<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  "Утверждаю"
  Президент федерации
  Пауэрлифтинга России
  В.В.Богачёв
 
 
 
 
 
 
  П А У Э Р Л И Ф Т И Н Г (С И Л О В О Е Т Р О Е Б О Р Ь Е)
 
 
 
 
 
 
 
  П Р О Г Р А М М А
  Для детско-юношеских спортивных школ,специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва
 И школ высшего спортивного мастерства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Программу подготовил: заслуженный тренер России Бычков А.Н.
  Г. Красноярск 1999 г.
 
 
  ВВЕДЕНИЕ
 
  Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ по пауэрлифтингу составлена на основе нормативных документов Министерства просвщения РФ, Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ и Государственого комитета по физической културе, спорту и туризму, регламентирующих работу спортивных школ с учётом многолетнего передового опыта работы и подготовке квалифицированных спортсменов и результатов научных исследований.
  Данная программа составлена для всех видов спортивных школ. Весь учебный материал в программе излагается по группам: начальной подготовки (НП), учебно-тренировочным (УТГ), спортивного совершенствования (СС), высшего спортивного мастерства (ВСМ), что даёт возможность тренерам свех спортивных школ пользоваться единой программой. Это позволяет также дать тренерам единое направление в учебно-тренировочном процессе - от групп начальной подготовки до групп высшего спортивного мастерства.
  Задачи ДЮСШ и СДЮШОР определены соответствующими положениями о них.
  Основными задачами для ДЮСШ являются:
 - осуществление подготовки всесторонне развитых юных спортсменов для пополнения сборных команд республики, края, области, города, ДСО и ведомств;
 - подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту;
 - быть методическим центром по развитию юношеского спорта;
 - оказывать помощь общеобразовательным школам в организации внеклассной работы по установленным в них видам спорта;
  Основными задачами СДЮШОР являются:
 - осуществлять подготовку спортивных резервов для сборных команд страны, ДСО и ведомств - мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1 разряда;
 - быть методическим центром по подготовке высококлассного резерва на основе широкого развития данного вида спорта;
 - оказывать помощь ДЮСШ в развитии видов спорта, а общеобразовательным школам в организации внеклассной работы по спорту.
  В задачи ШВСМ входят:
 - подготовка мастеров спорта международного класса, кандидатов в сборные команды страны;
 - осуществление приемственности в учебно-тренировочной работе ДЮСШ, СДЮШОР, школ-интернатов спортивного профиля, профсоюзных и ведомственных физкультурных организаций;
 - методическое руководство учебно-тренировочной работой в регионе.
  В настоящее время в пауэрлифтинге проводятся соревнования в 11 весовых категориях у мужчин и 10 категориях у женщин, по правилам соревнований спортсменам разрешается участвовать в соревнованиях начиная с 12 лет Соревнования у юниоров проводятся в двух возрастных группах: спортсменов 18 лет и моложе и атлетов 19-23 лет. Отдельно проводятся соревнования по одному из видов троеборья - жиму лёжа (Чемпионаты Мира, Европы, России и Параолимпийские Игры).
  Задача данной прграммы максимально учесть особенности пауэрлифтинга и помочь организаторам спорта в развитии этого вида в сети ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ.
 
 1.1 Комплектование спортивных групп, организация учебно-тренировочныхзанятий, проведение учебно-воспитательной работы с занимающимися осуществляется дирекцией и тренерским советом спортивных школ в соответствии с типовым Положением.
 1.2 Комплектование учебных групп является одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности всего коллектива спортивных школ.
 Учебные группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям пауэрлифтингом детей, подростков, юношей и девушек, а также спортсменов перешедших из других видов спорта и проявивших способности к пауэрлифтингу и отвечающих требованиям по спортивной и физической подготовке для поступления в спортивные школы.
 
 1.3. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКТОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ГРУПП ПО ПАУЭРЛИФТИНГУ:
 
  Группа Год обучения возраст разряд Начальной подготовки
  1
  13-14
  --- 2 14-15 2 юн. Учебно-тренировочная
  1
  15-16
  1 юн. 2 16-17 3 3 17-18 2 4 18-19 1 5 19-20 1 или КМС Спортивного совершенствования
  1
  20-21
  КМС 2 21-22 КМС 3 22-23 КМС Высшего спортивного мастерства
 
 
  24 и старше
  МС
  ПРИМЕЧАНИЕ:
  1.В таблице установлены обязательные требования к уровню спортивной подготовки для комплектования учебных групп.
  2. В отдельных случаях, по решению тренерского совета, учащиеся не имеющие соответствующих спортивных разрядов, установленных данной таблицей, могут быть зачислены в порядке исключения в учебную группу при условии, что эти учащиеся имеют предшествующий разряд и физические данные, позволяющие достичь требуемого уровня спортивной подготовки в течении учебного года.
  3. В том случае, если спортсмен имеет более высокий разряд, по отношению к своей учебной группе и успешно справляется с тренировочными объёмами, он может быть зачислен на более старший год обучения с согласия тренерского совета и разрешения врача.
  4. В том случае, если спортсмен входит в основной состав сборной команды края (области) и выше (в том числе и по жиму лёжа) и регулярно показывает высокие результаты, то независимо от возраста он может быть зачислен в группу ВМС.
 
 1.4. При выполнении нормативов по спортивной подготовке необходимо оценивать технику выполнения классических упражнений, в первую очередь обращая внимание на скорость, силу, координацию движений.
 1.5. Наряду с нормативами по спортивной подготовке, при комплектовании учебных групп учитывается выполнение учащимися нормативов по физической подготовке, которые приведены в таблице 1.
 1.6. Набор и приём в спортивные школы осуществляются приёмными комиссиями этих школ, зачисление учащихся оформляется приказом на основании протокола комиссии.
 
  2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.
 2.1. Учебная работа в спортивных школах проводится круглогодично на основании данной программы.
 2.2. Поступившие в спортивные школы распределяются по учебным группам с учётом возраста, уровня спортивной и общефизической подготовленности.
 2.3. НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ:
 
 Год обучения Возраст Рекомендуемое количество групп в школе Рекомендуемое количество учащихся в группе Учебная нагрузка в неделю
 (часов) Группы начальной подготовки
  1 13-14 3 15 8 2 14-15 3 15 8 Учебно-тренировочные группы
  1 15-16 2 12 12 2 16-17 2 10 16 3 17-18 2 8 18 4 18-19 1 8 20 5 19-20 1 8 20 Группы спортивного совершенствования
  1 20-21 6 24 2 21-22 6 24 3 22-23 6 28 Группы высшего спортивного мастерства
  24 и старше
  4
  32
 2.4. Основными формами проведения учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются:
 - групповые теоретические занятия в виде бесед тренеров, врачей, лекций специалистов по темам, изложенным в программе (По каждой теме тренер предлагает занимающимся список литературы и перечень вопросов для проведения зачёта);
 - Практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по расписанию, утверждённому дирекцией школы;
 - Индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов;
 - Участие атлетов в споривных соревнованиях и восстановительных мероприятиях;
 - Учебно-тренировочные занятия, проводимые на лагерных и учебно-тренировочных сборах;
 - Просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, крупных спортивных соревнований;
 - Тренерская и судейская практика.
 2.5. Кроме того, учащиеся спортивных школ обязаны ежедневновыполнять утреннюю гимнастику, а также задания тренера-преподавателя по отработке отдельных элементов техники (дома).
 2.6. При проведении учебно-тренировочных занятий и участии в соревнованиях должны строго соблюдаться установленные в России требования по врачебному контролю, предупреждению травм, обеспечению должного технического и санитарно-гигиенического состояния мест занятий и соревнований, спортивного оборудования и инвентаря.
 2.7. В процессе теоретический и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи.
 
  3.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧЕБНЫХ ГРУПП.
 
 3.1. В соответствии с общими требованиями для спортивных школ определяются и основные задачи с каждой учебной группой:
  В группах начальной подготовки: укрепление здоровья и закаливание организма, всестороннее физическое развитие, обучение технике пауэрлифтинга, формирование интереса к пауэрлифтингу, воспитание моральных и волевых качеств, приобретение первого опыта участия в соревнованиях, а также начальных навыков работы в качестве помощника тренера и судьи, выполнение нормативов 1 и 2 юношеских разрядов.
  В учебно-тренировочных группах: дальнейшее укрепление здоровья, повышение уровня всесторонней и специальной физической подготовленности, развитие двигательных и воспитание моральных и волевых качеств, изучение и совершенствование техники пауэрлифтинга, приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях, приобретение знаний и навыков тренера и судьи, выполнение нормативов 3, 2 и 1 спортивных разрядов.
  В группах спортивного совершенствования: дальнейшее повышение всестороннего физического развития, совершенствование качеств, необходимых троеборцу, совершенствование техники пауэрлифтинга, повышение волевых качеств и психологической подготовленности, приобретение соревновательного опыта, получение званий тренера-общественника и судьи по пауэрлифтингу, подтверждение нормативов 1 спортивного разряда и выполнение нормативов кандидата в мастера спорта и мастера спорта и мастера спорта России.
  В группах высшего спортивного мастерства: дальнейшее совершенствование общей и специальной физической подготовленности, совершенствование техники пауэрлифтинга и специфических качеств, необходимых троеборцу, повышение соревновательного опыта, высокого уровня развития волевых качеств и психологической подготовленности к участию в ответственных соревнованиях, совершенствование знаний и навыков тренера и судьи, получение звания судь 1 категории, подтверждение нормативов мастера спорта России.
 3.2. Для перевода из одной учебной группы в другую учащиеся сдают в конце учебного года контрольные нормативы.
 
  4.ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЁТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
 
 4.1. Учебно-тренировочный прцесс в спортивных школах планируется на основе учебных материалов, изложенных в данной программе.
 4.2. Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах проводится на основании учебного плана и годового графика распределения учебных ччччасов, которые предусматривают круглогодичную организацию учебно-тренировочных занятий.
 4.3. Учебным планам предусматриваются теоретические и практические занятия, здача контрольных нормативов, прохождение тренерской и судейской практики, восстановительные мероприятия и участие в соревнованиях.
 4.4. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с развитием физкультурного движения, историей пауэрлифтинга, получают знания по анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, теоретические сведения по технике выполнения упражнений, методике обучения и тренировки, судейству соревнований.
 4.5. На практических занятиях учащиеся овладевают техникой выполнения упражнений пауэрлифтинга, развивают свои физические качества, приобретают инструкторские и судейские навыки, выполняют контрольные нормативы. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым календарным планом.
 4.6. Годичный цикл тренировочных занятий в группах подразделяется на подготовительные и соревновательные месяцы. Может быть один или несколько подготовительных и соревновательных месяцев. Троеборцы выступают в соревнованиях или осуществляют прикидки в конце каждого соревновательного месяца. После каждого участия в соревнованиях или прикидки троеборцам необходимо снижение тренировочной нагрузки.
 4.7. В спортивных школах по пауэрлифтингу должныбыть следующие документы планирования и учёта работы:
 по планированию:
 ? годовой план работы (разделы: организационный, врачебно-педагогического контроля, воспитательной работы, подготовки общественных кадров и др.);
 ? план комплектования групп;
 ? перспективный план учащегося;
 ? учебная программа;
 ? учебный план;
 ? план учебно-тренировочных занятий на год;
 ? план работы на месяц или период подготовки;
 ? план уроков;
 ? учётная карточка показателей роста физической, специальной, технической подготовленности учащихся;
 ? расписание занятий;
 ? календарный план спортивно-массовых мероприятий;
  по учёту:
 ? журнал учёта групповых занятий;
 ? личные карточки и заявления учащихся;
 ? дневники тренировки спортсменов;
 ? протоколы соревнований.
 
  5. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
 
  5.1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ:
  Для всех учебных групп;
  Физическая культура и спорт - составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего физического развития граждан. Значение физической культуры для трудовой деятельности людей и защиты Российского государства.
  Всестороннее развитие физических и умственных способностей - одно из необходимых условий развития государства.
  Комитеты по физической культуре и спорту - органы государственного управления физической культурой и спортом в России. НОК и спортивные федерации.
  Физическая культура в системе народного образования. Обязательные занятия по физической культуре в школе. Внеклассная и внешкольная работа.
  Коллективы физкультуры, спортивные секции, детско-юношеские спортивные школы, школы-интернаты спортивного профиля, школы высшего спортивного мастерства.
  Общественно-политическое и государственное значение спорта в России. Массовый характер российского спорта.
  Достижения российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях. Значение выступлений российских спортсменов в международных соревнованиях в деле укрепления мира между народами. Значение единой всероссийской спортивной классификации в развитии спорта в России и в повышении мастерства российских спортсменов. Разрядные нормы и требования спортивной классификации по пауэрлифтингу.
 
 5.2. КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ПАУЭРЛИФТИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ.
  Для всех учебных групп:
  Характеристика пауэрлифтинга, место и значение его в российской системе физического воспитания. Возникновение и развитие пауэрлифтинга, как вида спорта.
  Силовые упражнения в дореволюционной России. Первые чемпионаты России по подниманию тяжестей. Сильнейшие атлеты дореволюционной России, их достижения, участие в международных соревнованиях, чемпионатах мира и Европы.
  Роль тяжёлой атлетики, как вида спорта и его влияние на развитие пауэрлифтинга.
  Первые соревнования по пауэрлифтингу за рубежом и в России. Организация федерации силового троеборья (пауэрлифтинга) в России. Международная федерация пауэрлифтинга. Весовые категории и программа соревнований. Возрастные группы в пауэрлифтинге.
  Первые достижения российских спортсменов на международных соревнованиях.
  Российские спортсмены - чемпионы мира и Европы. Влияние российской школы на развитие пауэрлифтинга в мире. Сильнейшие троеборцы зарубежных стран, их достижения.
 
  5.3.КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.
  ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ОТЯГОЩЕНИЯМИ НА ОРГАНИЗМ ЗАНИМАЮЩИХСЯ.
  Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.
  Опорно-двигательный аппарат: кости, связки, мышцы, их строение и функции.
  Основные сведения о кровообращении, состав и значение крови. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения.
  Центральная нервная система и её роль в жизнедеятельности всего организма.
  Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
  Влияние различных физических упражнений и упражнений с отягощениями на организм человека. Изменения, наступающие в опорно-двигательном аппарате, органах дыхания, кровообращения, в деятельности центральной нервной системы в результате занятий пауэрлифтингом.
  Воздействие физических упражнений на развитие силы и других физических качеств. Режимы работы мышц: преодолевающий, уступающий, удерживающий.
  Условия задержки дыхания и натуживания при подъёме штанги.
 
 5.4. ГИГИЕНА, ЗАКАЛИВАНИЕ, РЕЖИМ И ПИТАНИЕ СПОРТСМЕНА.
  Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.
  Понятие о гигиене. Личная гигиена троеборца, уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища и места занятий пауэрлифтингом. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание, баня).
  Понятие о заразных болезнях. Меры личной и общественной профилактики (предупреждение заболевания).
  Значение закаливания для юного троеборца. Гигиенические основы и принципы закаливания. Средства закаливания: солнце, воздух, вода. Занятия пауэрлифтингом - один из методов закаливания.
  Режим юного троеборца. Роль режима для спортсмена. Режим учёбы, отдыха, питания, тренировки, сна. Примерный распорядок дня юного троеборца.
  Весовой режим троеборца. Допустимые величины регуляции веса тела у троеборцев в зависимости от возраста. Показатели веса тела в зависимости от ростовых показателей. Набор веса и переход в более тяжёлую весовую категорию.
  Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
  Питание. Энергетическая и пластическая сущность питания. Особое значение питания для растущего организма. Понятие об основном обмене. Величина энергетических затрат в зависимости от возраста. Суточные энергозатраты. Энергетические траты в зависимости от содержания тренировочного занятия. Назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов, микроэлементов, воды в жизни человека. Калорийность пищевых веществ. Суточные нормы питания троеборцев. Режим питания у троеборцев. Зависимость питания от периода, цели тренировки и участия в соревнованиях. Питьевой режим троеборца.
 
 5.5. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, САМОКОНТРОЛЬ, ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ, ОСНОВЫ СПОРТИВНГО МАССАЖА.
  Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.
  Понятие о врачебном контроле и его роли для юного троеборца. Значение данных врачебного контроля для физического развития и степени тренированности спортсмена. Понятие о тренированности, утомлении и перетренированности. Показания и противопоказания для занятий пауэрлифтингом. Профилактика перетренированности и роль в этом врачебного контроля.
  Самоконтроль - как важное средство, дополняющее врачебный контроль. Дневник самоконтроля. Объективные и субъективный показатели, отражаемые в дневнике: пульс, дыхание, спирометрия, вес тела, сон, работоспособность, самочувствие и др. Методика ведения дневника самоконтроля.
  Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
  Основы массажа. Понятие о массаже. Спортивный массаж. Значение массажа в спортивной практике.
  Влияние массажа на организм: кожу, связочно-суставный аппарат, мышцы, кровеносную и лимфатическую системы, дыхательную систему, обмен веществ, нервную систему.
  Показания и противопоказания к массажу. Помещение и инвентарь для массажа. Помещение и инвентарь для массажа. Требования к массажисту. Смазывающие вещества.
  Виды и последовательность массажных приёмов. Поглаживание. Растирание. Разминание. Выжимания. Поколачивание. Похлопывание. Рубление. Потряхивание. Встряхивание. Валяние. Вибрационный массаж.
  Классификация спортивного массажа: гигиенический, тренировочный (частный и общий), предварительный (согревающий, успокаивающий, возбуждающий), восстановительный, массаж при травмах. Самомассаж: приёмы и техника.
  Оказание первой помощи. Понятие о травмах. Травматические повреждения, характерные для занятий пауэрлифтингом, меры их пррофилактики. Страховка и самостраховка. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, открытых ранениях. Оказание первой помощи: утопающему, засыпанному землёй, снегом, при электротравмах, обмороке, попадании инородных тел в глаза, уши. Приёмы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
 
 5.6. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ.
  Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.
  Техника выполнения упражнений в пауэрлифтинге - один из главных разделов подготовки спортсмена. Что такое техническое мастерство, от чего оно зависит. Необходимость всестороннего физического развития.
  Человек, как биомеханическая система. Биомеханические звенья человеческого тела. Роль нервно-мышечного аппарата в двигательной деятельности троеборца. Сокращение мышечных групп - причина вращенья звеньев тела. Перемещение звеньев тела относительно друг друга - причина движения штанги.
  Основные параметры движения атлета и штанги. Усилия, прикладываемые атлетом к опоре и штанге. Ускорение, скорость и вертикальное перемещение штанги. Траектория движения снаряда. Характер изменения суставных углов, мышечная координация и характер возбуждения мышц при выполнении упражнений в пауэрлифтинге.
  Сила и скорость сокращения мышц - фактор, определяющий спортивный результат. Режимы мышечной деятельности: преодолевающий, уступающий, удерживающий. Скоростно-силовая подготовка троеборца.
  Особенности техники выполнения упражнений со штангой: большой вес снаряда, ограниченность в амплитуде движений, лимит времени, ограниченная площадь опоры, сложность коррекции движения.
  Влияние на технику анатомических и антропометрических данных атлета. Определение стартового положения в зависимости от антрометрических данных и развития двигательных качеств атлета.
  Характер приложения усилий к штанге в начальный момент выполнения упражнений. Взаимосвязь, прикладываемых атлетом усилий с кинематикой суставных перемещений в процессе выполнения всего упражнения.
  Система "атлет-штанга". Движение общего центра тяжести (ОЦТ) системы при выполнении упражнений. Перемещение звеньев тела и снаряда относительно друг друга в процессе выполнения упражнений.
  Гибкость - одно из основных качеств троеборца, необходимых для успешного выполнения упражнения в пауэрлифтинге. Взаимосвязь, гибкости и минимального расстояния подъёма штанги, как одного из составляющих высокий спортивный результат.
  Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
  Взаимодействие атлета со штангой до момента её отделения от помоста. Создание жёсткой кинематической цепи и сохранение её в процессе движения- один из важнейших факторов, предопределяющих успешное выполнение упражнения.
  Взаимообусловленность характеристик техники. Ведущие элементы координации. Граничные позы между фазами, как исходные моменты при выполнении двигательных задач по фазам движения.
  Не одновременность в изменении кинематических и динамических параметров техники движения атлета и штанги. Взаимосвязь усилий, прикладываемых троеборцем к штанге с кинематикой суставных перемещений, со скоростью движения штанги, временем выполнения отдельных фаз.
  Характер сокращения мышц при выполнении упражнения.
  Общие требования к выполнению отдельных элементов и фаз движения. Что такое структура движения. Отличительная особенность ритмовой структуры приседаний и жима от тяги.
  Траектория движения штанги как результат приложения усилий в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Оптимальность приложения усилий.
  Рациональное использование внутренних и внешних реактивных сил при выполнении упражнения.
  Основные методы оценки качества техники при выполнении упражнений в пауэрлифтинге. Оценка технического мастерства по траектории, реакции опоры атлета, по работе мышц, ускорению и скорости движения штанги, по изменению угла в суставах. Рациональные отношения характеристик техники.
  Управление системой "троеборец-штанга". Рациональное соотношение кинематики суставных перемещений с траекторией движения штанги. Экономичность движения.
  Основные ошибки в технике упражнений. Причинно-следственные связи возникновения ошибок. Методические приёмы для устранения ошибок.
 
 5.7. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТРОЕБОРЦЕВ.
  Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.
  Обучение и тренировка - единый процесс. Обучение классическим и специально-вспомогательным упражнениям. Последовательность изучения упражнений в пауэрлифтинге и компонентов техники. Физическое развитие занимающихся и эффективность обучения технике. Роль волевых качеств в процессе обучения. Страховка и самостраховка при обучении. Контроль и исправление ошибок при обучении технике.
  Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
  Взаимосвязь обучения и воспитания в прцессе тренировки. Влияние общей и специальной физической подготовки на процесс обучения технике.
  Использование принципов дидактики в процессе обучения. Этапы становления двигательного навыка. Содержание теоретического и практического материала в период обучения. Расчленение материала в логической последовательности.
  Использование технических средств в процессе обучения и контроля за усвоением материала. Приборы срочной информации. Виды срочной информации: зрительные, звуковые и тактильные. Методика исправления ошибок.
 
 5.8. МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ТРОЕБОРЦЕВ.
  Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.
  Спортивная тренировка - как единый педагогический процесс формирования и совершенствования навыков, физических, моральных и волевых качеств занимающихся.
  Понятие о тренировочной нагрузке: объём, интенсивность (вес штанги), количество подъёмов, упражнений, максимальные веса, использование специальной экипировки. Методика их определения. Понятие о тренировочных весах: малые, средние, большие, максимальные.
  Понятие о тренировочных циклах: годичных, месячных, недельных. Отдельные тренировочные занятия. Урок - как основная форма занятий. Части урока. Разновидности уроков. Эмоциональность урока.
  Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
  Понятие о тренировке. Влияние тренировочного процесса на организм занимающихся. Физическая, техническая, тактическая, моральная, волевая и теоретическая подготовка, их взаимосвязь в процессе тренировки. Принципы тренировки: систематичность, непрерывность, всесторонность, постепенное повышение нагрузки, сознательность, учёт индивидуальных особенностей организма.
  Тренировочные нагрузки. Взаимосвязь объёма и интенсивности тренировочной нагрузки в различные циклы тренировки: годичные, месячные, недельные, в отдельных тренировках.
  Роль больших, средних и малых тренировочных нагрузок. Вариативность - как метод построения тренировки. Величина интервала между подходами и занятиями.
  Особенности построения тренировочных занятий перед соревнованиями. Применение специальной экипировки. Разминка на занятиях и соревнованиях. Количество подходов и величина поднимаемого веса в разминке на соревнованиях.
 
 5.9. ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ.
  Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.
  Планирование и учёт проделанной работы и их значение для совершенствования тренировочного процесса. Понятие о планировании. Цель и задачи планирования. Круглогодичная тренировка - основа спортивных успехов.
 Понятие о тренировочной нагрузке и её параметрах.
 Групповое и индивидуальное планирование. Дневник тренировки атлета. Форма дневника и порядок его ведения. Значение ведения дневника.
  Для групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
  Планирование тренировки и основные требования, предъявляемые к планированию.
  Виды планирования: перспективное(на несколько лет), текущее(на год), оперативное(на этап, месяц, неделю, занятие).
  Задачи тренировочных циклов и их содержание. Динамика тренировочной нагрузки в циклах: объём, интенсивность, количество подъёмов максимальных весов.
  Формы тренировочных планов: перспективного, годичного, месячного, недельного, план-конспект урока.
  Документы планирования учебно-тренировочной работы: программа, учебный план, годовой график учебно-тренировочной работы, рабочий план, конспект занятия. Расписание занятий.
  Календарный план соревнований. Дневник спортсмена. Методика ведения спортивного дневника и отчётов о тренировке.
 
 
 
 5.10. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ. Для всех учебных групп.
  Мышечная деятельность - необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности.
  Спортивная тренировка, как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма.
  Понятие о физиологических основах физических качеств, необходимых троеборцу. Понятие о силовой и скоростно-силовой работе. Методы развития силы мышц.
  Особенности функциональной деятельности центральной нервной системы, органов кровообращения, дыхания при занятиях пауэрлифтингом. Продолжительность восстановления физиологических функций организма после различных по величине тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях. Повторяемость различных по величине физических нагрузок и интервалы отдыха.
  Явление задержки дыхания и натуживания. Энергозатраты троеборца.
  Понятие о снижении работоспособности, утомлении и восстановлении. Увеличение работоспособности выше исходного уровня (супер компенсация). Методы и средства ликвидации утомления и ускорения процессов восстановления: активный отдых, водные процедуры, массаж, питание, витамины, фармакологические средства и др.
  Характеристика предстартового состояния троеборца в период подготовки и во время соревнований.
 
 5.11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
  Для всех учебных групп.
  Понятие о психологической подготовке. Основные методы развития и совершенствования моральных и волевых качеств спортсменов. Преодоление трудностей в процессе тренировки и соревнованиях, связанных с подъёмов предельных весов. Преодоление отрицательных эмоций перед тренировками и соревнованиями. Индивидуальный подход к занимающимся в зависимости от типа нервной деятельности, темперамента, психологических особенностей троеборца.
 Психологическая подготовка перед, во время и после соревнований. Участие в соревнованиях - необходимое условие проверки и совершенствования моральных и волевых качеств. Влияние коллектива и тренера на психологическую подготовку спортсмена. Средства и методы отдельных психологических качеств.
 
 5.12. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
 Для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных.
 Общая и специальная физическая подготовка юных троеборцев и её роль в процессе тренировки.
 Общая подготовка, как основа развития различных качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности. Требования к общей физической подготовке троеборцев.
  Средства общей физической подготовки и их характеристика. Общая физическая подготовка, как средство восстановления работоспособности и активного отдыха спортсмена. Взаимосвязь общей и специальной физической подготовки троеборца. Контрольные тесты для выявления уровня развития общей физической подготовки.

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу