<< Пред.           стр. 6 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  Положительные стороны этой модели северной школы заключаются в следующем:
 * в условиях работы оленеводческих и рыболовецких бригад по маршрутам кочевания наиболее подходящей формой хозяйствования является семейный подряд, где детям предоставляется возможность с раннего возраста приобщаться к традиционным занятиям своих родителей, к самобытной материальной и духовной культуре родного народа;
 * учащиеся не оторваны от родителей, семейного очага;
 * в детях воспитывается чувство хозяина на родной земле с малых лет;
 * в процессе обучения легче вводить прогрессивные элементы традиционного воспитания народов Севера. Для народов Севера больше приемлема сила примера отца, матери. Оленевод - профессия зачастую наследственная, передается от отца к сыну, от матери к дочери;
 * дети постоянно находятся в окружении близкой и понятной им природной среды, что оказывает влияние на воспитание чувства бережного отношения к легко ранимой северной природе;
 * с открытием школ одновременно решаются вопросы производственно - жилищных проблем охотников, оленеводов, рыбаков, обеспечивается в значительной мере оплачиваемая работа и другим членам семьи, что способствует ее укреплению;
 * кочевая школа является для всех членов оленебригады центром просвещения и культуры;
 Работа кочевых школ выявила следующие проблемы:
 * отсутствие нормативной базы;
 * отсутствие целенаправленной подготовки педагогических кадров для работы в условиях кочевья;
 * отсутствие должной поддержки их со стороны органов народного образования, ведомственных организаций, где работают родители детей;
 * равнодушное отношение общественных организаций, национальной интеллигенции, некоторых родителей и старшеклассников;
 * отсутствие соответствующего финансирования;
 * не налажена система работы по выбору педагогической профессии;
 * отсутствие необходимой научно-методической литературы: программ, учебников, раздаточного материала; методических и наглядных пособий, ТСО и т.д.
  Опыт создания специфических форм обучения и воспитания детей в кочевой школе показывает, что наиболее плодотворная форма организации жизни, обучения и воспитания детей, подготовки их к самостоятельности возможна только при условии тщательного учета условий существования конкретных этносов, их традиций, помогающих выжить и успешно трудиться в суровых условиях Крайнего Севера. Кочевые родовые школы как новая форма хозяйственного и культурного возрождения малочисленных народов Севера перспективны и отвечают жизненным интересам этносов. Они представляют собой один из основных и рациональных путей развития и процветания коренных народов.
  Другой моделью этнической школы для коренных малочисленных этносов Севера служит школа-интернат; школа с интернатом при школе; школа-интернат семейного типа.
  Национальное образование детей-северян до сих пор остается сложнейшей проблемой прежде всего из-за отсутствия совместной работы семьи и школы по воспитанию и обучению детей. Интернатная система обучения и воспитания изначально предполагает отторжение ребенка от родных корней. На каком-то этапе интернаты помогли ликвидации неграмотности. Это способствовало тому, что у коренных народов смогли появиться писатели, ученые, техническая интеллигенция; многие профессиональные северные художники и музыканты вышли из интернатной школы.
  Но повсеместно молодое поколение малочисленных коренных народов Севера утрачивает национальные традиции, обычаи, материальную и духовную культуру. Забываются многовековые профессии и промыслы. Оленеводство, охота, рыболовство потеряли былую престижность. Источник всех этих бед все чаще и чаще усматривают в школах-интернатах. Поэтому необходимо реформировать школы - интернаты, чтобы интернатная система могла успешно функционировать и развиваться с учетом этнокультурных, этнопедагогических потребностей народов Крайнего Севера.
  Сложившаяся система образования оставляет мало возможностей для выбора, как родителям, так и их детям. В основном эти пути предполагают отрыв ребенка от семьи и традиционного образа жизни, чем подрывается как система социализации через семью, так и перспектива решения задач сохранения реликтовых культур на основе использования образовательных механизмов. Проблему составляет и наличие смешанных семей, не идентифицирующих себя с одним коренным малочисленным народом, а также стремление родителей отдавать детей в школы с обучением на русском языке, исходя из большей перспективности образования, полученного на русском языке. Проблематично и отмечаемое в школах-интернатах отношение учащихся к обучению как к форме наказания.
  Вариативность выбора образовательного пути зависит от наличия ряда организационных форм образования, а также от общественной атмосферы признания ценности родных культур, отсутствия дискриминации в отношении лиц, закончивших национальную школу, и других факторов социального и психологического характера.
  Кочевые формы обучения имеют большие возможности для подготовки детей к систематическому образованию в школах - интернатах. В каждой средней школе-интернате необходимо создавать условия для изучения истории родного края, района, села, школы, семьи, человека (труженика, сказителя, художника и т.д.).
  Старшеклассники, прошедшие здесь факультативные занятия по подготовке воспитателей - учителей для кочевой школы, смогут овладеть основами семейного и школьного воспитания. В течение учебного года воспитанники старших классов школ-интернатов, выбравшие факультатив с педагогической ориентацией, под руководством опытного педагога (психолога, воспитателя, учителя родного языка) обучаются ведению занятий с детьми. К этим занятиям могут быть привлечены матери, отцы, пожилые люди, владеющие языком, культурой и традициями своего народа.
  Занятия можно проводить не только на базе мастерских, как практикуется в некоторых школах - интернатах, но и в чуме (доме, квартире - по договоренности), а также в помещениях интерната, оборудованных для этих целей необходимым инвентарем.
  Очень важным может стать перенос сроков начала и окончания учебного года школы I ступени и II ступени. Учебный год следует завершать 1 мая.
  В школе-интернате семейного типа предполагается свободное посещение родителей и родственников в период обучения, включая совместное проживание на период гостевания родителей с детьми. На выходной день детей могут забирать родители в свой поселок.
  Модернизация системы дошкольного и общего образования, а также системы подготовки кадров, имеет своей целью создание трех вышеназванных моделей учебных заведений, адаптирующих личность к разным социальным реалиям и одновременно обеспечивающих ее вхождение в российское социальное пространство.
  При обсуждении "Концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера РФ" на научно-практической конференции в Москве в декабре 2001 года активную позицию по модернизации образования и возрождению национальной школы на Крайнем Севере заняли А.А. Томтосов - зам. министра, Л.Ч. Нимаева - начальник управления коренных малочисленных народов Севера Минфедерации России, В.К. Бацын - зам. начальника управления региональной образовательной политики Минобразования России, М.Н. Кузьмин - директор Института национальных проблем образования, член корр. РАО, А.М. Абрамов - член корр. РАО, Д.М. Насилов, И.В. Кондаков, А.А. Бурыкин - доктора филологических наук и другие видные ученые Российской Академии наук и Российской Академии образования.
  Здесь были выработаны основные направления и условия, а также практические мероприятия, обеспечивающие обновление и развитие системы трудовой подготовки детей коренных малочисленных народов в школах Крайнего Севера
  Формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в труде, эффективная подготовка к социально-значимому труду всегда являлись важнейшей социально-педагогической задачей отечественной школы. В современных условиях конца ХХ века для российской школы названная проблематика оказалась особенно актуальной. Отсюда - насущная необходимость перестройки школы с целью социально-педагогической адаптации ребенка к возникшим общественным условиям.
  Особую тревогу вызывает положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера, где жизненные обстоятельства усилили разрыв между традиционным образом жизни и современными социально-экономическими условиями, старшими и младшими поколениями, между школой и семьей. Изменение социально-экономической ситуации требует сегодня от образовательной системы на Севере поиска новых подходов, выработки эффективных средств, создания соответствующих организационно-педагогических условий трудовой подготовки учащихся для обеспечения их личностно-профессионального самоопределения, готовности школы к реализации ею социально-педагогических функций, равнозначных новым экономическим и политическим условиям и нацеленных на соединение существующих традиционных форм хозяйствования с новыми экономическими и социальными условиями.
  В связи с этим в массовой практике общеобразовательных школ по трудовому обучению учащихся накопилось много проблем, связанных с современной экономической ситуацией в стране, тенденциями к увеличению безработицы среди молодежи, невостребованностью в сфере производства выпускников, получающих общее основное и полное среднее образование. В местах компактного проживания эвенков, каким является Север Амурской области, общеобразовательная школа осталась единственным местом сохранения и развития этнического своеобразия культур, бережного отношения к традициям, верованиям, менталитету народа, его философскому, этнокультурному и нравственному наследию.
  Принятая на Всероссийском совещании работников образования в январе 2000 года Концепция общего среднего образования четко определила условия введения углубленной профильной подготовки в старших классах в будущей двенадцатилетней школе. В нашей расшифровке профильная подготовка в старших классах - это и есть основа основ трудовой и жизненной подготовки подрастающего поколения. О будущей двенадцатилетке говорить сегодня в одном ключе: "я" - за", "я - против", на наш взгляд, по крайней мере, не совсем корректно. Думается, вполне вписывается в сегодняшнее общественное сознание идея введения углубленной профильной подготовки в старших классах в будущей школе.
  Наш педагогический коллектив, внедряя в учебно-воспитательный процесс в опытно-экспериментальном режиме в течение пяти последних лет национально-региональный компонент, разработал модель трудовой подготовки детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера, накопил значительный опыт организации профильного обучения и трудовой подготовки детей, который может послужить некоторым поводом для более полного понимания идей реформирования всей системы образования на Севере.
  Продолжая внедрение идей Концепции и модели обновления и развития школы в селе компактного проживания эвенков, мы в свой работе определили основные направления и задачи деятельности школы, ожидаемые результаты и конечные цели: коренное улучшение и изменение условий традиционного трудового обучения и воспитания; разработка новых технологий введения в учебно-производственный процесс национально-регионального компонента; подготовка материально-технических, социально-бытовых условий для трудоустройства выпускников и создание национально-регионального центра непрерывного образования и занятости выпускников.
  В плане развития школы для этого предусмотрено оборудование на базе школьного охотничьего дома двух цехов по изготовлению резной бытовой мебели и шитью изделий и выделке шкур, пристройка общежития.
  За сравнительно короткое время нам удалось создать учебно-производственный технологический комплекс с десятью цехами профильного обучения по национально-прикладному искусству.
  Методической основой и важнейшей составляющей в нашей деятельности являются системный подход к анализу социально-педагогических явлений, личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, практический принцип: "Каждому - дело по душе и способностям". Мы убедились, что потребность в совместном труде взрослых и детей в житейском, хозяйственном, педагогическом и управленческом аспектах развития образования и культуры очевидна. Наша образовательная технология профильного обучения включает обучение и воспитание на принципах существующих учебных программ и учебных планов для школ Севера с учетом местных социально-экономических условий, традиций и обычаев, сохранившихся в эвенкийских селах района и области. Наша программа по сути своей является частью развития национальной культуры, традиций, промыслов и ремесел коренных народов в эвенкийских селах Амурской области.
  Исходя из этого, в учебный план и программы, а также в содержание дополнительного образования введен национально-региональный компонент. Профильное обучение осуществляется с 5-го класса по следующим направлениям: обработка и выделка шкур, изготовление национальной одежды, головных уборов из меха и кожи, изготовление мужской и женской национальной обуви, обработка дерева и художественная резьба по дереву, обработка кости и резьба по кости, токарная резьба по дереву, изготовление меховых сумок, кумаланов и других предметов национально-прикладного искусства, сувениров. Национально-прикладным искусством занято более 100 учащихся 5-11 классов и более десяти мастеров производственного обучения.
  Между учащимися, педагогами и родителями установились отношения заинтересованности в подготовке детей к жизни, выбору профессии. От общих деклараций о необходимости гуманизации учебно-воспитательного процесса мы практически осуществляем личностно-ориентированный подход к каждому, тем самым перестраивается вся жизнедеятельность школы.
  За последние годы из 34-х выпускников школы три человека поступили учиться по специальности, полученной в школе, в Санкт- Петербургский институт дизайна и традиционных народных промыслов, 5 человек - в Санкт-Петербургский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена по специальностям "Культурология и родной язык", "Начальные классы и родной язык", более двадцати - овладели мастерством резчика по дереву и кости, изготовления изделий из меха, изготовления мужской и женской национальной обуви, выделки шкур и др.
  Первомайская средняя школа является участником российского конкурса технологий в рамках реализации Президентской программы "Дети России" в номинации "Национально-региональный компонент в учебном плане и программах, выработка новой модели трудового обучения и воспитания детей-эвенков, формирования личности в процессе совместного труда детей и взрослых".
  В школе создается единое образовательное пространство с учетом возможности и потребностей, национальных особенностей и интересов детей, социального заказа родителей, окружающей реальной жизни. Школа работает в режиме развития.
  Исследование проблем трудовой подготовки детей в опытно-экспериментальном режиме в учебно-производственном технологическом комплексе, изучение и использование опыта работы таежных и кочевых школ, краеведческой и физкультурно-массовой внеклассной и внешкольной деятельности детей подтвердили целеполагающую и практически-ориентированную роль нашей модели трудового обучения - формирование личности в процессе совместного труда взрослых и детей, целенаправленное использование национально-регионального компонента в системе развития образования, практическое решение занятости учащихся и выпускников, выявление и развитие способностей, талантов детей эвенков в национально-прикладном и художественном творчестве, народных промыслах.
  На основе наших подходов к решению проблемы исследования, поиска эффективных технологий в результате достигнутого в процессе опытно-экспериментальной работы мы выделили следующие направления и условия, обеспечивающие обновление и развитие системы трудовой подготовки и создание новой инновационной модели трудового обучения детей коренных малочисленных народов в школах Крайнего Севера.
  Основные организационно-педагогические условия:
  - вовлечение учащихся в реальный производственно-технологический процесс, систему производственно-педагогических отношений со взрослыми;
  - организация вариативного трудового обучения с учетом интересов и склонностей детей по результатам свободно выбираемой деятельности;
  - преемственность поколений (передача опыта, изучение традиций, обычаев, внимание к изучению родного языка и т.д.) как социально-педагогическое условие организации трудовой деятельности детей;
  - содержание трудового обучения выводится из традиционного уклада жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов кочевого и полукочевого образа жизни и собственной материальной и духовной культуры этноса;
  - личностно-ориентированный подход в трудовом обучении, основанный на отношении взаимного уважения каждой личности в процессе совместной деятельности взрослых и детей, признании индивидуальности личности, признании прав, свободы выбора мнений, интересов и желаний каждого. Вот почему в своей опытно-экспериментальной работе мы уделили особое внимание исследованию закономерностей и особенностей подготовки детей к труду в семьях таежников. В дальнейшем предстоит специальная психолого-педагогическая подготовка всех, кто является участником совместной деятельности в трудовом обучении детей;
  - постепенное превращение школы (по мере подготовки соответствующих условий и возможностей для реализации социально-бытовых, этнокультурных и других проблем) в Центр непрерывного образования и трудоустройства и занятости выпускников и молодежи села.
  Обоснование эффективности и преобразующей роли новой модели трудового обучения детей коренных малочисленных народов в школе Крайнего Севера, реализующейся в следующих системообразующих структурах:
  - национально-прикладное искусство как региональный компонент;
  - таежная школа и охотничий дом как центр приобщения детей к овладению профессиями по народным промыслам и возрождения национальной культуры и самобытности;
  - северное многоборье и краеведение как фактор физического развития, духовного и нравственного воспитания;
  - пришкольный интернат как объективная реальность в трудовой подготовке детей;
  - новые технологии управления школой в условиях ее деятельности по новой модели трудовой подготовки детей как инновационным образовательным учреждением.
  Таким образом, наш проект позволил обосновать организационно-педагогические условия и возможности, с помощью которых процесс трудовой подготовки детей в зависимости от решения поставленных школой задач на перспективу становится приоритетным, целенаправленным, непрерывным и управляемым.
  Для определения эффективности и результативности вводимых организационно-педагогических условий и концептуальных подходов к созданию новой модели трудового обучения и прогнозирования дальнейшей деятельности были разработаны критерии оценки по следующим показателям: динамика показателей занятости детей и мастеров профильным обучением, готовность старшеклассников к традиционным видам труда по выбранной (изученной) специальности, отношение родителей к выбору видов профильного обучения их детьми, отношение педагогов экспериментальных школ к работе по новой модели трудового обучения.
 
  Таблица 1
 Занятость детей профильным обучением по национально-прикладному искусству в учебно-производственном
  технологическом комплексе Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области
 
 №№
 пп. Направления профильного обучения Г о д ы 1995 1996 1997 1998 1999 1. Обработка и выделка шкур, меха, шитье 15/2 17/2 14/2 18/2 12/2 2. Изготовление национальной одежды, головных уборов из меха и кожи
 
 36/3
 
 35/3
 
 34/3
 
 29/3
 
 30/3 3. Изготовление мужской и женской национальной одежды
 15/2
 15/2
 14/2
 19/3
 21/3 4. Обработка дерева и художествен.резьба по дереву. Обработка кости и художественная резьба по кости
 
 
 35/3
 
 
 35/3
 
 
 37/3
 
 
 29/3
 
 
 34/3 5. Работа с мехом, изготовление кумаланов, сумок и др. предметов прикладного искусства, сувениров
 
 
 30/2
 
 
 33/2
 
 
 34/2
 
 
 
 32/2
 
 
 31/2 6. Таксидермия, резьба по дереву, кости 8/1 7/1 7/1 7/1 8/1 Всего уч-ся и мастеров 139/13 142/13 140/13 134/14 136/14
  Примечание: В первой графе (числитель) - количество детей, во второй (знаменатель) - количество мастеров.
 
  Данная таблица, отражающая результаты свободного выбора учащимися с 5 по 11 класс направлений профильного обучения в зависимости от их желаний, способностей и возможностей и с учетом мнений родителей, показывает, что в школе все дети охвачены трудовым обучением и трудовой подготовкой. Динамика показателей позитивная.
 
  Таблица 2
  Готовность старшеклассников к традиционным видам труда по выбранной (изученной) специальности. Сводные данные в процентах к числу охваченных опытно-экспериментальной работой на начало (1995 г.) и конец (1999 г.) эксперимента
 
 Уровни
 готовности Н К Намерение работать по изуч.
 специаль-
 ности к концу эксперимента Да Нет З/о Намерение учиться по изученной специальности Да Нет З/о Высокий 15 65 Высокий 40 9 16 Высокий 40 - - Средний 45
  35 Средний 24 4 7 Средний 21 - 3 Низкий 40 2 Низкий - - - Низкий 10 - -
  Примечание: Первоначальный срез обозначается буквой Н, конечный - К, Да - буду работать, Нет - не буду работать, З/о - затрудняюсь ответить.
 
  Как видно из таблицы, в результате опытно-экспериментальной работы по новой модели трудового обучения произошли значительные изменения в уровнях готовности к труду по традиционным народным промыслам. Численность учащихся с высоким уровнем нравственно-психологической и практической готовности к труду к концу экспериментальной работы возросла с 15% до 65%; уменьшение со средним уровнем готовности к труду с 45% в начале эксперимента до 35% к заключительному этапу объясняется переходом 10% учащихся в группу с высоким уровнем готовности к труду. В эксперимент включены понятия-термины "готовность к труду", "уровни трудовой подготовки: высокий, средний, низкий".
  В понятие содержания готовности к труду по избранными учащимися специальностями мы вложили два основных параметра: нравственно-психологический и практический. В свою очередь как практическую, так и нравственно-психологическую степени готовности условно разделили на три групповых уровня: высокий, средний, низкий.
 
  Таблица 3
  Отношение родителей к выбору видов профильного обучения их детьми и педагогов экспериментальных школ к работе по новой модели трудового обучения (сводные
  данные в процентах к числу охваченных опытно-экспериментальной работой на начало (Н) (1995г.) и конец (К) эксперимента (1999 г.)
 
 №№
 п/п Отношение родителей Н К №№
 п/п Отношение педагогов Н К 1. Согласны с решением детей - одобряю
 44
 88
 1 Школа нуждается в изменении трудового обучения - одобряю
 
 71
 
 100 2. Негативно относится к решению детей 32 4 2 Негативно относится к новой системе трудового обучения 10 - 3. Занимают позицию невмешательства - как хочет 24 8 3 Не могу оценить - поживем - увидим 19 -
  Учитывая всевозрастающую роль образования, школы в инфраструктуре села на основе уже имеющейся практики в северных регионах России, наш педагогический коллектив при поддержке коренного населения изучает вопрос о создании на базе школы культурно-образовательного центра, в который должны входить школа, детсад, сельские клуб и библиотека, медпункт. В рамках создания такого центра нами разработана программа перспективного развития школы на 2001-2005 гг., в которой предусмотрено восстановление и развитие национальных промыслов, сохранение и развитие национальной культуры, трудоустройство и занятость наших выпускников и т.д.
  В наших планах, как альтернатива традиционной системе обучения в школах Севера, - открытие кочевой школы для некоторых детей из села Усть-Уркима, создание групп вечернего обучения, соединение видов основного и дополнительного образования в рамках национально-регионального компонента, что позволит превратить школу для детей коренных малочисленных народов в образовательный этнокультурный центр.
 
 
 
 
 ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ФИЗИЧЕСКОГО
  ВОСПИТАНИЯ АБОРИГЕНОВ ПРИАМУРЬЯ
 (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.)
 
  С.А. Кашуба
 
  Предпосылки физической культуры кроются в далеком прошлом Приамурья. Они тесно связаны с физическим развитием и воспитанием, которые обусловлены географическими, климатическими, материальными условиями жизни. Знание истории Приамурья позволяет нам оценить по достоинству усилия предков в становлении местных обычаев, понять значимость полноценного физического развития аборигенного населения Приамурья [Кун, 1982, 131-133; Рогова, 1995, 102-106; Семенов, 1999, 13].
  У народов Приамурья с древнейших времен в труде и быту в зимнее время основным подспорьем были лыжи, нарты. Ранней весной, по окончании зимней охоты, они принимались за изготовление новых и починку старых лодок (долбленок и берестянок), делали весла из дерева, изготавливали лук и стрелы. Занимаясь рыбной ловлей, практиковали плавание и греблю. Эти орудия труда и вспомогательные средства сопровождали эвенков до конца жизни. С ними уходили в мир иной. И.А. Лопатин свидетельствует: "Все, что использовалось покойником: лук, стрелы, бусы, лыжи и т.д., клалось с ним...".
  Воспитание, как и труд, носило коллективный характер. Это облегчало обитателям Приамурья ведение тяжелой борьбы с природой за свое существование, помогало преодолевать суровые невзгоды жизни. Наряду с земледелием, скотоводством, ремеслами все большую роль играла военная организация родовой общины. Физическое воспитание в этих условиях выполняло функции подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Так, дети с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов; ходили вместе со взрослыми на охоту и рыбную ловлю. Широко были известны разнообразные игры и развлечения. У народов Приамурья бытовали верховая езда, метание разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. С разведением оленей и лошадей в районах Приамурья увеличилось дальнейшее применение их в быту.
  По данным А.В. Кириллова, в 1890 г. на территории нашей области насчитывалось до 3 тысяч инородцев, в основном орочон и манегров, и, судя по позднейшим данным (перепись 2003 г.), их численность не поднималась выше этой цифры [Кириллов, 1894, 22]. Исходя из состава коренного населения области традиции физического воспитания у малых народов мы рассматриваем на примере эвенкийского этноса.
  Л.Н. Гумилев писал: "...этнос - явление географическое, всегда связанное с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос" [Гумилев, 1994, 47].
  В процессе совершенствования орудий труда и оружия, под влиянием новых форм ведения хозяйства и по мере развития сознания тунгусского населения, появлялись новые физические упражнения и игры. У эвенков существовал своеобразный обряд - инициации (посвящения) при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя и т. д. К инициациям молодежь готовили специально выделенные старейшины рода. Содержание многих инициаций имело значительную педагогическую направленность, а их цель состояла в том, чтобы ввести юношу в общество полноправных членов рода. Готовясь к посвящению, юноши усиленно тренировались, закалялись, выдерживали пищевые запреты, соблюдали строгую дисциплину, принимали участие в охоте. В инициациях широко использовались физические упражнения и игры (бег, прыжки, метание копья, разные виды борьбы и пр.). В родовом обществе эвенков зародились различия в воспитании мальчиков и девочек. Это нашло свое отражение в играх и физических упражнениях: мальчики и юноши играли в охотничьи и военные игры, устраивали погони, засады, а девочки и девушки занимались играми, танцами, упражнениями, отражающими быт и труд женщин.
  Физические упражнения и игры постепенно превращались в важное средство воспитания подрастающего поколения. Оно начало выделяться в одну из главных функций родовой общины. Его особенностями явились тесная связь с трудом и бытом, бесклассовый характер и доступность для всех членов рода. Физическая культура с элементами спортивных упражнений выступала как составная часть общей культуры аборигенного населения, проживавшего на территории Приамурья. У этих племён сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества. Бытовали верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры.
  Для исследования данной проблемы представляет интерес работа В.Г. Семёнова "Становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье (1900-1941 гг.)" [Семенов, 1999, 50], в которой выявляются особенности методов физического воспитания эвенков.
  Северные тунгусы (эвенки, в Восточном Забайкалье - орочоны), в отличие от урульгинских тунгусов и хамниган, сохранили свои методы воспитания молодого поколения, имеющие многовековые традиции. Особый интерес представляет изучение родового общества эвенков, где описываются инициации - обряды посвящения у эвенков. Во время племенных сборов у них проводились игры и состязания между отдельными фратриями, причем каждая из них выставляла свою команду игроков. Массовыми упражнениями у эвенков были борьба, стрельба из лука, прыжки в высоту через натянутые ременные арканы, довольно широко были распространены упражнения вроде игры в мяч. Например, все играющие делились на две партии, и каждая из них старалась ногами загнать свернутый из шали мяч.
  В родовом обществе эвенков большую роль играл ритуал выборов гражданского и военного вождей, которые сопровождались серьезным публичным испытанием их физической подготовленности. В обязанности военного вождя входило обучение военному делу мужчин, которое в основном проходило летом. От них требовалось умение хорошо рубить мечом, отлично стрелять из лука, прыгать, увертываться от стрел, управлять лодкой и т.д. Физические упражнения у эвенков носили массовый характер; согласно преданию, днем становилось темно, если все члены рода начинали упражняться в стрельбе из лука. Очень популярны были гонки на оленях, широко распространена борьба, которая велась по определенным правилам. Идеальный богатырь, по преданиям, все время тренируется: мечет копье, стреляет из лука, упражняется в беге, носит тяжести.
  Полевые исследования в северных районах Приамурья дополняяют картину истории физического развития и воспитания эвенков.
  В принюкжинской тайге (в 14 км от эвенкийского села Усть-Нюкжа, вниз по реке Олекме) наскальные рисунки, возраст которых около 3 тысяч лет (примерно столько же кочевали по дальневосточной тайге эвенки и манегры), подтверждают, что эвенки разводили и пасли северных оленей, охотились на пушных зверей, медведей, сохатых. На писаницах изображены олени, которых ловит маутом человек, нарисованы сцены охоты. В 45 километрах от Усть-Нюкжи есть и сейчас горная река Дырында протяженностью 100 км, впадающая в Олекму. На этой реке эвенки сотни лет пасли оленей, охотились. Есть по Дырынде место, где каждый год встречалось несколько кочующих стойбищ эвенков для обмена оленями, выбора невест и женихов. И, конечно, состязались в ловкости, силе, выносливости.
  Как вспоминают старые эвенки (предки которых столетиями проживали в этих местах), в древние времена эвенки часто проводили различные состязания в силе и на выносливость, особенно любили эвенки петь и плясать "ассору" на выносливость, устраивать различные игры, в частности "Амунчакан". Игроки делились на две группы. Ведущий должен ловить разбежавшихся игроков. Определяется граница в виде выкопанных ямок. Если никто не пойман в "кругу", то ведущего называли "Амунчакан" (подобие русской игры - выжигательный круг).
  Игра "Смекалка" в стойбищах. Берут веревку длиной в один метр, делают на середине простую завязь петлей. После этого один конец веревки привязывают наглухо к кисти правой руки, а другой конец - к левой. Задача: не отвязывая концов веревки от кистей рук, освободиться от завязанной петли. Способ решения: завязанную петлю расширяют. Надевают ее на левую руку к месту, где наглухо привязан конец веревки. Продевают завязанную петлю под глухую петлю на руке, протаскивая вверх, и снимают ее с руки. После этого правой рукой тянут веревку, и завязанная петля исчезает.
  "Кто перетянет". В игре участвуют двое. Они садятся лицом друг к другу, а ноги упирают ступнями друг с другом. Между ступнями кладут круглую прочную палку диаметром 7-8 см, длиной один метр и упираются в нее. Берутся за нее руками и тянут, стараясь перетянуть друг друга. Кто перетянет, перебрасывает соперника через голову и считается победителем.
  Игра "В аркан". В игре участвует много людей. Выбирается ровная чистая и большая поляна. Два человека берут за концы маут, остальные бегают по площади. Водящие с маутом, держа его за концы, бегут и стараются окружить им бегущих по площади. Те, кто попадает в круг маута, сменяют водящих.
  "Кто сильней". Это зимняя игра, в ней участвуют два и более человек. На ровной чистой поляне делают снеговую стену толщиной и длиной около 2-х шагов, высотой в один шаг. Каждый играющий берет лук и две стрелы с тупыми наконечниками. Все становятся на расстоянии 15 - 20 шагов от снеговой стены и по очереди стреляют в неё. Выигрывает тот, кто больше пробьёт стрел сквозь стену. Игра очень трудная, требуется большая физическая сила и хороший лук.
  "Игра с камнем". В игре участвует два и более человек. Для игры находят камень весом от 5 до 10 кг и кладут в одном-двух шагах от дерева, у которого срубают нижние сучья. Играющий берет камень обеими руками, раскачивает его и с силой подбрасывает его вверх к стволу дерева. Второй играющий замечает, в каком месте ударился камень, делает на стволе метку и сам подбрасывает. Победителем становится тот, кто выше подбросит камень.
  "Ловля оленей". Играющие делятся на две группы. Одни изображают оленей, другие - пастухов. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом, лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу "Лови!" пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкается тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются попасть в круг, но они уже не имеют права вырываться из кольца, если оно замкнуто.
  "Качание лося". В центре хорошо утрамбованной площадки ставился высокий тонкий столб, к его верхушке прикрепляли гибкий ремень с привязанным на конце обломком оленьего рога. Один из участников игры подкидывает как можно выше обломок рога, а остальные быстро набрасывают на него гоаты (петли), стараясь петлей захватить его. Можно усложнить игру: в то время, когда участники набрасывают гоаты на обломок рога, один из них, предварительно увеличив петлю своего гоата в два раза, старается кинуть гоат так, чтобы своей петлей захватить и стянуть петли других.
  "Игра в оленей". 20 детей с гоатами в руках строятся в две шеренги друг против друга. Один из участников игры стремительно пробегает по образованному коридору, волоча за собой небольшой кусок оленьего рога. При этом он должен периодически дергать веревку, чтобы "охотникам" было труднее поймать "оленя". Остальные ребята набрасывают свои гоаты на бегущего "оленя", стараясь стянуть его петлей. Многие из этих игр проводятся и в наше время, так как они сохранили свою актуальность и сегодня.
  Физические упражнения пронизывали всю жизнь эвенков, украшая и обогащая ее. Многочисленные этнографические материалы позволяют сделать вывод о том, что в родовом обществе эвенков физическое воспитание имело большое значение. Оно было равным и обязательным для всех.
  В процессе исторического развития на культуру эвенков вообще и физическую в частности, оказывали влияние другие культуры (бохайская, чжурчжэньская), внесшие более организованные элементы. Основными причинами, которые определили особенности физического воспитания туземного населения Амура следует считать:
  - суровые климатические и материальные условия;
  - оленеводство, заставляющее в течение всего года вести кочевой образ жизни;
  - рыболовство, охота, требующие развития определенных физических качеств, а также борьба с вражескими племенами.
  Физическое воспитание получило широкое развитие, оно было создано самим народом и отражало его взгляды на жизнь, на воспитание и обучение подрастающего поколения. Это была система физического воспитания с характерными особенностями социально-экономического строя того времени.
 
  Использованная литература
 
  1. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало //Свод №2: Международный альманах. - М.: Танаис Ди-Дих, 1994. - 544 с.
  2. Кириллов А.В. Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей. - Благовещенск, 1894.
  3. Кун Б. Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер. с венг. - М.: Радуга, 1982.
  4. Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. - Владивосток, 1922.
  5. Майский И. Современная Монголия. - Иркутск, 1921.
  6. Народы России. Энциклопедия. - М., 1994.
  7. Пылаева О.Б. Лакунарность лексико-семантического поля "Природа" (на материале русского и эвенкийского языков): Дис...канд. фил. наук. - Благовещенск, 2001.
  8. Полевые материалы автора.
  9. Рогова А.В. Развитие и совершенствование образования в дореволюционном Забайкалье. Проблемы комплексного изучения человека // Человек в условиях Забайкалья: Мат-лы регион. науч.-практич. конф. - Чита, 1995.
  10. Семенов В.Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье: Дис...канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 1999.
 
 
  ИВУЛЬДЕР
  (эвенкийская сказка)
 
  (Варианты сказок и ядерная лексика джелтулакского говора амурских эвенков собраны научным сотрудником-информантом Центра лингвистики и межкультурной коммуникации БГПУ Раисой Егоровной Мальчакитовой - старейшей жительницей села Усть-Нюкжа.)
 
  Индечэтыи илаи акныл, эитылэ ачир бичэтын. Бултандивар бидечэтын, атыркарэ ачир бичэтын. Дюр сацыл акныл иргэчил бичэтыл, имийыл ацаливла бичэн. Гербил Ивульдер бичэн. Сагдыл акныл бэюктэдеукитэн, элкие бултанэл. Ивульдер дюду эмэнмуукин, дюрудави. Имиэкэн акпилин уруру, бултанарэ, Ивульдер дюду эмэимурэн. Ивульдер долдыран, уи-вэл палаткэкин дагамаран. Тиар дэгнэл дюр уныл эмэчэл. Давлаллэ:
  Ивульдер, Ивульдер,
  акиняли биси-гу, ачин-уу?
  Ивульдер энэ-юрэ дюдукви, давлаллэн:
  Уйкокон, уючотыл,
  С?торо этарэ элеэрэ.
  Уныл дэптылэлвэр лукта, дюлан ирэ. Денгэе ирирэ, комуйя, юриктэлвэн борро, иууакунил эвирэ, дегилилемен.
  Акиилин эмэр. Ичэро дютыл комуинча, денго ирипчэ, Ивульдер боринча нюриктэлви тэгэтчэрэн Хануулла: "Ивульдер, эчас нюриктэлнунми". Ивульдер гунэн: "Улдаксакарди нюриктэлви борчом".
  Акнилин чайтыра, диктэденол. Тыминил нал акнилин уруру урэлэ. Ивульдерду гунэ дюду комуйдан, денгал иридэн, орорво ичэттэн. Акнилин уруруктыл, нал уныл дэгнэл Эмэрэ.
  Давлаллэ: Ивульдер, Ивульдер,
  Акиилли, биси-гу, ачин-уу.
  Ивульдер давларэн: Уйкокол уючотын
  Соторо этэрэ эморэ.
  Уныл ирэ, Ивульдернун эвирэ, дюван комуйя, денгэе ирирэ, Ивульдер нюриктэлвэн борро, дэгилиммэн. Акнил урэдук элеэрэ. Наи ичэрэ, бутунку комуипча, денгэ ирипчэ, Ивульдер нюриктэлин боринчал.
  Наи анууктара: "Уи синэвэ борчал". Ивульдер гунен: "Би лежми улдаксакарди борчом" Акнил ичэттэ мэклэвэр дялдаммер. Гиыминин эмэнмуксокил, бутуннувэ ичорэ. Уи ивульдертыки эмэвки. Нууартыл гунэ Ивульдерду "Тэгэл-тэнэ си муннун бододеуос, коуно-кукокуимэ ичорэм, бэлэтчэуэс. Си урэ эрэдун илдави. Бу илбэдеуэвун синтыки, Си дявадави иууанман" Ивульдер со эуэси бичэн.
  Тыминин уруру. Ивульдерва урэ эрэдун иливканэ, мэртыл урэлэ туктырэ. Урэдук курбакуимэ анара, тэпкэллэ: "Ивульдер, дявакал" Ивульдер тэпкэрэн: "Дявддям, дяводям" Курбакун урэдук тыкчэнэкун Ивульдерва чипаран.
  Акнылил Ивульдерва ваксэкил, дюлавэр мучура. Умукон Ивульдеринг тэттэн, ге тулилэ дыкэнэн. Уныл дегкэл эмэрэ.
  Давлаллэ: Ивульдер, Ивульдер,
  Аннияли биси-гу, ачин-уу?
  Акиний давларэн: Уйкокол уючотыл. Соторо этэрэ элеэрэ.
  Уныл ирэ, акнилии Ивульдеруил нууарватын дявара, анлавар гаммон. Аэпурэлвэтын котороно.
 
 
  ИВУЛЬДЕР
  (перевод на русский язык)
 
  Жили три брата, занимались охотой, родителей у них не было, жен тоже. Двое старших охотились, а младший Ивульдер, его считали дурочком, находился дома, хозяйничал, смотрел за оленями. Однажды старшие братья пошли на охоту, Ивульдер остался дома. Вдруг услышал пение девушек, которые прилетели к нему.
  Ивульдер, Ивульдер,
  Братья есть или нет?
  Ивульдер отвечает, что они ушли давно и не скоро придут. Девушки зашли, убрали все в палатке, сварили еду, поиграли с Ивульдером, расчесали ему волосы и улетели.
  Приходят братья, видят нарядного Ивульдера, причесанного, все сварено, чисто в палатке. Спрашивают, кто это сделал. Он отвечает, что он сам, волосы расчесал щепками. Братья, удивляясь, поели.
  На следующий день опять ушли на охоту, наказав ему все сделать так же. Опять повторилось то же самое. Девушки прилетели, все сделали и опять улетели. Приходят с охоты братья и видят то же самое. Они решили не ходить на охоту, а проследить, кто ходит к Ивульдеру. И все увидели. Когда пришли, сказали, что он пойдет с ними на охоту. Нашли огромного лося на горе, чтоб он им помог поймать. Сказали, что он станет под горой, а они погонят зверя на него. Он должен поймать его. На следующий день они отправились на охоту. Ивульдер встал под горой, а братья поднялись на гору.
  Они скатили с горы большую глыбу камня и кричат ему, чтоб он ловил. На него катится камень, он его ловит, и камень давит Ивульдера. После его гибели братья возвращаются домой. Один одевается как Ивульдер, а другой прячется за палаткой. Прилетают девушки, поют также песню. Брат вместо Ивульдера отвечает так же. Девушки заходят. Братья их ловят, женятся на них, а крылья сжигают.
 
 
  ИВУЛЬДЕР
  (вариант эвенкийской сказки)
 
  Индечэтыл илал акиыл. Дюр бичэтыл иргэчил, нюдугутын Ивульдер ауали бичэн. Умнэкэн дюга нууаиман ниутэлвэ гэннэдэн уудеро. Нууан утакачаимэ гаран, уруммен.
  Авланду кууакарвэ эвидериявэ ичэрэн, нууарнунтын эвирэн. Гиадук гунэн тэгэдэтын, олочилвар луктатын, алгарвар суннидатын. Котови гаран кууакар ниутэлвэтын бутуниудук минэрэн, утакачантыкиви чинчиран Кууакар энудукии соуоденол Эмэнмурэ. Ивульдер дюлави Эмэрэн, акнилви дюлэдутын утакачандук кууакар ниутэлвэтык уукурун. Акиллин ичэрэ, нууаиман лягирэ, гунэ: "Эр кууакар ниутэлвэтыл минэчэ бисиным, Синду прэктэн ниутэлвэтыл гэннэнкэчэвун" Нууантыкин тумина. Экуна ауалыдук гадяуас.
 
 
  ИВУЛЬДЕР
  (перевод на русский язык)
 
  Жили три брата, охотились. Младшего звали Ивульдер. Двое старших брата были серьезными, а младшего считали дурачком. Однажды летом братья отправляют его собирать корни деревьев, он берет мешок и идет за корнями. Увидел детей, играющих на поляне. Поиграл с ними и сказал, чтобы они сели и сняли обувь, ноги вытянули. Они сели, сделали все, как он сказал. Он взял нож и обрезал всем им пятки. Дети заревели от боли. Ивульдер все пятки сложил в мешок и пошел домой. Высыпал перед братьями из мешка детские пятки. Братья его отругали, а он им отвечает, что они его отправили за пятками. А братья отвечают, что они отправили не за пятками детей, а за корнями деревьев. Они на него плюнули. Что с дурака возьмешь?
 
 
 
 ЯДЕРНАЯ ЛЕКСИКА ЯЗЫКА АМУРСКИХ ЭВЕНКОВ
 (пробные словарные материалы джелтулакского говора)
 I. СЛОВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА
 
 1. АБУЛМАР - не хватает (чего-нибудь)
 2. АВГАРА - здоровый
 3. АЛАГУМАР - любит указывать, учить
 4. АМИКАМАН - медвежатник
 5. А?АЛЫ - дурак
 6. АНДАГИМАН - соболятник
 7. АИМАН - гулящий
 8. АСТАМАР, ИРИМАР - готовящий (о еде)
 9. АЯ - хороший, добрый
 10. БАТУР - вредный
 11. БУМУДЕРИ, БУХЛЕДЕРИ - больной
 12. БУТАН - медлительный
 13. БУЧА - умерший
 14. БЭЛЭТМЭР - помогающий
 15. БЭЮМЭН - зверобой
 16. ГУДЕЙ, ГУДЕИНЧУ - красивый, приятный
 17. ДАМГАТЫМАН - курящий
 18. ДЕПТЫЛЭМЭН - любит поесть
 19. ДЕРОТМОТ - экономный
 20. ДУЛУМНУ - тихий, спокойный (человек)
 21. ИНЫКИН - живой
 22. ИРАС - чистоплотный
 23. ИРГЭЕ АЧИН - глупый
 24. ИРГЭЧИ - умный
 25. КУИМАН - драчун
 26. КУТУЧИ - везучий
 27. КЭРЧЭГЕЙ - жадный
 28. МАНА БЭЕ - крепкий человек
 29. МАНЫ - твёрдый
 30. МЭДЭН - чуткий
 31. НЭЛЭКЭС - трусливый
 32. НЯКУ - нетерпящий боли
 33. ОЛЛОМОН - хороший рыбак
 34. ОМАР - делающий
 35. ИМА - быстрый
 36. САЛА? - неряшливый
 37. СИМУМА, СИМУЛАМА - тихий
 38. СО - храбрый, смелый
 39. СО ЭНЭИ - очень сильный
 40. СОКАЧИКТА - хвастливый
 41. СОКТОМОН - пьяница
 42. СОНОТО - плаксивый
 43. ТА?МАР - читающий

<< Пред.           стр. 6 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу