<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 4. Воля и разум.
 Б. Основная функция живого и ее эволюция
 1. Понятие об основной функции. Факторы движения биосферы. Эволюция аналитических функций живого.
 2. Принцип детерминизма и синтез свойственного. Преодоление "давления среды". "Давление жизни". Структурная комплиментарность. Эволюция синтеза свойственного.
 3. Освоение. Формы освоения.
 4. Основная функция живого. Эволюция основной функции живого. Формы основной функции живого. Эволюция субстанционального освоения.
 5. Функциональный анализ. Функциональный синтез. Освоение внешнего мира.
 В. Субъект
 1. Определение Субъекта.
 2. Реальное как оформленное бытие Субъекта.
 3. Аспекты бытия Субъекта: жизнь и смерть, судьба и свобода, смысл жизни.
 4. Пространство и время бытия Субъекта.
 5. Человек, его бытие.
 6. Феномен человеческой жизни в ее биологических типах и социальных формах.
 7. Культура как аспект человеческой жизни.
 Г. Генетика и эволюция
 1. Наследственность и изменчивость на всех уровнях организации живого.
 2. Генная теория. Мутагенез. Природные и антропогенные мутагены.
 Д. Социогенез
 1. Биологические, социальные и культурные термины описания человеческих общностей. Социальная и культурная адаптация.
 2. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Проблема структуры индивидуальности.
 3. Эволюция социума как развитие социокультурного субъекта.
 4. Альтернативный вариант реализации основной функции живого человеком через освоение "внутренних" миров (субъективной реальности).
 5. Корреляция структур связей "внешнего" и "внутреннего" миров человека.
 6. Условия и принципы эволюции внутренней реальности.
 7. Актуализация виртуальных, информационных аспектов жизни как результат эволюции человечества.
 8. Освоение Ноосферы после Биосферы - новый этап эволюции живого.
 4.2.7. ЕН.07. Специальные виды анализа
 А. Дискретная математика
 1. Функциональные системы с операциями.
 2. Дискретные структуры (графы, сети, коды).
 3. Дизъюнктивные нормальные формы и схемы из функциональных элементов.
 4. Математический анализ дискретных структур.
 5. Линейная алгебра. Векторный и тензорный анализ.
 6. Теория функций комплексной переменной.
 7. Дифференциальные и интегральные уравнения.
 8. Теория вероятностей и математическая статистика.
 Б. Исследование операций и методы оптимизации
 1. Элементы выпуклого анализа.
 2. Численные методы математического программирования;
 3. Оптимальное управление. Вариационное исчисление.
 В. Численные методы
 1. Численные методы решения задач математического анализа, алгебры и обыкновенных дифференциальных уравнений.
 2. Численные методы решения задач математической физики.
 3. Методы решения сеточных уравнений.
 Г. Теория игр и исследование операций
 1. Принятие решений, элементы теории игр, линейные модели.
 2. Сетевые модели.
 3. Вероятностные модели, имитационное моделирование.
 Д. Теория конфликтных ситуаций
 1. Основы математической теории игр.
 2. Игры с противоположными интересами.
 3. Многокритериальные ситуации и принцип оптимизации по Парето.
 4. Идеи и методы игрового имитационного моделирования с использованием ЭВМ. Примеры моделирования конкретных систем в социальной экологии.
 Е. Системный анализ
 1. Суть и назначение системного анализа как методологической основы анализа, синтеза и практики проектирования сложных социально-экономических систем. Примеры.
 2. Типовые модели анализа и синтеза. Математический инструментарий.
 Ж. Экономические приложения
 1. Макроэкономическая нелинейная модель для прогнозирования развития экологических и экономических ситуаций.
 2. Условие магистрального развития.
 4.2.8. ЕН.08. Энергоинформационные модели явлений и процессов
 1. Физические основы информационного обмена во взаимодействии объектов различной природы.
 2. Теоретические основы информационных моделей, явлений и процессов.
 3. Информационная теория наследственности, изменчивости и формообразования в биологии. Информационный обмен биологического объекта с окружающим миром.
 4. Информационный аспект жизнедеятельности. Информационные аспекты экологии.
 4.2.9. ЕН.09. Метаязык. (Авторская программа проф. Н.А. Чернышева).
 4.3. Содержание программ отдельных предметов цикла общепрофессиональных дисциплин (ДН.00)
 4.3.1. ДН.01. Введение в профессию
 1. Представление о месте социальной экологии среди других профессий и ее роль в жизни человека. Профессии гуманитарного (социального, психологического) и экологического профилей.
 2. Социальная работа как профессия.
 3. Социальная работа как феномен современного мира.
 4. Социальная экология: определение, предмет, методы.
 5. Социальная экология как профессия.
 6. Этика социального эколога.
 7. Цели и методы курса "Социальная экология".
 4.3.2. ДН.02. Социальная экология
 1. Информационная цивилизация и проблема выживания человечества.
 2. Связь личностных изменений и изменений жизненной среды.
 3. Основные характеристики жизнедеятельности субъекта.
 4. Современные тенденции социального развития информационного общества.
 5. Социальная экология как феномен современного мира.
 6. Социальная экология: определение, предмет, методы.
 7. Аспекты социальной экологии: личностный, социокультурный, демографический, этнический, экономический, энергоинформационный, психологический, психофизиологический.
 8. Субъективная реальность как атрибут социальной экологии.
 9. Социальная экология и культура.
 10. Культура и субъективная реальность.
 11. Экология субъективной реальности.
 12. Экология преобразующего взаимодействия (в обучении, воспитании, консультировании, психотерапии и пр.).
 13. Уникальность субъективной реальности человека, проблема правомерности и целесообразности ее трансформации. Индивидуальные границы трансформации.
 14. Влияние средств массовой информации.
 15. Экология профессиональной деятельности социального эколога.
 16. Общение как феномен. Межличностные отношения.
 17. Характеристики межличностного контакта. Духовные корни межличностного контакта. Социальная регламентация межличностного общения.
 18. Межличностное взаимодействие. Пространство межличностного взаимодействия. Коммуникативная составляющая процесса общения. Вербальная и невербальная коммуникации. Законы межличностного восприятия и взаимопонимание.
 19. Деформации межличностных отношений. Межличностный конфликт. Коммуникативное посредничество.
 20. Методы и технологии социальной экологии. Методология целеполагания и решения конкретных социальных проблем.
 21. Методы решения социальных проблем: организационно-распорядительные, социально-экономические, психолого-педагогические.
 22. Групповая и индивидуальная социальная терапия.
 23. Тренинг профессионального целеполагания.
 24. Этический кодекс социального эколога.
 4.3.3. ДН.03. Психоэкология
 А. Субъект
 1. Понятие "субъект". Субъект деятельности. Субъект общения. Субъект познания.
 2. Индивид, личность, индивидуальность. Статистическая норма. Понятие психологической нормы.
 3. Жизнь как феноменальное творчество субъекта.
 Б. Субъективная реальность
 1. Понятие субъективной реальности, ее составляющие элементы. Закономерности формирования и развития субъективной реальности.
 2. Морфология субъективной реальности. Контексты и смыслы. Субъективная реальность как уникальная целостная система.
 3. Культура как смысловая среда (смысловое пространство). Культура как структурообразующий фактор развития индивидуальной картины мира (субъективной реальности).
 4. Формирование индивидуальной системы смыслов - системы ценностей. Взаимоотношение индивидуальной системы смыслов и "общекультурных" ценностей. Человеческая деятельность и культура.
 5. Восприятие смыслового пространства, формирование восприятия фактов смыслового пространства. Культура и субъективная реальность. Эстетика субъективной реальности.
 В. Взаимодействия субъектов
 1. Общение как феномен. Межличностные отношения. Характеристики межличностного контакта. Духовные корни межличностного контакта. Социальная регламентация межличностного общения. Межличностное взаимодействие. Пространство межличностного взаимодействия.
 2. Коммуникативная составляющая процесса общения. Вербальная и невербальная коммуникации. Законы межличностного восприятия и взаимопонимание. Деформации межличностных отношений. Межличностный конфликт. Коммуникативное посредничество.
 Г. Экология субъективной реальности
 1. Взаимодействие субъективных реальностей в процессе общения. Экология преобразующего взаимодействия (в обучении, консультировании, психотерапии и пр.).
 2. Уникальность субъективной реальности человека, проблема правомерности и целесообразности ее трансформации. Индивидуальные границы трансформации. Влияние средств массовой информации. Экология профессиональной деятельности.
 4.3.4. ДН.04. Общая психология
 А. Введение в психологию
 1. Предмет психологии. Специфика психологического знания.
 2. Психика и отражение. Отрасли психологии и задачи психологической практики. Методы психологии.
 3. Общее понятие о деятельности. Порождение и функции психики в деятельности. Действие как единица человеческой деятельности. Способы выполнения действия. Двигательный состав действия.
 4. Проблема критериев психического. Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятие о деятельности животных, понятие биологического смысла. Происхождение и развитие психики человека.
 Б. Психология человеческой деятельности
 1. Человеческая деятельность как феномен.
 2. Физиология активности.
 3. Теория деятельности. Структура деятельности человека. Взаимопереходы между внешней и внутренней деятельностью.
 4. Навыки и привычки.
 5. Проблема формирования практических и умственных действий.
 В. Психология познавательных процессов
 1. Общие представления о восприятии. Основные подходы и теории восприятия. Развитие восприятия. Основные направления экспериментальных исследований ключевых феноменов восприятия. Исследование субъективных шкал. Исследование конфигуративных аспектов перцептивного образа. Модальности и субмодальностные различия.
 2. Понятие о мышлении. Методы исследований мышления. Виды мышления. Мышление как форма познавательной деятельности субъекта. Принцип развития в психологии мышления. Проблема "искусственного интеллекта". Теоретические подходы к изучению мышления. Основные направления исследований мышления в современной психологии.
 3. Воображение. Основные средства воображения. Место воображения в психике человека. Роль воображения в психотехнических системах.
 4. Психологический анализ речи.
 5. Общие представления о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования. Внимание и сознание. Внимание и деятельность.
 6. Память. Теории памяти. Механизмы памяти. Культурные средства запоминания. Виды памяти. Индивидуальные особенности памяти.
 7. Образ Мира. Межмодальностные связи. Структура субъективного опыта.
 Г. Психология мотиваций и эмоций
 1. История и современное состояние психологии мотивационных процессов. Онтогенетическое и ситуативное развитие мотивации. Проблема мотивации в психологии деятельности. Механизмы и процессы биологической мотивации. Развитие мотивационной сферы человека.
 2. Проблема базовых потребностей человека. Роль установок в ситуативном развитии мотивации. Проблема стресса. Мотивация отдельных видов деятельности.
 3. Общая характеристика эмоциональных процессов. Биологическая целесообразность эмоций. Разновидности эмоциональных явлений. Выражение эмоций.
 4. Психология воли.
 4.3.5. ДН.05. Психология личности
 1. Исторические и философские основы теории личности; современные теории и исследования личности.
 2. Индивид, личность, индивидуальность и субъект деятельности; роль интеллекта, характера и социальной структуры в функционировании личности.
 3. Биологическое и социальное в личности.
 4. Методологические основы анализа понятий личности. Многозначность понятия личности в современной психологии.
 5. Генезис и движущие силы развития личности. Органические предпосылки и социальные условия развития личности. Индивид и личность. Социальные условия развития личности.
 6. Проблема социально-типического в личности. Роль социализации в формировании личности. Духовные опоры личности. Структура личности. Движущие силы развития личности.
 7. Методы экспериментального исследования и развития личности. Личность и индивидуальность.
 4.3.6. ДН.06. Социальная психология
 1. Предмет социальной психологии, ее место в системе наук о человеке и обществе. История формирования социально-психологических идей.
 2. Основные теоретические ориентации современной социальной психологии.
 3. Методология и методы социально-психологического исследования.
 4. Личность как предмет социально-психологических исследований.
 5. Социально-психологические аспекты социализации. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности. Малая группа. Групповая динамика. Генезис и развитие малой группы. Межгрупповые отношения.
 6. Психологические характеристики больших социальных групп. Психология массового сознания.
 4.3.7. ДН.07. Возрастная психология
 1. Предмет и задачи возрастной психологии.
 2. Краткий исторический очерк.
 3. Методы возрастной психологии.
 4. Проблема периодизации психического развития человека.
 5. Особенности психического развития на различных возрастных этапах: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подросток, юношеский возраст, зрелый возраст, старение и старость.
 4.3.8. ДН.08. Экспериментальная психология
 1. Задачи психологического исследования: теоретико-экспериментальные, прикладные, практические.
 2. Верификация и фальсификация.
 3. Организация психологического исследования. Источники психологических гипотез. Планирование эксперимента. Закон и эксперимент в психологии.
 4. Психология в рамках психотехнических практик, экспериментально-психологические исследования психических процессов, свойств и состояний.
 4.3.9. ДН.09. Этническая психология.
 4.3.10. ДН.10. Направления психологии
 А. Когнитивная психология
 1. Подходы к изучению человеческого познания.
 2. Восприятие, внимание, память.
 3. Репрезентация знаний, язык.
 4. Принятие решений, способы мышления и рассуждения.
 Б. Бихевиоральная психология
 1. Исторический очерк.
 2. Научные результаты исследования поведения.
 3. Теории поведения и научения.
 4. Экспериментальное исследование поведения.
 В. Гуманистическая психология
 1. Исторический очерк.
 2. Теоретические положения.
 3. Гуманистическая психология и экзистециализм.
 4. Понятие самости.
 5. Социальные отношения, представления о личности.
 6. Клиент-центрированная терапия, групповая терапия.
 Г. Психоанализ
 1. Исторический очерк возникновения.
 2. Психический детерминизм.
 3. Модели психики в классическом психоанализе.
 4. Стадии развития психики.
 5. Механизмы психического.
 6. Психоаналитическая психотерапия.
 7. Психоанализ и культура.
 Д. Аналитическая психология Юнга
 1. Исторический очерк и предпосылки возникновения.
 2. Концептуальные отличия от психоаналитической психологии.
 3. Структура личности: коллективное и индивидуальное бессознательное, сознание.
 4. Аналитическая психотерапия, архетипы, культура, типология.
 Е. Психология NEW AGE
 1. Исторический обзор.
 2. Холистический подход к сознанию и жизни, ответственность.
 3. Развитие человеческого потенциала, духовность.
 4. Человек и Вселенная.
 4.3.11. ДН.11. Общий психологический практикум
 А. Методы психологии
 1. Наблюдение. Интроспекция. "Чистое" наблюдение, сенсорная достоверность.
 2. Обучение "непосредственному" восприятию. Повышение сенсорной чувствительности.
 3. Рефлексия. Внешнее наблюдение.
 4. Включенное наблюдение.
 5. Беседа. Методы ведения беседы.
 Б. Психологический эксперимент
 1. Психофизический и психологический эксперимент.
 2. Психофизические и психологические измерения.
 3. Общая психометрика.
 4. Экспериментальные схемы.
 5. Квазиэкспериментальные планы.
 В. Познавательные процессы
 1. Изучение основных закономерностей восприятия.
 2. Диагностика репрезентативных систем. Анализ субмодальностных различий.
 3. Изучение индивидуальных стратегий переработки информации.
 4. Управление вниманием.
 5. Методы улучшения памяти.
 6. Выявление закономерностей мыслительной деятельности.
 4.3.12. ДН.12. Теория и практика преобразующего взаимодействия
 1. Преобразующее взаимодействие и изменяющее воздействие.
 2. Эффективность в жизни и деятельности.
 3. Субъективная реальность. Сенсорные системы. Взаимодействие с субъективной реальностью другого человека. Проблема понимания. Индивидуальные мифы. Вербальное и невербальное взаимодействие.
 4. Целевая модель коммуникативного процесса.
 5. Способы описания опыта. Преобразование опыта.
 6. Контексты и стратегии. "Я-концепция", "концепция Не-Я", взаимодействие "Я" и "Не-Я". Тело и "Я-концепция". Пространственно-временная организация субъективной реальности. Стратегии организации временных интервалов.
 7. Ситуационная динамика психологического возраста. Жизненный путь. Логика и связанность жизненного пути. Интуиция. Диапазон свободы воли.
 8. Жизнь консультанта и преобразующее взаимодействие. Экология жизни и деятельности.
 4.3.13. ДН.13. Расстройства личности и нарушение поведения. (Авторская программа доц. И.В. Добрякова)
 А. Личность
 1. Определение личности.
 2. Биологические факторы формирование личности.
 3. Социальные факторы формирования личности.
 4. Условия социализации личности в норме и патологии.
 5. Основные этапы и периоды онтогенетического развития.
 Б. Этапы и механизмы патологизирующего наследования
 1. Первый этап - личностные проблемы прародителей.
 2. Второй этап - психологические проблемы родителей.
 3. Третий этап - формирование пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков.
 4. Убывание адаптивных возможностей у личностей в дисфункциональных семьях в направлении от прародителей к внукам.
 5. Основной механизм патологизирующего семейного наследования - явление позитивной и негативной транспроекции от поколения к поколению черт личности, когнитивных стилей, паттернов реагирования.
 В. Виды семейного воспитания и методы их диагностики
 1. Критерии семейного воспитания.
 2. Эмоциональное отвержение как основа формирования негармоничного семейного воспитания.
 3. Виды негармоничного семейного воспитания.
 Г. Учение о личностных радикалах и об акцентуации личности
 1. Личностные преневротические радикалы.
 2. Определение понятия личностных радикалов и их классификация
 3. Акцентуации личности. Определение понятия и классификации.
 Д. Клинико-психологичекая диагностика личности и ее расстройств
 1. Клинические методы. Клиническая беседа (интервью). Включенное наблюдение.
 2. Психологические методы. Проективные методы. Непроективные методы.
 Е. Клиника пограничных нервно-психических расстройств
 1. Невротические расстройства (невротические реакции, состояния, развития личности). Астенические расстройства. Навязчивые расстройства. Истерические расстройства.
 2. Психопатии, патохарактерологические развития. Классификации: Э. Кречмера, этиопатогенетическая, клинико-физиологическая.
 3. Клинические формы психопатий.
 Ж. Психотерапия личностных расстройств и нарушений поведения.
 4.3.14. ДН.14. Общая психодиагностика
 А. Общие положения
 1. Психометрические основы психодиагностики.
 2. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Надежность теста. Валидность. Достоверность. Классификация психодиагностических методик.
 3. Универсальные психодиагностические методики. Сферы применения психодиагностических методик.
 4. Компьютерные психодиагностические системы.
 5. Профессионально-этические нормативы в психодиагностике.
 Б. Диагностика психической нормы
 1. Исторические представления о психической норме, постановка и состояние проблемы в настоящее время.
 2. Социальные аспекты определения психической нормы.
 4.3.15. ДН.15.Теория и практика социальной работы
 А. Общие положения
 1. Сущность, принципы и методы социальной работы, ее цели и задачи.
 2. Субъекты, объекты и функции социальной работы.
 3. Основные понятия и категории.
 4. Профессиональная и непрофессиональная формы социальной работы.
 5. Уровни социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и общественный.
 6. Личностные ресурсы и изменения.
 7. Связь личностных изменений и изменений жизненной среды.
 8. Социокультурный фактор дифференциации содержания и форм социальной работы.
 9. Социальные перспективы и вариативность моделей социальной работы.
 10. Современные тенденции социального развития.
 11. Сущность социальной политики, ее цели, направленность и взаимосвязь с социальной работой.
 Б. Этика социальной работы
 1. Предмет, цели и задачи курса этики социальной работы.
 2. Профессиональная этика социального работника: основные понятия и принципы.
 3. Личностно-нравственные качества социального работника.
 4. Моральные нормы и принципы в социальной работе.
 5. Деонтология отдельных видов социальной работы.
 6. Этика взаимоотношений с клиентом.
 7. Долг и ответственность.
 8. Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социальной работы.
 9. Этикет социального работника.
 В. Система управления социальной работой
 1. Социальное управление: задачи и принципы.
 2. Система управления социальной работой: структура, функции и методы.
 3. Социальная служба как институциональная основа социальной работы.

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу