<< Пред.           стр. 5 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 От всего сердца хочу тебя обнять.
 Ты мой дом, моя - стихия,
 Я люблю тебя как мать.
  (" Моя земля")
 
  Образ Земли - матери, где он родился и вырос, дома и близких ему людей, бабушки и тети Сынкоик, - все это позволяет притронуться к тем невидимым нитям, уходящим в глубину веков и связующим поколения эвенков. Родная земля дала ему большее - она наделила его мудростью, представлениями о добре и зле. Она дала те корни, которым он не должен дать засохнуть и пустить их дальше.
 
 
 Энеко, Энеко, синэ нян толкитчав.
 Дют тала, эмкэрду, саннадячан
 Хулукунди мэнми ичэдечэв,
 Бираят турэнин чоргиндячан.
 Эли-ли минэ турэтчэчэс?
 ("Энеко")
  Бабушка, бабушка, опять ты мне приснилась.
 Дымит наш дом на берегу крутом.
 Вижу себя маленьким,
 Речка наша без умолку журчала.
 Не ты ль меня звала?
  ("Бабушка")
 
  Где бы поэт ни был, он в мыслях своих не расстается со своей землей и соплеменниками. Он там же, где они, в местах кочевий.
 
 Тэгэв, акнисалви гулувурдули,
 Городук сунду икэдем,
 Нулгиктэдерэс кэвэрилдули,
  Инмэсун би ургэпчувэ садем.
 Хунгтули хоктоли суручэсим.
 Элэ сунэ энгнэм би омнгоро.
 Орон итыван би татычасим,
 Улуки удяван этэм сокорро.
 ("Тэгэдув") Народ мой, о кострах братьев моих
 Издалека вам песни слагаю,
 Кочуете на открытых просторах,
  О тяжкой жизни вашей знаю.
 Другой путь выбрал я,
 Но о вас никогда не забываю,
 Заповедь оленя запомнил я,
 След белки не потеряю.
  ("Моему народу")
  Целый ряд стихотворений из сборника "Гулувурви" ("Мои костры"), опубликованного Красноярским книжным издательством в 1985 г., посвящен суровой природе Севера и его обитателям: "Гагингняду" ("Озеру лебедей"), "Каравил" ( "Журавли"), "Сонгодечэн хуннгэ" ("Плач пурги") и др. Для любого северянина природа - это состояние души, он не может быть вне её и чувствует малейшее её изменение. Эвенки - прирожденные охотники, и они, как никто другой, знают тайгу, ориентируются в ней по особым лесным приметам.
 
 Агива татыча бисинни.
 Лавиктая си орорду,
 
 Гунивкил, дёлоду бакадянгас,
 Дюла хоктови хактыраду
 Осикталду нунгнивденгэс.
 ( "Этэечимниду Колоконду") Ты тайгу хорошо изучил,
 Говорят, ягель для оленя в камнях отыщешь,
 В темноте, идя домой,
 Звездами ведомым будешь.
  ( "Пастуху Колокану")
  Язык произведений А. Немтушкина образен и выразителен. В качестве сравнения он использует живой мир природы, который наиболее ему дорог:
  1. Моты согдоннодин урэ ичэвдечэн. Гора виднелась как спина лося.
 2. Судаки иргдин эдын хуннгэдечэн. Ветер хвостом лисы развевал.
 3. Урэл мотынгачир ичэвдерэ - Катанга дяпкалан умначал. Горы словно лоси видны - пришли напиться к Катанг - реке.
 4. Уркэтви туракингачин арпулдянни. Дверью словно ворона крыльями распахиваешь.
  Каждое из животных - это либо положительный, либо отрицательный образ. Поэт знает, какова роль того или иного представителя животного мира в жизни охотника. Моты - лось - это символ силы, благополучия и стабильности. Он более древен в сознании эвенков, чем олень. Тому ответом служат мифы о погоне небесного охотника за лосем - солнцем или лосем - вселенной - Хэглэном.(9, с.49 - 50)
  Как отмечает Г.М. Василевич, лось, дикий олень и другие парнокопытные обеспечивали жизнь охотника, и он верил в то, что их посылал дух - хозяин верхнего мира - Буга и дух - хозяин тайги - Эден (1, с. 220)
  Ворона - тураки передает образ безысходности, бессилия автора вернуть то старое, далеко ушедшее - мир безвозвратного детства. В стихотворении "Дюкчами" ("Родительский дом") выражена тоска, боль по заброшенному дому, где нет продолжения жизни. Дюкчами - это остов строго заброшенного чума:
 
 Холокто бисинни, тыксалли сэмкэчэл.
 Сангарилдиви городук конгнолэденни.
 Хулэптэрвэс эдысэл угирчэл,
 Уркэтви туракингачин арпулдянни.
  Ветхий ты, износилось твое
 Берестяное покрытие,
 Дырами своми чернеешь.
 Пепел твой ветры развеяли,
 Вороной черной дверь распахиваешь.
  Выпуском в свет сборника стихов "Сэмэлки" ("Знак"), изданного в 1993 г., поэт обязан словесному и музыкальному творчеству эвенков. Свои четверостишия автор отнес к жанру пословиц. На наш взгляд, они в большей степени сходны с жанром ИТЫ - заповедями.
 
 Гунденни си, нгинакинни
 Упкаттук аятмар урилэнду,
 Элэ саннгнэкэл, - тогочимкинин
  Окин - да биденгэн - уркэду! Ты говоришь, твоя собака
 Лучше всех в стойбище,
 Запомни - его место
  Всегда будет возле двери!
 
  Автор в песнях - икэнах " Гудее дуннэ" и "Олломимни икэнин" сохраняет ритмическую организацию танца и ладовое богатство традиционной эвенкийской хороводной песни:
 
 Дуннэвун мунни гудей,
 Элэнилди нунан бай.
 Гиркие, гиркие, гудей, гудей, гудёе!
 Гиркие,гиркие, гудей, гудей, гудёе!
  Гей, гей, хэй, хэй! Наша земля красива,
 Беспредельно она богата.
 Гиркие, гиркие, гудей, гудей, гудёе!
 Гиркие, гиркие, гудей, гудей, гудёе!
 Гей, гей, хэй, хэй!
 
  Используя традиционную двустрочную строфу, он вводит свои напевы, не свойственные фольклорным народным текстам. Эвенкийские напевы типа эгэлэй, осорой, дэвэйдэ очень древние по происхождению, и они в то же время могли нести в себе какую-то смысловую нагрузку об отдельной этнической группе.
  Эвенкийское поэтическое слово своим рождением обязано также другому эвенкийскому поэту и собирателю эвенкийского фольклора Николаю Оегиру (1926 -1988 г.г.), выходцу стойбища Еромо Чириндинского сельсовета Эвенкийского автономного округа Красноярского края. Им собраны и опубликованы сказки "Илэ упкаттук этрситмэр" ("Человек сильнее всех").
  Сказки "Илэ упкаттук элэситмэр" были изданы в 1986 г. Красноярским книжным издательством. Свыше 80 сказок собрано Н. Оёгиром. Большой интерес представляют сказки с этиологической концовкой. Почему мир стал таким, почему ворон поёт, почему карась стал плоским и т.д. - это те вопросы, на которые пытался ответить древний человек. Охота, будучи одним из основных занятий наших предков, сыграла значительную роль в формировании взглядов на окружающую природу, животный мир. Охотник - эвенк знал все повадки представителей животного мира, на основе ежедневного наблюдения за ними он создавал тот или иной образ, положительный либо отрицательный.
  Серия сказок, где выступает героем Ворон, повествует об отрицательном образе. Ворон по народной версии создан Харги - злым духом. "Ворон стал черным. С тех пор он кушает только гнилое мясо - очищает нашу землю и сохраняет природу, И петь ворон не умеет, а только каркает, потому что его создал злой дух Харги" (7)
  Автор сохраняет традиционное построение сказок, которые начинаются с инициальных формул "Тар со горо бичэн" (То было в давние времена), "Гунивкил, тар со городу" (Говорят, то было давным - давно) и др. В финальных формулах объясняется, какой облик обрёл тот или иной герой: " Вот с тех пор у Дятла клюв крепкий, когти острые, а шапка на голове - красная"; "Это, чтобы они никогда не забывали о ловушках охотников, - так говорят старые эвенки". Н.Оёгиром опубликованы два сборника: "Танец куликов" (Лорбовкил икэлинтын), 1987 г. и "Удяран * юктютки" (Тропа к роднику), 1989 г. Поэт умер в 1988 г.
  Поэзия Н.Оёгира жизнеутверждющая, она полна силы и энергии. Он обращается к своим соплеменникам, чтобы те ценили жизнь, искали и находили правильный ответ в жизни, были внимательны к другим людям, старались понять живущего рядом человека.
 
  Экэллу хитэнмэ турэттэ.
  Дэгилди дэгдерэ эдэтын.
  Со ая тэделвэ турэткэл,
  Нгэрипчул одянал юдэтын.
 
 "Илэл турэрду хултикаллу" Порой, коль смысла нет в словах твоих,
  Не выпускай ты их, как птиц на волю,
  А придержи, чтобы скопилось в них
  Тепла и света доброго поболе.
  "Тепло слов"
  Его волнует судьба близких людей, он искренне болеет за будущее земли, на которой издавна кочевали его предки. Он пытается донести читателю-соплеменнику свою боль по уходящему миру предков. И считает, что гражданский долг каждого из нас беречь и сохранять свою землю и традиции народа.
 
 Тар иты улгур эси оча.
 Этэп - гу тарва мит денчара?
 Тар митту хэвэки тунэвэн,
 Этэп - гу эси миг одёро?
 Би агландули нгэнэденэ,
 Холокто гуливэ ичэнгнэм,
 Гулиду ая дял эмэнмучэ.
 Би унгкерона илтэнингнэм.
 "Гули" Мы про обычай предков наших речь
 Теперь заводим реже года от года,
 А не мешало б нам, друзья, беречь,
 Как мать родную, природу.
 Но сердце холодеет от тоски.
 И с каждым днём больнее видеть глазу,
 Что на земле лишь старые пеньки
 У чумовищ остались от лабазов.
 
 "Гули"
  Как и А. Немтушкин, Н.Оёгир беспокоится о том, что с уходом старшего поколения в небытие канут обычаи и традиции эвенков. Образ голомо - чума не должен уходить в прошлое, так как это символ дома, очага эвенка. Потухнет огонь в доме, с нею потухнет и жизнь.
 
 Голомо гэрбивэн энгнэгэт омнгоро,
 Эр митвэ Голомо утэлэ балдывчан.
  Давайте не забудем слово голомо,
  Оно нас с детства взрастило. Потомственный охотник - оленевод, выросший в тайге, он знает каждую пядь родной земли. Свои поэтические строки Н.Оёгир посвящает близким для него местам: "Бира Сордонок" ( Река Сордонок), "Амут Чирингда " (Озеро Чиринда), "Урэл Дугэ" (Горы Дугэ) и т.д. Он един с природой и пытается передать это гармоничное состояние единства природы и человека читателю, чтобы тот ощутил полноту и красоту северной земли и стремился к этой слитности.
 
  Гагнгият иннгактат долбони.
  Чолкокун оронди онгколлон.
  Багдамат хогилмат куптунал.
  Илэ - вэл гороло нулгиллэ.
  Эдынкэн дяпкали туксаран
  Багдамал удялва эмэнэн.
  Ложится ночь, как лебединый пух,
 В гольцах она оленем пробегает.
 Укутавшись, как в парки, в облака,
 Хребты ведут аргиш свой бесконечный.
 Ветерок пробежал по песчаному берегу,
 След белый оставив.
  Каждый из названных нами поэтов и прозаиков внес свой вклад в становление эвенкийской литературы. Глубокое знание собственной культуры и языка позволили им раскрыть богатство и образность эвенкийского слова и донести его до читателя. Их произведения отличает яркая самобытность, органичность и цельность восприятия жизни.
  Использованная литература
 
  1.Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки 17 - 20 вв. - Л.: Наука, 1969.
  2.Варламова - Кэптукэ Г.И. Эпические традиции в эвенкийском фольклоре. - Якутск: АДД, 2002.
  3.Немтушкин А. Гулувурви. - Красноярск, 1985.
  4.Немтушкин А. Мне снятся небесные олени. - М.: Современник, 1987.
  5.Немтушкин А. Всадники на оленях. - Красноярск, 1991.
  6.Немтушкин А. Сэмэлкил.- Красноярск, 1993.
  7.Оегир Н. Человек сильнее всех /Пер. В. Ермаков. - Красноярск, 1986.
  8.Оегир Н. Тропа к роднику /Пер. А. Федорова. - Красноярск, 1989.
  9.Окладников А.П. Олень золотые рога: Рассказы об охоте за наскальными рисунками. - Хабаровск, 1989.
 
 
 
  ТРАДИЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
  У ЭВЕНКОВ
 
  Е.Ф. Афанасьева
 
  Традиционная культура воспитания включает в себя совокупность идей и приемов по подготовке подрастающего поколения к жизни, традиции и обряды, регламентирующие его воспитание, правила кормления и рецепты детской пищи, предметы детского быта, детский фольклор, детские и молодежные праздники, различные формы народных состязаний, заветы предков потомкам, трудовые обязанности детей.
  Эвенки, история которых исчисляется тысячелетиями, первыми осваивали огромные просторы Сибири, Севера и Дальнего Востока. Вся их жизнь проходила в тайге, в горах, в степи. И своих детей они с рождения готовили к жизни охотников, рыболовов, оленеводов.
  Чтобы мальчик в будущем стал хорошим, удачливым охотником, в колыбель новорожденного подвешивали лучок со стрелами, передние нижние зубы копытных зверей, зубы медведя, лисиц, белок, горностая, а девочке - наперсток, нитки и кусочки цветных тряпочек, чтобы дочка была хорошей рукодельницей (Василевич, с. 170-171). Для охраны детской души изготовляли небольшого деревянного ментая - фигурку птички (Мазин, с. 61).
  До двух лет детей кормили иначе, чем взрослых: давали самые лакомые кусочки мяса и рыбы, поили оленьим молоком. Если отец приносил с охоты только одну птицу (рябчика, утку, тетерева), ее варили специально для детей. С 2-3 лет они ели ту же еду, что и взрослые. Но при этом для охраны детского здоровья существовал ряд оберегов - одё. Им не давали есть мясо (мышцы) с ног копытного (чтобы не были драчунами), есть околосердечную сумку (чтобы не болело сердце), не позволяли совать в рот челюсть оленя (чтобы не болели зубы), плевать в огонь (чтобы не болел язык), мочиться около огня (чтобы не страдать недержанием) и т.п.
  К детям относились ласково, говорили с ними обычно спокойным тоном. Резкие крики родителей, а тем более шлепки были редки, поэтому, по наблюдениям известного тунгусоведа Г.М. Василевич, дети эвенков мало плакали.
  Любовь к детям особенно ярко проявляется у эвенков в их отношении к сиротам. После смерти родителей они переходили на иждивение ближайших родственников или членов того же рода. Сирота получал имя приемного отца, а также материальную и духовную поддержку со стороны своих сородичей. Крайне редки случаи, когда родители плохо относились к приемышу.
  В жизни эвенкийского ребенка большое значение имеют игрушки и игры, через которые познавался окружающий мир. Детям, начинающим говорить, делали игрушки. Это были ветки в виде оленей, кости плюсны (аю), которые изображают животных (без "одежды"), людей (в "одежде"). Для таких кукол делали маленькие колыбели (эмкэ). Или вырубали из дерева маленьких оленей без рогов, вырезали из бересты животных в движении. По их размерам и общему облику дети различали возрастные особенности оленей: важенку (олениху), быка, бычка, олененка. Этими игрушками дошкольники играли в подражательные игры, в которых находят отражение ситуации из жизни взрослых.
  Например, игра "Нулгиктэдерэ" (букв. "Кочуют"): дети устанавливают "караван", и вокруг "оленей", подражая взрослым во время кочевки, ведут разговор, окликая оленей. Или мальчики, играя в "Бэюктэдерэ" ("Охотятся"), расставляли "диких зверей" (аю) и "охотников" (аю, обмотанные тканью) и стреляли из игрушечных луков. Девочки обычно играли в "Дюдувар" ("В доме"), "Мата эмэрэн" ("Гость приехал"), где они, подражая взрослым, вели разговоры с куклами, угощали их.
  С 6-7 лет родители приучали детей выполнять несложные виды работ по дому: носить воду, дрова. Мальчикам делали маленький лук и стрелы для охоты на белок, бурундуков вокруг дома. Девочки в этом возрасте могли чинить одежду, вышивать.
  С 11-12 лет мальчики уже получали ружье для охоты на пушного зверя, умели бить острогой рыбу, а с 17-18 лет начинали охотиться на крупного мясного зверя. Девочки же помогали матери по дому, изготовляли нитки из жил животных, шили одежду и обувь, вышивали. Мять шкуру давали только в подростковом возрасте, когда появлялась сила в руках. Игры этого возраста были уже подвижные, развивающие сноровку, ловкость, меткость. Если дети во время игр научатся метко набрасывать аркан (маут) на рога оленя, то они будут хорошими оленеводами. Если они будут уметь метко попадать в цель из лука, то станут хорошими охотниками. Во время народных праздников устраивали различные соревнования. Это стрельба из лука в ледяную стену, в шест, в катящийся обруч или шар, метание маута, перетягивание палки, гонки на оленях.
  На Севере происходит раннее трудовое взросление детей, которое народная педагогика всячески стимулирует. Дети не только рано приучаются к труду, знают свои обязанности, но уже с детства у них вырабатывается потребность в труде (Бугаева, с. 172). Ведь в суровых условиях Севера нельзя плохо ухаживать за оленями, охотиться и рыбачить - останешься голодным, погибнешь. Воспитание трудолюбия органично связано с привитием высоких нравственных качеств. Девочек приучали к поддержанию порядка в доме, воспитывали у них послушание, скромность, аккуратность.
  Существует ряд запретов-оберегов (одё), регламентирующих поведение девочки, будущей женщины - хранительницы очага. Так, с детства девочкам внушали, что нужно быть хорошей хозяйкой: "Нельзя есть из чужих чашек", "Нужно зашивать все прорехи на одежде, иначе в мужья достанется неудачливый охотник", "Нельзя обходить чум без дела". Их учили почтительно относиться к мужчинам - отцу и старшим родственникам: "Женщина не должна называть по имени ни старшего брата мужа, ни его отца", "Голая и полуголая женщина не должна показываться мужчинам", "Жена не должна наступать на одежду мужа" и т.д.
  Мальчиков через одё знакомили не только с правилами поведения на охоте, правилами обращения с собаками, оленями, но и формировали у них такие нравственные качества, как смелость, честность, трудолюбие. Им неизменно напоминали: "Не ешь сердце куропатки, а то станешь трусом, как куропатка", "Увидев лису, не говори: "Я видел волка" и т.д. (Романова, Мыреева, с. 313-320). Такие нравственные качества, как честность, справедливость, коллективизм, дети усваивали также в труде, знакомясь с неписаными законами, обычаями своих предков.
  Каждый оленевод, охотник, рыбак знал места своих кочевий и промысла, отличая своих оленей по особым меткам. В тайге на местах чумовищ для хранения вещей или мяса сооружали лабаз (нэку). И случаев хищения этих вещей не наблюдалось. Воровство у эвенков считалось самым страшным грехом. За обман и кражу виновнику выносилось общественное порицание, а за повторный проступок его изгоняли из рода, что было очень суровым наказанием. Если к стаду прибивался чужой олень, то его возвращали хозяину.
  Взаимовыручка и поддержка в тайге - основной принцип взаимоотношений между людьми. Охотники в избушках-зимовьях или лабазах оставляли всегда соль, спички, необходимый запас еды. И каждый, кто нуждался в тепле и еде, мог воспользоваться этим запасом. Взамен он также оставлял что-либо. По этому поводу старые эвенки говорили: "В лабазе продукты, чай оставь, заблудившийся человек найдет", "С другом едой поделись, не жалей, в жизни тебе оплатится".
  У эвенков широко был распространен нимат. Когда охотник приходил с добычей, он делился ею со своими родственниками или соседями, прежде всего со стариками. Вообще с младенчества у детей воспитывалось почтение и уважение к пожилым людям. В семье, роде без совета и согласия старейших ничего не предпринималось. Их просьбы и пожелания неукоснительно соблюдались. Эвенки считали не достойными уважения тех людей, которые плохо следили за стариками, не заботились о них. Они говорят: "Старого человека не ругай - запрет" (нэлэму).
  Молодежь приучали обращаться к взрослым в соответствии с их возрастом или степенью родства. У эвенков считалось безнравственным называть по имени людей более старших, почитаемых в роде. Поэтому к матери обращались: эня "мама", энинтын "мать людей"; к отцу: ама "отец"; к старшим сестрам, тетям: эка "старшая"; к старшим братьям, дядьям: ака "старший".
  Человечность, уважение к людям лежат и в основе традиций гостеприимства. Так, гостя, приехавшего издалека, прежде всего напоят чаем, для него сварят суп из лакомых кусков мяса, подадут на стол деликатесы: олений язык, аорту, костный мозг и др. Между гостем и хозяином, как правило, происходит взаимный обмен подарками. Лучший подарок - собака или олень.
  Естественным в эвенкийской народной педагогике считалось и гуманное отношение к животным, бережное отношение к окружающей среде, что закреплено в обычаях, в системе оберегов. Так, эвенки говорят: "Не бей оленя: душа его испугается, от тебя уйдут все олени", "Много деревьев - не ломай, мало деревьев - жалей, нет деревьев - вырасти", "С озера всю рыбу не вылавливай, оставь своим детям", "По лесу идешь - под ноги смотри". Поэтому эвенк никогда не брал от природы больше, чем он мог съесть, не заготавливал мясо, рыбу, ягоды и грибы в больших количествах.
  У эвенков основным методом воспитания является личный пример. Во время охоты, рыбной ловли или выпаса оленей они передают своим детям секреты мастерства, обучают по принципу "делай, как я". При этом они обращают внимание на повадки животных, на умение читать следы, знаки "илкэн", "самэлки", оставленные сородичами и содержащие какую-либо информацию, на приемы охоты на зверя, добычи рыбы. И характерной чертой во взаимоотношениях взрослых и детей являются уважение к личности ребенка. Это способствовало формированию у него чувства доверия к родителям, старшим, воспитывало послушание, побуждало следовать советам взрослых.
  К сожалению, сегодня многие традиции, обычаи эвенков утеряны в связи с изменением традиционных форм хозяйствования: в упадке оленеводство, охотой занимаются единицы. Забыты многие заповеди предков, утрачивается язык. Но вместе с тем эвенки на Земле есть, их более 30 тысяч, жив язык, значит, есть кому передать заветы предков, основы народной педагогики.
 
  Использованная литература
  1. Бугаева А.Л. Особенности традиционного воспитания детей у ненцев, эвенков и чукчей // Просвещение на Крайнем Севере. - Вып. 23. - Л., 1987. - С. 166-181.
  2. Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII- начало ХХ вв.). - Л.: Наука, 1969.
  3. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец ХIХ - начало ХХвв.). - Новосибирск: Наука, 1984.
  4. Романова А.В., Мыреева А.Н. Фольклор эвенков Якутии. - Л.: Наука, 1971.
 
 ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ СЕВЕРА:
 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ОПЫТ
 
  А.Ф. Головин
 
  Национально-прикладное искусство в различных видах его проявления находится в тесной связи с духовным миром народа, выражающейся в философии и истории развития культуры, ощущении и восприятии внешнего мира и его воплощении в материальном продукте. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Восстановление искусства народных промыслов в виде прикладного творчества является связующим звеном прошлого с настоящим, настоящего с будущим народа. Каждое изделие, дошедшее до нас, является истиной из прошлого, носит отпечаток жизни, предшествующий нашему времени. Так, житель Туры Эвенкийского автономного округа - эвенк Николай Ксенофонтович Карлин, которому было более 100 лет, рассказывал, что в 10-11лет научился управлять лодкой-берестянкой, ставить сети, настораживать самоловные орудия; в 12-13 лет добывал пушного зверя, дикого оленя, сохатого; в 15-16 лет умел делать нарты, камусные лыжи, лодки-берестянки. К этому времени он уже слыл хорошим охотником и оленеводом. Постоянно находясь в суровых климатических условиях, северянин создал себе удобную, легкую, теплую одежду и обувь, применяемую в охотничьем промысле, оленеводстве, на рыбалке и в быту.
  Технологический процесс выделки шкур, изготовления жил для пошива одежды и обуви очень трудоемок. Эта работа выполнялась женщинами, мать терпеливо прививала дочери навыки при выделке шкур, изготовлению жил, кройке и шитью одежды и обуви, украшению их узорами, учила готовить пищу и поддерживать огонь в очаге.
  В настоящее время влияние семьи в передаче мастерства своим детям значительно ослаблено, а в практике работы массовых школ прикладное национальное творчество введено факультативно и в виде дополнительного образования через кружки и объединения. В результате такого подхода к решению проблемы подготовки подрастающего поколения к традиционным видам народного прикладного искусства до сегодняшнего времени уязвимым местом школ Севера остались унификация, единообразие образования, игнорировавшие национальную, региональную и местную специфику. Психологическая наука утверждает, что дети коренных народов особенно способны к обучению национальным видам прикладного искусства. Более того, по этнографическим и археологическим данным, эвенкийское народное искусство, имеющее древние корни и в силу ближайшего соседства, значительно повлияло на развитие якутского (Саха) народного искусства.
  Жирков Е.П., исследуя методологию и технологию обновления содержания в национальной школе, делает вывод о целостности обновления содержания образования в национальной школе: " Содержание трудового обучения должно в решающей мере определяться по принципу "от жизни и для жизни". Наряду с приобщением юношей и девушек к соответствующим видам традиционных промыслов и национальных прикладных занятий, трудовое обучение должно в определенном режиме включать элементы их подготовки к жизнедеятельности в условиях новых экономических отношений, перехода к рынку, учитывая при этом национальные особенности и возможности, начинающие проявлять себя пути адаптации нации к рыночной экономике, а также обретающие жизненные контуры модели ее экономического выживания и процветания в складывающихся условиях". [1]
  Будущее поколение коренных малочисленных народов, в отличие от старшего поколения, действительно начинает жить в других условиях, находится в иных общественно-экономических отношениях. Такое понимание проблемы, изучение в целом системы трудовой подготовки детей, побудило нас исследовать ее в опытно-экспериментальной работе.
  С 1995 / 1996 учебного года в рамках исследования нашей проблемы в учебный план и программы Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области был введен региональный компонент "декоративное прикладное искусство", начиная с 5 по 11 класс включительно. Практическую цель пересмотра и обновления содержания трудовой подготовки детей мы рассматриваем как осознанный и преднамеренный отказ от традиционной системы единого содержания трудового обучения в школе, которая нацелена на выработку у школьников умений и навыков без учета трудовых традиций народа, вне связи с условиями их жизни, с конкретными видами занятий и в отрыве от реальной перспективы их жизнедеятельности. В выборе методологии, принципов и конкретных форм осуществления пересмотра и обновления содержания трудового обучения и трудовой подготовки детей нам помогло изучение трудов по этнопедагогике академика Российской Академии образования Волкова Г.Н., [2] Афанасьева В.Ф., [3] Данилова Д.А., [4] Оконешниковой А.П., [5] Неустроева Н.Д., [6] Саввинова Т.Т. [7] и др. Педагогический коллектив, исходя из программы проведения опытно-экспериментальной работы, в соответствии с целями и задачами нашего исследования определил следующие основные направления и задачи, ожидаемые результаты и выход на конечные итоги:
  - прикладное творчество в учебном плане и программах приобретает новое содержание как неотъемлемая часть политехнического образования;
  - региональный компонент обусловлен как социальный заказ;
  - региональный компонент призван прививать учащимся умения и навыки в национальных видах прикладных занятий и традиционных отраслях хозяйствования;
  - разработка новых технологий введения в учебный процесс национально-регионального компонента;
  - подготовка материально-технических, социально-бытовых условий для трудоустройства выпускников школ по направлениям профильного обучения в школе, формирование личности в процессе совместного труда взрослых и детей в местах их компактного проживания, подготовка кадров для эвенкийского села;
  - создание национально-регионального центра непрерывного образования и занятости выпускников;
  - коренное улучшение и изменение условий традиционного трудового обучения и воспитания.
  Профильное обучение по новому учебному плану и программам было введено по следующим направлениям:
  - обработка и выделка шкур, меха;
  - изготовление национальной одежды, головных уборов из меха и кожи;
  - изготовление мужской и женской национальной обуви;
  - обработка дерева и художественная резьба по дереву;
  - работа с мехом, изготовление кумаланов, сумок, других предметов национально-прикладного искусства, сувениров.
  Всего профильным обучением детей занято более 120 учащихся и 10 мастеров. Создан, на наш взгляд, вполне содержательный учебно-производственный технологический комплекс с различными цехами и кабинетами, выставочным залом.
  На выполнение учебных программ профильного обучения в учебном плане школы предусмотрено:
  10 - 11 класс 8 часов в неделю,
  9 класс 6 часов в неделю,
  7 - 8 класс 5 часов в неделю,
  5 - 6 класс 4 часа в неделю.
 
  После прохождения полного курса обучения (5-11классы) учащимся присваиваются разряды по 1-3 смежным направлениям профиля в зависимости от достигнутых профессиональных знаний и умений, а по результатам итоговой аттестации выдаются соответствующие документы, что предусмотрено в уставе школы.
  Если в целом инвариантная (базовая) часть нашего учебного плана соответствует содержанию стандарта образования, то вариантная часть учебного плана состоит из национально-региональных компонентов: эвенкийский язык в 1-11 классах, углубленное изучение эвенкийского языка для всех желающих с 7-го по 11-й классы, профильное обучение (групповое и индивидуальное) c 5-го по 11-й классы, северное многоборье, студия изобразительного искусства и музыкальная студия.
  Опытно-экспериментальная работа показала, что у школы в результате введения национально-регионального компонента в процесс трудовой подготовки детей выявлены дополнительные эффективные возможности для решения педагогических задач формирования и воспитания личности, нацеленной на будущее:
  * возможность приобщения детей к прикладному творчеству с раннего возраста;
  * многопрофильность декоративно-прикладного искусства, что позволяет учащимся освоить одновременно 2-3 и более смежных видов прикладного творчества;
  * занятие национально-прикладным творчеством - это обучение трудом, осуществляется связь между словом и трудовым процессом, т.е. результат обучения материализовывается в предмете деятельности;
  * мастер профильного обучения - непосредственный организатор процесса обучения, имеет возможности постоянного наблюдения за учащимися, уровнем сформированности у них умений и навыков;
  * ученик и мастер - "сотрудники": мастер обучает, воспитывает и развивает своего ученика; ученик, работая совместно с учителем, "изучает" мастера, как тот вкладывает в каждое изделие свою душу, чувства, мастерство;
  * прикладное искусство связывает язык и действие. Во время занятий мастера, владеющие эвенкийским языком, учат разговаривать детей на родном языке, запоминать название изделий, трудовых операций. В процессе трудовой деятельности идет пополнение словарного запаса эвенкийского языка у тех детей, которые недостаточно владеют им, но желают знать язык.
  Обучение национально-прикладному искусству - необходимая часть политехнического образования, в системе трудовой подготовки детей оно приобретает особый, целенаправленный характер. Результаты нашей опытно-экспериментальной работы показали, что обучение национально-прикладному искусству, подчиняясь общей идее и логике воспитания творческой личности, будет эффективным и политехническим при соблюдении следующих системообразующих условий:
  - обучение прикладному творчеству осуществлять на базе традиционной, основанной на культуре ручного труда технологии, умело сочетая машинную технологию с традиционным подходом к сохранению национального содержания и колорита;
  - высокая квалификация кадров, как из числа профессиональных педагогов, так и мастеров-умельцев, приглашенных для работы с детьми, повышение их квалификации по трудовой подготовке школьников с учетом наклонностей, региональной и местной специфики.
  Наше исследование и организационная опытно-экспериментальная работа, направленные на выполнение задач и целей исследования, позволили получить следующие результаты:
  1. Выстраивая концепцию обновления и развития трудовой подготовки детей на основе интереса к национальной культуре, истории, традициям и обычаям, эвенкийскому языку, мы создали образовательный опорный учебно-производственный, технологический комплекс по профильной подготовке национально-прикладному искусству детей коренных народов Севера, который объединил детей и взрослых в реальной жизни - в разновозрастном микросоциуме.
  2. В свою очередь, организация совместного труда взрослых и детей в цехах по национально-прикладному творчеству позволила решить ряд педагогических задач:
  - все учащиеся 5-11 классов в течение недели по графику занятий посещают учебно-производственный комплекс профильного обучения, где организован целенаправленный процесс воспитания детей в общественно полезном труде: 95% учащихся 5-11 классов экспериментальной школы ежегодно заняты профильным обучением;
  - в качестве взрослых выступают специалисты, мастера-умельцы, имеющие глубокие знания, высокое мастерство по традиционным видам прикладного творчества;
  - в совместном труде осуществляется процесс социальной и трудовой адаптации детей, находящихся в интернате в течение 11-12 лет то есть на длительное время оторванных от семьи, или тех, для которых в семьях в силу ряда причин нет позитивных условий приобщения детей к труду;
  - совместный труд взрослых и детей в школах Крайнего Севера - один из наиболее оптимальных и необходимых путей решения давно декларированной, но не решенной проблемы слияния школьного обучения с опытом народного трудового воспитания. По этому поводу Блонский П.П. писал: "Жить без взрослых для детей неестественно... трудовая школа есть жизнь, совместная культурно-трудовая жизнь детей и взрослых".
  3. Сформировался новый подход в решении проблемы, носящей социально-педагогический характер: сохранить то богатство, которым обладает старшее поколение сельчан, перенять мастерство пожилых эвенков, их умение, жизненную философию. При нынешней ситуации на перспективу, когда у государства нет ни средств, ни возможностей для решения важных социальных проблем в каждом селе, школа вынуждена брать на себя функции социокультурного, образовательного, частично социально-экономического развития села - подготовку кадров и социальную адаптацию выпускников к реальной жизни.
  4. Создано единое образовательное пространство внутри школы, села с учетом их возможностей и потребностей, национальных особенностей, исходя при этом из интересов детей, социального заказа родителей, окружающей их реальной жизни. Школа работает в режиме развития.
  5. За период опытно-экспериментальной организации профильного обучения в учебно - производственном комплексе школы удалось организовать творчество, сотворчество и содружество взрослых и детей, выразившееся в активизации творческой деятельности, как учащихся, так и педагогов, мастеров и др. Специальные выставки многих оригинальных работ учащихся и мастеров ежегодно открываются в школе, в краеведческом музее г. Тынды и областного центра, сельских Домах Культуры. В 1998 и 1999 гг. Первомайская средняя школа являлась участником Российского конкурса технологий в рамках реализации Президентской программы "Дети России" в номинации "Национально-региональный компонент в учебном плане и программах".
  6. Профильное обучение с 9-го класса ведется в рамках получения начального профессионального образования с выходом на специальность с последующим предоставлением работы по профильной специальности в создаваемом нами Центре - комплексе непрерывного образования и занятости выпускников и молодежи, способном решать не только собственно педагогические, но широкие социальные и социально-экономические задачи, что в свою очередь поможет стабилизировать ситуацию в районах компактного проживания коренных народов Севера Амурской области.
 
  Использованная литература
 
  1. Волков Г.Н. Этнографическая концепция национальной школы. - М.: Институт национальных школ, 1986. - 47 с.
  2. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. - Якутск, 1966. - 344 с.
  3. Данилов Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. - Якутск, 1990. - 76 с.
  4. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспитании детей. - Пермь, 1996. - 147 с.
  5. Неустроев Н.Д., Саввинов Т.Т. Сельская учебно-производственная школа - комплекс как вариант системы обучения. - Якутск, 1995. - 112 с.
  6. Головин А.Ф. Новая модель трудового обучения эвенкийской школы // Методический вестник Амурского ИППК. - Благовещенск, 1999. - С.18-21.
  7. Головин А.Ф. Новые подходы к организации профильного обучения в эвенкийской школе.// Тезисы докл. областной научно-практич. конференции. - Благовещенск, 1999. - С.68-69.
 
 
 
 О КОНЦЕПЦИИ МОДЕЛИ ЭТНИЧЕСКОЙ
  (НАЦИОНАЛЬНОЙ) ШКОЛЫ ДЛЯ КОРЕННЫХ
 МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ
 
  А.Ф. Головин
 
  Авторским коллективом Института национальных проблем образования Министерства образования РФ разработана Концепция модели северной этнической школы, которая опирается на новейшие представления о проблемах организации национальной школы и одновременно учитывает особенности существующих национальных школ у коренных малочисленных этносов российского Севера. В разработке данной Концепции принимал непосредственное участие и автор данной статьи.
  "Основные направления совершенствования системы образования коренных малочисленных народов Севера концептуально исходят из особого положения этих народов в социально-экономической и социокультурной среде России, ответственности Российской Федерации как государства за сохранение и развитие как самих этих народов, так их самобытности, значимости образования для эффективного развития экономической, социальной и культурной жизни Севера в целом", - говорится во "Введении" Концепции.
  При создании данного документа авторы широко опирались на научные и практические разработки ученых-североведов, учитывался также практический опыт работы школ и органов управления образования в местах проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, накопленный в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Эвенкии, на Таймыре и других регионах России. В рамках создания Концепции также был изучен опыт работы педагогических коллективов Первомайской и Усть-Нюкжинской средних школ Тындинского района Амурской области. Так, в марте 2001 года на базе этих школ Министерством образования РФ и Институтом национальных проблем образования был проведен семинар-совещание в декабре 2001 года в Москве. Директор школы выступал с изложением модели трудовой подготовки детей эвенков в Амурской области на научно-практической конференции.
  Школьное образование в его нынешнем виде, отмечается в Концепции, мало что дает для поддержания родных языков северян. Так, на конференции в Москве отмечалось, что безнадежно устарела повсеместно принятая в северных школах методика преподавания языка как родного через букварь и обучение чтению и письму, создававшаяся в 30-е годы и ориентированная на детей, знающих язык с детства. В работе с детьми мало учитывается специфика традиционной культуры и быта.
  Ошибочным является мнение, будто школа в одиночку способна "спасти" язык коренного населения в условиях, когда родители учеников не говорят на этом языке со своими детьми дома. Учителя школы не в состоянии заменить семью и обеспечить преемственность в использовании языка. В настоящее время лишь 42,3 % малочисленных народов Севера считают родным язык своей национальности, при этом свободно владеют русским языком 52,2 %, только 18,3 % северных народов общаются дома на родном языке. Степень владения родным языком повсеместно коррелирует с возрастом носителей: старшие поколения являются носителями языковых и культурных традиций, им характерны консервативные тенденции; а младшие, наоборот, являются носителями инновационных, центробежных тенденций в культуре, ориентированы не на родной язык, а на язык более крупного этноса (как правило, на русский или в Якутии - на якутский).
  Разрушение и расслоение языкового коллектива происходит не только по возрастному признаку. Степень владения языком связана также с большим количеством и других параметров: численность народности, тип хозяйственной деятельности (традиционная, нетрадиционная, географическое положение населенных пунктов и многие другие).
  В российской национальной школе понятие "родной язык" является ведущей частью национально-регионального компонента образовательного стандарта.
  Национально-региональный компонент учебного плана школы включает в себя, прежде всего, предметы гуманитарного цикла - важнейшие компоненты формирования духовного и культурного облика учащихся: родной язык и литературу, историю, этнографию и краеведение, быт народов Севера, иностранный язык и пр. (30 и более процентов учебной нагрузки), то есть те предметы, которые и характеризуют особенности современной национальной школы. Задачи Концепции модели северной этнической школы вытекают в свою очередь из положений модернизации российского образования. О том, что дальнейшее развитие общеобразовательных школ должно быть организационно увязано с происходящими социальными процессами в обществе. Трансформация образовательной системы и дальнейшее развитие школы для северян - с необходимостью адаптации учащихся тому или иному конкретному образу жизни и деятельности. В зависимости от этого выделяется два типа учебных заведений:
  - школа, обслуживающая коренное население, ведущее традиционный тип хозяйствования и кочевой образ жизни (автономный тип);
  - школа, обслуживающая коренное население, включенное в современные формы хозяйствования и адаптированное к сельским и городским условиям (интегративный тип).
  Реализация этой общей цели, трансформация школьной системы в интересах обеспечения указанных вариантов развития выдвигает необходимость решения взаимосвязанной цепи задач - общепедагогических, дидактических, воспитательных и управленческих.
  Структура этнических школ Севера должна быть организационно дифференцирована применительно к разным стратегиям образовательного развития. Наряду с существующими школами, школами- интернатами, школами с интернатом при школе для обеспечения развития по автономному варианту необходимо создание школ - интернатов семейного типа - начальных и малокомплектных основных. На базе семейно-родовой государственно-муниципальной школы возможно создание сезонного весенне-летне-осеннего комплекса "детсад - школа". Нами еще в 1991 году был разработана модель кочевой или передвижной таежной школы при Усть - Нюкженской средней школе Тындинского района Амурской области, которая функционирует и сегодня.
  Основополагающими принципами Концепции школы для коренных этносов Севера являются функционирование родных языков как учебного предмета и как языка обучения, введение в содержание образования и воспитания традиционной культуры: фольклора, национальных видов искусств, обычаев, народной педагогики. Образовательная система такой школы ориентирована на обеспечение единого государственного образовательного стандарта, наряду с трансляцией национальной (этнической) культурной традиции и формированием этнокультурно ориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном открытом мире. Только при таком подходе северная школа оправдывает свое социальное назначение.
  Педагогический коллектив нашей школы задолго до принятия Концепции содержания образования в проектируемой двенадцатилетней школе ввел в учебный план и программы национально-региональный компонент по народным промыслам и декоративно-прикладному искусству. Для нас профильная школа давно стала не идеей, а реальностью.
  У нас введены, или находятся в стадии осуществления, новые предметы и профили дополнительного образования, имеющие национально-культурную ориентацию: история родного края, народные ремесла, краеведение, северное многоборье, национальная хореография и др.
  С включением предметов, связанных с традиционной культурой, в содержании школьного образования расширяется социальная функция родного языка, усваивается исторически сложившиеся нравственные нормы: традиционный этикет, основы национального характера, психологии, самосознания. Предметы национального компонента создают условия для самовыражения личности в нормах и традициях своего народа.
  В Концепции подчеркивается особая роль кочевой школы (или передвижной таежной школы) как особого типа общеобразовательной школы, приспособленной к местным условиям Крайнего Севера и получившей распространение в нашей стране в 20-30-е годы. Деятельность кочевых школ представляет собой определенный этап в развитии системы отечественного образования. Ее основное назначение - сделать школу доступной для детей кочевников.
  Одной из примечательных черт кочевой школы было ее проникновение в самые отдаленные, труднодоступные места: в тундру, глухую тайгу, горы. В связи с этим в различных природных условиях сложились разные формы кочевания и функционирования кочевой школы "меридиональная" (стада перегонялись летом на север, зимой на юг), "равнинная" (кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца), "вертикальная" (кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на летние - высокогорные) и др.
  В настоящее время в связи с национальным возрождением малочисленных народов Севера идет процесс восстановления в новом облике кочевой школы. Она вновь признана наиболее приемлемой формой школьного обучения в условиях Севера под влиянием глубоких социально-экономических и общественно-политических преобразований.
  В условиях Севера существенны такие факторы, как сохранение кочевого и полукочевого образа жизни, интенсивное освоение целинных и залежных земель, расширение сферы обитания в бескрайних просторах тундры и лесотундры. Этим обусловлено появление многих мобильных поселений, в структуру которых входит и кочевая школа. Мобильные поселения могут иметь свои разновидности: кочевые - поселения с разборными домами по маршрутам обитания стада оленей или оленеводческих бригад. Сезонные поселения - на определенный промежуток времени (в течение четверти или полугодия учебного года); стационарные - поселения в виде промежуточных баз, жилищно-бытовых комплексов, "факторий", вокруг которых обитают несколько оленеводческих бригад. В зависимости от этих предпосылок нами различаются и разновидности типов кочевых школ: кочевые, полукочевые (сезонные) и стационарные.
  Кочевые школы функционируют как сельские малокомплектные начальные (либо неполные средние школы) с моноэтническим составом школьников из коренных народов Севера. Обучение здесь ведется на родном языке.
  Кочевая школа создается на базе производственного поселения оленеводов или непосредственно кочует со стадом оленей. Вместе с тем, необходимо сохранение малокомплектных школ на основных производственных базах кочевого населения.
  Введение национально-регионального компонента на основе многовариативности учебных планов и программ дает детям возможность с самого раннего возраста приобщиться к традиционным занятиям предков, к самобытной материальной и духовной культуре аборигенов Севера.
  В разных северных регионах уже функционируют такие школы, и имеется возможность оценить их деятельность. Так, в Республике Саха (Якутия) успешно работают кочевые школы в Анабарском, Олекминском и Оленекском улусах. В 1995-96 учебном году начала свою деятельность Улахан-Кельнская начальная малокомплектная школа Анабарского улуса с охватом 10 учащихся: 1 класс - 6, 2 класс - 3, 4 класс - 1 ученик, где установлен экспериментальный режим работы. Учебный год начинается с 1 августа; 1 четверть - с 1 августа по 1 октября, 2 четверть - с 9 октября по 30 ноября, зимние каникулы детей - декабрь, январь; 3 четверть - с 1 февраля по 31 марта, каникулы с 1-10 апреля, 4 четверть - с 10 апреля по 15 июня, летние каникулы с 15 июня по 1 августа. Школа работает в режиме пятидневки, суббота - день здоровья и родительский день.
  Учебный план специальный, школьный компонент передан для обучения детей традиционным отраслям производства (рыболовство, охота). В Оленекском улусе работают две кочевые школы - сады на базе оленестада № 1 совхоза "Оленекский" и на базе родовой общины "Мэрчимдээн". Школы-сады действуют с 1993 года. В них работают 3 учителя. Всего охвачено 12 детей. Годы работы кочевых школ Анабарского и Оленекского улусов подтвердили социально-экономическую значимость и педагогическую целесообразность организации этих типов школ как один из путей совершенствования школьной сети в условиях Севера.
  Таежная школа в селе Усть-Нюкжа функционирует на базе Усть-Нюкжинской средней полной общеобразовательной школы Тындинского района Амурской области. Она находится на территории Усть-Нюкжинского сельского совета в местах расположения оленеводческих бригад колхоза "Ленин-Октон" и охватывает детей 1-8 классов, родители которых большую часть времени проживают в тайге.
  Открытие, а также закрытие таежной школы в составе указанной базовой школы осуществляется муниципалитетом района по согласованию с администрацией села.
  Обучение и воспитание в школе ведется на русском и эвенкийском языках по очно-заочной форме. Таежная школа осуществляет обучение и воспитание по существующим учебным программам и учебному плану для национальных северных школ с учетом местных социально-экономических условий и национальных традиций. Прием детей в таежную школу проводится с шести- семилетнего возраста, продолжительность обучения на этапе начального общего образования 4 года (1-4 кл.) - I ступень; неполного основного общего 4 года (5-8 кл.) - II ступень. В школу принимаются учащиеся, родители которых (или лица их заменяющие, или близкие родственники) работают в тайге.
  Каждый ученик по заявлению родителей (или лиц, их заменяющих) может в любое время перейти в базовую школу. Обучение в школе осуществляют учителя базовой школы или лица из числа выпускников школы, прошедшие специальные педагогические курсы. Педагогический процесс в школе строится с учетов мнения учащихся, родителей, педагогов. Обучение учащихся в школе проводится в приспособленных деревянных помещениях или утепленных юртах. Учащиеся обеспечиваются одеждой, учебными принадлежностями, учебниками, играми, игрушками. Питание бесплатное, продукты подвозятся не реже одного раза в 2 месяца. Выпускники школы, успешно сдавшие зачеты за восьмилетний курс, переводятся в 9 класс базовой школы или, согласно заявлению родителей (или лиц, их заменяющих), продолжают обучение в учебно-консультативном пункте базовой школы.
  И хотя этим типом школ охвачен очень незначительный контингент учащихся, такой опыт ценен для всех северных школ.

<< Пред.           стр. 5 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу