<< Пред. стр. 978 (из 1179) След. >>
душа человеческая, в виде младенца, "ожидающая мерного притяжения, купноже и человеколюбия Божия". Одну чашу весов охраняет ангел, поражающий
копием двух бесов, усиливающихся перетянуть другую чашу к себе: первая
добрых дел, последняя злых. Около престола лики святых, далее под сенью
дерев блаженные праотцы Авраам, Исаав и Иаков с окружающими их
младенцамидушами праведных. Под ногами праотцев текут четыре райские
реки Геон, Феон (Фиссон), Евфрат и Тигр. В светлую обитель святых ведут
врата, в кои готовится апостол Петр впустить праведников, а апост. Павел
держит свиток, в котором написано: "Приидите, благословении и праведнии,
в рай невозбранно". Ангел сверху накладывает венцы на праведников. В
винограднике на престоле сидит Пречистая: это рай, в котором вселятся
души праведных. Между раем и адом, между ангелом и дьяволом привязан к
столбу юноша: "ради милостыни он избавлен муки вечныя, а ради блуда
лишен вечныя жизни". Обратимся к другой стороне: там Моисей указывает
жидам на Христа. В житии Василия Нового Моисей обличает на суде жидов,
объясняя им их заблуждения "и показывая им в Иисусе Христе истинного
Бога". Позади жидовлитва, арапы синие, индияне, измаильтяне- песьи
головы, турки, сарацины, немцы, ляхи, Русь. Без сомнения, это исчисление
народов, сошедшихся на С. чудище, составляет самый древний мотив нашего
изображения. Греческий философ, вероятно, для большего убеждения не
преминул обратить внимание нашего князя на Русь, стоящую в числе
народов, ожидающих ответа в день судный; между ними же стоят и те, от
которых приходили проповедники для обращения Владимира в свою веру:
жиды, магометане и немцы, между тем как греки, исповедующие истинную
веру, освобождены от этого нечестивого сообщества. Таким образом в нашей
картине представляются на суде не отдельные личности- грешники: еретики,
гонители и т. п., как это в житии Василия Нового, из которого
преимущественно заимствован этот сюжет, но выводятся целые народы, что
вполне согласно с назидательным значением ее для безграмотной и
необразованной толпы, для которой присутствие исторических личностей на
картине было бы и невразумительно, и мало полезно. По всей почти картине
извивается вышедший из ада змей, и досягает пяты Адама, припавшего к
престолу Судии; на кольцах змея начертаны имена грехов - мытарства;
ангел несет по мытарствам праведную душу; там же гора, на горе одр, на
одре Лазарь убогий; у главы царь Давид сидит с гуслями, а три ангела
наклонились и принимают душу Лазареву. Здесь ангел показывает Даниилу
четыре царства погибельных: вавилонское, мидское, перское "и римское,
еже есть антихристово". Царство антихристово изображается в целом ряде
символических эпизодов в отдельных кругах, равно как и другие четыре
царства представлены под символами зверей и чудовищ. Название Римского
царства "антихристовым" свидетельствует уже о разделении церквей на
восточную и западную: оно стоит вместе с вавилонским, мидийским и
персидским - представителями древнего язычества. По гласу трубы
архангела земля и море, гробы и звери, рыбы и птицы возвращают назад
тела усопших,- тут же правда кривду стреляет, и кривда пала со страхом.
Среди восставших виден один человек с распростертыми руками; он не
знает, куда ему идти, к избранным или погибшим, потому что половину
своей жизни он провел праведно, а потом грешил. По приговору Судии
влекутся цепью в ад люди разных званий и состояний: игумены и игуменьи,
старцы и попы, князья, бояре, судьи немилостивые и неправедные: все
оборачиваются назад и плачут. "А духовные люди идут в ад, которые не
радели о своем стаде и о своем спасении. За ними идут молодые люди,
которые не соблюдали заповедей Божиих, не почитали отцов и матерей, и до
брачного сочетания блудно жили; сами наги, связаны по ногам". Сатана
одной рукой держит конец цепи, а другой Иуду с кошельком. Из пасти ада
выглядывает Вельзевул; под ним написано: "сатана и диавол, иже есть
лживый пророк антихрист, будет свержен в озеро огненное и все с ним
творящие волю его". В самом низу образа адские муки: там повешены
ростовщик за алчные руки, клеветник за злоречивый язык и пр. В
подлиннике так описываются, следовательно, так и изображались на
образах, муки на С. суде: "Всем освященным чинам и старцам согрешившим
котел кипит; мука клеветникам: за язык повешены, а плясуны за пуп; муки
татям и разбойникам: за ноги повышены в огнь; мука князьям и боярам и
судьям несправедливым- червь неусыпающий; мука лихву емлющим и
сребролюбцамбесы им в горло льют растопленное золото и серебро; а они
сидят и не хотят пити, отворачиваются, а бесы шемпами их бьют. А которые
творили блуд с попадьями и старицами, с просфирнями и с кумами и
сестрами- повешены в огне за хребет". Из приведенного содержания картины
С. суда мы видим, что она обнимает собою все состояние человека и
человечества в загробном мире, как по смерти (мытарства), так на общем
суде и после суда, даже больше этого: она, изображая царство антихриста,
захватывает и последние дни этого мира. Имея в основании Свящ. Писание,
она в подробностях своих стоит в самой тесной связи с теми сказаниями о
С. суде, которые преимущественно были распространены в древней Руси. Из
сочинений о С. суде особенно распространены были в древней Руси слова
св. Ефрема Сирина, слово Палладия Мниха, житие Василия Нового и "Слово о
небесных силах, чего ради создан человек". Из слов св. Ефрема Сирина три
исключительно посвящены этому предмету: "О всеобщем воскресении и втором
пришествии Господа нашего Иисуса Христа", "На честный крест и второе
пришествие" и "На второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа".
Особенно подробно последнее. Картинность изображения, множество
эпизодов, твердого основания для которых нет в Свящ. Писании-
отличительные черты этих слов Ефрема Сирина, которые именно потому и
нравились древнерусским читателям. У наших раскольников слова св. Ефрема
служат настольными книгами, к которым они обращаются во всех
сомнительных пунктах. Слово Палладия Мниха: "О втором пришествии
Христове, о С. суде и будущей муке" написано под влиянием слов св.
Ефрема и в свой очередь послужило источником для других сочинений:
многие черты сходства с этим словом можно найти в "Хождении Богородицы
по мукам" и других сказаниях, особенно в картине С. суда, начертанной
Мнихом Григорием в житии Василия Нового. Насколько слово Палладия было
распространено в древней Руси, об этом свидетельствует обилие духовных
стихов, возникших под его влиянием. В сочинении Мниха Григория изображен
не только суд всеобщий, при конце мира, но и суд частный, по смерти
каждого человека. Григорий повествует, как он, при помощи св. Василия
Нового, удостоился в видении узреть С. суд и как потом исцелился от
своих гибельных для души сомнений. К числу источников, под влиянием
которых сложилось житие Василия Нового, принадлежат также книга Эпоха и
слова Кирилла Александрийского, и Макария Великого. В древней Руси оно
было очень распространено; множество его списков рассеяны по всем концам
России. Не только в XVII, но даже в XVIII и XIX вв. оно переписывалось и
украшалось множеством миниатюр. Под его влиянием написано "Слово о
небесных силах, чего ради создан человек", помещенное Калайдовичем в
"Памятниках словесности XII века под № ХII-м. Его приписывают Авраамею
Смоленскому, который, по свидетельству его жизнеописателя, любил в
последнее время жизни своей беседовать о разлучении души с телом, о
мытарствах, ее ожидающих и т. п. "Слову о небесных силах" обязаны своим
происхождением и многие духовные стихи. См. В. Сахаров,
"Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и
влияние их на народные духовные стихи" (Тула, 1879).
Действо С. суда в Московской Руси совершалось в неделю (воскресенье)
Мясопустную архиереем, и потому бывало не во всех городах, а только в
тех, где находился архиерей. Известно, что оно бывало в Москве,
Новгороде, Вологде. В греческой церкви чин действа С. суда стал
совершаться не ранее VIII века. В какое время и кем установлено
совершение его в русской церкви - с точностью неизвестно; несомненно
лишь, что оно совершалось в первой половине XVII стол. В Москве его
совершал сам патриарх, часто в присутствии царя. Царь Алексей
Михайлович, за исключением немногих лет, постоянно находился при
действе. После смерти Алексея Михайловича выход царей к действу бывал
редко. В царствование Петра I совершение действа прекратилось: патриарх
Адриан отправлял его в последний раз в 1697 г. Действо С. суда
совершалось, главным образом, вне храма, за алтарем (в Москве- за
алтарем Успенского собора, в Новгороде- подле церкви Богоотец Иоакима и
Анны). Иногда, однако, действо совершалось в Москве в самом храме. Во
всяком случае, для совершения его устраивалось особое место. Ключари за
два дня посылали сторожей на мастерской плотничий двор для устройства
козла (т. е. рундука, подмостков), а затем на казенный двор, для обивки
его красным сукном. На приготовленное место ключари Архангельского
собора приносили образ С. суда и поставляли пред ним подсвечник. В
Новгороде выносился образ видения пророком Даниилом С. суда. Затем
приносились еще стол, покрытый пеленой, серебряная чаша для
водоосвящения, подсвечники, большой налой с паволокой для иконы
Богородицы и для Евангелия. Сам чин действа страшного суда состоял в
пении стихир, чтении паремий, водоосвящении, чтении апостола, чтении
Евангелия, погружении креста в воду патриархом и омытии освященной водой
икон, великой ектении и осенении предстоявших крестом. Главное в действе
было чтение Евангелия о С. суде. Евангелие читалось двояким образом: или
на четыре страны (патриархобратясь лицом к востоку, стоявший против него
протодиакон- лицом к западу, один диакон- обратясь лицом к народу на
север, другой- на юг), или только патриарх с протодиаконом. Крестный ход
бывал не всегда; он не совершался, если действо происходило в храме;
водоосвящение также совершалось не всегда. Чин действа С. суда
сохранился в новгородском рукописном Чиновнике XVII века, хранящемся в
библиотеке спб. дух. академии. В сокращении он напечатан в "Чтениях Имп.
Общества Истории и Древн." (1861, кн. 1). К XVII столетию относится и
печатный чин того же действа, изданный вместе с чинами действ
летопроводства и пещного и чином освящения антиминсов. Печатный чин
следует назвать московским, так как в нем указано присутствие при
действе царя. Кроме того, чин действа С. суда напечатан в "Вивлиофике"
(ч. XI), в уставе обрядов, наблюдаемом в московском Успенском соборе.
Здесь он изложен не во всей полноте, а в виде записи, как он совершался
в тот или другой год". Запись имеется за 16 лет, в промежуток времени с
1671 до 1691 г. Записи многих лет очень кратки и касаются только
каких-либо особенностей, бывших при совершении действа. См. прот. К.
Никольский, О службах русской церкви, бывших в прежних печатных
богослужебных книгах" (СПб., 1885).
Стрекозы (Odonata s. Libellulidae) - семейство насекомых из отряда
прямокрылых (Orthoptera), принадлежащее к подотряду ложносетчатокрылых
(Pseudoneuroptera); семейство это признается многими за особый отряд в
классе насекомых. Ложносетчатокрылые разделяются на две группы:
Amphibiotica, заключающих в себе насекомых с личинками, живущими в воде
(семейства Odonata, Ephemeridae и Perlidae) и Corrodentia с личинками,
живущими на суше (сем. Termitidae, Psocidae и Emblidae). Личинки
насекомых, принадлежащих к первой группе, замечательны тем, что они
значительно отличаются от взрослых насекомых, в особенности у С.,
гораздо более, чем это бывает у большинства прямокрылых, которые имеют
так назыв. неполное превращение; различие это объясняется водным образом
жизни личинок. С. отличаются стройным удлиненным телом и большой
свободноподвижной полушаровидной или вытянутой в поперечном направлении
головой; сложные глаза очень велики; простые глазки существуют в числе
3; усики очень короткие, шиловидные и состоят из 6-7 члеников; ротовые
органы хорошо развиты и устроены по типу жующих. Первый сегмент груди, в
отличие от остальных двух, очень мало развит. Передние и задние крылья
приблизительно одинаковой величины и формы, прозрачные и имеют очень
частую сеть жилок; на переднем крае крыла находится утолщенное хитиновое
пятно- глазок (stigma). Ноги длинные, покрытия волосками, с 3-членистыми
лапками. Длинное, большей частью цилиндрическое, а иногда плоское брюшко
имеет на заднем конце пару нечленистых хвостовых придатков, которые у
самцов развиты сильнее чем у самок. На втором сегменте брюшка у самца
находится особый копуляционный аппарат, устроенный довольно сложно и
наполняющийся семенем при помощи подгибания к нему заднего конца брюшка,
на котором находится половое отверстие. Во время спаривания самец
хватает своими брюшными придатками самку за шею или за голову и летает с
ней до тех пор, пока она не подогнет конец своего брюшка к
копуляционному органу самца. С.- большие, стройные насекомые, летающие
очень хорошо и водящиеся во всех частях света. Некоторые летают очень
быстро (напр. Libellula, Aeschna), полет других более медленный и
неправильный (Agrion Calopteryx). Довольно часто в различных местностях
наблюдались случаи, когда С. совершали большими массами далекие
перелеты, при чем они перелетали иногда даже моря. В пределах России
большую часть таких перелетов совершает Libellula quadrimaculata, иногда
в сопровождении других видов. Огромный массы С. поднимаются с озер и
прудов, где живут их личинки (первоначальное поднятие таких туч С.
наблюдалось очень редко) и захватывают с собой особей, попадающихся им
на пути. Причины перелетов С. до сих пор не выяснены окончательно; между
ними одна из главных, по всей вероятности, отыскание соответственных
мест для потомства; недостаток в пище может также оказывать в данном
случае влияние; интересны случаи, когда одновременно с тучами С.
наблюдались тучи бабочек, которые, повидимому, преследовались С.
(подобный случай с бабочкой капустницей, Pieris brassicae наблюдался,
около Ровеля в 1852 г.). При перелетах С. летят обыкновенно не очень
скоро и во всяком случае медленнее, чем во время обыкновенного полета.
С. отличаются хищническим образом жизни, питаясь различными насекомыми и
преследуя их на лету; они держатся обыкновенно по близости воды, что
зависит, разумеется, от того, что личинки С. ведут водный образ жизни.
Самки откладывают яйца в воду или на водяные растения. Личинки С. имеют
очень характерную внешнюю форму и значительно отличаются от взрослых
насекомых: голова у личинок плоская, глаза маленькие, брюшко
сравнительно короткое и толстое; но главные отличия заключаются в
строении ротовых частей и органов дыхания. Из ротовых органов у личинок
является очень сильно развитой нижняя губа, так назыв. маска; она может
складываться поперек и имеет вид треугольника, прикрепленного вершиной к
основной части (подбородку); на свободном конце ее находятся острые
клещи, которые могут сдвигаться. В сложенном состоянии маска прикрывает
остальные части снизу, при нападении же личинки на добычу, подбородок
выпрямляется и клещи схватывают добычу; затем маска складывается и
добыча отправляется в рот, будучи предварительно разорвана на части
челюстями. Маска называется шлемовидной, когда клещи ее широкие и она
прикрывает рот в спокойном состоянии снизу, спереди и сверху, и носит
название плоской, когда клещи ее длинные и тонкие и она прикрывает рот
только снизу. Органами дыхания у личинок С. являются трахейные жабры,
которые бывают или внутренние, или наружные. У большинства крупных видов
(Libellula, Aeschna) существуют внутренние трахейные жабры, т. е.
складки на внутренней поверхности задней (прямой) кишки; складки эти
снабжены многочисленными разветвлениями трахей (дыхательных трубочек) и
омываются водой, которая через заднепроходное отверстие то втягивается,
то выбрасывается обратно. У большинства мелких видов С. существуют
наружные трахейные жабры в виде 3 удлиненных листочков на заднем конце
брюшка, в которых находится густая сеть трахей. Личинки С. имеют длинные
ноги и хорошо плавают; они питаются различными водяными насекомыми и
даже мелкими рыбками, отчего могут приносить вред рыбоводству. Личинки
линяют несколько раз, при чем у них образуются зачатки крыльев, которые
с каждой линькой выступают яснее; перед последней линькой они выходят из
воды и садятся на стебли какого-нибудь водяного растения или на ветки
близ растущего дерева; это состояние называется куколкой, из которой
скоро выходит взрослое насекомое, оставляющее хитиновую кожицу на
растении. С. водятся во всех частях света, при чем в тропических странах
виды их более многочисленны, чем в умеренных. В ископаемом состоянии
остатки С. (главным образом отпечатки крыльев, а иногда и целых
насекомых, прекрасно сохранившихся) встречаются начиная с юрской системы
(лейаса). Особенно хорошим сохранением и разнообразием форм отличаются
многочисленные отпечатки С. в литографском сланце Золенгофена; некоторые
из них принадлежат к видам, достигавшим гораздо больших размеров по
сравнению с современными формами (например Petalia longialata достигала
длины 9 см., при размахе крыльев в 14 см.). С. подразделяются на
несколько подсемейств или, если считать их за особый отряд, то отряд С.
состоит из нескольких семейств (Libellulidae, Aeschnidae и Agrionidae).
Наиболее известные роды С. следующие: Libellula характеризуется
полушаровидной головой, глазами, соприкасающимися на темени и крыльями,
лежащими в покое горизонтально; личинки с шлемовидной маской. Один из
наиболее обыкновенных видов Libellula quadrimaculata (длина до 5 см.);
тело ее желто-бурого цвета; брюшко с желтыми пятнами на 5 - 8 сегмент. и
с черным задним концом; крылья имеют желтое основание и 4 темно-бурых
пятна; вид этот имеет очень обширное распространение, а именно водится
во всей Европе, Малой Азии и Северной Америке; большая часть указаний на
перелеты С. относится к нему. Род Aeschna (коромысло) отличается длинным
цилиндрическим брюшком и задними крыльями, имеющими вырезку у основания
заднего края; личинки с плоской маской. Наиболее обыкновенный
европейский вид Aeschna grandis, достигающий 7 см. длины,
желтовато-бурого цвета, грудь с 2 желтыми боковыми полосками, спина
между крыльями с голубыми пятнами. Следующие 2 рода отличаются более
тонким телом и меньшими вообще размерами. Agrion (лютка) характеризуется
стебельчатыми при основании крыльями с широкими квадратными клеточками и
небольшим глазком; голова вытянута в поперечном направлении.
Многочисленные виды люток представляют собой очень нежных С., водящихся
во всех частях света и достигающих в среднем до 3 1/2 см. длиной.
Calopteryx отличается металлически блестящим телом, у самок зеленого, у
самцов синего цвета; крылья не стебельчатые, глазок у самцов
отсутствует. Наиболее обыкновенный вид, водящийся во всей Европе, есть
Gal. virgo (длиною 5 см.), одна из самых красивых С. с широкими, у самца
темносиними, у самки бурыми крыльями. Описание и изображение
среднеевропейских С. можно найти у Tumpel'a "Die Geradflugler
Mitteleuropas".
М. Римский-Корсаков.
Стрепет (Otis tetrax).- Охота на С. разделяется на весеннюю
(запрещаемую в Европ. России законами об охоте) - по токующим самцам,
летнюю - по выводкам и осеннюю- при пролете. Весенняя охота производится
на утренней (от 3 до 8 час.) или вечерней (от 6 до 8 час.) заре.
Выезжают в экипаже (беговых дрожках, двухколесной телеге) и отыскивают в
степи токующих С. по издаваемым ими звукам (циррр...); заметив птицу,
начинают ее объезжать по дуге, постепенно уменьшая радиус; подъехав на
выстрел, быстро направляются к центру круга и стреляют в взлетающего С.
Промышленники расставляют иногда на заранее определенных местах токов
силки и капканы. Охота на выводки начинается со второй половины дня и
производится в самое жаркое время дня - от 11 до 4 час., когда С.
укрываются от зноя в густую траву и залегают, близко подпуская как
собаку, так даже и экипажи; в первом случае бьют из под стойки, а во
втором- прямо с экипажа; последний способ признается предпочтительным,
так как собаке очень тяжело работать в жару. В конец лета, когда С.
выбираются из крепей на скошенную степь, охотники отыскивают утром
места, где расхаживают стаи С., и ожидают наступления жаркой поры (11-12
час.); как только С. скроются, т. е. залягут, охотники осторожно
подходят к тем местам и стреляют взрывающихся перед ними птиц. Осенью,
при пролете, когда С. собираются в огромные стаи, до 100 шт. и более, на
них охотятся с наганиванием. Стреляют С. дробью не мельче № 4 англ.
счета.
Стрепетова (Пелагея Антиповна, по 1-му мужу Писарева, по 2-му мужу
Погодина, род. 1850 г.) - талантливая драматическая артистка; в 1865 г.
поступила на сцену в г. Рыбинске, после чего играла в Ярославле,