<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Принцип гласности судопроизводства закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, где установлено, что разбирательство во всех судах открытое. Открытое разбирательство означает, что при слушании уголовных, гражданских и арби­тражных дел доступ в зал свободен для всех граждан, за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, если они не являются участниками процесса или свидетелями, представителей прессы, а ход и результаты процесса могут освещаться в средствах массовой информации. Количество лиц, желающих присутствовать на процессе, может быть ограничено только в силу недостаточ­ной вместимости зала судебного разбирательства. В тех случаях, когда число желающих слишком велико по сравнению с количеством мест в зале, их доступ может быть прекращен для обеспечения нормального хода судебного процес­са. Не запрещена законом и теле-, видеосъемка судебного заседания, если это не отразится на судебном процессе.
 Каждое отраслевое процессуальное законодательство также предусмат­ривает гласность судебного разбирательства. Данный принцип является од­ним из показателей демократизма судопроизводства. Допуская граждан, средства массовой информации на судебное разбирательство, суд тем самым обеспечивает контроль народа за деятельностью судебной власти. Гласность судебного разбирательства является важным условием вынесения справед­ливого и обоснованного решения по делу, побуждает судей и других участ­ников процесса добросовестно выполнять свои процессуальные обязаннос­ти, затрудняет оказание давления на суд, что гарантирует его независимость и подчинение только закону.
 Вместе с тем, предоставляя право гражданам присутствовать на судебном заседании, закон возлагает на них и обязанность соблюдать тишину, поря­док, не мешать участникам процесса и подчиняться распоряжениям предсе­дательствующего. В случае неподчинения этим требованиям и нарушения установленного порядка виновники могут быть удалены из зала судебного заседания. Средства массовой информации, освещая ход процесса, должны в силу принципа презумпции невиновности воздерживаться от преждевре­менных выводов о виновности подсудимого, доказанности обвинения.
 Закрепляя как общее правило гласность судебного разбирательства, процессуальное законодательство предусматривает и случаи, когда оно может проводиться закрыто. Это основано на той же ст. 123 Конституции РФ, ко­торая допускает закрытое заседание в случаях, установленных федеральным законом.
 Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает закрытое слушание в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О государст­венной тайне”, при удовлетворении ходатайства участников, ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны.
 УПК РСФСР устанавливает, что уголовные дела слушаются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государст­венной тайны. Кроме того, по мотивированному определению суда или по­становлению судьи в закрытом судебном заседании могут слушаться дела о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, о половых преступ­лениях, а также в иных случаях - в целях предотвращения разглашения све­дений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.
 Гражданские дела также рассматриваются в закрытом судебном заседа­нии в интересах охраны государственной тайны, в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, для сохранения тайны усыновления.
 Слушание дел в закрытом заседании осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор и решения судов в любом случае про­возглашаются публично.
 Принцип национального языка судопроизводства. Согласно Конституции РФ (ст. 26) каждый гражданин Российской Федерации имеет право пользо­ваться родным языком. Русский язык признается государственным языком на всей территории Российской Федерации, а республики вправе устанавли­вать свой государственный язык (ст. 68). Исходя из этих конституционных положений. Закон “О судебной системе РФ” закрепил, что судопроизводст­во в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных и во­енных судах ведется на русском языке. Судопроизводство в других феде­ральных судах общей юрисдикции может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. В судах субъектов Российской Федерации судопроизводство ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
 Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведет­ся судопроизводство, предоставляется право делать заявления, заявлять хо­датайства, давать показания, выступать в суде на родном или другом избран­ном ими языке. Суд, рассматривающий дело, в этих случаях обязан не только разъяснить им это право, но и обеспечить участие переводчика. Пе­реводчик не только переводит в суде показания лица, не владеющего язы­ком, на котором ведется судопроизводство, но и переводит ему показания свидетелей, вопросы суда и т. д.
 Все судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, переве­денными на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. УПК РСФСР также предусматривает, что в делах о преступлениях лиц, не владе­ющих языком, на котором ведется судопроизводство, обязательно участие защитника.
 Ведение процесса на государственном языке республики, на территории которой находится суд, рассматривающий дело, является необходимым усло­вием обеспечения гласности судопроизводства, поскольку присутствующие имеют возможность воспринимать и оценивать происходящее в судебном заседании, обеспечивает воспитательное и предупредительное воздействие правосудия на граждан. Обеспечение же права лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, давать показания, заявлять ходатайства на родном языке и пользоваться услугами переводчика является гарантией ра­венства граждан независимо от национальности и владения тем или иным языком. Необеспечение подсудимому, не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, права пользоваться услугами переводчика, призна­но Пленумом Верховного Суда РФ существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора.
 Принцип участия граждан в осуществлении правосудия закреплен в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, которая гласит: “Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия”. Закон “О судебной си­стеме РФ” указал, что правосудие осуществляется наряду с судьями народны­ми, арбитражными и присяжными заседателями (ст. 1).
 Народные заседатели участвуют в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде первой инстанции как в судах обшей юрисдикции, так и в военных судах. При осуществлении правосудия они пользуются всеми правами судьи, так же, как и профессиональный судья, независимы и подчиняются только за­кону. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам при­нимаются совместно судьей и народными заседателями большинством голосов, причем народный заседатель, не согласный с принятым решением, имеет пра­во выразить письменно свое особое мнение, которое прилагается к приговору или решению. Чтобы не оказывать давление на решение народных заседателей судья - председательствующий должен подать свой голос последним. Избира­ются народные заседатели по месту работы или жительства и призываются к ис­полнению своих обязанностей не более чем на две недели в году. В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ “О продлении полномочий на­родных заседателей районных (городских) судов” избранные ранее народные заседатели осуществляют свои полномочия вплоть до принятия соответствую­щего федерального закона. Народными заседателями в военных судах являют­ся лица, состоящие на военной службе в рядах Вооруженных Сил РФ.
 Присяжные заседатели осуществляют правосудие только по уголовным делам, подсудным областному, краевому суду. Они, в отличие от народных заседателей, не имеют одинаковых прав с судьей при осуществлении право­судия. Народные заседатели должны активно участвовать в процессе, а роль присяжных заседателей заключается в вынесении вердикта - решения по вопросам, поставленным перед ними судьей. Причем судья в обсуждении решения участия не принимает. Вердикт может быть как обвинительным, так и оправдательным. Обвинительный вердикт принимается простым боль­шинством голосов, а оправдательный - хотя бы при равенстве голосов. На его основе судья выносит обвинительный или оправдательный приговор и, если приговор обвинительный, назначает наказание. Коллегия присяжных заседателей образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных. В соответствии с законом присяж­ные заседатели независимы и подчиняются только закону. На них распрост­раняются в полном объеме гарантии неприкосновенности судьи. Присяж­ный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.
 Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел при необхо­димости применения конкретных знаний в сфере предпринимательской или экономической деятельности. Поэтому арбитражными заседателями могут быть лица, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере предпри­нимательской или иной экономической деятельности. При рассмотрении дела арбитражные заседатели (как и народные, в количестве двух человек) имеют равные права с председательствующим арбитражным судьей. Пере­чень категорий дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитражные заседатели, определяется председателем арбитражного суда.
 Принцип охраны чести и достоинства личности. Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а призна­ние, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязан­ностью государства. В соответствии с этим правосудие, как часть государственной правоохранительной деятельности, должно защищать человека, его права и свободы. Охрана чести и достоинства человека является одним из его важнейших прав. Статья 21 Конституции РФ указывает, что государство охраняет достоинство личности, ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Суды, рассматривающие уголовные дела, иногда получают заявления подсудимых, свидетелей о том, что показания на предварительном следствии они давали под угрозой или при применении физического воздействия пыток. Суды должны тщательно исследовать данный вопрос и, если факты приведенные подсудимым, свидетелем, подтвердятся, признать их первоначальные показания недопустимыми и принять меры для привлечения лиц допустивших нарушение закона, к ответственности (направить частное определение или возбудить уголовное дело).
 Статья 23 Конституции РФ гарантирует гражданам неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своего доброго имени Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих деле лиц может быть назначено закрытое судебное заседание. По гражданскому делу закрытое судебное заседание может быть назначено в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц и для сохранения тайны усыновления. В той же статье Конституции РФ провозглашается право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений. Указывается, что только суд может принять решение об ограничении этого права. В настоящее время суды в связи с отсутствием в УПК норм, регламентирующих порядок принятия решений о прослушивании телефонных переговоров, просмотре Koppеспонденции, давая разрешение на проведение этих действий, руководствуются непосредственно ст. 23 Конституции РФ.
 Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства, в отличие от других конституционных принципов правосудия, прямо в Конституции РФ не зафиксирован. Однако конституционные принципы гласности и состязательности не могут быть реализованы вне условий устности непрерывности судебного разбирательства. В силу принципа непосредственности суд все свои выводы, содержащиеся в решении или приговоре, обязан делать только на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании. Только при наличии особых обстоятельств суд может вместо допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей огласить их показания, данные на предварительном следствии. Устность судебного разбирательства означает, что все доказательства должны быть восприняты судом устно и должны устно обсуждаться участниками процесса. Просьба подсудимого приобщить его письменные показания к делу не освобождает суд от обязанности допросить его. Все содержащиеся в деле документы оглашаются председательствующим вслух. В устной форме осуществляются и прения сторон.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. Назовите признаки, характеризующие судебную власть.
 2. Какие значения имеет понятие “суд”?
 3. Назовите систему федеральных судов.
 4. Какие существуют звенья в судебной системе РФ?
 5. Что означает понятие “судебная инстанция”?
 6. В чем состоят характерные черты правосудия?
 7. Посредством каких видов судопроизводства осуществляется судебная власть?
 8. Перечислите конституционные принципы правосудия.
 9. Какие из принципов правосудия являются одновременно принципами уголов­ного судопроизводства и гражданского процесса?
 10. В чем состоят гарантии обеспечения независимости судей?
 
 
 
 
 
 
  Глава 4. СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
 
 
 
 § 1. Суды общей юрисдикции, их задачи и организация
 
 Понятие “суды общей юрисдикции” введено Законом о судебной системе в целях их отграни­чения от конституционных и арбитражных су­дов. Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их за­дачи входит в соответствии со ст. 3 Закона о су­доустройстве охрана от всяких посягательств за­крепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической сис­тем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и закон­ных интересов учреждений, предприятий и орга­низаций. Деятельность судов направлена на все­мерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правона­рушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.
 Суды общей юрисдикции в соответствии с За­коном “О судебной системе РФ” представля­ют собой централизованную систему, возглавляе­мую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называе­мые общие суды, рассматривающие обычные уго­ловные, гражданские и административные де­ла. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в си­стему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют рай­онные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи, чьи полномочия и порядок назначение пока законом не определены.
 Среднее звено военных судов составляют окружные (флотские) суды. Низшее звено образуют гарнизонные военные суды.
 Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и граждан­ские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, от­носящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и над­зорной инстанций.
 
 § 2. Районный (городской) суд, его компетенция
 
 Районный (городской) суд является основным звеном судов общей юри­сдикции. Они рассматривают в качестве суда первой инстанции практически все гражданские дела и большинство уголовных дел. К подсудности этих судов относятся все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду подсудны и все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду и военным судам.
 В настоящее время районный (городской) суд является судом только пер­вой инстанции. Помимо уголовных и гражданских дел районный (городской) суд рассматривает дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора (условно-досрочное освобож­дение, перевод из колонии одного режима в колонию другого режима и т. д.). Районные (городские) суды по месту содержания подозреваемых и обвиняе­мых рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников, за­конных представителей по поводу законности и обоснованности избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, а также продления ее дей­ствия. В соответствии со ст. 23, 24 Конституции РФ районный суд (судья) вы­носит решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонден­ции органами предварительного расследования, прослушивании телефонных переговоров органами осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность. Районные суды образуются в каждом районе, городские - в городах. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (рай­онный центр). Решение об образовании районного суда принимается мест­ной администрацией по представлению Министерства юстиции РФ или по согласованию с ним.
 Проводящаяся в Российской Федерации правовая реформа предусматривает принятие закона о мировых судьях, который изменит компетенцию районного (городского) суда. Часть уголовных, гражданских и администра­тивных дел, подсудных ныне районному (городскому) суду, предполагается передать на рассмотрение мировым судьям. А районные (городские) суды станут вышестоящей инстанцией, проверяющей решения и приговоры ми­рового судьи.
 Районный суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости от количества уголовных, административных дел определяется число судей и народных заседателей. При небольшом объеме работы в районный суд на­значается один судья. Но в большинстве районных (городских) судов рабо­тают несколько судей, один из которых является председателем суда. Для нормальной работы каждого судьи необходимо избрать примерно 70 народ­ных заседателей. Все судьи и народные заседатели независимы, подчиняют­ся только закону. Народные заседатели, участвуя в рассмотрении дела, поль­зуются всеми правами профессионального судьи. Административные дела, часть уголовных и гражданских дел, жалобы на незаконное и необоснован­ное применение меры пресечения в виде заключения под стражу, вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судьей единолично. Другая же часть уголовных и гражданских дел рассматривается составом су­да, куда входят один судья и два народных заседателя.
 Судьи районных (городских) судов назначаются на должность Президен­том РФ. Районные (городские) судьи обладают правом неприкосновеннос­ти, которое распространяется и на их жилища, служебные помещения, транспортные средства, имущество.
 В районных (городских) судах, где работают несколько судей, один из них назначается председателем районного (городского) суда. Он сохраняет статус судьи, рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда, но в то же время на него возлагается и организация работы в суде. Прежде всего он распределяет обязанности между судьями. При этом учитывается стаж, подготовка, собственные склонности. Как правило, дела распределяются по предметному или функциональному признаку. В соответствии с этим один судья специализируется на рассмотрении уголовных дел, другой - граждан­ских, третий - административных. Применяется и территориальный признак, по которому судья рассматривает дела, возникшие на определенной террито­рии. Эти два признака могут сочетаться между собой. В этом случае судья рас­сматривает, например, уголовные дела, возникшие только на определенной, закрепленной за ним территории. Возможна и специализация судей по кате­гориям дел, например по делам о преступлениях несовершеннолетних. Неко­торые дела с учетом их сложности, особого значения распределяются предсе­дателем суда персонально - конкретным судьям.
 Председатель суда организует прием граждан судьями, причем как в ут­ренние, так и в вечерние часы. На него возлагается также организация юри­дической подготовки народных заседателей, повышение квалификации су­дей. Кроме того, председатель сам ведет прием граждан. Он же организует изучение и обобщение судебной практики, подготавливает статистическую отчетность о работе суда. Результаты обобщения могут быть направлены в вышестоящий суд, местные исполнительные органы, другие правоохрани­тельные органы.
 Для четкой, правильной организации работы необходим вспомогательный аппарат суда, которым также руководит председатель. Он состоит из консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей, судебных заседаний, делопроизводителей. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением консуль­тантов и судебных исполнителей, которые назначаются по его представле­нию.
 Как правило, в районном (городском) суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражданским делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихся в производстве су­да. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хране­ния рассмотренных дел организуется архив.
 Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседа­ния, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секрета­ри судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началом судебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших.
 В районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.
 При районных (городских) судах состоят судебные приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: министерствами юстиции республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от одного до десяти-двенадцати человек и зависит от объема выполняемой работы.
 Судебный пристав является должностным лицом, осуществляющим испол­нение решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, а также приговоров по уголовным делам и постановлений по административ­ным делам в части имущественных взысканий. Кроме того, в предусмотрен­ных законом случаях судебные приставы исполняют решения арбитражных судов, некоторых исполнительных органов. Деятельность судебного пристава регламентируется Законами РФ “О судебных приставах” и “Об исполнитель­ном производстве” и Гражданско-процессуальным кодексом. В соответствии с законом судебный пристав действует на основании судебного решения, выдан­ного ему судьей. Требования судебного пристава по исполнению судебных ре­шений обязательны для всех учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. В случае оказания сопротивления судебному приставу он составляет акт об этом и для устранения препятствий обращается к органам власти, кото­рые обязаны оказать ему содействие. Акт предоставляется судье для привлече­ния к ответственности лиц, оказавших судебному приставу сопротивление. Су­дебный пристав вправе применять принудительные меры для исполнения судебного решения: налагать арест на имущество; организовывать его продажу; изымать определенные предметы, указанные в решении суда.
 
 § 3. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа и их компетенция
 
 В каждом субъекте Российской Федерации образуется и действует соответственно краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономно­го округа и Верховный суд республики. В городах федерального подчине­ния - Москве и Санкт-Петербурге - образованы суды на правах областного суда. Все вышеперечисленные суды составляют второе (среднее) звено су­дебной системы судов общей юрисдикции, имеют одинаковые полномочия и структуру.
 Краевые, областные и иные равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела; в качестве судов вто­рой инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских су­дов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной инстанции про­веряют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие в законную силу. Таким образом, суды среднего звена действуют в качестве суда любой из трех инстанций.
 Краевые, областные и равные им суды в качестве судов первой инстан­ции обязаны рассматривать гражданские дела, связанные с государственной тайной. Кроме того, эти суды вправе изъять любое гражданское дело из рай­онного (городского) суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сто­рон. Как правило, это дела, имеющие большую сложность или обществен­ное значение. В качестве суда первой инстанции по уголовным делам крае­вые, областные и другие равные им суды рассматривает уголовные дела, отнесенные УПК к их подсудности. Это дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, терроризме и некоторых других особо тяжких преступлениях.
 Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие струк­турные подразделения: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, президиум.
 Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уго­ловным делам рассматривают в качестве суда первой инстанции соответст­венно гражданские и уголовные дела. В качестве суда кассационной инстан­ции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу.
 Президиум областного и другого равного ему суда является надзорной инстанцией, проверяя решения и приговоры районных, городских судов, вступившие в законную силу, а также решения судебных коллегий, действо­вавших в качестве суда кассационной инстанции. Кроме того, на президиум возлагается и организация работы областного и другого равного ему суда.
 Областной и другой равный ему суд состоит из судей, народных и присяж­ных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою оче­редь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. В соответствии с Законом “О судебной системе РФ” эти суды дей­ствуют в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.
 Все судьи областных и равных им судов назначаются на должность ука­зами Президента РФ без ограничения срока полномочий. Состав президиу­ма утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верхов­ного Суда РФ.
 В качестве суда первой инстанции образуются судебные составы, куда входят один профессиональный судья и два народных заседателя или три профессиональных судьи. Если уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, то должно быть двенадцать комплектных и два за­пасных присяжных заседателя. Процессом руководит один профессиональ­ный судья. В качестве суда кассационной инстанции областной и другой рав­ный ему суд действует в составе трех профессиональных судей. Президиум, действуя в качестве надзорной инстанции, рассматривает дела в составе не менее трех его членов.
 Организация работы в областном и другом равном ему суде возложена на президиум и председателя суда.
 Президиум областного суда утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и су­дебной коллегии по уголовным делам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, заслушивает отчеты председателей коллегий о деятельности коллегий, рассматривает во­просы деятельности аппарата суда, оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства.
 Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц, они право­мочны при наличии большинства членов президиума. Постановления пре­зидиума принимаются открытым голосованием большинством голосов чле­нов президиума.
 Председатель областного и другого равного ему суда осуществляет ос­новную работу по руководству структурных подразделений суда, а также ап­парата суда.
 Председатель является и судьей, поэтому он может председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действу­ющих по первой инстанции и в кассационном порядке. Законом председа­телю предоставлено право вносить протесты в порядке надзора в президиум областного суда.
 Организационные полномочия председателя областного суда следующие: он руководит организацией работы судебных коллегий, распределяя судей по коллегиям; руководит работой аппарата суда; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях; представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ; распределяет обя­занности между заместителями председателя; организует работу по повыше­нию квалификации членов суда и работников аппарата; организует работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; вносит пред­ставления в организации и учреждения об устранении нарушений закона; ве­дет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотре­нию заявлений и жалоб. В организационные обязанности председателя входит и утверждение планов работы суда, подготовка отчетов о проделанной работе, ведение кадрами аппарата суда.
 В отсутствие председателя его обязанности выполняет один из замести­телей. Работу в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам осуще­ствляют председатели этих коллегий. Они образуют составы суда для рассмо­трения дел, распределяют дела между судьями. Судьи, осуществляющие кас­сационное рассмотрение дел, как правило, закрепляются за определенными районными судами. Это позволяет глубже вникать в деятельность нижестоя­щего суда, выявлять общие ошибки и нарушения закона, способствовать их быстрейшему устранению.
 Аппарат краевого, областного и другого равного им суда обеспечивает деятельность этого суда и подчиняется председателю. В него входят секрета­ри, делопроизводители, секретари судебных заседаний, секретари составов, секретарь президиума, консультанты, архивариус, инспектора.
 Структурно в областном и другом равном ему суде действуют канцеля­рия по гражданским делам, канцелярия по уголовным делам, архив, экспе­диция, секретариат. В областном суде имеется группа консультантов, кото­рые занимаются изучением дел и жалоб, поступающих в суд для проверки в порядке надзора. Жалобы и дела они докладывают председателю, который на основе доклада либо вносит протест в порядке надзора, либо отказывает в его принесении.
 Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебного заседания в суде первой инстанции; несут ответственность за правильное и полное изло­жение всех действий и решений суда, действий участников процесса; прово­дят работу по подготовке дела к слушанию: рассылают повестки, обеспечи­вают вручение копии обвинительного заключения подсудимому и т. п.; обеспечивают подготовку к рассмотрению уголовных и гражданских дел, поступивших в областной и равный ему суд в кассационном порядке; обес­печивают подготовку гражданских и уголовных дел к рассмотрению в поряд­ке надзора на заседании президиума; уведомляют о дне рассмотрения; ведут протокол заседания.
 Инспектора выполняют справочную работу по жалобам и делам, запол­няют карточки. Все секретари и инспектора подчинены заведующему секре­тариатом, который руководит их работой и контролирует ее.
 
 § 4. Верховный Суд Российской Федерации, его компетенция
 
 Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсуд­ным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федераль­ным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики.
 Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассаци­онной и надзорной инстанций.
 В качестве первой инстанции он рассматривает гражданские и уголов­ные дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения и приговоры Верховного Су­да РФ вступают в законную силу с момента их провозглашения и не подле­жат обжалованию в кассационном порядке. Они могут быть только опроте­стованы в порядке надзора.
 Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения Верховных судов республик, входящих в состав РФ, краевых, обла­стных и других равных им судов.
 В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обосно­ванность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех зве­ньев, вступивших в законную силу, решения кассационных, надзорных ин­станций, принятые по делу. Он же является надзорной инстанцией и для приговоров и решений, принятых судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанций.
 Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказе в регистрации кандидата в Президенты РФ.
 Конституцией РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы.
 Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом он должен строго придерживаться принципа разделения властей и не присваивать себе полномочия законодательной власти. Верховный Суд РФ не может создавать новых норм, восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не опре­делены и могут иметь разное применение.
 Верховный Суд РФ осуществляет контроль за выполнением судами ру­ководящих разъяснений, разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, направляет в Конституцион­ный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федераль­ных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ. При воз­буждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
 Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются Судеб­ная коллегия по уголовным делам. Судебная коллегия по гражданским де­лам, Военная коллегия. Президиум и Пленум.
 Судебная коллегия но уголовным делам в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела особой важности и общественного значения, принятые к производству по инициативе Верховного Суда или Генерально­го прокурора РФ. В качестве суда надзорной инстанции она проверяет не вступившие в силу приговоры судов второго звена судов общей юрисдикции. В порядке надзора судебная коллегия по уголовным делам проверяет приго­воры всех нижестоящих судов, вступившие в законную силу, а также касса­ционные определения и решения, вынесенные в порядке надзора областных и других равных им судов.
 Судебная коллегия но гражданским делам рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые она приняла к своему произ­водству. В качестве кассационной инстанции она проверяет обоснованность и законность решений по гражданским делам судов второго звена, не всту­пивших в законную силу. В качестве надзорной инстанции судебная колле­гия проверяет решения по гражданским делам всех нижестоящих судов об­шей юрисдикции, вступившие в законную силу, кассационные определения и решения в порядке надзора областных и других равных им судов.
 Военная коллегия в качестве суда первой инстанции рассматривает уголов­ные дела исключительной важности, а также дела военнослужащих, имеющих звание генерала (адмирала) либо занимающих должность командира соедине­ния и выше. В качестве суда второй инстанции Военная коллегия проверяет законность и обоснованность приговоров военных судов округов, не вступив­ших в законную силу. Как надзорная инстанция - вступивших в законную си­лу приговоров и определений всех нижестоящих военных судов.
 Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей в составе Председа­теля Верховного Суда, его заместителей и судей. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии боль­шинства членов Президиума. Он рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, вынесенные судебными коллегиями по гражданским и уголовным делам, Военной коллегией в качестве суда первой инстанции, дела по протестам на определения судебных коллегий, вынесен­ные в кассационном порядке и в порядке надзора. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.
 Главная задача Пленума Верховного Суда РФ состоит в даче разъяснений по вопросам судебной практики, вытекающим из различного применения за­кона при осуществлении правосудия. С предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики может выступить любой судья Верховного Суда РФ. Основанием для обсуждения этого вопроса могут быть представления Ге­нерального прокурора РФ или министра юстиции РФ. Пленум включает всех судей Верховного Суда РФ и созывается не реже одного раза в четыре месяца, а его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного соста­ва. На Пленуме решаются и другие вопросы: о законодательной инициативе, о соответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ Конституции РФ и другому законодательству. Пленум утверждает судебные составы коллегий и секретаря Пленума, научно-консультационный совет при Верховном Су­де РФ.
 Верховный Суд РФ состоит из председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Прези­дента РФ. Срок их полномочий не ограничен.
 Гражданские и уголовные дела рассматриваются в составе судьи Верхов­ного Суда и двух народных заседателей или трех судей. В кассационном по­рядке дела проверяются в составе трех профессиональных судей. В порядке надзора дела в коллегиях рассматриваются тремя судьями, а в Президиуме - большинством его членов.
 Все судьи Верховного Суда РФ, как носители судебной власти, незави­симы в своей судебной деятельности, подчиняются только закону и облада­ют неприкосновенностью. Председателю Верховного Суда РФ предоставля­ется государственная охрана.
 Судебный департамент является новым структурным образованием Вер­ховного Суда РФ, созданным в соответствии с Законом “О судебной системе РФ”. Задачей Судебного департамента является осуществление организаци­онного обеспечения деятельности судов. Ранее эта функция принадлежала подразделениям Министерства юстиции РФ и его местным органам. Главное содержание организационного обеспечения деятельности судов составляет финансирование судов, их кадровое и ресурсное обеспечение. Судебному де­партаменту, находящемуся в настоящее время в процессе становления, пере­даются из Министерства юстиции РФ соответствующие штаты и финансиро­вание судов.
 Предполагается организовать судебные департаменты при областных и других равных им судах.
 Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде РФ назнача­ется на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ по согласованию с Советом судей Российской Федерации. Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им при­сваиваются классные чины и другие специальные звания. Структура, полно­мочия и порядок деятельности Судебного департамента определяется феде­ральным законом.
 Основная организационная работа в Верховном Суде РФ возлагается на председателя и его заместителей.
 Председатель Верховного Суда РФ является прежде всего судьей. Он вправе председательствовать в судебном разбирательстве по уголовным и гражданским делам, вносить протесты в порядке надзора и приостанавли­вать исполнение опротестованных решений.
 В организационные полномочия Председателя Верховного Суда РФ вхо­дит организация работы по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, созыв Пленумов Верховного Суда и внесение на рассмотрение Президиума вопросов, требующих его решения. Председатель Верховного Суда РФ обеспечивает своевременную подготовку материалов, подлежащих рассмотрению на Пленуме или Президиуме, председательству­ет на заседаниях Пленума и Президиума, распределяет обязанности между своими заместителями, организует работу по подбору кадров, установлению международных связей с судебными органами других стран.
 Заместители Председателя Верховного Суда РФ также осуществляют прежде всего судебную деятельность: участвуют в рассмотрении дел, вносят протесты в порядке надзора. Три заместителя Председателя Верховного Су­да РФ являются председателями соответственно Судебной коллегии по уго­ловным делам, Судебной коллегии по гражданским делам и Военной колле­гии. Каждый из них организует работу возглавляемой им коллегии по рассмотрению дел, анализирует результаты обобщения судебной практики, принимает меры по повышению квалификации судей. При отсутствии Председателя Верховного Суда РФ его обязанности исполняет первый заме­ститель Председателя.
 На аппарат Верховного Суда РФ возлагается обязанность обеспечения де­ятельности суда. Аппарат Верховного Суда РФ состоит из отделов: обобще­ния судебной практики, проверки судебных решений в порядке надзора, ра­боты с законодательством и кодификации, контроля исполнения судебных решений, международно-правового, хранения судебных документов, управ­лений делами, планово-финансового, хозяйственного, секретариата Прези­диума.
 Наиболее многочисленная группа сотрудников аппарата Верховного Су­да РФ - консультанты, занимающиеся изучением поступающих в Верхов­ный Суд РФ жалоб на приговоры, решения, вступившие в законную силу. На основе изучения жалоб и истребованных в Верховный Суд дел консуль­танты готовят проекты протестов, заключения и справки, которые доклады­вают Председателю или его заместителям.
 В число секретарей, работающих в Верховном Суде РФ, входят секретари судебного заседания, секретари судебного состава, секретарь Президиума. Секретари судебного заседания готовят к рассмотрению по первой инстан­ции уголовные и гражданские дела, рассылают повестки, извещают стороны о дне заседания. Их основная задача - вести протокол судебного заседания, правильно отражая действия и решения суда, действия участников процесса. Секретари судебных составов занимаются подготовкой к кассационному рас­смотрению уголовных и гражданских дел и рассмотрению протестов в поряд­ке надзора. Секретарь Президиума готовит к рассмотрению уголовные и гражданские дела, поступившие в Президиум.
 При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Это совещательный орган, занимающийся разработкой научно обоснованных рекомендаций по разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих в судебной практике. В задачи совета входит обсуждение проектов постанов­лений Пленума о применении законодательства по материалам судебной практики; представлений по вопросам, подлежащим разъяснению в законо­дательном порядке; инструкций, методических писем и других документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ. В Научно-консультативный совет входят члены суда, работники других правоохранительных органов, видные научные работники. Состав совета утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ сроком на пять лет. В составе Научно-консультативного совета действуют две секции: по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам.
 Печатным органом Верховного Суда РФ является журнал “Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации”. В нем публикуются постановления Пленума, Президиума, решения коллегий, обзоры и комментарии судебной практики.
 
 § 5. Военные суды
 
 Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в каче­стве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Феде­рации, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.
 Порядок организации и принципы деятельности военных судов регламентируются Законом “О военных судах Российской Федерации”. В соответствии со ст. 1 данного Закона военные суды создаются по территориальному принци­пу по месту дислокации воинских частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды распола­гаются в открытых для свободного доступа местах. Количество военных судов, численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ.
 Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:
 - нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых зако­ном интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
 - нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
 - нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации.
 К подсудности военных судов относятся (ст. 7):
 - гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужа­щих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и орга­нов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) орга­нов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
 - дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослу­жащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;
 - дела об административных правонарушениях, совершенных военно­служащими, гражданами, проходящими военные сборы.
 Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции.
 Военные суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, жалобы на действия или бездействие военных прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходя­щих военные сборы. Они также рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, теле­фонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
 Военные суды образуют единую систему, состоящую из трех звеньев. Низ­шее звено составляют гарнизонные военные суды, второе (среднее) звено окружные (флотские) военные суды, а высшим звеном для военных судов яв­ляется Верховный Суд РФ, в состав которого входит Военная коллегия.
 Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоци­руются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд в первой инстанции рассматривает уголовные, гражданские и администра­тивные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Военной коллегии и окружного (флотского) военного суда. Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жи­лища. Он рассматривает также жалобы на действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокурора по находящимся у них в про­изводстве делам в отношении военнослужащих и лиц, проходивших воен­ные сборы.
 Гарнизонный военный суд состоит из судей и народных заседателей. Су­дьи назначаются Президентом РФ, срок их полномочий не ограничен. Народ­ные заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Гражданские и ад­министративные дела рассматриваются как коллегией, так и единолично судьей (в случаях, если срок наказания за преступления не превышает пяти лет лишения свободы).
 Возглавляет гарнизонный военный суд председатель, у которого имеют­ся заместители. Председатель гарнизонного военного суда, помимо непо­средственного участия в рассмотрении дел, организует деятельность суда, распределяет обязанности между судьями, контролирует работу аппарата су­да, представляет суд в государственных органах и органах местного само­управления. Заместитель председателя гарнизонного военного суда также участвует в рассмотрении дел и замещает председателя гарнизонного воен­ного суда во время его отсутствия.
 Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.
 В качестве суда первой инстанции окружной (флотский) суд рассматри­вает гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пятнадцати лет лишения свободы, пожизненное лишение сво­боды или смертная казнь. В качестве кассационной инстанции окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и протестам на ре­шения, приговоры, определения и поставновления гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. В порядке надзора окружные (флот­ские) военные суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений гарнизонных военных судов, вступивших в законную силу, а так­же определений окружного (флотского) военного суда, принятых им во вто­рой инстанции.
 В состав окружного (флотского) суда входят судьи, народные и присяж­ные заседатели. Судьи окружного (флотского) суда назначаются Президен­том РФ, а присяжные и народные заседатели избираются на собраниях во­еннослужащих. Дела рассматриваются в следующем составе:
 - гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией, состоящей из трех судей;
 - уголовные дела рассматриваются коллегией, состоящей из трех судей, либо судьей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией, состоя­щей из судьи и народных заседателей.
 В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.
 Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения гарнизонного военного суда, вступившие в силу, а также определения и постановления окружного (флотского) военного суда, принятые им во второй инстанции. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы суда, утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяет их чис­ленность.
 Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военно­го суда действуют в качестве судов первой и кассационной инстанций.
 Руководит работой окружного (флотского) военного суда председатель. Он организует деятельность суда, созывает заседания президиума и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственных органах и органах местного само­управления. Кроме того, председатель приносит протесты на приговоры, оп­ределения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, и вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) судом.
 Заместители председателя окружного (флотского) суда организуют рабо­ту соответствующей судебной коллегии или судебного состава, замешают председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия, но правом принесения протестов не обладают.
 Военная коллегия Верховного Суда РФ действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.
 В первой инстанции Военная коллегия рассматривает:
 - дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительст­ва РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, касающихся прав, сво­бод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
 - уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, дела особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
 В качестве суда надзорной инстанции Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на приговоры, определения и постановления окружных (флотских) судов, не вступившие в законную силу.
 В порядке надзора Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения всех военных судов, вступившие в законную силу. Приговоры, оп­ределения и постановления самой Военной коллегии, не вступившие в силу, могут быть отменены или изменены кассационной коллегией Верховного Су­да РФ. Вступившие же в силу приговоры, определения и постановления Во­енной коллегии могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ.
 Военная коллегия состоит из судей, присяжных и народных заседателей.
 Дела рассматриваются ей в следующем составе:
 - в первой инстанции гражданские дела рассматриваются судьей едино­лично или коллегией из трех судей, а уголовные дела - коллегией, состоя­щей из трех судей, либо судей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией, состоящей из судей и народных заседателей;
 - дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;
 - дела по протестам на решения, приговоры, определения военных су­дов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.
 Возглавляет Военную коллегию председатель, который по должности яв­ляется заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания. Он имеет право приносить протесты в Военную коллегию и президиумы окружных (флот­ских) судов на решения, определения и приговоры военных судов, вступив­шие в силу, а также в Президиум Верховного Суда РФ - на решения, приго­воры и определения Военной коллегии, вступившие в законную силу. Он же руководит работой Военной коллегии, контролирует работу ее аппарата. Председатель Военной коллегии имеет заместителя, который осуществляет полномочия председателя во время его отсутствия, за исключением прине­сения протестов.
 В аппаратах военных судов установлены должности помощников председа­теля суда, помощников судей, начальников отделов, советников, консультан­тов, главных и ведущих специалистов, специалистов 1 и 2 категории, специа­листов. Указанным работникам присваиваются классные чины, специальные звания, а военнослужащим присваиваются также и воинские звания. При военных судах учреждена также должность администратора суда. Администратор военного суда принимает меры по организационному обеспечению деятельно­сти суда, по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата, осуществляет информационно-правовое обеспе­чение деятельности военного суда, организует охрану здания и другого имуще­ства военного суда, работу средств связи. Администратор военного суда назна­чается на должность и освобождается от нее начальником соответствующего подразделения Судебного департамента.
 Финансирование военных судов осуществляется за счет средств федераль­ного бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Обеспече­ние военных судов транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями и охраной производится соответствующими подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
 Статус судей военных судов определяется прежде всего Конституцией РФ, Законами РФ «О судебной системе» и «О статусе судей в Российской Федерации». Однако, учитывая то, что судьи военных судов состоят на военной службе, на них распространяется действие Закона «О воинской обязанности и военной службе» с учетом положения Закона «О военных су­дах РФ». Судьи военного суда не могут быть переведены в другой суд без их согласия, они могут быть уволены с военной службы без их согласия до до­стижения предельного возраста пребывания на военной службе. Судьям, до­стигшим этого предельного возраста, срок военной службы может быть про­длен на срок до 10 лет Председателем Верховного Суда РФ, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. Из каких звеньев состоит система судов общей юрисдикции?
 2. Назовите структурные звенья в системе военных судов.
 3. Назовите состав районного суда.
 4. Охарактеризуйте организацию работы районного (городского) суда.
 5. Какие изменения произошли в правовом регулировании работы судебного пристава?
 6. Назовите структуру суда субъекта Российской Федерации.
 7. Какова компетенция суда субъекта Федерации?
 8. Как организована работа суда субъекта Федерации?
 9. Кто входит в аппарат суда субъекта Федерации?
 10. Охарактеризуйте компетенцию Верховного Суда Российской Федерации.
 11. Какова структура Верховного Суда РФ?
 12. Кто входит в состав Верховного Суда РФ?
 13. Каковы задачи Судебного департамента при Верховном Суде РФ?
 14. Как организована работа Верховного Суда РФ?
 15. Какие должностные лица входят в аппарат Верховного Суда РФ?
 16. Какова компетенция гарнизонного военного суда?
 17. Какова компетенция и структура окружного (флотского) военного суда?
 18. Какова компетенция и структура Военной коллегии Верховного Суда РФ?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 5 АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
 
 § 1. Задачи и полномочия арбитражных судов
 
 Система арбитражных судов возникла с при­нятием Закона “Об арбитражном суде” от 4 июля 1991 г. Порядок деятельности и компетенция ар­битражного суда регулируются также Арбитраж­ным процессуальным кодексом РФ, действую­щим с 15 апреля 1992 г. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представ­ляют собой самостоятельную ветвь судебной вла­сти, входящую в судебную систему Российской Федерации. На них возложено осуществление правосудия при разрешении дел об экономичес­ких спорах и в некоторых других, определенных законом случаях.
 Организация и деятельность арбитражных су­дов регулируется как общими судебными закона­ми - Законом “О статусе судей в РФ”, Законом “О судебной системе РФ”, так и специальными - Федеральным конституционным законом “Об ар­битражных судах в Российской Федерации”, Ар­битражным процессуальным кодексом РФ.
 Задачами арбитражных судов являются за­щита нарушенных или оспариваемых прав и за­конных интересов организаций и граждан в сфе­ре предпринимательской и иной экономической деятельности, содействие укреплению законнос­ти и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
 Согласно Арбитражному процессуальному кодексу (ст. 22) арбитражному суду подведомст­венны дела по экономическим спорам, возника­ющим из гражданских, административных и иных отношений:
 1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и име­ющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в уста­новленном законом порядке;
 2) между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
 Арбитражные суды чаще всего разрешают споры о разногласиях по дого­вору, ненадлежащем исполнении обязательств, нарушении прав собствен­ника и возмещении убытков, об обжаловании отказа в государственной ре­гистрации, о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.
 Арбитражные суды образуют централизованную систему, возглавляе­мую Высшим Арбитражным Судом РФ. Арбитражные суды, обладающие одинаковой структурой и имеющие равную компетенцию, образуют зве­нья. Среднее звено составляют федеральные арбитражные суды округов, третье (низшее) звено - арбитражные суды республик, краев, областей, го­родов федерального значения, автономной области и автономных округов (эти суды для краткости именуются арбитражными судами субъектов Российской Федерации).
 
 § 2. Арбитражные суды субъектов РФ
 
 Основным звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды, действующие на территории субъектов Российской Федерации - в ре­спубликах в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах и в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге).
 В компетенцию арбитражных судов субъектов Российской Федерации вхо­дит рассмотрение по первой инстанции практически всех дел, подведомствен­ных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. Они же повторно, в апелляционном поряд­ке, рассматривают дела, которые слушались в этом суде по первой инстанции.
 Арбитражный суд субъекта Российской Федерации состоит из арбитраж­ных судей, которые назначаются на свою должность Президентом РФ без ограничения срока полномочий. На судей арбитражного суда субъекта РФ полностью распространяется действие положений Закона “О статусе судей в РФ”. Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны.
 Законом “О судебной системе РФ” предусмотрено участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия. Но пока их участие находится в стадии эксперимента. Арбитражными заседателями являются лица, имею­щие высшее образование и опыт работы в сфере предпринимательской дея­тельности или иной экономической деятельности, достигшие 25 лет. Список арбитражных заседателей утверждает ныне Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.
 Дела по первой инстанции рассматриваются в арбитражных судах субъ­ектов Российской Федерации судьей единолично. Лишь при необходимости применения специальных знаний при рассмотрении конкретных дел при­влекаются арбитражные заседатели. Тогда образуется состав суда - один судья и два арбитражных заседателя. Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов государственного самоуправления и иных органов, дела о банкротстве рассматриваются коллегиально судьями. При этом в состав суда должно входить трое или другое нечетное число су­дей. В апелляционном порядке дела рассматриваются только коллегиально, в состав суда входит нечетное количество судей - трое или больше.
 Арбитражный суд субъекта Российской Федерации действует в составе президиума и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникаю­щих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
 Коллегии рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства и иных нормативных актов.
 Президиум утверждает членов коллегий по представлению председателя арбитражного суда, рассматривает вопросы судебной практики, а также во­просы организации работы суда.
 Организация работы в арбитражном суде субъекта РФ возлагается на председателя суда и его заместителей.
 Председатель арбитражного суда субъекта РФ является судьей и рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда. Кроме того, она распределяет обязанности между заместителями, формирует судебные составы, созывает президиум арбитражного суда, председательствует на его собраниях и вносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные зако­ном к ведению президиума, осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда, назначает на должность и освобождает от нее работни­ков аппарата суда, представляет арбитражный суд в отношениях с государственными и общественными органами.
 Заместители председателя арбитражного суда субъекта Российской Феде­рации возглавляют судебные коллегии и организуют их работу, осуществляют руководство деятельностью структурных подразделений аппарата арбитражного суда.
 
 § 3. Федеральные арбитражные суды округов
 
 Федеральные арбитражные суды округов являются вторым звеном систе­мы арбитражных судов. Они осуществляют деятельность по проверке в кас­сационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстан­циях.
 Каждый федеральный арбитражный суд округа осуществляет свою юрис­дикцию на территории нескольких областей, республик, автономных округов и т. д. Существует 10 федеральных арбитражных судов соответствующих ок­ругов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказ­ского, Уральского и Центрального.
 Главная задача, стоящая перед этими судами, - проверка обоснованнос­ти и законности в кассационном порядке судебных актов арбитражных су­дов субъектов Российской Федерации по делам, рассмотренным ими в пер­вой и апелляционной инстанциях. Федеральным арбитражным судам округов предоставлено право обращаться в Конституционный Суд РФ с за­просом о проверке конституционного закона, примененного или подлежа­щего применению в рассматриваемом деле, подготавливать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.
 Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
 Судебные коллегии проверяют в кассационной инстанции законность су­дебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбит­ражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предло­жения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализиру­ют судебную статистику.
 Президиум утверждает членов судебных коллегий и председателей су­дебных составов этого суда, рассматривает вопросы организации работы су­да и вопросы судебной статистики.
 Федеральный арбитражный суд округа состоит только из судей. Судьи федерального арбитражного суда округа назначаются Президентом РФ, без ограничения срока их полномочий. Судьи независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Дела рассматриваются коллегиально, в составе нечетного количества судей - трое или больше.
 Работа в федеральном арбитражном суде округа организуется председа­телем и его заместителями, которые выполняют эту работу помимо осуще­ствления правосудия по арбитражным делам.
 Председатель распределяет обязанности между заместителями, форми­рует из судей федерального арбитражного суда округа судебные составы, со­зывает президиум, председательствует на его заседаниях, а также вносит на его рассмотрение вопросы, отнесенные законом к ведению президиума, осу­ществляет общее руководство аппаратом федерального арбитражного суда округа, назначает и освобождает от должности работников аппарата суда, представляет федеральный арбитражный суд округов в отношениях с госу­дарственными, общественными и иными органами.
 Заместители председателя возглавляют коллегии, где организуют работу по рассмотрению дел в кассационном порядке, организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда. В отсутствие председателя его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутст­вии первого заместителя - один из заместителей председателя.
 
 § 4. Высший Арбитражный Суд РФ
 
 Высший Арбитражный Суд РФ является высшим органом по разреше­нию экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ст. 127 Конституции РФ).
 Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает арбитражные дела в первой инстанции и в порядке надзора.
 По первой инстанции Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела:
 1) о признании недействительными (полностью или частично) ненорма­тивных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих законные ин­тересы организаций и граждан;
 2) об экономических спорах между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
 В порядке надзора Высший Арбитражный Суд РФ проверяет вступившие в законную силу судебные акты всех нижестоящих арбитражных судов. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов, иных норматив­ных актов, договоров, изучает и обобщает судебную практику, разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.
 Высший Арбитражный Суд РФ руководит деятельностью арбитражных судов. Это выражается в том, что он вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, подлежащим обязательному применению нижестоящи­ми арбитражными судами. Он также осуществляет меры по созданию усло­вий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кад­ровому, организационному и материально-техническому обеспечению. Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициа­тивы по вопросам его ведения.
 В составе Высшего Арбитражного Суда РФ действуют следующие структурные подразделения: Судебная коллегия по рассмотрению споров, возника­ющих из гражданских и иных правоотношений, Судебная коллегия по рас­смотрению споров, возникающих из административных правоотношений, Президиум и Пленум.
 Судебные коллегии рассматривают дела, отнесенные законом к компе­тенции Высшего Арбитражного Суда РФ, в первой инстанции. Кроме того они изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируй судебную статистику.
 Президиум рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Осуществляя руководство деятельностью нижестоящих арбитражных судов, он pacсматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации. В состав Президиума входят Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители и председатели судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. Собирается Президиум по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в его работе могут участвовать Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ.
 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ образуют все судьи, входящие в его состав. Главная прерогатива Пленума - рассмотрение материалов изу­чения практики применения законов и иных нормативных актов арбитраж­ными судами и дача разъяснений по вопросам судебной практики. Кроме того, Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициати­вой и обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке кон­ституционности законов, иных нормативных актов и договоров, вопросы организации и деятельности арбитражных судов. Пленум собирается по ме­ре необходимости, но не реже двух раз в год. Он полномочен решать вопро­сы при наличии не менее двух третей его состава. В работе Пленума вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. Постановления Пленума принимаются большинством голосов.
 Высший Арбитражный Суд РФ состоит из судей, которые назначаются на свою должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, без ограничения срока полномочий. Все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Их право­вое положение определяется Законом «О статусе судей в РФ».
 Согласно Закону «О судебной системе РФ» в рассмотрении дел по первой инстанции могут участвовать арбитражные заседатели. Пока их список ут­верждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Дела рассматривают­ся коллегиально, нечетным количеством судей. Если по просьбе сторон дело рассматривается с участием арбитражных заседателей, то в состав суда входят один судья и два арбитражных заседателя, которые при рассмотрении дела об­ладают равными правами с судьей.
 Организационная работа в Высшем Арбитражном Суде РФ возлагается на Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и его заместителей.
 Председатель выполняет и функции по осуществлению правосудия: при­нимает участие в рассмотрении дел, вносит протесты в порядке надзора на судебные акты арбитражных судов в Президиум Высшего Арбитражного Су­да РФ. Кроме того, он созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитраж­ного Суда РФ, председательствует на их заседаниях, выносит на рассмотре­ние Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению, осуществляет общее руководство аппаратом суда, распределяет обязанности между заместителями, формирует из числа судей судебные составы, пред­ставляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами.
 Заместители Председателя также осуществляют правосудие по арбитраж­ным делам и имеют право внесения протестов в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Они возглавляют судебные коллегии, где организуют работу по рассмотрению дел, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и си­стемы арбитражных судов в РФ. В отсутствие Председателя его обязанности выполняет первый заместитель Председателя, а соответственно в его отсут­ствие - один из заместителей.
 При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей ар­битражных судов. Его заседания проводятся по мере необходимости, на них решаются вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в РФ. Для реализации решений Совета председателей ар­битражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает при­казы и распоряжения.
 При Высшем Арбитражном Суде РФ образован Научно-консультатив­ный совет, в который входят ученые, юристы, практики, специалисты в об­ласти предпринимательства и экономической деятельности. Научно-кон­сультативный совет разрабатывает и представляет на рассмотрение Пленума рекомендации по вопросам, связанным с формированием практики приме­нения законодательства и иных нормативных актов, предложения по их со­вершенствованию.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. В чем состоит специфика компетенции арбитражных судов по сравнению с компетенцией судов общей юрисдикции?
 2. В чем состоят особенности системы арбитражных судов?
 3. Назовите состав и структуру арбитражного суда субъекта Федераций?
 4. В чем состоит особенность юрисдикции федерального окружного арбитражного суда?
 5. Какова компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ?
 6. Из каких структурных подразделений состоит Высший Арбитражный Суд РФ?
 
 7. Как организуется работа Высшего Арбитражного Суда РФ?
 
 
 
 
 
 
 Глава 6. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
 
 
 
 § 1. Конституционный Суд РФ, его задачи
 
 Конституционный Суд РФ - это орган судеб­ной власти, предназначенный для правовой охра­ны Конституции России. По своему значению Конституционный Суд РФ относится к высшим органам судебной власти. Но в отличие от Верхов­ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов. Какими-либо полномо­чиями по отношению к конституционным (уго­ловным) судам субъектов РФ он не обладает.
 Конституционный Суд РФ осуществляет су­дебную власть посредством конституционного судопроизводства.
 Полномочия, порядок образования и деятель­ности Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ (ст. 125, 128) и Федеральным конституционным законом РФ «О Конституци­онном Суде Российской Федерации».
 Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ, являются защита основ конститу­ционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
 Полномочия Конституционного Суда РФ:
 1) разрешение дел о соответствии Конститу­ции РФ федеральных законов, нормативных ак­тов Президента РФ, Совета Федерации, Государ­ственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; догово­ров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;
 2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами го­сударственной власти; между высшими государственными органами субъек­тов РФ; между органами государственной власти РФ и органами государст­венной власти субъектов РФ;
 3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае, осуществляемая по жалобам на наруше­ние конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;
 4) толкование Конституции РФ;
 5) дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении ино­го тяжкого преступления.
 Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения обладает правом законодательной инициативы.
 Для того, чтобы Конституционный Суд РФ не превратился в орудие “политических игр”, в законе четко определено, что он решает только вопросы права. Конституционный Суд при осуществлении конституционного судо­производства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
 Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, сроком на 12 лет, причем назначение судьи на второй срок не допускается. Судьи Конституци­онного Суда РФ независимы, несменяемы и обладают равными правами при осуществлении конституционного судопроизводства. Полномочия же самого Конституционного Суда РФ определенным сроком не ограничены.
 Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным бо­лее 3 лет подряд. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не мо­гут входить в состав одной и той же палаты.
 Большинство дел рассматриваются на заседаниях палат. Кроме того, Конституционный Суд РФ рассматривает дела и на пленарных заседаниях, в ко­торых принимают участие все судьи Конституционного Суда РФ. На пле­нарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ. Только на пленарном заседании Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ, дает толкование Конститу­ции РФ, принимает послания Конституционного Суда РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой. На пленар­ных заседаниях решаются и организационные вопросы: выборы Председателя, его заместителя, формирование составов палат, устанавливается очеред­ность рассмотрения дел в пленарном заседании и распределение дел между палатами. На пленарном заседании принимается решение о приостановле­нии или прекращении полномочий судьи.
 Организация работы в Конституционном Суде РФ возлагается на Пред­седателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судью-секретаря.
 Председатель Конституционного Суда РФ руководит подготовкой пле­нарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председатель­ствует на них, вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарном заседании и заседании палат, осу­ществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ в отно­шениях с государственными, общественными организациями, выступает по поручению Конституционного Суда РФ от его имени.
 Заместитель Председателя осуществляет по его уполномочию отдельные функции, предоставленные Председателю Конституционного Суда РФ за­коном, а в тех случаях, когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет его обязанности.
 Судья-секретарь Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственное руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, организует подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении, организует информационное обеспечение судей Конститу­ционного Суда РФ.
 Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности и непре­рывности, равноправия и состязательности сторон, национального языка судопроизводства.
 Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при принятии решений только Конституцией РФ и Законом “О Конституцион­ном Суде РФ”. Судьи выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, социальных групп. Решения принимаются в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по во­просам, принятым к изучению или рассматриваемым Конституционным Су­дом РФ. Вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ влечет предусмотренную законом ответственность.
 Рассмотрение дел и вопросов, принятие по ним решений осуществляется только коллегиально. Конституционный Суд РФ правомочен принимать ре­шения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а при заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава.

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу