<< Пред.           стр. 13 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  Соотношение между инвестициями в финансовые и нефинансовые активы зависит от величины ссудного процента (при высокой ставке процента растут финансовые вложения, а при низкой ставке - вложения в нефинансовые активы) и предполагаемых перспектив экономического роста (если предполагаемая норма прибыли выше ставки ссудного процента, то растут инвестиции в нефинансовые активы). Так, если норма прибыли от реального капитала будет больше, чем существующая ставка ссудного процента, то домашние хозяйства - владельцы сбережений, стремясь к максимизации своего дохода, будут заинтересованы в инвестировании своих сбережений в конечном счете в реальный капитал.
  Хотя подобный вывод относится на первый взгляд только к домашним хозяйствам; фирмы также, стремясь к максимизации своей прибыли (см. 8.2), при осуществлении инвестиций ориентируются прежде всего на максимизацию будущих дивидендов, т.е. опять же доходов домашних хозяйств - их акционеров. В результате и домашние хозяйства, и фирмы в условиях превышения нормы прибыли над ставкой ссудного процента полагают рациональным брать кредиты и направлять их в инвестиции. Заметим, что в 90-е гг. ставка банковского процента в России превышала средний уровень рентабельности по стране.
  Теория рационирования кредитов предполагает, что темпы роста инвестиций зависят не только от разницы между ставкой процента и нормой прибыли, но и от доступности кредита. Его доступность, в свою очередь, зависит от поступлений денежных средств (денежного потока) от тех инвестиционных проектов, в которые эти кредиты вкладываются. Поэтому при низких процентных ставках банкам и другим кредитным организациям приходится рационировать кредиты для фирм, желающих их получить, так как последние в условиях дешевых кредитов предпочитают все менее доходные инвестиционные проекты. Но особенно жестко рационируются банками кредиты в условиях сильной инфляции и высокого риска, и прежде всего кредиты на инвестиционные проекты мелких и средних фирм, а также все долгосрочные кредиты. В этих условиях особое значение приобретают внутренние ресурсы фирм, как, например, в России в 90-е гг.
  Модель акселерации инвестиционных процессов предполагает, что инвестиции растут тогда, когда ускоряются темпы экономического роста, т.е. что они производны от экономического роста, а не экономический рост зависит от них, как полагал Кейнс. Еще в начале XX в. американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847-1938) предположил, что размер чистых инвестиций изменяется под влиянием объемов выпуска продукции. Для России 90-х гг. это будет означать, что не снижение инвестиций привело к резкому падению объема ВВП, а, наоборот, резкое сокращение последнего обусловило снижение инвестиций. Правда, тогда следует предположить, что для финансирования инвестиций всегда достаточно средств, что оспаривается многими экономистами.
  Другой американский ученый, лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин предложил так называемую q-теорию инвестиций. Согласно ей обычно существует q-разрыв между восстановительной стоимостью капитала фирмы и ее стоимостью (точнее, совокупной ценой фирмы) на фондовом рынке. Если фондовая стоимость превышает восстановительную, то фирма может увеличить свой реальный капитал, выпуская новые акции под будущее увеличение массы своей прибыли. Если q имеет отрицательное значение, то фирме не следует активизировать свою инвестиционную деятельность.
 Анализ инвестиций
  Анализ инвестиций весьма многообразен. Укажем лишь на некоторые направления анализа капитальных вложений.
  1. Анализ динамики капиталовложений, очищенный от инфляции, позволяет судить об инвестиционной активности фирмы отрасли, всей страны. Так, в России в 90-х гг. объем капиталовложений снизился в пять раз, позволяя говорить об "инвестиционной катастрофе", произошедшей в нашей стране в эти годы.
  2. Анализ структуры капиталовложений, объектами которого могут являться:
  • производственная (отраслевая) структура инвестиций, во многом характеризующая будущую картину диверсификации производственной деятельности фирмы, отрасли, страны. Так, в России капиталовложения направляются прежде всего в топливно-энергетический комплекс, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. В 1998 г. на эти отрасли пришлось соответственно 24, 14 и 21% всех капиталовложений;
  • география инвестиций. В 1998 г. 21% капитальных вложения в России приходился на Москву и Московскую область, 17 - на Западную Сибирь, 12 - на Урал, 10% - на Поволжье;
  • воспроизводственная структура капиталовложений, т.е. соотношение между вложениями в новое строительство, расширение действующих предприятий, в их техническое перевооружение и реконструкцию. Обычно последние обходятся дешевле, чем новое строительство. В 1997 г. на них приходилось соответственно 10 и 48% капитальных вложений в России;
  • технологическая структура капиталовложений, т.е. соотношение затрат на строительно-монтажные работы (пассивная часть инвестиций) и на приобретение оборудования, машин, инвентаря и инструмента (активная часть). Наиболее эффективной является такая структура, в которой преобладает активная часть (в 1997 г. в России на нее приходилось 27% капитальных вложений);
  • концентрация инвестиций: чем меньше стоимость незавершенного строительства по отношению к годовому объему капиталовложений, тем лучше.
  3. Другие направления анализа инвестиций, и прежде всего анализ их доходности. Ведь в конечном счете капиталовложений осуществляются, чтобы приносить прибыль.
 3. Проектный анализ как концепция
 Сущность проектного анализа. Проектный цикл
  Планируемые, реализуемые и осуществленные капиталовложения принимают форму капитальных (инвестиционных) проектов. Но проекты надо подобрать, рассчитать, выполнить, а главное, оценить их эффективность, и прежде всего на основе сопоставления затрат на проект и результатов его реализации. Для этого и существует проектный анализ (анализ инвестиционных проектов).
  Проектный анализ - это анализ доходности капитального проекта. Иными словами, это сопоставление затрат на капитальный проект и выгод, которые будут получены от реализации этого проекта.
  А так как выгоды от любого капитального проекта и затраты на него не всегда легко вычисляемы, то определение доходности превращается в длительный, анализ всех стадий и аспектов инвестиционного проекта. В результате проектный анализ стал концепцией, закладываемой в основу инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой. В концепции проектного анализа сложился свой подход к стадиям проекта и аспектам его анализа.
  По мере подготовки и реализации капитальный проект проходит "жизненный цикл", состоящий из различных стадий. Границы между ними не всегда четки, но тем не менее можно выделить шесть таких стадий (иногда их насчитывают восемь):
  1, 2. Предыдентификация и идентификация проекта (эти две стадии часто объединяют). На этих стадиях вначале рождается сама идея, а затем подготавливаются основные детали проекта, который проходит предварительное обоснование и сравнивается с набросками других проектов, признается заслуживающим детальной проработки. Иначе говоря, это стадия предварительного технико-экономического обоснования.
  3. Разработка проекта. На этой стадии идет детальная проработка всех аспектов проекта, которые окончательно должны обосновать выгодность проекта. Это можно назвать стадией подготовки технико-экономического обоснования.
  4. Оценка проекта. Это экспертиза, которую проходит подготовленный проект (он изучается и обсуждается руководством фирмы, независимыми экспертами, потенциальными кредиторами, министерством и т.д.).
  5. Принятие проекта (переговоры по проекту). На этой стадии руководство всех уровней и кредиторы принимают окончательное решение по проекту, а так как у самой фирмы обычно есть альтернативные возможности использовать экономические ресурсы или же у кредиторов есть предложения о финансировании других проектов, то эта стадия может оказаться не такой короткой, как может показаться на первый взгляд.
  6. Осуществление проекта. Здесь главное - это контроль и наблюдение за реализацией проекта, с тем чтобы он не отклонялся от графика, и одновременное внесение оперативных изменений в проект, если они действительно необходимы.
  7. 8. Эксплуатация проекта и оценка его результатов. На этих последних стадиях (часто объединяемых в одну) не только получают выгоды от введенного в строй объекта, но и неоднократно сравнивают полученные результаты с планировавшимися. Это нужно и для анализа выявляющихся отклонений, и для приобретения опыта подготовки новых проектов. Последняя стадия - обычно самая продолжительная, так как проект начинает наконец-то работать и приносить выгоду.
 Направления проектного анализа
  На всех стадиях проекта (но особенно на стадии разработки) идет анализ его основных аспектов (часто их называют направлениями анализа или просто анализом):
  1. Технический анализ, задачей которого является определение наиболее подходящей для данного инвестиционного проекта техники и технологии.
  2. Коммерческий анализ (маркетинговый), в ходе которого анализируется рынок сбыта той продукции, которая будет производиться после реализации инвестиционного проекта, т.е. сколько нужно производить этой продукции, и рынок закупаемой для проекта продукции (прежде всего цена на нее).
  3. Институциональный анализ, задача которого состоит в оценке организационно-правовой, административной и даже политической среды, в которой будет реализовываться проект, и приспособлении его к этой среде, особенно к требованиям государственных организаций. Другой важный момент - приспособление самой организационной структуры фирмы к проекту.
  4. Социальный (социально-культурный) анализ, во время которого необходимо исследовать воздействие проекта на жизнь местных жителей, добиться благожелательного или хотя бы нейтрального их отношения к проекту.
  5. Анализ окружающей среды, который должен выявить и дать экспертную оценку ущербу, наносимому проектом окружающей среде, а также предложить способы смягчения или предотвращения этого ущерба.
  6. Финансовый анализ.
  7. Экономический анализ.
  Два последних направления являются ключевыми, и поэтому их следует рассмотреть особо. Оба базируются на сопоставлении затрат и выгод от проекта, но отличаются подходом к их оценке. Экономический анализ оценивает доходность проекта с точки зрения всего общества (страны), финансовый же анализ - только с точки зрения фирмы и ее кредитора (если проект кредитуется).
  Главной целью частной фирмы является максимизация ее прибыли. Затраты, которые несет фирма во время реализации инвестиционного проекта, сводятся преимущественно к расходам на оплату товаров и услуг, необходимых для осуществления проекта. В большинстве случаев при расчете проекта фирма использует цены, по которым она приобретает необходимые для проекта товары и услуги, и те цены, которые заплатят потребители за продукцию, получаемую от реализации проекта.
 Расчетные цены в экономическом анализе
  С точки зрения общества эти цены не всегда могут быть приемлемой мерой стоимости затрат и выгод. Например, цены могут быть завышены из-за включения в них расходов на выплату налогов или же занижены из-за их субсидирования государством. Для экономического анализа нужно очищать цены от этих элементов, Дабы избежать двойного счета. Такой счет складывается из-за того, что сначала общество платит производителю завышенную (сниженную) цену из-за включения в цену закупаемой продукции налогов (субсидий), а затем отбирает у производителя часть его доходов в виде налога (дает производителю дополнительный доход в виде субсидии), т.е. считает налоги и субсидии как бы дважды.
  В других случаях цены искажаются из-за монополистической практики, их государственного регулирования, таможенных пошлин и т.д., в результате чего они отклоняются от равновесных.
  Для очищения цен в экономическом анализе используют расчетные цены. При их определении исходят из того, какими были бы цены на внутреннем рынке при отсутствии вышеуказанных ценовых искажений. Простейший способ определения расчетной цены - это пересчет цены мирового рынка в рубли с использованием ряда приемов. Поясним это на примере.
 
  Пример 18.1. Предположим, что важным элементом затрат инвестиционного проекта является дизельное топливо, экспортный товар. Его биржевая цена в России в октябре 1993 г. составляла около 150 000 руб. за 1 т. Определим расчетную цену дизельного топлива.
  1. Возьмем мировую цену ФОБ32 за 1 т дизельного топлива и переведем ее в рубли по существовавшему на тот момент обменному курсу: 1 долл. США = 1200руб.
  250•1200 =300000 руб.
  2. Сделаем поправку на то, что при установлении обменного курса на него сильно влияли российские таможенные пошлины, т.е. одна из форм налогов. Подобная поправка именуется коэффициентом перевода. Ее можно рассчитать по отдельным товарным группам (это будут так называемые специальные коэффициенты перевода) и в целом по всем товарам (так называемый стандартный коэффициент перевода). Для простоты используем стандартный коэффициент перевода kст:
  , (18.3)
 где Iсиф - импорт СИФ33; EФОБ - экспорт ФОБ; СI- импортные пошлины; СЕ - экспортные пошлины.
  Во втором полугодии 1993 г. стандартный коэффициент перевода составлял в России, по нашим расчетам, около 0,8. Его мы и применим:
  300 000 • 0,8 = 240 000 руб.
  3. Добавим стоимость транспортировки 1 т дизельного топлива на отрезке между ближайшим портом и нашим объектом:
  240 000 + 10 000 = 250 000 руб.
  Это упрощенный пример, ибо на практике определение расчетных цен требует более сложных расчетов. Тем не менее даже из этого примера видно, что при расчете такой цены мы руководствовались предпосылкой, что для страны реальной альтернативой использованию дизельного топлива в нашем инвестиционном проекте является экспорт этого товара.
  Подобный базирующийся на альтернативе подход (но не вышеприведенную методику) можно использовать и при определении расчетных цен на те товары, на которые нет мировых цен: землю, рабочую силу, различные услуги и т.д. Так, если фирма осуществляет проект на своей земле и поэтому стоимость последней фактически не входит в затраты при финансовом анализе, при экономическом анализе расчетную цену можно определить:
  а) на базе стоимости аналогичных участков на местном земельном рынке;
  б) при отсутствии такого рынка - на базе стоимости аренды аналогичных участков;
  в) при отсутствии аренды - на базе стоимости той сельскохозяйственной продукции, которая могла бы быть здесь произведена.
 4. Техника и принципы проектного анализа. Стоимость денег во времени
  Проектный анализ осуществляется на базе приемов, которые не являются привилегией проектного анализа, а используются также в других областях теоретической и прикладной экономики. Рассмотрим некоторые из этих приемов.
 "С проектом - без проекта"
  Анализируя доходность инвестиционного проекта, целесообразно сравнивать две будущие альтернативные ситуации: а) фирма осуществила свой проект; б) фирма не осуществляла этот проект. Подобный прием, часто называют "с проектом - без проекта". В модифицированном виде этот прием можно представить в виде формулы:
  , (18.4)
  где Винв - выгода (доход) от инвестиционного проекта; ?Впр - изменения в выгодах/доходах благодаря проекту; ?Спр - изменения в затратах благодаря проекту.
 
  Пример 18.2. Предположим, что у фирмы есть проект, рассчитанный на семь лет. Как изменится чистый доход фирмы, если она осуществит этот проект и если она от него откажется? Без проекта валовой доход фирмы составит 50 млрд.., а затраты - 40 млрд.. руб. В случае реализации проекта валовой доход возрастет до 90 млрд.., а затраты - до 60 млрд.. руб. Представим эти данные следующим образом:
  Валовой доход Затраты Чистый доход С проектом 90 60 30 Без проекта 50 40 10 Изменения 40 20 20
  Таким образом, реализация проекта повысит чистый доход фирмы на 20 млрд.. руб., несмотря на рост ее затрат из-за проекта.
  На рис. 18.2,а видно, что площадь сектора А превышает площадь сектора Б, т.е. чистый доход фирмы В при варианте выполнения проекта выше, чем при варианте "без проекта". Однако в жизни чаще бывает, что чистые доходы фирмы даже понижаются, если она не реализует проект (проекты) (рис. 18.2,б).
 
 Рис. 18.2. Метод "с проектом - без проекта": а - рост чистых доходов при реализации проекта и их неизменность при отказе от него; б - уменьшение чистых доходов в случае отказа от проекта; В - чистый доход; Т- годы
 
  Описанный выше прием и многие другие приемы проектного анализа базируются на принципе денежного соизмерения всех доходов и затрат. А если это затруднительно или невозможно? Особенно часто это относится к выгодам.
 Наименьшие затраты
  В тех случаях, когда выгоды заранее заданы, но их трудно оценить в денежном измерении (в виде дохода) возможно использование приема "наименьшие затраты". Например, руководство крупной фирмы, действующей в одном городе, поставило цель: обеспечить за счет фирмы содержание детей сотрудников в детских садах. Для достижения этой цели и получения тем самым выгоды (но ее очень трудно перевести в деньги) нужно разработать несколько альтернативных проектов. Например, фирма может: а) построить и содержать один крупный детский сад; б) содержать в разных районах города несколько небольших детских садов; в) оплачивать сотрудникам содержание их детей в других детских садах города.
  Таким образом, выгода у всех этих альтернативных проектов одна и та же (считаем, что качество обслуживания детей одинаково во всех проектах), а вот затраты различны, но соизмеримы в денежном выражении.
  Поэтому остается одно: найти наименее дорогостоящий проект, т.е. наиболее эффективный способ осуществления затрат для достижения поставленной цели.
 Подход к амортизации и инфляции
  Включать ли в затраты те амортизационные отчисления, которые начисляются в ходе жизненного цикла проекта, особенно на его последней стадии, т.е. после ввода в действие машин, оборудования, зданий, сооружений и других элементов основного капитала? Нет, этого делать не следует, чтобы избежать двойного счета, потому что амортизационные отчисления все равно будут учтены в цене производимой по проекту продукции, т.е. при определении выгоды от проекта.
  Отметим, что вообще в проектном анализе соблюдается принцип: как выгоды, так и затраты должны учитываться весьма тщательно, но только однажды.
  Инфляция повышает цены на все товары и услуги. В стране, где высокая инфляция, часто стремятся пораньше реализовать проект, так как потом он будет стоить дороже. Но если реализовать проект позже, то возрастут и выгоды от него, так как в дальнейшем цены на продукцию проекта тоже будут намного выше. Поэтому неясно, изменит ли инфляция в будущем баланс между выгодами и затратами, подсчитанный на базе ныне действующих цен. Вследствие этого в странах, где нет гиперинфляции, проекты обычно рассчитывают без учета инфляции, т.е. предполагая, что она одинаково воздействует на выгоды и затраты.
  В тех случаях, когда воздействие на выгоды и затраты неравномерно (а неравномерный рост цен особенно характерен для стран с высокой инфляцией), целесообразно учитывать это. Так, если прогнозируется более быстрый рост цен на энергоносители (скажем, в ближайшие 10 лет, по прогнозу, цены на все товары и услуги в стране возрастут в среднем в 5 раз, а на энергоносители - в 7 раз), то при расчете затрат в проект со сроком жизни 10 лет нужно заложить такой прирост стоимости энергоносителей, который будет равен отношению роста цен на все товары и услуги в стране к росту цен на энергоносители, т.е. в 1,4 раза (7:5). Если же цены на энергоносители будут расти медленнее, чем в общем цены на товары (скажем, вырастут в 3 раза), то надо будет закладывать снижение стоимости энергоносителей в 1,7 раза (5:3).
 Стоимость денег во времени. Сложный процент и дисконтирование
  Один из принципов проектного анализа, как уже отмечалось, состоит в том, что необходимо сопоставлять затраты и доходы (выгоды), возникающие в разное время. Так, затраты на осуществление проекта растягиваются во времени, а доходы от проекта, помимо растягивания во времени, обычно возникают после осуществления затрат.
  Представим, что мы вместо того, чтобы истратить 1 руб. сейчас, ссужаем его на один год, получив взамен долговое обязательство. Мы как бы лишаем себя возможности потратить этот рубль на себя сейчас. Это предпосылка для того, чтобы нам вернули через год не 1 руб., а больше: ведь рубль, истраченный сейчас, стоит больше, чем рубль через год. Тому есть три причины:
  1. Инфляция. Если через год на 1 руб. можно купить набор товаров и услуг, который сейчас стоит 50 коп., то и цена долгового обязательства на год в 1 руб. сейчас составляет 50 коп.
  2. Процент. Положенный сегодня в банк на депозит 1 руб. через год превратится в сумму, намного его превышающую (например, в 1 руб. 70 коп., если процентная ставка составляет 70%). Поэтому если кто-то должен выплатить нам через год 1 руб., то сегодня ему для этого нужно положить под проценты 59 коп.
  3. Риск. Всегда есть опасность (большая или ничтожно малая), что тот, кто должен вам выплатить через год 1 руб. по долговому обязательству, не сможет сделать этого (умрет, обанкротится) или же попросит отсрочку. В результате через год долговое обязательство в 1 руб. может быть не погашено.
  Поэтому говорят о таком понятии, как стоимость денег во времени. Оно означает, что рубль, полученный раньше, стоит больше, чем рубль, полученный позже.
  В экономическом и финансовом анализе используют специальную технику для измерения текущей и будущей стоимости одной денежной меркой. Эта техника (технический прием) называется дисконтированием.
  Дисконтирование является процессом, обратным начислению сложного процента. Поэтому напомним, как начисляется сложный процент. Процесс роста основной суммы вклада за счет накопления процентов называется начислением сложного процента, а сумма, полученная в результате накопления процентов, называется будущей стоимостью суммы вклада по истечении периода, на который осуществляется расчет. Первоначальная сумма вклада называется текущей стоимостью.
  Пример 18.3. Предположим, что мы положили в банк 1 руб. при ставке 10% в год. Таким образом, текущая стоимость составляет 1 руб.
 Начисление сложного процента
 Год Будущая стоимость 1 1+0;1-1=1,1 2 1,1 +0,1 .1,1 =1,21 3 1,21+0,1 .1,21=1,33
  Формализуем эти объяснения, обозначив будущую стоимость FV (англ. future value); текущую стоимость РV (англ. present value); процентную ставку r, число лет п.
  При начислении сложного процента будущую стоимость находим путем умножения текущей стоимости на (1 + процентная ставка) столько раз, на сколько лет делаем расчет:
  FV=PV(1+r)n (18.5)
  Теперь предположим, что наша задача - определить, каков должен быть первоначальный вклад, чтобы к концу третьего года он составил 1 руб. 33 коп., исходя из процентной ставки 10% в год. Этот неизвестный нам вклад называется текущей стоимостью будущей стоимости в 1 руб. 33 коп. Процесс определения этой текущей стоимости, обратный начислению сложного процента, и будет дисконтированием.
  Таким образом, при дисконтировании находим текущую стоимость путем деления будущей стоимости на (1 + процентная ставка) столько раз, на сколько лет делаем расчет:
  , (18.6)
 
  Пример 18.4. Предположим, что в течение двадцати лет ежегодно будут поступать доходы в размере 1 руб. Какова будет текущая стоимость этих рублей?
 Дисконтирование
 Год Будущая стоимость Текущая стоимость 1 1 1:1,101=1:1,1=0,91 2 1 1:1,102=1:1,21=0,83 3 1 1:1,103=1:1,33=0,75 ... ... ... 5 1 1:1,105=1:1,62=0,62 ... ... ... 10 1 1:1,1010=1:2,6=0,39 ... ... ... 20 1 1:1,1020=1:6,7=0,15
  Для облегчения расчетов при начислении сложного процента и при дисконтировании существуют таблицы, в которых для каждого года и для каждой процентной ставки заранее вычислены величины (1 + r)n и (1 + r)-n. Эти величины называются соответственно фактор сложного процента (множитель наращения) и фактор дисконтирования (дисконтный множитель)34.
  Дисконтирование, как и начисление сложных процентов, базируется на использовании процентной ставки. Как определить процентную ставку для дисконтирования, так называемую ставку дисконта? В экономическом анализе ее определяют как уровень доходности, который можно получить по разным инвестиционным возможностям. Например, если нашему проекту есть две реальные альтернативы: вложить средства в казначейские (государственные) облигации под 30% годовых или в акции надежных компаний, дающие не менее 50% годовых, или же положить их в банк под 40% годовых, то для экономического анализа ставкой дисконта будет 50%.
  При финансовом анализе поступают проще. За ставку дисконта берут типичный процент, под который данная фирма может занять финансовые средства. Если банки кредитуют нашу фирму по ставке 60%, то это и будет ставкой дисконта. Однако если в проекте уровень риска выше обычного для данной фирмы, то ставка дисконта должна быть выше, так как рискованность проекта влияет на доходность. Фирме нужно получать больший доход, чтобы компенсировать риск, т.е. возможные потери. Соответственно и банк будет давать фирме кредит на рискованный проект под более высокий процент, чем обычно.
  Таким образом, и в экономическом, и в финансовом анализе дисконтирование - это приведение друг к другу потоков доходов/выгод и затрат год за годом на основе ставки дисконта с целью получения текущей (сегодняшней) стоимости будущих доходов/выгод и затрат.
 5. Показатели эффективности в проектном анализе
 Чистая приведенная стоимость
  Чистая приведенная стоимость характеризует общий абсолютный результат инвестиционного проекта. Ее определяют как разницу между текущей приведенной стоимостью потока будущих доходов (выгод) и текущей приведенной стоимостью потока будущих затрат на реализацию и функционирование проекта во время всего цикла его жизни:
  , (18.7)
 где NPV- чистая приведенная стоимость (англ. net present value); В, - выгода (доход) от проекта в году t; С, - затраты на проект в году t, i - ставка дисконта; n - число лет цикла жизни проекта.
  Для иллюстрации расчета приведем взятый из практики Всемирного банка реальный ирригационный проект с циклом жизни 30 лет и со ставкой дисконта 10%.
  Пример 18.5. Расчет чистой приведенной стоимости, млн. долл.
 Год t Выгоды (доходы) Вt Затраты Чистые выгоды (доходы) Bt-Ct Фактор дисконтирования, (l+i)-t Чистая приведенная стоимость NPVt капиталовложения эксплуатационные расходы издержки производства всего Сt 1 0 1,09 0 0 1,09 -1,09 0,909 -0,909 2 0 4,83 0 0 4,83 -4,83 0,826 -3,99 3 0 5,68 0 0 5,68 -5,68 0,751 -4,27 4 0 4,50 0 0 4,50 -4,50 0,683 -3,07 5 0 1,99 0 0 1,99 -1,99 0,621 -1,24 6 1,67 0 0,34 0,33 0,67 1,0 0,565 0,57 7 3,34 0 0,34 0,63 0,97 2,37 0,513 1,22 8 5,0 0 0,34 0,96 1,30 3,70 0,467 1,73 9 6,68 0 0,34 1,28 1,62 5,06 0,424 2,15 10-30 8,371 0 0,341 1,611 1,951 6,421 3.6682 23,583 Всего +15,58 1 Эти величины одинаковы для каждого из годов с 10-го по 30-й.
  2 Это величина фактора дисконтирования сразу за 21 год (с 10-го по 30-й), при ставке дисконта 10% (называется текущей стоимостью фактора аннуитета или коэффициентом приведения годовой ренты, берется из специальных таблиц).
  3 Это величина всего равномерного потока чистой выгоды за 21 год (с 10-го по 30-й).
 Внутренняя норма доходности
  Это второй по важности показатель доходности инвестиционного проекта, IRR (англ. internal rate of return). Внутренняя норма доходности (окупаемости) - это расчетная процентная ставка, при которой получаемые выгоды (доходы) от проекта становятся равными затратам на проект, т.е. ее можно определить как расчетную процентную ставку, при которой чистая приведенная стоимость равняется нулю. Можно дать ещё одно определение - это тот максимальный процент, который может быть выплачен для мобилизации капиталовложений в проект.
  Вычисление внутренней нормы доходности осуществимо только на компьютере со специальной программой или на специальном финансовом калькуляторе. В обычных условиях определить внутреннюю норму доходности можно серией попыток, в который NPV вычисляется при разных ставках дисконта. Например, NPV положительна при ставке дисконта 10% и отрицательна при ставке дисконта 20%. Это означает, что внутренняя норма доходности лежит между 10 и 20%. Сделаем еще попытку: NPV все еще положительна при 15%. Это значит, что внутренняя норма доходности лежит между 15 и 20%. Следующие попытки будут все больше сужать этот диапазон, и в конце концов ставка дисконта, при которой NPV = 0, будет найдена. Этот метод расчета называется методом итераций.
  Добавим, что Вt - Сt как показатель широко используется при оценке результатов деятельности фирмы (предприятия) и называется денежными поступлениями (денежным потоком, англ. cash flow). Он имеет более широкое значение, чем поступления наличных денежных средств в кассу фирмы (предприятия): это чистый денежный результат коммерческой деятельности фирмы.
 
  Пример 18.6. Определение внутренней нормы доходности (на основе данных примера 18.5).
 Шаг Верхняя и нижняя границы, % НРV верхней и нижней границ, млн. долл. I 10;20 15,68;-1,59 II 15;20 3,61;-1,59 III 17,5; 20 0,49;-1,59 IV 18 0,00
  Итак, внутренняя норма доходности нашего инвестиционного проекта равна 18%. Что дает предпринимателю знание этого показателя? Если IRR выше ставки дисконта, то наш проект окупается, он выгоден.
 Другие показатели эффективности
  К показателям эффективности (доходности) относятся наименьшие затраты, рентабельность, срок окупаемости.
  Суть приема "наименьшие затраты" была описана выше, показатель наименьших затрат - это величина расходов на проект по наименее дорогостоящему варианту.
  Рентабельность проекта определяется как соотношение между всеми дисконтированными доходами от проекта и всеми дисконтированными расходами на него. Если эти доходы и расходы рассчитать на базе данных примера 18.5, то они составят соответственно 38,6 и 22,9 млн. долл. Тогда показатель рентабельности 38,6 х 22,9 = 1,69, т.е. 69%, и чем он выше, тем более выгоден проект. Но, в сущности, показатель рентабельности больше единицы просто означает, что NPV положительна. Этот показатель эффективности можно использовать, например, для быстрого проигрывания вариантов в случае роста затрат. Если в нашем проекте затраты возрастут на 69%, то он перестанет быть доходным.
  Срок окупаемости проекта показывает, за какой период времени проект окупается; он обычно рассчитывается на базе недисконтированных доходов.
  Этот показатель полезен для быстрой оценки при выборе альтернативных проектов, но он не учитывает фактора времени. Например, проект с затратами в 100 млрд.. руб., приносящий ежегодно доходы 20 млрд.. руб., имеет 5-летний срок окупаемости, так же как и проект с затратами в 100 млрд.. руб., который принесет доход в 1 млрд.. руб. в первый год и 99 млрд.. руб. в пятый год.
 Какой показатель эффективности лучше?
  В сущности, этот вопрос сводится к выбору между NPV и IRR, так как подсчет наименьших затрат используется лишь в определенных случаях, рентабельность является отражением NPV, а срок окупаемости как показатель имеет слишком большие недостатки.
  В большинстве случаев у лучшего проекта обычно и максимальная положительная NPV, и одновременно IRR выше, чем у альтернативных проектов. Но нередки и противоположные ситуации. В этом случае рекомендуется ориентироваться прежде всего на NPV как показатель, дающий возможность наиболее объективно подойти к выбору проекта с точки зрения максимизации выгод (доходов).
  Однако возможны исключения. Если у фирмы ограничен собственный капитал и она не имеет широкого доступа к ссудному капиталу, то тогда главная цель фирмы - получение наибольшего прироста на ее ограниченный капитал. В этом случае для фирмы IRR будет главным показателем доходности проектов.
  Пример 18.7. Рассмотрим два проекта, оба со ставкой дисконтирования 10%.
  Проект А. Фирма вкладывает в проект 1 млрд.. руб. и через год получает доход 2 млрд.. руб.
  Проект Б. Фирма вкладывает в проект 1000 млрд.. руб. и через год получает доход 1250 млрд.. руб.
  Какой проект выбрать? Подсчитаем IRR и NPV. Получим следующие результаты:
  IRR,% NPV, млрд.. руб. Проект A 100 0,909 Проект Б 25 227 В принципе проект Б - лучший, так как его NPV больше. Но при сильной ограниченности средств лучшим может считаться проект А.
 Выводы
  1. Термин "инвестиции" имеет бухгалтерское и экономическое определения. Согласное бухгалтерскому определению инвестициями являются все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность. Согласно экономическому определению инвестиции - это расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала.
  2. Основой инвестиций является сбережение, превращающееся в накопление. Валовое накопление (капиталообразующие инвестиции) расходуется преимущественно на валовое накопление основного капитала, прежде всего на капитальные вложения. Нормой накопления называется соотношение между объемом валового накопления и объемом ВВП страны.
  3. Капитальные вложения осуществляются фирмой для реализации ее капитальных (инвестиционных) проектов, т.е. проектов создания, расширения, реконструкции и технического перевооружения ее основного капитала. Анализ доходности капитального проекта называется проектным анализом. Это сложный и длительный процесс, ставший концепцией, которая кладется в основу инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой.
  4. По мере подготовки и реализации капитальный проект проходит жизненный цикл, состоящий из ряда стадий. На всех стадиях проекта идет анализ: 1) технический; 2) коммерческий (маркетинговый); 3) институциональный; 4) социальный; 5) окружающей среды; 6) экономический; 7) финансовый. Два последних направления проектного анализа являются ключевыми и рассматриваются особо.
  5. Экономический анализ призван оценить доходность проекта с точки зрения всего общества (страны), финансовый анализ - только с точки зрения фирмы и ее кредитора. Для экономического анализа используются особые, очищенные от искажений цены. Они называются расчетными (теневыми).
  6. Проектный анализ осуществляется на базе ряда приемов, демонстрирующих принципы проектного анализа.
  Анализируя доходность инвестиционного проекта, целесообразно сравнивать две будущие альтернативные ситуации: а) фирма осуществила свой проект; б) фирма не осуществила свой проект. Подобный прием часто называют "с проектом - без проекта".
  В тех случаях, когда выгоды заранее заданы, но их трудно оценить в денежном выражении, используется прием "наименьшие затраты". Суть его в том, что для достижения цели разрабатываются альтернативные проекты и из них выбирается наименее дорогостоящий.
  При расчете затрат в них не включаются амортизационные отчисления, которые начисляются в ходе цикла жизни проекта (особенно на его последней стадии), дабы избежать двойного счета, потому что амортизационные отчисления все равно будут включены в цену производимой продукции.
  При подходе к инфляции в проектном анализе рекомендуется осуществлять расчеты на базе текущих цен, если инфляция в стране будет идти равномерно по всем основным группам товаров и услуг. При неравномерной инфляции рекомендуется корректировать текущие цены (уменьшать или увеличивать) в такой степени, в какой рост цен на эти товары и услуги будет меньше или больше общего роста цен.
  7. В проектном анализе, как и в некоторых других областях теоретической и прикладной экономики, используется понятие "стоимость денег во времени". Оно означает, что рубль, полученный раньше, стоит больше, чем рубль, полученный позже. Тому есть три причины: инфляция, возможность положить деньги под проценты риск. В результате рубль обладает текущей и будущей стоимостью.
  В экономическом и финансовом анализе используют специальную технику измерения текущей и будущей стоимости одной денежной меркой. Эта техника (технические приемы) называется вычислением сложного процента и дисконтированием. С ее помощью сопоставляются (приводятся) разновременные денежные величины.
  8. За ставку процента (ставку дисконта) в экономическом анализе берут уровень доходности наиболее доходного из альтернативных проектов. В финансовом анализе для этого используют типичный процент, под который фирма может занять финансовые средства.
  9. В проектном анализе эффективность проекта измеряется его доходностью. Главными показателями доходности проекта являются чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности.
  Чистая приведенная стоимость определяется как разница между текущей приведенной стоимостью потока будущих доходов (выгод) и текущей приведенной стоимостью потока будущих затрат. Она дает абсолютную величину чистых приведенных выгод (доходов) от проекта.
  Внутренняя норма доходности (окупаемости) - это тот максимальный процент, который может быть выплачен для мобилизации капиталовложений проекта. Если внутренняя норма доходности рассматриваемого проекта меньше внутренней нормы доходности альтернативных проектов, то данный проект менее выгоден по сравнению с ними.
  10. К другим показателям эффективности (доходности) проекта относятся наименьшие затраты, рентабельность, срок окупаемости, которые используются реже.
 Термины и понятия
  Инвестиции
  Капиталообразующие инвестиции
  Капиталовложения
  Инвестиционная деятельность (инвестирование)
  Инвестор
  Капитальное строительство
  Валовое накопление
  Норма валового накопления
  Предельная склонность к сбережению
  Кейнсианская теория инвестиций
  Теория рационирования кредитов
  Модель акселерации инвестиционных процессов
  q-теория инвестиций
  Капитальный (инвестиционный) проект
  Проектный анализ
  Стадии жизненного цикла проекта
  расчетные (теневые) цены
  "С проектом - без проекта"
  Наименьшие затраты
  Стоимость денег во времени
  Будущая стоимость
  Текущая стоимость
  Сложный процент
  Дисконтирование
  Ставка дисконта
  фактор сложного процента
  Фактор дисконтирования
  Денежные поступления (денежный поток)
  Чистая приведенная стоимость
  Внутренняя норма доходности
  Рентабельность проекта
  Срок окупаемости проекта
 Вопросы для самопроверки
  1. Фирма в прошлом году израсходовала 100 млрд. руб. на издержки по выпуску продукции: 20 млрд. руб. - на сооружение нового корпуса, 5 млрд. руб. - на закупку сырья и материалов для производства в будущем корпусе, 8 млрд. руб. - на капитальный ремонт старых корпусов. Каков был у этой фирмы объем капиталовложений?
  2. Какая стадия проектного анализа является самой длинной?
  3. Какова главная задача анализа окружающей среды?
  4. Экономический анализ отличается от финансового анализа прежде всего:
  а) использованием расчетных (теневых) цен; б) учетом технических аспектов проекта; в) учетом результатов маркетинговых исследований?
  5. В 1992 г. розничные цены в России выросли в 26,1 раза. Какова была 1 января 1993 г. реальная стоимость 1 руб., положенного 1 января 1992 г. в банк?
  6. На основе данных примера 18.5 рассчитайте приведенную стоимость выгод (Доходов) и приведенную стоимость затрат по проекту.
  7. Чем хорош и чем плох показатель срока окупаемости проекта?
  8. Чистая приведенная стоимость проекта - это: а) величина стоимости проекта к моменту его завершения; б) величина абсолютного дохода от проекта; в) процент, характеризующий доходность проекта?
  9. Внутренняя норма доходности проекта позволяет: а) сравнить уровень доходности данного проекта с уровнями доходности альтернативных проектов; б) определить с помощью расчетных (теневых) цен, какова в реальности, а не по бухгалтерской отчетности доходность проекта; в) сравнивать доходность проекта с точки зрения отдельных подразделений фирмы?
 Глава 19. Бизнес-план и консалтинговые услуги
  Бизнес-план представляет собой подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий современное состояние предприятия (фирмы), его цели, пути их достижения и ожидаемые результаты.
  Бизнес-планирование в современной России часто рассматривается как деятельность, направленная лишь на получение финансовых средств от внешних инвесторов (кредиторов, покупателей акций, партнеров). В странах с развитой рыночной экономикой планирование бизнеса изначально несет другую смысловую нагрузку - осознание ситуации и определение путей наиболее эффективного развития организации. К сожалению, само понятие "планирование" в России было существенно скомпрометировано. Как показывает практика, большинство российских предприятий не имеет не только долгосрочных (на 3-5 лет), но и краткосрочных (на 1 год) планов. Аргументом против планирования у российских менеджеров является представление о том, что оно является атрибутом административно-командной экономики, не свойственным рыночному хозяйству. Такое отношение к планированию является неадекватным. В действительности бизнес-план является инструментом рационального хозяйствования в рыночной экономике.
  Объектом и субъектом бизнес-плана в рыночной экономике выступает сама фирма, и в этом заключается принципиальное отличие бизнес-планирования от централизованного (государственного) планирования в бывшей советской экономике.
  Бизнес-план предназначен в первую очередь для следующих категорий участников экономических процессов:
  1) менеджеров фирм, для которых бизнес-план является руководящим документом, а сам процесс планирования приносит очевидные преимущества;
  2) собственников этих фирм, использующих бизнес-план как инструмент воздействия на менеджеров для достижения своих целей и реализации интересов;
  3) внешних инвесторов (кредиторов, покупателей акций и паев), которым необходимо знать и контролировать перспективы отдачи от их вложений;
  4) других деловых партнеров (оптовых покупателей, поставщиков, государственных органов, участников консорциума и т.д.).
  Главное предназначение бизнес-плана - понять общее состояние организации на данный момент и наметить пути перехода из исходного состояния в желаемое.
 1. Принципы и техника составления бизнес-плана
  Среди вопросов, которые следует обязательно включать в бизнес-план и подробно в нем рассматривать, можно выделить следующие:
  1. Подтверждение того, что покупатели одобряют данную продукцию или вид услуг. Инвесторы всегда желают иметь свидетельство того, что продукция или услуги, которые будет продавать компания, опробованы на потребителях и нашли свое применение, хотя бы в качестве опытных образцов. Чем больше отзывов клиентов, опробовавших продукцию, будет представлено, тем лучше.
  2. Понимание потенциальных потребностей инвесторов. В странах с развитой экономикой инвесторы обычно хотят вернуть свой капитал с прибылью через три - пять лет после капиталовложения. В бизнес-плане они желают видеть свидетельство того, что бизнесмен подумал, как осуществить эту задачу. Инвесторы хотят знать, что предполагаемый доход от сбыта произведенной продукции (услуг) позволит им получить прибыль на вложенные капиталы соразмерно инвестиционному риску - обычно в пределах от 45 до 60% с учетом инфляции.
  3. Права собственности - исключительные права на продукцию, вид услуг или процесс производства в виде патента или торгового знака. Во многих странах нельзя получить патент на продукцию, которая уже поступила в широкую продажу. Поэтому, прежде чем предлагать свою продукцию на продажу, необходимо проконсультироваться с опытным юристом-патентоведом.
  Вопросы, которых следует избегать при составлении бизнес-плана:
  1. Озабоченность своей продукцией в большей степени, чем рынком для этой продукции. Бизнес-план должен продемонстрировать, что руководство организации думает в первую очередь не о самом производстве продукции, а о том, что нужно клиентам и какие преимущества они получат от использования этой продукции. Бизнес-план, в котором описание самой продукции занимает больше места, чем детальное изложение того, кто и почему станет ее покупать, вселяет в инвесторов чувство беспокойства.
  2. Проекты и прогнозы, которые чрезмерно отклоняются от норм, существующих в данной отрасли промышленности. В каждой отрасли есть свой диапазон общепринятых финансовых результатов и технических приемов маркетинга. Потенциальный инвестор может определить вероятные прибыли, стоимость сбыта, цену продукта и т.д., изучив информацию, полученную от других компаний, работающих в этой области. Если в бизнес-плане начинающей фирмы содержатся проекты и прогнозы, которые явно входят в противоречие с тем, что, как известно инвесторам, является обычными показателями деятельности других компаний, на пути потенциального сотрудничества "загорается красный свет". Инвесторы начинают подозревать, что компания небрежно провела анализ, предшествующий составлению бизнес-плана, или проявляет чрезмерный оптимизм. В любом случае, это ставит под сомнение весь бизнес-план.
  3. Нереалистические прогнозы роста. Такие прогнозы на долгосрочную перспективу порождают у инвесторов чувство, что предприниматели или оторвались от реальности, или не знают рынка.
  4. Специальное оборудование или приспособления для каждого индивидуального покупателя. Инвесторы не сторонники иметь дело с продукцией, которую после продажи надо приспосабливать к условиям клиента. Это относится и к гарантийному обслуживанию.
  5. Отсутствие концентрации внимания компании на определенной продукции или направлении. Скорее всего потенциальный инвестор не будет иметь дело с компанией, которая занимается производством слишком разнообразной продукции или работает сразу в нескольких отраслях. Инвесторам необходимо убедиться, что организаторы компании хорошо знают свои сильные стороны и сконцентрируют все свои усилия на том продукте, который они делают лучше других. Всем известно, что компании, которые пытаются сделать слишком много, ничего не делают хорошо. Нужно сосредоточить все свои усилия на чем-то одном и делать это лучше, чем другие. Это тот самый случай, когда "больше" не означает "лучше".
 2. Содержание бизнес-плана
  Составление бизнес-плана должно преследовать две вышеназванные цели:
  1. Тщательно проанализировать современное состояние фирмы и определить ее цели, пути их достижения и ожидаемые результаты.
  2. Представить фирму в привлекательном для внешних инвесторов и партнеров виде.
  Названия разделов бизнес-плана могут изменяться в зависимости от методики его составления, но в обобщенном виде они сводятся к следующим: 1) резюме; 2) фирма; 3) рынки и конкуренция; 4) продукция; 5) сбыт; 6) производство; 7) финансы; 8) инвестиции; 9) дополнительная информация.
  Резюме. Это очень важный раздел, так как содержит краткое изложение сути бизнес-плана (внешние инвесторы обычно его читают в первую очередь). Включает описание нынешнего состояния фирмы, а также информацию о том, какую продукцию она намерена продавать и кто будет эту продукцию покупать. Следует показать экономические и неэкономические выгоды для покупателя, финансовые прогнозы, общие цели фирмы на 3-7 лет вперед и способы достижения этих целей. Здесь же указывается объем капитала, необходимый для осуществления намеченных целей, а также как и когда инвесторы могут получить выгоду от вложения своих капиталов в компанию.
  Фирма. Данный раздел посвящен тому, какие цели ставит перед собой предприятие и как оно предполагает их достичь. В разделе следует описать:
  • нынешний статус фирмы;
  • задачи на ближайшее время (1-3 года);
  • задачи на более отдаленное время (5-7 лет);
  • состав руководящего звена фирмы;
  • задачи руководящего звена.
  Рынки и конкуренция. Здесь нужно дать информацию о том, кто и почему будет покупать продукцию. Необходимо доказать, что фирма сосредоточивает внимание на рынке, который она обслуживает, а не на технической стороне выпуска продукции.
  Описываются следующие параметры:
  • рынок для продукции в настоящее время;
  • преимущества, которые получают потребители продукции;
  • ожидаемый спрос на продукцию в ближайшем будущем;
  • спрос на продукцию в перспективе;
  • сегмент рынка, который желает занять фирма;
  • во что обойдется фирме выход на рынок;
  • желаемый объем продажи и доля рынка, которую займет продукция фирмы;
  • особые цели на рынке;
  • стратегия сбыта, направленная на достижение поставленных целей;
  • риск на рынке.
  Продукция. Этот раздел должен быть короче, чем раздел, посвященный рынку, чтобы показать потенциальному инвестору, что фирма думает сперва о рынке, а потом уже о своем продукте. Все связанное с разработкой продукта должно быть изложено предельно лаконично. Инвесторы предпочитают, чтобы их деньги шли на производство и продажу продукта, а не на его разработку. Крупные затраты на разработку продукта могут оттолкнуть многих инвесторов.
  Содержание раздела:
  • примеры использования продукта;
  • соответствие продукта принятым стандартам;
  • преимущества, которые имеет данный продукт перед продуктами-аналогами;
  • состояние, в котором продукт находится в настоящее время (на стадии разработки, создания опытных образцов, производства и т.д.);
  • влияние увеличения объема производства на стоимость продукта;
  • патенты и ноу-хау, которым компания обладает по данному продукту.
  Сбыт. Здесь следует обосновать цену продукта и сравнить ее с ценами, существующими в промышленности. Должно содержаться свидетельство того, что подход к сбыту будет способствовать успешному осуществлению плана маркетинга.
  Содержание раздела:
  • метод сбыта в настоящее время;
  • метод сбыта в ближайшей перспективе;
  • метод сбыта в более отдаленной перспективе;
  • наличие/отсутствие на фирме специализированного отдела по работе с покупателями;
  • затраты на подготовку к заключению контрактов о продаже продукта;
  • стоимость продажи продуктов, изготовленных по индивидуальным заказам;
  • стратегия определения цены и установления гарантийного срока.
  Производство. В данном разделе нужно показать, что процесс производства не требует крупных затрат и является предельно эффективным, вследствие чего можно рассчитывать на получение максимальной прибыли.
  Содержание раздела:
  • необходимые площади и оборудование;
  • элементы продукта, которые можно делать на своем оборудовании, и элементы, которые требуется закупать;
  • гарантии наличия источников сырья и запасных частей, необходимых для выпуска продукта;
  • наличие резервных источников сырья и запасных частей;
  • совершенствование технологии производства с целью повышения качества и снижения себестоимости продукта;
  • обеспечение контроля за качеством продукта на всех этапах производства;
  • необходимый штат сотрудников и предполагаемые изменения в штатном расписании по мере расширения производства.
  Финансы фирмы. Содержание раздела:
  • обзор финансового положения компании с момента ее основания;
  • увеличение бюджета по мере расширения фирмы;
  • прогноз финансового состояния фирмы на несколько лет вперед;
  • краткое изложение операций, предшествующих финансированию;
  • количество акционеров, число акций.
  Инвестиции. В этом разделе необходимо указать, сколько капитала хочет получить фирма, форму инвестиций, как будут использоваться полученные фонды и какую долю компании приобретает инвестор. Нужно показать, каким образом по истечении определенного времени (обычно указывается срок в пять лет) инвестор сможет получить обратно свой вклад, стоимость которого пропорционально возрастает; как будут использоваться деньги инвестора. Следует описать характер предполагаемых действий.
  Дополнительная информация. В данном разделе приводятся краткие сведения о руководителях фирмы и ведущих сотрудниках, в том числе биографии руководителей; другие важные сведения (деловые, контактные и проч.).
  Приложения (финансовая и бухгалтерская информация, сертификаты качества и т.д.). Бизнес-план должен содержать полную и подробную информацию о деятельности предприятия. Эта информация является строго конфиденциальной. Поэтому, показывая свой бизнес-план потенциальному партнеру или инвестору, необходимо взять с него расписку о неразглашении полученной информации.
 3. Использование консультантов
  Отличительной чертой рыночной экономики является наличие сектора профессиональных деловых услуг для предприятий, оказываемых консалтинговыми, аудиторскими, юридическими, риэлторскими, оценочными, маркетинговыми фирмами. В развитых странах для составления бизнес-плана обычно приглашают профессиональных консультантов по менеджменту. Их деятельность называется консалтингом, так как оказание ими профессиональных услуг происходит преимущественно в форме консультации (консалтинга - от англ. consulting).
  Выделяют восемь основных разновидностей услуг, входящих в консалтинг:
  1) стратегические вопросы развития: разработка и планирование общей стратегии развития, прогнозирование, организация филиалов, отделений и новых фирм, изменение формы собственности или состава собственников, приобретение имущества, акций или паев, совершенствование организационной структуры;
  2) финансовые вопросы: финансовое планирование и контроль, налоги, бухгалтерский учет, размещение на рынке акций или паев, кредит, страхование, оценка стоимости предприятий или имущества;
  3) управление кадрами: подбор сотрудников, контроль качества кадрового состава, система оплаты труда, повышение квалификации и обучение кадров, организация охраны труда и медицинского обслуживания, психологический климат в коллективе;
  4) текущее управление производством и его обслуживанием: организация и планирование производства, контроль качества продукции, материально-техническое обеспечение, организация ремонта и капитальных вложений, технологические вопросы, организация НИОКР;
  5) маркетинг и сбыт: формирование структурных подразделений по сбыту и маркетингу, подбор надежных партнеров-оптовиков, поиск новых заказчиков и рынков, стимулирование и исследование перспектив сбыта;
  6) информационные технологии и системы: использование компьютеров и информационных систем в управлении;
  7) управление проектом: решение комплекса управленческих проблем, возникающих при создании какого-либо нового объекта, подразделения, фирмы, выпуска нового товара и т.д.;
  8) экономико-экологические вопросы: исследование экологической обстановки, организация экологических служб и т.д.
  Российские консалтинговые структуры объединены в Ассоциацию консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), являющуюся национальным представителем России в Европейской федерации ассоциаций консультантов по менеджменту (ФЕАКО).
 Участие консультантов в составлении бизнес-плана
  Подготовка бизнес-плана требует большой аналитической работы и высокой квалификации ее участников. Необходимы знания в области не только экономики, но и законодательства, психологии, культурологии с тем, чтобы суметь представить информацию в соответствии с принятыми в мировой практике стандартами.
  В табл. 19.1 приводится схема участия консультантов в разработке бизнес-плана.
  Таблица 19.1.
 Участие консультантов в разработке бизнес-плана

<< Пред.           стр. 13 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу