<< Пред.           стр. 8 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?
  Пример 9.1. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена. тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 9,1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа.
  Таблица 9.1.
 Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
 Количество проданных батонов, шт. Цена, руб. Выручка, руб. Коэффициент эластичности 500 3,5 1750 4,3 2,2 1,3 0.8 1000 3,0 3000 1500 2,5 3750 2000 2,0 4000 2500 1,5 3750
  Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал - от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0.33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов.
  Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).
  В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса ?Q будет выглядеть:
  , (9.3)
  где Q0 и Q1 - величина спроса до и после изменения цены, шт.
  Аналогично для определения процентного изменения цены ?Р в выбранном интервале получаем:
  , (9.4)
  где Р0 и Р1 - соответственно начальная и новая цена, руб.
  Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:
  , (9.5)
  Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 9.1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале - неэластичен.
  На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса - к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.
 Какие факторы влияют на эластичность спроса?
  Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
  Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.
  Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным (см. гл. 11).
  Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
  Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.
  Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен: спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.
 Что такое перекрестная эластичность спроса?
  Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:
  , (9.6)
 где "с" в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).
  Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.
  Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.
  Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
 Эластичность спроса по доходу
  Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).
  Основная масса потребительских товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относится вся продукция "second hand", некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.п.).
 Эластичность предложения
  Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:
  , (9.7)
  где Q0 и Q1 - предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения; "s" в индексе означает эластичность предложения.
  Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
  Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
  Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.
  Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
  Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
 Применение теории эластичности
  Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?
  Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг28:
  Хлеб 0,15
  Говядина 0,64
  Баранина 2,65
  Яйца 0,32
  Электричество в домах 0,13
  Табачные изделия 0,46
  Газеты и журналы 0,42
  Одежда и обувь 0,20
 
  Приведенные данные характерны для экономики США. Для России показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.
  Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.
  Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики "Ява" или "Дукат" будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.
  Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).
  Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 9.3. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 9.3, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится.
 
 Рис. 9.3. Эластичность спроса (а) и изменение валовой выручки (б):
 Р - плата за аренду квартиры; О - количество квартир; R - доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду
 
  Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налогов вое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
  Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной). На рис. 9.4 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.
 
 
 Рис. 9.4. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D - спрос, S0, S1 - предложение до и после введения налога
 
  График спроса D на рис. 9.4,а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 9.4,б - относительно неэластичен. График предложения S0 -- предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 - равновесные цена и объем производства до введения налога.
  Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Р1 и Q1.
  Таким образом, цена товара будет повышена производителем Но насколько? Производитель в условиях рыночной экономики не может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать - это поднять цену до равновесного уровня.
  В случае, если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 9.4,а выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии - потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.
  В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).
  Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 9.4. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.
  Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рис. 9.5 иллюстрирует ситуацию до и после введения налога.
 
 
 Рис. 9.5. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D - спрос; S0, S1 - предложение до и после введения налога
 
  При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества - выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина
 2. Потребительское поведение
  Предположим, что какая-то фирма разработала новый, усовершенствованный вид товара, качество которого превышает уже производимые ею изделия. Перед фирмой стоит вопрос: по какой цене продавать этот товар? Насколько выше может быть установлена цена на этот товар по сравнению с ценами на похожие товары? Какая цена окажется приемлемой для потребителей? Какое количество нового товара они приобретут?
  Для ответа на поставленные вопросы фирма должна провести анализ спроса на продукцию, изменения цен и доходов покупателей, определить, от каких факторов зависит потребительский выбор.
  Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность - понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в больших количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.
 Закон убывающей предельной полезности
  Напомним, что предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. В сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй - меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления.
  Как может быть использован закон убывающей предельной полезности при объяснении потребительского выбора? Предположим, что мы пришли в магазин за покупками, имея 350 руб. Предположим также, что имеется всего два товара: А и Б, цены которых соответственно 50 и 100 руб. Сколько единиц товара Аи Б мы купим? Иными словами, как мы распределим наш бюджет на покупку этих товаров, исходя из их полезности?
  Оценим предельную полезность товаров А и Б в баллах, исходя из наших субъективных представлений (табл. 9.2). Согласно нашей оценке наибольшее удовлетворение нам принесет покупка товара Б. Однако мы учитываем не только предельную полезность, но и цену товара. А цена товара Б в два раза превышает цену товара А. Мы принимаем решение о покупке, исходя из полезности на единицу затраченных средств, т.е. на 1 руб. Так как предельные полезности на 1 руб. будут иными, максимально удовлетворит наши потребности покупка трех единиц товара А и двух единиц товара Б.
  Таблица 9.2.
 Выбор сочетания товаров А и Б, максимизирующего полезность
 Количество, ед. Товар А, руб. Товар Б, руб. предельная полезность предельная полезность на 1 руб. предельная полезность предельная полезность на 1 руб. 1 5 0,1 9 0,09 2 4 0, 08 6 0,06 3 3 0,06 5 0,05 4 2 0,04 3 0,03 5 1 0,02 1 0,01
  Любая другая комбинация количеств товаров А и Б при существующих ценах и определенном размере имеющихся в наличии средств (350 руб.) даст меньшую суммарную полезность для покупателя.
  Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Обозначив предельную полезность через MU (англ. marginal utility), получим равенство:
  , (9.8)
  В нашем примере .
  Что произойдет, если цена товара Б снизится вдвое? Тогда на те же 350 руб. мы купим три единицы товара А и четыре единицы товара Б. Таким образом, при снижении цены количество купленных товаров будет возрастать.
 Эффект дохода и эффект замещения
  Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только базируясь на теории предельной полезности.
  Так называемый эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает влияние, пусть незначительное, на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче.
  Согласно эффекту замещения потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый их рост) заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой.
  Для нормальных товаров, о которых говорилось выше, действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение его при повышении последних.
  Для низших товаров ситуация зависит от степени воздействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный. Например, с ростом цен на сливочное масло мы стали больше покупать относительно дешевого маргарина.
  Если влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замещения, то наблюдается обратная картина: при увеличении цены растет потребление низшего товара. Например, в течение 1992 г. средняя семья в России увеличила потребление сахара, несмотря на повышение цены на него в 4000 раз, в то время как цены на шоколадные конфеты выросли примерно в 3000 раз.
  Здесь сработал эффект дохода: общее снижение жизненного уровня населения привело к росту потребления товаров низшей категории (в данном случае сахара).
 Кривые безразличия
  Более сложным принципом построения кривых спроса на ту или иную продукцию является использование кривых безразличия и бюджетных линий.
  Что такое кривые безразличия и как их строить? Вспомним, как в застойные годы приобретались продовольственные заказы к празднику. Обычно нам предлагали на выбор несколько вариантов этих заказов. Причем составлялись они таким образом, чтобы были равноценными, несмотря на различный состав включенных продуктов.
  Для упрощения анализа представим, что в каждый набор входит только два продукта: масло и сыр, и составим таблицу равноценных для нас количеств обоих продуктов:
 
 Масло, кг 4,0 2,5 1,5 1,0 0,5 Сыр, кг 0,5 1,0 1,5 2,5 4,0
  На основании этой таблицы предпочтений (набор по вертикали нам безразличен) построим график, или так называемую кривую безразличия. Все соотношения количеств масла и сыра, лежащие на этой кривой, для нас равноценны (рис. 9.6).
 
 Рис. 9.6. Кривая безразличия (а) и карта безразличия (б)
 
  Взяв другие возможные варианты сочетания продуктов, мы можем составить карту безразличия, которая представляет собой семейство кривых безразличия при различных количествах предлагаемых товаров. На рис, 9.6,б изображены четыре кривых безразличия, но в принципе кривая может быть проведена через любую точку.
  Обратим внимание на то, что покупатель, увеличивая потребление сыра, готов отказаться от все меньшего и меньшего количества масла: при переходе от точки А к точке Б - от 1,5 кг масла ради дополнительных 0,5 кг сыра, от точки Б к точке В - лишь от 1 кг масла и т.д. Количество товара X, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления У на единицу товара, называется предельной нормой замещения товара У товаром X:
  , (9.9)
  где MRS - предельная норма замещения (от англ. marginal rate of substitution). В рассматриваемом примере предельная норма замещения будет составлять при переходе от точки А к точке Б и далее -2, , .
  Исходя из норм замещения можно определить, является ли один товар относительно другого более или менее значительным для потребителя и насколько он готов отказаться от одного товара ради увеличения потребления другого. На рис. 9.7 показаны предпочтения потребителей А и Б в отношении масла и сыра: А отдает предпочтение маслу, в то время как Б - сыру.
 
 Рис. 9.7. Предпочтения потребителей А (а) и Б (б)
 
  Теория потребительского выбора широко используется фирмами при разработке новых видов продукции, совершенствовании уже производимых. Для принятия решения об улучшении испускаемых изделии надо учитывать не только необходимые для этого дополнительные затраты, но и потребительские предпочтения. Какое из свойств товара является более значимым для потенциальных покупателей? На что следует обратить особое внимание?
  Например, для фирмы, выпускающей обувь, надо знать, что является для потребителей более важным в новых моделях: долговечность, удобство, фасон, цвет кожи? Как правило, фирма проводит опрос среди возможных покупателей. Кривые безразличия по всем четырем указанным параметрам обуви, рассчитанные для каждого опрашиваемого, позволят выявить предпочтения большинства из них и определить, во что следует вкладывать средства в первую очередь. Может быть, инвестиции в разработку более удобных моделей потребуются меньшие, чем в дизайн. Однако если потребители отдают явное предпочтение дизайну, средства следует вкладывать в первую очередь именно в него.
 Бюджетные линии
  Склонность потребителя к покупке того или иного товара еще не означает, что он этот товар купит. Если он явно предпочитает масло сыру, но цена на масло очень высока, потребитель купит сыр. Ограничивают потребление два фактора: цена товара и доход потребителя.
  Предположим, что в нашем распоряжении имеется 160 руб., которые мы потратим на покупку масла и сыра. Допустим, что цена масла составляет 20 руб., а сыра - 40 руб. за 1 кг. Тогда мы можем графически изобразить бюджетную линию, т.е. все возможные варианты сочетания покупок масла и сыра, сумма затрат на которые составит 160 руб.
 
 Рис. 9.8. Графическое изображение бюджетной линии
 
  Любая точка, лежащая на прямой количеств закупок (рис. 9.8), удовлетворяет равенству:
  (9.10)
 где РM, РC, QM, QC - соответственно цены и количества масла и сыра; I- доход потребителя (англ. income).
  Мы можем купить 6 кг масла и 1 кг сыра (6•20 + 1•40), а также 2 кг масла и 3 кг сыра (2•20 + 3•40) и т.д. При любом возможном сочетании на прямой количеств закупок этих двух продуктов мы потратили весь свой доход в 160 руб. Иными словами, мы можем выбрать любое сочетание количеств масла и сыра, однако какое же конкретно мы выберем?
  Чтобы ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете, мы должны знать, какой из наборов продуктов предпочтем. Наши предпочтения выражаются через кривые безразличия. Вопрос в том, какую точку на кривой безразличия мы выберем. Эта точка должна быть точкой пересечения кривой безразличия и бюджетной линии. Очевидно, это будет точка Х на рис. 9.9. Мы не выберем ни точку Y, ни точку Z, ибо они лежат на кривой безразличия А, находящейся ниже кривой безразличия В, а потому приносят меньше удовлетворения; с кривой безразличия С бюджетная линия не имеет общих точек. Поэтому можно сделать вывод, что в своем выборе мы остановимся на точке, где бюджетная линия является касательной к кривой безразличия, т.е. мы купим 4 кг масла и 2 кг сыра.
 
 Рис. 9.9. График потребительского выбора
 
  Построим кривую спроса на масло для отдельного потребителя. Что произойдет, если цена масла изменится с 20 до 25, 30, 35, 40 и 45 руб. за 1 кг? Бюджетная линия будет иметь другой вид, и потребитель будет приобретать уже иное количество масла и сыра при том же доходе в 160 руб. (рис. 9.10). Исходя из данных о спросе на масло при различных его ценах, получим график спроса на масло со стороны выбранного нами потребителя.
  Зная данные о спросе на масло со сторон, отдельных покупателей, мы можем получить рыночную кривую спроса на масло, суммировав количество масла, которое будет приобретено отдельными лицами при всех возможных уровнях цен.
 
 Рис. 9.10. Построение кривой спроса на основе бюджетных линий b кривых безразличия. Точки А. 6, В, Г, Д и Е отражают выбор потребителя при различных ценах на масло (от 20 до 45 руб. за 1 кг)
 Кривые Энгеля
  Кривые Энгеля, названные так в честь Эрнста Энгеля (1821-1896), показывают количество того или иного товара, которое потребитель готов купить при различных уровнях дохода (другие факторы, влияющие на спрос, принимаются как неизменные). Иными словами, данные кривые связывают количество приобретаемого товара с доходом покупателей.
  Для нормальных товаров характерен положительный наклон кривой Энгеля. Действительно, с ростом доходов население приобретает больше подобных товаров. Для товаров низшего качества наклон кривой Энгеля является отрицательным: с повышением доводов покупатели приобретают все меньшее количество низкокачественных продуктов. Если потребление товара не зависит от уровня дохода, то кривая Энгеля является вертикальной (рис. 9.11).
 
 Рис. 9.11. График зависимости количества приобретаемой продукции (Q) от денежного дохода (I)
 
  Как видно, при росте дохода с 1 тыс. до 2 тыс. руб. в месяц объем покупок возрастает с 1 до 2 шт., с 2 тыс. до 3 тыс. руб. - с 2 до 4 шт. При дальнейшем увеличении доходов темп роста покупок товара замедляется: с 3 тыс. до 4 тыс. руб. - с 4 до 6 шт., с 4 тыс. до 5 тыс. руб. - с б до 7 шт., а затем и совсем прекращается (при доходе свыше 7 тыс. руб. в месяц покупается 8 шт. данного товара).
  Кривые Энгеля несут важную информацию о том, как реагирует спрос на изменение в денежных доходах покупателей. Закономерности в соотношении между доходами и объемами покупок, определенные Энгелем, имеют важное значение для фирм-производителей при оценке ими возможных объемов продаж и рыночной конъюнктурой данного товара. В частности, Энгелем были выведены следующие закономерности:
  • спрос на разные товары по-разному реагирует на изменения в доходах покупателей, товары, воспринимаемые как предметы роскоши, являются более восприимчивыми к подобным изменениям;
  • потребление продуктов питания и других товаров первой необходимости слабо зависит от доходов населения, с ростом доходов уменьшается доля потребительского бюджета, расходуемая на закупку данных видов товаров;
  • с ростом доходов наблюдается более быстрое увеличение расходов потребителей на услуги (образовательные, медицинские, туризм и т.п.) и др.
 Выводы
  1. Изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
  2. Успех фирмы на рынке во многом определяется тем, насколько точно и своевременно учитываются интересы потребителей, их предпочтения, мотивы, заставляющие совершать покупки. Анализ потребительского поведения на основе кривых безразличия, бюджетных линий и кривых Энгеля позволяет правильно выбрать направления улучшения характеристик уже выпускаемых изделий, а также лучше ориентироваться при разработке новых товаров.
 Термины и понятия
  Эластичность
  Ценовая эластичность спроса
  Коэффициент ценовой эластичности спроса
  Перекрестная эластичность спроса
  Эластичность спроса по доходу
  Предельная полезность
  Закон убывающей предельной полезности
  Кривая безразличия
  Карта безразличия
  Предельная норма замещения
  Бюджетная линия
  Кривая Энгеля
 Вопросы для самопроверки
  1. Что такое эластичность? Что отражает эластичность применительно к спросу и предложению?
  2. Фирма решила повысить цену на свою продукцию. Что произойдет с ее выручкой, если спрос эластичен (неэластичен)?
  3. Рассчитайте показатели ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы, исходя исследующих данных об объемах продаж при разных ценах:
 Объем продаж, тыс. шт.. 1 2 3 4 5 6 7 Цена, руб. 100 90 80 70 60 50 40
  Сколько продукции будет продавать фирма? Насколько целесообразно расширение объема продаж?
  4. Цена на холодильник "Минск" повысилась с 2 тыс. до 2,8 тыс. руб. В результате повышения цены продажа сократилась с 1,2 тыс. до 1,0 тыс. шт. ежедневно. Рассчитайте коэффициент ценовой эластичности спроса на холодильник "Минск".
  5. Ежемесячные доходы покупателей, пользующихся услугами супермаркета "Альфа", повысились с 1800 до 2400 руб. Вследствие этого количество продаваемых супермаркетом электрочайников возросло с 240 до 320 шт. в месяц. Рассчитайте коэффициент эластичности спроса на электрочайники, продаваемые супермаркетом "Альфа", по доходу покупателей.
  6. Фотоаппараты и фотопленка являются сопутствующими товарами. Коэффициент эластичности спроса на фотопленку по цене фотоаппарата равен -2. Как изменится (на сколько процентов) спрос на фотопленку, если цена фотоаппарата снизится на 15%?
  7. Какие товары называют нормальными и какие - товарами низшего качества?
  8. Как используются кривые безразличия и бюджетные линии для построения кривых спроса?
  9. Какую зависимость отражают кривые Энгеля?
 Глава 10. Издержки фирмы
  Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы29 с издержками, которые предстоит понести.
 1. Структура издержек фирмы
 Явные и альтернативные (вмененные) издержки
  Рассмотрим издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров и услуг. Прежде всего обратим внимание на явные и альтернативные (вмененные) издержки, так как и те и другие учитываются фирмой в ее деятельности. К явным относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Классическими факторами производства являются труд, земля (естественные ресурсы) и капитал. Современные экономисты склонны выделять в особый фактор предпринимательские способности. Так или иначе, все явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства. Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли - в виде аренды, капитала - в виде расходов на основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью - как прибыль.
  Однако сумма производственных издержек, если в них включать только явные издержки, может быть заниженной, а прибыль соответственно будет завышенной. Для более точной картины, с тем чтобы принятие фирмой решения о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, но и неявные (вмененные, альтернативные) затраты.
  Альтернативными называются издержки (альтернативная стоимость) использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Работник, занимающийся индивидуальной деятельностью, не нанимается на фабрику и не получает там заработную плату. Наконец, предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банк и получать ссудный (банковский) процент.
  Учет не только явных, но и альтернативных издержек позволяет более точно оценить прибыль фирмы. Экономическая прибыль определяется как разница между валовым доходом и всеми (явными и альтернативными) издержками.
 
  Пример 10.1. Вы решили самостоятельно отремонтировать свою квартиру. Вашими затратами будет стоимость обоев, краски, клея и т.п. Однако, ремонтируя квартиру несколько дней, вы отказываетесь от другой работы, где могли бы получать заработную плату (например, взяли на работе отпуск за свой счет). Структура ваших издержек будет выглядеть следующим образом, руб.:
  Явные издержки:
  Обои 4000
  Краска 2000
  ____клей _500
  Итого 6500
 
  Альтернативные издержки:
  заработная плата на предприятии 3000
  ______________________________________________
  Всего 9500
 
  Очевидно, что если ремонтная контора за ту же работу (без стоимости материалов) потребует менее 3 000 руб., то вы предпочтете обратиться туда, а если более этой суммы - вы будете ремонтировать квартиру сами.
 
  Проведя различие между явными и альтернативными издержками, можно определить, что понимается под прибылью в бухгалтерии. Бухгалтерская прибыль (финансовая прибыль) представляет собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками. На практике, как правило, руководитель сталкивается именно с этим видом прибыли.
 Прямые и косвенные издержки
  Деление издержек на явные и альтернативные является одной из возможных их классификаций. Существуют и другие виды классификации, такие как деление издержек на прямые и косвенные (накладные), постоянные и переменные.
  Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся:
  • стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;
  • заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров;
  • иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).
  Косвенные (накладные) издержки - это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:
  • расходы на содержание административного аппарата;
  • арендную плату;
  • амортизацию;
  • проценты за кредит и т.п.
  Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.
 Постоянные, переменные и валовые издержки
  Постоянные издержки FC (англ. fixed costs) - это издержки, которые не зависят от объема производства.
  Переменные издержки VC (англ. variable costs) - это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, затраты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Однако в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к постоянным (рис. 10.1).
 
 Рис. 10.1. Взаимосвязь между двумя видами классификации издержек
 
  Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные, издержки фирмы ТС (англ. total costs).
  Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.
 Средние издержки
  Под средними понимаются издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара. Выделяют:
  • средние постоянные издержки AFC (англ. average fixed costs), которые рассчитывают путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства;
  • средние переменные издержки AVC (англ. average variable costs), исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства;
  • средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия АТС (англ. average total costs), которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем выпуска.
  Пример 10.2. Рассчитаем средние издержки на базе данных, приведенных в табл.10.1.
  Таблица 10.1.
 Постоянные, переменные, валовые и средние издержки фирмы
 Выпуск продукции, шт. Издержки фирмы, тыс. руб. Средние издержки, руб. постоянные переменные валовые постоянные переменные валовые 0 100 0 100 100000 0 100000 100 100 120 220 1000 1200 2200 200 100 240 340 500 1200 1700 300 100 360 460 333 1200 1533 400 100 490 590 250 1225 1475 500 100 640 740 200 1280 1480 600 100 810 910 167 1350 1517
  Мы видим, что средние валовые издержки уменьшаются с ростом объема выпуска продукции. Это происходит потому, что по мере расширения производства постоянные издержки фирмы относятся на все большее и большее количество изделий, что приводит к их удешевлению.
  Средние переменные и средние валовые издержки при росте объема производства могут вести себя по-разному. В нашем примере средние переменные издержки одинаковы при объемах от 100 до 300 шт., при дальнейшем расширении производства (до 600 шт.) они растут. Средние валовые издержки снижаются при росте объема до 400 шт., а далее - возрастают.
 2. Предельные издержки фирмы
 Закон убывающей отдачи
  Факторы производства должны использоваться фирмой с соблюдением определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами. Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи (см. 2.3).
  В соответствии с этим законом непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приведет к прекращению роста отдачи, а затем и к ее снижению. Часто действие закона предполагает неизменность технологического уровня производства, и поэтому переход к более прогрессивной технологии может повысить отдачу независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.
  Рассмотрим подробнее, как изменяется отдача от переменного фактора (ресурса) в краткосрочном временном интервале, когда часть ресурсов или факторов производства остается постоянной. Ведь в течение короткого периода, как уже отмечалось, фирма не может изменять масштабы производства, строить новые цехи, закупать новое оборудование и т.д.
  Допустим, что фирма в своей деятельности использует только один переменный ресурс - труд, отдачей которого является производительность. Как будут изменяться издержки фирмы при постепенном увеличении числа нанимаемых рабочих? Сначала рассмотрим, как будет изменяться выпуск продукции при увеличении численности рабочих, По мере загрузки оборудования выпуск продукции быстро нарастает, затем прирост постепенно замедляется до тех пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если дальше продолжать нанимать рабочих, они уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В конце концов рабочих станет так много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.
 Предельный продукт
  Прирост продукции за счет увеличения на единицу количества переменного фактора называется предельным продуктом этого фактора. В рассматриваемом примере предельным продуктом труда МРL (англ. marginal product) будет прирост объема производства за счет привлечения одного дополнительного рабочего. На рис. 10.2 показано изменение объема выпуска продукции с ростом численности рабочих L (англ. labour). Как видно из графиков, прирост производства сначала идет быстро, затем постепенно замедляется, останавливается и, наконец, становится отрицательным.
  Однако фирма в своей деятельности сталкивается в первую очередь не с количеством используемых ресурсов, а с их денежной оценкой: ее интересует не количество нанятых рабочих, а затраты на заработную плату. Как изменятся издержки фирмы (в данном случае на оплату труда) на каждую дополнительную единицу выпускаемой продукции?
 
 Рис. 10.2. Закон убывающей отдачи. Динамика выпуска продукции с увеличением численности рабочих (а) и динамики предельного продукта (б):
 О - объем выпуска; L - численность рабочих; МР^ - предельный продукт труда
 
 Предельные издержки
  Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, т.е. отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции, называется предельными издержками фирмы МС (англ. marginal costs):
  , (10.1)
 где ?VC -- прирост переменных издержек; ?Q - вызванный ими прирост объема производства.
  Если при росте объема продаж на 100 ед. товара издержки фирмы возрастут на 800 руб., то предельные издержки составят 800 : 100 = 8 руб. Это означает, что дополнительная единица товара обходится фирме в дополнительные 8 руб.
  При росте объема производства и продаж издержки фирмы могут изменяться:
  а) равномерно. В этом случае предельные издержки являются величиной постоянной и равны переменным издержкам на единицу товара (рис. 10.3,а);
  б) с ускорением. В этом случае предельные издержки растут с увеличением объема производства. Эта ситуация объясняется либо действием закона убывающей отдачи, либо удорожанием сырья, материалов и других факторов, затраты на которые относятся к категории переменных (рис. 10.3,б);
  в) с замедлением. Если расходы фирмы на закупаемые сырье, материалы и т.п. снижаются при росте объема выпуска, предельные издержки сокращаются (рис. 10.3,в).
 
 Рис. 10.3. Зависимость изменения издержек фирмы от объема производства
 
  Рассмотрим более подробно влияние закона убывающей отдачи на предельные издержки фирмы. Предположим, что в качестве переменного выступает один фактор - труд. Определим, каким образом изменение отдачи от используемых работников повлияет на издержки фирмы при увеличении объема выпуска продукции.
  Предположим, что наем каждого рабочего обходится фирме в 1 тыс. руб. В нашем примере один рабочий вообще не в состоянии произвести продукцию, двое рабочих могут произвести 5 ед., трое рабочих - 15 ед. и т.д. (табл. 10.2).
  Таблица 10.2.
 Издержки и выпуск при одном виде переменных ресурсов.
 Численность рабочих, чел. Выпуск продукции, ед. Издержки, тыс. руб. на выплату заработной платы предельные 1 0 5 0 2 5 2 0,400 3 15 3 0,100 4 35 4 0,050 5 50 5 0,0667 6 60 6 0,100 7 65 7 0.200 8 65 8 9 55 9
  Фирма не будет нанимать восьмого и девятого рабочих, так как восьмой не сможет обеспечить прироста производства, а десятый будет просто мешать, и производство сократится. Поэтому фирма либо примет решение о расширении производственных площадей, которые позволят эффективно использовать дополнительных рабочих, либо ограничится наймом двух-семи рабочих при уже существующих мощностях. Однако ответить на вопрос, сколько конкретно рабочих будет нанято, нельзя, ибо нет информации о спросе на продукцию и доходах фирмы от реализации.
 
 
  Мы предположили, что переменным является только один вид ресурсов - рабочая сила. Однако на практике фирма сталкивается с несколькими переменными ресурсами. Для расширения производства ей необходимо больше сырья, материалов, энергий и т.п. Часть же ее издержек останется постоянной: арендная плата, страховые взносы, стоимость используемого оборудования. В краткосрочном периоде, когда можно разделить издержки на постоянные и переменные, закон убывающей отдачи будет действовать.
  В табл. 10.3 приведены данные об издержках фирмы: постоянных, переменных, предельных и средних.
  Таблица 10.3
 Динамика издержек фирмы в краткосрочном периоде
 Выпуск продукции, тыс.ед. постоянные, тыс. руб. переменные, тыс. руб. валовые, тыс. руб. (гр.2+гр.3) предельные, руб.30 постоянные, руб. (гр.2:гр.1) переменные, руб. (гр.3:гр.1) валовые, руб. (гр.4:гр.1) 1 2 3 4 5 6 7 8 1 1000 470 1470 470 1000 470 1470 2 1000 890 1890 420 500 445 945 3 1000 1265 2265 375 333,3 421,7 755 4 1000 1600 2600 335 250 400 650 5 1000 2230 2920 320 200 384 584 6 1000 1920 3230 310 166,7 371,7 538,4 7 1000 2535 3535 305 143,9 362,1 505 8 1000 2850 3850 315 125 356,3 481,3 9 1000 3180 4180 330 111,1 353,3 464.4 10 1000 3535 4535 355 100 353,5 453,5 11 1000 3900 4900 365 90,9 354,5 445,4 12 1000 4280 5280 380 83,3 356,6 439,9 13 1000 4680 5680 400 76.9 360 436.9 14 1000 5105 6105 425 71,4 364,6 436 15 1000 5560 6560 455 66,7 370,1 436,8 16 1000 6040 7040 480 62,5 377,5 440 17 1000 6550 7550 510 58,8 385,3 441,1 18 1000 7090 8090 540 55,6 393,9 449,5 19 1000 7665 8665 575 52,6 403.4 456 20 1000 8275 9275 610 50 413,8 463,8
  На основе расчетов, приведенных в табл. 10.3, можно построить график изменения средних (постоянных, переменных и валовых) издержек фирмы, а также предельных издержек в зависимости от изменения объема выпускаемой продукции (рис. 10.4). Взаимное расположение кривых на графике всегда подчинено определенным закономерностям. Когда кривая предельных издержек проходит ниже кривой средних переменных издержек, последняя всегда имеет характер понижающейся кривой, так как эти издержки сокращаются,
 
 Рис. 10.4. Семейство кривых издержек фирмы в краткосрочном периоде:
 С - издержки; Q - объем выпуска; AFC - средние постоянные издержки;
 AVC - средние переменные издержки; АТС - средние валовые издержки;
 МС - предельные издержки
 
  С момента пересечения кривой предельных издержек и кривой средних переменных издержек (точка А) средние переменные издержки начинают возрастать. Такая же закономерность существует для кривых предельных и средних валовых издержек: кривая предельных издержек пересекает кривую средних валовых издержек в точке с их минимальным значением (точка Б).
  Средние переменные издержки будут минимальными в точке А при производстве 9 тыс. ед. продукции (в табл. 10.3 минимальные средние переменные издержки составляют 353,3 руб.). Минимальные средние валовые издержки составляют 436 руб. при производстве 14 тыс. ед. продукции (точка Б).