<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Контрольные вопросы
 1. Назовите две традиции во взгляде на познание в философии.
 2. Каковы различия между чувственным и рациональным познанием?
 3 В чем разница между абсолютной и относительной истиной?
 
  Тест 1. Познание на основе ощущений:
  1. Рациональное. 2. Чувственное. 3. Иррациональное.
 
  Тест 2. Выражение: "Вода кипит при 100° С" является:
  1. Абсолютной истиной. 2. Относительной истиной.
  3. Заблуждением.
 
  Контрольные задания:
 1. Приведите пример относительной истины в истории науки.
 2. Назовите какие-нибудь понятия, объединяющие свойства группы предметов.
 
  Кроссворд:
 
  1 2 3 4 5
  По горизонтали: Непосредственное постижение истины без доказательства. 4. Соответствие знания действительности. 5. Взгляд на процесс познания в философии, отрицающий таковое.
  По вертикали: 2. Область знания, включающая эмпирический и теоретический уровни познания. 3. Продукт духовной деятельности, отражающий объективные свойства мира в нашем сознании.
 
 Рекомендуемая литература:
  1. Гегель Г.В.Ф. Соч. М.-Л. 1934-1958.
  2. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1963-1966.
  3. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. 2-е изд. М., 1990.
  4. Философская энциклопедия: в 5 т. М., 1960-1970.
  5. Введение в философию. М., 2002.
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. Т.2.
  7. Философский словарь. М., 2001.
 
 Тема 13 Философские взгляды на природу и сущность человека
 
 1. Проблема антропосоциогенеза. Природное и общественное в человеке.
 2. Смысл человеческого существования. Понятие личности.
 3. Свобода и необходимость, ответственность. Насилие и ненасилие в истории.
 
  По поводу происхождения человека наиболее общепризнанной сейчас является теория, согласно которой человек - результат биологической эволюции. Вследствие этого в научном мире, в антропологии главной темой для дискуссии стал вопрос о том, чем человек отличается от высокоорганизованных животных.
  У животного структура его организма определяет его потребности и "поведенческое амплуа". Животное уже рождается с набором инстинктов, который обеспечивает его приспособленность к окружающей среде. Но у человека выявить его внутривидовые отличия - принадлежность к Homo sapiens (человек разумный) - очень трудно. Человек может приспосабливаться к любым условиям, развивать в себе способности различных животных. Эти способности не являются врожденными и биологически закрепляемыми. Если представитель отсталого племени приедет в город, то со временем он станет цивилизованным горожанином. Поэтому, если у животных поведение определяется в основном генетической программой в молекулах ДНК, то для человека этой "программой" является возможность общения, язык, речь, нормы, преемственность знаний. Также и общество есть надбиологическое объединение (в отличие от животных) людей. Общество характеризует культура (материальные и духовные ценности), нормативно-ценностная система, которая влияет на человеческое поведение. В вопросе о том, что же конкретно повлияло на становление человека современного типа: общество или труд (материально-практическая деятельность), многие сходятся во мнении, что оба этих фактора повлияли одновременно, но все же центральное место отводится труду при взаимодействии его с такими социальными факторами, как язык, сознание и т.д. Основанием для объединений родов в более крупные сообщества, государства, послужили, скорее всего, принципы агамии (исключения близкородственных брачных связей) и экзогамии (требование искать партнеров в других брачных общинах). Маловероятно, что это объяснялось знаниями о плохой наследственности в результате инцеста (кровосмешения), т.к. таковых не было. Видимо это было желанием устранить внутриродовые конфликты из-за нехватки самок, которые входили в гарем вождя. Возникла необходимость сделать гарем самок "ничейным", неприкосновенным для своих соплеменников.
  Биологическое и социальное в человеке в той или иной степени всегда присутствовало в различных философских школах. Аристотель объединил эти понятия: он называл человека "общественным животным". Людвиг Фейербах отдавал предпочтение биологическому началу в человеке, за что его критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс, делая акцент на социальном. Надо признать, что оба эти фактора присутствуют в человеке. Например, на продолжительность жизни может влиять как биологическая наследственность, так и социальные условия.
  Размышления над вопросом о смысле жизни способствуют выработке основной "линии" жизни, которая влияет на поведение, поступки. Отход от своих принципов приводит к переживаниям человека, состоянию душевного дискомфорта. Цель жизни каждого человека должна совпадать с целью всего общества, где живет человек. Л.Н. Толстой считал, что нельзя видеть смысл жизни только в личном благе: так может жить только "животная личность". Необходимо заботиться об общем благе.
  Понятие личности тесно связано с человеческим обществом, культурой, прогрессом. Вместе с тем, это понятие следует рассматривать в единстве с другими характеристиками человека: индивид, индивидуальность. Общественный индивид - это конкретный человек, отдельно взятый представитель человеческого рода, хотя с момента осознания самого себя он является все же продуктом общественных отношений, которые формируют, но тем не менее не определяют раз и навсегда дальнейшее поведение людей. Понятие индивидуальности выделяет в человеке его неповторимость и своеобразие (если, например, спортсмен или актер обладает пылким темпераментом, то про него можно сказать, что он - яркая индивидуальность). Понятие личности включает в себя прежде всего сознательно-волевое начало. Оно характеризует независимость, силу, самостоятельность человека. Мы называем человека личностью, если в самых трудных ситуациях он сохраняет свое лицо, не изменяет своей жизненной стратегии, осознанно выбранной ранее.
  Свобода и необходимость - философские категории, которые устанавливают отношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Некоторые идеалистические философские направления (например, экзистенциализм) считают, что эти два понятия несовместимы. Здесь свобода - свобода воли, духа, возможность поступать согласно волеизъявлению независимо от внешних условий, и только в этом случае у человека должна быть ответственность за свои поступки. Если человек не свободен, т.е. его поступки детерминированы необходимостью, то он и не может отвечать за свои действия и понятие нравственности здесь теряет смысл. Представители механистического детерминизма отрицают свободу воли и абсолютизируют объективную необходимость в наших поступках, которые определены внешними условиями. Современное, научное понимание свободы и необходимости признает их взаимосвязь. Еще Спиноза понимал свободу как осознанную необходимость. Единство этих понятий признавал и Гегель. Таким образом, свобода - это осознанное, свободное понимание того, что мы до конца не свободны. Например, в обществе, полной свободы нам не дает ответственность - категория этики и права, которая характеризует выполнение человеком своего нравственного долга и правовых норм перед обществом. Также с проявлением несвободы связана зависимость людей от господствующих в данное время общественных сил. В идеалистических течениях существует теория насилия, когда власть одних людей над другими приводит к образованию классов, государства, т.е. это - неизбежность при общественном прогрессе (К.Каутский, но, правда, считавший, капитализм изживает свои противоречия и пролетарские революции не будут так неизбежны). Соответственно, ненасилие - это отсутствие власти одних людей над другими. Исторический материализм, не отрицая роль насилия в истории, отрицает ее решающий характер. Основа развития общества здесь - материальное производство и идеалы гуманизма.
 
  Контрольные вопросы
 1. Какие имеются взгляды на проблему происхождения человека?
 2. Что преобладает в человеке: природное или общественное?
 3. Кого мы называем личностью?
 
  Тест 1. Какие факторы повлияли на становление человека современного типа?
  1. Общество. 2. Труд. 3. Труд и общество одновременно.
 
  Тест 2. Какое понятие характеризует сознательно-волевое начало в человеке, его независимость?
  1. Индивид. 2. Личность. 3. Индивидуальность.
 
  Контрольные задания:
 1. Попытайтесь представить себе, смогли бы мы существовать в обществе, если бы каждый человек считал бы, что он полностью свободен от долга, обязанностей и т.д.?
 2. Приведите пример того, как человек приспосабливается к условиям, развивает в себе способности животных, которые не даны ему от рождения.
 
  Кроссворд:
 
 
 
 
  1 2 3 4 По горизонтали: 3. Категория этики, характеризующая выполнение человеком своего нравственного долга. 4. Философ, отдававший предпочтение биологическому началу в человеке.
  По вертикали: 1. Русский писатель, философ, считавший, что заботиться надо не только о личном благе, но и об общем. 2. Власть одних людей над другими.
 
 Рекомендуемая литература
 1. Акименко А.Д. Об элементах целостного понимания человека. //Философские науки. 1991. № 7.
 2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ТТ. 1, 2.
 3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
 4. Соловьев В.С. Соч. В 2-х т. 2-е изд. М., 1990. Т. 1.
 5. Урысон М.И. Дарвин, Энгельс и некоторые проблемы антропогенеза. //Советская этнография. 1978. №3.
 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999.
 7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
 8. Философский словарь. М., 2001.
 
 Тема 14 Общество
  1. Общественное бытие. Базис и надстройка.
  2. Общественное сознание.
  3. Гражданское общество. Концепции общественного развития: формационная и цивилизационная.
 
  Общество - совокупность форм совместной деятельности людей. Попытку найти объективные основания общественно-исторического процесса на основе материализма предпринял еще в XIX веке К. Маркс. До него в рамках той же немецкой классической философии, но в духе идеализма эту задачу пытались решить И. Кант и Г. Гегель. Если у Канта основой общественного развития является наше сознание, то Гегель считал наши интересы, волю, желания не хаосом случайного, а частью объективной закономерности - саморазвитием абсолютной идеи. К. Маркс решил разделить общественную историю на ту, которая находится в зависимости от сознания, и ту, которая находится вне его, т.е. являлась бы материальной основой общества. Признавая роль идей в организации общества на различных этапах развития, Маркс тем не менее уходит от идеализма и считает, что на идеи в первую очередь оказывают влияние условия жизнедеятельности людей, которые и формируют затем системы ценностей, цели и т.д. Сознание у Маркса - это осознанное бытие, т е. бытие людей - реальная основа их жизни.
  Общественное бытие, таким образом - это объективная общественная реальность, которую можно назвать "социальной материей", которая определяет общественное сознание, направляет его и, которое, в свою очередь, тоже влияет на общественное бытие, помогает изменить его к лучшему.
  Общественное сознание - это осознание обществом самого себя, своего бытия, окружающей реальности. Это - и конкретное сознание общества в настоящий момент, и некая идеальная модель будущего общественного сознания. Структура общественного сознания может включать в себя разные слои: обыденное и теоретическое (социальная психология и идеология), в рамках которых существуют следующие формы общественного сознания: наука, мораль, искусство, религия, философия. Социальная или общественная психология, если быть точнее, является не самым обыденным, повседневно-практическим знанием о жизни, а отношением к этому знанию, оценкой окружающей действительности. В свою очередь, идеология рождается на теоретической основе, но в дальнейшем превращается в программу действий и способы распространения. Общественное сознание, помимо подчиненности внешним детерминантам бытия, относительно самостоятельно, имеет внутреннюю логику своего развития, преемственность идей. Логика "вещей" и логика идей имеют сложную диалектическую связь, которая проявляется не только во влиянии бытия на сознание, но и в способности общественного сознания активно влиять на породившее его бытие.
  Сущностью и структурой общественного бытия является материальное производство и способ этого производства. В свою очередь способ производства состоит из производительных сил (люди, т.е. сами трудящиеся, орудия труда, средства труда - станки, помещения и т.д.) и производственных отношений (отношения между людьми по поводу принадлежности средств труда: либо отдельным лицам, либо всему обществу, а также по поводу распределения произведенных продуктов). Производственные отношения называются базисом. Это экономический строй общества. Если базис - это фундамент общества, то ему соответствует надстройка - это общественное сознание, идеологические отношения, общественные учреждения и организации. Надстройка порождается базисом, но и сама активно влияет на него.
  Гражданское общество - совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных и т.д. Это - самопроявление свободной деятельности граждан и добровольных ассоциаций, организаций, которые отделены от прямого вмешательства в их деятельность со стороны государства. В эпоху Просвещения во взаимодействии между государством и гражданским обществом приоритет отдавался государству (особенно у Гегеля: его идеал - конституционная монархия). Марксизм, напротив, отдает приоритет гражданскому обществу: в раскрепощении общества - предпосылки полного преодоления отчуждения человека, условие его гармоничного развития.
  Общественное развитие имеет различные стадии. Марксизм предлагает формационную концепцию (по тому, какой из классов владеет средствами производства): первобытный коммунизм (орудия труда в коллективной собственности), рабовладельческое общество, феодализм, капитализм (средства производства - у буржуазии), социализм и коммунизм, когда эти средства соответственно - у государства и вновь в коллективной собственности (но, в отличие от первобытного общества - при избытке материальных благ, которого, к сожалению, достичь пока не удалось). Цивилизационная концепция делит развитие общества по методу производства: архаическая эпоха (охота, рыболовство, собирательство), аграрная (скотоводство, земледелие), индустриальная (изобретение машин), постиндустриальная (конец XX века в западной цивилизации - снижение роли тяжелой промышленности в обществе: важна не выплавка стали, а компьютеризация, интеллектуализация, информатизация общества).
 
 Контрольные вопросы
  1. Что является основой общества?
  2. Какова структура общественного сознания?
  3. Что такое базис и надстройка?
 
  Тест 1. Философ, выделяющий в структуре общества общественное бытие, определяющее общественное сознание:
  1. Маркс. 2. Кант. 3. Гегель. 4. Фихте.
 
  Тест 2. Какой из этапов относится к формационной концепции развития общества?
 1. Коммунистический. 2. Аграрный. 3. Постиндустриальный.
 
  Контрольные задания:
 1. Приведите пример, когда общественное бытие влияло бы на общественное сознание.
 2. Подумайте, актуальна ли проблема гражданского общества в наши дни?
 
  Кроссворд:
 
  1 2 3 4
  По горизонтали: 2. Совокупность форм совместной деятельности людей. 4. Общественно-экономическая формация.
  По вертикали: 1. Немецкий философ, отдававший приоритет государству, а не гражданскому обществу. 3. Производственные отношения в структуре способа материального производства.
 
  Рекомендуемая литература
  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ТТ. 3,8,13,26,37.
  2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. ТТ.1,23.
  3. Гегель. Философия права. М. 1990.
  4. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.
  5. Введение в философию. М., 2002.
  6. Булычев И.И. Человек как интегральная философская проблема / Ивановский энергетический институт. М.: Прометей, 1991.
  7. Аверин Н.М. Духовное творчество народа в контексте современной социокультурной ситуации // Культура и образование на рубеже тысячелетий. Материалы международной научно-практической конференции (декабрь 2000). Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. С.9-10.
  8. Каримов А.В. Общение в социально-культурной сфере как фактор развития воли // Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001). Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. С.145-146.
  9. Философский словарь. М., 2001.
 
 
 Тема 15 Культура и практика
 
  1. Философское определение культуры.
  2. Нравственные ценности, мораль, справедливость, право, эстетические ценности.
  3. Практика и формы практической деятельности.
 
  Важнейшей характеристикой развития общества, человека является культура. В переводе с латинского - это "возделывание почвы". Далее в это понятие стали включать все созданное человеком. Феномен культуры является объектом изучения многих наук: истории, социологии, археологии и т.д. Каждая наука при этом по-своему определяет культуру, например, археология понимает культуру как совокупность остатков различных предметов древних цивилизаций. Культура может быть как материальная (предметы, сооружения), так и духовная (накопленные знания, оценки). Их не следует противопоставлять. Они хоть и различаются, но и одновременно находятся в единстве. Материальная культура содержит духовное начало: идеи, знания, цели (произведения архитектуры, живописи и т.д.). С другой стороны результаты духовной культуры всегда оформляются в материальную форму (книги и т.д.). Не следует также понимать культуру как что-то внешнее по отношению к человеку, ведь она составляет для него какую-то ценность. Поэтому, можно сказать, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
  Культура имеет внутреннюю детерминацию (т.е. зависимость, когда прошлый опыт не только используется новыми поколениями, но и в силу некоей внутренней логики оказывает влияние, формирует культуру будущего) и внешнюю - влияние привнесенных в общество идей из других цивилизаций, которые не всегда имеют положительный характер. Это могут быть и другие социальные условия.
  К духовной культуре можно отнести нравственные ценности, мораль, справедливость, право, эстетические ценности. Слово "мораль" - латинского происхождения (относящийся к нраву, характеру), схожее по смыслу с понятием "этика" (греч.). Позже этика стала пониматься как философская наука, дисциплина о морали. Мораль - это форма общественного сознания, вид общественных отношений, которые утверждают самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой жизни. Человек здесь должен думать не только о себе, но и об обществе, поэтому мораль - это также соотношение личного и общественного в жизни людей, система воззрений на социальную жизнь. Под нравственностью иногда понимают не саму мораль, а ее практическое воплощение в обществе (например, в каком-то обществе могут быть жесткие нравы, хотя мораль везде одинакова и всегда призывает к добру). Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о правах человека. Это - требование соответствия между ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. В ранних классовых обществах были как бы две справедливости: одна для господствующего класса (оправдывала оброк, дань и т.д.), другая - отражала протест угнетенных классов против эксплуатации. В последнее время в мировом сообществе осуществляется попытка установить равенство людей в их реальных политических и юридических правах. Право - нормативное выражение формального равенства людей в общественных отношениях. Это - форма общественного сознания, подразумевающая свободу и независимость людей друг от друга. Нормы права могут конкретизироваться в законах, которые могут расходиться с правом, что недопустимо. Диалектическая концепция гласит: право должно быть законом, закон должен быть правовым. Эстетика (с греч. - чувствующий) - философская наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о творчестве по законам красоты. Здесь пытаются определить такие парные категории, как прекрасное (симметрия, порядок, гармония - единство многообразного) и безобразное (хаос, асимметрия и т.д.), возвышенное (поступки людей ради общества) и низменное (эгоизм), трагическое и комическое. Красоту приписывали ранее и объективному миру и богу. В современной трактовке эстетическое освоение человеком мира - это: 1) признание эстетического в объективном мире, 2) субъективно-эстетическое сознание (потребности, идеалы) и 3) искусство - единство субъективно- и объективно-эстетического.
  Если культура - это результат деятельности человека, то практика - это сам процесс, сама деятельность человека по преобразованию им окружающего материального мира. Домарксистское понимание человека не предполагало наделить его деятельным, активным началом, хотя он - и часть материального мира. Человек мог только созерцать (это еще с античности) окружающий мир, либо его деятельность считалась надматериальной, т.е. только духовной. К. Маркс отдает приоритет чувственной деятельности человека, практике, которую он понимает как обмен веществом и энергией с природой. В итоге можно сказать, что практика - это активное преобразование человеком окружающих его предметов и явлений объективного внешнего мира сообразно своим целям.