<< Пред.           стр. 10 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  Ни одна из приведенных выше моделей олигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности фирм в этих условиях.
 4. Использование и распределение ресурсов фирмой
  Как было показано выше, фирмы в условиях рынка широко применяют метод сравнения предельных дохода и издержек при принятии решений об объеме продаж и цене продукции. Тот же метод используется и при определении количества необходимых для производства продукции ресурсов, обеспечивающего фирме минимальные суммарные издержки и соответственно максимальную прибыль. Именно об этом речь пойдет ниже.
  Чем определяется спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы? Прежде всего он зависит от спроса на готовую продукцию, производимую с использованием данных ресурсов, поэтому чем выше спрос на продукцию, тем выше и спрос на необходимые ресурсы с учетом изменения эффективности их использования. Так, в развитых странах спрос на энергоресурсы растет очень медленно. Другим обстоятельством, влияющим на спрос ресурсов, являются их цены. Средства фирмы, направляемые на покупку ресурсов, входят в ее производственные издержки, поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволит ей получать максимальную прибыль.
  Количество используемых фирмой ресурсов зависит от их отдачи, или производительности. Последняя подвержена действию закона убывающей отдачи. Поэтому фирма будет расширять применение ресурсов до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс будет увеличивать ее доход в большей степени, чем издержки.
  Каким образом введение в производство дополнительных ресурсов влияет на доход фирмы? Увеличение использования какого-либо ресурса приводит к увеличению выпуска продукции, а следовательно, и дохода фирмы.
 Предельная доходность ресурса
  Предположим, что фирма использует только один переменный ресурс. Им может оказаться труд, отдельный вид оборудования и т.п. Прирост выпуска продукции в натуральном выражений, обеспеченный за счет увеличения данного ресурса на единицу, получил название предельного продукта. Прирост дохода фирмы за счет дополнительной единицы данного ресурса называется предельной доходностью ресурса или доходом от предельного продукта MRP (англ. marginal revenue product). Как отмечалось выше, предельный продукт сначала растет, а затем начинает снижаться в соответствии с законом убывающей отдачи. Поскольку рост предельного продукта происходит на очень коротком участке, можно им пренебречь и предположить, что с самого начала он будет сокращаться.
  Рассмотрим предельную доходность ресурса фирмы Х (табл. 12.3). Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, цена произведенной продукции постоянна и не зависит от объема выпуска. Если же фирма является несовершенным конкурентом, то она вынуждена снижать цену при расширении объема сбыта. Соответственно предельная доходность ресурса фирмы-несовершенного конкурента не совпадает с предельной доходностью ресурса конкурентной фирмы.
  Таблица 12.3.
 Предельная доходность ресурса фирмы Х в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукции
 Количество ресурса, ед. Выпуск продукции, шт. Предельный продукт, шт. Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция цена продукции, руб. доход, руб. предельная доходность ресурса, руб. цена продукции, руб. доход, руб. предельная доходность ресурса, руб. 1 20 20 100 2000 2000 100 2000 2000 2 38 18 100 3800 1800 99 3762 1762 3 54 16 100 5400 1600 98 5292 1530 4 68 14 100 6800 1400 97 6596 1304 5 80 12 100 8000 1200 96 7680 1084 6 90 10 100 9000 1000 95 8550 870 7 98 8 100 9800 800 94 9212 662 8 104 6 100 10400 600 93 9672 460 9 108 4 100 10800 400 92 9936 264 10 110 2 100 11000 200 91 10010 74
  Из данных табл. 12.3 видно, что скорость снижения доходности ресурса для монополиста выше, чем для чисто конкурентной фирмы, и график предельной доходности ресурса для монополиста будет иметь более крутой наклон (рис. 12.11). Это обстоятельство важно для фирмы, так как предельная доходность являете одним из факторов, определяющих количество данного ресурса, которое будет использовать фирма.
  Но для принятия решения о расширении использования в производстве данного ресурса фирма должна не только знать, как повлияет дополнительный ресурс на увеличение ее дохода. Она всегда сравнивает доход с издержками и оценивает прибыль. Поэтому она должна определить, как покупка и использование дополнительного ресурса повлияют на увеличение издержек.
 
 Рис. 12.11. График предельной доходности ресурса для фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке готовой продукции:
 MRP1, MRP2 - предельные доходности соответственно в указанных условиях;
 Qрес - количество используемого ресурса; Ррec - цена ресурса
 Предельные издержки ресурса
  Прирост издержек за счет введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельный издержками ресурса. Когда фирма сталкивается с условиями совершенной конкуренции на ресурсном рынке, ее предельные издержки на ресурс будут равны цене этого ресурса.
  Например, если небольшая фирма хочет нанять бухгалтера, то ему заплатят согласно рыночной ставке заработной платы. Поскольку спрос фирмы является лишь малой долей спроса на бухгалтеров, она не сможет повлиять на уровень их заработной платы Предельные издержки на оплату труда для фирмы будут иметь вид горизонтальной линии (например, см. рис. 12.12).
 Какое количество ресурса следует использовать?
  Принцип выбора фирмой количества используемого ресурса логичен принципу определения оптимального объема выпуска продукции. Для фирмы будет прибыльным увеличивать количество используемого ресурса до точки, где его предельная доходность будет равна предельным издержкам на этот ресурс (рис. 12.12). В рассматриваемом примере при цене ресурса 1000 руб. фирма в условиях совершенной конкуренции на рынке готовой продукции будет использовать 6 ед. данного ресурса (график предельной доходности MRP1), а в условиях несовершенной конкуренции - только 5 ед. (график предельной доходности ресурса MRP2).
 
 Рис. 12.12. Оптимальное количество используемого ресурса для конкурентной фирмы и для фирмы - несовершенного конкурента на рынке готовой продукции:
 MPR1 и MRP2 - предельные доходности ресурса для фирмы в условиях соответственно совершенной и несовершенной конкуренции на рынке готовой продукции; МСрес - предельные издержки на ресурс
 
  Мы определили, какое количество переменного ресурса будет использовать фирма при условии, что все остальные ресурсы постоянны. Однако на практике перед фирмой стоит вопрос, каким образом скомбинировать применяемые ресурсы, чтобы получить максимальную прибыль. Иными словами, она сталкивается с ситуацией, когда несколько ресурсов являются переменными и надо определить, в каком сочетании их использовать.
 Выбор варианта сочетания ресурсов
  Выбор производителем варианта сочетания ресурсов, обеспечивающего минимальные издержки, напоминает выбор потребителя (см. гл. 9). Из различных наборов предлагаемых товаров, приносящих ему одинаковое удовлетворение, потребитель выбирает один, соответствующий его ограниченному бюджету.
  Производитель из всех вариантов сочетания используемых ресурсов, с помощью которых можно произвести заданное количество готовой продукции, делает выбор, принимая во внимание цены ресурсов. Допустим, что используются два взаимозаменяемых ресурса. Например, фирма взяла на себя очистку городских улиц от снега. Для этой цели ей нужны дворники и снегоуборочная техника. Сколько техники и сколько дворников ей нужно, чтобы выполнить фиксированный объем работ с наименьшими затратами?
  Построим график, показывающий все возможные сочетания числа машин и числа дворников (рис. 12.3). Можно использовать 4 машины и 20 человек, 2 машины и 40 человек, 1 машину и 80 человек, а также всякое иное сочетание, отмеченное любой точкой на кривой. Кривая имеет изогнутую форму: с увеличением числа дворников их предельная доходность будет убывать, а машин, наоборот, возрастать. Это происходит вследствие действия известного закона убывающей отдачи. Суммарный доход во всех точках будет одинаков и равен площади убранной территории, умноженной на стоимость уборки ее единицы (1 км2).
 
 Рис. 12.13. График возможных вариантов сочетания двух видов ресурсов, необходимых для выполнения заданного объема работ:
 К- число снегоуборочных машин; L - численность дворников
 
  Для того чтобы принять решение о том, сколько нужно машин и дворников для уборки улиц, фирме недостаточно знать только их необходимые количество и численность. Следует учитывать издержки фирмы, которые она понесет в результате применения разного количества ручного труда и машин, и определить минимальные. Издержки зависят от цены снегоуборочной техники и работной платы дворников.
  Предположим, что использование одной машины обойдется фирме в 20 тыс. руб., а наем 10 дворников - в 10 тыс. руб. Общая сумма издержек фирмы, связанных с закупкой машин и наймом дворников, может быть исчислена по формуле:
  , (12.3)
 где С - общие издержки фирмы, тыс. руб.; К - число машин, шт.; РК - цена машины, тыс. руб.; L - численность дворников, десятков чел.; РL - затраты на наем 10 дворников, тыс. руб.
 
 Рис. 12.14. Возможные сочетания двух ресурсов при их одинаковой суммарной стоимости: К- число снегоуборочных машин; L -численность дворников
 
  На рис. 12.14 изображены три графика, соответствующие трем вариантам общих издержек фирмы. Например, график C1 показывает все возможные сочетания машин и ручного труда, которые обходятся в 60 тыс. руб.; C2 - в 80 тыс. и С3 - в 100 тыс. Наклон графиков зависит от соотношения цены на машину и заработной платы дворника.
  Чтобы определить, какие издержки будут минимальными при волнении заданного объема работ, сравним графики, представленные на рис. 12.13 и 12.14 (рис. 12.15).
  Кривая на рис. 12.15 наглядно показывает, что ни в точке А1, ни в точке А3 издержки фирмы не будут минимальными, они составят 100 тыс. руб., тогда как в точке А2 издержки будут равны 80 тыс. руб. Иными словами, минимум издержек будет достигнут при использовании фирмой двух снегоуборочных машин и найме 40 дворников.
 
 Рис. 12.15. График сочетания двух ресурсов, минимизирующего издержки фирмы
 
  Как фирма может найти эту точку, не прибегая к вычерчиванию графиков? Обратим внимание, что в точке А2 наклон кривой, отражающей различные сочетания числа машин и числа дворников, необходимых для выполнения заданной работы (см. рис. 12.13), и прямой, показывающей эти сочетания, соответствующие данному объему затрат (см. рис. 12.14), совпадают.
  Наклон кривой отражает соотношение предельных доходностей используемых факторов производства, а наклон прямой - соотношение цен на эти факторы. Отсюда можно сделать вывод, что фирма будет минимизировать издержки, когда отношения предельной доходности каждого ресурса к его цене будут равны:
  , (12.4)
  где MRPК: и MRPL, - предельные доходности машины и дворника; PK и PL - цена машины и заработная плата дворника
  Иными словами, фирма будет минимизировать свои издержки, когда затраты на производство дополнительной единицы продукции или на выполнение дополнительного объема работ будут одинаковы, независимо от того, что она использует для этого - новую группу дворников или новую снегоуборочную машину.
  Если цена одного из факторов изменится, то фирма будет минимизировать издержки при другом их сочетании.
 Выводы
  1. Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска,
  2. Причинами монополии являются: а) эффект масштаба; б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; в) нечестное поведение и др.
  3. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста - наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.
  4. Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.
  5. Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии. В отраслях естественной монополии многие предприятия являются государственной собственностью.
  6. В реальной жизни чистая монополия, так же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.
  7. При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит разнообразную дифференцированную продукцию; вступление новых фирм в отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. Легкое вхождение новых фирм в отрасль приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль стремится к нулю.
  8. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно и модель изогнутой кривой спроса. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, нет.
  9. Со стороны отдельной фирмы спрос на ресурсы определяется их предельной доходностью. Предельная доходность любого переменного ресурса медленно понижается в соответствии с законом убывающей отдачи. Фирма будет расширять использование ресурса до тех пор, пока его предельная доходность будет выше предельных издержек на него, т.е. до момента, когда эти два показателя сравняются.
  В условиях, когда спрос фирмы на ресурс составляет малую долю рыночного спроса на него, предельные издержки ресурса для данной фирмы равны его цене.
  10. Фирма стремится выбрать такое сочетание используемых ресурсов, которое обеспечивает минимальные издержки. Это возможно, если предельная доходность каждого ресурса пропорциональна его цене.
 Термины и понятия
  Монопольная (рыночная) власть
  Ценовая дискриминация
  Предельная доходность ресурса
  Предельные издержки ресурса
 Вопросы для самопроверки
  1. Каковы причины возникновения монополии?
  2. Чем определяются цена и объем производства в условиях монополии?
  3. Какие факторы оказывают влияние на монопольную власть? Как влияет концентрация производства на монопольную власть? В каком из двух вариантов монопольная власть выше: а) на рынке присутствует пять фирм, каждая из которых имеет равную долю в совокупном объеме продаж; б) доли продаж распределены следующим образом: фирма 1 - 25%, 2 - 10%, 3 - 50%, 4 - 7%, 5 - 8%?
  4. Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной? Как влияет ценовая дискриминация на прибыль монополии?
  5. Что общего и в чем различия совершенной и монополистической конкуренции? Каковы преимущества и недостатки монополистической конкуренции?
  6. Почему можно говорить о тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде для фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции?
  7. Каковы основные черты олигополии?
  8. Почему не существует единой теории, полностью отражающей поведение фирм на рынке? Почему предпочитают неценовую конкуренцию ценовой? В чем состоит равновесие по Курно?
  9. К какому типу рынка можно отнести: автомобильную промышленность, черную металлургию, легкую промышленность, сферу услуг?
  10. Какие типы рынков формируются в отдельных отраслях экономики России? Часто говорят, что до 80% российского машиностроения монополизировано. Так ли это?
  11. От чего зависит количество используемого фирмой ресурса?
  12. Что такое предельная доходность ресурса? Чем отличаются предельные доходности ресурса для конкурентной фирмы и фирмы-монополиста на рынке готовой продукции?
  13. Предположим, что фирма является монополистом на рынке готовой продукции. Сколько рабочих она наймет при ставке заработной платы 1200 руб.?
  Сколько рабочих она наняла бы в условиях совершенной конкуренции на рынке продукции? Необходимые для ответа на вопрос данные указаны ниже:
 Численность рабочих, чел. Выпуск продукции, шт. Цена продукции, руб. монополиста конкурентной фирмы 1 30 20 20 2 56 19,5 20 3 78 19 20 4 96 18,5 20 5 110 18 20 6 120 17,5 20 7 126 17 20 8 130 16,5 20 9 132 16 20 10 133 15,5 20
  Что произойдет, если ставка заработной платы удвоится?
 Глава 13. Анализ безубыточности
  Каждая фирма, начиная процесс производства или принимая решение о его расширении, должна быть уверена, что ее затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Как известно, фирма всегда несет постоянные издержки, которые не зависят от объема производства, и переменные издержки, которые возрастают/уменьшаются с изменением объема выпуска и продаж. Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек. При расчете объема продаж (выручки), при котором валовые затраты фирмы окупаются, было бы неправильно механически сложить постоянные и переменные издержки. Дело в том, что сумма переменных издержек будет различной при разных объемах производства, и определить ее можно, только зная, о каком конкретно объеме производства идет речь. В данной главе рассматривается порядок расчета выручки, окупающей затраты фирмы (точки безубыточности), и приводятся примеры, поясняющие, как он используется на практике.
 1. Определение объема выручки, обеспечивающего покрытие всех затрат
  Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразно использовать такую величину, как сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя свою продукцию с тем, чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль. Понятие средней величины покрытия используется, когда речь идет не о выручке фирмы в целом, а о цене отдельного товара. Расчет суммы и средней величины покрытия дает возможность определить также точку безубыточности.
 Сумма покрытия, средняя величина покрытия, коэффициент покрытия
  Суммой покрытия называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат (издержек). Ее можно рассчитать и по-другому - как сумму постоянных затрат (издержек) и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки необходимо вычесть все прямые затраты, а также часть накладных расходов которые зависят от объема производства и поэтому относятся к категории переменных затрат.
  Сумма покрытия означает вклад в покрытие постоянных расходов и получение прибыли.
  Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
  Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или (для отдельного товара) доля средней величины покрытия в цене товара.
  Использование этих величин помогает быстро решать некоторые задачи, например определение размера прибыли при разных объемах выпуска.
 
  Пример 13.1. Фирма выпускает и продает товар, средние переменные издержки на производство и сбыт которого составляют 100 руб./шт. Товар продается по цене 120 руб. Постоянные затраты фирмы в месяц составляют 60 тыс. руб. Рассчитаем, какую прибыль может получить фирма в месяц, если она продаст данного товара 4000, 5000, 6000 шт.
  Поскольку постоянные затраты фирмы не зависят от объема выпуска, найдем сумму покрытия и прибыль (как разность суммы покрытия и постоянных издержек) для всех трех вариантов (табл. 13.1).
  Таблица 13.1.
 Прибыль фирмы при различных объемах выпуска, тыс. руб.
 Показатели Объем выпуска, шт. 4000 5000 6000 Выручка от реализации 480 600 720 Переменные издержки 400 500 600 Сумма покрытия 80 100 120 Постоянные издержки 60 60 60 Прибыль 20 40 60 Средняя величина покрытия, руб. 20 20 20
  Так как средняя величина покрытия одинакова для всех трех вариантов, расчет прибыли можно упростить. Определим прибыль фирмы при любом объеме выпуска. Для этого:
  1) умножив среднюю величину покрытия на объем выпуска, получим сумму покрытия;
  2) от суммы покрытия отнимем постоянные издержки. Например, какую прибыль получит фирма, если произведет и продаст 4560 шт. товара?
  Сумма покрытия: 20 руб. • 4560 =91,2 тыс. руб.
  Прибыль: 91,2 тыс. руб. - 60 тыс. руб. = 31,2тыс. руб.
 
  Пример 13.2. Фирма производит и продает одновременно два товара: А и Б. Данные об объемах продаж, ценах и затратах приведены в табл. 13.2.
  Таблица 13.2.
 Объемы продаж, цены товаров А и Б и издержки производства
 Показатели Товар А Б Объем продаж в месяц, шт. 6000 4000 Цена реализации, руб. 52 90 Переменные издержки на единицу товара, руб.:
 сырье и материалы 20 35 заработная плата 14 20 переменные сбытовые накладные расходы переменные 5 10 производственные накладные расходы 5 12 Постоянные издержки в месяц, тыс. руб.:
 административные 18 производственные 50 сбытовые 22
  Предположим, что требуется определить:
  1) размер прибыли, получаемой фирмой за месяц;
  2) среднюю величину покрытия для каждого товара;
  3) коэффициент покрытия для каждого товара;
 4) размер прибыли, который получит фирма, если расширит продажу товара А до 7000 шт., а товара Б - до 4500 шт.
  Для ответа на поставленные вопросы все необходимые данные сведет табл. 13.3.
  Таблица 13.3.
 Порядок расчета средней величины и коэффициента покрытия, а также размера прибыли фирмы
 Показатели Товар Всего А Б Объем выпуска, шт. 6000 4000 10000 Переменные издержки, тыс. руб.:
 сырье и материалы 120 140 260 заработная плата 84 80 164 переменные производственные накладные расходы 30 40 70 переменные сбытовые накладные расходы 30 48 78 Итого переменных издержек 264 308 572 Выручка от реализации, тыс. руб. 312 360 672 Сумма покрытия, тыс. руб. 48 52 100 Постоянные издержки, тыс. руб. 90 Прибыль, тыс. руб. 10 Средняя величина покрытия, руб. 8 13 Коэффициент покрытия 0,154 0,144
  Итак, за месяц фирма зарабатывает 10 тыс. руб. прибыли. Средняя величина покрытия для товара А составляет 8 руб. (коэффициент покрытия 0,154), для товара В - 13 руб. (коэффициент покрытия 0,144).
  При расширении объема продаж фирма получит:
  1) сумма покрытия от продажи товара А: 8 руб. • 7000 = 56 тыс. руб.;
  2) сумма покрытия от продажи товара Б: 13 руб. • 4500 = 58,5 тыс. руб.;
  3) сумма покрытия от продажи товаров А и Б: 56 тыс. руб. + 58,5 тыс. руб. == 114,5 тыс. руб.;
  4) постоянные издержки фирмы: 90 тыс. руб.;
  5) прибыль фирмы: 114,5 тыс. руб.-90 тыс. руб. =24,5 тыс. руб.
 
  Пример 13.3. Компания производит и реализует один товар, переменные затраты на единицу которого приведены ниже, руб.:
 Сырье и материалы 20 Заработная плата 16 Переменные производственные накладные расходы 8 Переменные сбытовые накладные расходы 4 Итого 48
  Товар продается по цене 60 руб. за 1 шт., постоянные затраты составляют 136 тыс. руб. Определим, какое количество товара должна продать компания, чтобы обеспечить получение 32 тыс. руб. прибыли?
  1. Для решения этой задачи найдем сумму покрытия. Ее можно определить как разницу между валовой выручкой и переменными затратами, а также как сумму постоянных затрат и прибыли:
  136 тыс. руб. + 32 тыс. руб. = 168 тыс. руб.
  2. Зная сумму покрытия, найдем его среднюю величину как разницу между ценой товара и средними переменными издержками:
  60 руб. - 48 руб. = 12 руб.
  3. Поскольку производится и продается только один товар, требуемое для получения заданной суммы прибыли его количество можно рассчитать, разделив сумму покрытия на его среднюю величину:
  168 тыс. руб.: 12 руб./шт. = 14 тыс. шт.
 
  Пример 13.4. Фирма желает продать 20 тыс. шт. товара, Средние переменные издержки на производство и реализацию составляют 15 руб. Постоянные издержки - 250 тыс. руб. Фирма планирует получить прибыль в размере 50 тыс. руб. По какой цене следует продавать товар?
  1. Найдем сумму покрытия, прибавив к постоянным издержкам планируемый объем прибыли:
  250 тыс. руб. + 50 тыс. руб. = 300 тыс. руб.
  2. Найдем среднюю величину покрытия, разделив сумму покрытия на количество продаваемых товаров:
  300 тыс. руб.: 20 тыс. шт. = 15 руб./шт.
  3. Найдем цену товара, прибавив к средней величине покрытия средние переменные издержки:
  15 руб. + 15 руб. = 30 руб.
 Точка безубыточности
  Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства, которые обеспечивают фирме покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи:
  1. Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к примеру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.
  2. Поскольку выручка зависит от двух компонентов: цены товара и объема продаж, можно рассчитать необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Придется увеличить объем продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.
  3. Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке.
  Приводимый ниже порядок расчета точки безубыточности является очень простым и позволяет быстро и без сложных расчетов найти искомую величину. Однако следует остановиться на некоторых допущениях, которые при этом принимаются.
  Во-первых, предполагаем, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет продажную цену. В отношении длительного времени и большого объема продукции такое предположение не является правомерным. Однако для короткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо, поэтому график валовой выручки на рис. 13.1 выглядит как прямая линия.
 
 Рис. 13.1. График выручки и издержек фирмы: FC - постоянные издержки;
 VC- переменные издержки; ТС - валовые издержки; TR - валовая выручка (валовой доход); R' - пороговая выручка; Q' - пороговый объем продаж
  Во-вторых, аналогичное предположение относится и к затратам. Известно, что при расширении объема производства темп изменения затрат различный. На определенном этапе начинает действовать закон убывающей отдачи, и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производственные мощности оказываются чрезмерно загруженными. Однако здесь предполагаем, что затраты растут равномерно, то также вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска не наблюдается.
  Изображенная на рис. 13.1 точка безубыточности - это точка пересечения графиков валовой выручки и валовых издержек. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если фирма продает продукции меньше объема Q', то она терпит убытки, если больше этого объема - получает прибыль. Точка, соответствующая объему производства Q' и выручке R', получаемой фирмой, и является точкой безубыточности. В этой точке получаемая фирмой выручка равна ее валовым издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Наиболее важное значение имеет показатель пороговой выручки, так как пороговый объем продаж может быть разным в зависимости от цены реализуемой продукции.
  Как найти точку безубыточности? Рассмотрим этот вопрос на примере.
 
  Пример 13.5. Фирма выпускает и продает один товар. Ниже приведены данные, характеризующие ее деятельность, руб.:
 Выручка от реализации 15 000 Переменные издержки 10 000 Постоянные издержки 4000 Прибыль 1000
  Чтобы найти точку безубыточности, необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна снизиться выручка фирмы, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные издержки, так как при снижении выручки переменные издержки также станут ниже. Поскольку мы предположили, что при снижении валовой выручки переменные издержки будут сокращаться в той же пропорции, можно воспользоваться формулой точки безубыточности:
  ,
  где R' - пороговая выручка; FC - постоянные издержки; К коэффициент покрытия.
  Тогда последовательность расчетов для нахождения пороговой выручки (выручки, соответствующей точке безубыточности) будет следующей:
  1. Найдем сумму покрытия:
  15 000 руб. - 10 000 руб. = 5000 руб.
  2. Вычислим коэффициент покрытия (долю суммы покрытия в выручке от реализации):
  5000 руб.: 15 000 руб. = 0,33.
  3. Определим пороговую выручку:
  4000 руб.: 0,33 =12 121 руб.
  Как видно, фактическая выручка фирмы выше пороговой. Чтобы оценить, насколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, рассчитаем запас прочности - процентное отклонение фактической выручки от пороговой:
  ,
 где St - запас прочности; R - фактическая выручка; R' - пороговая выручка.
  Чем больше запас прочности, тем лучше для фирмы.
  В рассматриваемом примере:
  .
  Значение запаса прочности 19% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращения спроса, ухудшения конкурентоспособности) выручка фирмы сократится менее чем на 19%, то фирма будет получать прибыль; если более чем на 19% - окажется в убытке.
 
  Пример 13.6. Фирма производит два товара: А и Б. Ниже приведены данные о выручке фирмы, ее издержках и прибыли, руб.:
  Товар А Товар Б Всего Валовая выручка 9100 7400 16500 Переменные издержки 7000 6800 13800 Постоянные издержки 2300 Прибыль 400
  Требуется оценить положение фирмы, рассчитав пороговую выручку, запас прочности.
  Для определения пороговой выручки выполним следующие расчеты:
  1. Найдем сумму покрытия:
  16 500 руб. - 13 800 руб. = 2700 руб.
  2. Исчислим коэффициент покрытия:
  2700 руб. .-16500 руб. =0,16.
  3. Пороговую выручку определим путем деления постоянных издержек на коэффициент покрытия:
  2300 руб.: 0,16 =14 375 руб.
  4. Запас прочности равен:
  .
  Как известно, фирма производит два товара: А и Б. Чтобы определить, какой вклад вносит каждый из этих товаров в прибыль фирмы, необходимо распределить постоянные затраты между этими двумя товарами. На практике используются различные принципы распределения постоянных затрат. В данном примере постоянные издержки распределим пропорционально выручке от реализации каждого из двух товаров.
  Выручка от реализации товара А составляет 54% суммарной выручки фирмы, товара В - соответственно 46%.
  Распределение постоянных издержек и прибыли между товарами А и Б характеризуется следующими данными, руб.:
  Товар А Товар Б Всего Валовая выручка 9100 7400 16500 Переменные издержки 7000 6800 13800 Постоянные издержки 1242 1058 2300 Прибыль +858 -458 +400
  Как видно, прибыль от реализации товара А частично идет на покрытие убытков от реализации товара Б. Встает вопрос, насколько необходим товар Б для фирмы у не увеличится ли ее прибыль в случае, если товар Б будет снят с производства.
  Предположим, что решили отказаться от выпуска товара Б как убыточного Тогда все постоянные издержки фирмы будут приходиться на один-единственный товар А. В этом случае значение точки безубыточности изменится следующим образом, руб.:
  Выручка от реализации товара А 9100
  Переменные издержки на производство товара А 7000
  Постоянные издержки фирмы 2300
  Сумма покрытия 2100
  Коэффициент покрытия 0,23
  Пороговая выручка (точка безубыточности) 10 000
 
  Из приведенных данных следует, что в случае отказа от производства убыточного товара Б производство товара А также оказывается убыточным (фактическая выручка от реализации товара А меньше пороговой). Вывод: товар Б необходим фирме, его производство следует сохранить.
 Эффект производственного рычага
  Производственный (операционный) рычаг показывает, какое воздействие изменение выручки фирмы оказывает на ее прибыль. Чем выше эффект производственного рычага OL (англ. operating leverage), тем более рискованным с точки зрения изменчивости прибыли является положение фирмы:
  ,
  где ?Pr - изменение прибыли в процентах; ?R - изменение выручки в процентах.
  Например, если эффект производственного рычага равен 2, то увеличение (снижение) выручки на 1% приведет к росту (сокращению) прибыли на 2%. Если же этот эффект равен 10, то увеличение (снижение) прибыли составит уже 10% при изменении выручки на 1%.
  Если эффект производственного рычага равен 2, то фирма окажется без прибыли в том случае, если выручка снизится в два раза. Если эффект производственного рычага равен 10, то для того, чтобы оказаться без прибыли, достаточно 10%-ного сокращения объема реализации.
  Эффект производственного рычага можно рассчитать также по формулам:
  или
 где R - выручка; FC - постоянные издержки; VC - переменные издержки; Рr - прибыль.
  Используя формулу производственного рычага, можно рассчитать, насколько потребуется сократить постоянные или переменные издержки фирмы, с тем чтобы компенсировать данное изменение выручки от реализации.
 
  Для примера 13.6 эффект производственного рычага составляет:
  2700 руб.: 400 руб. =6,75.
  Это означает, что при снижении выручки на 1% прибыль сократится на 6,75%, а при снижении выручки на 14,8% прибыль станет нулевой.
  Предположим, что выручка сократилась на 10% и составила 14 850 руб. При данной структуре затрат прибыль фирмы сократится на 67,5% и составит 130 руб.
  Если мы хотим, чтобы прибыль осталась в размере 400 руб., необходимо сократить или постоянные, или переменные издержки. Для этого используем выводы из формулы эффекта производственного рычага:
  FC=(OL-1)•Pr,
  VC=R-Pr•OL.
  Отсюда:
  FC= (6,75 - 1)•400 руб. = 2300 руб.
  VC= 14850руб. - 400 py6. 6.75 = 12150руб.
  Таким образом, чтобы сохранить прибыль в объеме 400 руб. при 10%-ном сокращении выручки от реализации, необходимо сократить переменные издержки до 12150 руб.
 2. Методы калькуляции. Выбор ассортимента выпускаемой продукции
 Методы калькуляции затрат
  Калькуляция - расчет затрат на производство и реализацию единицы товара.
  Метод калькуляции полной себестоимости - это метод, который предусматривает расчет всех издержек (постоянных и переменных), связанных с производством и продажей единицы товара (услуги). Здесь рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия.
  Например, некая фирма занимается пошивом платьев, и ее затраты на пошив одного платья составляют, руб.:
  Ткань................................................................................. 18,2
  Отделочные материалы..................................................... 8,5
  Заработная плата.............................................................. 12,1
  Электроэнергия.................................................................. 3,8
  Амортизация оборудования.............................................. 7,6
  Аренда помещения............................................................. 9,2
  Другие издержки................................................................. 4,8
  Издержки по сбыту........................................................... 10,1
  Административные издержки ........................................... 7,7
  ____________________________________________________
  Итого полная себестоимость.................................82,00
 
  Если цена одного платья 100 руб., то прибыль, получаемая фирмой от реализации одного платья, составит 18 руб. (100 - 82).
  Метод калькуляции полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет фирма в связи с производством и сбытом одного изделия. Однако этот метод не учитывает одно важное обстоятельство: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска. Если фирма расширяет производство и продажу, себестоимость снижается за счет сокращения средних постоянных затрат; если же фирма сокращает объем выпуска - себестоимость растет.
  Метод калькуляции по величине покрытия предусматривает расчет только переменных издержек, связанных с производством и реализацией единицы товара (услуги). В основе этого метода лежит расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия.
  Ниже приводится расчет средней величины покрытия для одного платья; при этом учитываются только переменные издержки на единицу изделия (средние постоянные издержки во внимание не принимаются), руб.:
  Ткань............................................................................................... 18,2
  Отделочные материалы................................................................... 8,5
  Заработная плата............................................................................ 12,1
  Другие средние переменные производственные издержки........2.4
  Средние переменные сбытовые издержки .................................... 5,8
  _________________________________________________________
  Итого средние переменные издержки.................................47,0
 
  Средняя величина покрытия составит: 100 руб. - 47 руб. = 53 руб.
  Покажем на примере, каким образом использование метода калькуляции полной себестоимости и метода калькуляции по величине покрытия может способствовать принятию решений по ассортименту выпускаемой продукции.
 
  Пример 13.7. Пусть некая фирма производит и реализует четыре товара: товар А - 30000 шт. по цене 40 руб.; товар Б - 40000 шт. по цене 50 руб.; товар В - 80000 шт. по цене 30 руб.; товар Г- 35000 шт. по цене 70 руб.
  Переменные издержки на производство и продажу товара А составляют 600 тыс. руб. товара Б - 1160 тыс. руб., товара В- 1280 тыс. руб., товара Г - 1260 тыс. руб.; итого - 4300 тыс. руб. Постоянные издержки фирмы - 3440 тыс. руб.
  Известны также затраты фирмы на производство и реализацию каждого из этих товаров (табл. 13.4).
  Таблица 13.4.
 Издержки фирмы на производство и реализацию единицы изделия, руб.
 Показатели Товар А Б В Г Переменные издержки: сырье и материалы 12,0 18,0 8,0 20,0 заработная плата 4,0 6,0 5,0 10,0 переменные производственные накладные расходы 2,0 3,0 1,0 4,0 переменные сбытовые накладные расходы 2,0 2,0 2.0 2,0 Итого 20,0 29,0 16,0 36,0 Постоянные издержки 16,0 23,2 12,8 28,8 Полная себестоимость 36,0 52,2 28,8 64,8 Цена 40,0 50,0 30,0 70,0 Прибыль +4,0 -2,2 +1,2 +5,2
  Требует пояснения, каким образом постоянные издержки фирмы были распределены между отдельными товарами, как были рассчитаны средние постоянные издержки.
  Существует несколько принципов распределения постоянных затрат:
  1. Постоянные издержки могут быть распределены поровну между всеми выпускаемыми товарами. В рассматриваемом примере производится 185000 шт. разных товаров. Если постоянные издержки распределим поровну между ними; получим:
  AFC= 3440 тыс. руб.: 185 тыс. шт. = 18,6 руб./шт.
  2. Постоянные издержки можно распределить и пропорционально выручке от реализации.
  Выручка от реализации товара А: 40 руб. • 30 000 шт. = 1200 тыс. руб., или 15% суммарной выручки фирмы.
  Выручка от продажи товара Б: 50 руб. • 40 000 шт. = 2000 тыс. руб., или 25% общей выручки.
  Выручка от продажи товара В: 30 руб. • 80 000 = 2400 тыс. руб., или 30% всей выручки.
  Выручка от реализации товара Г: 70 руб. • 35 000 = 2450 тыс. руб., или 30% всей выручки фирмы.
  Тогда постоянные издержки распределим следующим образом.
  Постоянные издержки на товар А составляют 15% от всех постоянных издержек фирмы, или 516 тыс. руб. (3440 тыс. руб. •0,15). Тогда на единицу товара А приходится 17,2 руб. постоянных издержек (516 тыс. руб.: 30 000 шт.).
  Вычисленные аналогичным образом средние постоянные издержки составят на товар Б - 21,5 руб.; товар В- 12,9руб. и товар Г - 29,5 руб.
  3. Постоянные издержки можно распределить между отдельными товарами и пропорционально переменным издержкам, необходимым для их производства и реализации.
  В нашем примере соотношение постоянных и переменных издержек фирмы составляет: 3440 тыс. руб.: 4300 тыс. руб. = 0,8, или 80%.
  Для каждого отдельного товара средние постоянные издержки рассчитываются как 80% от средних переменных издержек. Именно этот способ был применен для определения средних постоянных издержек, приведенных в табл. 13.4.
  Возможны также другие способы распределения постоянных издержек. Например, пропорционально прямым переменным затратам или пропорционально какой-либо одной статье переменных затрат.
  В рассматриваемом примере прибыль на единицу товара Б является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить этот товар в ассортименте или отказаться от его производства, рассчитаем прибыль от реализации всех производимых фирмой товаров, точку безубыточности, запас прочности и эффект производственного рычага.
  Общая выручка от реализации четырех товаров составит:
  1200 тыс. руб. + 2000 тыс. руб. + 2400 тыс. руб. + 2450 тыс. руб. = 8050 тыс. руб.
  Валовые издержки фирмы равны сумме постоянных и переменных издержек:
  3440 тыс. руб. + 4300 тыс. руб. = 7740 тыс. руб.
  Прибыль фирмы составляет:
  8050 тыс. руб. - 7740 тыс. руб. = 310 тыс. руб.
  Определим выручку фирмы, соответствующую точке безубыточности, а также отклонение от нее фактической выручки:
 Выручка от реализации, тыс. руб. 8050 Переменные издержки, тыс. руб. 4300 Постоянные издержки, тыс. руб. 3440 Сумма покрытия, тыс. руб. 3750 (8050 - 4300) Коэффициент покрытия. 0,466 (3750 : 8050) Пороговая выручка, тыс. руб. 7382 (3440 : 0,466) Запас прочности, % 8,3 [(8050 - 7382): 8050-100] Прибыль, тыс. руб. 310 Эффект производственного рычага 12,1 (3750:310)
  Поскольку фирма имеет в ассортименте товар Б, убыточный по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль фирмы, если отказаться от производства этого товара.
  В случае отказа от производства товара Б выручка фирмы сократится на величину выручки от реализации этого товара:
  8050 тыс. руб. - 2000 тыс. руб. = 6050 тыс. руб.

<< Пред.           стр. 10 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу