<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 * контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.
  Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий - минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
  Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах страны.
  Субъектам Федерации, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.
  Для минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:
 * совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
 * введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.
  В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.
 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ
  В настоящее время все более очевидным становится дисбаланс экономического и социального развития различных регионов России. Это определяется многими причинами, однако особо следует заметить, что религиозные или иные причины подобного рода не служат основополагающим фактором в этом вопросе.
  Часть регионов (в основном, это национальные республики Северного Кавказа и юга Сибири) находятся еще на аграрной стадии развития. Это касается не только и не столько показателей промышленного производства и его доли в производимом валовом внутреннем продукте. В этих регионах промышленное развитие не преобразовало уклад жизни основной массы коренного населения, его привычки и психологию, в них сохранились традиционные формы приспособления населения к социально-экономической ситуации. И с данной точки зрения рассматривать такие регионы наравне с другими было бы не совсем корректно.
  Часть субъектов Федерации, в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург уже вплотную подошли к постиндустриальной стадии развития. Здесь существуют уже совсем другие, нежели для остальной страны, способы адаптации к социально-экономической ситуации. Жизнь в этих регионах предоставляет людям гораздо более обширные и разнообразные возможности. И если смотреть на проблемы страны, взяв за точку отсчета Москву или Санкт-Петербург, то неизбежно они будут выглядеть в искаженном виде.
  Данное обстоятельство представляет собой одну из наиболее серьезных проблем при выработке и реализации федеральными органами власти региональной политики. Люди, принимающие государственные решения, живут, как правило, в Москве, и им трудно, порой просто невозможно избавиться от тех иллюзий и искажений, которые накладывает жизнь в регионе, существенно отличающемся от других регионов страны. В результате углубляется пропасть непонимания и взаимного неприятия между Москвой и регионами, что отчетливо проявляется в ходе разного рода выборов.
  Как бы то ни было, но Россия в целом является и останется еще в обозримом будущем промышленной страной, а потому именно развитие промышленности определяет образ жизни и перспективы большей части населения. Типичный российский регион - это промышленный регион, а потому при выработке региональной инвестиционной и кредитной политики необходимо во главу угла ставить именно вопросы промышленного развития конкретного региона.
  Промышленный спад в Российской Федерации наблюдается с 1991 г. (продолжается он и в настоящее время). В то же время этот спад идет неравномерно как по регионам, так и по времени, так что сегодня уже можно выделить несколько характерных траекторий динамики промышленности для различных типов регионов.
 СЛАБЫЙ УСТОЙЧИВЫЙ СПАД
  Такой тип динамики характерен для регионов, в которых основу промышленности составляют либо экспортные отрасли, и ранее активно работавшие на экспорт, либо отрасли, играющие важную роль для жизнеобеспечения государства. В первом случае типичным регионом является Тюменская область, основной производитель нефти и газа. Нефть и газ и до 1992 г. были основным экспортным товаром, а возможности увеличения их экспорта ограничивались лишь недостаточным инвестированием в прирост мощностей добычи. Поэтому сокращение внутреннего потребления энергоносителей в стране в 1992-1995 гг. (которое к тому же значительно отставало от общих темпов спада промышленного производства) было легко компенсировано увеличением поставок соответствующих ресурсов на экспорт. В настоящее время спад в нефтедобыче в основном объясняется не отсутствием возможностей реализации произведенной продукции, а некопенсируемым вследствие недостатка инвестиций выбытием мощностей. Причем в газодобыче, в которой инвестиционная ситуация благоприятнее, удалось добиться стабилизации производства и даже в отдельные периоды его умеренного роста.
  Вне всякого сомнения, все вышеперечисленные факторы, определяющие динамику экспортных отраслей, сказываются и на рассматриваемых секторах экономики, но пока они сказываются в основном лишь через снижение возможностей обеспечить внутренние источники инвестиций. В этом смысле руководители соответствующих регионов при лоббировании в органах федеральной власти выступают союзниками других экспортных регионов. Однако гораздо большее внимание здесь уделяется вопросам привлечения иностранных инвестиций, а потому основной упор в лоббистской деятельности делается на обеспечение благоприятных условий для инвесторов.
  Так, например, Сахалин, привлекший значительные объемы иностранных инвестиций на условиях раздела продукции под программу освоения шельфа, в 1995 г. сумел преодолеть кризисную тенденцию и продемонстрировал заметный рост производства. В настоящее время представители и других регионов активно добиваются принятия законов и других нормативных актов, которые позволили бы начать практическую реализацию федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
  Другим примером регионов такого рода наряду с Тюменской областью является Республика Саха (Якутия), специализирующаяся на добыче алмазов. Здесь помимо того обстоятельства, что существует устойчивый мировой рынок алмазного сырья, способный поглотить всю добываемую продукцию, действует и другой фактор, а именно - быстрый рост внутреннего рынка алмазного сырья, связанный с активным развитием с 1980-х гг. отечественной гранильной промышленности. Благодаря этому Республике удается поддерживать уровень промышленного производства на достаточно стабильном уровне, однако все вышеперечисленные проблемы, в первую очередь недостаток инвестиций, сказываются и на ней.
  К числу отраслей, важных для жизнеобеспечения страны относятся угольная промышленность и энергетика. Впрочем, в России нет регионов, специализирующихся на производстве электроэнергии, кроме, пожалуй, Иркутской области, где доля энергетики в общем объеме промышленного производства достаточно велика, однако для ряда регионов наличие развитой энергетики играет роль стабилизирующего фактора. Что же касается угольной промышленности, то эта отрасль является основой экономики Кемеровской области.
  Необходимо признать, что добыча угля в тех масштабах, в которых она сегодня осуществляется, неэффективна. Однако уголь является одной из основ тепло- и электроэнергетики на большей части территории страны, а потому государство просто не в состоянии допустить быстрого сворачивания этой отрасли. Поэтому оно вынуждено поддерживать объемы производства в отрасли за счет дотаций (более 10 трлн. руб. в бюджете 1996 г.), что предопределяет невысокие темпы спада в отрасли и в основном угледобывающем регионе страны - Кемеровской области.
  Однако очевидно, что регион обречен на продолжение спада, пусть и умеренными темпами, еще в течение длительного времени, причем даже общее оживление экономики в том случае, если оно начнется, не приведет к увеличению потребности в угле: скорее всего, новые энергетические мощности будут ориентироваться на другие виды топлива.
 УМЕРЕННЫЙ СПАД С ПОСЛЕДУЮЩИМ РОСТОМ
  Этот тип динамики характерен для монопродуктовых регионов, продукция которых пользуется спросом на внешних рынках, но которая до 1992 г. в основном потреблялась на внутреннем рынке (черная и цветная металлургия, некоторые виды химической продукции, в частности, удобрения).
  В 1992-1993 гг. сокращение производства продукции в этих регионах шло приблизительно теми же темпами (как правило, несколько меньшими), что и в целом по стране. Это было связано с падением внутреннего потребления соответствующих видов продукции в условиях общего спада производства. Одновременно велась работа по проникновению на внешние рынки, по перестройке производства в соответствии с требованиями иностранных покупателей.
  Заниженный курс рубля во многом способствовал быстрому расширению экспорта соответствующей продукции, а приблизительно с середины 1994 гг. увеличение внешнего спроса позволило компенсировать с избытком сокращение внутреннего потребления, в результате чего в ряде отраслей и регионов начался экономический рост (наиболее яркие примеры такого рода - Вологодская и Липецкая области).
  Достаточно хорошо видны и пределы такого экономического роста. Дальнейшее расширение экспорта наталкивается на ограничения мирового спроса. Кроме того, активная экспансия российских фирм на мировом рынке, часто сопровождавшаяся демпингом, привела к падению мировых цен на большую часть соответствующих товаров, что в сочетании с ростом внутренних цен и укреплением рубля привело к тому, что экспорт большинства товаров стал неконкурентоспособен.
  В 1995 г. предприятия большинства из упомянутых отраслей получили убытки (в частности, предприятия черной металлургии), в том числе и по экспортным операциям. Вообще, картина, сложившаяся в черной металлургии, весьма наглядно показывает ситуацию в соответствующих отраслях и регионах. Челябинский металлургический комбинат (АО "Мечел") подал документы для начала процедуры банкротства. Аналогично поступил и Новолипецкий металлургический комбинат.
  Впрочем, в последнем случае речь идет, скорее всего, о попытке противодействия поглощению со стороны нежелательного партнера. Очевидным банкротом является Западносибирский металлургический комбинат (Новокузнецк), кредиторы которого вот уже почти год разрабатывают программу санации. Тяжелое финансовое положение сложилось и на Череповецком металлургическом комбинате (АО "Северсталь").
  В настоящее время рост производства в перечисленных отраслях во многом носит искусственный характер. Дело в том, что потребности в сырье соответствующие предприятия на внутреннем рынке удовлетворяют за счет бартера. Те же внутренние потребители, которые не могут обеспечить поставку необходимых ресурсов, получают продукцию в счет неплатежей. А предприятия должны платить зарплату своим рабочим, должны платить налоги - и все это "живыми" деньгами. А единственным более или менее устойчивым их источником является экспорт (пусть и нерентабельный).
  Наглядным примером того, куда заводит подобная стратегия развития, является Магаданская область. Наглядна она именно по той причине, что единственным потребителем производимой на этой территории промышленной продукции, а именно, золота, было государство (так что никаких других возможностей обеспечить финансирование хотя бы текущего производства у региона не было).
  Если по итогам 1992-1994 гг. регион находился в числе лидеров (по незначительности промышленного спада), то в 1995 г. здесь наблюдался значительный спад производства (практически на 1/3), выведший регион по этому показателю на одно из первых мест в России. И не удивительно. При нормативной цене золота 54 тыс. руб. за грамм средняя себестоимость в регионе составила 139 тыс. руб. за грамм, что неизбежно привело к резкому сокращению объемов добычи и, следовательно, объемов промышленного производства.
  Анализ факторов, определяющих характер развития регионов этой группы, показывает, что большинство из них лежит вне рамок возможностей региональных органов власти оказывать на них непосредственное воздействие. Частью эти факторы вообще формируются за пределами России, частью зависят от проводимой федеральными властями экономической политики. С этой точки зрения органы государственной власти регионов могут оказывать влияние на развитие промышленности только через активное лоббирование в федеральных органах власти.
  Таким образом, можно заключить следующее. Регионы этой группы обладают потенциалом достаточно быстрого роста, однако этот рост не будет устойчивым. В зависимости от соотношения внешних по отношению к региону факторов этот рост может сменяться и достаточно быстрым спадом. Общий потенциал роста ограничен наличием образовавшегося в период 1992 г. - первая половина 1994 г. резерва производственных мощностей. После выхода на уровень максимальной загрузки мощностей обеспечение дальнейшего роста потребует весьма значительных инвестиционных ресурсов.
 ГЛУБОКИЙ СПАД, СТАБИЛИЗАЦИЯ И УМЕРЕННЫЙ РОСТ
  Такой тип динамики присущ регионам, в которых выполняются, по меньшей мере, два условия:
 * наличие развитой диверсифицированной промышленности;
 * наличие развитого сельского хозяйства.
  Последнее из перечисленных условий определяет объективное существование "дна" падения производства. Действительно, спад сельскохозяйственного производства в 1992-1995 г. был существенно меньшим, нежели в промышленности. Потребности в продовольствии на большей части страны до сих пор удовлетворяются за счет внутреннего производства (ориентация на импорт пока характерна для столичных и приграничных регионов).
  В любом случае сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность предъявляет спрос на продукцию промышленности, пусть и не в тех объемах, как до 1992 г. Именно этот спрос и определяет наличие дна спада промышленного производства, при условии, конечно, что промышленность региона обладает возможностями этот спрос удовлетворить (первое условие).
  Иными словами, такая динамика характерна для регионов, в которых существуют условия для формирования внутреннего рынка (он может носить и межрегиональный характер). Такие условия существуют в зоне Черноземья, на юге России, Среднем и Нижнем Поволжье, Южном Урале и в Сибири. Типичными регионами, в которых производство в 1995 г. стабилизировалось и начало подавать первые признаки роста, являются Ставропольский и Алтайский края.
  Вообще, среди регионов с наибольшим спадом промышленного производства нет представителей перечисленных экономических зон (кроме, быть может, Чувашии, но здесь очень высока доля оборонной промышленности, в которой занято более 40% населения). В отличие от регионов первого типа здесь спад производства был гораздо глубже, поскольку на фактор общего сокращения рынка, не компенсируемый увеличением экспорта, наложилась необходимость перестраивать производство с общероссийского (и даже общесоюзного) на гораздо более узкий региональный рынок. Также в отличие от регионов первого типа здесь трудно ожидать быстрых темпов роста (поскольку возможности расширения рынка невелики), однако этот рост носит более устойчивый характер, ибо факторы, его формирующие, лежат в основном в сфере контроля и влияния региональных органов власти и управления.
  В то же время возможности более или менее успешного развития регионов по этой модели во многом зависят от общеэкономической ситуации в стране и от государственной экономической политики. Достаточно сказать, что возможности развития регионов на базе складывающихся внутренних рынков во многом зависят от того, насколько эффективно будут защищены эти рынки от проникновения импортных товаров (частично они и так защищены большими расстояниями и слабым развитием транспортной сети, а также фактором невысокой плотности населения на большей части страны).
  Поэтому представители этих регионов активно выступают за ужесточение барьеров для импортных товаров, в первую очередь, потребительских. То есть, они являются оппонентами представителей сырьевых и столичных регионов (которые предпочитают удовлетворять свои потребности за счет импорта). В то же время экспортные регионы и регионы, ориентирующиеся на внутренний рынок, сходятся на необходимости поддерживать заниженный курс рубля по отношению к иностранным валютам.
  Также не случайно, что почти все регионы этого типа относятся к "красному поясу", т.е. политически ориентируются на смену экономического курса, главным образом, на переориентацию экономического развития на внутренний рынок.
  Основой формирования внутреннего рынка является потребительский спрос населения. Поэтому главной проблемой для этих регионов является ситуация с доходами населения. А именно для этой зоны как раз характерен более низкий по сравнению со средним по стране уровень доходов населения. Это явление вполне объяснимо. В этих регионах высока доля сельского населения, учитываемые доходы которого существенно ниже, чем доходы в промышленности. Кроме того, и снижение доходов сельского населения (опять-таки оговоримся, что речь идет об учитываемых статистикой доходах) в первой половине 1990-х гг. шло более высокими темпами, нежели в городах.
  Здесь также следует учесть еще один фактор. Более низкие доходы вовсе не означают более низкий уровень жизни. В сельскохозяйственных регионах, как правило, более дешевое продовольствие, а потому расходы на питание существенно ниже, чем в регионах с более высокими доходами. Соответственно, уровень благосостояния здесь может быть не ниже, а возможно, и выше, чем в регионах, где доходы более высоки.
  Более низкий уровень цен на потребительские товары в регионе позволяет снижать издержки производства за счет возможности установления более низкого уровня заработной платы и с этой точки зрения способствует удешевлению производимой промышленной продукции, повышая ее конкурентоспособность, как на внутрирегиональном, так и на внешнем по отношению к региону рынках.
  С другой стороны, относительно низкий общий уровень доходов населения оказывает угнетающее воздействие на развитие регионального рынка, а следовательно, на развитие промышленности.
  Таким образом, низкие доходы населения двояким образом воздействуют на промышленное развитие: одновременно и позитивно, и негативно. Какая из двух тенденций преобладает? По-видимому, в период становления регионального рынка при отсутствии сколько-нибудь значимых возможностей для экспансии на внешние рынки, низкий уровень доходов является скорее сдерживающим фактором. И только в случае оживления внешних по отношению к региону рынков может проявиться его стимулирующий потенциал. Таким образом, проблема повышения общего уровня доходов населения является главной для обеспечения развития регионов этого типа.
  К регионам, для которых характерен такой же тип экономической динамики, следует отнести также такие специфические регионы, как Нижегородская и Самарская области. Особенностью этих регионов является наличие гигантских предприятий, производящих товары народного потребления, пользующиеся достаточно устойчивым спросом на внутрироссийском рынке (имеется в виду автомобилестроение). При этом отсутствуют предпосылки формирования внутрирегионального рынка. Не случайно оба эти региона, в отличие от других регионов данной группы, относятся к реформаторским: здесь необходимость максимально быстрой перестройки структуры промышленности являлась непременным условием выживания.
 БЫСТРЫЙ И УСТОЙЧИВЫЙ СПАД
  Этот тип динамики характерен для промышленно развитых регионов с неразвитым сельским хозяйством. Это преимущественно регионы центра и северо-запада России, а также Забайкалье. Типичными регионами здесь являются Удмуртия, Московская, Ивановская и Псковская области. Также к этой группе следует отнести Новосибирскую и отчасти Томскую область. Несмотря на то, что в этих регионах наблюдался наиболее глубокий спад в период 1992-1995 гг., они еще явно не достигли "дна" спада и вряд ли в ближайшее время здесь следует ожидать стабилизации производства.
  Анализ ситуации в регионах этого типа следует проводить с двух точек зрения. Во-первых, это возможности использования компенсаторных механизмов. Сразу следует отметить, что перспективы здесь не самые благоприятные.
  Рынки финансовых услуг тяготеют либо к постиндустриальным центрам (Москва, Санкт-Петербург), либо к крупным промышленным центрам, сохранившим перспективы развития (Самара, Нижний Новгород, Тюмень), либо к регионам, активно участвующим в перераспределении бюджетных потоков (Республика Саха-Якутия, отчасти Кемеровская обл.), либо к портам (Владивосток).
  С этой точки зрения перспективы развития есть только у Московской области при условии ее тесного взаимодействия с Москвой, а также у Новосибирской области, имеющей все возможности для превращения в еще один постиндустриальный центр (высокий научный и интеллектуальный потенциал, находится на пересечении основных транспортных путей, является неформальной столицей сибирского региона). Есть определенные перспективы и у Ленинградской области, тем более с учетом ее приграничного положения.
  Также определенные перспективы есть у Томской области, обладающей крупными запасами нефти и рассчитывающей на привлечение крупномасштабных инвестиций. Но для большинства других регионов эти возможности невелики, так что здесь следует ожидать усиления миграционных процессов (по линии город-село, а также в постиндустриальные центры; возможно, что и в южные регионы).
  Во-вторых, необходимо оценить долгосрочные перспективы развития этих регионов. Они обладают достаточно значимым промышленным потенциалом, здесь сконцентрированы наиболее квалифицированные кадры. Тем не менее, внутренних стимулов развития здесь нет. Они могут быть только извне, со стороны других регионов, которые уже смогли преодолеть кризис или сделают это в ближайшее время.
  До настоящего времени ожидания руководителей рассматриваемых регионов в основном были связаны с регионами первого и второго типов. Предполагалось, что по мере преодоления кризисных явлений здесь сформируется массовый спрос на промышленное оборудование и другую машиностроительную продукцию. Однако этого не произошло, да перспективы не выглядят благоприятными. Внутренние источники инвестиций незначительны, а иностранные инвесторы предпочитают импортное оборудование.
  Поэтому в настоящее время основные надежды во все большей степени связываются с оживлением в регионах второго и третьего типа (и, следовательно, с оживлением внутреннего рынка). Пока эта тенденция в полной мере не проявилась, и не стала ориентиром для принятия конкретных управленческих решений по структурной перестройке промышленности. Несмотря на это, на наш взгляд, следует ожидать, что такое изменение стратегии в ближайшее время может произойти.
  Стратегия формирования внутрирегионального и межрегиональных рынков предполагает проведение целенаправленной региональной политики с целью укрепления и расширения хозяйственных связей внутри региона и между регионами, а также роста их разнообразия. По мере формирования внутреннего и межрегионального рынков направление экспансии может переключиться на внешние рынки с целью подключения дополнительных ресурсов экономического роста. Осуществление такого рода стратегии предусматривает следующие действия:
 * создание региональных информационных систем о возможностях и потребностях каждого региона;
 * создание системы стимулирования эффективных внутрирегиональных связей (или в рамках создаваемых ассоциация регионов);
 * предоставление гарантий оплаты потребителями продукции, если она производится внутри региона (внутри ассоциации);
 * создание стимулов для внутреннего накопления, в том числе и путем облегчения доступа региональным структурам к необходимым для ведения предпринимательской деятельности ресурсам и предоставления им определенных привилегий.
  Для регионов рассматриваемого типа в настоящее время предпочтительнее проведение пассивно-завлекательной стратегии. Регион должен предложить свои ресурсы в качестве возможного объекта экспансии со стороны других регионов, которые будут распространять свою структуру рынка на территорию объекта экономической экспансии. Для осуществления этой стратегии регионы должны иметь возможность создавать условия, в максимальной степени способствующие привлечению внешних инвестиций.
  Кроме того, эти регионы должны иметь возможность активно защищаться от неэффективной экспансии, т. е. такой экспансии, при которой ресурсы региона используются неэффективно с точки зрения интересов населения. Такая ситуация возможна, когда представление о ценности конкретных ресурсов различается в глазах самого региона и региона, осуществляющего экспансию.
  Другой опасностью является рассеянная экспансия, когда ресурсы региона используются не комплексно, что приводит к усилению диспропорций регионального развития, и регион перестает быть экономически целостным.
  Таким образом, мы выделили типы промышленной динамики, определяющие ее факторы в чистом виде и соответствующие этим типам стратегии развития. Очевидно, что во многих регионах промышленная динамика определяется гораздо более сложной совокупностью факторов, тем не менее, основные тенденции регионального развития наш анализ показывает вполне наглядно. Так или иначе, но подавляющее большинство промышленных регионов тяготеет к одному из четырех описанных типов, и стратегия экономического развития каждого из регионов определяется в основном ведущей тенденцией развития.
 2.2. КОРПОРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА МЕЗОУРОВНЕ
  На протяжении последних десяти лет в России происходит процесс трансформации экономической воспроизводственной системы, базировавшейся на административно-распределительных принципах, в рыночную. Одним из естественных направлений этого преобразования явилось возникновение объединений, интегрирующих финансовые и промышленные структуры. Огромный мировой и уже имеющийся отечественный опыт свидетельствуют, что подобные образования, обладающие значительными ресурсами и связями, характеризуются большой жизнеспособностью и имеют несомненные преимущества перед другими организационно-экономическими формами предпринимательской деятельности как в саморазвитии, так и в стимулировании процесса развития территорий, в пределах которых они функционируют.
  По мнению экспертов, региональные интегрированные структуры занимают особое место в российской экономике, что определяется экономическим положением страны и особым значением субъектно-территорионального фактора в развитии реального сектора экономики. С учетом узкой специализации и локализации местных рынков, создание региональных форм ассоциированного предпринимательства рассматривается как путь преодоления территориальной диспропорциональности в экономическом развитии регионов, трансформации и размещении производительных сил, сложившихся за время централизованного управления.
  Острый бюджетный кризис и незначительные возможности самофинансирования большинства предприятий делают привлечение ресурсов финансового сектора к инвестированию производства одной из важнейших задач экономической политики, причем как на государственном, так и на региональном уровне. В сложившихся на сегодняшний день условиях это практически единственный реальный источник внутренних накоплений, способный активизировать производственно-хозяйственную деятельность и стабилизировать социально-экономическую ситуацию. В то же время, наиболее вероятным и реально возможным направлением использования банковского капитала в производственном секторе является участие финансовых структур в капитале промышленных компаний, осуществляемое путем их объединения в единую финансово-промышленную структуру.
  Однако при решении вопроса о необходимости создания подобных объединений необходимо производить комплексный анализ их возможного влияния на социально-экономическое состояние соответствующей территории, на реализацию регионом (как функционально-хозяйственно-территориальной единицы макроэкономики) функций самовоспроизводства и обеспечения устойчиво-репродуктивного режима всего процесса макроэкономического развития. Эта проблема особенно значима в России, поскольку ее экономическое пространство обладает уникальной региональной неоднородностью и фактически является совокупностью "стран-территорий", воспроизводственные системы каждой из которых имеют свои специфические особенности, и которые функционируют как относительно самостоятельные мезоуровневые подсистемы национального хозяйства страны.
  Несмотря на множество причин затянувшегося выхода российской экономики из кризиса и существенное различие взглядов экономистов различных школ на пути выхода из него, все они сходятся во мнении, что основой экономики должна быть высоко развитая и эффективно работающая промышленность. Именно упадок российской промышленности вследствие самых различных причин, регулярно упоминаемых нашими экономистами и политиками, определяет сегодняшнее лицо российской экономики. Никакие действия, которые не будут направлены на восстановление отечественной промышленности, на помощь ей в возвращении потерянных позиций на наших и зарубежных рынках, не помогут изменить ситуацию к лучшему. Общероссийские проблемы особенно остро проявляются на региональном уровне: потребность в привлечении кредитных ресурсов как имеющихся в банковских системах регионов, так и из внешних источников, на инновационные и инвестиционные цели, формирование и осуществление региональных программ в условиях дефицита бюджетов всех уровней становится все более острой.
  Термины "корпорация", "корпоративное управление" стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в литературе, постепенно формируя мнение об организационных структурах подобного типа, как об одном из наиболее эффективных способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса. Однако необходимо не только желание реформаторов, но и существование объективных предпосылок для повышения эффективности всей экономики с помощью корпорирования, поскольку корпорация - форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму42.
  Отсюда вытекает обязательность наличия как минимум нескольких принципиальных условий для успешного функционирования корпорации: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров). Поэтому без выполнения этих условий и до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или в отдельной отрасли не будут созданы необходимые нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, говорить об эффективной реализации принципов корпоративного управления преждевременно. Однако, существующие крупные финансово-промышленные объединения, созданные в форме открытых акционерных обществ, уже начинают вводить в российскую практику систему цивилизованных отношений, применяя западные стандарты взаимоотношений и деятельности на финансовом рынке43.
  В то же время российские корпорации ищут собственные способы эффективного управления.
  Таким образом, корпорация - это одна из эффективных форм организации и самоорганизации крупного капитала. Структура, состав и специализация корпораций разнообразны, в качестве же общего признака этих объединений является то, что базу для их формирования и развития составляет крупный капитал. Без концентрации финансового и промышленного капиталов в масштабах, достаточных для успешной конкуренции на мировом рынке, подъем российской экономики и достижение целей преобразований государства невозможны.
  Это обусловлено тем, что только крупное финансово-промышленное объединение со значительными ресурсами и связями обладает наибольшей жизнестойкостью, имеет несомненные преимущества в саморазвитии, в том числе при вступлении в любую, даже капиталоемкую отрасль. Среди наиболее важных преимуществ корпораций следует отметить их восприимчивость к новым технологиям за счет широких возможностей мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, которые необходимы для развития производства.
  Как показала практика, функционирование хозяйственных структур в форме корпораций дает следующие преимущества по сравнению с единым унитарным предприятием44:
 * возможность построения законченной технологической цепочки (от получения сырья до производства и реализации конечной продукции);
 * экономия на торговых операциях (общеприменимые материалы и оборудование, закупаемые оптовыми партиями);
 * хорошие перспективы диверсификации производства для снижения риска;
 * дотирование предприятий корпорации, ведущих разработку и освоение новой высокоэффективной продукции либо выходящих на новый рынок;
 * консолидация финансовой отчетности для выработки стратегии минимизации затрат, в том числе выплаты наименьших налогов;
 * укрепление конкурентных позиций, создание олигополии (и даже монополии) на рынке определенного вида продукции и услуг.
  Созданные системы управления крупными структурами, а также масштаб таких структур как корпорации делает их наиболее привлекательными для реализации существующего инвестиционного потенциала, а также для создания предпосылок оптимизации структуры производства. Это делает корпорации наиболее эффективным средством для вывода на финансовый рынок таких новых игроков, как регионы.
 ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ФИНАНСОВОЙ, ИНВЕСТИЦИОННОЙ И КРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРПОРАЦИИ
  Развитие корпораций сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация корпораций и создание самоуправляемых структур приводит к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент корпорации должен "спроектировать" принципы финансовой, инвестиционной и кредитной стратегии на основе следующих основных целей45:
 * консолидации структурных подразделений корпорации в отношении налогов;
 * создании дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий;
 * проникновении через посредничество корпорации в производство и сбыт различных товаров;
 * проведении единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов корпорации;
 * ускорении процесса диверсификации;
 * организации внутренних инвестиционных потоков;
 * централизации участия в капитале других предприятий и др.
  Кредитная стратегия корпорации должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию мобилизуемых ресурсов за счет привлечения капиталов путем выпуска и работы с ценными бумагами, активного взаимодействия с зарубежными фондами и организациями, использования оффшорных и свободных экономических зон, аккумулирования средств работников корпораций в негосударственных (может быть и учрежденных в рамках корпорации) пенсионных фондах, страховых компаниях, в депозитах банков и финансовых компаний, а также в капитале предприятий-участников корпорации. Таким образом, успешная финансовая деятельность корпорации обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий корпорации, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.
 ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
  Поскольку и регион и корпорация проводят операции на финансовом рынке, осуществляя различные финансовые операции, их можно считать субъектами финансового рынка. В рамках финансовой деятельности субъектов финансового рынка непременно возникают две равноважные задачи:
  1. Привлечение ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности.
  Привлекаемые ресурсы состоят из46:
 * акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);
 * ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);
 * кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);
 * реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).
  Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше, чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают возможные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т. д.
  Таким образом, инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта - это совокупность характеристик, позволяющая инвестору оценить насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других. В результате возникает задача улучшения инвестиционной привлекательности корпорации как в краткосрочном так и в долгосрочном периоде. В этой связи, высшему руководству корпорации необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.
  С другой стороны, в непосредственной связи с первой задачей перед корпорацией неизменно возникает вторая.
  2. Распределение полученных ресурсов (инвестирование).
  Инвестиции делятся на47:
 * реальные (ресурсы направляются в производственные процессы);
 * финансовые (ресурсы направляются на приобретение финансовых инструментов: эмиссионных и производных ценных бумаг, объектов тезаврации, банковских депозитов);
 * интеллектуальные инвестиции (подготовка специалистов на курсах, передача опыта, вложения в разработку технологий).
  Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить инвестиционный потенциал корпорации.
  Инвестиционную привлекательность и кредитоспособность предприятий корпорации можно представить как основные составляющие ее финансового потенциала (рис. 14)48.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 14. Система анализа финансового потенциала
 субъектов финансовой системы
  Поскольку объем инвестиционных ресурсов субъекта ограничен, а потенциальные объекты инвестиций обладают различной инвестиционной привлекательностью, обществу необходимо оптимально распределять свои инвестиционные ресурсы. В этой связи возникает необходимость формирования инвестиционной стратегии корпорации.
  В совокупности инвестиционная и кредитная стратегии составляют финансовую стратегию корпорации (рис. 15)49.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 15. Финансовая стратегия корпорации
  Как правило, стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии корпорации и достижение ее целей50.
  Поскольку корпорация представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, функционирующих в различных сферах экономики, представляется целесообразным структурировать подразделения корпорации по целям и задачам, выполняемым ими в ее рамках51.
  На основании такого распределения функций разработка финансовой стратегии основывается на совокупности финансовых функций подразделений корпорации (рис. 16).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 16. Финансовые функции подразделений корпорации
  Процесс разработки стратегии включает несколько этапов52:
  1. Оценка долгосрочных перспектив.
  2. Прогноз развития.
  3. Осознание цели.
  4. Анализ сильных и слабых сторон.
  5. Обобщение стратегических альтернатив.
  6. Разработка критериев оптимизации.
  7. Выбор оптимальной стратегии.
  8. Планирование мероприятий.
  После выработки общей финансовой стратегии корпорации специальные подразделения в соответствии со стратегией корпорации, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии корпорации. Такой подход позволяет, с одной стороны, "директировать" деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности корпорации в единое русло (директриссу или вектор) в соответствии с миссией корпорации, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту корпорации планировать развитие прочих направлений деятельности.
  Инвестиционный процесс корпорации строится на основе инвестиционной стратегии, разрабатываемой с использованием различных финансово-экономических методов, которые в совокупности составляют научно-финансовую методологию формирования инвестиционной стратегии корпорации53.
  Научно-финансовая методология представляет собой систему общих правил (принципов), а также специальных приемов и методов экономического исследования. Они составляют теоретическую базу теории финансов. То есть, комплексные исследования и разработку инвестиционной стратегии корпорации целесообразно проводить только в связи с главными целями функционирования корпорации.
  Таким образом, инвестиционная стратегия корпорации разрабатывается в соответствии с целями ее функционирования, в этой связи все корпоративные инвестиции должны рассматриваться как один из основных способов достижения главной цели корпорации (рис. 17)54.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 17. Необходимость разработки
 инвестиционной стратегии
  Описание инвестиционной стратегии как и любого многогранного понятия не исчерпывается лишь простым определением. Инвестиционная стратегия, по нашему мнению, является структурированной совокупностью нескольких взаимосвязанных аспектов, таких как: институциональный, экономический, нормативно-правовой, информационно-аналитический и другие (рис. 18).
  Эти аспекты являются взаимосвязанными, их структурирование и распределение приоритетов между ними, на наш взгляд, позволяет иметь четкое представление о разработке и реализации стратегии корпорации, поэтому управляющей компании и топ менеджерам необходимо уделять этим аспектам довольно серьезное внимание55.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 18. Инвестиционная стратегия корпорации как система
  Институциональный аспект инвестиционной стратегии представляет собой совокупность таких основных составных частей как: виды инвестиций, инвестиционный портфель, риски. В рамках институционального аспекта выделяются основные управляемые подсистемы, существующие в корпоративных инвестициях (рис. 19)56.
  Направления информационного обмена указывают типовые приоритеты при разработке и реализации инвестиционной стратегии, связывая аспекты в единое целое. Информационный обмен позволяет согласовывать продолжительность, этапы и условия инвестиций в рамках принятой стратегии корпорации.
  Нормативно-правовой аспект инвестиционной стратегии включает:
 * во-первых, законодательные и иные нормативные правовые акты государства, образующие юридическую основу и формирующие фискальную среду, в рамках которых корпорация формирует инвестиционную стратегию и осуществляет инвестиционный процесс;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 19. Структура институционального аспекта
 инвестиционной стратегии корпорации
 * во-вторых, учетную политику корпорации, внутренние регулирующие документы, которые позволяют обеспечивать единый инвестиционный процесс в рамках подразделений корпорации.
  Экономический аспект - совокупность экономических частей инвестиционной стратегии, к которым относятся: система экономических показателей для оценки инвестиционной стратегии, управление, финансирование инвестиционного процесса. В рамках экономического аспекта выделяются основные методы, критерии и цели инвестиционной стратегии (рис. 20).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 20. Структура экономического аспекта
 инвестиционной стратегии корпорации
  Информационно-аналитический аспект инвестиционной стратегии представляет собой систему обработки информации (СОИ), состоящую из следующих подсистем: сбора и сортировки информации, хранения информации, поиска, анализа информации. СОИ является базисом оперативного информационного обмена в рамках корпоративной инвестиционной стратегии, позволяет оперативно реагировать на изменения в юридических основах и фискальной среде, прогнозировать экономические перспективы рынков и планировать изменения в пределах институционального аспекта и корректировать основные части экономического аспекта инвестиционной стратегии.
  Таким образом, инвестиционная стратегия - единая высокоинтегрированная система, состоящая из различных аспектов, неразрывно связанных между собой для достижения главной цели корпорации (рис. 18).
  Рассмотрим более подробно основные этапы реализации инвестиционной стратегии корпорации в регионе. Инвестиционная стратегия корпорации в регионе принимает вид последовательности мероприятий (рис. 21), осуществляемых для повышения экономической роли корпорации в выбранном регионе. Процедура выбора региона, а также направления инвестирования являются сущностью региональной инвестиционной стратегии корпорации. Рассмотрим более подробно основные этапы реализации инвестиционной стратегии корпорации в регионе. Инвестиционная стратегия корпорации в регионе принимает вид последовательности мероприятий (рис. 21), осуществляемых для повышения экономической роли корпорации в выбранном регионе. Процедура выбора региона, а также направления инвестирования являются сущностью региональной инвестиционной стратегии корпорации.
  Прежде всего, в соответствии с миссией корпорации рассматриваются и анализируются основные стратегические приоритеты развития корпорации. К стратегическим приоритетам развития, по нашему мнению, относятся:
 * развитие новых направлений деятельности;
 * освоение новых типов продуктов;
 * завоевание новых рынков сбыта.
  Любой из выбранных приоритетов развития включает анализ инвестиционных условий регионов, поскольку и новое направление деятельности, и производство нового типа продуктов, и организация дилерской сети в новом рынке сбыта связаны с изучением условий в регионах для составления полного набора альтернатив57.
  В результате анализа регионы могут ранжироваться по степени удовлетворения стратегических интересов корпорации. Например, регион, в котором есть условия для создания производства или есть предприятия для включения в уже существующие технологические циклы, представляющий также интерес и как рынок сбыта, будет намного привлекательнее региона, имеющего только одно из указанных достоинств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 21. Региональные аспекты инвестиционной стратегии
  После выбора региона как объекта инвестиций, составляется инвестиционная программа, после утверждения которой высшим менеджментом корпорации начинается реализация инвестиционной программы в регионе. Реализация инвестиционной программы в рамках такого обширного объекта как регион требует от менеджмента корпорации обладания определенными навыками и приемами управления инвестициями в крупных масштабах.
 ВАРИАНТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ
  Спектр инвестиционных программ, которые могут быть использованы корпорациями для проведения региональных инвестиций достаточно широк, чтобы удовлетворить требования самых разных корпоративных интересов - от наиболее осторожных до таких, которые допускают определенный элемент инвестиционного риска в стремлении достичь максимальных прибылей. Используемый спектр включает в себя как стабильные инвестиционные программы, имеющие наименьший риск, поэтому растущие сравнительно медленными темпами (однако, все равно быстрее, чем региональный рынок в целом) - консервативная программа и умеренно-консервативная программа, так и быстрорастущие - программа ускоренного роста и агрессивная программа. При реализации этих программ компенсацией за больший диапазон колебаний риска и теоретическую возможность в тот или иной период временно оказаться в минусе является повышенная прибыльность инвестиций в средне- и долгосрочной перспективе.
  В соответствии с региональной стратегией могут одновременно создаваться и различные варианты программ, реализуемые как параллельно, так и последовательно, принятие решения по которым основывается на степени подготовленности региона к реализации той или иной программы, а также в зависимости от целей, интересов и возможностей корпорации в конкретном регионе.
  В частности, консервативная программа используется при наиболее осторожном проникновении корпорации в определенный регион, когда наиболее предпочтителен медленный, но стабильный рост инвестиций. Общая структура программы при этом предусматривает не более 30% высокорискованных инвестиций, все остальное в муниципальные или региональные облигации, акции наиболее успешных предприятий региона.
  При реализации умеренно-консервативной программы уровень рискованных вложений может быть повышен до 45%. Программа среднего риска предусматривает 60% вложений в рискованные объекты инвестиций. Таким образом, страховой запас может снижаться в зависимости от степени влияния корпорации в регионе.
  При всей важности правильного выбора инвестиционной программы ожидаемые результаты не будут достигнуты без умелого и динамичного управления ее структурой. Инвестировав средства в регион корпорация должна внимательно следить за различными показателями, и на их основе точно выбирать момент реструктуризации и взаимного перетока ресурсов в рамках программы. Получаемые от реализации программы средства тут же реинвестируются в новые инвестиционные ценности для поддержания баланса риска и доходности в соответствии с типом программы.
  Однако корпорация должна ежеминутно следить за состоянием фондового рынка и экономической ситуацией в регионе и быстро реагировать на изменения финансовой конъюнктуры, а также на смены последних тенденций в технологии, коммерции и регулировании экономики на федеральном и региональном уровне. В результате, программа должна быть достаточно гибкой в своей структуре и приносить корпорации запланированный доход.
 2.3. ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ НА МЕЗОУРОВНЕ
  Рассматривая отраслевой комплекс региона в контексте макроэкономического подхода, можно говорить о нем, как об элементе управляемой подсистемы регионального уровня (рис. 22): и с этой точки зрения воздействие на отраслевой комплекс внутренних факторов происходит опосредовано, через воздействие на систему регионального производства в целом.
  С позиций микроэкономического подхода отраслевой комплекс можно рассматривать как совокупность первичных элементов - организаций, функционирующих в пределах региона и объединенных по технологическому признаку (рис. 23).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу