<< Пред.           стр. 992 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 позолоченная, с изображением на одной стороне лика Иисуса Христа, а на
 другой - Архангела Михаила, поражающего змея, она привешена к жалованной
 грамоте князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода (1125-1132
 г.). В позднейших княжеских печатях, кроме упомянутых изображений,
 встречаются святые Александр, Николай, Иоанн Предтеча, Симеон и др.,
 изображения князей, разнообразный эмблемы и надпись: печать такого-то
 князя. Между печатями XIV - XV вв. встречается немало античных,
 вывезенных, по всей вероятности, из Византии и изображающих, между
 прочими, мифологические сюжеты. Древнейшая из дошедших до нас городских
 печатей
  - новгородская приложенная к договорной грамоте 1426 г. (Новгорода с
 вел. князем тверским Борисом Александровичем) и изображающая животное с
 лошадиною головой, задом и ногами львиными, бегущее с поднятым хвостом;
 между головой и шеей его видна веревка, в виде узды; на обороте
 надпись-"печать новгородская". Поздние на новгородских печатях
 изображались тигр или пантера, женская фигура, сидящая на стуле,
 двуглавый орел, вечевые ступени с посохом архиепископа, медведь и др. За
 новгородскими следуют псковские печати; древнейшая из них - 1510 г., (с
 изображением барса, бегущего с расправленными когтями, высунутым языком
 я поднятым хвостом, а вокруг надпись: "печать господарства псковскаго").
 Города, построенные в XV и XVI ст., получали печати от правительства.
 которое нередко изменяло и дополняло их . Обычным изображением на
 печатях патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов была
 Богоматерь; на печатях служилых и частных людей, кроме надписей,
 встречаются эмблемы. В течении всего московского периода государственная
 печать прилагалась ко всем актам вместо подписи царя. По действующим
 основным законам, в России существуют три вида государственной печати:
 большая, средняя и малая; все они возобновляются при вступлении на
 престол нового государя. Каждая печать прикладывается к соответственным
 ее значению документам. На печатях изображен государственный герб. Кроме
 названных печатей, была еще печать воротная или орловская (с орлом на
 одной стороне и св. Георгием на другой), односторонняя, висевшая
 обыкновенно на вороту у печатника или хранителя государственных печатей.
 Подлинники ее хранятся в архиве министерства иностранных дел, равно как
 и печать кормленая или кормчая, на которой был изображен только герб
 московский. С XVIII в. существуют еще печати коронационные (серебряные).
 Из областных печатей наиболее любопытной является малороссийская. Она
 была дарована в 1576 г. Стефаном Баторием и содержала "герб, означающий
 на оной стоящего казака, держащего на плече ружье; на голове у него
 скривленная высокая шапка, а у бока висящий пороховой рог". Печать эта
 оставалась в употреблении и по воссоединении Малороссии с московским
 государством, до самого упразднения гетманства в 1764 г. 24 февраля 1766
 г. Екатериной была утверждена для Малороссии печать, дарованная Петром
 Великим в 1722 г. малороссийской коллегии; эта печать заключает в
 государственном гербе гербы Киевский (серебряный ангел на голубом поле),
 Переяславский (серебряная башня в красном поле), Стародубский (зеленый
 дуб в красном поле), Северский (золотая стена в красном поле) и
 черниговский (единоглавый орел в голубом поле). До 1702 г. употреблялись
 разные печати, а после- обыкновенно с двуглавым орлом.
 
  Литература. "Сборник снимков древних печатей, приложенных к грамотам
 и другим юридическим актам, хранящимся в московском архиве министерства
 юстиции", составленный П. Ивановым (М., 1858); "Снимки древних русских
 печатей: государственных, царских, областных, присутственных месть и
 частных лиц" (М., 1883); Д. Прозоровский, "Собрание польских и других
 печатей, принадлежащих императорской академии художеств" (СПб., 1881);
 "Собрание государственных грамот и договоров" (М. и СПб., 1813-1841;
 собрано до 163 гравированных снимков печатей); А. Латер, "Русская
 геральдика" (СПб., 1855); Абрамов, "Сибирская печати" ("Тобольские
 Губернские Ведомости", 1858,. № 47); А. Барсуков, "Правительственные
 печати в Малороссии от Стефана Батория до Екатерины II" ("Невская
 Старина", 1887, № 9); Родзевич, "0 русской сфрагистике" ("Вестник
 археологии и истории", издан археологическим институтом, вып. VI, СПб.,
 1886). Б.. Р-в.
  Схима великая и малая. - Когда в монашеской жизни развились
 злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому
 надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и
 запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV вселенск, соб.
 прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую "степень",
 "чин"-, "образ"-, которому стало усваиваться наименование "великого", в
 отличие от киновиатов, т. е. общежитейных иноков, получивших название
 малого ангельского образа. Для иноков вел. ангельского образа был
 обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретов. В VI
 в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах
 великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для
 перехода из общежития в затвор (четыре года-6 вселенск. соб. прав. 41).
 К началу IX века деление монашествующих на 3 степени - новоначальных,
 малосхимников и великосхимников - окончательно установилось в практике
 восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и
 малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в.
 содержат к себе чины пострижения в мантию или малый ангельский образ и в
 С. или великий ангельский образ. Чинопоследование малой С. отличалось
 простотой и краткостью, чинопоследование великой С. - большой
 торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения
 в великую С. с одной стороны - таинству крещения, с другой - таинству
 покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями,
 молитвами и обрядовыми действиями. В Poccии разделение монашествующих на
 великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века XII, XIII и
 XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви
 сербских редакций посвящения в С., шедших с Афона и во многом не
 походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа
 был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследованиe великой С, в
 существенных чертах остается согласным с списками XlV в. В XVII в. оно
 подвергается значительному сокращению. Так называемые "указы великого
 образа" выпустили из чина оглашение, произнесете монашеских обетов и
 пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение, с возгласом:
 "облачается (имя рек) в аналав и схиму". В памятниках XVII в.
 встречаются даже такие редакции указов, который выпускают из чина все
 три основных его акта; молитвой и чтением Апостола и Евангелия и
 ектенией как бы только разрушается желающему носить великий образ и
 освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования
 великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII
 в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение.
 Неповторимость крещения привела к мысли о неповторимости монашеского
 пострижения: а так как чин великой С. в своих основных частях совпадает
 с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось
 надобности. Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в
 русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый
 греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей
 великосхимницы. См. архимандрит (ныне епископ) Иннокентий, "Пострижение
 в монашество" (Вильна, 1899).
  Сцевола- имя трех римских юристов: 1) Публий Myций С. (трибун 141 г.
 до Р. Хр., консул в 133 г., великий понтиф в 133 г.), Цицерон называет
 его одним из немногих "истинных" юрисконсультов, так как он, исполняя
 судейские должности, вносил в разбор дел истинное беспристрастие, а при
 защитах соединял юридические познания с удивительным ораторским
 искусством. Юристы - плохие ораторы вызывали со стороны С. скорбь и
 насмешки. Будучи великим понтифом, он обращал внимание на усиление
 юридических знаний коллегии, считая главной ее задачей основательное
 знание права, а не сохранение отживших привилегий, уменьшению которых
 содействовал своей интерпретацией. Написал 10 книг, посвященных
 обработки jus civile. Помпоний называет Публия С., вместе с М. Ю. Брутом
 и М. Манилием, "основателем" цивильного права. -2) Квинт Муций С., сын
 предыдущего (консул в 95 г., великй понтиф в 84 г., умер в 79). Получив
 широкое философское (стоическое) образование, сделался еще более, чем
 отец, выдающимся политическим деятелем и юристом; соединял юридическое и
 ораторское искусство с нравственными началами деятельности, проводя в
 юридическую интерпретацию начало "доброй совести". Около 100 г. до Р.
 Хр. он написал свое знаменитое сочинение "De jure civile" (18 книг), в
 котором в первый раз изложил это право в систематическом порядке,
 покоившемся на совместной разработки сродных юридических понятий, в
 противоположность старому легальному порядку, представлявшему простую
 интерпретацию законов в их официальной последовательности. Юридические
 определения и формулы Квинта Муция С. отличались удивительным сочетанием
 краткости, ясности и изящества формулировки. Философская мысль помогла
 ему внести единство во многие частный определения, выразить их в более
 общей форме и извлечь из них новые юридические последствия (напр.
 praesumptio Muciana, cautio Muciana и т. п. формулировки, сохранившиеся
 с его именем). Если его отец был одним из первых юристов, начавших
 литературную интерпретацию норм цивильного права, то Квинт Муций С.
 может быть назван основателем науки гражданского права. 3) Квинт
 Цервидий С., юрист второй половины II века по Р. Хр., грек по
 происхождению, написавший 40 книг Дигест и 6 книг "Responsa", в которых
 разрабатывал право казуистически, давая прямые, но не мотивированные
 ответы на многие юридические вопросы. При Марке Аврелии, в качестве
 члена его совета, был главным его помощником и руководителем при
 разрешении юридических вопросов. Непосредственными учениками Цервидия С.
 были император Септимий Север и знаменитый юрист Папиниан, а также,
 повидимому, Павел и Трифонин, называющие Цервидия "Scaevola noster". cm.
 Kruger, "Gesch. der Quellen" (Лпц", 1888)1 Муромцев, "Гражданское право
 древнего Рима" (М., 1883); Sohm, "Institutionen"; Karlowa, "Rom.
 Rechtsgeschichte". В. H. Сципион (Scipio) Публий Корнелий Африканский
 Старший - один из замечательнейших римских полководцев. Родился около
 235 г. до Р. Хр. Во время битвы при р. Тичино спас своего отца. После
 Каннского поражения С., бывший начальником легиона, заставил Цецилия
 Метелла и его единомышленников, в отчаянии задумавших было покинуть
 Италию, отказаться от этого плана. 22 лет от роду был избран в эдилы.
 Когда его отец и дядя погибли в Испании в борьбе с карфагенянами и никто
 не желал занять должность главнокомандующего тамошними римскими силами,
 двадцатичетырехлетний С. выступил кандидатом и был единогласно выбран на
 этот ответственный и опасный пост. Рядом блестящих успехов С. оправдал
 доверие своих сограждан. Не смотря на то, что ему приходилось иметь дело
 с такими опытными противниками, как Газдрубал, сын Гизгона, Газдрубал,
 сын Гамилькара (брат Ганнибала), и Магон, С. действовал очень удачно: он
 взял Новый Карфаген, разбил под Бекулой Газдрубала, сына Гамилькара,
 после чего последний ушел в Италию на помощь брату (208); в следующем
 году С. там же разбил другого Газдрубала и постепенно подчинил Риму
 большую часть Испании. Кроме военных талантов, он выказал также
 значительные дипломатическая способности, искусно располагая испанских
 туземцев в пользу Рима, великодушным обращением с ними. Успехи С.
 настолько подняли престиж Рима что африканские цари Масинисса и Сифакс
 завели сношения с Римом. С. лично явился в Африку для свидания с
 Сифаксом и заключил с ним союз. Возвратившись в Испанию, он окончательно
 очистил ее от карфагенян: Магон ушел в Италию, Гадес сдался римлянам. С.
 привез из Испании в римскую казну громадные суммы серебра и стал
 популярнейшим человеком в Риме. Он задумал высадку в Африку, хотя
 Ганнибал находился еще в Италии. Этот смелый план показался опасным
 осторожным людям, во главе которых стояли Кв. Фабий Максим и Кв.
 Фульвий, но он встретил сочувствие в обществе. К С. являлось много
 добровольцев и пожертвования всякого рода. Ему сначала удалось
 организовать набег в Африку (под начальством Лелия) и принудить
 карфагенский гарнизон удалиться из Локр; в тоже время ему пришлось
 вынести много неприятностей по делу Племинии. Наконец, сенат разрешил
 организовать высадку в Африку (204). Военные действии в Африки
 закончились поражением вызванного из Италии Ганнибала при Заме и
 заключением мира. По возвращении в Рим С. получил блестящий триумф и
 прозвание "Африканского", но другие почетные награды, предложенные ему,
 он отклонил. Он был бесспорно первым человеком в Риме и признанным
 главой аристократической партии, Вскоре он стал princeps senatus, затеем
 был цензором, пять лет спустя - консулом во второй раз (отличие, в ту
 эпоху исключительное). Он сопровождал своего брата Луция, бывшего
 консулом в 190 г., в походе против Атиоха Сирийского и фактически
 руководил войной. По возвращении в Рим братьям пришлось вынести много
 неприятностей со стороны партии, руководимой М. Порцием Катоном. Против
 Луция С. был начат процесс до обвинению его в утайки денег (повидимому,
 действительно имевшей место) и в даровании Антиоху, из личных выгод,
 слишком снисходительных условий мира. Поведение Публия С. в этих
 процессах давало повод к справедливым нареканиям. Противники Сципионов
 одержали верх; Луций был обвинен и присужден к штрафу. Вскоре он умер, а
 несколько времени спустя умер и Публий С. (около 183 г.), который жил
 последнее время в своем имении в Кампании. Перед смертью С. запретил
 переносить его прах в Рим. Он стоял во главе нового культурного
 движения, имевшего результатом перенесение в Рим греческой
 образованности. Вражда к Сципионам таких людей, как Катон, в
 значительной степени объясняется именно этим. Дочь С.. Корнелия, была
 замужем за Тиберием Семпротем Гракхом, отцом братьев-реформаторов. Ср.
 Fr. Dor. Gerlach, "P. Cornelius Scipio Africanus der Aeltere und seine
 Zeit" (Базель, 1868); его же, "De vita P. Cornelii S. Africani
 Superioris" (Базель, 1865); Th, Mommsen, "Die Scipionenprocesse"
 ("Hermes", 1 в., 1866). Д. E. Сыпи. - Под именем С. известны
 разнообразные заболевания кожи, которые или имеют симптоматический
 характеры, т. е. сопровождают основную болезнь (таковы С. при кори,
 оспе, скарлатине и др.), или представляют специфическое заболевание кожи
 (пемфигус, пруриго, псориаз, себорея, экзема, эритема и мн. др.). Кроме
 того, заболевания нервной системы часто также сопровождаются различными
 страданиями кожи, выражающимися появлением высыпей. Наконец, введение в
 организм различных веществ в виде лекарств, содержащих например йод,
 бром, мышьяк, белладону и др., или в виде пищевых продуктов (наприм.
 раков, земляники и др.) бывает иногда причиной появления С. В первом
 случай (после приема лекарства) появление С. обусловливается токсическим
 действием введенных в организм химических веществ, а во втором (после
 поступления пищи) токсические соединения образуются в самом организме,
 т. е. происходит самоотравление. Лечение всякого рода С. должно
 происходить под непременным наблюдением врача.
  Сырдарья (Яксарт - древних, Сейхун арабов) - одна из важнейших рек
 Туркестана, составляющаяся из двух истоков - Нарына и Кара-дарьи и
 впадающая в Аральское море. Длина С. с Нарыном-2370 вер. (2863 км.);
 поверхность бассейна 398357 кв. вер. (453347 км.), т. е. несколько более
 Швеции. Нарын берет начало в юго-вост. части Семиреченской обл. из
 ледников и озер на высоких нагорьях (сыртах) ТяньШаня (под 78° вост.
 долг. и несколько южнее 42° сев. шир.), на высоте около. 12500 фт.
 Истоками Нарына могут считаться речки, берущие начало с одной стороны из
 ледников (Л. Петрова) хребта Акширяк, а с другой из высоких горных озер
 и ледников на южн. склоне хр. Терскей-Алатау. Из этих рч. - Яактас
 (Джаак-таш), питающаяся шестью ледниками (Петрова и другими),
 спускающимися с хр. Акширяк, р. Барскоун, вытекающая из ледников
 Терскей-Алатау, и р. Карасай, также вытекающая из ледников Акширяка -
 представляют три главные истока, которые по соединении принимают
 название р. Тарагай, направляющейся на З по дикому ущелью и принимающий
 от устья небольшого прит. Курменты название Нарына. Название это
 сохраняется р. до соединения с Карадарьей в долине Ферганы, откуда р.
 получает имя С. дарьи. Первым значительным притоком Нарына являются Мал.
 Нарын (110 в.), вытекающий из южн. склона. Терскей-Алатау и вливающийся
 в Нарын справа в 35 в. выше укрепления Нарынского (6900 фт.); Мал. Нарын
 несет почти столько воды, сколько и главная река. От устья Мал. Нарын р.
 выходит из ущелья на довольно широкую долину и, продолжая течь на 3,
 принимает справа Оттук (50 вер., дорога в Токмак), а слева Ат-баш (130
 вер.), после чего вступает на еще более широкое место (урочище Куртка
 6520 фт.) и распадается на несколько рукавов, заросших камышем и
 кустами. Следы прежней культуры в виде оставленных пашен и арыков видны
 от укр. Нарынского, а ниже впадении Ат-баша киргизы занимаются
 земледелием всюду, где позволяют условия местности. Сравнительно широкая
 долина Нарына продолжается за ур. Куртка еще верст 20 до впадения слева
 р. Алабуга, после чего река вступает в узкое ущелье, за коим долина
 вновь расширяется, образуя урочище Тогуз-турау (4250 фт.). Приняв здесь
 слева рч. Кыл-дуо и Калдама, Нарын поворачивает на СЗ и опять входит в
 узкое ущелье дл. около 80 вер., где принимает справа многоводный прит.
 Джумгол-Сусамыр. Выйдя из ущелья, Нарын проходит несколькими
 многоводными рукавами широкую долину Кетмень-тюбе (2800 фт.), принимает
 справа прит Узун-ахмат (60-70 вер.) и круто поворачивает на ЮЗ, сохраняя
 это направление до слияния в Кара-дарьей. За Кетмень-тюбе Нарын вступает
 вновь в скалистое дикое ущелье, пройдя которое на протяжении ок. 120
 вер., выходит у Учькурганае в Ферганскую долину. Ок. 50 вер. западные,
 почти на меридиан Намангана (1340 фт.), Нарын сливается с Кара-дарьей и
 принимает название С. дарьи. Длина Нарына от истока до слияния с
 Кара-дарьей ок. 700 вер. Таким образом, верхнее и среднее течение Нарына
 представляет ряд разъединенных узкими ущельями высоких котловин,
 представляющих, по мнению некоторых, дно бывших здесь некогда озер. Не
 смотря на высоту этих котловин они пригодны для земледелия. Лесной
 растительности, за исключением ив, тополей, облепихи и местами березы,
 окаймляющих течение реки, почти нет; лишь в ущелье Узун-ахмата есть
 хвойный строевой лес. Зимой, при самом низком уровне р., Нарын несет
 около 20 куб. саж. в сек. После временных паводков ранней весной в конце
 мая начинается летний подъем воды, который достигает maximum'a в июне,
 когда уровень поднимается до 1,7 саж. над зимним. Начиная от выхода из
 гор, Нарын дает начало нескольким оросительным каналам, из коих
 некоторые (Янги-арык) являются одними из самых больших арыков Ферганы и
 орошают обширные плодородные оазисы. Карадарья, вливающаяся в Нарын
 слева, в малую воду несет ок. 10 куб. саж. в сек., в высокую же почтив
 десять раз более(в мае 1892 г. 33, 392 куб. фт. в сек.). До соединения с
 Нарыном Кара-дарья протекает по долине около 120 вер. и снабжает водой
 более 50 оросительных каналов, в том числе и Шарихан-сай, самый
 многоводный (в июне-июле 2540 куб. фт. в сек.) арык Ферганской области.
 Соединившиеся воды Нарына и Кара-дарьи текут под именем С. дарьи через
 сев. часть Ферганской долины в юго-зап. направлении до сел. Кош-тегермен
 в 25 вер. зап. Ходжента здесь, огибая хр. Могл-тау, С. образует
 Биговатские пороги и, выйдя из Ферганской котловины, круто поворачивает
 на СЗ, при чем направление это остается, преобладающим до самого
 Аральского моря. На всем протяжении этого участка течения С. река не
 принимает притоков и не выделяет ни одного скольконибудь значительного
 оросительного канала; шир. ее не менее 80 саж., а наибольшая глуб. в
 меженную воду 71/2 арш. Количество воды по обмерам у Ходжентского моста
 в малую воду 29-37 куб. саж., скорость 2,87 - 3,3 фт. в секунду. В
 половодье, при подъеме воды на 1,5 саж. расход воды достигает 128 куб.
 саж. Река настолько многоводна, что допускает в летнее время сплав леса
 в Ходжент. В 1868 г. была сделана попытка подняться на пароходе до
 Ходжента, но пароход дошел только до сел. Хас (50 в. ниже по р.), так
 как дальнейшему движению препятствовали Биговатские пороги. За порогами
 С. дарья расширяется и течет на СЗ в сравнительно широкой долине,
 образуя множество извилин, заводей, озер и старых русл, образовавшихся

<< Пред.           стр. 992 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу