватора. Из парков
 наиболее замечательны: Humlegarden, в Восточном предместье, с
 правительственной публичной библиотекой и памятником Линнею
 (колоссальная бронзовая статуя работы Кьельберга); Kungstradgarden в
 Северном предместье, со статуями кор. Карла XII и Карла XIII; парк
 Берцелиуса, со статуей Берцелиуса, между Северным и Восточным
 предместьями; берег ниже моста Norrbro; чрезвычайно красивый "Зверинец"
 (Durgarden) на Восточном острове. В архитектурном отношении С.
 представляет немного замечательных зданий, уцелевших от средних веков,
 за то в нем много построек XVI - XVIII ст., в особенности XVII-го. Из
 девяти главных храмов С. важнейшие: Storkyrkan (большая церковь) или Св.
 Николая, рядом с замком, начата еще в XIII ст.; Riddarholmskyrkan
 (церковь Рыцарского острова), место погребения членов королевской
 фамилии, с роскошной усыпальницей и военными трофеями; Tyskakyrkan
 (немецкая церковь), в стиле немецкого Возрождения; Johanniskyrkan
 (церковь св. Иоанна), построенная в 1890 г. в готическом стиле. Из
 других зданий наиболее замечательны: королевский замок, построенный
 Никодимом Тессином Младшим, почти квадратное здание в стиле итальянского
 Возрождения; Riddarhuset (рыцарский дом) и дворец обер-штатгальтера, оба
 XVII ст.; национальный музей, королевская библиотека, высшее техническое
 училище, синагога, новая академия свободных искусств, новое здание
 королевской оперы, здание северного музея в "Зверинце".
 
  Управление. В административном отношении С. образует особый
 самостоятельный округ. Во главе управления стоит назначаемый
 правительством обер-штатгальтер, который является в то же время и
 законным руководителем муниципалитета (думы), состоящего из 20 городских
 депутатов. Полиция состоит из 1 полицеймейстера, 13 комиссаров и 455
 полицейских служителей. Со времени организации в 1875 г. пожарных депо
 (137 человек) прежде часто повторявшиеся и опустошительные пожары
 приняли совершенно неопасный характер. Водопроводные трубы (с 1893 г.)
 имеют в длину 163706 м.; потребление газа достигает в год почти 141/2
 милл. куб. метр. Электрическое освещение очень распространено (длина
 проводов городских станций в 1893 г. - 65445 м.). В 1893 г. городской
 долг С. достигал 60,8 милл. крон, актив города составлял 67,8 милл.
 крон, общая сумма расходов - 16,5 милл. крон. Гарнизон С. состоит
 приблизительно из 3000 челов., преимущественно гвардейских войск.
 Народное образование. В 1886 г. вновь организован медицинский факультет,
 с 43 преподавателями и 400 студентами; при нем клиники. Частный
 университет, образованный в 1878 г. из учреждений; занимавшихся
 преимущественно естественноисторическими и физико-математическими
 предметами, 18 профессоров, семинария, библиотека. Высших гимназий (с
 девятилетним курсом) 4 казенных и 2 частных, низших (т. е. прогимназий,

<< Пред.           стр. 975 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу