<< Пред.           стр. 22 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической интеграции, важной предпосылкой жизнеспособности интеграционных объединений является общность или близость культур их стран-участниц.
 Понятие либерализация хозяйственной жизни
  Государственное регулирование экономики на протяжении большей части XX в. усиливалось. Однако в последние полтора-два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию.
  Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.
 Внешнеэкономическая либерализация в различных регионах мира
  В развитых странах внешнеэкономическая либерализация начала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической политике в 50-60-е гг. Если взять такой традиционный инструмент внешнеторгового регулирования, как таможенные пошлины, то можно убедиться, что развитые страны снизили уровень своего таможенного обложения после Второй мировой войны в несколько раз. Среднеарифметический уровень тарифных ставок на импортные товары в ведущих десяти странах Запада составлял 17%в 1913 г., 32%-в 1931 г. и 16% - в конце 40-х гг., а в 1999 г. он оценивается для США в размере 4,3%, Японии - 5,9%, ЕС - 6,6% (если же считать по средневзвешенному уровню тарифных ставок на импортные товары, то по всей группе развитых стран он оценивался в 3,9%).
  В последние два-три десятилетия активно идет процесс либерализации международного движения капитала, который также охватил прежде всего развитые страны, в результате чего в них полностью либерализован не только ввоз, но и вывоз капитала. В этой группе стран практически полностью либерализованы и валютно-расчетные отношения, а сохраняющийся валютный контроль используется преимущественно в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром. Международная передача технологий здесь если и регулируется, то прежде всего в целях избежания бесконтрольного вывоза военной технологии и товаров двойного назначения.
  Ощутимые ограничения сохраняются лишь при осуществлении такой формы международных экономических отношений, как международная миграция рабочей силы, так как в развитых странах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС).
  В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась намного позже (за исключением некоторых небольших стран, где уровень либерализации традиционно был высоким), особенно после краха модели импортозамещения. По этой причине, а также из-за желания использовать протекционистские таможенные пошлины для защиты своих неконкурентных на мировом рынке отраслей здесь уровень тарифных ставок остается выше, чем в развитых странах (в ряде случаев составляет 20-30%). Так, в России средневзвешенный уровень тарифных ставок на импортные товары колеблется в последние годы в пределах 13-14%, в Китае в 1997 г. он составлял 17% и планируется его снизить к концу столетия до 15%.
  Больше ограничений в этих двух группах стран на ввоз и особенно вывоз капитала: по данным МВФ, подобные ограничения существовали в 126 из 182 странах - членах МВФ, и это были преимущественно страны развивающиеся и с переходной экономикой. Намного ощутимее здесь государственное регулирование остальных форм международных экономических отношений. Тем не менее и в этих двух группах стран уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был несколько десятилетий назад, хотя, возможно, все еще ниже, чем в конце XIX - начале XX вв.
 Сочетание либерализации и протекционизма во внешнеэкономической политике
  Говоря о тенденции к внешнеэкономической либерализации, особенно во внешней торговле, надо учитывать растущий противовес ей в лице нетарифных ограничений. Квотирование импорта, антидемпинговое законодательство, правила оформления и оценки импортных товаров, технические стандарты и санитарные Нормы для них являются часто более эффективным барьером на пути импорта, чем таможенные пошлины. В начале 90-х гг. под них подпадало 18% ввозимых в развитые страны товаров, особенно продовольствия, текстиля и транспортных средств. В сочетании с тарифным регулированием это дает возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к некоторым отраслям и сферам. Нельзя забывать и о том, что во всех странах, даже развитых, для иностранного капитала существуют закрытые или ограниченные для его приложения отрасли и сферы, особенно это относится к оборонной промышленности, транспорту и многим другим отраслям сферы услуг. Можно сделать вывод, что во внешнеэкономической политике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, хотя в этом сочетании преобладает либерализация.
 Понятие открытой и закрытой экономики
  Открытая экономика - это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер (в закрытой экономике большинство рынков, отраслей и сфер для них закрыто). Однако в мире почти нет полностью открытых, т.е. полностью либерализованных экономик, за исключением нескольких небольших государств. Поэтому нередко говорят о более открытых или менее открытых экономиках. Так, российская экономика более открыта, чем китайская, если судить по уровню тарифных ставок на импортные товары, доле этих товаров на внутреннем рынке, степени либерализации валютно-расчетных отношений и другим показателям.
  В тех случаях, когда протекционизм явно преобладает над либерализмом во внешнеэкономической деятельности, говорят о закрытой экономике. В мире их осталось немного. Это объясняется тем, что, как доказал мировой опыт, существует высокая корреляция между уровнем внешнеэкономического либерализма и темпами экономического роста. Расчеты по 117 странам мира, проведенные экономистами Гарвардского университета, показали, что там, где в последнюю четверть века проводилась политика закрытой экономики, среднегодовой прирост ВВП в расчете на душу населения составил 0,7%, а там, где придерживались политики открытой экономики, ВВП на душу был в пять раз выше.
 Выводы
  1. Мировой экономике (мировому хозяйству, всемирному хозяйству) можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировая экономика - это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению - это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром. Однако различие между двумя определениями становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли национальной экономики, которые активно торгуют на внешнем рынке.
  2. Между странами существуют международные экономические отношения (внешнеэкономические связи, мирохозяйственные связи), т.е. хозяйственные отношения между юридическими и физическими лицами разных стран. Их можно классифицировать по следующим формам: международная (мировая) торговля товарами и услугами, международное движение капитала, международная миграция рабочей силы, международная торговля знаниями (международная передача технологии), а также международные валютно-расчетные отношения.
  3. Мировой (всемирный) рынок товаров и услуг, т.е. совокупность национальных рынков (по узкому определению - это совокупность только тех товаров и услуг, которые продаются и покупаются на внешнем рынке) сложился к концу XIX в. После того как к началу XX в. к этому добавилось мощное международное движение факторов производства, стало возможным говорить о более широком понятии мирового (всемирного) хозяйства.
  4. Коренная причина возникновения и развития международных экономических отношений заключается в различии в наделенности стран факторами производства (экономическими ресурсами). С одной стороны, это ведет к международному разделению труда, с другой - к перемещению этих факторов между странами.
  5. Усиление участия страны в мировом хозяйстве, называемое интернационализацией ее хозяйственной жизни, измеряется набором показателей, в первую очередь, экспортной квотой, долей иностранных товаров на внутреннем рынке, объемом экспорта товаров и услуг на душу населения, отношением иностранных капиталовложений к ВВП страны, их долей в ее ежегодных инвестициях, долей иностранной рабочей силы в общем числе занятых, долей иностранных патентов и лицензий в общем количестве зарегистрированных в стране патентов и лицензий.
  6. В свою очередь уровень интернационализации растет во многом в результате деятельности ТНК, число и размах хозяйствования которых особенно быстро увеличивается начиная со второй половины XX в. Их деятельность базируется на прямых инвестициях, принимающих форму зарубежных филиалов ТНК.
  7. Деятельность ТНК все больше превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Подобный процесс называется глобализацией, которая, в сущности, является более высокой стадией интернационализации.
  8. Глобализация осуществляется прежде всего через регионализацию, когда внешнеэкономические связи страны ориентируются на свой и соседние регионы. На базе регионализации идет международная экономическая интеграция, т.е. срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Так возникают интеграционные объединения, призванные регулировать интеграционные процессы между странами-участницами.
  9. Хотя на протяжении большей части XX в. государственное регулирование экономики усиливалось, в последние десятилетия преобладает тенденция к дерегуляции (либерализации). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. Последняя начала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической деятельности развитых стран в 50-60 гг., а в остальных группах стран - в основном позже. В результате экономики большинства стран мира превращаются во все более открытые, характеризующиеся более высокими темпами экономического роста по сравнению с закрытыми экономиками.
 Термины и понятия
  Мировая экономика (мировое хозяйство, всемирное хозяйство)
  Международные экономические отношения
  Мировой рынок
  Торгуемые и неторгуемые товары
  Международное разделение труда
  Интернационализация экономики
  Экспортная квота
  Транснациональная корпорация (ТИК)
  Транснационализация хозяйственной жизни
  Глобализация
  Регионализация
  Международная экономическая интеграция
  Интеграционные объединения
  Либерализация (дерегуляция) экономики
  Открытая экономика
  Закрытая экономика
 Вопросы для самопроверки
  1. Какие формы международных экономических отношений являются главными для нашей страны?
  2. Что такое торгуемые и неторгуемые товары и услуги?
  3. Как соотносится активное участие в мирохозяйственных связях с экономической независимостью страны?
  4. Экспортная квота в странах с примерно одинаковым уровнем экономического развития заметно различается: в Японии - 10%, Германии - 25 и Нидерландах - 55%. Чем можно объяснить эти различия?
  5. Какие показатели интернационализации вам известны?
  6. Какие компании можно назвать транснациональными корпорациями?
  7. Как связаны интернационализация и глобализация?
  8. Какая связь существует между глобализацией и регионализацией?
  9. Каковы главные причины внешнеэкономической либерализации, происходящей почти во всех странах мира?
  10. Чем закрытая экономика отличается от открытой?
 Глава 34. Мировая торговля
  Мировая торговля является наиболее распространенной формой международных отношений. Значительный интерес представляет изучение как закономерностей развития международной торговли, так и теорий, обосновывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене.
 1. Основные черты мировой торговли
 Содержание мировой торговли
  Международная (мировая) торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Весьма часто под международной торговлей подразумевают только торговлю товарами.
  Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом, а соотношение между ними - торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как суммы стоимости экспорта всех стран мира.
 Основные этапы в развитии мировой торговли и ее динамика в современных условиях
  Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде стран (Англии, Голландии и др.) машинного производства, ориентированного не только на внутренний, но и на внешний рынок. К концу XIX - началу XX вв. сложился мировой (всемирный) рынок. В первой половине XX в. мировая торговля пережила глубокий кризис. Он начался в годы Первой мировой войны и привел к длительному нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. Характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю историю человеческого общества.
  Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта товаров составил: в 50-х гг. - 6%; 60-х гг. - 8,2; 70-80-х гг. - 9,0 и в 90-97 гг. - 6% (среднегодовые темпы роста ВВП за этот период составили 1,5%). Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так, в 1970 г. он составил 0,3 трлн. долл.; в 1980 г. - 1,9; в 1997 г. - 5,4 трлн. долл. (с учетом экспорта услуг - 6,4 трлн. долл.).
  Беспрецедентно высокие темпы послевоенного роста мировой торговли обусловлены, в первую очередь, более высокими темпами экономического развития в этот период. Кроме того, оно сопровождается все большим разделением труда в мире, что стимулирует международный товарооборот. Наконец, значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. По имеющимся прогнозам, высокие темпы роста мировой торговли сохранятся и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличится на 50% и превысит 7 трлн. долл.
 Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене
  Товарная структура мировой торговли изменяется прежде всего под воздействием НТР и углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится свыше 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов этой продукции, как машины, оборудование и транспортные средства, химические товары. Доля продовольствия, сырья и минерального топлива составляет примерно 1/5 (табл. 34.1).
  Во второй половине XX в. наряду с быстрым ростом мировой торговли товарами опережающими темпами расширяется международный обмен услугами. Помимо традиционных видов услуг (транспортных, финансово-кредитных, туристических и др.) все большее место в международном обмене занимают новые виды услуг, развивающиеся под воздействием НТР (информационно-вычислительные, лицензионные, консалтинговые и др.).
  Таблица 34.1.
 Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, %
 Основные группы товаров 1937г. 1960г. 1975 г. 1988г. 1995 г. Продовольственные (включая напитки и табак) 22,8 18,2 12,2 10,7 8,1 Сырье 31,0 16,7 7,5 5,9 7,4 Минеральное топливо 7,6 10,1 19,5 12,5 7,2 Продукция обрабатывающей промышленности 38,6 55,0 59,7 70,9 77,3 В том числе:
  оборудование, транспортные средства 10,6 21,2 27,9 35,1 43,5 химические товары 4,6 6,2 7,2 9,0 9,4 черные и цветные металлы 10,6 9.0 7,3 5,3 7,2 текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда) 8,7 5.4 4,9 6,8 7,1 Источник: Monthly bulletin of Statistics. May 1960, may 1965, may 1997.
 
  Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Так, в конце 90-х гг. на них приходится около 75% мирового экспорта товаров.
  Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран также ориентирована в основном на рынки развитых стран, а их доля в мировом экспорте составляет около 15%. На страны с переходной экономикой приходится около 10% мирового вывоза товаров, причем доля России снижается (1,3%), а Китая вместе с Гонконгом растет (6,3%). Значение в мировой торговле стран - экспортеров нефти в последние годы значительно уменьшилось. Все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.
 Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки и мировые цены
  Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен - мировых цен. В их основе лежат интернациональные издержки производства, которые тяготеют к среднемировым затратам экономических ресурсов на создание данного вида товаров. Интернациональные издержки производства формируются под преимущественным влиянием стран, являющихся главными поставщиками данных видов товаров на мировой рынок. Кроме того, значительное воздействие на уровень мировых цен оказывает соотношение спроса и предложения на данный вид товара на мировом рынке.
  Для международной торговли характерна множественность цен, т.е. существование различных цен на один и тот же товар. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.
 2. Классические теории международной торговли
  Классические теории заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Выводы, содержащиеся в этих теориях, стали своего рода отправными аксиомами для дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.
 Теория абсолютных преимуществ А. Смита
  Основоположник экономической науки Адам Смит в своей книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации экономической деятельности. При этом выводы о разделении труда А. Смит распространил и на мирохозяйственную сферу, впервые теоретически обосновав принцип абсолютных преимуществ (или абсолютных издержек): "Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне... То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабдить нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом"46.
  Таким образом, суть взглядов А. Смита состоит в том, что основой развития международной торговли служит различие в абсолютных издержках. Торговля будет приносить экономический эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом.
 Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо
  Другой классик, Давид Рикардо, в своей книге "Начала политической экономики и налогообложения" (1817 г.) убедительно доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, т.е. не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. Вполне достаточно, по мнению Д. Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, т.е. чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам.
  Теория сравнительных преимуществ основана на ряде допущений. Она исходит из наличия двух стран и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы, которая к тому же одинакова для всех профессий; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли. Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развитой международной торговли.
  Рассмотрим действие принципа сравнительных преимуществ (издержек) в международной торговле на конкретном примере.
 
  Пример 34.1. Допустим, что отрез сукна в 25 м обменивается на бочонок вина в 50 л.
  На производство такого отреза сукна в Португалии затрачивается годовой труд 90 работников, а в Англии - 100 работников. На производство бочонка вина указанной емкости в Португалии затрачивается труд 80 работников, а в Англии - 120 работников. Таким образом, Португалия имеет абсолютные преимущества по обоим товарам, а у Англии этих преимуществ нет. Тем не менее обеим странам выгодно обмениваться товарами.
  Если Португалия откажется от производства отреза сукна, а импортирует его из Англии в обмен на бочонок вина, то она сэкономит годовой труд своих 20 работников.
 
  В приведенном примере подразумевается, что оплата труда в обеих странах одинакова. Однако, если она различна, то как указывали последующие экономисты - сторонники теории Рикардо, это не вносит принципиальных изменений в теорию относительных преимуществ. В нашем случае, если уровень оплаты труда в Португалии, скажем, вдвое ниже, чем в Англии, то Португалия от обмена по-прежнему получит выгоду, но уже не в два, а в четыре раза меньше, чем Англия, т.е. у последней эта выгода будет уже не в два, а в четыре раза больше. Это нетрудно подсчитать, если условно определить годовую заработную плату виноделов и ткачей в Португалии в 1000 ф. ст., а заработную плату тех же работников в Англии - в 2000 ф. ст.
  Есть теоретические доказательства того, что рикардианская модель работает и в случае множества товаров, а также при учете транспортных издержек. Таким образом, теория сравнительных преимуществ рекомендует стране импортировать те товары, издержки производства которых в данной стране по сравнению с другими товарами выше, чем экспортируемых товаров.
  Как видно из приведенного примера, международная специализация стран на основе сравнительных преимуществ способствует экономии трудовых ресурсов в этих странах при сохранении в прежнем объеме (или даже увеличении) в них потребления товаров.
 Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина
  Дальнейшее развитие классической теории международной торговли связано с созданием в 20-х гг. XX в. шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином теории соотношения факторов производства, которая наиболее полно была изложена в книге последнего "Межрегиональная и международная торговля" (1933 г.). Эта теория основывается на тех же предпосылках, что и теории абсолютных и сравнительных преимуществ Смита и Рикардо. Основное различие состоит в том, что она исходит из наличия не одного, а двух факторов производства: труда и капитала. Согласно воззрениям Хекшера и Олина каждая страна в разной степени наделена этими факторами производства, что и порождает различия в соотношении цен на них в странах, участвующих в международной торговле. Ценой капитала является процентная ставка, а ценой труда - заработная плата.
  Уровень относительных цен, т.е. соотношение цен на капитал и труд в странах, более насыщенных капиталом, будет меньше, чем в странах, где имеется дефицит капитала и относительно большие трудовые ресурсы. И, наоборот, уровень относительных цен на труд и капитал в странах с избыточными трудовыми ресурсами будет меньше, чем в других странах, где их недостает.
  Это в свою очередь приводит к различию относительных цен на одни и те же товары, от которого зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда каждая страна стремится специализироваться на производстве товаров, требующих больше факторов, которыми она относительно лучше наделена.
 Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона)
  Под воздействием международной торговли относительные цены на товары, участвующие в мировом товарообороте, имеют тенденцию к выравниванию. Это приводит и к выравниванию соотношения цен на факторы производства, используемые при создании этих товаров в различных странах. Характер этого взаимодействия был раскрыт американским экономистом П. Самуэльсоном, исходившим из основных постулатов теории Хекшера-Олина. В соответствии с теоремой Хекшера-Олина-Самуэльсона механизм выравнивания цен на факторы производства состоит в следующем. При отсутствии внешней торговли цены на факторы производства (заработная плата и процентная ставка) будут различаться в обеих странах: цена на избыточный фактор будет относительно ниже, а цена на дефицитный фактор - относительно выше.
  Участие в международной торговле и специализация страны на производстве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли. Спрос на избыточный в данной стране фактор производства превосходит предложение последнего и его цена (процентная ставка) повышается. Напротив, спрос на труд, являющийся дефицитным в данной стране фактором, относительно сокращается, что приводит к снижению его цены - заработной платы.
  В другой же стране, относительно лучше наделенной трудовыми ресурсами, специализация на производстве трудоемких товаров приводит к значительному перемещению трудовых ресурсов в соответствующие экспортные отрасли. Возрастание спроса на труд ведет к росту заработной платы. Спрос на капитал относительно уменьшается, что обусловливает уменьшение его цены - процентной ставки.
 Парадокс Леонтьева
  В соответствии с теорией соотношения факторов производства относительные различия в наделенности ими определяют структуру внешней торговли отдельных групп стран. В странах, относительно более капиталонасыщенных, в экспорте должны преобладать капиталоемкие товары, а в импорте - трудоемкие. И наоборот, в странах, относительно более трудонасыщенных, в экспорте будут преобладать трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие.
  Теория соотношения факторов производства многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статистических данных применительно к различным странам. При этом экономисты стремились выяснить существование корреляционной зависимости между соотношением капитале- и трудонасыщенных отраслей экономики отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.
  Наиболее известное исследование такого рода было осуществлено в 1953 г. известным американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым. Он проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 г. и 1951 г.
  Экономика США после Второй мировой войны характеризовалась высокой насыщенностью капиталом и относительно более высокой по сравнению с другими странами оплатой труда. В соответствии с теорией соотношения факторов производства Соединенные Штаты Америки должны были экспортировать преимущественно капиталоемкие, а импортировать преимущественно трудоемкие товары.
  В. Леонтьев определил соотношение затрат капитала и труда, необходимых для производства экспортной продукции на 1 млн. долл. и такого же по стоимости объема импорта. Вопреки ожиданиям, результаты исследования показали, что американский импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как "парадокс Леонтьева".
  В экономической литературе существуют различные объяснения парадокса Леонтьева. Наиболее убедительное из них состоит в том, что США раньше других промышленно развитых стран достигли значительных преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно больших затрат капитала, включая и различные виды сырьевых товаров.
  Парадокс Леонтьева предостерегает от излишне прямолинейного и упрощенного использования выводов теории Хекшера - Олина в практических целях.
 3. Стандартная модель международной торговли
  Используемая в настоящее время стандартная модель международной торговли объединяет различные теории, развивающие фундаментальные положения классических теорий на основе использования концепций предельных величин и общего равновесия экономической системы.
  Базовые понятия стандартной модели были разработаны английскими экономистами Френсисом Эджуортом и Альфредом Маршаллом и американским экономистом австрийского происхождения Готфридом Хаберлером.
 Основы стандартной модели
  Стандартная модель, также как и классические теории международной торговли, исходит из того, что мировая экономика представлена двумя странами, в каждой из которых производятся два товара: Х и Y. Кроме того, в стандартной модели используются следующие допущения: покупатели в процессе потребления стремятся обеспечить максимум эффекта (графически это изображается с помощью кривых безразличия), а производители стремятся извлечь максимум прибыли; на внутреннем и мировом рынках существует совершенная конкуренция, в условиях которой равновесная цена устанавливается на уровне, соответствующем предельным издержкам производства.
  Рассмотрим на конкретном примере, при каких условиях обеспечивается состояние равновесия в национальной экономике.
 
 Рис. 34.1. Граница производственных возможностей
 
  На рис. 34.1 график показывает то количество товаров Х и Y, которое может быть произведено при данном количестве ресурсов. Точки выше кривой (такие, как точка В) - это тот объем производства, который невозможно достичь при существующих технологиях. Точка ниже кривой (такие, как точка С) показывает тот объем производства, когда ресурсы в данной стране используются неэффективно. Сама же кривая отражает максимальный объем выпуска товаров в данной стране. Каждая точка кривой (Е, Е1 и т.д.) показывает возможное сочетание производства товаров (ассортимент), при котором достигается этот максимальный уровень производства, а фактический объем производства устанавливается производителями и потребителями (подробнее о кривой производственных возможностей - см. 1.3).
  Добавим к графику на рис. 34.2 вектор относительных цен, отражающий отношение цены товара Х(РХ) к цене товара Y(P).
  Если, например, при неизменном РУ начинает расти РХ, то это означает такое изменение угла оси вектора РХ/РУ, при котором он будет касаться кривой производственных возможностей уже не в точке Е, а в точке Е1, что будет означать увеличение производства товара Х и сокращение производства товара Y. (Этот сдвиг в ассортименте производимой продукции отображен на рис. 34.2 пунктирными линиями).
 
 Рис. 34.2. Влияние уровня относительных цен на объем производства
 
  Теперь добавим к графику множество кривых безразличия (о них подробнее - см. 9.2), тогда график будет выглядеть следующим образом (рис. 34.3).
 
 Рис. 34.3. Производство, потребление и внешняя торговля в стандартной модели внешней торговли
 
  Кривая безразличия отражает предпочтения покупателей по товарам. Объем потребления в экономике будет задан точкой касания одной из кривых безразличия вектора цен (это точка D на рис. 34.3). Объем производства был задан ранее точкой Е. Тогда страна будет экспортировать излишнее для нее количество товара Х (оно равно X1 - Х2) и импортировать недостающее ей количество товара Y (оно равно Y2- Y1).
  В соответствии с теорией Хекшера-Олина, дополненной Самуэльсоном, в экспортное производство будет происходить перелив экономических ресурсов (факторов производства), что приведет к повышению цен на экспортируемые товары относительно остальных. Тогда вектор цен РХ/РУ возрастет и коснется кривой производственных возможностей в точке E1, т.е. сместится в пользу товара Х (до X1). Точка касания кривой безразличия нового вектора цен (точка D1) переместится вверх вправо, что означает увеличение объема потребления, правда, в изменившемся ассортименте за счет роста импорта (рис. 34.4).
 
 Рис. 34.4. Эффект роста относительной цены экспортируемого товара
 
  Рост РХ/РУ приводит к двум эффектам: эффекту дохода, означающему повышение благосостояния вследствие роста дохода от экспорта, и эффекту замещения, который означает рост потребления импортируемых товаров по сравнению с экспортируемыми.
 Понятие условий торговли
  Таким образом, для рассматриваемой страны рост цен на экспортируемые товары по отношению к импортируемым (РХ/РУ) приведет к повышению ее благосостояния, а понижение цен, наоборот, - к уменьшению его. Если же цены на импортируемые товары (в нашем случае РУ) будут расти, то это будет означать снижение благосостояния страны.
  Подобная логика лежит в основе расчета условий торговли, т.е. показателя, равного частному от деления цены экспортируемого товара (товаров) на цену импортируемого товара (товаров).
 Выигрыш от внешней торговли
  Выигрыш от участия страны в международной торговле весьма неравномерно распределяется между различными слоями общества. Развитие торговых отношений приносит ощутимые выгоды потребителям импортных товаров, так как они получают возможность приобретать их по более низким ценам по сравнению с ценами на аналогичные товары отечественного производства в отсутствии внешней торговли. Кроме того, как видно из графика на рис. 34.4, возрастает и объем потребления импортных товаров по сравнению с экспортируемыми.
  Дополнительные доходы получают производители экспортных товаров в связи с ростом их цен и увеличением объема производства.
  С развитием внешней торговли проигрывают производители товаров, конкурирующих с импортными. Рост импорта относительно более дешевых товаров вынуждает их отказаться от производства части продукции, создаваемой с высокими предельными издержками. В то же время сократившуюся по объему продукцию они вынуждены реализовать по относительно более низким ценам.
  Неодинаковое воздействие внешней торговли на благосостояние различных слоев населения находит отражение в проводимой государством торговой политике. Его стремление к проведению политики либерализации внешней торговли, как правило, сочетается с элементами протекционизма.
 4. Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
  Можно выделить два направления в развитии альтернативных теорий международной торговли. Первое - это теории, авторы которых стремятся углубить концепции классической школы. Причем они концентрируют свое внимание на тех аспектах, которые не получили должного освещения в трудах их предшественников. Второе - теории, авторы которых исходят из необходимости критического переосмысления сложившегося традиционного подхода к анализу международной торговли и стремятся создать собственные оригинальные концепции.
 Теория специфических факторов производства
  Теория специфических факторов производства была разработана американскими экономистами Полом Самуэльсоном и Рональдом Джонсом в 70-х гг. на основе фундаментальных положений теории Хекшера-Олина. Однако в отличие от своих предшественников авторы этой теории исходят из того, что в производстве товаров участвуют не два, а три фактора: труд (L), капитал (К) и земля (Т). Причем только труд является мобильным фактором, т.е. используется во всех секторах экономики и свободно перемещается между ними. В то же время два других фактора являются специфическими, т.е. могут быть использованы только в одной отрасли. Такой подход в большей мере соответствует действительности, чем теория Хекшера-Олина.
  Рассмотрим на конкретном примере, как формируется граница производственных возможностей в стране в соответствии с теорией специфических факторов (рис. 34.5).
 
 Рис. 34.5. Граница производственных возможностей страны в теории специфических факторов
 
  Предположим, что в стране производится два товара: Х и Y. При создании обоих товаров используется труд. Кроме того, при создании товара Х используется капитал, а при создании товара Y - земля. Следовательно, существует функциональная зависимость объемов производства товара Х (QХ) и товара Y (QY) от затраченного труда. Эта зависимость выражается следующими формулами: QX = QX(k,LX),a QY = QY (Т, LY). При этом LX+ LY = L.
  График на рис. 34.5 состоит из четырех квадрантов. В нижнем правом углу (квадрант IV) изображена граница производственных возможностей страны при условии использования всех трудовых ресурсов для создания товара X. При этом рост трудовых затрат в этой отрасли отражается сдвигом вниз по вертикальной оси координат, а рост его выпуска - сдвигом по горизонтальной оси вправо. В верхнем левом углу (квадрант I) изображена граница производственных возможностей страны при использовании всех ресурсов для создания товара Y. Причем рост трудовых затрат в этой отрасли отражается сдвигом влево по горизонтальной оси координат, а рост выпуска товара Y- сдвигом по вертикальной оси вверх от начала координат.
  Совмещение рассмотренных двух графиков достигается следующим образом. В нижнем левом углу (квадрант III) на кривой LL показаны различные варианты распределения трудовых ресурсов между производством товаров Х и Y (на графике это изображено пунктирными линиями). В верхнем правом углу (квадрант II) показано, как изменяется соотношение выпуска товарами товара Y (в точках Е1, E2 и Е3) на кривой производственных возможностей в соответствии с различными вариантами распределения трудовых ресурсов между отраслями их производства (соответственно точки L1,L2 и L3).
  Теперь рассмотрим, как развивается внешняя торговля между странами в соответствии с теорией специфических факторов.
  Эта теория исходит из тех же допущений, что и теория Хекшера-Олина: наличия равного спроса в обеих странах и различного предложения каждого из товаров, обусловленного неодинаковой наделенностью стран факторами производства. Исходя из этих допущений предположим, что в стране А относительно больше предложение товара X, в создании которого используется относительно избыточный в этой стране специфический фактор - капитал, а в стране B относительно больше предложение товара Y, в создании которого используется изобильный в данной стране специфический фактор - земля.
  В отсутствии внешней торговли относительная цена товара X (РХ/РУ) в стране А будет меньше, чем в стране B, а в последней соответственно относительная цена товара Y (РY/РX) будет меньше, чем в первой. Это различие в относительных ценах на товары и является главным стимулом развития внешней торговли.
  Однако с развитием внешней торговли относительные цены выравниваются. В то же время происходит рост производства в экспортоориентированных отраслях, усиливается перелив в эти отрасли мобильного фактора - труда, расширяется использование специфических для этих отраслей факторов. Как видно из графика, представленного на рис. 34.5, перемещение мобильного фактора - труда в экспортоориентированную для данной страны отрасль приводит к оттоку трудовых ресурсов и сокращению выпуска продукции в отраслях, конкурирующих с импортом.
  Согласно теореме Хекшера-Олина-Самуэльсона происходящее вследствие развития внешней торговли выравнивание относительного уровня цен на экспортируемые обеими странами товары приводит и к выравниванию цен на факторы производства. Повышается цена факторов, используемых в производстве экспортных товаров и снижается цена дефицитных факторов, преимущественно используемых в отраслях, конкурирующих с импортом.
  Применительно к теории специфических факторов суть этого процесса раскрывается в теореме Самуэльсона-Джонса: развитие внешней торговли приводит к росту цен на факторы, специфические для экспортных отраслей, и увеличению доходов их владельцев, а также снижению цен на факторы, специфические для отраслей, конкурирующих с импортом, и соответственно к снижению доходов их владельцев.
 Внешняя торговля на основе эффекта масштаба
  Эффект масштаба возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются (подробнее - см. 6.3.). Экономия на масштабе позволяет объяснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными факторами производства, и к торговле технологически однородными товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированными товарами (например, автомобилями, изделиями электронной промышленности и др.).
  Рассмотрим на конкретном примере, как развивается международная торговля на основе эффекта масштаба.
  Предположим, что две страны, А и В, обладают примерно одинаковым экономическим потенциалом и в равной мере наделены факторами производства. В отсутствии внешней торговли каждая страна производит по 30 ед. товара Х и товара Y, что обозначено точкой E на графике рис. 34.6. В этом случае граница производственных возможностей обеих стран и кривые безразличия могут быть выражены одними и теми же сливающимися кривыми. Соотношение цен товара Х(РX) и товара Y(PY) представлено вектором относительных цен РХ/РУ.
 
 Рис. 34.6. Международная торговля на основе эффекта масштаба
 
  С началом торговли каждая страна начинает специализироваться на выпуске того товара, в производстве которого она может получить эффект масштаба. Для страны А - это товар X, а для страны В - товар Y. Рост выпуска товара Х в стране А отражен на графике движением вниз от точки Е в направлении точки К, где будет достигнута полная специализация страны A на выпуске этого товара, который будет доведен до 90 ед. Рост выпуска страной В товара Y отражен движением вверх от точки Е до точки N, где достигается полная специализация страны В на производстве этого товара (90 ед.).
  Как видно из графика, в условиях торговли на основе эффекта масштаба кривая производственных возможностей (общая для обеих стран) является вогнутой в сторону начала координат. Такая форма кривой объясняется тем, что при экономии на масштабе рост выпуска экспортного товара приводит к снижению средних издержек на каждую единицу продукции в пересчете на другой товар, от выпуска которого приходится отказываться. В приведенном на рис. 34.6 графике для страны А: при отсутствии торговли - 1X=1Y, по мере роста выпуска товара X и сокращения выпуска товара Y-1Х= 0,8 Y, 0,6 Y и т.д.
  В результате использования высвобождаемых от сокращения производства товара Y ресурсов выпуск товара Х расширяется в большем объеме, чем сокращается производство товара Y.
  По мере развития внешней торговли и углубления международной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые товары. Так, в стране А уменьшается цена товара Х относительно цены товара Y, что отражается в сдвиге вектора цен РХ/РУ для страны А - влево, а для страны В - ответственно вправо от ее положения при отсутствии внешней торговли.
  В результате обе страны получают выигрыш от участия в международной торговле по мировым ценам, увеличивают потребление товарами товара Y c 30 до 45 ед. Это отражается точкой E1,. Соответственно общая, сливающаяся для обеих стран кривая безразличия смещается вправо (кривая безразличия D1 отражает рост уровня потребления обоих товаров в равной пропорции).
  Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к изменениям в рыночной структуре экспортоориентированных отраслей. При этом в экономической литературе выделяют внутреннюю и внешнюю экономию на масштабе. Внутренняя экономия на масштабе достигается на основе увеличения размеров отдельных фирм, что ведет к созданию монополий и порождает несовершенную конкуренцию. Внешняя экономия на масштабе, напротив, предполагает снижение затрат на единицу продукции в результате увеличения количества фирм в отрасли, усиления конкуренции между ними, т.е. дальнейшего развития совершенной конкуренции (подробнее о видах конкуренции - см. 2.4).
 Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
  Последствия участия во внешней торговле для национальной экономики были конкретизированы экономистами на основе использования концепции торгуемых и неторгуемых товаров и услуг.
  В соответствии с этой концепцией все товары и услуги подразделяются на торгуемые, т.е. участвующие в международном обмене (вывозимые и ввозимые), и неторгуемые, т.е. потребляемые только там, где они производятся, и не являющиеся объектом международной торговли. Уровень цен на неторгуемые товары складывается на внутреннем рынке и не зависит от цен на мировом рынке.
  Исключение неторгуемых товаров и услуг из международного товарооборота обусловлено двумя основными факторами: большими транспортными расходами на их перемещение через национальные границы и высоким уровнем протекционистских (тарифных и нетарифных) ограничений.
  На практике большинство товаров и услуг, произведенных в сельском хозяйстве, добывающей и обрабатывающей промышленности, являются торгуемыми. Напротив, большая часть товаров и услуг, производимых в сфере строительства, транспорта и связи, коммунальных, общественных и личных услуг, относится к неторгуемым. Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые имеет условный характер и может изменяться под воздействием научно-технических достижений.
  Отмеченное деление товаров и услуг влияет на структурные сдвиги в экономике, происходящие под воздействием участия страны в международной торговле. Это обусловлено тем, что спрос на неторгуемые товары и услуги может быть удовлетворен только за счет внутреннего производства, а спрос на торгуемые товары и услуги - также и за счет импорта.
 Теорема Рыбчинского
  Английский экономист польского происхождения Т.М. Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера-Олина.
  Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом. Рассмотрим теорему Рыбчинского на конкретном примере.
 
 Рис. 34.7. Влияние роста использования фактора производства на доходы от него
 
  Допустим, что в стране производятся два товара: Х и Y с использованием двух факторов производства - капитала и труда (рис. 34.7). Причем товар Х является относительно более трудоемким, а товар Y- относительно более капиталоемким. Вектор OF показывает оптимальное сочетание труда и капитала на основе использования наиболее эффективной технологии при производстве товара X, а вектор ОЕ - соответственно при производстве товара Y. Обеспеченность страны в целом трудовыми ресурсами и капиталом показана точкой G, означающей, что в стране имеется OJ труда и JG капитала. При отсутствии внешней торговли товар X производится в объеме F, а товар Y- в объеме Е.
  С включением страны в международный товарообмен увеличивается производство товара Y в экспортном секторе, при создании которого в большей мере используется избыточный фактор - капитал. Это приводит к росту используемого капитала на GG1. При неизменных размерах другого используемого фактора - труда - соотношение производства товаров Х и Y показано параметрами нового параллелограмма. Производство экспортируемого капиталоемкого товара Y переместится в точку E1, т.е. возрастет на EE1. Напротив, производство более трудоемкого товара X переместится в точку F1, т.е. уменьшится на FF1. Причем перемещение капитала в экспортоориентированный сектор приводит к непропорционально большому увеличению производства товара Y.
 "Голландская болезнь"
  Концепция торгуемых и неторгуемых товаров и теорема Рыбчинского позволяют объяснить проблемы, с которыми в последние десятилетия XX в. столкнулись многие страны, начавшие интенсивную разработку новых сырьевых экспортных ресурсов: нефти, газа и др., так называемую голландскую болезнь. Своим названием этот феномен обязан тому, что в конце 60-х - начале 70-х гг. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с расширением в дальнейшем его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа.
  Происшедший в результате этого рост доходов привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и росту их производства. В то же время имело место свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширение импорта недостающих товаров. "Голландская болезнь" в различные периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и другие страны.
  Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу "голландской болезни". Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые "голландской болезнью", порождают серьезные социальные проблемы.
  Опыт промышленно развитых стран должен учитываться при разработке экономической стратегии России.
 Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера
  Дальнейшее развитие на качественно новой основе Теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера47.
  На основании анализа обширного статистического материала М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны (рис. 34.8).
 
 Рис. 34.8. Детерминанты конкурентного преимущества страны ("национальный ромб")
 
  "Национальный ромб" выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.
  Каковы же эти детерминанты?
  Параметры факторов представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.
  Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны, Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) выделяет и такие, как ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).
  Важное значение в теории М. Портера уделяется делению факторов на общие (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.
  Стратегия фирм, их структура и соперничество. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.
  Параметры спроса - это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.
  Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.
  В общей картине конкурентных преимуществ М. Портер отводит роль также случаю и правительству.
  Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, "нефтяной шок"), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.
  Роль правительства в формировании национального конкурентного преимущества состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты "национального ромба", причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой. Само правительство в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей. Осуществляя антимонопольное регулирование, правительство оказывает воздействие на поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики. Наконец, правительство во многих странах содействует развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.
  Особое внимание М. Портер обращает на то, что во многих гранах компании, успешно выступающие на мировых рынках, охватывают своей деятельностью и определяют уровень развития целого спектра отраслей, так называемый кластер. Отражая динамику конкурентных преимуществ страны, кластеры формируются, расширяются, но они могут и свертываться, и распадаться.
  Таким образом, теория М. Портера наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны.
 5. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития
 Место внешней торговли в экономике России
  Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
  Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.
 Структура внешней торговли России
  Структура российской внешней торговли и ранее была не характерной для развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.
  Существенные изменения произошли в товарной структуре российского импорта. В нем сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительских товаров возросла, составляя около 40% всего объема импорта (табл. 34.2).
  Таблица 34.2.
 Структура внешней торговли России в 1998 г. (% к итогу)
 Товарные группы Экспорт Импорт Продовольствие и сырье для их производства (включая напитки и табак) 3,0 26,2 Топливно-энергетические товары 41,4 6,0 Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные товары 5,1 3,2 Химические товары 8,4 15,2 Машины и оборудование (включая оружие и военную технику) 11,0 35,1 Черные и цветные металлы 22,1 6,2 Прочие товары (золото и другие драгоценные металлы, драгоценные камни и т.д.) 9,0 8,1 Источник: Экономика и жизнь. 1999. № 8. С. 28.
 Конкурентные преимущества и слабые стороны России
  Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в Ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.
  Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.
 Перспективы развития внешней торговли России
  С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.
  Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.
  Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
  По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров - машин и оборудования.
 Выводы
  1. В послевоенный период характерными чертами международной торговли являются беспрецедентно высокие темпы ее роста, концентрация товарного обмена в зоне развитых стран, увеличение в мировом товарообороте доли промышленных, в первую очередь, наукоемких товаров.
  2. Теории международной торговли прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли.
  3. Классические теории международной торговли заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Создателями этих теорий были разработаны фундаментальные понятия мировой экономики, обоснованы методологические приемы ее углубленного изучения. Выводы, содержащиеся в классических теориях, стали своего рода отправными аксиомами для всего дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.
  4. Стандартная модель международной торговли, опираясь на достижения неоклассической теории, позволила дать математическую и графическую интерпретацию мирового товарного обмена и его воздействия на экономику отдельных стран. Тем самым была создана теория, более глубоко и детально отразившая реалии развития мирохозяйственных связей.
  5. В альтернативных теориях международной торговли раскрываются ее отдельные аспекты, не объясненные классическими теориями. Некоторые из представителей этого направления, критически переосмыслив достижения своих предшественников, предложили собственную оригинальную трактовку участия национальных экономик в международном товарообмене. Особо следует отметить значительный вклад в развитие теории международной торговли М. Портера - автора теории международной конкуренции. Большое внимание в ней уделяется формированию национальной макросреды в процессе взаимодействия основных детерминантов, определяющих конкурентные преимущества ведущих отраслей и фирм на мировом рынке. Она имеет практическое значение и для разработки внешнеэкономической стратегии России.
  6. Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.
 Термины и понятия
  Мировая торговля
  Структура мировой торговли
  Мировые цены
  Условия торговли
  Теория абсолютных преимуществ
  Теория сравнительных преимуществ
  Теория факторов производства Хекшера-Олина
  Теория выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера- Олина-Самуэльсона)
  Парадокс Леонтьева
  Стандартная модель международной торговли
  Теория специфических факторов производства
  Теорема Самуэльсона-Джонса
  Теория международной торговли на основе эффекта масштаба
  Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
  Теорема Рыбчинского
  "Национальный ромб" в теории международной конкуренции М. Портера
  Вопросы для самопроверки
  Допустим, страны А и В имеют по 100 работников, занятых в двух производствах: видеомагнитофонов и фотоаппаратов. В каждом из производств занято по 500 работников. Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве фотоаппаратов; один работник может произвести в месяц 10 видеомагнитофонов или 20 фотоаппаратов. Страна Б имеет абсолютное преимущество в производстве видеомагнитофонов; один работник может произвести 16 видеомагнитофонов или 8 фотоаппаратов.
  Начав специализацию и сосредоточив 1000 работников в более эффективных отраслях, страны стали торговать друг с другом. Пользуясь соотношением мировых цен: один видеомагнитофон - один фотоаппарат, покажите, что обе страны могут иметь больше видеомагнитофонов и больше фотоаппаратов, чем у них было до начала специализации и торговли друг с другом.
  2. Предположим, что каждая из двух стран (А и Б) имеет по 2 млн. работников, которые поделены поровну между сталелитейной и обувной промышленностью. При этом для страны А в сравнении со страной Б характерны большая производительность в выпуске стали и идентичная производительность в выпуске обуви: соответственно на 1 работника приходится 1 т стали и 10 пар обуви. В стране Б на 1 работника приходится 0,5 т стали и 10 пар обуви. Покажите, что страна А обладает сравнительным преимуществом в производстве стали, а страна Б - в производстве обуви.
  Осуществив специализацию и сосредоточив по 2 млн. работников в отраслях, имеющих сравнительное преимущество, страны начали торговать друг с другом. Пользуясь соотношением мировых цен: 10 пар обуви - 0,6 т стали, покажите, что торговля между странами А и Б взаимовыгодна, т.е. в обеих странах возрастет потребление стали и в прежних масштабах будет удовлетворен спрос на обувь.
  3. Объясните, почему согласно теории соотношения факторов Хекшера - Олина страна получает наибольшие преимущества от участия в международной торговле, если она специализируется на экспорте товаров, в создании которых используются имеющиеся в данной стране в изобилии факторы, а импортирует товары, при создании которых используются дефицитные факторы?
  4; Почему стандартная модель международной торговли предполагает возрастающие издержки замещения? Поясните это на конкретных примерах.
  5. Из каких элементов складывается выигрыш страны от участия в международном обмене в соответствии со стандартной моделью международной торговли? Дайте их определение.
  6. На основании какой из теорий: Хекшера-Олина, специфических факторов производства или теоремы Рыбчинского сделаны следующие выводы:
  а) рост цен на продовольственные товары приведет к росту доходов владельцев земли, т.е. фактора, который интенсивно используется для производства продовольствия, и сокращению доходов владельцев других факторов;
  б) относительно трудоизбыточная страна будет импортировать относительно более капиталоемкие товары;
  в) рост объема применяемого капитала, являющегося избыточным фактором в данной стране, приводит к непропорционально большому увеличению производства в экспортоориентированных отраслях и сокращению производства в импортозамещающих отраслях.
  7. В чем, согласно теории "конкурентных преимуществ" М. Портера, состоит различие между общими и узкоспециализированными факторами? Почему последние наиболее надежно обеспечивают конкурентные преимущества в мировой торговле тех или иных отраслей? Приведите конкретные примеры.
  8. Что препятствует использованию конкурентных преимуществ России для более эффективного ее участия в мировой торговле?
 Глава 35. Международное движение капитала
  Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.
  Любая страна мира вывозит капитал, например, путем открытия в зарубежных банках корреспондентских счетов своих банков. И каждая страна ввозит капитал из-за рубежа. Поэтому можно говорить о международном движении капитала применительно к любой стране, подразумевая двустороннее движение (но отнюдь не то, что каждая страна ввозит капитала ровно столько, сколько вывозит).
 1. Понятие и формы международного движения капитала. Масштабы, динамика и география этого процесса
 Сущность и формы движения капитала
  Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).
  Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.
  1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. По приблизительной оценке, в 1998 г. вывоз капитала из России составил около 30 млрд. долл., в том числе в форме государственного капитала лишь 0,2 млрд. долл., а остальное - в форме частного капитала.
  2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.
  3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (рис. 35.1). В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала.
 
 Рис. 35.1. Деление ввоза и вывоза капитала на краткосрочный и долгосрочный
 
  Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Прямые и портфельные инвестиции будут рассмотрены ниже.
  4. В ссудной и предпринимательской форме (рис. 35.2). Так, в 1998 г. Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме.
  Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) - преимущественно в виде прибыли.
 
 Рис. 35.2. Деление ввоза и вывоза капитала на ссудный и предпринимательский
 Прямые и портфельные инвестиции
  Предпринимательский капитал включает прямые и портфельные инвестиции. Характерная черта прямых инвестиций, по определению МВФ, состоит в том, что инвестор участвует в управленческом контроле над объектом (предприятием), в который инвестирован его капитал. Обычно для этого достаточно владеть 10% акционерного капитала. Портфельные инвестиции такого участия в контроле не дают. Они, как правило, представлены пакетами акций (или отдельными акциями), на которые приходится менее 10% собственного капитала фирмы, а также облигациями и другими ценными бумагами. В разных странах формальную границу между прямыми и портфельными инвестициями устанавливают по-разному, но обычно это 10%.
  Нужно вообще иметь в виду, что граница между прямыми и портфельными инвестициями во многом условна. Часто возможность управленческого контроля может дать весьма небольшой пакет акций (паев) фирмы, особенно если собственный капитал фирмы распределен между многими владельцами или если в руках владельца небольшой части капитала важная для фирмы технология и т.д. Нечеткость границы наблюдается в некоторых случаях и между предпринимательским и ссудным капиталом. Так, к прямым инвестициям относят займы родительских фирм своим зарубежным филиалам.
  Через вывоз прямых инвестиций инвесторы учреждают за рубежом новую фирму (самостоятельно или с местным партнером); покупают существенную долю в уже действующей за рубежом фирме; полностью покупают (поглощают) эту фирму. За рубежом такие фирмы обычно называют зарубежными филиалами (англ. foreign affiliates) родительских компаний (в России под филиалом часто имеют в виду то, что на Западе именуют отделением).
  В свою очередь, эти филиалы подразделяются на отделения, дочерние и ассоциированные компании. Отделение (англ. division, branch), которое обычно полностью или на паях принадлежит иностранному инвестору и является его представительством или офисом, хозяйственным товариществом, землей и другой недвижимостью, оборудованием и транспортными средствами. Обычно это закупочно-сбытовые фирмы со складами и сервисным оборудованием, строительные, транспортные и добывающие предприятия. Дочерняя компания (англ. subsidiary) регистрируется за рубежом как самостоятельная компания (т.е. является юридическим лицом) с собственным балансом, но контроль над ней осуществляет родительская фирма, в силу того, что она обладает основной частью акций (паев) дочерней компании или же всем ее капиталом. Ассоциированная компания (англ. associated company, associate) отличается от дочерней тем, что находится не под контролем, а под влиянием родительской фирмы за счет того, что той принадлежит существенная (но не основная) часть акций (паев).
  В России отделениям, дочерним и ассоциированным компаниям соответствуют филиал, дочернее и зависимое общества.
  К разновидности ассоциированной компании можно отнести и большинство совместных компаний, совместных предприятий (англ. joint ventures), создаваемых на паях двумя или несколькими национальными фирмами (хотя среди них могут быть и иностранные). Узкий ассортимент продукции, короткий срок существования, совсем не обязательное иностранное участие - в этом отличие западного толкования термина "совместное предприятие" от российского.
  К зарубежным филиалам иногда относят такие предприятия, в которых родительской компании не принадлежит ни одна акций (пай). Управленческий контроль над подобным подразделением родительская компания осуществляет через заключение соглашения, например через контракты на управление этим предприятием (особенно это относится к гостиницам), на совместное производство в рамках принадлежащего местному партнеру предприятия (через поставки сырья, технологии и т.д.) и др. В данном случае определяющим является не владение собственностью (ее частью) этих филиалов, а существование контрактных отношений на базе кооперации. Для таких отношений употребляют термин "кооперационные соглашения" (англ. cooperative agreements). Если имеют в виду и кооперационные соглашения, и совместные предприятия, то используют термин "стратегические союзы" (англ. strategic alliances).
 Масштабы, динамика и география международного движения капитала
  Величина функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна. Только объем накопленных в мире прямых инвестиций к 1997 г. составил около 3,5 трлн. долл. По оценке ООН, на предприятиях с иностранным капиталом в 1997 г. производилось товаров и услуг на 9,5 трлн. долл. Более трети мирового экспорта товаров и услуг (в 1997 г. он составил 6,4 трлн. долл.) приходится на внутрифирменную торговлю (т.е. торговлю между зарубежными филиалами и их родительскими компаниями). Следовательно, объем подобного зарубежного производства в полтора раза превышает объем внутрифирменного экспорта.
  В мире в 1997 г. насчитывалось почти 450 тыс. зарубежных филиалов, которыми владеют 54 тыс. родительских компаний (ТНК). Их число постоянно растет, преимущественно за счет выхода на мировой рынок компаний среднего и даже небольшого размера. Но основу ТНК по-прежнему составляют крупные корпорации с десятками (иногда сотнями) зарубежных филиалов. Так, на 100 крупнейших транснациональных корпораций приходится шестая часть накопленных в мире иностранных прямых инвестиций. Эти корпорации почти все из развитых стран, именно в этих странах расположены штаб-квартиры их родительских компаний. Однако число ТНК из 1 стран развивающихся и с переходной экономикой быстро растет, преимущественно за счет фирм из новых индустриальных стран (Мексики, Бразилии, Малайзии и др.), а также Китая и России.
  В результате картина современной международной экономической жизни создается прежде всего теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют там. Менеджеры развитых и многих развивающихся стран считают, что их рынок - весь мир (прежде всего страны их региона), а для работы на этом рынке уже нельзя ограничиться одной только торговлей, нужно все активнее инвестировать за рубежом, создавая там свои отделения, дочерние и ассоциированные фирмы. С их точки зрения, это надежный способ проникновения и расширения присутствия их фирм на внешнем рынке.
  Для компаний многих стран производство товаров и услуг за рубежом уже стало важнейшим способом работы на внешнем рынке. ТНК США и Японии реализовали таким способом соответственно 1/2 и 1/4 всей продаваемой ими за рубежом продукции.
  В табл. 35.1 приведены данные, характеризующие масштабы международного движения капитала.
  Таблица 35.1
  Масштабы и география международного движения капитала (по данным платежных балансов), млрд. долл.

<< Пред.           стр. 22 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу