<< Пред. стр. 997 (из 1179) След. >>
же правдивость Т. старался внести и в дикцию, осуждая излишнюю ифальшивую декламацию. Приближалась революционная эпоха. На сцену
предполагалось поставить пьесу Мари-Жозефа Шенье: "Карл IХ или школа
королей", переполненную протестами против злоупотреблений и гнета
власти. Главные актеры отклоняли от себя роль Карла, монарха-убийцы, не
желая являться перед публикой в виде такого несимпатичного лица. Т.
взялся сыграть роль, представил Карла жалким орудием в руках его матери
и выказал столько страдали от упреков совести, что его талант в первый
раз был оценен вполне. Пьеса имела громадный успех, к неудовольствию
значительной части старых актеров труппы. Привыкшие к королевскому
режиму, они не сочувствовали новым идеям и не хотели помогать их
распространению. Т., наоборот, отдался революционному течению. После
30-го представления драмы "Карл IX", ее сняли с репертуара. что вызвало
сильное возбуждение; дело дошло до дуэли между Т. и актером Ноде. Пьесу
возобновили, но борьба продолжалась: Т. и многие другие актеры покинули
театр и основали свой, в здании Палерояля, в улице Ришелье. Таким
образом французский театр распался: прежний, под названием театра Нации,
ставил противореволюционные пьесы ("Друг законов"). Революционное
правительство закрыло этот театр и посадило его актеров в тюрьму; они
спаслись от казни только благодаря мелкому чиновнику "комитета
общественного спасения", уничтожившему их бумаги. Театр на улице Ришелье
принял название "театра свободы, равенства и братства", а потом театра
республики. После падения Робеспьера остатки обеих трупп соединились в
театре улицы Ришелье, который с тех пор и до наших дней продолжает там
свое существование. Во время реакции Т. должен был оправдываться перед
публикой, заявлять свое несочувствие террору. Наполеона I он знавал еще
бедным офицером, ссужал его деньгами, но потом умел быть почтительным
перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность. После
реставрации Т. оставался тем же художником. Выслушивая похвалы и
поощрения короля Людовика XVIII, он стоял в стороне от политики, что
сказалось и в интимной его жизни. Т. был два раза женат, сперва на умной
и богатой аристократке. Жюли Каро увлекшейся либеральными идеями и
талантом молодого артиста. Ее салон посещали многие литературные и
политические знаменитости того времени. Впоследствии Т. с ней развелся и
женился на молодой актрисе Вангов (Vanhove), которая упала в обморок от
страха в Эрфурте, когда ее супруг должен был перед собравшимися там
монархами говорить революционные стихи из драмы: "Смерть Цезаря".
Умирая, Т. не допустил к себе архиепископа, желавшего напутствовать его;
он помнил, как за всю его жизнь духовенство недоброжелательно относилось
к актерам. Сыновья артиста, воспитывавшиеся в католическом училище, не
были допущены к торжественному получению заслуженных ими наград только
потому, что отец их был актер. Это побудило последнего перевести сыновей
в протестантскую школу. Т. обладал прекрасными сценическими данными,
красивой, стройной наружностью и чрезвычайно приятным, гибким голосом.
Он считается преобразователем французского сценического искусства не
только в обстановке, но и в исполнении, которое он старался сделать
жизненным, свободным от рутинной ходульности и декламации. Лучшими его
ролями считаются Цинна, Нерон, Орест, Ахилл, Эдип, Ирод. Цезарь, Манлий,
Карл IX, Лейчестер, Отелло и Гамлет (в переделках Дюсиса).
В. Крылов.
Тамара - знаменитая грузинская царица, (1184 -1213), с именем которой
связан один из лучших периодов в жизни Грузии. Она происходила из
династии Багратидов и была единственной дочерью Георгия III и красавицы
Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой. Воспитала ее
высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли ее
ум и красоту. Ее называли не царицей, а царем, сосудом мудрости, солнцем
улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарной, прославляли ее
кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. Об ее
совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших
времен; ее хотели видеть все, ее руки искали византийские царевичи,
султан алеппский, шах персидский. Все царствование Т. окружено
поэтическим ореолом; достоверные исторические сведения осложнились
легендарными сказаниями со дня вступления ее на престол. Отец короновал
ее на царство (1179) еще при своей жизни, но лишь по смерти его (1184)
она стала править государством. Царица немедленно созвала собор для
устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного
порядка, Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены
злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от
повинностей, участь крестьянского класса облегчена, водворен внутренний
мир. Т. была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спер
(линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скинии. Девизом
своего правления она провозгласила милость и правду: "Я отец сирых и
судья вдов", говорила Т. В ее царствование не было ни одного случая
смертной казни и телесного наказания. Избегая осложнений внутри царства,
царица вела ряд войн с соседними государствами. Первый ее супруг,
русский князь Георгий (по мнению Карамзина - сын Андрея Боголюбского),
совершил военные экспедиции на С Армении, в Ширван и Эрзерум. Когда брак
Т. с Георгием был расторгнут - по словам грузинского летописца,
вследствие творившихся князем бесчинств, - то бывший супруг Т. стал ее
врагом и с большим греческим войском двинулся из Константинополя в
Грузию, для возвращения потерянного престола. Не смотря на то, что к
нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и
исчез после того без вести. Т., вступив в новый брак с осетинским
владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через 10 лет
после вступления на престол открывать наступательную политику. Она
завоевывает Хоросан, Тавриз, Эрзерум, одерживает блестящую победу над
султаном ардебильским; битва при Шамхорате (в 1203 г.) доставляет ей
громкую славу, отголоски которой слышаться в русском сказании об
иверской царице Динаре. Победоносное ее шествие завершается поражением
(1204) Нукардина, султана алеппского. Доставив Грузии преобладающее
политическое значение во всей Мал. Азии, смирив внутренних и внешних
врагов, расширив пределы царства, Т. позаботилась о духовном развитии
Грузии. При ее дворе собирается плеяда славных писателей, доведших
грузинский язык до полного совершенства. Ее век ознаменован поэтической
деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших "богоподобной" царице
восторженные оды. При ней создается светская романическая словесность в
прозе, представителями которой являются Хонели, автор "Амиран
Дареожаниании", и Саргис Тиогвели. переводчик персидской повести о Вис и
Рамин. Наконец, в ее царствование выдвинулся певец Барсовой кожи,
Руставели. Легендарная история. приписывающая Т. все замечательные храмы
и крепости Грузии, недалека от истины:. множество памятников искусства
создано именно ею, и между ними роскошный Вардзийский дворец, вырытый в
обрывистой скале, близ Ахалциха, вмещающие в себе до 360 покоев.
Христианство и гражданственность среди кавказских горцев
распространялись благодаря энергии и заботам Т. Ее имя с одинаковым
благоговением передается в поэтических сказаниях различных народностей
Кавказа. Церковь, за щедрые дары, причислила ее к святым. Грузиныгорцы
превратили Т. в богиню-целительнипу всех недугов. В Сванетии Т. из
воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем
идеалом волшебной красоты. Народ верит, что Т. не умерла, она спит в
золотой колыбели; когда дойдет до ее голос людской скорби, она проснется
и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутвием точных указаний
о месте нахождения ее могилы. Ср. М. Г. Джанашвиди. "Царица Т." (Тифлис,
1900); акад. А. Н. Веселовский, "Цар. Т. в народной легенде и у
Лермонтова" ("Кавказ", 1898, №№ 6 и 7); Хаханов, "Царица Т. по народным
песням и сказаниям" ("Жур. для всех", 1900, № 7); Brosset, "Histoire de
la Georgie".
А. Хаханов.
Тамбов - губ. гор., при впадении рч. Студенца в Цну; ст. жел. дор.,
на соединении линий Ряз. Уральской и Тамб. Камышинской. Т. занимает
ровную площадь, длиной с Ю на С в 5 в., а шир. до 1,5 в. Правильно
распланирован, но улицы мощены далеко не все и то только на половину
ширины. Колодцы неглубоки, в самых возвышенных местах не глубже 15 -16
арш. Вследствие низменного положения и прилегающих со стороны Цны болот,
Т. сильно страдает от малярии и в особенности страдал в прежнее время,
когда не было водопровода. Последний устроен городом ок. 20 лет тому
назад и дает хорошую воду из рч. Студенки. Почти при каждом доме имеется
сад; в последние 25 л. разведены небольшие скверы и бульвары; постройки
большей частью не скучены; не смотря на преобладание деревянных
построек, за. последние 50 л. не был" опустошительных пожаров. Каменных
жилых домов ок. 20%. Усадеб, составляющих частную собственность, ок.
2500, арендованных под постройки свыше 600, лавок на базарных и
ярмарочных площадях ок. 500. Жилых домов, с казен. и общ. зданиями, до
4000. Православн. церквей 33, в том числе 1 кафедр. собор, 2 в муж. ц 2
в жен. мон., 8 приходских. 3 кладбищенск., 16 домовых и 1 упраздненная.
Из приходских церквей 5 довольно новой постройки (1851 - 87 гг.);
другие, а равно собор и монастырские церкви - конца XVIII и начала XIX
вв. Еванг. лют. црк.; строится катол, црк. Евр. синагога. В 1781 г. в Т.
было 5664 жит., по однодневной переписки 12 дек. 1865 г. - 28481, в 1897
г. - 48134 (25151 мжч. и 22983 жнщ.). В описании 1781 г. значится, что
жители города и предместий "торг имеют мелочными товарами, закупают по
селам масло, мед, воск, юфт, сало, шерсть, пеньку, рогатый скот и
отпускают все это для продажи в Москву и др. города". Нынешняя торговля
Т. также особенно крупных оборотов не представляет. Хлебов ст. Т.
отправляет 1 - 1,5 милл. пд. в год (рж. и пшен. мука, отруби, овес,
пшено, семя). Более оживленную торговлю Т. ведет как довольно крупный
потребительный пункт, снабжающий притом большую часть уезда (получает
много мануфактуры, сахара, керосина, всяких бакалейных товаров). Ярмарок
в Т. две (в июне и окт.); в 1899 г. привоз на 1 милл. р., прод. на 770
тыс. р. Фабр. и зав. 32, с 337 раб. и производством на 748 тыс. р. (1
дрожжево-винокур. зав., 1 водочный, 1 пивоварен., 2 салотопл., 2
мыловарен., 1 паров, крупчатн. мельница, 11 ветрян., 3 воскосвечн. зав.,
1 воскобойный, 1 чугунолитейн., 2 механических, 1 паркетн. мастерск., 2
кафельных, 3 кирпичи, зав.). Т. славится производством ветчины и колбас,
которые вывозятся в столицы. Ремесленников около 2000. Интендантский
вещевой склад и приемная комиссия, конюшня госуд. коннозаводства.
Губернск. земство имеет больницу с прозекторским кабинетом, фельдшерск.
школой, телятником, приютом для подкидышей, родильн. отделением, приют
св. Елизаветы для неизлечимых, психиатрическую лечебницу и приют
душевнобольных, мужск. и женск, богадельни, сиротский дом,
исправительный приют. Бюджет этих заведений (1900 г.)
- 370 тыс. руб. Учебн. завед. 42 (учащихся 3947 муж. п. и 2259 жен.
п.): гимназия (540), реальное училище (399), духовная семинария (562),
Екатерининский учительский инст. (185), Александринский инст. благор.
девиц (266), жен. гимназии (600), епарх. жен. учил. (342), 2 дух. уездн.
учил. (626), уездн. и 6 начальн. учил. (985), 2 жен. начальн. (377),
разных частных низших училищ и пансионов 9 (205 муж. п. и 251 жен. п.),
црк. приход. шк. 13 (306 мальч., 370 дев.), начальн. учил. при Екатер.
инстит. (102), Мариинский детск. приют (37 муж. п. и 53 жен. п.). При
жен. м-ре трехклас. женск, учил. Музыкальное училище местн. отд. Имп.
музыкального общ. Публичная библиотека; дом для народных чтений. с
библиотекой, народной читальней и музеем. Книжные склады губ. земства и
епархиальный. Община сестер Красн. Креста, с городской бесплатной
амбулаторией. Дома трудолюбия и работный. - В 1804 г. Т. имел доходов
4680 р., главн. обр. с городской земли и с торговых свидет. В 1840 г.
гор. доход составил ок. 17 тыс. р., в 1858 г. 30 тыс. р. В 1899 г.
доходов поступило 333408 р., из них израсходовано 329356 руб., в том
числе на содержание городск. управл. и сиротского суда 28531 р., содерж.
полиции и пожарной команды 41206 р., на народное образование 46623 р.
(из них на содерж. городских школ 21170 р.), уплату долгов 27107 руб.,
на врачебную часть 1396 р. На благотворит. часть расходуются специальные
средства через особый городской благотворит, комитет. Городская
богадельня муж. и жен., с приютами для мальч. и дев., странноприимный
дом для богомольцев, амбулатория и лечебница на 30 кров. В богадельнях к
1900 г. было 91 мжч., 273 жнщ., в приютах мальч. 98, дев. 85, странников
св. 10 тыс. Городская образцов, ремесл. мастерская имеет 127 учен. На
содержание этих заведений идут между прочим доходы с 13540 дес. земли в
Тамбовской и Саратовской губерниях. Екатерининский учительский институт,
общежитие для учеников гимн. и реальн. учил. и дом народных чтений
существуют на доходы с капиталов Э. Д. Нарышкина. Кроме того, умершим
купцом А. И. Толмачевым завещано городу ок. 183 тыс. руб. и 1585 дес.
земли на содержание народных школ. - В 1898 г. городом сделан
облигационный 4,5% заем в 600 тыс. руб. На эту сумму построены дом для
начальн. училищ и дополнит. здание казарм и учрежден городской ломбард,
которому дано 25 тыс. руб.. В 1899 г. ломбард ссудил под залог
движимостей 82139 р. и получил чистой прибыли 1334 р. - Земли Т. имеет
4540 дес. (усад. 741, пах. 697, сенокоса и леса 3102 дес.).
История. Основание Т. положено в 1636 г. постройкой укрепления против
частых в то время набегов крымских, ногайских и азовских татар. Цна
затрудняла доступ к укреплению с В, Студенец - с С; с Ю защитой служил
ров, а с З возведен был вал, от которого теперь не сохранилось почти
никаких следов, но зап. окраина города и теперь называется у местных
жителей валом. Из "Экономии. описания Т. наместнечества", составленного
в 1781 г., видно, что за стенами Т. укрепления (теперь не существующими)
находились слободы Пушкарская, Стрелецкая, Полковая и Покровская (доныне
сев. часть города называется "Пушкари", а крайняя южн. часть
"инвалидною"). В 1648 г. возведен был земляной вал от р. Цны до р.
Челновой, чтобы защитить открытое место между Липовицким и Челновским
лесами. Тогда же возник дополнительный к Т. городок Красный на р.
Челновой (у нынешнего с. Лысые Горы), Т. сохранял значение военного
укрепления все первое столетие своего существования. В 1738 г., во время
турецкой войны, повелено было исправить и перевооружить крепость Т. В
1719 г. Т. сделан главным городом учрежденной тогда Тамбовской провинции
Азовской (переименованной потом в Воронежскую) губ. В 1779 г., по
учреждении Тамбовского наместничества, Т. стал главным городом этого
наместничества или губернским. Одним из первых правителей Т.
наместничества был поэт Державин (1786 -1788). Он нашел Т. в жалком
состоянии и старался сделать его более культурным. Квартиру свою он
сделал местом общественных собраний, концертов, даже школой для детей и
молодежи, где преподавались арифметика и грамматика; было и обучение
танцам. Державин заботился об учреждении в Т. клуба и пансиона для
дворянских детей. При содействии Новикова он завел в Т. первую
типографию, в которой печатались не только распоряжения по
наместничеству, но и некоторые известия по текущей жизни города, отчасти
стихи самого Державина и переводы иностранных романов, исполненные
местными писательницами (Ниловою и кн. Голицыною). При Державине открыто
в Т. главное народное училище, построен театр, заготовлен камень для
мощения улиц, улучшено содержание арестантов; подготовлялось
топографическое описание всего наместничества. В 1802 г. учрежден
дворянский учебный корпус; преобразованный в кадетский, он имел только
младшие классы кадетских корпусов, а в 1846 г. переведен в Воронеж. В
1822 г. началось мощение тамбовских улиц, для чего употреблен камень,
заготовленный 40 лет ранее Державиным. В ноябре 1830 г. в Т. была первая
холера; суровые меры к прекращению ее вызвали трехдневный бунт жителей
города. Главным городом епархии Т. сделался еще в 1682 г. Епископа
Питирима (1685-1698) местное население чтит как святого и поклоняется
его гробнице (в нижнем этаже собора, им построенного). Питирим основал
женский монастырь в Т. и мужской Трегуляев около Т. (где теперь
развивается летняя дачная жизнь обывателей города).
Н. Романов.
Тамбурин (пандеро - ит., Tamburin - нем.). У французов Т. неправильно
называется Tambour de basque: последний, употребляемый в Провансе и у
басков, представляет собою продолговатый барабан. Т. называется также
танец южной Франции и Испании, в быстром темпе, в 2/4, характерная черта
его заключается в том, что вся музыка построена на органном пункте на
тонике. Этот танец сопровождается Т., в который бьет танцующий.
Н. С.
Таммуз или ваммуз (Иезек. VIII, 14) - сиро-финикийское божество,
тождественное с греческим Адонисом. Около времен Седекии и разрушения
Иерусалима ему поклонялись и иудеи. Пророк Иезекил видел плачущих по Т.
женщин у северных врат храма Иерусалимского, в шестом месяце, в пятый
день месяца (Иезек. VIII, 1, 14). См. прот. П. Солярский, "Опыт
библейского словаря собственных имен" (т. IV, СПб., 1884).
Таможенные пошлины - Т. (по старинному - таможные, от татарского
слова тамга - печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и
представляют собою сбор с товаров, взыскание которого связано с
перемещением товара через какую-либо линию - через государственный
рубеж, через границу области, через городскую черту и т. п. Смотря по
тому, производится ли взимание этого сбора при перевозке товара через
внешнюю границу, или при перемещении его внутри государства, таможенные
пошлины разделяются на внешние и внутренние. Внутренние таможенные
пошлины иногда имеют характер вознаграждения за пользование мостами,
переправами, торговыми площадями и т. п.; иногда же представляют собою
налог, взыскиваемый или в пользу государства, или городов, приходов и т.
д. Вообще за передвижением товаров через внутренние линии следить
несравненно труднее, чем на внешних границах; грузы, перевозимые внутри
государства, всегда могут ускользнуть от оплаты внутренними сборами,
особенно, если последние настолько значительны, что обход их составляет
достаточную премию за перевозку товара окольными дорогами и т. д.;
поэтому, внут. премия Т. пошлины установляются, обыкновенно, в невысоком
размере. Тем не менее, применение их - особенно, если одновременно
взимается много таких пошлин различного наименования (на Руси, в средние
века, существовало более 20 внутренних таможенных сборов разного
наименования.) - значительно стесняет внутреннюю торговлю, а тем самым и
промышленность, и вызывает существенное неудобство для населения,
усугубляемое тем, что, при мелочности таких сборов и разбросанности
пунктов, где они взимаются, очень трудно контролировать правильность их
взыскания и предупреждать злоупотребления и притеснения. При
упорядочении финансовой системы страны, эти пошлины обыкновенно
отменяются и возмещаются сборами с торговли, а иногда увеличением
внешних таможенных сборов. В России попытка отмены внутренних пошлин,
вызванная энергическим требованием торгового сословия, произведена была
при Алексее Михайловиче, но окончательно они были уничтожены лишь в 1753
г., при чем поступавший от них доход был разложен на отпускные и
привозные товары. Во Франции существование этих сборов продолжалось до
1792 г. В настоящее время, внутренние Т. пошлины в пользу казны не
существуют почти нигде; остались только сборы в пользу городов (так
назыв. октруа) с товаров, главным образом - продовольственных припасов,
ввозимых в пределы городской черты. Нечто среднее между внутренними и
внешними представляют собою те таможенные пошлины, которые взимаются на
границах частей одного и того же государства или союза, стоящих в
различных условиях по отношению к привозу товаров и вообще являющихся в
таможенном смысле, самостоятельными - напр. на границах между пределами
портофранко и таможенной территорией. Такой характер имели пошлины на
границах различных государств Германии, до полного объединения их в
таможенном отношении. В России такого рода пошлины на границах
Лифляндской провинции были отменены в 80-х гг. XVIII в., на границе
Царства Польского - в начале 50-х годов, по Оренбургской линии - в 1858
г. На границе между великим княжеством Финляндским и Империей эти
пошлины существуют до сих пор. Все русские произведения, привозимые в