<< Пред.           стр. 32 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
  Рис. 34.3. Производство, потребление и внешняя торговля в стандартной модели внешней торговли
 
  Кривая безразличия отражает предпочтения покупателей по товарам. Объем потребления в экономике будет задан точкой касания одной из кривых безразличия вектора цен (это точка D на рис. 34.3). Объем производства был задан ранее точкой Е. Тогда страна будет экспортировать излишнее для нее количество товара X (оно равно X1,- Х2) и импортировать недостающее ей количество товара Y(оно равно Y2-Y1,).
  В соответствии с теорией Хекшера-Олина, дополненной Самуэльсоном, в экспортное производство будет происходить перелив экономических ресурсов (факторов производства), что приведет к повышению цен на экспортируемые товары относительно остальных. Тогда вектор цен Рх/ру возрастет и коснется кривой производственных возможностей в точке Е1, т.е. сместится в пользу товара Х (до Х3). Точка касания кривой безразличия нового вектора цен (точка D1,) переместится вверх вправо, что означает увеличение объема потребления, правда, в изменившемся ассортименте за счет роста импорта (рис. 34.4).
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 34.4. Эффект роста относительной цены экспортируемого товара
 
  Рост Рх/Pу приводит к двум эффектам: эффекту дохода, означающему повышение благосостояния вследствие роста дохода от экспорта, и эффекту замещения, который означает рост потребления импортируемых товаров по сравнению с экспортируемыми.
 
  Понятие условий торговли
  Таким образом, для рассматриваемой страны рост цен на экспортируемые товары по отношению к импортируемым (Px/Ру) приведет к повышению ее благосостояния, а понижение цен, наоборот, - к уменьшению его. Если же цены на импортируемые товары (в нашем случае Ру) будут расти, то это будет означать снижение благосостояния страны.
  Подобная логика лежит в основе расчета условий торговли, т.е. показателя, равного частному от деления цены экспортируемого товара (товаров) на цену импортируемого товара (товаров).
 
  Выигрыш от внешней торговли
  Выигрыш от участия страны в международной торговле весьма неравномерно распределяется между различными слоями общества. Развитие торговых отношений приносит ощутимые выгоды потребителям импортных товаров, так как они получают возможность приобретать их по более низким ценам по сравнению с ценами на аналогичные товары отечественного производства в отсутствии внешней торговли. Кроме того, как видно из графика на рис. 34.4, возрастает и объем потребления импортных товаров по сравнению с экспортируемыми.
  Дополнительные доходы получают производители экспортных товаров в связи с ростом их цен и увеличением объема производства.
  С развитием внешней торговли проигрывают производители товаров, конкурирующих с импортными. Рост импорта относительно более дешевых товаров вынуждает их отказаться от производства части продукции, создаваемой с высокими предельными издержками. В то же время сократившуюся по объему продукцию они вынуждены реализовать по относительно более низким ценам.
  Неодинаковое воздействие внешней торговли на благосостояние различных слоев населения находит отражение в проводимой государством торговой политике. Его стремление к проведению политики либерализации внешней торговли, как правило, сочетается с элементами протекционизма.
  4. Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
  Можно выделить два направления в развитии альтернативных теорий международной торговли. Первое - это теории, авторы которых стремятся углубить концепции классической школы. Причем они концентрируют свое внимание на тех аспектах, которые не получили должного освещения в трудах их предшественников. Второе - теории, авторы которых исходят из необходимости критического переосмысления сложившегося традиционного подхода к анализу международной торговли и стремятся создать собственные оригинальные концепции.
 
  Теория специфических факторов производства
  Теория специфических факторов производства была разработана американскими экономистами Полом Самуэльсоном и Рональдом Джонсом в 70-х гг. на основе фундаментальных положений теории Хекшера-Олина. Однако в отличие от своих предшественников авторы этой теории исходят из того, что в производстве товаров участвуют не два, а три фактора: труд (L.), капитал (К) и земля (Т). Причем только труд является мобильным фактором, т.е. используется во всех секторах экономики и свободно перемещается между ними. В то же время два других фактора являются специфическими, т.е. могут быть использованы только в одной отрасли. Такой подход в большей мере соответствует действительности, чем теория Хекшера-Олина.
  Рассмотрим на конкретном примере, как формируется граница производственных возможностей в стране в соответствии с теорией специфических факторов (рис. 34.5).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 34.5. Граница производственных возможностей страны в теории специфических факторов
 
  Предположим, что в стране производится два товара: Х и Y. При создании обоих товаров используется труд. Кроме того, при создании товара Х используется капитал, а при создании товара Y - земля. Следовательно, существует функциональная зависимость объемов производства товара Х (Qx) и товара Y(Qy) от затраченного труда. Эта зависимость выражается следующими формулами: Q x = Q x (k, L x) a , Q y = Q y (Т, L y). При этом L x + L y =L.
  График на рис. 34.5 состоит из четырех квадрантов. В нижнем правом углу (квадрант IV) изображена граница производственных возможностей страны при условии использования всех трудовых ресурсов для создания товара X. При этом рост трудовых затрат в этой отрасли отражается сдвигом вниз по вертикальной оси координат, а рост его выпуска - сдвигом по горизонтальной оси вправо. В верхнем левом углу (квадрант I) изображена граница производственных возможностей страны при использовании всех ресурсов для создания товара Y. Причем рост трудовых затрат в этой отрасли отражается сдвигом влево по горизонтальной оси координат, а рост выпуска товара Y- сдвигом по вертикальной оси вверх от начала координат.
  Совмещение рассмотренных двух графиков достигается следующим образом. В нижнем левом углу (квадрант III ) на кривой LL показаны различные варианты распределения трудовых ресурсов между производством товаров Х и У (на графике это изображено пунктирными линиями). В верхнем правом углу (квадрант II) показано, как изменяется соотношение выпуска товара Х и товара Y (в точках Е1, E2 и E3) на кривой производственных возможностей в соответствии с различными вариантами распределения трудовых ресурсов между отраслями их производства (соответственно точки L1, L2 и L3).
  Теперь рассмотрим, как развивается внешняя торговля между странами в соответствии с теорией специфических факторов.
  Эта теория исходит из тех же допущений, что и теория Хекшера-Олина: наличия равного спроса в обеих странах и различного предложения каждого из товаров, обусловленного неодинаковой наделенностью стран факторами производства. Исходя из этих допущений предположим, что в стране А относительно больше предложение товара X, в создании которого используется относительно избыточный в этой стране специфический фактор - капитал, а в стране B относительно больше предложение товара Y, в создании которого используется изобильный в данной стране специфический фактор - земля.
  В отсутствии внешней торговли относительная цена товара X (PX/Py) в стране А будет меньше, чем в стране В, а в последней соответственно относительная цена товара Y (Py/Px) будет меньше, чем в первой. Это различие в относительных ценах на товары и является главным стимулом развития внешней торговли.
  Однако с развитием внешней торговли относительные цены выравниваются. В то же время происходит рост производства в экспортоориентированных отраслях, усиливается перелив в эти отрасли мобильного фактора - труда, расширяется использование специфических для этих отраслей факторов. Как видно из графика, представленного на рис. 34.5, перемещение мобильного фактора - труда в экспортоориентированную для данной страны отрасль приводит к оттоку трудовых ресурсов и сокращению выпуска продукции в отраслях, конкурирующих с импортом.
  Согласно теореме Хекшера-Олина-Самуэльсона происходящее вследствие развития внешней торговли выравнивание относительного уровня цен на экспортируемые обеими странами товары приводит и к выравниванию цен на факторы производства. Повышается цена факторов, используемых в производстве экспортных товаров и снижается цена дефицитных факторов, преимущественно используемых в отраслях, конкурирующих с импортом.
  Применительно к теории специфических факторов суть этого процесса раскрывается в теореме Самуэльсона-Джонса: развитие внешней торговли приводит к росту цен на факторы, специфические для экспортных отраслей, и увеличению доходов их владельцев, а также снижению цен на факторы, специфические для отраслей, конкурирующих с импортом, и соответственно к снижению доходов их владельцев.
 
  Внешняя торговля на основе эффекта масштаба
  Эффект масштаба возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются (подробнее - см. 6.3.). Экономия на масштабе позволяет объяснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными факторами производства, и к торговле технологически однородными товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированными товарами (например, автомобилями, изделиями электронной промышленности и др.).
  Рассмотрим на конкретном примере, как развивается международная торговля на основе эффекта масштаба.
  Предположим, что две страны, А и В, обладают примерно одинаковым экономическим потенциалом и в равной мере наделены факторами производства. В отсутствии внешней торговли каждая страна производит по 30 ед. товара Х и товара Y, что обозначено точкой Е на графике рис. 34.6. В этом случае граница производственных возможностей обеих стран и кривые безразличия могут быть выражены одними и теми же сливающимися кривыми. Соотношение цен товара Х (Рx) и товара У(Ру) представлено вектором относительных цен Pх/Pу.
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 34.6. Международная торговля на основе эффекта масштаба
 
  С началом торговли каждая страна начинает специализироваться на выпуске того товара, в производстве которого она может получить эффект масштаба. Для страны А - это товар X, а для страны В - товар Y. Рост выпуска товара Х в стране A отражен на графике движением вниз от точки Е в направлении точки К, где будет достигнута полная специализация страны A на выпуске этого товара, который будет доведен до 90 ед. Рост выпуска страной В товара Y отражен движением вверх от точки Е до точки N, где достигается полная специализация страны В на производстве этого товара (90 ед.).
  Как видно из графика, в условиях торговли на основе эффекта масштаба кривая производственных возможностей (общая для обеих стран) является вогнутой в сторону начала координат. Такая форма кривой объясняется тем, что при экономии на масштабе рост выпуска экспортного товара приводит к снижению средних издержек на каждую единицу продукции в пересчете на другой товар, от выпуска которого приходится отказываться. В приведенном на рис. 34.6 графике для страны А: при отсутствии торговли - 1Х= 1Y, по мере роста выпуска товарами сокращения выпуска товара Y- 1Х= 0,8 Y, 0,6 Y и т.д.
  В результате использования высвобождаемых от сокращения производства товара Y ресурсов выпуск товара X расширяется в большем объеме, чем сокращается производство товара Y .
  По мере развития внешней торговли и углубления международной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые товары. Так, в стране А уменьшается цена товара Х относительно цены товара Y, что отражается в сдвиге вектора цен Рх/Py для страны А - влево, а для страны В - ответственно вправо от ее положения при отсутствии внешней торговли.
  В результате обе страны получают выигрыш от участия в международной торговле по мировым ценам, увеличивают потребление товарам Х и товара У с 30 до 45 ед. Это отражается точкой Е1. Соответственно общая, сливающаяся для обеих стран кривая безразличия смещается вправо (кривая безразличия D1 отражает рост уровня потребления обоих товаров в равной пропорции).
  Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к изменениям в рыночной структуре экспортоориентированных отраслей. При этом в экономической литературе выделяют внутреннюю и внешнюю экономию на масштабе. Внутренняя экономия на масштабе достигается на основе увеличения размеров отдельных фирм, что ведет к созданию монополий и порождает несовершенную конкуренцию. Внешняя экономия на масштабе, напротив, предполагает снижение затрат на единицу продукции в результате увеличения количества фирм в отрасли, усиления конкуренции между ними, т.е. дальнейшего развития совершенной конкуренции (подробнее о видах конкуренции - см. 2.4).
 
  Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
  Последствия участия во внешней торговле для национальной экономики были конкретизированы экономистами на основе использования концепции торгуемых и неторгуемых товаров и услуг.
  В соответствии с этой концепцией все товары и услуги подразделяются на торгуемые, т.е. участвующие в международном обмене (вывозимые и ввозимые), и неторгуемые, т.е. потребляемые только там, где они производятся, и не являющиеся объектом международной торговли. Уровень цен на неторгуемые товары складывается на внутреннем рынке и не зависит от цен на мировом рынке.
  Исключение неторгуемых товаров и услуг из международного товарооборота обусловлено двумя основными факторами: большими транспортными расходами на их перемещение через национальные границы и высоким уровнем протекционистских (тарифных и нетарифных) ограничений.
  На практике большинство товаров и услуг, произведенных в сельском хозяйстве, добывающей и обрабатывающей промышленности, являются торгуемыми. Напротив, большая часть товаров и услуг, производимых в сфере строительства, транспорта и связи, коммунальных, общественных и личных услуг, относится к неторгуемым. Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые имеет условный характер и может изменяться под воздействием научно-технических достижений.
  Отмеченное деление товаров и услуг влияет на структурные сдвиги в экономике, происходящие под воздействием участия страны в международной торговле. Это обусловлено тем, что спрос на неторгуемые товары и услуги может быть удовлетворен только за счет внутреннего производства, а спрос на торгуемые товары и услуги - также и за счет импорта.
 
  Теорема Рыбчинского
  Английский экономист польского происхождения Т.М. Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера-Олина.
  Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом. Рассмотрим теорему Рыбчинского на конкретном примере.
 
 
 
 
 
  Рис. 34,7. Влияние роста использования фактора производства на доходы от него
 
  Допустим, что в стране производятся два товара: Х и Y с использованием двух факторов производства - капитала и труда (рис. 34.7). Причем товар X является относительно более трудоемким, а товар Y - относительно более капиталоемким. Вектор OF показывает оптимальное сочетание труда и капитала на основе использования наиболее эффективной технологии при производстве товара X, а вектор ОЕ - соответственно при производстве товара Y. Обеспеченность страны в целом трудовыми ресурсами и капиталом показана точкой G, означающей, что в стране имеется OJ труда и GJ капитала. При отсутствии внешней торговли товар Х производится в объеме F, а товар Y - в объеме Е.
  С включением страны в международный товарообмен увеличивается производство товара Y в экспортном секторе, при создании которого в большей мере используется избыточный фактор - капитал. Это приводит к росту используемого капитала на GG1 При неизменных размерах другого используемого фактора - труда - соотношение производства товаров Х и Y показано параметрами нового параллелограмма. Производство экспортируемого капиталоемкого товара Y переместится в точку Е1, т.е. возрастет на ЕЕ1. Напротив, производство более трудоемкого товара X переместится в точку F1, т.е. уменьшится на FF1. Причем перемещение капитала в экспортоориентированный сектор приводит к непропорционально большому увеличению производства товара Y .
 
  "Голландская болезнь"
  Концепция торгуемых и неторгуемых товаров и теорема Рыбчинского позволяют объяснить проблемы, с которыми в последние десятилетия XX в. столкнулись многие страны, начавшие интенсивную разработку новых сырьевых экспортных ресурсов: нефти, газа и др., так называемую голландскую болезнь. Своим названием этот феномен обязан тому, что в конце 60-х - начале 70-х гг. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с расширением в дальнейшем его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа.
  Происшедший в результате этого рост доходов привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и росту их производства. В то же время имело место свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширение импорта недостающих товаров. "Голландская болезнь" в различные периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и другие страны.
  Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу "голландской болезни". Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые "голландской болезнью", порождают серьезные социальные проблемы.
  Опыт промышленно развитых стран должен учитываться при разработке экономической стратегии России.
 
  Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера
  Дальнейшее развитие на качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера'.
 
 
 
 
 
  ' Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М., 1993. С. 896.
 
 
  На основании анализа обширного статистического материала М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны (рис. 34.8).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 34.8, Детерминанты конкурентного преимущества страны ("национальный ромб")
 
 
  "Национальный ромб" выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. Каковы же эти детерминанты?
  П а р а м е т р ы ф а к т о р о в представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.
  Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) выделяет и такие, как ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).
  Важное значение в теории М. Портера уделяется делению факторов на о б щ и е (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и с п е ц и а л и з и р о в а н н ы е (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.
  С т р а т е г и я ф и р м, и х с т р у к т у ра и с о п е р н и ч е с т в о. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.
  П а р а м е т р ы с п р о с а - это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.
  Р о д с т ве н н ы е и п о д д е р ж и в а ю щ и е о тр а с л и . Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспорто - ориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.
  В общей картине конкурентных преимуществ М. Портер отводит роль также с л у ч а ю и п р а в и т е л ь с т в у .
  Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, "нефтяной шок"), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.
  Р о л ь п р ав и т е л ь с т в а в формировании национального конкурентного преимущества состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты "национального ромба", причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой. Само правительство в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей. Осуществляя антимонопольное регулирование, правительство оказывает воздействие на поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики. Наконец, правительство во многих странах содействует развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.
  Особое внимание М. Портер обращает на то, что во многих странах компании, успешно выступающие на мировых рынках, охватывают своей деятельностью и определяют уровень развития целого спектра отраслей, так называемый кластер. Отражая динамику конкурентных преимуществ страны, кластеры формируются, расширяются, но они могут и свертываться, и распадаться.
  Таким образом, теория М. Портера наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны.
  5. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития
 
  Место внешней торговли в экономике России
  Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
  Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь междудальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.
 
  Структура внешней торговли России
  Структура российской внешней торговли и ранее была не характерной для развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.
  Существенные изменения произошли в товарной структуре российского импорта. В нем сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительских товаров возросла, составляя около 40% всего объема импорта (табл. 34.2).
 
 
  Таблица 34.2. Структура внешней торговли России в 1998 г. (% к итогу)
 
 
 
  Конкурентные преимущества и слабые стороны России
  Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.
  Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.
 
  Перспективы развития внешней торговли России
  С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.
  Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.
  Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
  По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров - машин и оборудования.
 
 
 
 
 
  Выводы
 
  1. В послевоенный период характерными чертами международной торговли являются беспрецедентно высокие темпы ее роста, концентрация товарного обмена в зоне развитых стран, увеличение в мировом товарообороте доли промышленных, в первую очередь, наукоемких товаров.
  2. Теории международной торговли прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли.
  3. Классические теории международной торговли заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Создателями этих теорий были разработаны фундаментальные понятия мировой экономики, обоснованы методологические приемы ее углубленного изучения. Выводы, содержащиеся в классических теориях, стали своего рода отправными аксиомами для всего дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.
  4. Стандартная модель международной торговли, опираясь на достижения неоклассической теории, позволила дать математическую и графическую интерпретацию мирового товарного обмена и его воздействия на экономику отдельных стран. Тем самым была создана теория, более глубоко и детально отразившая реалии развития мирохозяйственных связей.
  5. В альтернативных теориях международной торговли раскрываются ее отдельные аспекты, не объясненные классическими теориями. Некоторые из представителей этого направления, критически переосмыслив достижения своих предшественников, предложили собственную оригинальную трактовку участия национальных экономик в международном товарообмене. Особо следует отметить значительный вклад в развитие теории международной торговли М. Портера - автора теории международной конкуренции. Большое внимание в ней уделяется формированию национальной макросреды в процессе взаимодействия основных детерминантов, определяющих конкурентные преимущества ведущих отраслей и фирм на мировом рынке. Она имеет практическое значение и для разработки внешнеэкономической стратегии России.
  6. Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.
 
 
 
 
 
  Термины и понятия
 
  Мировая торговля
  Структура мировой торговли
  Мировые цены
  Условия торговли
  Теория абсолютных преимуществ
  Теория сравнительных преимуществ
  Теория факторов производства Хекшера- Олина
  Теория выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера- Олина-Самуэльсона) Парадокс Леонтьева
  Стандартная модель международной торговли
  Теория специфических факторов производства
  Теорема Самуэльсона-Джонса
  Теория международной торговли на основе эффекта масштаба
  Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
  Теорема Рыбчинского
  "Национальный ромб" в теории международной конкуренции М. Портера
 
 
 
  Вопросы для самопроверки
  1, Допустим, страны А и Б имеют по 1000 работников, занятых в двух производствах: видеомагнитофонов и фотоаппаратов. В каждом из производств занято по 500 работников. Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве фотоаппаратов; один работник может произвести в месяц 10 видеомагнитофонов или 20 фотоаппаратов. Страна Б имеет абсолютное преимущество в производстве видеомагнитофонов; один работник может произвести 16 видеомагнитофонов или 8 фотоаппаратов.
  Начав специализацию и сосредоточив 1000 работников в более эффективных отраслях, страны стали торговать друг с другом. Пользуясь соотношением мировых цен: один видеомагнитофон - один фотоаппарат, покажите, что обе страны могут иметь больше видеомагнитофонов и больше фотоаппаратов, чем у них было до начала специализации и торговли друг с другом.
  2. Предположим, что каждая из двух стран (А и Б) имеет по 2 млн работников, которые поделены поровну между сталелитейной и обувной промышленностью. При этом для страны А в сравнении со страной Б характерны большая производкгельность в выпуске стали и идентичная производительность в выпуске обуви: соответственно на 1 работника приходится 1 т стали и 10 пар обуви. В стране Б на 1 работника приходится 0,5 т стали и 10 пар обуви. Покажите, что страна А обладает сравнительным преимуществом в производстве стали, а страна Б - в производстве обуви.
  Осуществив специализацию и сосредоточив по 2 млн работников в отраслях, имеющих сравнительное преимущество, страны начали торговать друг с другом. Пользуясь соотношением мировых цен: 10 пар обуви - 0,6 т стали, покажите, что торговля между странами А и Б взаимовыгодна, т.е. в обеих странах возрастет потребление стали и в прежних масштабах будет удовлетворен спрос на обувь.
  3. Объясните, почему согласно теории соотношения факторов Хекшера- Олина страна получает наибольшие преимущества от участия в международной торговле, если она специализируется на экспорте товаров, в создании которых используются имеющиеся в данной стране в изобилии факторы, а импортирует товары, при создании которых используются дефицитные факторы?
  4. Почему стандартная модель международной торговли предполагает возрастающие издержки замещения? Поясните это на конкретных примерах.
  5. Из каких элементов складывается выигрыш страны от участия в международном обмене в соответствии со стандартной моделью международной торговли? Дайте их определение.
  6. На основании какой из теорий: Хекшера-Олина, специфических факторов производства или теоремы Рыбчинского сделаны следующие выводы:
  а) рост цен на продовольственные товары приведет к росту доходов владелщев земли, т.е. фактора, который интенсивно используется для производства продовольствия, и сокращению доходов владельцев других факторов;
  б) относительно трудоизбыточная страна будет импортировать относительно более капиталоемкие товары;
  в) рост объема применяемого капитала, являющегося избыточным фактором в данной стране, приводит к непропорционально большому увеличению производства в экспортоориентированных отраслях и сокращению производства в импортозамещающих отраслях.
  7. В чем, согласно теории "конкурентных преимуществ" М. Портера, состоит различие между общими и узкоспециализированными факторами? Почему последние наиболее надежно обеспечивают конкурентные преимущества в мировой торговле тех или иных отраслей? Приведите конкретные примеры.
  8. Что препятствует использованию конкурентных преимуществ России для более эффективного ее участия в мировой торговле?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 35. Международное движение капитала
  Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.
  Любая страна мира вывозит капитал, например, путем открытия в зарубежных банках корреспондентских счетов своих банков. И каждая страна ввозит капитал из-за рубежа. Поэтому можно говорить о международном движении капитала применительно к любой стране, подразумевая двустороннее движение (но отнюдь не то, что каждая страна ввозит капитала ровно столько, сколько вывозит).
  1. Понятие и формы международного движения капитала. Масштабы, динамика и география этого процесса
 
  Сущность и формы движения капитала
  Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).
  Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.
  1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. По приблизительной оценке, в 1998 г. вывоз капитала из России составил около 30 млрд долл., в том числе в форме государственного капитала лишь 0,2 млрд долл., а остальное - в форме частного капитала.
  2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.
  3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (рис. 35.1). В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 35.1. Деление ввоза и вывоза капитала на краткосрочный и долгосрочный
 
  Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Прямые и портфельные инвестиции будут рассмотрены ниже.
  4. В ссудной и предпринимательской форме (рис. 35.2). Так, в 1998 г. Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме.
  Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) - преимущественно в виде прибыли.
 
 
 
 
 
 
  Рис. 35.2. Деление ввоза и вывоза капитала на ссудный и предпринимательский
 

<< Пред.           стр. 32 (из 41)           След. >>

Список литературы по разделу