<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 СЕРИЯ
 
 ПАНСОФИЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
 
 
 
 
 
 Н.А. ЧЕРНЫШЕВ, А.И. ВОВК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ:
 АКТУАЛЬНОСТЬ, КОНЦЕПЦИЯ И ПРОГРАММЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Санкт-Петербург
 2000
  АННОТАЦИЯ
  В работе рассматриваются проблемы организации образования в новых условиях существования человечества - зарождающейся информационной цивилизации. Рассматриваются предпосылки нового подхода к решению этого вопроса - пансофийного образования постиндустриального общества, его возможные формы, а также новая специальность "Социальная экология". Дано определение социальная экологии как науки. Представлена концепция и программы специальности "Социальная экология" разных уровней.
  Книга предназначена для специалистов в области управления, философов, педагогов, психологов, экологов, социальных работников и широкого круга читателей, интересующихся проблемами развития.
 
 КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
 Николай Артемович Чернышев. Физик, философ, исследователь. Автор ряда работ и изобретений в области радиационной физики, философии, социальной экологии, автоматизированных систем управления, энергоинформационных моделей процессов и явлений, пансофийного образования, методов эзотерических учений. Область научных интересов - синтез достижений и методов науки, философии, искусства и духовной культуры для решения задач выживания человеческой цивилизации в условиях глобального кризиса. Действительный член ряда академий, член редколлегий нескольких журналов, доктор философии, доктор физических наук, профессор МАИСУ.
 
 Алексей Игоревич Вовк. Консультант, научный руководитель ALEV Group (мультидисциплинарная группа исследования субъективной реальности), доктор философии в области психологии, профессор, академик, член Российского психологического общества, учредитель и член правления Санкт-Петербургского Балинтовского общества, супервизор и руководитель секции инвалидов-психотерапевтов Ассоциации тренинга и психотерапии (СПб), почетный член Санкт-Петербургского психологического клуба. Направление деятельности: философское, системное, психологическое консультирование, коучинг, социальная экология, экология субъективной реальности, исследования и подготовка специалистов.
 
 Для контактов: iasc@windoms.sitek.net
 
 
 Николай Артемович Чернышев,
 Алексей Игоревич Вовк
 
 СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ:
 актуальность, концепция и программы
 
 (Научно-методическое издание)
 
 Редакторы В. Бабич, Е. Вовк
 
 
  (c) 2000 Н.А. Чернышев
  (c) 2000 А.И. Вовк
 
 
 Полная или частичная перепечатка и использование материалов данной работы возможны только с письменного согласия авторов.
 
 
 Первое издание книги вышло в издательстве "Речь" в 2000 г.
 
 Ч 49 Чернышев Н.А., Вовк А.И.
  Социальная экология: актуальность, концепция и программы. - СПб. Речь. 2000. 120 стр. (Пансофийное образование)
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 СОДЕРЖАНИЕ 3
 РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗОВАНИЕ ХХI ВЕКА 5
 РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ НОВОГО ТИПА - УНИВЕРСИТЕТ СВОБОДНЫХ НАУК И ИСКУССТВ 9
 РАЗДЕЛ 3. ПРОГРАММА И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ" 11
 3.1. Общее описание программы "Социальная экология" 11
 3.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности специалиста по направлению "Социальная экология" 12
 3.3.Требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по программе "Социальная экология" 13
 РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ" 21
 4.1. Содержание программ по отдельным предметам цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ.00) 21
 4.2. Содержание программ по отдельным предметам цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин (ЕН.00) 39
 4.3. Содержание программ отдельных предметов цикла общепрофессиональных дисциплин (ДН.00) 45
 4.5. Содержание программ отдельных предметов цикла специальных дисциплин (СД.00) 54
 4.6. Содержание программ отдельных предметов цикла дополнительных видов подготовки (ДП.00) 54
 4.7. Специальные тренинги и практики (СТП.00) 55
 РАЗДЕЛ 5. ПРОГРАММЫ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ" 56
 5.1. Программа Установочного курса (для всех специальностей) 56
 5.2. Программа высшего образования по специальности "Социальная экология". (Бакалаврат) 57
 5.3. Программа второй ступени высшего образования по специальности "Социальная экология". (Магистратура) 59
 5.4. Программа второго высшего образования по специальности "Социальная экология". (Переподготовка) 60
 РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ УНИВЕРСИТЕТА СВОБОДНЫХ НАУК И ИСКУССТВ (МОДЕЛЬ) 62
 1. Просветительский уровень 64
 2. Образовательный уровень 64
 РАЗДЕЛ 7. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 66
 7.1. Просветительская программа "Установочный уровень" 66
 7. 2. Программы специализации и повышения квалификации 67
 7.3. Консультативные программы 70
 7.4. Тренинги 72
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
 ПРИЛОЖЕНИЕ 76
 КОММЕНТАРИИ 78
 
 РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗОВАНИЕ ХХI ВЕКА
  Во второй половине ХХ века на планете произошло качественное изменение условий жизни человечества, как на уровне цивилизации в целом, так и на уровне отдельной личности. Во многом это определяется тем, что доминирующим типом человеческой цивилизации в развитых странах стала информационная цивилизация. Естественно, существенным становится вопрос о приведении концепции образования в соответствие с уровнем развития общества, производительных сил и производственных отношений в нем.
  На наш взгляд, опора на устоявшиеся еще в ХIХ веке системы и структуры образования, ориентированные на узкую прагматическую специализацию, не соответствуют уровню достижений НТР конца ХХ века.
  Необходимо учитывать все многообразие предпосылок, определяющих место и роль образования в наше время.
 А. Экономические предпосылки
  В современном обществе на передний план выходят информационные процессы, наука становится непосредственной производительной силой, а экономика приобретает сверхсложный характер. Основой экономики информационной цивилизации стало получение избыточной прибавочной стоимости. Она возникает за счет снижения издержек производства на отдельной группе предприятий, на которых время, затрачиваемое на производство продукта, ниже, чем общественно необходимое (среднее), определяющее стоимость (либо выпускается уникальный продукт). Более высокая эффективность производства достигается, как правило, за счет применения новых технологий, а иногда за счет совершенствования методов организации производства, но как только научно-технические достижения становятся широко внедренными основной массой производителей, избыточная прибавочная стоимость исчезает.
  Получение избыточной прибавочной стоимости происходит за счет нестационарного эффекта. Суть дела в том, что для получения максимальной прибыли должны постоянно внедряться все новые и новые опережающие технологии. Сам принцип получения максимальной прибыли на основе избыточной прибавочной стоимости постоянно распространяется на все сферы жизни общества. Возникло "общество потребления", в котором создаются все новые предметы потребления и формируются потребности. В постиндустриальном обществе относительно хаотическое состояние экономики классического капитализма сменяется структурами регулируемой экономики. Большое влияние приобретает государственный аппарат, распределяющий заказы, ведущий политику государственного регулирования. В результате коренного изменения производительных сил в середине ХХ века ведущую роль стали играть новые технологии, наука, информационное обеспечение, в дополнение к существовавшим ранее двум группам производства ("а" - производство средств производства и "б" - производство предметов потребления) возникла третья группа "в" - производство научно-технологической информации и средств информационного обеспечения.
  В целом, появление постиндустриального общества и внедрение информационных технологий привело к качественному скачку в развитии экономических отношений. Рост прибыли во многом обеспечивался за счет природы и рационализации управления (т.н. "революция менеджеров"), а не за счет усиления эксплуатации рабочих (в развитых странах).
  Экономическими предпосылками создания новой системы образования являются возникновение нового типа производственных отношений и новой группы производства.
 Б. Социальные предпосылки
  До определенного момента возможности постиндустриального общества казались неограниченными. Но сверхсложная экономика характеризуется большим количеством взаимосвязей между предприятиями, что накладывает ограничения на количество выбираемых обществом возможных путей развития, создавая эффект "сужающегося тоннеля".
  В эпоху информационного общества, наступающую после этапа индустриального капитализма, базирующегося на владении средствами производства, и после этапа финансового капитализма, опирающегося на власть денег, наступает этап некоего символического информационного капитализма, в котором власть основана и осуществляется путем управления информационными ресурсами и информационными потоками. Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию и управляющие вниманием и, как следствие, сознанием людей, становятся главным инструментом влияния. Для эффективного осуществления властных функций используются самые современные информационные технологии, которые превращают людей в объект направленной обработки, т.е. потребителей. Сознание такого человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые в немалой степени определяют его реакции, оценки и поведение. Это существенно нарушает устойчивость структуры общества.
  Социальными предпосылками новой системы образования являются требования воспитания человека, способного к жизни в постоянно меняющихся социальных условиях, адаптированного к современному обществу, адекватно воспринимающего окружающий мир, имеющего устойчивое целостное мировоззрение, утверждающее общечеловеческие ценности.
 В. Экологические предпосылки
  М.В. Рац, проанализировав экологическую ситуацию на рубеже тысячелетий, пришел к выводу о том, что "центр тяжести ситуации... смещается из области физических и химических процессов в сферу человеческой деятельности и мышления. Становится очевидным, что "разруха не в клозетах, а в головах" (М. Булгаков), а уничтожение природы есть лишь побочный результат плохой организации систем деятельности. ...Становится ясно, что суть экологической ситуации не в конфликте человека с природой, а в конфликте различных систем деятельности"1.
  "Как следует из схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры (по Щедровицкому), социально-производственные ситуации (к числу коих относится и экологическая) суть, наряду с прочим, результат реализации культурных норм и образцов деятельности, живущих и транслирующихся в особом пространстве культуры, а потому какие бы мы усилия не применяли для перестройки представленной таким образом экологической ситуации и каких бы успехов мы не достигли - все это заранее обречено на неудачу, потому что в следующий раз сработают те же культурные нормы, и мы получим новый оттиск ситуации со старых культурных матриц"2.
  "Если поместить эту схему на соответствующее место внутри схемы воспроизводства деятельности и в качестве новой схемы экологической ситуации рассматривать эту последнюю, тогда в границы экологической ситуации дополнительно попадут механизмы трансляции и реализации культуры, фиксации и использования опыта, а также содержание культурных норм и образцов. При таком способе действий оказывается, что экологический кризис - это не кризис в системе производства (как это принято считать), а кризис системы воспроизводства или кризис культуры, оказавшейся не в состоянии обеспечить воспроизводство нашего мира"3.
  Экологическими предпосылками новой системы образования является понимание того, что путь улучшения экологии планеты, помимо проведения природоохранных мероприятий, лежит также через систему образования и воспитания. Экология будет восстановлена только тогда, когда будет реализована система подготовки специалистов по социальной экологии и экологии личности, когда в общество будет внедрена программа всестороннего экологического образования.
 Г. Культурные предпосылки
  Как показывает опыт развитых стран, высокий уровень социально-экономического развития в настоящее время не предполагает и не создает предпосылок для разрешения сущностного кризиса. Как правило, кризис такого рода ведет к нарастанию индивидуальных и социальных проблем, воспринимаемых как все большее усложнение цивилизации, поскольку скорость возникновения проблем опережает нашу способность к их разрешению.
  В связи с тем, что отражением сущностных моментов жизни общества является культура, то возникает необходимость осознанно формируемого культурного бытия, невозможного без выявления причин кризиса и условий необходимого поворота в развитии цивилизации, осуществляемого через систему образования как систему воспроизводства культурного фонда цивилизации.
  Для современности характерно пренебрежение культурой, возникшее в результате прагматизма и иллюзии о полной адекватности естественнонаучной картины мира тому миру, в котором существует человек. Однако пренебрежение целым, включающим помимо рационального и иррациональное, не избавляет от иррационального. Синтез материального и духовного, иррационального и рационального в единое целое в рамках человеческого бытия осуществляется в рамках целостной картины мира, определяющей целостность культуры. Только в этом случае возможно устойчивое (инвариантное) бытие человека в процессуальном мире.
  Таким образом, культурными предпосылками новой системы образования является ее существенная роль в воспроизводстве и развитии культурного наследия цивилизации.
 Д. Психологические предпосылки
  "...Среди множества катастроф, которыми славен и угрожает нам ХХ век, одной из главных и часто скрытой от глаз является антропологическая катастрофа, проявляющаяся совсем не в таких экзотических событиях, как столкновение Земли с астероидом, и не в истощении ее естественных ресурсов или чрезмерном росте населения, и даже не в экологической или ядерной трагедии. Я имею в виду событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни.
  ...А разрушение основ цивилизации что-то производит и с человеческим элементом, с человеческой материей жизни, выражаясь в антропологической катастрофе, которая, может быть, является прототипом любых иных возможных глобальных катастроф. Она может произойти и частично уже происходит в силу нарушения законов, по которым устроено человеческое сознание и связанная с ним "пристройка", называемая цивилизацией.
  К сожалению, большинство людей по-прежнему, как и всегда, мало к чему сами по себе способны и ничего не знают, кроме хаоса и случайности.
  Короче говоря, разрушение, обрыв "цивилизованных нитей", по которым сознание человека могло бы успеть добраться до кристаллизации истины (причем не только у отдельных героев мысли), разрушает и человека"4.
  Психологическими предпосылками новой системы образования являются требования достижения целостности сознания и многомерности мышления.
 Е. Психофизиологические предпосылки
  Одним их характерных аспектов настоящего времени является интенсификация информационных процессов, определяемая как экономическими, так и социальными предпосылками. Это приводит к увеличению общего информационного потока, проходящего через нервную систему и психику отдельного человека. Отмечается, что основными составляющими интенсификации информационных процессов являются:
 - неуклонное возрастание скорости передачи сообщений;
 - увеличение объема передаваемой информации;
 - ускорение обработки информации;
 - тотальное использование обратных связей;
 - увеличение объема добываемой информации и ускорение ее внедрения;
 - наглядное отображение информации в процессе управления;
 - рост технической оснащенности управленческого труда.
  В результате объем научной, экономической, статистической и прочей информации столь велик, что возникла существенная диспропорция между скоростью получения информации и возможностями ее адекватной обработки. Необходимость предварительной обработки увеличивающегося потока информации, производимой с учетом глобализации обратных связей, с целью получения (при прочих равных условиях) более устойчивой системы, приводит к превышению плотности приходящей информации над физиологически возможным порогом. Это может привести к запуску нежелательных физиологических и психических обратных связей, в результате которых может возникнуть изменение или даже разрушение физиологической и/или психической систем организма.
  Таким образом, психофизиологическими предпосылками новой системы образования является необходимость развития систем восприятия и переработки информации.
  Из вышеизложенного видно, что сознательно направляемая эволюция с учетом осмысления опыта прошлого является абсолютной необходимостью. Неотъемлемым атрибутом (основным инструментом) этой эволюции является новая система образования, решающая задачи:
 - соответствия содержания образования системе новых типов производственных отношений и новой группы производства;
 - воспитания человека, способного к жизни в постоянно меняющихся социальных условиях, адекватно воспринимающего окружающий мир, имеющего устойчивое целостное мировоззрение, направленное на утверждение общечеловеческих ценностей;
 - реализации права на образование, культуру и безопасность жизнедеятельности каждого отдельного человека;
 - внедрения программ всестороннего экологического образования;
 - воспроизводства и развития культурного наследия цивилизации во всей его исторической полноте;
 - развития систем восприятия и переработки информации, принятия решений, осуществления эффективной деятельности.
  Таким образом, речь идет не только о новых формах преподавания, но и о новых специальностях, целостно синтезирующих методы и содержание ряда естественных и гуманитарных наук. Уже в XVII веке об этом писал Ян Каменский, предлагая концепцию универсального "пансофийного" образования.
  В ХХ веке эта идея возродилась вновь. "Учение В.И. Вернадского о ноосфере, философские идеи Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, В.Н. Муравьева и др., а вслед за ними и появление конкретных дисциплин, таких как семиотика, теория систем, синергетика, создают предпосылки нового единства знания и, более того, нового способа знания, глобального по своему охвату и универсального по своему методу. Намечающиеся контуры такого способа позволяют предположить, что в его рамках целокупная реальность, и чувственная и духовная, могла бы описываться по образу многоуровневой иерархической системы, причем единый каркас описания создавался бы путем универсальных структурных парадигм, прослеживаемых во всех уровнях реальности, где сложность организации достаточна для их наличия"5.
  Именно такая система образования предлагается и реализуется в International Academy of Science and Culture (IASC) в форме целостного элитарного образования, решающего проблемы подготовки специалистов, вооруженных знанием методологии междисциплинарного подхода, владеющих методами синтеза содержания конкретных наук и дисциплин, обладающих необходимыми навыками практического применения результатов своих исследований. Обеспечиваются условия непрерывного образования. При этом образование не прерывает творческую деятельность человека, а органически вплетается в нее и стимулирует развитие творческого потенциала. Осуществляется переход в подготовке специалиста к свободному универсальному развитию и активной самореализации творческого потенциала личности.
 РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ НОВОГО ТИПА - УНИВЕРСИТЕТ СВОБОДНЫХ НАУК И ИСКУССТВ
  Подлинная гуманитаризация образования возможна лишь при интегрировании прошлого опыта с достижениями сегодняшнего дня, при овладении огромным потенциалом знаний, накопленных человечеством за всю его историю.
  Существующая система образования, направленная на узкую специализацию, не способствует успешной работе и жизни в процессуальном мире информационной цивилизации.
  До начала ХХ века было принято считать, что образование - это формирование человека по некоторому образу, необходимому для развития и существования этого общества (например, отца семейства, гражданина и т.п.).
  В ХХ веке ситуация коренным образом изменилась. Развитие гражданского общества с его акцентом на индивидуализм, активность личности в преодолении ограничений и, как следствие, отказ в практике жизни от следования нравственным нормам общества (вспомним, например, знаменитое высказывание К. Маркса о том, что "...при 200 % прибыли нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал") разрушило практику формирования общественного человека как носителя ценностей общества, приняв постулат о преимущественной подготовке специалиста.
  Подготовка кадров и образование как ведущие социальные технологии общества важны для карьеры отдельного человека не в меньшей степени, чем бизнес или политика, поскольку они, помимо всего прочего, становятся механизмами сглаживания социального неравенства и поддержания социального порядка. А в условиях все большей специализации и профессионализации любое изменение может в один миг обессмыслить и обесценить десятилетнее обучение независимо от причин выбора - был ли он результатом давления семьи, требованием рынка труда или государственной программой. Дальнейшая интенсификация общественных процессов привела к тому, что произошла замена культурной и предметной подготовки на изучение проблемных методов, психотехник личностного роста, современных технологий освоения больших объемов информации.
  В условиях ограниченных ресурсов значение оптимального выбора становится доминирующим, поскольку всякое достижение человеком определенной цели одновременно закрывает и уничтожает для него другие возможности. Поэтому, в отличие от подготовки, всегда имеющей точные целевые ориентиры, современное образование отвечает за увеличение жизненных шансов данного конкретного человека в меняющихся обстоятельствах.
  В этом случае образование выступает в роли, своего рода, инвестиций в стартовые возможности человека пользоваться ресурсами свободы, независимо от того, на каком уровне эти возможности могут быть реализованы.
  Возникла необходимость в принятии принципа предельной ценности процесса самоопределения и самообразования человека и развития человеческого потенциала.
  Именно изменение содержания образовательной практики, с одной стороны, и изменение функций образовательной сферы, с другой, составляют основную суть современной трансформации образования. Сегодня образование - это место возможной встречи человека с самим собой, это пространство, где каждый получает возможность выстраивать свой собственный образ. Новые представления отображаются как "непрерывное образование", "открытое образование", "глобальное образование" и т.п.
  В этом случае система образования может дать шанс доступа к основам знаний, профессий и информации миллиардам индивидов, формируя при этом единый человеческий мир, способствуя решению таких глобальных проблем современности, как предотвращение экологической катастрофы, уменьшение темпов роста населения планеты, сдерживание распространения различного рода старых и новых болезней, содействие демократическим преобразованиям во всем мире, соблюдению прав и обязанностей человека, повышение уровня взаимной терпимости и взаимопонимания между культурами.
  Социокультурная ситуация в развитых странах сейчас такова, что во главу угла ставится конкретная личность с ее потребностью в самоактуализации. Человек стремится получить высшее образование, чтобы через освоение набора ценностей и накопленных знаний стать личностью. Иными словами, личность формируется посредством социализации, когда личное вырастает на основе сверхличного, определенного в символах культуры и стереотипах поведения.
  В настоящее время стала актуальной высказанная С.И. Гессеном мысль: "Укорененность личности в сверхличном объяснит нам также еще одну замечательную черту личности, именно ее индивидуальный характер. Только не думая о своей индивидуальности, а работая над сверхиндивидуальными заданиями, становимся мы индивидуальностями. Индивидуальность не может быть предметом заботы, она есть естественный плод устремления к сверхиндивидуальному"6.
  Для существования информационной цивилизации необходимо комплексное (гуманитарное в своей основе) образование, создающее качественно новый горизонт понимания мира, новый стиль мышления, что позволяет достаточно быстро менять профессию, осваивать новые специальности.
  В конце столетия в ряде ведущих стран (США, Россия, Западная Европа) возникла модель университета нового типа - университет свободных наук и искусств, и новый тип обучения - дистанционное обучение7, в дополнение к существующим очному и заочному.
  Для этого типа образовательного учреждения - открытого университета - характерна свободная специализация (в том числе и в области естественных или технических наук) на основе фундаментального гуманитарного образования, содержание и форму которой выбирает учащийся самостоятельно совместно с университетом.
  Дистанционная форма обучения позволяет перейти к непрерывному образованию в течение всей жизни. Требование непрерывного образования обуславливается тем, что время жизни специальных знаний не превышает 7-10 лет. Среднее время "жизни" технологий не превышает 5 лет. Только постоянно осваивая новые технологии и специальные знания можно выдерживать условия эффективной организации рабочего процесса и личной жизни.
  Как показала практика, эффективное усвоение интенсивного потока знания без ущерба для психического и физического здоровья возможно только на базе широкого гуманитарного знания. Это и обуславливает возникновение и распространение дистанционной формы образования.
  При использовании формы - университет свободных наук и искусств - возможно создание, оформление и освоение новых специальностей, целостно синтезирующих методы и содержание естественных и гуманитарных наук, а также искусств.
 РАЗДЕЛ 3. ПРОГРАММА И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ"
  Главной целью программы является подготовка и переподготовка специалистов (работников) с высшим образованием для работы в условиях социального, экологического и экономического кризисов современной цивилизации.
 
 Продолжительность обучения по программе бакалаврата - 4 года.
 Продолжительность обучения по программе переподготовки (бакалавр) - 2 года.
 Продолжительность обучения в магистратуре - 1,5-2 года.
 Продолжительность обучения в докторантуре - 2 года.
 При заочной или дистанционной форме обучения - по мере усвоения материала.
 Социальная экология как наука
  Определение принято на заседании ученого совета International Academy of Science and Culture (IASC) как содержание одного из направлений ее деятельности.
  Социальная экология - наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.
  Объект социальной экологии: субъективная реальность субъектов разных уровней.
  Предмет социальной экологии: адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.
 Профиль специалиста "социальный эколог"
  Социальный эколог - специалист с высшим образованием (бакалавр или магистр), решающий задачи оптимизации взаимодействия социокультурных систем и их элементов (субъектов различных уровней, включая уровень отдельных людей), с целью их адаптации к процессам в естественных и искусственных средах (природной, биологической, социальной, психологической, информационной и др.)
  Специализация - социальная экология, адаптация и консультирование.
  Области приложения:
  Системы управления (государственные и общественные организации):
 - руководители и организаторы разных рангов;
 - специалисты по социальной работе.
  Система образования:
 - руководители и организаторы разных рангов;
 - преподаватели специальных дисциплин.
  Консультирование:
 - специалисты по системному консультированию;
 - специалисты по психологическому консультированию;
 - специалисты по масс-медиа;
 - специалисты по политическому консультированию.
  Научно-исследовательская деятельность.
 3.1. Общее описание программы "Социальная экология"
  Объектом профессиональной деятельности социального эколога являются процессы и состояния субъекта, проявляющиеся в различных областях человеческой жизнедеятельности.
  Специалист подготовлен к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой. Он может в установленном порядке работать в государственных и негосударственных организациях и учреждениях, в т.ч. образовательных.
  Сферы и объекты профессиональной деятельности - это сфера и объекты профессиональной деятельности по направлениям: "Управление", "Психология", "Социальная работа" и "Педагогика".
 Программа курса "Социальная экология" состоит из нескольких блоков:
  БЛОК 1. ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
  Особенностью данного блока являются курсы "Экология субъективной реальности", "Практическая философия", "Семиотика", "Логика" (в том числе и нелинейная многомерная логика).
  БЛОК 2. ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
  Особенностью данного блока являются курсы: "Синергетические подходы в науке", "Специальные виды анализа", "Феномен жизни".
  БЛОК 3. ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
  Особенностью данного блока являются курсы: "Введение в профессию", "Социальная экология", "Психоэкология", "Теория и практика преобразующего взаимодействия", он также включает: общую психологию, социальную психологию, возрастную психологию, психологию личности, общую психодиагностику, экспериментальную психологию, этническую психологию, диагностику психологической нормы, неврозы и нарушение поведения, когнитивную психологию, бихевиоральную психологию, гуманистическую психологию, психоанализ, аналитическую психологию, психологию новой волны, экзистенциальную психологию.
  БЛОК 4. ТРЕНИНГИ.
  БЛОК 5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
  Включает в себя теорию психики и мировоззрения, методологию эксперимента (опыта жизни), методы поддержания гомеостаза, курсы "Структура и динамика организаций и групп" и "Измененные состояния сознания в культуре".
  БЛОК 6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ.
  Включает в себя отработку индивидуальных личностных проблем.
  БЛОК 7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ И ПРАКТИКИ.
 
  Направление "Социальная экология" утверждено решением ученого совета академии IASC № 05-ED от 19.02.1999 г.
 3.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности специалиста по направлению "Социальная экология"
  В сферу деятельности специалиста входит анализ целостности социальных структур, уровней и форм жизнедеятельности субъектов в природных и социокультурных, в том числе региональных и национальных условиях, а также соответствующая работа с различными социальными, возрастными, религиозными и этническими группами и отдельными людьми.
  Деятельность специалиста направлена на исследования в области экономики и информационных технологий, адаптацию субъектов различных уровней к изменяющимся условиям. Это могут быть организации, предприятия и учреждения разных форм собственности и структуры: научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления, консалтинговые, образовательные учреждения и т.п.
  При этом деятельность специалиста осуществляется с учетом результатов исследования природных процессов и закономерностей их развития, с учетом условий существования социальных и биологических систем и экологических требований. Практическая деятельность специалиста основывается на анализе опыта развития мировой культуры, познании феноменов культуры и культуротворческого процесса и особенностей функционирования культуры в современном обществе, направлена на достижение и оптимизацию социоэкологических факторов.
 3.3.Требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по программе "Социальная экология"
 3.3.1. Общие требования к образованности специалиста
  Специалист отвечает следующим требованиям:
  - имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; понимает сущность биосферных процессов и роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости биосферы;
  - знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
  - знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; имеет опыт постановки эксперимента, анализа результатов исследования и оформления для публикации;
  - владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
  - способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
  - способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук; способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; способен находить нестандартные решения типовых задач или решать нестандартные задачи; методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;
  - имеет целостное социобиологическое антропокультурное мировоззрение; имеет четкую ценностную ориентацию на охрану жизни как отдельной личности, так и социокультурных систем в рамках требований сохранения общества и природной среды; имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками психического и физического самосовершенствования;
  - способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
  - понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности
 3.3.2. Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
  Специалист должен:
  в области философии, религиоведения, педагогики, культурологии, истории:
  - иметь целостное представление и умение ориентироваться в научных, философских и религиозных картинах мироздания; сущности, назначении и смысле жизни человека; в многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности; особенностях функционирования знания в современном обществе; в эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; владеть фундаментальными понятиями, с помощью которых строятся и описываются картины мира, категориальным аппаратом мышления и философско-методологическими принципами познания (объективность, системность, диалектическая противоречивость, единство исторического и логического и т.д.); понимать сущность познания, роль и значение абстрактного (логического) мышления в научном познании; основные формы фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления, связи мышления с языком и роли последнего в мыслительных процессах;
  - знать основные этапы развития мировой философской мысли, школ и учений выдающихся философов античности, европейского средневековья, Нового времени, современной западной философии, религиозно-философских учений Востока, исламского мира, русской философской традиции; знакомство с классическими философскими текстами; знать содержание основных философско-этических учений от античности до современности; сущность, функции и структуры нравственности; учения о формировании личности, ее свободы и ответственности, понимание роли насилия и ненасилия в истории, нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе; основные этические категории, исторические формы морали и современные проблемы нравственного сознания;
  - иметь целостное представление об эстетических ценностях, их роли в творческой самореализации человека и повседневной его жизни, основных видов искусств, понимание роли искусств в человеческой жизнедеятельности, значение эстетических категорий в философском осмыслении действительности; знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
  - понимать предмет философии и ее роль в истории человеческой культуры, соотношение философии и других форм духовной жизни (религии, науки, искусства); понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, его отношение к природе и обществу; структурированность общества по национально-культурным, классово-групповым и религиозным признакам; движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе; возникшие в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
  - иметь навыки анализа современной религиоведческой проблематики, основных тенденций изменения религиозной обстановки в различных регионах и социально-этнических группах; уметь свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать литературу по религиоведческой проблематике на родном и одном из иностранных языков; приобрести необходимые навыки для преподавания религиоведческих дисциплин;
  - иметь навыки и умения в области классической дедуктивной логики, основных разделов неклассических логик, познавательных приемов правдоподобных рассуждений, практического анализа логики различного рода рассуждений, аргументационного процесса, приемов и способов ведения дискуссий и полемики;
  - знать основные этапы исторической эволюции науки от античности до современности, критерии научности, роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности, структуру научных теорий, проблемы соизмеримости теорий и эволюции форм и методов научного познания, соотношение науки с другими формами общественного сознания; понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
  - понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; знать формы, средства и методы педагогической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
  - понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры; знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры своей страны, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения иной культуры; основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения; владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании мировой культурологической и философской мысли, истории и теории мировой и отечественной культуры, достижений науки и техники;
  - иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
  - владеть основными навыками методической и научно-исследовательской работы, навыками публичной речи, а также научно-литературной и редакторской работы;
  в области социологии, экономики, политологии и права:
  - иметь научное представление о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов; знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать; владеть основами социологического анализа;
  - знать основы экономической теории; понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики; уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
  - владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценке их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития, составления программ нововведений и разработки плана мероприятий по реализации этих программ; уметь руководить экономическими службами и подразделениями, самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования экономической работы и организации управления; уметь осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах, разрабатывать программы и планы социального развития;
  - иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики, понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в конкретной стране, ее месте и статусе в современном политическом мире; знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
  - знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности; знать основы всемирной правовой системы и законодательства, организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
  в области культуры жизни:
  - знать основы экологической культуры и здорового образа жизни; понимать роль психической и физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
  - владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в психической и физической культуре; приобрести опыт использования психофизических систем для достижения жизненных и профессиональных целей;
  в области филологии:
  - свободно и грамотно владеть родным языком; знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
  - владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения; уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера, пользоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;
  - знать основы древних языков, принципы и методы перевода, смысловые соответствия и толкования текстов; быть знакомым с текстами первоисточников, истолкованием и культурно-историческим анализом.
 3.3.3. Требования по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам
  Специалист должен усвоить:
  - основные принципы в области математики и информатики: место и роль математики в современном мире, мировой культуре и истории; математическое мышление, индукция и дедукция в математике, принципы математических рассуждений и математических доказательств; логические, топологические и алгебраические структуры на множестве; неевклидовые геометрические системы; проблемы искусственного интеллекта, способы представления знаний и манипулирование ими (об инженерии знания); роль математики и информатики в гуманитарных исследованиях; основы математического анализа; основы алгебры, геометрии, дискретной математики; основы теории дифференциальных уравнений и численных методов; основы теории вероятности и математической статистики; структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ и ПЭВМ; основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной деятельности; использования приближенных методов и стандартного программного обеспечения для решения прикладных задач, пакетов прикладных программ и баз данных, средств машиной графики, экспертных систем и баз знаний;
  - в области концепций современного естествознания: основные этапы развития естествознания, особенности современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигм; концепции пространства и времени; принципы симметрии и законы сохранения; понятие состояния в естествознании; корпускулярную и континуальную традиции в описании природы; динамические и статистические закономерности в естествознании; соотношение порядка и беспорядка в природе, упорядоченность строения физических объектов, переходы из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот; самоорганизации в живой и неживой природе; иерархию структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира; взаимодействия между физическими, химическими и биологическими процессами; специфику живого, принципы воспроизводства и развития живых систем, их целостность и гомеостаз; иерархичность, уровни организации и функциональная асимметрия живых систем; биологическое многообразие, его роль в сохранении устойчивости биосферы и принципы систематики; физиологические основы психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека; взаимодействие организма и среды, сообщества организмов, экосистемы, принципы охраны природы и рационального природопользования; место человека в эволюции Земли, ноосфере и парадигме единой культуры; физические основы механики, законы сохранения; физику колебаний и волн; статистическую физику и термодинамику; электричество и магнетизм; квантовую физику; представления о структуре и физических полях Земли; возможности применения фундаментальных законов физики и химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, включая биологические объекты; происхождении и эволюции Вселенной; свойствах ядер атомов и элементарных частиц; физических, химических и биологических методах исследований; современных достижениях естественных наук, физических принципах работы современных технических устройств; специфике и эволюции живого; экологических принципах рационального природопользования; роли биологических, психологических и энергоинформационных законов в решении социальных проблем; особенности живых систем, уровни их организации; основные концепции, методы и перспективы развития биологии; учение о биосфере, роль живого в эволюции Земли и особенности живых систем, их свойства, механизмы их целостности и гомеостаза; иметь представление о биологическом многообразии, его роли в организации биосферы, о принципах эволюционных процессов и процессов в ноосфере;
  - владеть методами системного анализа, экономико-математического моделирования, исследования операций дискретной математики для постановки и решения экономических задач с использованием ЭВМ; иметь навыки специфицирования требований конечных пользователей экономических информационных систем (ЭИС), постановки экономико-математического моделирования и алгоритмизации экономических задач, разработки информационного, программного и организационно-технического обеспечения ЭИС; знать современные методы социально-экономической диагностики, идентификации и распознавания образов, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью ЭВМ.
 3.3.4. Требования по общепрофессиональным дисциплинам
  Специалист должен:
  - иметь фундаментальную профессиональную подготовку по всем разделам специализированного знания;
  - понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом; знать принципы системной организации, дифференциации и интеграции функций организма; знать и уметь использовать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем;
  - знать особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека: пищеварительной, выделительной, кровеносной, нервной, системы органов дыхания, двигательной, эндокринной, сенсорной, репродуктивной; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме; владеть электрофизиологическими методами и некоторыми другими функционально-диагностическими методами оценки состояния основных систем организма; иметь представление о формировании иммунитета в системах органов и о процессах, отвечающих за иммунную реакцию у различных организмов; знать особенности человека как биологического вида, естественную историю и пути биосоциального развития человека, популяционные и этнические характеристики, полиморфизм биологической организации современного человека; иметь представление о механизмах поведения и высшей нервной деятельности животных и человека и о методах их изучения;
  - иметь представление о единстве и многообразии типов, фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах на каждом уровне; иметь представление о биологическом узнавании, матричных макромолекулярных синтезах, термодинамических особенностях живых систем и биоэнергетике; владеть методами функциональной диагностики, исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов, понимать принципы построения и использования математических моделей биологических процессов; знать проявления фундаментальных свойств организма - наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого (молекулярном, клеточном, организменном и популяционном); иметь представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенеза, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов; иметь представление о генетике популяций и эволюционной генетике, генетике человека, генетических основах и методах селекции;
  - иметь представление о парадигмах антропоцентризма и биоцентризма, о ноосфере, о роли человека в эволюции Земли; знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем различных уровней, иметь представление об устойчивости и неустойчивости в существовании организмов и надорганизменных систем, о механизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об основаниях для экологической экспертизы и экологического прогноза деятельности человека; иметь представление о методах анализа и моделирования социоэкологических и эволюционных процессов;
  - уметь прогнозировать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране; знать экологические принципы природопользования; иметь представления о растительных ресурсах мира и отдельной страны; понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций и об их экологической нише, как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида; иметь современные представления о популяциях в экологии, закономерностях роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивого существования и жизнеспособности; знать основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества; знать причины изменений видового состава флоры и фауны под влиянием деятельности человека, знать механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем, иметь представление о возможностях управления процессами в экосистеме; знать современные теории эволюции, концепции видообразования и их сопряженности с основными закономерностями функционирования экологических систем; иметь представление о геохимической роли живого вещества как биотической компоненты биосферы, о глобальном масштабе биогеохимических процессов в биосферных циклах важнейших химических элементов; знать основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах; знать механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессовым воздействиям среды; знать особенности влияния загрязнения различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека; понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации; знать основные черты кризисных экологических ситуаций, уметь использовать профессиональную подготовку (соответственно профилю) для разработки мер их преодоления; знать экологические принципы оптимальной организации жизненного процесса; уметь планировать и осуществлять мероприятия по экологической безопасности личности и социокультурных систем; владеть методами оценки воздействий на природную среду (соответственно избранному профилю); знать условия эколого-экономической сбалансированности регионов, проблемы использования возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, использования и дезактивации отходов производства; понимать механизмы взаимодействий различных техногенных систем с природными экосистемами; знать назначение мониторинга природной среды, методы наблюдений и анализа состояния экосистем; иметь представление о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов; знать и уметь применять основные математические методы моделирования и компьютерные методы анализа состояния экосистем;
  - уметь проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность; знать и уметь использовать новые технологии обучения; уметь проводить методический анализ дидактического материала; знать основные направления решения проблемы связи обучения и развития, структуру и функции учебной деятельности, стратегические принципы организации обучения, методы оптимизации когнитивного и нравственного развития личности в обучении; владеть методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств; знать основы этической педагогики; знать формы, средства и методы воспитательной и педагогической деятельности;
  - в соответствии с направлением специализации свободно ориентироваться во всей совокупности объектов профессиональной деятельности, владеть методами их наблюдения, описания, моделирования, классификации, экспериментального анализа; понимать роль объектов профессиональной деятельности в биосфере, их хозяйственное и медицинское значение; знать фундаментальные аспекты, современные методологические подходы и актуальные проблемы науки в избранном направлении специализации;
  - понимать цели, методологию и методы психологической деятельности, владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований; знать сферы применения психологических знаний в различных областях жизни; понимать специфику предмета психологии и его отношение со смежными дисциплинами; иметь представление об онтогенезе человеческой психики; знать критерии нормы и патологии психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы; понимать принципы переработки информации в центральной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений; иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности личности и человеческих общностей; понимать природу деятельности и ее внутреннего строения; закономерности формирования мотивационной сферы человека; знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций; иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития; знать психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа; понимать мозговые механизмы высших психических функций человека, сенсорные и гностические нарушения работы зрительных, слуховых и двигательных систем, нарушения основных психических функций и поведения в целом; иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизиологической экспертизы качества среды, об индивидуальной устойчивости к стрессу и профпригодности по индивидуально-типологическим характеристикам, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья; знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования производственного коллектива, организации и функционирования средств массовой коммуникации, взаимоотношений в семье; знать закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой возрастной стадии; иметь представление о психологии труда и методах профессиональной ориентации, стимулирования труда и оптимизации функциональных состояний, повышения работоспособности и преодоления производственных конфликтов.
  - знать специфику работы в различных социокультурных средах и уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт по этому направлению; уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны - между субъектами разного уровня, а с другой - между различными социокультурными системами (средами);
  - уметь налаживать отношения между людьми, уметь работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции субъекта;
  - знать основные положения, принципы и объекты менеджмента и маркетинга в социальной экологии; владеть методами системного анализа и моделирования экологических и эколого-экономических социоэкологических систем; иметь представление об основах экологического предпринимательства и оказания экологических услуг.
 3.3.5.Требования по циклу специальных дисциплин
  Специалист должен иметь глубокие знания и опыт применения методов научных исследований в области одного из более узких направлений специализации.
  Конкретные требования к специальной подготовке специалиста и содержание цикла специальных дисциплин устанавливаются академией IASC в зависимости от выбранной специализации.
 РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ"
 4.1. Содержание программ по отдельным предметам цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ.00)
 4.1.1. ГСЭ.01. Философия

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу