<< Пред. стр. 989 (из 1179) След. >>
норы эти расположены на глубине около 11/2 м. под поверхностью земли.Жилое помещение имеет яйцевидную форму и выложено сеном. Оно достаточно
обширно, чтобы вместить целую семью из 5-15 членов. К нему ведет ход
иногда. свыше 10 м. длины. От наружного отверстия ход идет сначала на
небольшое расстояние с различным уклоном в зависимости от рельефа места
и разделяется затем. на две ветви; одна из них коротка и ведет. в
небольшое помещение, служащее складом строительных материалов (помета,
шерсти), другая, очень длинная, ведет в жилое помещение Наружное
отверстие тщательно закупоривается на зиму камнями, землей и сеном,
благодаря чему в самом гнезде поддерживается довольно высокая
температура,. достигающая 10-11°Ц. К концу осени С. сильно жиреют и
просыпаются весной совершенно исхудалыми. В апреле они спариваются в
летних норах. Беременность длится 6 недель. Самка мечет 2-4 детенышей.
Питаются исключительно растительной пищей. Воду пьют редко, но помногу.
Мясо их съедобно, почему они служат предметом довольно деятельной охоты.
В Швейцарии они ограждены законом от хищнического истребления путем
раскапывания нор зимой. Легко приручаются и дрессируются. В неводе живут
не больше 5-6 лет. Другой вид Arctomys caudatus водится на Гималаях, к С
от Кашмирской долины. Д. Д-ко. Суррогат. С. принято называть
фальсификации или подделки пищевых веществ, которые лишь до известной
степени могут заменить соответствующие пищевые вещества. Фальсификация
заключается или в прибавлении продуктов менее ценных, но все-таки
родственных, или в подмешивании совсем других веществ, или же, наконец,
в полной замене продуктов посторонним веществом, схожим с требуемыми
лишь по внешнему виду. Так говорят о С. : кофе, молока, муки, пряностей
хлеба, хмеля. чая и т. под.. В техническом производстве также говорят о
С.; напр., в шерстяной промышленности об искусственной шерсти или С.
шерсти, в красильном и ситцепечатном деле о С. индиго, кошенили и других
красящих веществ, употребляя вместо пигментов, получаемых из
растительного ила животного царства, различные краски, добытые химически
м путем (напр. анилиновые краски). Ср. Коller, "Die Ersatzstoffe der
chemischen lndustrie, sowie der Essig-und Starkefabrikation, der
Brauerei, der Nahrungsungs. Genussmittel" (Франкфурт на Майне, 1894);
его же, "Ersatjztoffe von gewerblichen u. technischen Fabrikaten und
Gebrauchsgegenstanden" (Франкфурт на Майне 1894).
Сусанин (Иван) - Крестьянин Костромского уезда с. Домнина,
принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила
Федоровича. До самого последнего времени единственным документальным
источником о жизни и подвиге С. была жалованная грамота царя Михаила
Федоровича, которую он даровал в 1619 г., "по совету и прошению матери",
крестьянину Костромского у., С. Домнина, "Богдашке" Сабинину половину
дер. Деревище за то. что его тесть Иван С., которого "изыскали польские
и литовские люди и пытали великими немирными пытками, а пытали, где в те
поры великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович..., ведая
про нас.. терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими
и литовскими людьми был замучен до смерти". Последующие жалованные и
подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам С.,
только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других
письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о С., но
предания о нем существовали и передавались из рода в род. До начала XIX
в. никто не думал, однако, видеть в С. спасителя царской особы. Таким
впервые его представил печатно Щекатов в своем "Географич. Словаре"; за
ним Сергей Глинка, в своей "Истории" прямо возвел С. в идеал народной
доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Батыш-Каменский в "Словаре
достопамятных людей Русской земли". Вскоре личность и подвиг С. стали
любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд
стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и т. п., и для музыкантов
(наиболее известны "Иван Сусанин" - дума Рылеева, "Kocтромские леса"
- драма Н. Полевого, "Иван Сусанин" - опера Кавоса, "Жизнь за Царя" -
опера М. И. Глинки). В 1838 г. в Костроме, по повелению императора
Николая I, воздвигнут С. памятник, "во свидетельство, что благородные
потомки видели в бессмертном подвиге С. - спасении жизни новоизбранного
русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение
православной веры и русского царства от чужеземного господства и
порабощения". Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших
о подвиге С., побудили Н. И. Костомарова отнестись критически и к
личности С., и к его подвигу. Исходя, главным образом, из того, что о
нем не говорится в современных или близких к его времени летописях и
записках, что существующими источниками не подтверждается присутствие
польсколитовского отряда близ с. Домнина и что в начале 1613 г. Михаил
Федорович жил со своею матерью не в селе Домнине, а в укрепленном
Ипатьевском монастыре, он видел в С. "одну лишь из бесчисленных жертв,
погибших от разбойников в Смутное время". Ему горячо возражали С. М.
Соловьев ("Наше Время", 1862). М. П. Погодин ("Гражданин", 1872,. № 29 и
1873, № 47), Домнинский ("Русский Архив", 1871,. № 2), Дорогобужин и
др.; но все они руководились большей частью теоретическими соображениями
и догадками. С конца 1870-х и особенно 1880-х гг., с открытием
исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали
обнаруживаться новые документы о подвиге С., открылись почти современные
ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII вв., в
которых очевидно преклонение писавших перед подвигом С. (иные прямо
называли его мучеником). В 1882 г. Самарянову, собравшему немало не
изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы
целым отрядом подходили к с. Домнину, с целью убить новоизбранного царя
Михаила Федоровича, и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в
Ипатьевском монастыре по совету С. из с. Домнина, после появления
польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и
позднейшими находками документов, относящихся к С. и хранящихся в
костромской архивной комиссии, в археологическом институте и др.
Сущность преданий о подвиге С. сводится к следующему. Вскоре после
избрания на престол, когда Михаил Федорович жил со своею матерью в с.
Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую обл. польские и
литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича
Владислава; недалеко от с. Домнина им попался С., который взялся быть их
проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав
перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом
укрыться в Ипатьевском монастыре; утром он раскрыл полякам свой обман.
несмотря на жестокие пытки не выдал места убежища царя и был изрублен
поляками "в мелкие куски". Из прямых потомков С. переписная ландратская
книга, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции под 1717 г.
называет Федора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна
Григорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери С., Антониде
Ивановне, в 1633 г. Ср. Н. И. Костомаров, "Исторические монографии и
исследования" (т. 1, СПб., 1867); его же, "Личности Смутного времени"
("Вестник Европы", 1871, № 6); Самарянов, "Памяти Ивана Сусанина"
(Кострома, 1884, 2-е изд.); И. Холмогоров, "Заметка о потомках Сусанина"
("Труды Археографической Комиссии при Императорском Московском
Обществе", т. 1, вып. 1, 1898); Д. И. Иловайский, "Смутное время
Московского государства" (М., 1894). В. Р-в.
Суслик (Spermophilus) - млекопитающее из отряда грызунов (Rodentia),
семейства белковых (Sciuridae). Признаки рода и семейства. Различные
виды С. водятся в восточной Европе, на. Кавказе, в северной части Азии и
в Сев. Америке. Из них одни, именно европейские, величиной с белку;
маленькие ушные раковины их скрыты мехом и хвост имеет вид короткого
обрубка около дюйма длины. Другие виды втрое больше, с большими ушами и
длинным пушистым хвостом, как у белок. Другие видовые различия сводятся
к размерам первого коренного зуба, длине хвоста, степени волосатости
подошвы и т. п. Из европейских видов обыкновенный С, (S. citillus), к
которому главным образом относится нижеследующее описание, водится в
Литве, Польше, Галиции, Силезии, Венгрии, Штирии, Моравии, Богемии,
Каринтии и Крайне. В южной России его заменяют другие виды - серый С.
или овражек (S. musicus) в Малороссии и на Кавказе и пятнистый С. (S.
guttatus) от Волыни и Бессарабии до Волги. Живет С. на открытых равнинах
- в подземных норах, по одиночке или обществами. Питается растительной
пищей, а также мышами и гнездящимися на земле мелкими птицами.
Обыкновенный С. - Длина тела 22-24 стм., хвоста 7 стм., высота у
загривка 9 стм., вес около 0,5 кгр. Мех редкий и жесткий, на спине
желто-серый с рыжеватым оттенком, на брюхе ржаво-желтый, на передней
стороне шеи и подбородка белый. Подшерсток на спине черновато-серый, на
брюхе буровато-серый. Морда, усы и когти черные. Живет обществами, но
каждая особь в отдельной норе. Жилое помещение нор продолговатой формы
имеет ок. 30 стм. в диаметре и выстлано сеном. Оно находится на глубине
1-11/2 метра и имеет один выход. Самки роют свои норы глубже, чем самцы.
На зиму С. собирает пищевые запасы, которые переносит в нору в защечных
мешках. С наступлением холодов он засыпает вход и выкапывает другой ход,
не достигающий поверхности. Весной он открывает этот ход и пользуется им
все лето. Таким образом по числу ходов можно судить о древности норы, но
не о возрасте живущего в ней С., так как он часто поселяется в готовой,
опустевшей норе. После 25-30 дневной беременности, самка рождает в
апреле или мае 3-8 детенышей, которые достигают к осени полного роста и
к весне становятся половозрелыми. Уже с осени дети отделяются от своих
родителей и выкапывают себе на зиму каждый отдельную нору. Наносит
страшный вред полям в тех местностях, где водится в изобилии. Помимо
этой причины, на него охотятся преимущественно ради меха и мяса.
Естественными врагами его являются, кроме разных хищных млекопитающих и
птиц, вороны, цапли и дрохвы. Хорошо живет в неволе и легко приручается.
Замечательна его наклонность таскать в свое гнездо разные блестящие
предметы, как металлические вещи, черепки и т. п. Эта привычка
проявляется у него и в неволе.
Д. П- ко.
Сутры - священные и юридическая книги древних индусов (санскр.
Sutra-m = нить, шнурок, правило, руководство). Древние С. относятся к
позднейшим векам ведийской эпохи (от 600 до 400 или 300 г. до Р. Хр.).
Впоследствии название С. прилагалось вообще к трактатам или руководствам
разнообразного содержания, в роде индийск. ars аmandi, медицинских
сочинений и т. д. Имя С. носят также и буддийские священные книги,
составляющие второй большой отдел священного канона "Трипитака".
Сухарева башня - готическое трехъярусное здание в Москве (высотой 30
саж.). Построена Петром Великим в 1692 г. в честь Сухаревского
стрелецкого полка, единственного оставшегося верным во время бунта 1689
г. В С. башне в 1700 г. было открыто училище математических и навигацких
наук, в 1715 г. переведенное в Петербург; после него в башне помещалась
московская адмиралтейская контора; с давнего времени башня служит
складочным местом вещей, заготовляемых для балтийского флота и
Архангельского порта. В среднем этаже ее московский генералгубернатор
князь Д. В. Голицын устроил обширный водный резервуар (мытищинский
водопровод).
Сyxoвo-Кобылин (Александр Васильевич) - известный драматург,
принадлежащий к тому немногочисленному разряду писателей, которых можно
назвать "авторами одного произведения". Эти писатели сразу развертывают
все свое дарование, дают произведение, которое обеспечивает им имя в
истории литературы и потом либо совершенно замолкают, либо пишут вещи,
не идущие ни в какое сравнение с первым проявлением их таланта. Таков из
русских писателей Грибоедов, с поразительным контрастом между "Горе от
Ума" и позднейшими пьесами. Таков Чаадаев, занявший своим
"Философическим Письмом" одно из первых мест в истории русской
общественной мысли и затем проживший еще 20 лет в полном обладания
блестящего ума, но не написавший более почти ни одной строки. Таков из
второстепенных талантов Гирс, возбудивший началом романа "Старая и новая
Poccия" очень большие надежды и ничем их не оправдавший. Таков, наконец,
С. Кобылин, автор неувядаемой "Свадьбы Кречинского", созданной пятьдесят
лет тому назад, в течение которых даровитый автор не написал ничего
кроме двух пьес совершенно второстепенного значения ("Дело" и "Смерть
Тарелкина"). До известной степени столь редкая в истории истинных
талантов непродуктивность С. Кобылина может быть объяснена
обстоятельствами личной его жизни; все три его пьесы написаны по
случайным мотивам, чуждым чисто литературных побуждений. Сам автор, в
предисловии к драме "Дело", говорит о себе, что "класс литераторов также
мне чужд, как и остальные четырнадцать", и тут же спешит заявить, что
его пьеса не есть, как некогда говорилось, плод досуга, ниже, как ныне
делается, поделка литературного ремесла, а есть в полной
действительности сущее и из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное
дело. Эти слова являются отголоском очень тяжелого испытания, которое С.
Кобылину пришлось перенести в молодости, когда он, несчастным стечением
обстоятельств, был вовлечен в дело об убийстве француженки Диманш.
Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно
хорошо поживиться, привело к тому, что и сам С. Кобылин, и пятеро его
крепостных, у которых пыткой вырвали сознание в мнимом совершении
преступления, были накануне каторги. Только огромные связи и еще большие
огромные денежные "дачи" освободили молодого помещика и его слуг от
незаслуженного наказания. Ужасы лично им вынесенных дореформенных
порядков С. Кобылин и старался изобразить во второй из своих пьес
- "Деле". Отсюда слишком мрачная окраска пьесы; не лишенная кое-где
колоритности и силы, она в общем производит впечатление недостаточно
художественного и крайне озлобленного шаржа. Гораздо счастливее связан с
печальными испытаниями молодости автора литературный первенец
Сухово-Кобылина - "Свадьба Кречинского". Сидя в тюрьме, он от скуки и
чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей, разработал в драматической
форме ходивший в московском обществе рассказ об известном тогда светском
шулере, который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого
солитера. Как бы сами собою создались у С. Кобылина такие яркие фигуры,
который сделали ничтожный анекдот основанием одной из самых сценичных
пьес русского репертуара. "Свадьба Кречинского" не выдерживает критики
если ее рассматривать с точки зрения правдоподобия. Она написана почти
по правилам ложно-классического триединства; все совершается в течение
одного дня и все концентрируется так, что результаты поступков
действующих лиц немедленно обнаруживаются перед зрителем. Но в этих
нереальных рамках автор достиг полной правды психологической, дав в
замечательно сжатой и сгущенной форма полный душевный очерк своих
героев. Таков прежде всего Кречинский, несомненно даровитая натура,
которого увлекает не столько корыстолюбие, сколько сама артистичность
проделки а также широкие перспективы будущих шулерских подвигов. Не
просто мелкий мошенник и Расплюев, "работающий" для того, чтобы "таскать
пищу в гнездо", т. е. кормить своих детей. Ни Кречинского, ни Расплюева
нельзя назвать типами; это по преимуществу характеры, т. е. лица, мало
связанный с условиями быта - что, между прочим, обеспечивает пьесе
долгую жизнь. Чрезвычайный интерес придает Кречинскому и Расплюеву также
яркая колоритность их речи; многие словечки пьесы вошли в обиходную речь
("была игра", "сорвалось", "это настоящий маг и волшебник", "вы пред ним
мальчишка и щенок" и др.). Драматическая сила "Свадьбы Кречинского"
особенно ясно выступает при сравнении ее с "Делом" и "Смертью
Тарелкина", в которых автор неудачно старался развить некоторые
положения и характеры, в основной пьесе только намеченные, но зато с
большой яркостью. В результате получился какой-то драматический
комментарий, где первое место занимают пояснения, рассуждения и
подчеркивания. "Дело", с его мрачным колоритом, в общем гораздо выше
"Смерти Тарелкина", где есть претензии на веселость. Постановка на сцене
"Дела" долго встречала цензурные препятствия; "Смерть Тарелкина" была
допущена к представлению только осенью 1899 г. (под измененным
заглавием: "Расплюевские веселые дни" и с переделками), но успеха не
имела. Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье Московской
губ., около 1820 г. В доме отца, ветерана 1812-го года. постоянно бывали
молодые профессора московского университета - Надеждин, Погодин,
Максимович, Морошкин и др., дававшие уроки его сестре, известной
впоследствии писательнице Евгении Тур (гр. Сальяс). В сороковых годах С.
Кобылин учился в московском университете и пристрастился к философии,
которой усердно занимается по настоящее время; позднее много
путешествовал и во время пребывания в Париже свел роковое для него
знакомство с Диманш. "Свадьба Кречинского", написанная в начале 50-х
годов, возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных
кружках, в 1856 г. была поставлена на сцену в бенефис Шумского и стала
одной из самых репертуарных пьес русского театра. Bcе три пьесы трилогии
изданы в 1869 г., под заглавием: "Картины прошлого".
С. Вениров. Сухожилие - соединительно-тканное образование, служащее
для прикрепления мышц к твердым опорным частям организма или для
скрепления их между собой. Впрочем, у членистоногих наименование С.
получают впячивания внутрь наружного покрова т. е. хитинового слоя и
выделяющего его эпителия, служащие также местом прикрепления мышц. Эти
впячивания обыкновенно полые и слои покровов, естественно, занимают в
них обратное отношение, чем в самих покровах. Хитиновый слой выстилает
внутреннюю полость С., а эпителиальный образует наружный слой,
обращенный внутрь тела животного. В месте прикрепления мышечных волокон
эпителий утончен, но все же имеется. Когда животное линяет, то вместе с
его хитиновым покровом спадает и внутренний хитиновый слой С.
Одновременно у членистоногих наблюдаются и соединительно-тканные
сухожильные образования, при помощи коих мышцы скрепляются между собой.
Наибольших размеров достигает сухожильная пластинка или эндостернит
паукообразных, а также некоторых ракообразных (Limulus) и многоножек
(Julidae), образующаяся как из соединительной ткани, так и отчасти
своеобразным метаморфозом мышечной. Эта пластинка залегает позади
головного ганглия над передними брюшными узлами и служит местом
прикрепления многочисленных мышц, идущих к конечностям и к покровам. У
низших ракообразных ее положение занимает мускул смыкатель боковых
створок панциря. В. М. Ш.
Сухожилие. - Большинство произвольных мышц у своего начала и
прикрепления к плотным частям скелета суживается и переходит в в потную
фибриллярную соединительную ткань, носящую название С. Сухожилие имеет
вид толстого шнурка или плотной перепонки и в таком случай назыв.
сухожильным растяжением; иногда С. представляет собою зазубренную
перегородку и тогда называется "сухожильной перемычкой". Обыкновенно С.
находится в тесной связи как с соединительно-тканной оболочкой,
окружающей мышцу, так равно и с тою соединительной тканью, которая
располагается между пучками мышечных волокон и отдельными волокнами
данной мышцы. Кровеносные сосуды имеются в С. лишь в очень скудном
количестве; что же касается лимфатических сосудов то они в виде довольно
густой сети оплетают вторичные сухожильные пучки и соединяются с сетью
сравнительно крупных лимфатических стволиков, располагающихся на
поверхности С. Нервные стволики вступают в ткань С. вместе с
кровеносными сосудами, при чем в состав их входят безмякотные
(сийшатические) и различной толщины мякотные нервные волокна.
Симпатическия безмякотные волокна оканчиваются в стенках кровеносных и
лимфатических сосудов двигательными концевыми аппаратами, между тем как
мякотные волокна образуют в С. различного рода чувствительные аппараты.
К последним принадлежат так назыв. Фатер-Пачиниевы и Гольджиевсния
тельца и особенные концевые сети. Тельца Пачини и Гольджи располагаются
на местах перехода С. в мышцы, а концевые сети лежат преимущественно в
межмышечной соединительной ткани, на более или менее далеком расстоянии
от С.
А. Догель.