<< Пред.           стр. 25 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу

 Человек [20]
 
 Зерцало Истины превечной,
 Бытий всех зримых обща мать,
 Щедрот источник бесконечной,
 В ком счастье мы должны искать,
 Природа! Озари собою
 Рассудок мой, покрытый мглою,
 И в недро таинств путь открой.
 Премудростью твоей внушенный,
 Без страха, ум мой просвещенный
 10 Пойдет вслед Истине святой.
 
 О Истина! Мой дух живится,
 Паря в селения твои;
 За чувством чувство вновь родится,
 Пылают мысли все мои.
 Ты в сердце мужество вливаешь,
 Унылость, робость прогоняешь,
 С ума свергаешь груз оков.
 Уже твой чистый взор встречаю,
 Другую душу получаю
 20 И человека петь готов.
 
 Природы лучшее созданье,
 К тебе мой обращаю стих!
 К тебе стремлю мое вниманье,
 Ты краше всех существ других.
 Что я с тобою ни равняю,
 Твои дары лишь отличаю
 И удивляюся тебе.
 Едва ты только в мир явился,
 И мир мгновенно покорился,
 30 Приняв тебя царем себе.
 
 Ты царь земли - ты царь вселенной,
 Хотя ничто в сравненьи с ней.
 Хотя ты прах один возженный,
 Но мыслию велик своей!
 Предпримешь что - вселенна внемлет,
 Творишь - все действие приемлет,
 Ни в чем не видишь ты препон.
 Природою распоряжаешь,
 Всем властно с ней повелеваешь
 40 И пишешь ей самой закон.
 
 На что мой взор ни обращаю,
 Мое все сердце веселит.
 Везде твои дела встречаю,
 И каждый мне предмет гласит,
 Твоей рукой запечатленной:
 Что ты зиждитель есть вселенной
 И что бы степью лишь пустой
 Природа без тебя стояла,
 Таких бы видов не являла,
 50 Какие зрю перед собой.
 
 Где мрачные леса шумели
 И солнца луч не проницал,
 Где змеи страшные шипели
 И смертный ужас обитал,
 Природа вопли испускала,
 Свирепость где зверей дышала, -
 Там зрю днесь дружество, любовь,
 Зрю нивы, жатвой отягченны,
 Поля, стадами покровенны,
 60 Природу, возрожденну вновь!
 
 На блатах вязких, непроходных,
 Где рос один лишь мох седой,
 В пустынях диких и бесплодных,
 Где смерть престол имела свой, -
 Ты все как бог устроеваешь,
 Ты невозможностей не знаешь,
 То зиждешь селы, то града,
 То царства сильные возносишь,
 Каналы чистых вод проводишь
 70 И строишь пристани, суда.
 
 Из хаоса вещей нестройных
 Воззвав порядок с тишиной,
 Проник до дна пучин ты водных,
 Откуда бисер дорогой
 Исторг себе на украшенье.
 Но дел великих в довершенье
 Щедроту ты свою явил:
 Земные недра разверзая,
 Металл блестящий извлекая,
 80 Богатство по свету разлил.
 
 Какой ум слабый, униженный
 Тебе дать имя червя смел?
 То раб несчастный, заключенный,
 Который чувствий не имел:
 В оковах тяжких пресмыкаясь
 И с червем подлинно равняясь,
 Давимый сильною рукой,
 Сначала в горести признался,
 Потом в сих мыслях век остался:
 90 Что человек лишь червь земной.
 
 Прочь, мысль презренная! Ты сродна
 Душам преподлых лишь рабов,
 У коих век мысль благородна
 Не озаряла мрак умов.
 Когда невольник рассуждает?
 Он заблужденья лишь сплетает,
 Не знав природы никогда.
 И только то ему священно,
 К чему насильством принужденно
 100 Бывает движим он всегда.
 
 В каком пространстве зрю ужасном
 Раба от Человека я,
 Один - как солнце в небе ясном,
 Другой - так мрачен, как земля.
 Один есть все, другой ничтожность.
 Когда б познал свою раб должность,
 Спросил природу, рассмотрел:
 Кто бедствий всех его виною? -
 Тогда бы тою же рукою
 110 Сорвал он цепи, что надел.
 
 Прими мое благословенье,
 Зиждитель-человек! Прими.
 Я прославлял в твоем творенье
 Не все еще дела твои.
 О, сколь величествен бываешь,
 Когда ты землю оставляешь
 И духом в облака паришь;
 Воздушны бездны озирая,
 Перуны, громы презирая,
 120 Стихиям слушаться велишь.
 
 Велишь - и бури направленье
 Берут назначенно тобой.
 Измерил ты планет теченье,
 Висящих над твоей главой.
 Исчислил звезды, что с эфира
 Лиют свой свет в пространство мира,
 В котором все закон твой чтит.
 С природой связан ты судьбою:
 Ты ей живешь, она - тобою
 130 Свой жизненный являет вид.
 
 Кто показал тебе искусство
 Нам в звуках страсть изображать?
 То наполнять восторгом чувство,
 То вдруг нас плакать заставлять?
 Сообразить волшебны тоны,
 Проникнуть естества законы,
 Таинственный предмет раскрыть,
 Постигнуть вечности скрижали
 И то, что боги созидали,
 140 В музыке то изобразить?
 
 Входя в круг дел твоих пространный,
 Я зрю: ты знаки дал речам,
 Дал мысли тело, цвет желанный
 И способ говорить очам.
 От одного конца вселенной
 В другой край мира отдаленной
 Явил ты средство сообщать
 Понятье, чувствие, желанье
 И нынешних времен познанье
 150 Векам грядущим предавать.
 
 Кто дал тебе все совершенства,
 Которыми блистаешь ты?
 Кто показал стезю блаженства
 И добродетелей черты?
 Кто подал чашу утешений
 Против печалей, огорчений,
 Могущих встретиться с тобой?
 Кто путь украсил твой цветами
 И пролил радости реками
 160 В объятья дружбы толь святой?
 
 Кто правосудие заставил
 Тебя дороже жизни чтить?
 Кто сострадать тебя наставил
 И благо повелел творить?
 Кто в сердце огнь возжег священный,
 Сей пламень чистый, драгоценный,
 Которым гражданин живет,
 Его что душу составляет.
 Любовь к Отечеству питает
 170 твердость духа подает?
 
 Скажи мне наконец: какою
 Ты силой свыше вдохновен,
 Что все с премудростью такою
 Творить ты в мире научен?
 Скажи... Но ты в ответ вещаешь,
 Что ты существ не обретаешь,
 С небес которые б сошли,
 Тебя о нуждах известили,
 Тебя бы должностям учили
 180 И в совершенство привели.
 
 Ужель ты сам всех дел виною,
 О человек! Что в мире зрю?
 Снискавши мудрость сам собою
 Чрез труд и опытность свою,
 Прешел препятствий ты пучину,
 Улучшил ты свою судьбину,
 Природной бедности помог,
 Суровость превратил в доброту,
 Влиял в сердца любовь, щедроту, -
 190 Ты на земли, что в небе бог!
 
 Русские просветители. Собр. произв. В 2 т. М., 1966. Т. I. С. 232-237
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Куницын
 
 Право естественное [22] О природе человека
 
 § 1. Человек имеет двоякую природу: чувственную и разумную. Чувственная природа направляется способностию желания, которой первоначальное назначение состоит в сохранении целости существа человеческого. Желать - значит хотеть присутствия или отсутствия какой-либо вещи. Сия способность в человеке называется волею в пространном смысле. Стремление воли к осуществлению какого-либо предмета называется хотением, а желание отсутствия или небытия вещи - отвращением.
 
 § 2. Человек по силе чувственной природы желает только того, что почитает добрым, и отвращается от того, что находит злым. Сему закону подлежат все желания, равно как и предпочтение большего добра меньшему и меньшего зла большему. Несмотря, однако ж, на сие общее определение, человек может заблуждаться в познании добра и зла и почитать истинное добро ложным и ложное истинным, равно как истинное зло принимать за ложное и ложное за истинное.
 
 § 3. Слово добрый означает вообще сообразность вещи с каким-либо назначением. О вещах несмысленных говорится, что они добры, хороши, когда соответствуют какому-либо намерению и могут служить средствами к достижению предполагаемой цели. Таким же образом относительно к чувственной природе человека все то называется добрым, что соответствует его стремлению к благополучию, что удовлетворяет его желанию, производя в нем приятное ощущение.
 
 § 4. Итак, предмет способности желания есть приятность, которая приобретается как положительным, так и отрицательным образом, т.е. или достижением благ, приводящих чувственность нашу в состояние удовольствия, или избежанием зол, могущих привести оную в состояние скорби. Употреблять силы для достижения той или другой цели - значит действовать. А потому деяние есть перемена существа, производимая в нем собственными его силами; перемена же, производимая в существе посторонними силами, называется страданием.
 
 § 5. Если бы человек имел одну только чувственную природу, то приятность была бы для него единственным законом желаний, единственным благом и безусловною побудительною причиною деяний. Употребление его сил было бы только страдательное, зависящее от внешних впечатлений. Но сверх чувственности человек имеет разум, который рассматривает вещи не только по их отношению к желаниям, но и по их сообразности с своею собственною природою. Посредством сей высшей способности человек может действовать независимо от внешних вещей, ибо разум предписывает человеку известный способ деяния, несмотря на то, сообразен ли он с чувственными желаниями или нет. Потому предписания разума касательно поступков человеческих называются безусловными повелениями. Способность желать по предписаниям разума называется волею в тесном смысле, склонение воли к осуществлению предмета - решимостию. Последствие, бывшее побудительною причиною воли, называется целию деяния и намерением лица действующего. Цель, для которой другие цели служат средствами, называется главною или непосредственною.
 
 § 6. Поколику человек может располагать своим поведением независимо от внешних впечатлений, то он называется свободным. По силе сей способности он желает состоять только под законами собственного разума и всякое другое законодательство тогда только допускает, когда оно проистекает из общих начал разума. Конечно, в его власти состоит подвергнуться законам, противным разуму, но тогда он отрицает собственное свое достоинство, унижаясь до степени животного, которое внешними только чувственными побуждениями направляется к действию.
 
 § 7. Разум, предписывая воле правила, тем самым доказывает ее свободу, ибо чрез то предполагается в воле возможность поступать различным образом, а не по одному какому-либо направлению необходимому.
 
 Если бы воля была несвободна, то предписания разума были бы напрасны, ибо в них содержалось бы или то, к чему воля необходимо стремится, или то, чего она по природе своей исполнить не может. Хотя же предписания разума не лишают волю свободы, так как она может поступать сообразно и противно оным, но, отвергая закон разума, воля впадает в зависимость от чувственных побуждений. Человек, увлекаемый страстями вопреки разуму, есть раб оных. Итак, свобода в отрицательном смысле есть независимость воли от чувственных побуждений, в положительном же - есть способность последовать предписаниям разума.
 
 Русские просветители. Собр. произв. В 2 т. Т. 2. С. 205-207
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Бестужев23 О воспитании24
 
 Во время детства человек утверждается в привычках добрых или злых, то есть в действиях полезных или вредных как для самого себя, так и для прочих.
 
 Вначале младенец с великим трудом ходить научается, но по силе упражнений ног своих приобретает навык, удобно ходит, останавливается, когда путь ему преграждают. В самом нежном младенчестве человек произносит крик или невнятные звуки, но понемногу навыкающий язык выговаривает слова и потом научается в скорости их сообщать.
 
 Следственно, в воспитании и в нравоучении понятия наши суть не что иное, как действие навыка. Естьли наставники сообщают питомцам своим познания истинные и естьли сии познания соглашены с опытом, то воспитанники получат понятия здравые и в привычках пристойных утвердятся; когда же познания их лживы, то состав, пиемый детями из чаши заблуждения, претворит их в злых и безрассудных.
 
 Мнения людей не иное что значат, как соединение истинных или ложных понятий, учинившихся для них обыкновенными по силе повторения оных в их мозге. Естьли с детства приметится, что понятие о добродетели приложено к понятию безвредных удовольствий, к истинному счастию, к должному уважению и почитанию; естьли развратные примеры не опровергнули впоследствии сие счастливое соединение понятий, то можно твердо увериться, что дитя, наученное таким образом, соделает-ся честным человеком, почтенным гражданином. Когда же от самой нежной младости человек, заимствуя от воспитателей своих понятия, будет счастие свое полагать в породе, в богатстве, в нарядах, то удивительно ли, что он сделается тщеславным, сребролюбивым, гордым?
 
 Сам разум есть не иное что, как привычка судить о вещах здраво и вскорости разбирать, что соответственно или что противно нашему благосостоянию. То, что называется побуждение нравственное, есть способность с поспешностию и безостановочно судить о всем, взору нашему представляющемся. Сие побуждение, или скорость суждения, происходит от привычки, приобретенной частым употреблением. В физическом нашем состоянии мы устремлены побуждением нашим к предметам, кои в состоянии произвести удовольствие нашим чувствам; в нравоучении, напротив того, мы примечаем скорое чувствование почтения, удивления, любви к деяниям добродетельным и отвращение к бесчестным, которых уклонение от истинного правила мы познаем при первом на них взгляде.
 
 Скорость, с каковою сие побуждение, или нравственное ощущение, производится в действо людьми просвещенными и добродетельными, заставила многих моралистов думать, что способность сия нераздельна от человека и при рождении им с собою приносимая; как в сущности оно не что иное есть, как плод рассуждения, привычки, научения показующего, как с выгодою должно употреблять естественные наши расположения, внушающего чувствования, какие мы иметь должны. В нравоучении, так как и в художествах, вкус, или способность хорошо судить о изящностях произведений людей, есть искусство, приобретенное наукою, большей части людей, однако, вовсе не известное. Человек без учения, дикий, простолюдим, не имеет ни побуждения, ни нравственного вкуса, о которых мы говорим; он судит, вообще сказать, весьма худо; чернь одобряет иногда самые великие преступления героев и победителей и творящих самые наглые насилия, неправосудия провозглашает великими людьми. В нравоучении рассуждение и привычка научают нас здраво и поспешно судить и быстрым мгновением ока обнимать красоту и безобразие деяний человеческих. Человек тогда только почитается умным и рассудительным, когда избирает истинные средства к доставлению себе своего счастия; он неблагоразумен, несмыслен, невежда, естьли берет противную сторону.
 
 Удовольствия человека тогда не противоречат здравому рассуждению, естьли споспешествуют к доставлению ему благосостояния твердого, предпочитаемого наслаждениям преходящим. Действия в человеке навсегда суть рассудительны, естьли способствуют приобретению существенного блага, на вреде других не основанного. Человек, предводительствуемый разумом, не хочет, не желает, не творит иного, кроме истинно полезного; не теряет никогда из виду того, чем он себе и существам, живущим с ним в обществе, обязан. Вся жизнь общежительного существа должна быть сопровождаема беспрестанным как на себя, так и на прочих вниманием.
 
 Сии рассуждения, равно как и прежде предложенные, заставляют нас восчувствовать всю важность доброго воспитания; оно единое может образовать существа разумные, силою навыка добродетельные, удобные соделать собственное свое счастие и споспешествовать благополучию других. Мнения, желания, страсти, пользы, понятия о добре и зле, о чести и бесчестии, о пороке и добродетели мы приобретаем сперва воспитанием, потом утверждаем оные обхождением. Есть ли сии понятия верны, соглашены с опытом и рассудком, мы становимся существами рассудительными, честными, добродетельными; естьли же они лживы, естьли ум наш исполнен заблуждений и предрассудков, мы становимся нерассудительны, не способны ни к своему, ни к взаимному с прочими благосостоянию.
 
 Следственно, во время детства истинное воспитание может положить твердое основание и прочность свою; и потому тщетный бы прилагали труд, естьли б желали утвердить в правилах воспитания такового, который вступил уже в юношеские или совершенные лета.
 
 Дети должны вступать в училище от пяти до семи лет возраста. Но естьли возразят: для чего так рано начинать учение? Не можно ли преподавать оное лучше в летах более зрелых? То можно вопросить равно: какие ж будут те правила и можно ль дать предполагаемое направление, когда дети долее останутся в домашнем закоренении, усиливающем ложные правила? Не увидим ли их самих собою нечувствительно претворяющихся в своенравных, лживых и опасных? Естьли скажут, что из детей, принимаемых и в зрелых уже летах, выходит довольное число благонравных, благовоспитанных и наученых, и из того заключат, что принятый метод предпочтительнее всякого нового введения, но сие заключение будет несправедливо, хотя многими и одобряемо. Таковые случайные успехи происходят не оттого, что метод установления хорош, но приписать должно оные качествам и дарованиям воспитывающихся, что оные были бы еще знатнее, естьли б приняты были правила воспитания более верные и более сходные с природою как в рассуждения учения, так и принимания детей в означенные лета. Читатель может представить себе опыты, чинимые новейшими естествоиспытателями для познания силы растений. Он увидит, что почки груш, яблоней и проч. покрываются толстыми слоями воску, но растительная сила пробивается сквозь толстую сию обмазку; что почки крепкие, невзирая на препоны, развертываются и расцветают подобно тем, кои бывают оставлены природе, хотя несколько и позже, но почки слабые и худо образованные остаются навсегда под оболочкою. Вот изображение принятых правил и следствие, из оных проистекающее.
 
 Мы видим большую часть детей, имеющих семь лет от рождения, потерявшихся уже в кривизнах заблуждения; видим детей, принимаемых в училище 10, 12, 14 лет и более, кои, не получивши воспитания при начале, не только с великим трудом исправляются, но и вовсе без исправления остаются, ибо пороки их учинилися им привычкою. Многие из них, бывши развращены, возмущают беспрестанно учителей, а примерами своими и, что всего более, своими вредоносными советами портят безвозвратно большую часть своих сотоварищей. Мы прежде сказали, что человек от природы не имеет никакого решительного расположения ни к добродетели, ни к пороку; но воспитанием и учением открываются в нем начала добродетелей, и они-то направляют его к совершенству, тщательно истребляя начало порока. Когда ж воспитание юноши имело нерадивое и погрешительное смотрение, когда дана была полная свобода его склонностям, принявшим глубокое впечатление и учинившимся как бы природными, тогда невозможно уже преодолеть оные. Сгиб, крепко на материи изобразившийся, никогда не изгладится, и материя прежнего виду своего не получит. И потому на что предаваться опасности, для чего не стараться направить юношество на стезю истины начиная с таких лет, когда можно оную учинить удобною и чистейшею, а особливо естьли она открываема будет учреждениями постоянными, путеводителем мудрым и просвещенным. В прежних рассуждениях было говорено о воспитании домашнем, о невозможностях иметь оного, разве стекутся все к тому споспешествующие обстоятельства; о воспитании общественном, о его преимуществах над домашним и пользах, каковые отечество может от него ожидать, естьли оно применено к свойству и духу народному; о благородстве, о качествах оного, о вредном направлении большой части благородных к самомнению о своем происхождении; о правилах, каковыми им быть должно и какие их обязанности в отношении к государю и обществу; о главных попечителях воспитания, о нужде иметь достойных надзирателей, наставников, какие свойства их, как их избирать и что без таковых надзирателей и наставников при самых совершенных учреждениях никакого успеху от воспитываемого юношества ожидать не можно; что естьли воспитание состоять будет в одних науках, к званию токмо каждого относящихся, то сие не есть воспитание, а собственно, так сказать, школьное учение; что истинное воспитание состоит в соединении сих наук с истинным просвещением, в направлении молодых людей к общему предмету любви отечества, в произведении нравственного и народного характера и, наконец, о летах вступления в училище. Теперь следует приступить к самым правилам нравственности, или той цели, которой мы хотим достигнуть; но прежде, нежели начнем исследовать средства, ведущие к нравственному воспитанию, определим цель сию, да путь наш соделается чрез то удобным и надежным.
 
 Русские просветители. Собр. произв. В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 118-123
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Попугаев25
 
 О благополучии народных тел26
 
 О влиянии просвещения на правление
 
 Мы хотим соделать счастливыми сограждан наших, признаем, что просвещение есть божественный луч - есть путь к нашему блаженству, к блаженству народа! - и определиваем просвещение на одних себя, на некоторых токмо избранных классах людей, все прочее должно остаться во мраке - сколь несправедливо такое суждение! Эгоизм! Неужели хотят управлять народом, как управляют бессмысленными животными, коих человек себе поработил? Неужели люди для того в общественное состояние сбираются, чтоб быть порабощенными, чтоб служить и рабствовать сим избранным классам! Пресмыкаться пред горстию людей, почитающих себя просвещенными!
 
 Но естли б и сие было истинно, то и тогда бы просвещения отринуть не долженствовало! Запряженная лошадь хотя и подвержена воле управляющего для своего собственного блага (не для ее), однако она не лишается света! Глаза ее не завязаны! Не завязаны для блага же всадника! Естли приведена она будет в ярость, разгорячась повлечет всадника на произвол своего стремления, подвергнет его опасности быть изувечену, переломить руку, ногу, но и в сию минуту животное из любви к собственной жизни не вовлечет его в пропасть или реку, где она и он должны бы были погибнуть неизбежно, естли б глаза ее были завязаны!
 

<< Пред.           стр. 25 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу