<< Пред.           стр. 987 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 сочинения его были изданы Н. И. Новиковым дважды, в 1781 и 1787 гг.
 Всего больше выдаются из них драматические произведения, которыми С.
 стяжал у современников славу "отца российского театра" и "северного
 Расина". Конечно, серьезно сравнивать С. с франц. трагиком нельзя; он
 уступал ему и по силе таланта, и по оригинальности. Образцом для С.
 служили Расин и Вольтер. Его трагедии отличаются всеми внешними
 свойствами ложноклассической французской трагедии - ее условностью,
 отсутствием живого действия, односторонним изображением характеров и т.
 д. С. не только перерабатывал, но прямо заимствовал из французских
 трагедий план, идеи, характер, даже целые сцены и монологи. Его Синавы и
 Труворы, Ростиславы и Мстиславы были лишь бледными копиями Ипполитов,
 Британников и Брутов французских трагедий. Современникам трагедии С.
 нравились идеализацией характеров и страстей, торжественностью
 монологов, внешними эффектами, яркой противоположностью между
 добродетельными и порочными лицами; они надолго утвердили
 ложно-классический репертуар на русской сцене. Будучи лишены
 национального и исторического колорита, трагедии С. имели воспитательное
 значение для публики в том отношении, что в уста действующих лиц
 влагались господствовавшие в то время в европейской литературе
 возвышенные идеи о чести, долге, любви к отечеству и изображения
 страстей облекались в облагороженную и утонченную форму. О характере
 переделок С. может дать понятие хотя бы следующее место из "Гамлета"
 (действие 1, явл. 2), где датский принц говорит:
  Я бедствием своим хочу себя явить,
  Что над любовию могу я властен быть.
  Люблю Офелию; но сердце благородно
  Быть должно праведно, хоть пленно, хоть свободно...
  В 1-м явл. II действия Клавдий восклицает:
  Когда природа в свет меня производила,
  Она свирепствы все мне в сердце положила.
  Во мне искоренить природное мне зло,
  О воспитание! и ты не возмогло,
  Се в первый раз во мне суровый дух стонает
  И варварством моим меня изобличает... Интересен разговор Полония и
 Гертруды, в котором поставлен и разрешен в духе времени вопрос о царской
 власти.
  Полоний.
  Кому прощать царя? - народ в его руках.
  Он Бог, не человек, в подверженных странах.
  Когда кому даны порфира и корона,
  Тому вся правда власть, и нет ему закона.
  Гертруда.
  Не сим есть праведных наполнен ум царей:
  Царь мудрый есть пример всей области своей;
  Он правду паче всех подвластных наблюдает,
  И все свои на ней уставы созидает,
  То помня завсегда, что краток смертных век,
  Что он в величестве такой же человек,
  Рабы его ему любезные суть чады,
  От скипетра его лиется ток отрады.
  Комедии С. имели меньший успех, чем трагедии. И они, большей частью,
 переделки и подражания иноземным образцам; но в них гораздо больше
 сатирического элемента, обращенного к русской действительности. В этом
 отношении комедии С., из которых лучшая - "Опекун", вместе с сатирами,
 баснями и некоторыми эклогами, представляют богатый материал для
 изучения духа эпохи и общества. Цель комедии С. определил в одном из
 своих стихотворений; ее назначение-"издевкой править нрав; смешить и
 пользовать прямой ее устав". В его комедиях богатейший подбор
 "презрительных вещей", которые безобразили русскую жизнь и происходили
 или от невежества, или от ложно понятого, поверхностно усвоенного
 европейского образования. Не стесняясь в выражениях падал С. и на темные
 стороны старого русского общества - на дворянскую спесь, ханжество,
 бездельничанье, самовластие помещиков, любовь к угодничеству и лести.
 Особенно же досталось от С. "крапивному семени", "хамову отродью", как
 он называл подъячих. и судей: их он без пощады преследовал за
 лицеприятиe, взяточничество, казнокрадство. Сам С. много страдал от
 подъячих, еще в детстве ему пришлось однажды лично отвезти одному из них
 взятку в 50 руб., и он на всю жизнь не мог отделаться от впечатления
 этого визита. "Слово чернь - говорит он в одной из своих филиппик против
 московской публики - принадлежит низкому народу, а не слово подлый
 народ, ибо подлый народ суть каторжники и прочие презренные твари, а не
 ремесленники и земледельцы. У нас сие имя всем тем дается, которые не
 дворяне. Дворянин! великая важность! Разумный священник и проповедник
 величества Божия, или кратко богослов, естество слов, астроном, ритор,
 живописец, скульптор, архитектор и проч. по сему глупому положению члены
 черни. О несносная дворянская гордость, достойная презрения! Истинная
 чернь суть невежды хотя бы они и великие чины имели, богатство Крезово и
 влекли бы свой род от Зевса и Юноны, которых никогда не бывало". Большую
 часть своих комедий С. написал в Москве, и нападки его на современные
 нравы относятся преимущественно к московской публике. По его выражению,
 невежеством в Москве "все улицы вымощены толщиной аршина на три". Для
 исправления своего Москва не одного, а "ста Мольеров требует", - писал
 он Екатерине. Во всяком случай, общественная и критическая мысль С. шла
 впереди поэтического чувства: в его поэзии гораздо более рассудочного
 элемента, чем истинного вдохновения. Лучшая из его песен - та, где нашло
 себе выражение опятьтаки сатирическое чувство автора: "Хор к превратному
 свету". Оды С. напыщенны, вялы и лишены, в противоположность одам
 Ломоносова, исторического и общественного содержания. Но в баснях и
 эпиграммах живая, насмешливая, задорная натура С. сказалась вполне; не
 отличаясь высоким художественным достоинством, они любопытны по тем
 бесчисленным штрихам живой современности, которые рисуют эпоху ярче
 самых обстоятельных описаний. Новиков считал басни С. "сокровищем
 российского Парнаса". Забота о внешней форме и об аллегории стояла в них
 на последнем плане; мораль также отступала перед широким сатирическим
 содержанием, взятым из условий окружающей жизни. Крылов не только знал и
 изучал басни С., но иногда заимствовал основные черты их сюжетов. Ябеды
 и крючкотворства С. не мог не задать даже в своих эклогах, посвященных
 "прекрасному российского народа женскому полу", где, в духе Фонтенеля,
 изображал перипетии сентиментальной любви, на лоне природы, при участии
 Аврор и Диан, нимф и зефиров. К эклогам близки идиллии С., в которых
 воспевается тоска любовников, изнывающих друг по другу. Те же мотивы и в
 песнях романсах С., которые он тщетно пытался подделать под народный
 лад. В тяжелые минуты душой С. овладевало религиозное чувство, и он
 искал утешение от скорбей в псалмах; он переложил псалтырь в стихи и
 писал духовные сочинения, но в них столь же мало поэзии как и в его
 духовных одах. Его критические статьи и рассуждения в прозе имеют в
 настоящее время лишь историческое значение.
 
  Литература. Н. Булич, "Сумароков и современная ему критика" (СПб.,
 1854); важные дополнения и поправки к этому труду в статье В. Гаевского,
 "Ж. М. Н. Пp. "(1854, № 7); см. также разбор А. Пыпина ("СПб. Ведом. ",
 1854, № 83); Александр Петрович С. ", Владимира Стоюнина (СПб., 1856);
 "Русская поэзия", под ред. С. А. Венгерова, вып. II (избранный
 сочинения, вступительные статьи М. Д. Хмырова и Н. Н. Булича).
  Евг. Ляцкий.
  Сумбатов (князь Александр Иванович, по сцене Южин) - драматический
 писатель и известный актер, род. в 1857 г.; по отцу грузинского
 происхождения; учился в тифлисской гимназии и на юридич. факультете СПб.
 унив. В 1881 г. поступил на сцену в Москве, в театре Бренко, а в 1882 г.
 перешел на Импер. моск. сцену. Первая пьеса С., "Громоотвод", написана в
 1878 г.; затем последовали "Дочь века" и "Листья шелестят" (1880 и
 1881). В 1883 г. запрещена к представлению пьеса Сумбатова "Сергей
 Сашидов", где автор коснулся вопроса о праве сельских сходов ссылать
 своих односельчан в Сибирь на поселение. Б 1884 г. написаны комедия "Муж
 знаменитости" и историческая хроника "Царь Иоанн IV", в 1886 г. -
 "Арказановы", в 1888 г. - "Цепи"., Следующие три пьесы - "Старый закал"
 (1895), "Джентльмен" (1897), "Закат" (1898) - появляются одна за другой
 после семилетнего перерыва писательской работы и выгодно отличаются, по
 приемам письма, от первых пьес С. В "Русской Мысли" 1897 г. (№5 и 6)
 помещена большая статья С.: "Первый всероссийский съезд сценических
 деятелей, его резолюции и настроения", а в "Сборнике в память
 Белинского" (1898) - речь: П. С. Мочалов в жизни и на сцене". Статья С.
 : "Отношения С. А. Юрьева к сцене в последние годы его жизни",
 напечатанная в сборнике "Памяти С. А. Юрьева", дает характеристику
 московского Малого театра 1880-х годов. Пьесы "Цени" и "Старый закал"
 переведены на немецкий, польский, сербский и чешский языки и ставились
 на иностранных сценах. В 1898 г. "Старый закал" - в переводе Евг. Цабеля
 - имел большой успех в Берлине. В 1901 г. вышло собрание сочинений С., в
 трех томах. Все пьесы Сумбатова очень сценичны и, не отличаясь особенной
 глубиной захвата, задаются серьезными психологическими задачами. Как
 актер, кн. С. (под псевдонимом. Южина)
  - один из наиболее выдающихся деятелей московского Малого театра.
 Главные роли его: Макбет, Гамлет, Яго, Ричард III, Петручио, гр. Дюнуа,
 маркиз Поза, Мортимер, Лейчестер, Эгмонт, Рюи-Блаз, Самозванец, Царь
 Борис, Чацкий. Его репертуар обнимает всего около двухсот ролей. С.
 серьезно и добросовестно относится ко всякой роли. Его исполнение
 отличается естественностью, глубокой искренностью и силой чувства.
  Сумерки. - Так называется переход от полного дневного света к ночной
 темноте и обратно. С. бывают вечерние и утренние, а также гражданские и
 астрономические. Вечерние С. начинаются в момент солнечного захода.
 Концом гражданских С. считают время, когда, за недостатком света, должны
 быть прекращаемы полевые работы (солнце под горизонтом на 6°.5), а
 концом астрономических - момент исчезновения в западной части горизонта
 последней светлой полоски (солнце ниже горизонта на 18°). Обратное имеет
 место по отношению к утренним С., но началу их, по исследованиям Гузо,
 Гельмана и др. соответствует высота солнца не-18°, как принимали раньше,
 а-15°. Продолжительность С. зависит от наклона суточных параллелей к
 горизонту; она наименьшая на экваторе (для астрон. С. в среднем вывод 1
 ч. 12 мин.), а наибольшая на полюсах (около 2 мес.). Постепенность
 перехода от дневного света к ночной темноте объясняется постепенностью в
 ослаблении, по мере понижения солнца под горизонтом, света, отраженного
 находящимся над горизонтом воздуха. На планетах, не имеющих атмосферы,
 нет и сумерек.. Продолжительность С., между прочим, зависит от высоты
 "оптического" предела атмосферы, и наоборот, высота предела- от степени
 прозрачности воздуха, главным образом, от гидрометрического состояния
 его и количества пыли, особенно в высших слоях атмосферы. Если воздух
 влажнее (относит. вл.) или более загрязнен пылью (после сильных
 вулканических извержений), С. продолжительнее. Утром относит, влажность
 воздуха меньше, чем вечером а летом меньше, чем зимой, почему утренние
 С. короче вечерних, а летние короче зимних. По той же причине
 продолжительность С. увеличивается при приближены к данному месту
 циклона. Так как с одной стороны область циклона в верхних слоях гораздо
 более распространена по горизонтальному направлению, чем в нижних, а с
 другой гидрометрическое состояние высших слоев атмосферы замечательным,
 хотя еще мало исследованным образом и связано не только с одним
 циклоном, но с циклоническим характером более или менее продолжительного
 промежутка времени, то, определяя из наблюдений продолжительность С.,
 можно судить о предстоящей погоде задолго вперед. На сколько важно в
 этом отношении знание влажности высших слоев, показывают исследования
 Монтиньи, определявшего ее по мерцанию звезд и удачно предсказывавшего
 таким образом засуху или дождливую погоду на нисколько недель вперед. С.
 в гористой местности короче, чем на равнине. Во время С. небо
 последовательно принимает разнообразные цветные оттенки. Это явление
 называют зарей. Соответственно сумеркам, зарю различают вечернюю и
 утреннюю. Они сходны между собою, лишь ход цветных оттенков обратный.
 Последние наблюдаются не только в западной, но и в восточной части неба
 и распадаются на ряд явлений, который мы рассмотрим согласно описанию
 нормальной вечерней зари, сделанному Бецолдом. При приближении солнца к
 горизонту нижняя часть западного неба постепенно принимает беловатый
 оттенок, который затем переходит в золотисто-желтый, а у самого
 горизонта в красный; над солнцем небо кажется как бы прозрачным. В
 момент захода. солнца желтый цвет переходит в оранжевый, а прозрачное
 место увеличивается в горизонтальных разгарах и переходит в светлую
 полосу, называемую сиянием зари. Одновременно с этим на большой высоте
 появляется круглое розовое или, правильные, пурпурное пятно, которое,
 быстро увеличиваясь, кажется спускающимся позади желтой части неба.
 Вскоре пурпурная окраска делается весьма интенсивной (при высоте
 солнца-4°). Это первый пурпурный свет. Через некоторое время он
 превращается в узкую полоску, отграничивающую сверху желтый сегмент и
 называемую первой дугой западной зари. Желтый сегмент назыв. первым
 светлым сегментом. Первая дуга все суживается и, наконец, исчезает; в
 этот момент замечается необыкновенно быстрое убывание дневного света и
 наступает конец гражданских сумерек. Вслед затем заканчивается и первая
 половина астрономических сумерек. Одновременно с западной зарей
 наблюдается и восточная. При приближении солнца к горизонту небо на
 востоке имеет грязно-желтый, а потом мутно-пурпурный оттенок. Сейчас же
 по заходе солнца на В показывается пепельно-синий сегмент,
 представляющий не что иное, как тень земли. Сегмент наз. первым темным
 сегментом. При распространении его вверх ограничивающий его сверху
 мутнопурпурный цвет суживается и превращается в узкую полоску. Это
 первая дуга восточной зари. После исчезновения ее тень земли становится
 невидной. Вторые С. представляют повторение тех же явлений зари, но в
 менее интенсивной форме; наблюдаются: второе сияние зари, второй светлый
 сегмент, вторая дуга западной зари, второй пурпурный свет, второй темный
 сегмент и вторая дуга восточной зари. Впрочем, иногда второй пурпурный
 свет бывает интенсивнее первого; в это время предметы становятся снова
 отчетливо видны. Исчезновение желтого сегмента характеризует окончание
 астрономических С. Иногда на фоне пурпурного света бывают видны
 расходящиеся от солнца темно-синие или темно-зеленые полосы. Это тени от
 облаков или других предметов, находящихся под горизонтом. Обстоятельного
 объяснения всех деталей зари до сих пор нет. Желтая, оранжевая и красная
 окраски неба в стороне солнца являются следствием поглощения атмосферой
 коротких световых волн. Пурпурный цвет - результат смешения оранжевого и
 красного цветов с фиолетовым и синим (частицы воздуха отражают по
 преимуществу луча с короткими волнами). Весьма загадочна правильная
 (круглая) форма пурпурного цвета. По Кисдингу и Пернтеру, это есть
 явление дифракционное, но мы здесь не можем поместить его объяснения. С
 явлением пурпурного света тесно связано явление "пылание альп"
 (Alpengluehen), наблюдаемое всего лучше в меловых и снежных горах, напр.
 в Швейцарии. Оно состоит в том, что при появлении на небе пурпурного
 цвета ту же окраску принимают и вершины гор, которая достигает
 наибольшей интенсивности во время наибольшей интенсивности пурпурного
 света. Так же как и последний, и "пылание" альп различают первое и
 второе. После сильных вулканических извержений наблюдаются ненормальные
 зори (оптические возмущения в атмосфере). Они отличаются от нормальных
 необыкновенной яркостью всех цветных оттенков неба, а иногда и
 появлением новых цветов, большей продолжительностью, а также некоторыми
 особенными явлениями, которые обыкновенно не наблюдаются, напр. кольцо
 Бишопа. Причина этих зорь - вулканический пепел, вещество чрезвычайно
 измельченное, пористое, наполненное водородом и другими газами, высоко
 поднимающееся интенсивными восходящими воздушными потоками, имеющими
 место при извержении, и распространяющееся на большие пространства в
 высших слоях. Особенно хорошо изучены (Кислингом, Пернтером, Арчибальди,
 Ессе и др.) эти явления, наблюдавшиеся повсюду на земле после
 сильнейшего извержения вулкана Кракатоа на острове Яве 27 августа 1883
 г. Их сопровождала характерная мгла, в виде дымчатых желтого цвета
 облаков и тумана, местами закрывавшая солнце, казавшееся синим, иногда
 зеленым. Днем солнце представлялось окруженным широким цветным кольцом,
 подобным венцу, но больших размеров. По всей вероятности, это явление
 дифракционное и представляет начальную стадию пурпурного света.
 
  Литература. Houzeau, "Vade-mecum de l'astronomie" (1882); Hellmann,
 "Beobachtungen uber die Dammerung" ("Zeitschr. d. Oest. Ges. fur
 Meteor.", 1884); Von Bezold, "Beobachtungen uber Dammeruug" ("Pogg.
 Annal. d. phys. und chem.", 1864); Kiessling, "Untersuchungen uber
 Dammerungserscheinungen zur Erklarung der nach dem Krakatau-Ausbruch
 beohachteten atmospharisch-optischen Storung" (1888); Pernter, "Die
 Theorie des ersten purpurlichtes" ("Meteor. Zeitschr. d. Deutscih.
 Meteor. Ges. ", 1890); Perater, "Zur Theorie des Bishopischen Ringes."
 ("Met. Zeitschr.", 1889); Sommel, "Theorie der Dammerungsfarben"
 ("Abhandl. der K. Bayer. Akad. d. Wiss.", 1897). H. Броунов.
  Сумы - уездн. гор. Харьковской губ., при pp. Псле, Суме и Сумке; ст.
 жел. дор. Жителей в 1898 г. 26355 ( 12418 жнщ.); из них мещан. и цеховых
 11075, крестьян 10579. Православных - 23763, р. Католиков - 1112,
 лютеран - 705, армяногрегориан - 28, евреев - 635, караимов - 39,
 магометан - 73. Зданий в городе 1351 камен. и 2292 дерев., из них жилых
 домов 1260 камен. и 2177 дерев. 9 каменных правосл. церквей. Учебн.
 завед. 13, из них 9 начальных, с 1085 учен. (735 мал. и 350 дев.), 1
 муж. и 1 жен. гимназ., реальн. уч. и муж. духовное уч. Детский приют Н.
 М. Харитоненко. Город, общ. библиотека (6 тыс. том.), окружной суд,
 больница, богадельня, 2 аптеки. Ремесленников 3179; больше всего -
 изготовляющих пищевые продукты, одежду и занимающихся извозом. С. -
 центр свекло-сахарного производства края; торговля его весьма
 значительна. 6 самостоятельных банков, отд. госуд. и орловск. коммерч.
 банков, агентство харьковского земельного банка. Общ. взаимного
 страхования. Казенный склад вина. Из фабрик и заводов в С. более
 значительные: 1 машиностроительный (600 рабоч.), водочный: (исключ.
 изготовляет наливки) и табачная фбр. (286 рабоч.). В 1898 г. городские
 доходы-120724 р., расходы - 115011 р.; на общественное управление
 расходуется ок. 12%, на народное образование - 22% на врачебное дело -
 ок. 1%.
  История. С. основаны выселившимися из-за Днепра малороссами в 1658
 г.; до тех пор место это называлось Липенским городищем. При раскопках
 здесь находили арабские монеты VII-IX вв. В 1665 г. был образован
 сумский полк и с тех пор до нашествия Карла XII на Малороссы (1708)
 сумцы постоянно принимали участие в войнах русских с соседними
 народностями. В 1708 г. С. был приписан к Киевской губернии, в 1732 г. -
 к Белгородской и стал адм. центром Слободско-украинских полков, в 1765
 г. назначен местоприбыванием провинциальной канцелярии вновь
 образованной Слободско-Украинской губ., впоследствии переименованной в
 Харьковскую; с 1780 г. уездный город.
  Сумский уезд, в сев. зап. части Харьковской губ., занимает 2801 кв.
 вер. или 290511 дес. Поверхность С. у. ровная почва (чернозем) весьма
 плодородная. В геологическом строении у. принимают участие верхнемеловые
 и нижнетретичные породы в виде мелового рухляка, главконитовых и белых
 песков, зеленых рухлянов и пестрокрашенных глин. Из полезных ископаемых
 встречаются фосфорит, гончарные глины. Кроме того в уезде имеются три
 значительные торфяника, площадь которых ок. 900 дес., а толщина слоя-6 и
 7 фт.; торф разрабатывается для нужд местных свекло-сахарных заводов.
 Реки, орошающие уезд, принадлежат системе Днепра, из них более

<< Пред.           стр. 987 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу