<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 - обработка складочек слюной. Если, осматривая новорожденного, мать вдруг обнаруживает какую-либо нечистоту, то у нее возникает совершенно естественное стремление убрать эту нечистоту с помощью слюны (ведь никуда не надо идти, слюна всегда находится при матери). В этом действии нет ничего предосудительного, напротив, оно биологически оправдано. Материнская слюна содержит лизоцим и обладает бактерицидными свойствами, в этом отношении она очень полезна для профилактики опрелостей;
 - использование простых матерчатых подгузников, отказ от регулярного использования памперсов;
 - организация высаживания ребенка для мочеиспускания и дефекации, что значительно сокращает продолжительность контакта с влажной средой и увеличивает продолжительность проветривания кожи ребенка;
 - купание в травах ежедневно или через день;
 - исключение обработки складочек маслом (вазелиновое, оливковое и т.д.), поскольку масло растворяет и истончает тонкую кожу малыша. Это приводит к появлению микротравм и созданию благоприятной среды для развития опрелостей.
 Очень часто современные матери спрашивают о возможности использования различных влажных салфеток, присыпок и кремов для младенца. Все эти средства можно использовать, если у малыша не возникает аллергической реакции на их применение.
 
 
 Холдинг
 
 
 Для нормального роста и развития новорожденному необходим физический контакт с матерью. Именно прикосновение обеспечивает нормальные ростовые процессы и хорошую прибавку в весе. Такой эффект связан с тем, что за счет стимуляции кожных покровов в организме малыша поддерживается нормальный уровень гормонов роста. Организацию физического контакта с матерью, включающего непосредственно ношение ребенка на руках, называют холдингом или искусством ношения на руках.
 
 От способа ношения младенца на руках зависит не только его рост, но и формирование опорно-двигательного аппарата в целом. Именно хороший холдинг обеспечивает правильное формирование изгибов позвоночника, тазобедренных суставов, черепа и всего мышечного корсета ребенка.
 
 Приемы ношения ребенка на руках
 
 При ношении ребенка на руках следует руководствоваться следующими правилами:
 
 - поддерживать корпус ребенка в области грудной клетки;
 - следить за тем, чтобы ребенок был сгруппирован, чтобы его руки и ноги не висели раскинувшись;
 - голову ребенка не поддерживать, поскольку от рождения он держит ее самостоятельно.
 Ни в коем случае не поддерживать одной рукой корпус, а другой - голову ребенка, поскольку в результате любого неловкого несинхронного движения рук можно повредить шейные позвонки малыша и нанести ему серьезную травму;
 - распеленатого малыша удобнее всего брать под мышки.
 
 Наиболее комфортная поза для новорожденного
 
 Вопреки широко распространенным рекомендациям выкладывать малыша на живот для улучшения пищеварения эта поза является самой некомфортной для ребенка первых двух месяцев жизни. Надо сказать, что эта поза остается неудобной до тех пор пока ребенок не начнет самостоятельно переворачиваться на живот, а это происходит примерно в три - четыре месяца. Неудобство этой позы хорошо видно по поведению месячного малыша, лежащего на животе. Не надо быть большим специалистом, чтобы определить ее несуразность и воочию оценить дискомфорт, испытываемый младенцем, выложенным на живот.
 
 Наиболее комфортной позой для новорожденного ребенка вплоть до трех месяцев жизни является поза "на боку". У малыша округлая, значительно вытянутая в затылочно-теменной области головка. При такой форме головы очень неудобно лежать на спине, поскольку голова все время будет заваливаться на бок. Сбоку голова ребенка плоская, поэтому наиболее удобно лежать именно в этом положении. Эта поза наиболее естественна, поскольку в природных условиях малыш находится у матери на руках фактически лежа на боку. Кроме того, она является наиболее безопасной, поскольку предохраняет малыша от захлебывания рвотными массами при срыгивании.
 
 Формирование черепа грудного ребенка
 
 В норме у грудничка должна быть круглая, яйцевидная головка. Округлая форма головы оптимальна - она защищает мозг от деформаций и позволяет ему нормально развиваться. Однако швы между костями черепа новорожденного и грудничка очень мягкие, и, кроме того, открыт большой родничок, поэтому при длительном давлении с какой-либо стороны голова неизбежно будет деформироваться. Во избежание деформаций новорожденный и грудничок в возрасте до шести месяцев должен преимущественное количество времени проводить на руках у матери и спать у нее на руке. Нужно тщательно следить, чтобы не было уплощения затылка, округлости головы в области висков справа и слева были одинаковыми. От правильности формы головы зависит кровоснабжение головного мозга и ясность мышления.
 
 Формирование тазобедренного сустава
 
 У всех новорожденных недоразвит тазобедренный сустав - это физиологическая особенность детеныша человека, которую называют дисплазией тазобедренного сустава. Основной период формирования тазобедренного сустава - с трех до восьми месяцев. Фактически это период подготовки к ходьбе, когда малыш начинает уверенно стоять и ходить с опорой. Для нормального развития тазобедренного сустава и равномерного роста ног ребенка необходимо, чтобы мать ежедневно и продолжительно носила его на бедре в позе лягушки, поскольку именно это положение позволяет суставу правильно формироваться.
 
 Хорошо известно, что у африканских народностей отсутствует та кое грозное ортопедическое нарушение, как "врожденный вывих бедра". Это связано только лишь с тем, что африканские матери постоянно носят своих малышей на бедре в позе лягушки, начиная это делать не позднее исполнения своим детям трех месяцев, т.е. с того момента, как только малыш начинает держать корпус. Обучение ношению на бедре необходимо проводить после исполнения ребенку трех месяцев. Именно это мероприятие является профилактикой "врожденного вывиха бедра".
 
 Ношение ребенка в перевязи
 
 Поскольку при грудном вскармливании ребенок много времени проводит на руках у мамы, чтобы она могла с большим удобством делать домашние дела и двигаться по дому ей стоит использовать различные дополнительные средства. Такими средствами являются перевязи - слинги. Кроме этого, в качестве перевязи можно использовать широкий шарф или большой платок. Особенно активно следует начинать использовать перевязь с трехмесячного возраста для ношения малыша на бедре.
 
 Многие современные приспособления для детей создают для детского позвоночника опасные нагрузки. Рошель Кейсес, владелец клиники хиропрактики в Карслисле, штате Пенсильвания, США, в своей статье "Приспособления для ношения ребенка и нагрузка на позвоночник" приводит следующие данные. В результате использования таких держателей, как прыгунки, ходунки, сумки "кенгуру", в которых ребенок принимает вертикальное положение с болтающимися ногами, вес его тела приходится только на самую нижнюю часть позвоночника и на промежность. Такое распределение веса создает чрезмерное напряжение и негативно влияет на развитие позвоночника. В частности, это может вызвать искривление позвоночника, а в некоторых случаях может привести к спондилолистезу. Спондилолистезом называют смещение верхнего позвонка с нижестоящего. Остроту заболевания определяют по шкале Мейердинга, согласно которой первый уровень соответствует наименьшей степени смещения, а пятый - полному смещению. Возникновение напряжения при заболевании четвертой - пятой степени может привести к перелому задней части позвоночника, которая берет на себя основную нагрузку при наклоне позвоночника назад. В настоящее время спондилолистез зафиксирован примерно у 5% белого населения, но превалирует у эскимосов, где встречается у 60% населения. Причиной этого недуга является использование вертикальных держателей для ношения детей.
 
 Исследования, Проведенные Рошель Кейсес, показали, что слинг является идеальным держателем для ношения детей. Слинг позволяет держать маленького ребенка в горизонтальном приподнятом положении с поддержкой по всей линии позвоночного столба. Пока ребенок не начал уверенно держать голову слинг поддерживает его шею. Слинг обхватывает ребенка, подобно материнским рукам, что отличает его от вертикальных держателей, способных нанести ребенку травму. Когда ребенок подрастет и в три - четыре месяца захочет сидя на матери рассматривать окружающее, слинг позволит ему сидеть на бедре, что распределяет его вес на ноги и бедра, в отличие от положения, когда ноги свисают вниз и неокрепший позвоночник берет на себя всю нагрузку.
 
 
 Гимнастика и массаж для новорожденного
 
 
 Новорожденному ребенку не рекомендуется проводить гимнастику и массаж. Поскольку у него пока еще нет собственной моторной активности его мышцы не готовы активно откликаться на внешние воздействия. Именно по этой причине профессиональный массаж делать малышу до того момента, пока он не начнет пытаться ползать, что происходит примерно в шесть месяцев, не только бессмысленно, но и травматично.
 
 Тем не менее ребенок нуждается в полноценном физическом общении. Наиболее полезной для малыша после исполнения ему шести - восьми недель является пестовальная гимнастика, которую ежедневно проводит мама. Пестовальная гимнастика организована таким образом, чтобы через потешку и состояние радостного общения с мамой помочь развитию младенца. Особенно важны такие занятия для мам с первым и вторым ребенком, когда женщины еще не умеют ловко обращаться с малышом и не могут за счет совершенного холдинга решить все его проблемы.
 
 Если ребенок имеет проблемы со здоровьем и ему показан профессиональный массаж, то маме необходимо обучиться пестовальной гимнастике. Только при условии ежедневно проводимой пестовальной гимнастики профессиональный массаж даст устойчивые положительные результаты. Обучение пестовальной гимнастике требует серьезного подхода и займет не менее трех занятий. Если мама будет делать гимнастику неграмотно, то она вместо позитивного получит негативный результат. Неравномерные неумелые движения рук, отсутствие правильного чередования упражнений всегда усугубляют проблемы малыша вместо их коррекции.
 
 Организация прогулок
 
 
 Прогулки не являются необходимыми для ребенка до исполнения ему шесть недель жизни. В это время идет адаптация новорожденного к условиям внеутробного существования, поэтому ему предписан покой и отдых. Все дополнительные нагрузки, которыми, особенно в холодное время года, являются прогулки, исключаются.
 
 Согласно биологии и физиологии человека, не только новорожденный, но и женщина в первые шесть - семь недель после родов не нуждаются в дополнительных прогулках. Традиции разных народов мира накладывали табу на участие родильницы в общественной и хозяйственной жизни в первые шесть недель после родов. Это время мать должна была заниматься собой и новорожденным, налаживать грудное вскармливание и реабилитировать младенца после трудов рождения. Действительно, в условиях северной зимы, при полноценном грудном вскармливании, когда прикладывания малыша к груди происходят каждый час, это просто невозможно делать на улице. Ближе к двум месяцам, когда интервал между кормлениями удлинится и появится выраженный продолжительный дневной сон, в холодное время года можно организовать однократную прогулку.
 
 Итак, в условиях северного климата, в течение адаптационного периода до седьмой недели жизни, прогулки не рекомендуются по следующим причинам:
 
 - адаптация новорожденного к новым условиям существования и потребность в психоэмоциональном покое, отсутствии дополнительных нагрузок;
 - высокое насыщение крови новорожденного углекислотой;
 - адаптация легких к процессу дыхания;
 - налаживание полноценного грудного вскармливания, которое в первые недели жизни представляет собой постоянное прикладывание к груди, когда матери просто некогда собраться, чтобы выйти на улицу;
 - восстановление женщины после родов, особенности ее психологического и физиологического состояния: послеродовая депрессия и эмоциональная нестабильность, адаптация к лактации и грудному вскармливанию, нормализация половых органов (матка и яичники), завершение послеродовых выделений и т.д. Для нее дополнительные хлопоты по выходу на улицу тоже могут быть накладными и неудобными.
 
 Проветривание комнаты
 
 Для маленького ребенка первого месяца жизни прогулки вполне можно заменить проветриванием комнаты. Свежий воздух, особенно если семья живет выше третьего этажа, полезен ребенку. Неблагоприятно могут повлиять на малыша только сквозняки во время сна. Когда малыш спит, он должен находиться в "надышанном" воздухе с повышенным содержанием углекислоты. На время проветривания комнаты ребенка следует из нее выносить, поскольку у новорожденного младенца очень короткие периоды бодрствования.
 
 
 
 
 
 
 Визиты к новорожденному и санитарно-гигиенические правила
 
 
 Если в доме есть грудной ребенок, то необходимо соблюдать определенные санитарно-гигиенические правила с целью профилактики инфекционных-заболеваний. Эти правила особенно актуальны во время сезонных эпидемий (весна, зима, осень).
 
 Перечислим их:
 
 1. До исполнения ребенку шести недель жизни исключены все визиты гостей и родственников. Кроме этого, на время эпидемий даже после исполнения ребенку полутора месяцев для мамы и малыша должны быть отменены все походы в поликлинику, визиты гостей и посещение других людных мест. Если ежедневные прогулки происходят в местах скопления мам и детей, то их лучше отменить.
 
 2. Ежедневная влажная уборка помещения. Она необходима, поскольку к пыли скапливаются вирусы и бактерии. Один раз в три - четыре дня стоит проводить уборку с дезинфицирующими не хлорсодержащими растворами. В качестве такого раствора может быть использован слабый раствор спирта или слабый мыльный раствор на основе мыла "Safegard".
 
 3. Мытье рук по приходе домой. Должно стать обязательным правилом для всех, кто пришел в дом с улицы.
 
 4. Использование домашней одежды. Для всех членов семьи, которые вынуждены выходить из дома по разным делам, необходимо иметь два - три комплекта домашней одежды, в которую они переодеваются сразу же по приходе домой.
 
 5. Для постоянно приезжающих. Если к маме ежедневно ходит няня или бабушка, которая помогает ей по хозяйству, то у приходящего помощника должно быть два - три комплекта одежды, в которые он переодевается, придя в дом к грудничку. Эта одежда должна оставаться в доме и стираться вместе с одеждой других домашних.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Физиологические особенности новорожденного.
 
 Физиологические особенности новорожденного
 
 
 Срыгивания
 
 Срыгивания новорожденных являются результатом незрелости нервной системы и слабости кардиального сфинктера, находящегося между желудком и пищеводом, В результате непроизвольных спазмов диафрагмы сфинктер не удерживает содержимое желудка, и оно изливается из ротовой полости.
 
 Нормой для возраста от одного до четырех месяцев считается срыгивание после каждого кормления или перед кормлением, при перевороте на живот или изменении положении тела в объеме одной столовой ложки и однократно в день "фонтаном", т.е. рвота в объеме более трех столовых ложек. Чтобы проверить, какой именно объем молока срыгнул малыш, надо вылить одну столовую ложку воды на пеленку и сравнить пятно от воды с размером пятна, образовавшегося после срыгивания. Не следует переживать, что малыш срыгнул все молоко, которое он высосал. Он может срыгнуть только молоко, находящееся в желудке и пищеводе. Молоко, эвакуированное в кишечник, благополучно осталось в его организме. При нормальных срыгиваниях не следует ставить ребенка столбиком после каждого кормления, чтобы их избежать. Если ребенок часто и обильно срыгивает, но при этом часто писает, хорошо себя чувствует и нормально набирает в весе - угрозы обезвоживания нет. В норме срыгивания могут сохраняться до пяти-шестимесячного возраста.
 
 Икота
 
 Икота новорожденных связана с непроизвольными сокращениями диафрагмы и, прежде всего, является наследием внутриутробной жизни. Находясь у мамы в животе, младенец привык к периодически возникающей икоте, и это состояние не доставляет ему никаких негативных переживаний. У зрелого ребенка икота не является признаком переохлаждения, потому что икать может и хорошо согретый малыш. Такую икоту, без признаков охлаждения, родители наверняка наблюдали и сами, но не придавали этому значения. При охлаждении начинают икать только не зрелые дети - недоношенные или маловесные.
 
 Особенности стула
 
 У младенца, находящегося на правильно организованном исключительно грудном вскармливании, до шести месяцев жизни стул может быть любой частоты и вида. Он может быть кислым с комочками створоженного молока, зеленым, пенистым, со слизью и кровяными прожилками (микротравмы прямой кишки), желтым сметанообразным и т.д. Он может быть очень частым и появляться во время, после или между кормлениями, а также очень редким - один раз в 2-7 дней. Ни количество, ни вид стула, ни частота его появления не должны волновать родителей до шести месяцев.
 
 
 Мочеиспускания
 
 Частота мочеиспусканий. Очень важно следить за частотой мочеиспусканий младенца. Периодически, примерно один раз в неделю, необходимо считать пеленки или ставить галочки, отмечая каждое мочеиспускание. В норме у малыша должно быть примерно 12-15 мокрых пеленок в сутки. Настороженность должно вызывать снижение количества мокрых пеленок до 6-8 штук в сутки. Это нижняя граница нормы, при которой можно сказать, что обезвоживания нет, но это не означает, что питание малыша достаточно.
 
 Мочеиспускания и сон. Во время глубокого сна малыш не мочится. Мочеиспускание происходит перед пробуждением, во время или сразу после него.
 
 Особенности сна новорожденного
 
 Новорожденный малыш практически все время спит. Общая продолжительность сна новорожденного составляет 18 часов. У него есть дневной и ночной ритмы. Дневной ритм начинается примерно в 8 - 10 утра и заканчивается примерно в 23 часа. Ему на смену приходит ночной ритм, который длится примерно с 23 часов до 8 -10 утра. В течение дневного ритма новорожденный пробуждается каждые 1-1,5 часа, чтобы приложиться к груди, пописать и снова уснуть. Ночной ритм отличается от дневного тем, что промежутки между пробуждениями удлиняются.
 
 Главной особенностью сна новорожденного является высокий процент парадоксального, т.е. поверхностного сна - до 80%. Во время парадоксального сна новорожденный ведет себя более беспокойно, чем взрослый. Кроме этого, у новорожденных и детей в возрасте до трех месяцев нет хорошо выраженного глубокого медленного сна. Выраженный глубокий сон появляется у детей лишь к шести месяцам. Именно потому, что новорожденный спит поверхностно, для организации его сна чрезвычайно важно учитывать следующее:
 - малыш погружается в глубокий сон примерно через 20 минут после начала засыпания;
 - о погружении в глубокий сон свидетельствует общая расслабленность, отсутствие движения глаз, мимики лица, движения конечностей;
 - новорожденный быстро переходит из глубокого сна в поверхностный, поэтому стоит попытаться переложить спящего малыша с рук на кровать, как его сон станет беспокойным. Чтобы не нарушать сон младенца, рекомендуется укладываться спать вместе с ним, а когда он заснет, аккуратно от него вставать;
 - сон бывает наиболее спокойным, когда присутствует запах матери;
 - укладывая новорожденного спать днем отдельно, необходимо тесно уложить с двух сторон от него подушки или валики, чтобы воспроизвести условия приятной тесноты;
 - для снижения тревожности и обеспечения тактильных стимулов для нормального роста нервной системы необходимо организовать ночной совместный сон с матерью;
 - совместный сон с матерью является профилактикой спонтанной детской смертности в результате остановки дыхания. Новорожденный дышит неравномерно, он делает дыхательные паузы. Возобновить дыхание после паузы позволяет тактильная стимуляция. Совместный ночной сон с матерью обеспечивает непрерывную тактильную стимуляцию, а значит и равномерное дыхание младенца.
 
 У новорожденного, начиная с седьмого дня жизни, появляется выраженный продолжительный ночной сон, который длится пример но с 23-24 часов до 8-10 утра. В течение ночного сна ребенок три -четыре раза проявляет сосательную активность. Проявляя желание приложиться к груди, малыш не пробуждается, просыпаться приходится кормящей маме. Единственное время, когда малыш до трех месяцев проводит в состоянии глубокого сна - это первые ночные часы, т.е. с 23-24 до 3-4 утра.
 
 
 Явления периода новорожденности
 
 
 Мастит новорожденного
 
 У новорожденных, как у девочек, так и у мальчиков, в течение первых 14 дней жизни может возникнуть уплотнение грудных желез. Мастит новорожденных - это физиологическое явление, не представляющее опасности для ребенка и не требующее специального лечения. Он связан с высоким уровнем гормона пролактина в крови матери во время родов и в первые дни после них. Пролактин отвечает за выработку молока и, передаваясь младенцу сначала через пуповину во время родов, а затем через молозиво и молоко, приводит к набуханию молочных желез. Чаще всего мастит возникает у ребенка практически одновременно с приливом молока у матери, на 3-10 день после родов.
 
 Важно отметить, что физиологические формы мастита возникают у детей в случае биологически нормальных родов и правильно организованного грудного вскармливания в первые дни после них. В этом случае диаметр уплотнения не превышает размера фасолины и уплотнение самопроизвольно исчезает примерно через три - четыре недели после родов.
 
 В случае клинических родов, т.е. родов в медучреждении (тем более в ходе которых осуществлялись различные вмешательства и использовались препараты), и неправильно организованного грудного вскармливания мастит новорожденности может приобрести патологические формы. Уплотнение может быть больших размеров и может при прикосновении вызывать у малыша болезненные ощущения. Если диаметр уплотнения превышает три см, то ребенку необходима помощь, которую может оказать инструктор по обучению материнскому искусству.
 
 "Колики"
 
 Ни один новорожденный или грудной ребенок не пожаловался врачу: "Доктор, у меня болит живот!". Поэтому диагноз "колики" - это не боли в животе, а характерное поведение ребенка. "Коликами" называют продолжительный непрекращающийся плач ребенка в определенное время суток, чаще всего вечером, причем малыша в это время очень трудно успокоить. При этом ребенок может подтягивать ноги к животу и сучить ими, как будто болит живот. Может показаться, что ребенок хочет сосать, но от груди отказывается, сделав 2-3 сосательных движения. У детей с подобной картиной плача может быть активное пищеварение и выход газов. Однако и в спокойном состоянии у них наблюдаются бурления в животе и выход газов, которые не вызывают плача Обычно при более подробном исследовании состояния такого ребенка причина плача остается не ясной. Такое состояние называется "колики".
 
 Родители всегда связывают поведение ребенка при коликах (сучит ногами, начинает плакать при выходе газов и т.д.) с болью в животе. Однако следует учитывать, что у ребенка, в отличие от взрослого, нет локализации боли, поэтому при любой боли он ведет себя одинаково - ведь болит он весь. Например, когда ребенку берут кровь из пальца и болит его палец, он плачет, кричит, сучит ногами и вскидывает руками. То же самое он делает, когда у него берут кровь из пяточки. В связи с этим, можно утверждать, что по поведению ребенка в ответ на болевой раздражитель, который скрыт от глаз взрослого, нельзя с точностью сказать, что именно у малыша болит.
 
 Известно, что "колики" чаще бывают у детей с диагнозом ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или повышение внутричерепного давления. На базе клинической практики психиатров и психотерапевтов было установлено, что "колики" являются проявлением грудничковой мигрени сосудистого происхождения. Типичными симптомами, сопровождающими мигрень, являются усиление перистальтики кишечника, возникновение тошноты, дурноты, рвоты и расстройства желудка. Во время сосания и бурлений в животе головная боль у грудничка усиливается, именно с усилением головной боли в ответ на любой механический раздражитель и связано усиление плача при предложении ребенку взять грудь и выходе у него газов. По этой же причине во время мигренного приступа дети чрезвычайно чувствительны к изменению положения тела.
 
 Вспучивания
 
 Вспучиванием называют болезненное состояние ребенка, связанное с нарушением работы кишечника, при котором идет повышенное газообразование. Причиной вспучивания является неудовлетворительный холдинг, при котором малыш не получает достаточного количества материнского тепла в буквальном смысле этого слова. Дело в том, что нормальную работу кишечника ребенка обеспечивает не только тип вскармливания, но и согревание животика малыша. Когда мама носит ребенка на руках в правильном положении, прижимая к себе и согревая своим биологическим теплом его живот, она тем самым обеспечивает нормальную работу его кишечника. Если мама недостаточно согревает животик ребенка, то происходит сбой в работе кишечника, который и приводит к вспучиванию. Поэтому профилактикой вспучивания является полноценный холдинг и правильно организованное грудное вскармливание.
 
 
 Отправление естественных нужд: мочеиспускание и дефекация
 
 
 Решение родителей об уходе за ребенком в отношении отправления естественных нужд, который включает ношение памперсов и другой одежды, должно быть осознанным. В первую очередь следует знать, что от организации отправления естественных нужд новорожденного и грудного ребенка зависят следующие моменты:
 - установление контроля за сфинктерами;
 - осознание своего тела;
 - функциональное становление выделительной системы.
 
 Успешное и своевременное решение этих психофизиологических задач обеспечивает базу для сексуального здоровья человека.
 
 Каждая из этих позиций является задачей развития, которую ребенок решает на первом году жизни при участии матери. Все эти задачи решаются в несколько этапов путем организации высаживания в соответствии с физиологическими потребностями и врожденными рефлексами ребенка. Высаживанием называется действие матери или опекуна, способствующее опорожнению грудного ребенка.
 
 Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами.
 
 Во время родов при прохождении плода по родовым путям у него формируется мочеиспускательный рефлекс, благодаря которому перед мочеиспусканием и дефекацией новорожденный чувствует дискомфорт и начинает проявлять беспокойство или плакать. Это дает матери возможность высаживать малыша по его сигналу и таким образом контролировать работу его сфинктеров. Благодаря материнскому контролю, с первых дней жизни у младенца формируется собственная способность управлять своими сфинктерами. Постепенно мочеиспускательный рефлекс угасает, и к трем месяцам на смену ему приходит способность ребенка самостоятельно контролировать свои сфинктеры.
 
 Осознание своего тела
 
 Новорожденный не знает, что у него есть тело. Он не знает, что у него есть лицо, руки, ноги, голова и т.д. Примерно в два месяца ребенок обнаруживает, что у него есть руки, за которыми он начинает наблюдать, и начинает внимательно слушать свое тело в момент, когда выходят газы или когда он опорожняет кишечник. С этого момента малыш начинает понимать: "Это происходит у меня!". К трем месяцам ребенок уже контролирует работу сфинктеров, не понимая их точного расположения на своем теле, но уже точно зная, что этот процесс происходит у него. Далее, примерно в четыре месяца, малыш, ощупывая свое тело, обнаруживает живот, ноги и свои половые органы. Благодаря этому новому знанию о своем теле, ребенок понимает, где именно находятся сфинктеры, которыми он уже умеет управлять.
 
 На этапе осознания половых органов чрезвычайно важно, чтобы малыш нащупал именно свои половые органы, а не одежду, в которую он может быть облачен: памперс или ползунки. Это очень важно, поскольку именно это первое впечатление войдет в его сознание на всю жизнь. Если, в результате изучения своего тела, малыш усвоит тот факт, что у него нет половых органов, а есть памперс или штанишки, это не будет способствовать его психическому и сексуальному здоровью - очень сложно быть адекватным в отношении сексуальности, если у тебя нет половых органов и, фактически, нет пола.
 
 Функциональное становление выделительной системы
 
 У новорожденного и грудного ребенка выделительная система является незрелой. Ее окончательное созревание и функциональное становление происходит к половозрелому возрасту, однако начало этого процесса восходит к периоду новорожденности.
 
 У человека работа почек и мочевого пузыря не хаотичны, а упорядочены во времени и имеют хорошо выраженные суточные ритмы. В их работе есть пики и спады суточной биологической активности, есть определенный ритм мочеиспусканий в фазе бодрствования и мочеиспускательные паузы во время сна. Эти ритмы отчетливо прослеживаются уже у новорожденного. У малыша первых трех месяцев жизни мочеиспускания происходят только в стадии пробуждения и во время бодрствования. С месячного возраста в периоды бодрствования мочеиспускания происходят примерно через каждые 15-20 минут. Во время сна наступает мочеиспускательная пауза. Она присутствует как во время дневного, так и во время ночного сна. Ночные мочеиспускания тесно связаны с грудными кормлениями. Всякий раз, когда малыш просыпается, чтобы приложиться к груди, может наступить и опорожнение. Перед мочеиспусканием малыш обязательно подает матери сигнал, и только в том случае, если мать этот сигнал проигнорировала, он опорожняется самостоятельно - просто от безысходности.
 
 Функциональное становление и регуляция работы выделительной системы в целом происходит при наличии высаживания и материнского контроля. Природа рассчитывала, что после появления на свет работу незрелой выделительной системы младенца первоначально будет поддерживать мать. Постепенно ребенок возьмет инициативу в свои руки и начнет самостоятельно контролировать работу сфинктеров и выделительной системы. Для нормальной работы выделительной системы, а также уретрального и анального сфинктеров, необходимо, чтобы ребенок чувствовал процессы мочеиспускания и дефекации. Если он не будет чувствовать эти процессы, то работа сфинктеров, а вслед за ними и работа всей системы нарушится. Этот механизм был выработан эволюционно, поэтому, нарушая его, мы обязательно формируем те или иные отклонения от нормы, которые впоследствии могут быть заметны в большей или меньшей степени. Если мать высаживает ребенка, она тем самым обеспечивает нормальное развитие выделительной и половой системы и способствует установлению контроля над сфинктерами. В норме уже к трехмесячному возрасту младенец контролирует работу сфинктеров.
 
 Использование памперсов и ползунков
 
 Современное поколение матерей, использующее памперсы, считает удобным не знать, как именно мочится их малыш и что с ним происходит. Однако матери этнических групп, не знающие памперсов, считают, что отсутствие информации о ритме и качестве мочеиспусканий собственного ребенка - это в высшей степени неудобно, поскольку не позволяет ориентироваться в его состоянии. А ведь задача каждой матери, данная ей свыше, вырастить здорового полноценного человека. Сохранить здоровье малыша, нарушая работу какой-либо его функциональной системы, просто невозможно. Если мать понимает важность высаживания для будущего здоровья своего малыша, то она бывает готова пересмотреть свои социальные установки. Пересмотр социокультурных установок на уход за новорожденным не является жертвой со стороны женщины - она абсолютно приспособлена к физиологически обоснованному уходу за ребенком.
 
 В связи с тем, что использование памперсов и ползунков прежде всего связано с формированием полового поведения человека, существуют определенные правила их использования. Памперсы - приспособление для визитов. Поэтому они могут быть использованы для визитов в гости, при приеме гостей, на прогулке и т.д., чтобы мама могла показать красивый костюмчик своего ребенка. Они не могут быть использованы дома для постоянной носки и тем более на время сна, как ночного, так и дневного. Их использование на время сна тем более бессмысленно, что ребенок, как правило, спит абсолютно сухим и мочится лишь при пробуждении.
 
 Как памперсы, так и ползунки, не дадут ребенку возможности познакомиться со своим телом, обнаружить свои половые органы, выяснить, откуда именно появляются выделения, и установить контроль над функциями мочеиспускания и дефекации. Поэтому использование этих предметов одежды должно быть разумным и не мешать ребенку решать возрастные задачи развития. Рекомендовано при любых обстоятельствах с шести месяцев отказаться от использования памперсов, ползунков, трусов и т.д.
 
 Термоадаптация и основы закаливания
 
 
 Термоадаптация
 
 Ребенок рождается на свет из условий относительно стабильного температурного режима, который существовал в матке. Поэтому новорожденный, привыкший к относительному постоянству температуры, должен адаптироваться к новым температурным условиям в зависимости от тех климатических условий, в которые он попал. Термоадаптация - это приспособление новорожденного и грудного ребенка к температурному режиму в условиях внеутробного существования.
 
 Термоадаптация новорожденного происходит за счет контакта с воздухом, т.е. ежедневных воздушных ванн, и контакта с водой во время подмывания и купания, при условии полноценного холдинга и грудного вскармливания.
 
 Первоначально термоадаптацию младенца обеспечивает мать. Именно она должна постепенно ввести ребенка в мир новых температур и помочь ему к ним приспособиться. С одной стороны она должна продлить для младенца условия внутриутробного комфорта, а с другой - дать ему возможность встретиться с новым миром, познакомиться с ним и безопасно адаптироваться к новым воздействиям. Чтобы обеспечить внутриутробный комфорт, мать носит малыша на себе, кормит его грудью, что удлиняет контакт с привычным материнским теплом. Периодически она откладывает ребенка, чтобы обработать или переодеть его, за счет чего он принимает кратковременные воздушные ванны, и регулярно подмывает его, обеспечивая контакт с водой. Чтобы термоадаптация была полноценной, подмывать ребенка следует водой разной температуры. Это вырабатывает у малыша спокойную реакцию на воду любой температуры.
 
 Подмывание новорожденного рекомендуется проводить с руки, а не под струей воды. Это позволяет взрослому контролировать температуру воды во избежание слишком сильного термического воз действия на чувствительную кожу новорожденного.
 
 Переохлаждение и перегрев
 
 Обеспечивая оптимальную возможность термоадаптации, в то же время мать должна оберегать малыша от сильных воздействий. Регулировка состояния ребенка полностью лежит на ней. Новорожденный является незрелым и не может самостоятельно поддерживать температуру своего тела, поэтому он чрезвычайно чувствителен к перегреву и переохлаждению. Мать должна согревать малыша своим теплом, чтобы не наступило охлаждение, и спасать его от жары, чтобы не было перегрева. Недостаточное согревание животика младенца нарушает работу его кишечника, что грозит вспучиванием. Кроме этого, переохлаждение неблагоприятно влияет на работу почек и надпочечников.
 
 Перегрев не менее опасен для организма ребенка, чем переохлаждение, и может при вести к тепловому удару. Постоянное пребывание в поле биологического тепла матери за счет неограниченного ношения на руках, совместного сна и грудного вскармливания необходимо ребенку для мягкой термоадаптации и поддержания всех функций его организма. Таким образом, мать следит за температурой окружающей среды к при возможности регулирует ее, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на ребенка.
 
 Как понять, что ребенок замерз?
 
 Первым ориентиром являются ощущения матери. Температуру окружающей среды мы воспринимаем субъективно. Причем малышу всегда несколько холоднее, чем взрослому человеку. Поэтому, чтобы контролировать ощущения ребенка, мать должна быть одета чуть легче, чем он. Если одежда мамы и малыша приведена в соответствие, т.е. ребенок одет чуть теплее матери, следующими ориентирами являются:
 
 - время, поскольку ребенку, если он лежал отдельно от матери, очередная порция материнского тепла требуется каждые 20 минут;
 - общий цвет кожи должен быть ровным розовым, она не должна становиться мраморной или синюшной. Этот ориентир не относится к кистям и стопам младенца, которые могут быть синюшными даже у согретого малыша;
 - температура кожи при прикосновении должна быть теплой или прохладной, но не холодной. Кончик носа младенца всегда будет холодным, даже если ребенок не замерз, поскольку это самая холодная точка тела. Все сгибательные поверхности должны быть теплыми: под коленом, под мышкой, в локте, в паху. Холод в локтевом сгибе и под коленом говорит об охлаждении.
 
 Закаливание
 
 Благополучная термоадаптация является основой дальнейшего закаливания ребенка. Закаливание - это формирование устойчивости организма по отношению к воздействиям внешней среды и, в частности, по отношению к влиянию температур.
 У ребенка процесс закаливания обусловлен, прежде всего, условиями жизни и происходит сознательно, а его успешность зависит от устойчивости психики ребенка и своевременной, правильно организованной термоадаптации.
 
 Если родители хотят вырастить малыша выносливым, они не должны испытывать его незрелый организм непосильными и необоснованными нагрузками. Закаливание, как специальная процедура, возможна не ранее исполнения ребенку пяти - шести лет, которая будет успешной только под влиянием примера родителей.
 
 Плаванье и проныривание для грудничков
 
 Плаванье грудничков, несмотря на его широкую популярность, не является положительной и безопасной процедурой. Для грудного ребенка оно чрезвычайно опасно в первую очередь из-за того, что вода, попадая в носоглотку младенца, раздражает слизистые оболочки и приводит к различным воспалениям. Например, маленькие пловцы страдают частыми отитами (2-4 раза в год), чаще других детей болеют менингитом, страдают хроническим насморком, тонзиллитом, гайморитом и т.д. Здесь стоит вспомнить водоплавающих млекопитающих, таких как моржи, морские котики и др. Эти животные гораздо лучше человека приспособлены к жизни в воде, но они рожают своих детенышей на суше и не пускают их в воду до тех пор, пока у них не сменится шкура и достаточно не вытянется мордочка. Ведь маленькие моржата и тюленята тоже могут заболеть отитом и другими неприятными болезнями носоглотки. Помимо носоглотки, вода, далеко не лучшего качества, попадает также и в пищеварительную систему ребенка, что приводит к расстройству функций пищеварения. Поэтому, если ребенок находится действительно на исключительно грудном вскармливании, плаванье ему противопоказано.
 
 
 Кроме этого, плаванье и проныривание грудничков влияет на развитие вестибулярного аппарата. Погружение младенца в большой объем воды создает у него впечатление о парении в пространстве без опоры. Постоянное переживание этого ощущения, неблагоприятно влияет на формирование у ребенка способности ориентироваться в пространстве и оценивать расстояния. Помимо этого, переживание парения закрепляется на бессознательном уровне и впоследствии приводит к такому психическому нарушению как агорафобия, которая выражается в сочетании страха высоты и открытых пространств со стремлением спрыгнуть с высоты, чтобы воспроизвести впечатление о парении. С бытовой точки зрения наличие подобного расстройства весьма опасно, поскольку в более старшем возрасте оно может стать причиной неконтролируемого поведения ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Воспитание грудного ребенка
 
 
 Старинная поговорка гласит, что воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки ложится, а когда вдоль лавки ложится, то воспитывать уже поздно - надо перевоспитывать. В ней отражена народная мудрость - наблюдение за результатом воспитания не одного поколения детей. Современные научные исследования только подтверждают результат этих наблюдений. Сегодня известно, что главные воспитательные усилия следует прилагать в течение первых трех лет жизни, а затем нужно только поддерживать плоды своих родительских трудов. Основным периодом, когда складывается впечатление о мире и определяются раз личные формы поведения, является первый год жизни. Процесс воспитания начинается с момента появления ребенка на свет и первого прикладывания к груди. С точки зрения результативности воспитания грудничка, первый месяц жизни является решающим.
 
 
 Основы воспитания
 
 
 Основой успешного воспитания грудного ребенка является впечатление о надежности матери и поддерживающем окружении. Точкой отсчета для формирования впечатления о надежности матери является успешный первичный и вторичный импринтинг. Следует отметить, что впечатление о надежности матери складывается, в первую очередь, благодаря благополучным естественным родам, которые и обеспечивают успешный импринтинг.
 
 Благополучный первичный и вторичный импринтинг
 
 Результатом импринтинга для ребенка является идентификация матери и формирование безусловной любви по отношению к ней. В стадии импринтинга мать целенаправленно обучает младенца правильному прикладыванию. В течение трех дней после родов малыш осваивает и закрепляет навыки поведения под грудью, которые обеспечат ему в дальнейшем питание, а также возможности роста и развития. В период импринтинга мать фактически является первым учителем ребенка и помогает ему усвоить все необходимые навыки для успешного грудного вскармливания.
 
 
 Если роды были неблагополучными или неестественными и импринтинг был нарушен, то матери придется переучивать младенца. Тогда она возьмет на себя роль матери-усыновительницы. Переучивание малыша - это тяжелый, но благодарный труд. В этом случае перевоспитание и переучивание ребенка в какой-то степени заменит импринтинг. Очень печально, когда благодаря некомпетентности работников родильных домов, ребенок усваивает, что его матерью является бутылочка или пустышка. В этом случае младенец сопротивляется сосанию материнской груди - ведь он запомнил бутылочку и признал ее своей матерью. Однако эта ситуация не безнадежна, и если мать будет вести себя уверенно, она достигнет успеха.
 

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу