<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
 
 
 
 Учебник
 
 
 
 Под редакцией профессора И.К. Салимжанова
 
 
 
 Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации
 в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся
 по экономическим специальностям
 
 
 
 
 Москва
 ЗАО «Финстатинформ»
 2001
 
 
  УДК 338.5
 ББК65.013я73
 Ц38
 
 Рецензенты:
 
 зав. кафедрой «Финансы» Академии бюджета и казначейства
 Министерства финансов РФ, д.э.н., проф. Н.Г. Сычев;
 д.э.н., проф. А.С. Гусаров (АКБ «Держава»)
 
  Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 304 с.
 ISBN 5-7866-0152-8
 
 В настоящем учебнике в систематизированном виде изложены наиболее ак­туальные вопросы рыночного ценообразования на современном этапе разви­тия экономики России, представлено теоретическое осмысление происходящих в этой области процессов и обозначены главные направления совершенство­вания цен и ценообразования в экономике страны.
 Учебник предназначен для студентов и преподавателей экономических спе­циальностей вузов, специалистов экономических служб, предпринимателей, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами ценообразования.
 
 УДК 338.5
  ББК 65.013я73
 
 
 
  ISBN 5-7866-0152-8 ©Оформление. ЗАО «Финстатинформ», 2001
 
 
 Предисловие
 
 Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии эко­номики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необхо­димо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообра­зования и динамики цен.
 Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, прин­ципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике, что и нашло отражение в пред­лагаемом учебнике.
 Учебник подготовлен в соответствии с учебной программой кур­са «Ценообразование» на основе анализа и обобщения накопленного за последние годы опыта ценообразования в Российской Федерации с учетом зарубежной практики в этой области. Данный курс является самостоятельным разделом экономической науки и изучает особую сферу производственных отношений, связанную с функционировани­ем цен. Он базируется на экономической теории и научных исследо­ваниях российских и зарубежных ученых.
 Учебник состоит из трех разделов.
 В первом разделе рассматриваются основные вопросы ценообра­зования в переходный период; здесь даны характеристика цены как экономической категории в условиях рыночных отношений, классификация цен и их система, ценообразующие факторы, структура рын­ка и ценообразование; показаны ценовая политика фирмы, издержки и их роль в формировании цен, риск в ценообразовании и страхова­ние цен, необходимость регулирования цен в условиях рыночных от­ношений.
 Второй раздел посвящен особенностям ценообразования в неко­торых отраслях и сферах экономики, в частности, в сфере транспорт­ных, бытовых и коммунальных услуг, оказываемых населению, проблемам ценообразования в условиях инфляции.
 В третьем разделе рассматриваются вопросы, находящиеся на стыке ценообразования и финансовокредитной системы, раскрывающие взаимодействие цен и денежного обращения, взаимозависимость цен и кредита.
 Учебник заканчивается изложением опыта ценообразования и ре­гулирования цен в некоторых зарубежных странах.
 Выражая свою точку зрения по излагаемому материалу, авторы не претендуют на окончательное решение многих дискуссионных воп­росов и будут благодарны за все критические замечания, высказанные в их адрес. Любая точка зрения будет рассмотрена и по возмож­ности учтена в дальнейшей работе над учебником.
 Учебник подготовлен авторским коллективом в составе: д.э.н., проф. И.К. Салимжанов – предисловие, гл. I, II, V, VII, X, XI, XIV, приложение № 1 (совместно с д.э.н., проф. В.Е. Новиковым), прило­жения № 2, 3; к.э.н., доц. О.В. Португалова – гл. III, IV и VI; д.э.н., проф. В.Е. Новиков – гл. VIII, IX; к.э.н., доц. О.М. Маркова – гл. XII и XIII.
 Руководитель авторского коллектива – доктор экономических наук, профессор И.К. Салимжанов
 
 
 РАЗДЕЛ 1
 
 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ
 
  ГЛАВА 1
 
 ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
 
 1. Стоимостные основы цены и переход к рыночному ценообразованию
 
 Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития эко­номики, общества в целом. В первую очередь это относится к произ­водству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созда­нию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.
 Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники дру­гой теории считают, что цена товара представляет собой сумму де­нег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной по­лезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.
 В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе из­держек производства и обращения и 2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.
 Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесто­ченные споры двух диаметрально противоположных школ.
 Разработка теории цены относится к ранней стадии развития ка­питализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.
 Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.
 Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные зат­раты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для дан­ного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится каче­ственно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.
 Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отра­жает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товара­ми (или купли-продажи).
 Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его сто­имости под влиянием случайных рыночных факторов.
 Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объек­тивную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.
 Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных зат­рат в наилучшем варианте использования производственных ресур­сов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от зат­рат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат поку­пателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимо­сти, для объяснения цены в ней нет необходимости.
 В итоге спор между изложенными концепциями сводится к следу­ющему: что же определяет цену товара – «предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)? Является ли полезность товара «функци­ей» его стоимости или, напротив, стоимость есть «функция» полезно­сти товара?
 Современная экономическая теория не оставляет надежды синте­зировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объек­тивность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара.
 Однако бесспорным является положение о том, что количествен­ное определение затрат на производство и реализацию товаров и ус­луг было и остается объективной потребностью и реальностью в лю­бой общественно-экономической формации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.
 Фирмы, не обеспечивающие такие условия, разоряются и гибнут, а их место занимают другие фирмы, которые имеют более низкие зат­раты на производство и реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществления нор­мального процесса воспроизводства.
 Кстати сказать, генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ) рекомендует использовать следующее определение нормаль­ной стоимости: «нормальная стоимость понимается как стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения, по­крываемая в ходе обычных торговых операций плюс разумная при­быль и общие расходы».
 Построение рыночного хозяйства требует решительного преодо­ления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе и в области ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального харак­тера, в зависимости от которой находятся другие вопросы, связан­ные с теорией, методологией и практикой ценообразования. Эта про­блема может быть сформулирована следующим образом: каковы ме­сто и роль цены в рыночном хозяйстве?
 Правильный ответ на этот вопрос может быть дан лишь после того, как будет раскрыт главный вопрос, а именно: что такое рынок в цивилизованном смысле этого слова?
 В экономической литературе имеется много определений понятия рынка. И это естественно. Дело в том, что рынок – явление весьма сложное и пока еще недостаточно изученное.
 Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным представля­ется следующее определение. Рынок – это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торго­вые, экономические, технологические и др.) между субъектами ры­ночных отношений, но обязательно опосредованные через механиз­мы стоимости, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.
 Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработ­ной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства.
 Рыночные отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение, например: на базаре, в деловом офисе, по телефону, на бирже и т.д. Когда на рынке устанавливается равно­весие между спросом и предложением, то результатом этого эконо­мического процесса является цена.
 На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы.
 Продавцы имеют цель продать свои товары и при этом получить по возможности как можно большую цену и прибыль. Но так как каж­дый из продавцов приходит на рынок с одним и тем же намерением, между ними возникает конкуренция. Покупатели, в свою очередь, заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов про­давца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке фор­мируется путем взаимодействия спроса и предложения. Цена вырав­нивает соотношение спроса и предложения и является тем компро­миссом, который достигается между продавцом и покупателем.
 Таким образом, рынок – это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.
 Рынок можно выразить следующей элементарной схемой:
 
 
 Из представленной схемы можно сделать такой принципиальный вывод: цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сгла­живая противоположные экономические интересы продавца и покупа­теля, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления.
 Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производ­ством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Имен­но рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
 В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, ко­торый реализуется через механизмы ценообразования, сбалансиро­ванности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из од­ного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переход­ный период возникает и усиливается функция цены как критерия ра­ционального размещения производства.
 В плановой экономике при единой государственной собственнос­ти регулирование экономики осуществляется через закон планомер­ного развития и централизованное планирование. Вследствие этого все экономические инструменты, в том числе и цены, привязаны к плану, подчинены его выполнению.
 По мере перехода общества к рыночной экономике центральной фигурой на рынке становится предприятие-собственник, которое са­мостоятельно, с полной экономической ответственностью за свои дей­ствия принимает производственно-экономические и другие решения. Только предприятие решает: что, сколько, когда, где и какого каче­ства изготовлять, кому и на каких условиях, по какой цене продавать свою продукцию и т.д. Это значит, что в условиях рыночных отноше­ний трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства не государством, а самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические послед­ствия решений, принимаемых предприятием, полностью отражаются на конечных результатах его деятельности; государство за это не от­вечает, так как оно не принимает решений о включении предприятия в общественное воспроизводство.
 В рыночной экономике имеется много механизмов регулирования деятельности предприятия, но что принципиально важно – все они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для заинтересованности предприятия следовать за по­требностями общества или же имеют ограничительный характер, за­щищая интересы общества, государства.
 Как уже отмечалось, в условиях рыночных отношений регулиро­вание воспроизводства осуществляется в числе других законов и за­коном стоимости, который действует через механизм цен и ценооб­разования. Здесь нет планового установления цен, часто допускаю­щего волевые решения в этой области, искажающего реальное представление о положении дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует принципиально иных подходов к формированию цен и модели цены.
 
 2. Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен
 
 Принципы и методы формирования цен в условиях централизован­ной экономики строятся на том, что они определяются на предприя­тии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда – господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях пла­новой экономики. При таком подходе к построению цен рынок ока­зывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В луч­шем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установ­ленной цене.
 Коренное отличие рыночного ценообразования от централизован­ного установления цен состоит в том, что реальный процесс форми­рования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздей­ствием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.
 Поэтому наши представления о стоимости товара (его формиро­вании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.
 Это принципиальное теоретическое положение до последнего вре­мени почти полностью игнорировалось в нашей экономической на­уке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров счи­тают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке и будут признаны товарами со стороны покупате­лей, т.е. задолго до того, как затраты на их производство получат общественное признание. Этому во многом способствовали имеющи­еся в последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно противоречит современным представлени­ям экономической теории о рыночной экономике.
 Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначаль­ные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственни­ками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолева­ется отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.
 Какова же при этом роль государства, государственных органов?
 Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяй­ственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.
 В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы не устанав­ливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изго­товляемые различными собственниками.
 Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими са­мостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных слу­чаях, предусмотренных законодательными актами, по государствен­ным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.
 Поэтому в период перехода к рынку, в условиях смешанной (мно­гоукладной) экономики, рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реали­зовывать цели и приоритеты экономического и социального разви­тия и формировать соответствующие пропорции.
 Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений про­является через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического.
 Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.
 Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
 Первый фактор – фактор долговременного перспективного дей­ствия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока; здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную эконо­мику не имеет смысла – это чревато для них отрицательными эконо­мическими последствиями.
 Первый из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия те фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации тру­да и производства и т.д. В результате наибольший выигрыш получа­ют та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко уме­ют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуют­ся гибкость, тщательная подготовка производства и производствен­ной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполните­ли (кадры). Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те фирмы и предприятия, которые имеют возможность уме­ло использовать оба фактора.
 Следовательно, в условиях рынка динамика цен формируется со­вершенно по-иному и в значительной мере непредсказуемо. Но тако­вы природа рынка и его законы, которые нельзя игнорировать. На­против, необходимо глубоко и всесторонне изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.
 Следует иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм государственного воздействия на уровень и динамику цен в условиях перехо­да к рынку у нас слабо налажен, что при высокой степени монополиз­ма многих изготовителей ведет к росту цен.
 В связи с этим требуется продуманная система мер, которые уже опробованы в странах с рыночной экономикой. К ним относятся: ус­тановление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления, а все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обяза­тельно закреплены законодательными актами в центре и на местах.
 Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является кон­куренция. Нормальными конкурентами могут быть только собствен­ники. Многообразие структур при одном собственнике создает мо­нополию, которая порождает застой и консервацию отсталости в про­изводстве.
 Монополия государственной собственности во многих отраслях выступает главным препятствием на пути перелива ресурсов непос­редственно через предприятия под влиянием механизмов закона стоимости и ценообразования.
 Поэтому возникла острая потребность в изменении отношений собственности, что должно быть сделано законодательным путем. Необходимо введение многообразия форм собственности и призна­ния их равенства перед законом. Однако, чтобы рыночные механиз­мы по-настоящему заработали, должно быть реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и действительное юридическое их равенство.
 В настоящее время во многом еще господствует государственная собственность. В этой связи важнейшей проблемой является кон­версия государственной собственности в коллективную и частную. Приватизация собственности, превращение трудящихся в реальных собственников на своем предприятии, на производстве, преодоле­ние их отчужденности от собственности являются массовой соци­ально-экономической основой перевода экономики и всего обще­ства на рыночные рельсы. Без приватизации собственности такая основа не может быть создана, ее просто нет. Без проведения приватизации собственности рыночные, товарно-денежные отношения развиваться не могут.
 Следует отметить, что рынок – это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех его участников на их выживаемость в конкурент­ной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении. Уже сейчас многие фирмы и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются и становятся банкротами. Но мощности этих предприятий не пропадают, они переходят в другие руки, техни­чески совершенствуются, обновляются и включаются в процесс вос­производства на новой, более эффективной основе. Поэтому банк­ротство конкретного собственника и предпринимателя зачастую обо­рачивается для общества в целом ростом эффективности экономики.
 Мощным двигателем рыночной экономики является конкуренция. Именно она движет экономику вперед, используя такой действенный механизм, как закон стоимости, механизм ценообразования. Конку­ренция является своеобразным экзаменом для предпринимателя на со­вершенство его производства, на жизнестойкость и выживаемость. Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть механизм стимулирова­ния постоянного и всестороннего совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения не­совершенного и отстающего.
 Поэтому не случайно в антимонопольном законодательстве запад­ных стран посягательство на честную конкуренцию считается одним из самых тяжелых преступлений. Честная конкуренция – главное; со­здать ее – значит создать рынок.
 Основы успеха в конкуренции коренятся в состоянии производ­ства. Мировая практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Оно обладает свойствами быстро, по мере возникновения новых потребностей перестраиваться на их удовлетворение, при этом обходясь практически без повышенных затрат периода освое­ния новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освое­ния будет большим. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рыночной экономике помимо собственно рыночных преобразований требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают, а нередко пытаются сознательно игнорировать – вероятнее всего, потому, что такая перестройка сопряжена со значи­тельными капитальными затратами (инвестициями).
 Как уже отмечалось, в нашей экономике все еще имеет место моно­полия государственной собственности. Эта монополия является одним из главных препятствий при переходе к рыночному хозяйству. И на­оборот, многообразие форм собственности (кооперативной, арендной, акционерной, личной и т.д.) есть та база, экономическая основа, на ко­торой реально вырастают и развиваются рыночные отношения.
 Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных мер, закрепив их в законода­тельном порядке. Этот путь ждет и нас.
 Принятый в Российской Федерации Закон «О конкуренции и ог­раничении монополистической деятельности на товарных рынках» направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности для развития предприни­мательской деятельности в условиях конкуренции, свободной борь­бы за потребителя с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.
 Конкуренция неизбежно ставит предпринимателя в такое положе­ние, когда он вынужден (если хочет выжить в конкурентной борьбе) менять многое в стратегии и тактике производства, непрерывно работать над его совершенствованием, повышать качество своей про­дукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершен­ные и гибкие методы ценообразования и т.д.
 Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.
 Органическим элементам планового хозяйства является система директивного назначения цен, которая слабо учитывает экономичес­кие интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обес­печения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов произ­водственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей.
 Эффективность метода ценообразования прежде всего определя­ется тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который опреде­ляет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инве­стиций и самой экономики. Директивные цены почти не сигнализи­руют об изменении в спросе. Это обусловливает постоянный дефицит товаров и порождает диспропорции производства и потребления.
 Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвра­щает инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфля­ция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе скры­той инфляции в открытую происходит резкий рост цен.
 Таким образом, директивное ценообразование вызывает в эконо­мике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорций воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конеч­ного потребителя.
 Система директивного ценообразования не может служить инст­рументом согласования экономических интересов и объективно яв­ляется тормозом экономического развития. Это обусловливает неиз­бежность перехода от системы директивных цен к ценам, установле­ние которых основано на взаимном соглашении потребителя продукции с ее изготовителем.
 Цены, которые в условиях рынка устанавливаются по соглашению сторон, называются договорными (свободными) ценами. Идея дого­ворного рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводит к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удов­летворение общественных потребностей. Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводите­лей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом со­гласования экономических интересов в народном хозяйстве.
 Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент достигнут баланс спроса и предложения, то в буду­щем он может нарушиться и, как правило, нарушается. В этой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразова­нию в динамике, рассмотрение рыночных цен как одного из составных элементов социально-экономической системы. Исходя из этого можно сделать следующий вывод: свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в системе со всеми другими элемен­тами, составляющими рыночную экономику.
 Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспе­чивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в услови­ях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к це­лому ряду негативных последствий для экономики страны.
 Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг приводит к дезорганизации производства. При этом падает надежность плани­рования на уровне отдельного предприятия или фирмы и нарушают­ся пропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей.
 В результате из-за того, что появляется легкая возможность полу­чить дополнительную прибыль, обусловленную не ростом производ­ства, а ростом цен, падают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. В условиях, инфляции это провоцирует дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса.
 Поэтому быстрое и одновременное распространение свободного ценообразования на основную массу продукции народного хозяйства может привести и привело в России к углублению экономического кризиса. Таким образом, одновременный переход по всем товарам на свободное ценообразование экономически и политически не был оп­равдан. Следовало бы осуществлять постепенный переход к свобод­ным ценам и контролировать их рост, проводя активную антиинфля­ционную политику.
 Для того, чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил прежде всего к сокращению производства, нужны следующие условия:
 1) реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обла­дающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;
 2) отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по свободным ценам;
 3) отсутствие монополии товаропроизводителей;
 4) структурная перестройка экономики, прежде всего базовых от­раслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;
 5) обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;
 6) юридически закрепленное право на свободный выбор постав­щиков и потребителей.
 При отсутствии перечисленных условий следует либо ограничить сферу действия свободных цен, либо, допуская их свободное движе­ние, осуществлять государственное регулирование. Следовательно, в этих условиях представляется необходимым организовать наблюде­ние и контроль за свободными ценами. По-видимому, это наиболее приемлемый способ реализации политики в области свободного це­нообразования при переходе к рынку. Такой контроль позволяет до­биться прекращения падения производства, ограничить темпы инф­ляции, создать стимулы для товаропроизводителей, увеличить дохо­ды за счет роста производства, а не цен.
 В условиях быстроменяющихся экономических условий, как это имеет место в России, изучение рыночной конъюнктуры и разра­ботку на этой основе стратегии и тактики ценообразования на каж­дом этапе развития экономики следует начинать с анализа общей экономической ситуации в стране, т.е. с анализа макроэкономичес­ких процессов.
 С переходом экономики к свободному ценообразованию остроту приобретает проблема приближения цен к стоимости, учитывающей объективные различия в региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. В связи с этим глубокой теоретической раз­работки требует проблема территориальной (региональной) диффе­ренциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. В этих условиях необходимо исходить из того, что по отдельным товарам имеются объективные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие характер и ареал рынков сбыта, их де­ление на единый и на систему региональных (местных) рынков со сво­им уровнем цен. Формируемая на одном региональном рынке систе­ма цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, в результате чего последовательно и постепенно формируется единый рынок и система цен, адекватная этому рынку. Процесс этот, включающий ценовое проти­востояние и попытки отдельных регионов решить свои экономичес­кие проблемы с помощью цен за счет других регионов, по всей види­мости, будет довольно болезненным.
 Учитывая все возрастающее для нашей экономики значение раз­вития мирохозяйственных связей, система внутренних цен должна все больше отражать движение и тенденции мировых цен. Это неотвратимо, если мы действительно хотим построить рыночную экономику и максимально реализовать преимущества от экономического со­трудничества с мировым сообществом.
 В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ воп­росы ценообразования приобретают большую актуальность. Реша­ются они путем заключения странами СНГ межправительственных соглашений о принципах торгово-экономического сотрудничества, в которых содержатся определенные сторонами формулировки по це­нам. Суть их состоит в том, что расчеты за поставки продукции предприятия стран Содружества в одних случаях производят по договор­ным ценам, а в других случаях для отдельных, важнейших, взаимно согласованных видов продукции применяются мировые цены с пере­расчетом в рубли по согласованному курсу.
 В ряде соглашений, заключенных Россией с государствами СНГ, предусмотрена также необходимость проведения согласованной по­литики в области ценообразования.
 В первые годы развития Содружества ценовая практика межгосу­дарственной торговли между странами СНГ во многом была невы­годна России, так как важнейшие ресурсы вывозились из нее по отно­сительно низким, в сравнении с мировыми, ценам, а ввозилась продукция в основном по свободным ценам, уровень которых порой пре­вышал мировой или был приближен к нему.
 Чтобы предупредить рост цен за счет необоснованного включе­ния затрат в себестоимость, следует использовать согласованные принципы и методы калькулирования себестоимости продукции. Поэтому целесообразно предусмотреть в соглашениях обмен инфор­мацией о применяемых нормативных документах по ценообразованию, представляющих взаимный интерес, а также об уровне и дина­мике свободных цен на важнейшие виды продукции.
 Согласованная политика ценообразования государств Содруже­ства при товарообменных операциях должна найти отражение в меж­правительственных соглашениях, за выполнением которых следует установить надлежащий контроль. К нарушителям цен следует при­менять экономические санкции, установленные в законодательном порядке, а при необходимости – выносить эти вопросы на рассмотрение правительств.
 Следовательно, возникает необходимость в проведении согласо­ванной ценовой политики при межгосударственных поставках в увяз­ке с соглашениями о денежно-кредитных отношениях.
 
 3. Экономические функции цены
 
 Что такое функция цены?
 Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализа­ции в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.
 Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего со­держания. К функциям цены может быть отнесено только то, что ха­рактерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно вы­делить пять функций цены.
 1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., яв­ляясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сы­рья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление то­вара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных из­держек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
 Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая пред­лагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факто­ров значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и по­купателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.
 Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.
 В условиях же монополизированной экономики, деформирован­ного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдер­жать рост которых может только административное регулирование.
 Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурен­тов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества то­вара стремится обогнать конкурентов.
 В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимост­ных показателей, которые можно разделить на количественные и ка­чественные.
 Количественные показатели – валовый внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.
 Качественные показатели – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.
 Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных про­цессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.
 В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хо­зяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
 2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в по­ощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулиру­ющее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или со­кращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для произ­водителей особенно важны цены, по которым они сами непосред­ственно продают свою продукцию.
 С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
 ? научно-технический прогресс;
 ? экономию затрат ресурсов;
 ? изменение качества продукции;
 ? изменение структуры производства и потребления.
 Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня при­были в цене, надбавок и скидок к основной цене.
 Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, кото­рая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулирования процессов воспроизводства с помощью действующе­го в России механизма ценообразования довольно эффективны.
 Важное значение имеет стимулирование ценами научно-техничес­кого прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой пе­редовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых из­делий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.
 Стимулирование оптимальной структуры производства и потреб­ления совершается путем применения ценовых мероприятий. Рацио­нализация структуры производственного потребления осуществляет­ся путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одина­кового или различного уровня цен в расчете на единицу полезного эффекта и др.
 Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж и др.), а также путем использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, системы договорных цен и т.д.
 В настоящее время в условиях переходного для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование произ­водства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынков.
  3. Распределительная функция цены связана с возможностью от­клонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
 ? отраслями экономики;
 ? различными формами собственности;
 ? регионами страны;
 ? фондом накопления и фондом потребления;
 ? различными социальными группами населения.
 Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социаль­ной защиты малообеспеченных категорий населения.
 Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударствен­ные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие соци­альные задачи общества.
 С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем и потребителем, между отдельны­ми категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установле­нии цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличен­ные доходы.
 Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый харак­тер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о законо­мерности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку вы­игрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.
 В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они – не единственный инструмент рас­пределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финан­сы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жиз­ненного уровня определенной категории населения эффективнее все­го использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых плате­жей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, по­скольку от снижения цен обычно выигрывает все население.
 4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
 Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах произ­водства и обращения и требует принятия необходимых мер по их пре­одолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соот­ветствия между спросом и предложением. При появлении диспропор­ций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/со­кращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.
 Цена должна заинтересовывать производителя в повышении ка­чества и расширении ассортимента, необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предложе­нием регулировалась планами производства и материально-техничес­кого снабжения. Спрос лишь частично регулировался установлением относительно более высоких цен на особо модные товары и снижени­ем цен на товары, не пользующиеся спросом, – так называемые се­зонные цены (уценки).
 В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а ма­териальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпус­ка товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.
 Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении обратной зависимости между рыноч­ной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих рав­ных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено поку­пателем, следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спро­са, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно рас­тут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при сни­жении цен.
 Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. В современных российских условиях имеет место следующий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокра­щается. Растущий спрос обеспечивается импортом.
 Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предло­жения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.
 По мере становления рыночных структур и развития конкуренции, по мере достижения сбалансированности между спросом и предложе­нием повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.
 С развитием рыночных отношений, свободного предприниматель­ства и конкуренции эта функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на това­ры в рыночном хозяйстве.
 5. Функция цены как критерия рационального размещения произ­водства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать вес более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоя­тельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только пред­приятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшеству­ют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыноч­ных факторов, в том числе и цен.
 Однако в условиях российской экономики, при значительном мо­нополизме производителей и весьма слабо развитой конкуренции пе­реток капиталов из одной сферы экономики в другую пока еще край­не ограничен.
 В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма при­были существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов на развитие производства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности. В та­ком случае капиталы приобретают форму торгового капитала. В этой сфере деятельности имеет место довольно сильная конкуренция меж­ду различного рода концернами, объединениями, фирмами за рынки сбыта различных групп товаров.
 Вложение же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфля­ции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу.
 Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, сти­мулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства това­ров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согла­сования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.
 Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функ­цией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.
 Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практи­чески со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирова­ния спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздей­ствием множества факторов цена довольно часто существенно откло­няется от издержек производства и реализации.
 В хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно стать объектом исследования марке­тинговых служб предприятий (фирм).
 
 4. Методологические вопросы ценообразования
 
 Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принципов и методов: разработка концепции ценообразования, оп­ределение и обоснование цен, формирование системы цен, управле­ние ценообразованием.
 Методология едина для всех уровней установления цен, т.е. основ­ные положения и правила формирования цен не меняются в зависи­мости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действую­щей в экономике страны.
 Но нельзя ставить знак равенства между методологией и методи­кой. Они существенно отличаются друг от друга: на основе методо­логии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики со­держат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии на практике. Отсюда следует, что методи­ки – это составные элементы методологии, которые объединяют це­лый ряд методов формирования цен. Есть, например, методика опре­деления цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразо­вании природно-географического фактора и др. Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требо­ваний единой методологии. Таким образом, методики являются пер­вым важнейшим элементом методологии.
 Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответству­ющих методов (методик).
 Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию.
 При переходе к рынку методология ценообразования должна ос­таваться единой, что сделает возможным постепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, адекватной рыноч­ным отношениям.
 Что представляют собой принципы ценообразования?
 Принципы ценообразования – это постоянно действующие ос­новные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
 Важнейшими принципами ценообразования являются:
 ? научность обоснования цен;
 ? целевая направленность цен;
 ? непрерывность процесса ценообразования;
 ? единство процесса ценообразования и контроля за соблюдени­ем цен.
 Рассмотрим эти принципы.
 
 
 Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости по­знания и учета в ценообразовании объективных экономических за­конов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимо­сти, законов спроса и предложения.
 Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъ­юнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.
 Научность обоснования цен во многом зависит от полноты инфор­мационного обеспечения процесса установления цен и требует обшир­ной и разнообразной информации, прежде всего экономической.
 Принцип целевой направленности цен состоит в четком определе­нии приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой це­лью у нас (и за рубежом, например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.
 Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.
 Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изде­лия продукция проходит ряд этапов (например, руда-чугун-сталь-про­кат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в свя­зи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот про­цесс будет становиться все более динамичным.
 Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблю­дением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их кон­тролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на про­дукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государ­ственное регулирование цен. Это – продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.
 Такой контроль осуществляется и по тем товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля – провер­ка правильности применения установленных законодательством, об­щих для всех принципов и правил ценообразования.
 В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в орга­низации на виновников налагаются административные и экономи­ческие санкции (штрафы и др.).
 Различают два вида контроля:
 1. Государственный, осуществляемый государственными органа­ми ценообразования – федеративными и региональными, при кото­рых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству това­ров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.
 2. Общественный, проводимый обществами потребителей. Приня­тым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.
 
 ? Вопросы для самопроверки
 
 1. В чем состоит сущность двух противоположных теорий цены?
 2. Каковы место и роль цены в рыночной экономике?
 3. В чем выражаются принципиальные отличия формирования цен в условиях рынка и в плановой экономике?
 4. Охарактеризуйте стратегический и тактический факторы фор­мирования динамики цен?
 5. Расскажите о свободных (договорных) ценах и перечислите ус­ловия, необходимые для нормального перехода к этим ценам.
 6. Дайте определение функции цены, перечислите их и назовите те из них, которые наиболее адекватны рыночной экономике.
 7. Определите, что такое методология ценообразования, и охарак­теризуйте ее составные элементы.
 
 
 ГЛАВА 2
 
 КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН И ИХ СИСТЕМА
 
 1. Виды цен и их классификация. Состав и структура цен
 
 В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.
 Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
 В зависимости от этого признака цены подразделяются на следу­ющие основные виды:
 ? оптовые цены на продукцию промышленности;
 ? цены на строительную продукцию;
 ? закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
 ? тарифы грузового и пассажирского транспорта;
 ? розничные цены;
 ? тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые на­селению;
 ? цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
 Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по кото­рым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и орга­низаций промышленности независимо от форм собственности в по­рядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовы­ми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отли­чие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.
 Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:
 ? оптовая цена предприятия (отпускная цена);
 ? оптовая цена промышленности.
 Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную про­дукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать воз­можность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по опто­вым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издерж­ки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль являет­ся важнейшим элементом цены.
 Получение прибыли – главный побудительный мотив любой фор­мы предпринимательства. В условиях рыночной экономики, конку­ренции существует объективная тенденция к получению максималь­ной прибыли.
 Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) опреде­ляется потребностями его развития и не может быть меньше мини­мально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкурен­ции предприятие может разориться и стать банкротом.
 Если в плановой экономике допустимо существование низкорен­табельных и нерентабельных предприятий (а их в дореформенный период было около 15% от общего числа), живущих за счет дотаций из бюджета, то в рыночных условиях их практически не может быть, за редким исключением, когда государство с целью поддержания при­оритетных отраслей и производств вынуждено выделять дотации предприятиям этих отраслей.
 В условиях рынка, в отличие от плановой экономики, никаких нормативов прибыли, рентабельности «сверху» не устанавливается, за исключением продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой осуществляется регулирование цен государством.
 Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей, и она может меняться и фактически меняется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприя­тия стремятся максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализа­ции применительно к разным условиям цен и выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возмож­ную прибыль.

<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу