<< Пред.           стр. 5 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Высота полета, м Скорость по прибору V , км/ч
  300 400 500 600 700 800 2 000 1 2 3 4 7 9 4 000 2 4 6 10 16 23 6000 3 6 11 18 27 39 8 000 4 9 17 28 41 53 10 000 6 13 24 40 56 80 12 000 9 19 34 56 78 98 14 000 12 26 48 73 97 118
  Поправки к указателю скорости на сжимаемость воздуха ?Vсж берутся из приведенной табл. 6.1 со знаком минус.
  Методические ошибки приводят к значительному расхождению приборной скорости с истинной, особенно при полетах на больших высотах и скоростях. Поэтому для скоростных и высотных самолетов разработаны двухстрелочные комбинированные указатели скорости, измеряющие как приборную скорость, которая используется для пилотирования самолета, так и истинную, используемую для целей самолетовождения.
 
  3. Расчет истинной воздушной скорости по показанию однострелочного указателя скорости
 
  Истинная воздушная скорость по показанию однострёлочного указателя скорости рассчитывается по формуле
  Vи= Vпр+(±?V) + (±?Vм),
  где Vпр - приборная воздушная скорость; ?V - инструментальная поправка указателя воздушной скорости; ?VМ - методическая поправка указателя воздушной скорости на изменение плотности воздуха.
  Рассмотренная формула применяется для расчета истинной скорости при полете на самолетах с поршневыми двигателями.
  Пример. Н760пр =3000 м; tH = - 10°; Vпр = 300 км/ч; ?V = + 5 км/ч. Определить истинную воздушную скорость.
  Решение. 1. Исправляем показание указателя воздушной скорости на инструментальную поправку:
  Vпр.испр = Vпр + (±?V) = 300 + ( + 5) =305 км/ч.
  2. Учитываем с помощью НЛ-10М (рис. 6.1) методическую поправку указателя воздушной скорости на изменение плотности воздуха и находим истинную скорость: Vи = 350 км/ч.
 4. Расчет приборной воздушной скорости для однострелочного указателя скорости
 
  Приборная воздушная скорость рассчитывается для того, чтобы по указателю скорости выдерживать в полете, если это требуется, заданную истинную воздушную скорость. Приборная воздушная скорость рассчитывается по формуле
 Vпр = Vи- (± ?Vм) - (± ?V).
  Пример. Н760пр=1500 м; tн = + 10°; Vн = 320 км/ч; ?V= - 5 км/ч. Определить приборную воздушную скорость.
  Решение. 1. Исправляем истинную воздушную скорость по НЛ-10М на методическую поправку вследствие изменения плотности воздуха. Для этого температуру воздуха на высоте полета, взятую па шкале 11, необходимо подвести против высоты полета по шкале 12. Затем против истинной воздушной скорости, взятой по шкале 14, прочитать по шкале 15 исправленную скорость: Vпр испр = 295 км/ч.
  2. Учитываем инструментальную поправку и определяем Vпр.
  Vпр= Vпр испр - (± ? V) = 295 - (-5) = 300 км/ч.
 
 5. Расчет истинной и приборной воздушной скорости в уме
 
  В полете не всегда имеется возможность рассчитать воздушную скорость с помощью навигационной линейки. Поэтому необходимо уметь приближенно рассчитать скорость в уме. Кроме того, такой расчет позволяет контролировать правильность инструментальных, вычислений и тем самым предотвращать в них грубые ошибки. Для приближенного расчета воздушной скорости в уме нужно запомнить методические поправки к указателю скорости на основных высотах полета. Обычно эти поправки даются в процентах от скорости полета (табл. 6.2).
  Таблица 6. 2
 Методические поправки указателя скорости
 Нпр, м 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 10 000 ?Vм, % 5 10 15 20 25 30 40 50 60 70
  При определении истинной скорости методические поправки прибавляются к скорости по прибору, а при определении приборной скорости вычитаются из заданной истинной скорости. Остальные поправки указателя скорости, если они имеются, учитывают-. ся при расчете скорости в уме по общим правилам.
  Пример. Н760пр = 3000 м; Vпр=300 км/ч. Опредлить истинную воздушную скорость расчетом в уме.
  Решение. 1. Находим величину методической поправки указателя скорости: для высоты 3000 м поправка равна 16% от приборной скорости, что составляет 45 км/ч.
  2. Определяем истинную воздушную скорость: Vи = 300 + 45 = 345 км/ч.
 
 6. Расчет истинной воздушной скорости по показанию широкой стрелки комбинированного указателя скорости
  На скоростных самолетах для измерения воздушной скорости устанавливается комбинированный указатель скорости КУС-1200. Его широкая стрелка показывает приборную воздушную скорость, а узкая - приближенное значение истинной воздушной скорости.
  Истинная скорость по показанию широкой стрелки КУС рассчитывается по формуле
  Vи = Vпр + ( ± ? V) + ( ± ? Va) +(- ? Vсж) + ( ± ?Vм),
  где Vпр - показание широкой стрелки; ?V - инструментальная поправка указателя скорости для широкой стрелки; ?Va - аэродинамическая поправка указателя скорости; ?Vcж - поправка на сжимаемость воздуха; ?Vм- методическая поправка указателя скорости на изменение плотности воздуха.
  Пример. H760пр = 6000 м; показание широкой стрелки Vпр=400 км/ч; показание узкой стрелки Vпр-КУС = 535 км/ч; ?V = + 6 км/ч; ?Vа = -20 км/ч; ?Vсж = -6 км/ч; показание термометра наружного воздуха на высоте полета tпр = -37°. Определить истинную воздушную скорость.
  Решение. 1. Находим по показанию узкой стрелки КУС поправку к показанию термометра наружного воздуха и определяем фактическую температуру на высоте полета. Поправка к показанию термометра определяется по специальной шкале (рис. 6.2.). Она учитывает нагревание приемника электрического термометра ТНВ-15 в заторможенном потоке. Фактическая температура воздуха на высоте полета tн=tпр-?t. Для данного примера t?=5°. Следовательно, tн = - 37°-5°= -42°
  2. Определяем по таблице поправки ?V, ?Vа и ?Vсж (в примере они даны в условии). Приборные (для широкой и узкой стрелок) и аэродинамические поправки комбинированного указателя скорости приведены в табл. 6.3.
  3. Определяем приборную исправленную скорость:
 Vпр.испр = Vпр+ (± ?V) + (± ?Vа) + (-?Vсж)= 400 + (+6) + (-30) + (-6) = 380 км/ч.
  4. Учитываем с помощью НЛ-10М методическую поправку на изменение плотности воздуха и определяем истинную скорость: Vист = 500 км/ч.
  Методическая поправка для показания широкой стрелки КУС на НЛ-10М учитывается так же, как и для показания однострелочного указателя скорости (см. рис. 6.1).
 
 
 
  Рис. 6.2. Шкалы поправок к показаниям ТНВ-15
 7. Расчет истинной воздушной скорости по узкой стрелке КУС
 
  Узкая стрелка КУС связана с дополнительным механизмом, состоящим из блока анероидных коробок, который автоматически вводит методическую поправку на изменение плотности воздуха с высотой полета, если температура воздуха изменяется с высотой в соответствии со стандартной атмосферой. Поэтому при температуре на высоте полета, не соответствующей расчетной, узкая стрелка будет указывать истинную скорость с некоторой погрешностью.
  Кроме того, узкая стрелка показывает воздушную скорость, автоматически учитывая поправку на сжимаемость воздуха.
 Таблица 6.3
 Приборные и аэродинамические поправки комбинированного указателя скорости
 V. км/ч ?Vпр, км/ч ? V ист, км,ч ? Vа, км/ч 100 0 - - 150 -2 - - 200 -4 - -4 250 0 - -5 300 +3 - -12 350 +5 - -17 400 +6 +3 -20 450 +4 +5 -24 500 0 +6 -28 550 -5 +3 -30 600 -7 0 - 700 -9 -4 - Таким образом, при расчете истинной скорости по узкой стрелке КУС необходимо иметь инструментальную, аэродинамическую и методическую температурную поправки. Истинная воздушная скорость по узкой стрелке КУС рассчитывается по формуле:
  Vи = V пр.КУС + (±? V )+ (±? Vа) + (±?Vt),
  где Vпр.КУС - показание узкой стрелки; ? V - инструментальная поправка указателя для узкой стрелки; ? V а - аэродинамическая поправка указателя скорости; ?Vt - методическая температурная поправка указателя скорости.
  Пример.Н760пр=5100 м; Vпр. КУС=510км/ч; Vпр=396 км/ч; ?V=+6 км/ч;?Vа = -20 км/ч; показание термометра наружного воздуха на высоте полета tпр= -32°. Определить истинную воздушную скорость.
  Решение. 1. Находим по показанию узкой стрелки КУС поправку к показанию термометра наружного воздуха и определяем фактическую температуру на высоте полета:
 ?t=4°; tH = -32°-4°= - 36°.
  2. Определяем по таблице поправки ? V и ? V а (в примере поправки указаны в условии). Аэродинамическая поправка находится по показанию широкой стрелки КУС. На некоторых самолетах составлены таблицы, в которых указаны суммарные поправки отдельно для широкой и узкой стрелок КУС.
  3. Определяем исправленную скорость для узкой стрелки КУС:
 V пр.КУСиспр = V пр.КУС + (±?V ) + (±?V ) = 500 + (+ 6) + (- 20) = 486 км/ч.
  4. Учитываем с помощью НЛ-10М методическую температурную поправку и определяем истинную скорость.
  Для этого необходимо температуру воздуха на высоте полета, взятую по шкале 11, подвести против высоты полета по красной шкале 13. Затем против приборной исправленной скорости, взятой по шкале 15, прочитать по шкале 14 истинную скорость V и=470 км/ч.
 
 8. Расчет показания широкой стрелки КУС для заданной истинной скорости
 
  Приборная скорость для широкой стрелки КУС рассчитывается по формуле V пр = V и-(± ? V м)-(-? V сж)-(± ? V а)-(± ? V).
 
  Пример Н760пр= 6600 м; Vи = 500 км/ч; температура воздуха на высоте полета tн= -40°; ?V= +5 км/ч; ?Vа= -18 км/ч; ? Vсж= -5 км/ч. Определить приборную скорость для широкой стрелки КУС.
  Решение. 1. Исправляем с помощью НЛ-10М истинную скорость на методическую поправку вследствие изменения плотности воздуха. Для этого необходимо температуру воздуха на высоте полета, взятую по шкале 11, подвести против высоты полета по шкале 12. Затем против истинной воздушной скорости, взятой по шкале 14, прочитать по шкале 15 исправленную скорость: Vпp испр = 365 км/ч.
  2. По полученной исправленной скорости определяем по таблицам поправки ? V, ? V а и ? V сж (в примере поправки указаны в условии).
  3. Рассчитываем приборную скорость:
 VПР=Vпр.испр -(- ?V сж) - (± ?Vа)- (± ?V)= 365-(-5)-(-18) -(+5) = 383 км/ч.
 
 Глава 7 УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ВЕТРА НА ПОЛЕТ САМОЛЕТА
 
 1. Ветер навигационный и метеорологический
 
  Воздушные массы постоянно движутся относительно земной поверхности в горизонтальном и вертикальном направлениях. Горизонтальное движение воздушных масс называется ветром. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Они изменяются с течением времени, с переменой места и с изменением высоты.
  С увеличением высоты в большинстве случаев скорость ветра увеличивается, а направление изменяется. На больших высотах, на которых выполняются полеты самолетов с ГТД, скорость ветра может достигать 200- 300 км/ч и более. Такие ветры главным образом наблюдаются в зоне струйных течений. Отмечены случаи, когда скорость ветра в таких течениях составляла 650-750 км/ч.Для обеспечения точного самолетовождения необходимо учитывать влияние ветра иа полет самолета. До полета скорость и направление ветра по высотам определяют на метеостанции по картам барической топографии, составленным на основании данных ветрового радиозондирования атмосферы. В полете ветер определяется штурманом или пилотом путем соответствующих промеров и расчетов. Существует два понятия о направлении ветра: навигационное и метеорологическое.
  Навигационным направлением ветра (НВ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и направлением в точку, куда дует ветер. Отсчитывается оно от северного направления магнитного меридиана по часовой стрелке от 0 до 360° (рис. 7.1).
  Метеорологическим направлением ветра называется угол, заключенный между северным направлением меридиана и направлением из точки, откуда дует ветер. Обычно на метеостанции отсчитывают метеорологическое направление ветра относительно северного направления истинного меридиана, т. е. угол ?и.
  В целях упрощения расчетов экипажам, производящим взлет и посадку, сообщается метеорологическое направление ветра у Земли, отсчитанное относительно магнитного меридиана, т. е. на метеостанции вводят поправку на магнитное склонение, если оно более 10°.
  Направление ветра на высотах полета, отсчитанное от истинного меридиана, летный состав самостоятельно переводит в направление ветра, отсчитанное относительно магнитного меридиана. Метеорологическое направление ветра ? = ?и-(±?м).
  Магнитное склонение ?м берется для района расположения метеостанции.
  Пример. ?и=200°; ?м = -15°. Определить ?. Решение. ?=?и-(±?м) =200°-(-15°) =215°.
  В штурманских расчетах используется навигационное направление ветра, или так называемый навигационный ветер. Перевод метеорологического направления ветра в навигационное и обратно выполняется по формулам: НВ = ? ± 180°; ? = НВ ± 180°.
 
 
 Рис. 7.2. Перевод скорости ветра (м/сек в км/ч и обратно)
 
  Знак плюс берется, если ? или НВ меньше 180°, а знак минус - если ? или НВ больше 180°.
  Скоростью ветра U называется скорость движения воздушных масс относительно земной поверхности. Скорость ветра измеряется в километрах в час или в метрах в секунду. Чтобы перейти от одних единиц измерения к другим, например от метров в секунду к километрам в час, необходимо скорость ветра в метрах в секунду умножить на 3,6, т: е. U км/ч = U м/сек·3,6:
  Перевод скорости ветра, выраженной в метрах в секунду, в скорость, выраженную в километрах в час, можно осуществлять подсчетом в уме по упрощенной формуле
  U км/ч = U м/сек · 4
  Пример. U=20 м/сек, перевести в километры в час. Решение.
  U км/ч = U м/сек·4=72 км/ч.
  При штурманских расчетах для перехода от скорости ветра в метрах в секунду к скорости его в километрах в час и обратно пользуются НЛ-10М (рис. 7.2).
 
 2. Навигационный треугольник скоростей, его элементы и их взаимозависимость
 
  Самолет относительно воздушной массы перемещается с воздушной скоростью в направлении своей продольной оси. Одновременно под действием ветра он перемещается вместе с воздушной массой в направлении и со скоростью ее движения. В результате движение самолета относительно земной поверхности будет происходить по равнодействующей, построенной на слагаемых скоростях самолета и ветра. Таким образом, при полете с боковым ветром векторы воздушной скорости, путевой скорости и скорости ветра образуют треугольник (рис. 7.3), который называется навигационным треугольником скоростей. Каждый вектор характеризуется направлением и величиной.
  Вектором воздушной скорости называется направление и скорость движения самолета относительно воздушных масс. Его направление определяется курсом самолета, а величина - значением воздушной скорости.
 
 
 Рис. 7.3. Навигационный треугольник скоростей и его элементы
 
  Вектором путевой скорости называется направление и скорость движения самолета относительно земной поверхности. Его направление определяется путевым углом, а величина - значением путевой скорости.
  Вектором ветра называется направление и скорость движения воздушной массы относительно земной поверхности. Его направление определяется направлением ветра, а величина - значением его скорости.
  Навигационный треугольник скоростей имеет следующие элементы:
  МК - магнитный курс самолета;
  V - воздушная скорость;
  МПУ- магнитный путевой угол (может быть заданным -ЗМПУ и фактическим - ФМПУ);
  W - путевая скорость;
  НВ - навигационное направление ветра;
  U - скорость ветра;
  УС - угол сноса;
  УВ - угол ветра.
  Фактическим магнитным путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией фактического пути. Отсчитывается от северного направления магнитного меридиана до линии фактического пути по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
  Углом сноса называется угол, заключенный между продольной осью самолета и линией пути. Отсчитывается от продольной оси самолета до линии пути вправо со знаком плюс и влево со знаком минус.
  Углом ветра называется угол, заключенный между линией пути (фактической или заданной) и направлением навигационного ветра. Отсчитывается от линии пути до направления ветра по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
  Между элементами навигационного треугольника скоростей существует следующая зависимость:
  МК = МПУ - (± УС);
  ОС = V cos УС;
  МПУ = МК + (± УС);
  CB = U cos УВ;
  УС = МПУ-МК; W = VсоsУС + UсоsУВ;
  УВ = ? ± 180° - МПУ; ? = МПУ + УВ ± 180°.
  Так как углы сноса обычно небольшие, а косинусы малых углов близки к единице, то можно считать, что WV+UсоsУВ. Приведенные выше формулы используются для расчета элементов навигационного треугольника скоростей.
  Угол сноса и путевая скорость являются основными навигационными элементами, поэтому нужно твердо знать, как они зависят от изменения воздушной скорости, скорости ветра и угла ветра.
  Зависимость угла сноса и путевой скорости от воздушной скорости самолета. При неизменном ветре и курсе самолета путевая скорость изменяется соответственно изменению воздушной скорости, т. е. с увеличением воздушной скорости путевая скорость становится больше, а с уменьшением - меньше (рис. 7.4). Считают, что изменение воздушной скорости вызывает пропорциональное изменение путевой скорости, т. е. насколько изменилась воздушная скорость, настолько соответственно изменится и путевая скорость.
  Угол сноса с возрастанием воздушной скорости уменьшается, а с ее уменьшением - увеличивается.
  Зависимость утла сноса и путевой скорости от скорости ветра.
  При постоянной воздушной скорости и курсе самолета с увеличением скорости ветра угол сноса увеличивается, а при ее уменьшении - уменьшается (рис. 7.5).
  Путевая скорость при попутном и попутно-боковом ветре с изменением скорости ветра изменяется так же, как и угол сноса. При встречном и встречно-боковом ветре с увеличением скорости ветра путевая скорость
 
 
 
  Рис. 7.5. Зависимость УС и W от изменения скорости ветра: а -при попутно-боковом ветре; б -при встречно-боковом ветре
 
 
 
 
  уменьшается, а с уменьшением -увеличивается.
  Зависимость угла сноса и путевой скорости от угла ветра. Угол ветра в полете не остается постоянным. Его величина изменяется в полете как вследствие изменения направления ветра, так и вследствие изменения направления полета.
  Отложим в определенном масштабе вектор воздушной скорости (рис. 7.6). Из конца этого вектора радиусом, равным скорости ветра в том же масштабе, опишем окружность. Если перемещать вектор ветра по ходу часовой стрелки, то угол ветра будет изменяться.
  Угол сноса и путевая скорость зависят от угла ветра следующим образом:
  1. При УВ = 0° (ветер попутный)
  УС=0,W=V+U
  2. При увеличении угла ветра от 0 до 90° угол сноса увеличивается, а путевая скорость уменьшается.
  3. При УВ = 90° (ветер боковой) угол сноса максимальный, а путевая скорость примерно равна воздушной .
  4. При увеличении УВ от 90 до 180° угол сноса и путевая скорость уменьшаются.
  5. При УВ = 180° (ветер встречный) УС==0°, a W=V- U.
  6. При увеличении УВ от 180 до 270° угол сноса и путевая скорость увеличиваются.
  7. При УВ = 270° (ветер боковой) угол сноса максимальный, а путевая скорость примерно равна воздушной.
  8. При увеличении УВ от 270 до 360° угол сноса уменьшается, а путевая скорость увеличивается.
  При решении большинства навигационных задач необходимо ясно представлять, в какую сторону при данном угле ветра будет направлен снос
 
 
 
 Рис. 7.7. Правила определения W и знаков УС
 самолета и какова его путевая скорость (больше или меньше воздушной).
  Изменение угла ветра приводит к следующему изменению угла сноса и путевой скорости (рис. 7.7): при углах ветра 0-180° углы сноса положительные, а при углах ветра 180-360° - отрицательные; путевая скорость при углах ветра 270-0-90° больше воздушной скорости, а при углах ветра 90-180-270° меньше.
  Пример. ЗМПУ=100°; ?=40°. Определить, в какую сторону направлен снос самолета и какова его путевая скорость.
  Решение. 1. Находим угол ветра:
  УВ = ? ± 180° - ЗМПУ = 40° + 180° - 100° = 120°.
  2. Определяем знак угла сноса и путевую скорость. Так как УВ в пределах от 0 до 180°, то угол сноса будет положительный, а путевая скорость меньше воздушной.
  Максимальным называется угол сноса при углах ветра 90 и 270° (см. рис. 7.6). Его величина определятся по формуле
  sinУСмакс=U/V
  При современных скоростях полета величина угла сноса обычно не превышает 10-20°. Известно, что синусы малых углов можно принять равными самим углам, выраженным в радианах. 1 рад-57°,3 или округленно 60°.
  На основании этого можно записать, что
  sinУСмакс=
  Следовательно,
  =U/V, откуда УСмакс =
  Из формулы видно, что УС тем больше, чем меньше воздушная скорость полета и чем больше скорость ветра.
  Пример. V=360 км/ч; U=60 км/ч. Определить максимальный угол сноса.
  Решение. УСмакс = ==10°
  Обычно максимальный угол сноса рассчитывается с помощью НЛ-10М (рис. 7.8).
 
 3. Решение навигационного треугольника скоростей
  Решить навигационный треугольник скоростей - это значит по его известным элементам найти неизвестные. Решение навигационного треугольника скоростей можно осуществить:
  1) графически (на бумаге);
  2) с помощью навигационной линейки, навигационного расчетчика или ветрочета;
  3) приближенно подсчетом в уме.
 
 
  Решение навигационного треугольника скоростей на НЛ-10М.
 
  Навигационный треугольник скоростей представляет собой обычный косоугольный треугольник и может быть решен по теореме синусов. Согласно этой теореме можно записать (рис. 7.9):
 
  Так как sin?= sin (180°-?), а внешний угол треугольника равен сумме внутренних углов, не смежных с ним, т. е. угол 180°-?=УВ+УС, приведенные выше отношения записываются в таком виде:
 
  Эти отношения решаются с помощью НЛ-10М (рис. 7.10). При этом необходимо помнить:
  1) при углах ветра 0-180° углы сноса положительные;
  2) при углах ветра 180-360° углы сноса отрицательные;
  3) при углах ветра больше 180° на НЛ-10М устанавливают его дополнение до 360°, т. е. разность 360°-УВ;
  4) при угле ветра, равном нулю, W=V+U, а при угле ветра, равном 180°, W=V-U; для других значений углов ветра путевая скорость отсчитывается по НЛ-10М против суммы УВ+УС, при нахождении которой к УВ прибавляется всегда абсолютная величина УС независимо от его знака;
  5) для углов ветра в пределах 5-175° используется шкала синусов, а в пределах 0,5-5 и 175-179,5° - шкала тангенсов.
  Отсчет угла сноса для расчета курса следования производится с точностью до 1°, а для точного определения путевой скорости при углах ветра, близких к 0 и 180°, - с точностью до десятых долей градуса;
  При помощи навигационной линейки определяются угол сноса и путевая скорость, а затем рассчитываются курс следования и время полета на заданном участке трассы.
  Курсом следования называется курс, рассчитанный с учетом угла сноса для следования по линии заданного пути. Для каждого участка трассы полета курс следования, угол сносами путевая скорость перед полетом определяются по прогностическому, а в полете по измеренному ветру.
  Пример. Vи=460 км/ч; ЗМПУ=105°; ? = 330°; U=80 км/ч; S = 120 км. Определить УС, W, МКсл и t.
  Решение. 1. Находим угол ветра:
  УВ = ? ± 180° - ЗМПУ = 330°-180° - 105° = 45°.
  2. Определяем угол сноса и путевую скорость (см. ключ для НЛ-10М на рис. 7.10): УСЗ=+7°; W=512 км/ч.
  3. Рассчитываем магнитный курс следования:
  МКсл = ЗМПУ - (± УС) = 105° - (+ 7°) = 98°.
  4. Определяем с помощью НЛ-10М время полета: t=14 мин.
  Если известны угол сноса, путевая и воздушная скорости, магнитный курс самолета, то с помощью НЛ-10М можно определить ветер. Для решения этой задачи рассмотрим навигационный треугольник скоростей (рис. 7.11).
  Из конца вектора воздушной скорости опустим на линию пути перпендикуляр. Величина путевой скорости может быть представлена в виде суммы двух отрезков: ОВ и ВС, т. е. W=OB+ВС, откуда отрезок ВС= W-ОВ.
  Из прямоугольного треугольника ОАВ следует, что отрезок ОВ = VсоsУС. Так как косинусы малых углов примерно равны 1, то отрезок ОВ можно принять равным V(OBV). Подставляя это значение ОВ в выражение для отрезка ВС, получаем: ВС= W-V=?U.
  Из прямоугольных треугольников АВО и ABC имеем:
  АВ = VtgУС=?Utg или VtgУC= ?Utg?.
  Запишем это равенство в виде следующей пропорции, имея в виду ее основное свойство:
  tgУC/?U= tg?/V.
  Решая эту пропорцию на НЛ-10М по шкалам 4 и 5, можно определить угол а (рис. 7.12), заключенный между линией фактического пути и метеорологическим направлением ветра. Измеряется этот угол от 0 до 90°. Зная величину угла а и используя шкалы 3 и 5 НЛ-10М, по теореме синусов определим скорость ветра (рис. 7.13).
 
 
 
 
 
 
  Направление ветра рассчитывается по формулам:
  ? = ФМПУ-(±?)
  ? = ФМПУ ± 180°+ (± ?).
  Первой формулой пользуются, когда путевая скорость меньше воздушной, т. е. при встречно-боковом ветре, а второй - при попутно-боковом ветре, когда путевая скорость больше воздушной. Угол ? берется со знаком плюс при правом сносе самолета и со знаком минус при левом сносе.
  Для быстрого и правильного определения метеорологического направления ветра и его скорости необходимо запомнить следующие правила:
  1. При попутном ветре (УС=0, ? = 0°):
  ? = ФМПУ ± 180°; U = W - Vи.
  2. При встречном ветре (УС=0°, ?=0°):
  ? = ФМПУ; U = Vи - W.
  3. При боковом ветре (W Vи, ?=90°):
  ?= ФМПУ -(±90°).
  4. При встречно-боковом ветре (W< Vи):
  ? = ФМПУ - (± ?).
  5. При попутно-боковом ветре (W> Vи):
  ? = ФМПУ ± 180°+ (± ?).
  Пример. Vи = 450 км/ч; МК = 50°; УС = + 7°; W = 490 км/ч. Определить направление и скорость ветра.
  Решение. 1. Находим разность между путевой и истинной воздушной скоростью; ?U = W - Vи =490 - 450 = + 40 км/ч. Ветер попутно-боковой
  2. Определяем угол ? на НЛ-10М (см. рис. 7.12): ? =+ 54°.
  3. Находим скорость ветра на НЛ-10М (см. рис. 7.13): U = 68 км/ч.
  4. Опрепеляем ФМПУ и метеорологическое направление ветра
  ФМПУ = МК + (± УС) = 50° + (+ 7°) = 57°;
  ? = ФМПУ ± 180° + (±?) = 57° + 180° + (+ 54°) = 291°.
  Понятие об эквивалентном ветре. Для упрощения выполнения некоторых навигационных расчетов пользуются эквивалентным ветром.
  Эквивалентным ветром Uэ называется условный ветер, направление которого всегда совпадает с ЛЗП, а его скорость в сумме с воздушной скоростью дает такую же путевую скорость, как и действительный ветер (рис. 7.14).
  Эквивалентный ветер определяется по специальной таблице,
 которая помещается в руководстве по летной эксплуатации и пилотированию каждого типа самолета. Приближенно эквивалентный ветер можно определить по формуле
 UэUсоsУВ.
 
 Решение навигационного треугольника скоростей подсчетом в уме.
 
  Подсчетом в уме определяют угол сноса, путевую скорость и курс следования, а также направление и скорость ветра по известным значениям воздушной и путевой скоростей, магнитному курсу и углу сноса.
  Угол сноса и путевую скорость можно определить, пользуясь формулами:
  УС=sinУВ; W = Vи ±UсоsУВ,
 по которым рассчитывается таблица значений углов сноса и путевых скоростей для основных углов ветра (табл. 7.1). Эту таблицу необходимо знать на память.
 Таблица 7. 1
 Зависимость угла сноса и путевой скорости от угла ветра
 
 Угол ветра, град Угол сноса, град Путевая скорость, км/ч 0 0 Vи + U 45 + 0,7УСмакс Vи + 0,7U 90 + УСмакс Vи 135 + 0,7УСмакс Vи и - 0,7U 180 0 Vи - U 225 - 0,7УСмакс Vи - 0,7U 270 - УСмакс Vи 315 - 0,7макс Vи + 0,7U
 Пример. Vи = 450 км/ч; ЗМПУ=;120°; ? = 30°; U=60 км/ч. Определить УС, МКсл и W.
 Решение. 1. Находим угол ветра:
 УВ = ? ± 180° - ЗМПУ = 30° + 180° - 120° = 90°.
 2. Определяем угол сноса. Так как угол ветра равен 90°, то УС = УСмакс.
 УСмакс = =+8°
 3. Определяем путевую скорость самолета. Поскольку ветер боковой W Vи =450км/ч.
 4. Определяем курс следования:
 МКсл = ЗМПУ - (± УС) = 120° -(+ 8°) = 112°.
  Направление и скорость ветра в некоторых случаях можно определять подсчетом в уме.
  При попутном ветре, когда УС = 0°, а путевая скорость больше воздушной скорости, направление и скорость ветра определяются по приведенным выше формулам:
  ? = ФМПУ ± 180°; U = W -Vи
  При встречном ветре, когда УС = 0°, а путевая скорость меньше воздушной скорости, направление и скорость ветра определяются по формулам:
  ? = ФМПУ; U = Vи -W.
  При боковом ветре, когда угол сноса положительный (? = +90°) или отрицательный (? = -90°), а путевая скорость равна воздушной скорости, направление и скорость ветра определяются по формулам:
  ? = ФМПУ-(±90°); U =.
  Пример. МК=202°; УС= -12°; Vи = 450 км/ч; W = 450 км/ч. Определить направление и скорость ветра.
  Решение. 1. ФМПУ=МК+(±УС) = 202°+(-12°) = 190°.
  2. ? = ФМПУ - (± ?) = 190° - (-90°) = 280°
  3.
 
  4. Способы определения путевой скорости в полете
 
  Путевая скорость в полете может быть определена одним из следующих способов:
  1) по известному ветру (на НЛ-10М, расчетчике, ветрочете и в уме);
  2) по времени пролета известного расстояния (по отметкам места самолета);
  3) по времени пролета расстояния, определяемого с помощью самолетного радиолокатора или радиотехнических систем;
  4) по высоте полета и времени пробега визирной точкой известного вертикального угла (по времени пролета базы);
  5) с помощью доплеровского измерителя.
 
  5. Определение путевой скорости, пройденного расстояния и времени полета подсчетом в уме
 
  Путевая скорость может быть определена подсчетом в уме следующими способами:
  1. Путем определения расстояния, проходимого самолетом за одну минуту, с последующим расчетом путевой скорости.
  Пример. S=88 км; t=11 мин. Определить путевую скорость. Решение. 1. Находим путь самолета, проходимый за одну минуту: S=88:11=6 км.

<< Пред.           стр. 5 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу