<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 - вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов;
 - приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предус­мотренном Налоговым кодексом РФ;
 - осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиками для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообло­жения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию при­надлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвента­ризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждает­ся Министерством финансов Российской Федерации и Министерством по налогам и сборам Российской Федерации;
 - определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщи­ком в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогич­ным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, склад­ских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогопла­тельщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органам необходимых для расчета налоговых документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленно­го порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
 - требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролиро­вать выполнение указанных требований;
 - взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, уста­новленном Налоговым кодексом РФ;
 - предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;
 - требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платеж­ных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налого­плательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;
 - привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
 - вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
 - заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
 - предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые правонарушения; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в каче­стве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законо­дательством РФ; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ; о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате совершения иных незаконных действий; о досрочном расторже­нии договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом креди­те; в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
 Сотрудниками налоговых органов могут быть граждане РФ, способные по своим деловым и личным качествам, а также состоянию здоровья испол­нять служебные обязанности. Принятым в налоговые органы присваиваются классные чины и выдается форменная одежда. Материально-техническое обеспечение налоговых органов осуществляется так же, как и соответствую­щее обеспечение органов внутренних дел. Сотрудникам налоговых органов установлены повышенные гарантии социальной и правовой защиты. Они обязаны хранить коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физичес­ких лиц, им запрещено заниматься иной оплачиваемой работой или предпринимательской деятельностью.
 Надзор за исполнением законов налоговыми органами осуществляется прокуратурой. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.
 Судебный контроль осуществляется при поступлении в суд исков из налоговых органов, а также при обращении граждан в суд с жалобой на незаконные действия и решения налоговых органов.
 Государственный контроль налоговых органов осуществляют Президента и Правительство РФ, ежеквартально заслушивающие ее руководителя. Вы­шестоящие налоговые органы осуществляют ведомственный контроль за paботой нижестоящих, они наделены правом отменять решения нижестоящих органов.
 
 § 2. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция
 
 Налоговая полиция была создана в соответствии с Законом РФ от 24 ию­ня 1993 г. “О федеральных органах налоговой полиции”. Федеральные органы налоговой полиции являются составной частью обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
 Основными задачами этих органов являются:
 - выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
 - обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых служб, защита их сотрудников от противоправных посягательств при испол­нении служебных обязанностей;
 - предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых ор­ганах.
 Деятельность органов налоговой полиции осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод граждан, подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти, единства и централизации, сочетания гласных и негласных методов деятельности.
 Организация и деятельность органов налоговой полиции определена За­коном РФ “О федеральных органах налоговой полиции”.
 Федеральные органы налоговой полиции образуют единую централизо­ванную систему, в которую входят:
 - Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) РФ;
 - управления (отделы) налоговой полиции субъектов РФ;
 - органы налоговой полиции районов в Москве и Санкт-Петербурге, межрайонные отделы управлений (отделов) налоговой полиции.
 Систему органов налоговой полиции возглавляет ФСНП РФ. Руководит ею Директор в ранге председателя государственного комитета. Он назнача­ется и освобождается от должности Президентом РФ. Директор осуществля­ет общее руководство деятельностью органов налоговой полиции и коорди­нацию ее деятельности с другими правоохранительными органами. При Директоре в качестве совещательного органа образуется коллегия, которая решает важнейшие вопросы деятельности налоговой полиции.
 Органы налоговой полиции второго звена также осуществляют руковод­ство нижестоящими подразделениями в пределах территории своей юрис­дикции, а также и непосредственную деятельность по решению задач, стоя­щих перед налоговой полицией.
 Но основную практическую работу по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений, обеспечению безопасности деятель­ности государственных налоговых инспекций и защите их сотрудников, осу­ществляют органы налоговой полиции третьего, низшего звена.
 Деятельность налоговой полиции осуществляется по следующим направлениям:
 - осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;
 - осуществление административной деятельности;
 - проведение оперативно-розыскной деятельности;
 - производство предварительного расследования.
 Органы налоговой полиции вместе с налоговыми органами образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В связи с этим органы налоговой полиции проводят налоговые проверки как самостоятельно, так и совместно с налоговыми органами, пользуясь при этом правами налоговых органов.
 Административная деятельность органов налоговой полиции осуществляется в связи с обнаружением ими нарушения налогового законодательства, относящегося к административным проступкам. В этом случае органы налоговой полиции вправе осуществить административное задержание, наложить арест на имущество юридических и физических лиц, составить протокол о административном правонарушении, применить к виновному предусмотренные законом административные санкции: предупреждение, штраф.
 Оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами налоговой полиции в целях предупреждения, выявления и раскрытия налоговых преступлений, а также для выявления лиц из числа сотрудников налоговых органов, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении, коррупции.
 Органы налоговой полиции наделены правом осуществления дознания предварительного следствия. При обнаружении признаков преступлений относящегося к компетенции органов налоговой полиции, оперативность службы передают следователям налоговой полиции материалы, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, оказывая в дальнейшем содействие следователю в раскрытии преступления. Оперативность службы налоговой полиции как органы дознания сами вправе возбудить уголовное дело, относящееся к их компетенции, и произвести неотложные следственные действия, а затем передать дело для дальнейшего расследования следователю.
 Одной из задач, стоящих перед налоговой полицией, является обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защита их сотрудни­ков от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей. В связи с этим органы налоговой полиции предоставляют своих сотрудников налоговым органам для охраны их работников при проведении проверок, обеспечивают в случае поступления соответствующей информации безопасность членов семей сотрудников налоговых органов. Органы на­логовой полиции обязаны выделять сотрудников по запросам налоговых ор­ганов для проверки фактов налоговых правонарушений, а те в свою очередь предоставляют своих сотрудников для реализации оперативных материалов.
 Сотрудником налоговой полиции может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, способный по своим деловым и моральным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности. Со­трудникам налоговой полиции присваиваются специальные звания в зависи­мости от выслуги лет и занимаемой должности. Законные требования сотруд­ников налоговой полиции обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Они находятся под особой защитой государства. Со­трудники налоговой полиции не имеют права работать по совместительству, заниматься коммерческой и предпринимательской деятельностью. Они обя­заны хранить коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и иную информацию, полученную ими при исполнении служебных обя­занностей.
 Надзор за исполнением законов органами налоговой полиции осуществ­ляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от вида деятельности на­логовой полиции и определяются действующим законодательством.
 Судебный контроль осуществляется при поступлении в суд уголовных дел из органов налоговой полиции, а также при рассмотрении жалоб на не­законные действия и решения органов налоговой полиции.
 Государственный контроль за органами налоговой полиции осуществля­ют Федеральное Собрание и Правительство РФ.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. Из каких звеньев состоят налоговые органы?
 2. Назовите основные направления деятельности налоговых органов.
 3. Какие права предоставлены налоговым органам Налоговым кодексом РФ?
 4. Назовите систему федеральных органов налоговой полиции.
 5. По каким основным направлениям осуществляется деятельность федераль­ных органов налоговой полиции?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 12. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ
 
 §1. Понятие, задачи и система таможенных органов
 
 Таможенные органы - одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с формированием государственной и таможен­ной границ. Таможенные органы являются час­тью правоохранительных органов, осуществляю­щих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. На них возлагается таможенное дело, под которым понимается таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таможенной границей являются пределы таможенной территории России, параметры сво­бодных экономических зон и свободных складов.
 Деятельность таможенных органов преследу­ет как правоохранительные, так и экономичес­кие цели. Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей природной сре­ды. Экономические - на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взима­ния таможенных платежей, стимулирование оте­чественной экономики, защиту интересов наци­ональных производителей путем установления квот, ограничений, таможенных тарифов.
 Организация и деятельность таможенных органов определяется Таможенным кодексом РФ, а также другими законами и международными договорами. Если международным договором РФ установлены иные правила нежели предусмотренные российским таможенным законодательством, применяются правила международного договора.
 В задачи таможенных органов входит участие в разработке таможенной политики России и реализация этой политики, организация и совершенствование таможенного дела, обеспечение экономической безопасности и единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов РФ, обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
 Таможенные органы составляют единую централизованную систему, в которую входят:
 - Государственный таможенный комитет РФ;
 - региональные таможенные управления РФ;
 - таможни;
 - таможенные посты.
 В систему таможенных органов входят также таможенные лаборатории научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, подведомствен­ные Государственному таможенному комитету РФ.
 Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможен­ный комитет, которым руководит Председатель, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Заместители Председателя назначаются на должность Правительством РФ. При Председателе образо­вана коллегия в качестве совещательного органа, рассматривающая важнейшие вопросы таможенного дела. В ее состав входят, помимо Председателя и его заместителей, другие руководящие работники таможенных органов. При Государственном таможенном комитете действует также Консультативный совет по таможенной политике.
 Государственный таможенный комитет осуществляет руководство нижестоящими таможенными органами. Структурно он состоит из управлений и отделов, каждый из которых осуществляет деятельность в каком-либо одном направлении. В его состав входят такие подразделения, как Управление ор­ганизации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Правовое управление, Таможенное уп­равление, Управление федеральных таможенных доходов, Управление тамо­женной статистики и анализа, Отдел валютного контроля, Отдел собствен­ной безопасности. Относительно недавно в Государственном таможенном комитете создан Оперативный центр, осуществляющий организацию опера­тивной деятельности по борьбе с преступлениями в сфере таможенного де­ла. Государственный таможенный комитет РФ осуществляет организацион­ные и контрольные функции, определяет структуру таможенной системы, реорганизует и ликвидирует таможенные управления, таможни, определяет их правовой статус.
 Региональные таможенные управления создаются для осуществления орга­низации таможенного дела, руководства таможнями и таможенными постами на определенной территории, не совпадающей с административно-территори­альным делением РФ. Они осуществляют финансирование подчиненных та­моженных органов, взаимодействие с органами местного самоуправления, другими правоохранительными органами, коммерческими структурами. В на­стоящее время создано 10 региональных таможенных управлений: Северо-За­падное, Дальневосточное, Северо-Кавказское, Восточно-Сибирское, Поволж­ское, Уральское, Московское, Западно-Сибирское, Дагестанское и Татарское.
 Таможнями являются государственные органы, через которые осуществ­ляется ввоз в страну и вывоз с ее территории экспортируемых и импортиру­емых товаров, багажа, почтовых отправлений и других грузов. Границы дея­тельности таможни определяет Государственный таможенный комитет, он же осуществляет их создание и ликвидацию. Существуют пограничные та­можни, создаваемые на таможенной границе, внутренние таможни, создава­емые в глубине территории страны. Таможни также подразделяются на су­хопутные, морские, речные и воздушные. Таможня является юридическим лицом, имеет свою печать и счета в банках.
 Таможенный пост - подразделение таможни, уполномоченное в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в опре­деленном пункте или на конкретной территории. Таможенный пост не яв­ляется юридическим лицом.
 
 § 2. Основные направления деятельности таможенных органов
 
 Таможенные органы, осуществляя возложенные на них задачи, выполня­ют такие виды деятельности, как:
 - взимание таможенных платежей;
 - таможенное оформление;
 - таможенный и валютный контроль;
 - оперативно-розыскная деятельность;
 - расследование преступлений в форме дознания.
 За перемещение товаров и транспортных средств через границу тамо­женные органы взимают таможенные платежи. К ним относятся таможен­ная пошлина, налог на добавленную стоимость, таможенный сбор, таможен­ная плата.
 Таможенное оформление представляет собой совокупность осуществляе­мых таможенными органами действий (транспортировка, взвешивание, за­полнение документов и др.), связанных с пропуском в Россию или за границу товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
 Таможенный и валютный контроль представляет собой совершение тамо­женными органами действий в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицами установленных правил ввоза, вывоза и транзита гру­зов, товаров, транспортных средств, валюты и валютных ценностей. Тамо­женный и валютный контроль осуществляется путем проверки документов, таможенного досмотра товаров, транспорта, личного досмотра, устного опро­са, осмотра помещений, складов и других мест, где могут храниться товары, транспортные средства, валюта и валютные ценности, подлежащие таможен­ному и валютному контролю.
 Выявив нарушение таможенных правил, влекущее административную ответственность, таможенные органы осуществляют производство по делу, руководствуясь правилами, установленными Таможенным кодексом и Ко­дексом об административных правонарушениях. К виновным лицам приме­няют меры административной ответственности: предупреждение, штраф, отзыв лицензии, выдаваемой таможенными органами на осуществление оп­ределенной деятельности в сфере таможенного дела, конфискация товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей. В случае уклонения от уплаты таможенных платежей таможенные органы имеют право обра­щать взыскание на имущество плательщика, отзывать лицензии на проведе­ние банковских операций.
 Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными орга­нами в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, отне­сенных законом к их компетенции, таких как контрабанда, уклонение от уп­латы таможенных платежей в крупных размерах, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и др. Кроме того, оперативно-розы­скные мероприятия таможенные органы проводят также по запросам между­народных таможенных организаций, таможенных органов иностранных го­сударств. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется также в целях борьбы с такими преступлениями, как терроризм, незаконный оборот нарко­тиков и оружия, во взаимодействии с оперативными подразделениями дру­гих правоохранительных органов.
 По делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, тамо­женные органы обладают правами органа дознания. Обнаружив признаки та­кого преступления, таможенные органы (это, как правило, подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил) возбуждают уго­ловное дело, производят неотложные следственные действия и не позднее 10 дней с момента возбуждения уголовного дела передают дело по подследственности выполняя в дальнейшем поручения следователя.
 Должностными лицами таможенных органов могут быть граждане РФ, способные по своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья вы­полнять должностные обязанности. При первом назначении на должность кандидата может быть установлен испытательный срок до одного года. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные зва­ния, соответствующие определенным должностям, для них установлено но­шение форменной одежды. Сотрудники таможенных органов как предста­вители федеральных исполнительных органов находятся под защитой государства. Все их законные требования подлежат обязательному исполне­нию гражданами и должностными лицами. В случаях и порядке, установ­ленных законом, должностные лица таможенных органов вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Так же как и сотрудникам других федеральных правоохранительных органов, им запрещается совмещать работу в таможенных органах с другой оплачиваемой работой, коммерческой и предпринимательской деятельностью.
 Надзор за точным и неуклонным исполнением законов таможенными органами осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от ви­да деятельности таможенных органов и определяются действующим законо­дательством.
 Судебный контроль, как правило, осуществляется при рассмотрении жа­лоб на незаконные действия и решения таможенных органов и их должно­стных лиц.
 Общее руководство и контроль со стороны государства таможенных ор­ганов осуществляют Президент и Правительство РФ.
 Ведомственный контроль осуществляется подразделениями вышестоящих таможенных органов, которые проводят периодическую проверку соответству­ющих нижестоящих подразделений. Служба безопасности таможенных органов выявляет из числа сотрудников этих органов лиц, совершающих должно­стные преступления.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. Какие звенья составляют систему таможенных органов?
 2. Назовите основные направления деятельности таможенных органов.
 3. В чем состоят основные обязанности и права таможенных органов?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 13. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ
 
 
 
 § 1. Задачи, система и основные функции органов юстиции
 
 “Юстиция” - термин, использующийся в юридической литературе для обозначения сово­купности судебных учреждений или их деятель­ности по осуществлению правосудия. Поэтому утверждения, встречающиеся в некоторых учебниках по данному курсу, что Министерство юстиции РФ и его территориальные органы обеспечивают реализацию государственной политики в сфере юстиции, не точны.
 Название министерства и его органов в значительной мере дань традиции, но вместе с тем подчеркивает, что их деятельность носит юриди­ческий характер.
 Органы юстиции в основном осуществляют организационно-управленческие функции.
 Организация и деятельность органов юсти­ции основаны на Законе РФ “О Совете Минист­ров - Правительстве Российской Федерации”, а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.
 На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Пра­вительства РФ; проведение юридической экспер­тизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организационно-правовое обеспече­ние судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней; регулирование сферы право­вого обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая ин­форматизация и другие.
 Система органов юстиции состоит из:
 - Министерства юстиции РФ;
 - министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной обла­сти, Москвы и Санкт-Петербурга;
 - органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
 В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленчес­кие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Россий­ская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.
 Министерство юстиции РФ является центральным органом, осуществ­ляющим руководство деятельностью территориальных органов юстиции и других учреждений и организаций, входящих в его систему. Возглавляет его Министр, который несет персональную ответственность за реализацию воз­ложенных на Министерство и его органы задач. Министр вносит на рассмо­трение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ, подпи­сывает в установленном порядке международные договоры Российской Фе­дерации о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, вносит представления Президенту РФ и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конститу­ции РФ, законов и нормативных актов Правительства РФ и Президента РФ. Министр юстиции РФ возглавляет Совет по кадровой политике при Прези­денте РФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность су­дей федеральных судов РФ, входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ. Министр имеет заместителей, в качестве совещатель­ного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заме­стителей входят другие руководящие работники Министерства. Коллегия обсуждает важнейшие вопросы деятельности Министерства юстиции РФ, ее решения проводятся в жизнь приказами и распоряжениями Министра юстиции.
 Структурно Министерство юстиции РФ состоит из управлений (департа­ментов) и отделов, каждый из которых возглавляет работу по одному из направ­лений деятельности министерства: Управление систематизации законодатель­ства, Управление организационно-правового обеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственных нормативных актов, Управ­ление экспертных учреждений, Отдел судебной практики и др. В качестве са­мостоятельного структурного подразделения в состав Министерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительной системы. Руководст­во подразделениями осуществляют начальники, назначаемые Министром.
 При Министерстве юстиции РФ функционируют Российский, федераль­ный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия.
 В субъектах Российской Федерации действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, воз­главляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции РФ, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов - Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Рос­сийской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов федерации, организацию работы нотариата, лицензионной работы. Предполагается возложить на них организацию материально-технического обеспечения дея­тельности мировых судей.
 Структурно министерства юстиции республик в составе РФ, управлений (отделов) юстиции субъектов Российской Федерации состоят из отделов, осуществляющих работу в соответствии с определенными функциями орга­нов юстиции.
 Основными направлениями деятельности Министерства юстиции РФ являются:
 - участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;
 - государственная регистрация нормативных актов федеральных орга­нов исполнительной власти, юридических лиц, актов гражданского состоя­ния, прав на недвижимость и сделок с ней.
 Министерство юстиции РФ по поручению Президента РФ участвует в экс­пертизе законов РФ, направленных к нему на подпись, по поручению Прави­тельства РФ рассматривает предложения федеральных органов исполнитель­ной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства РФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Министерство юстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке. Оно координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подго­товке законопроектов, осуществляет их юридическую экспертизу при поступ­лении в Правительство РФ. Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае их несоответствия Конституции РФ или федераль­ному закону представляет мотивированное заключение в орган государствен­ной власти, принявший правовой акт. В связи с этим главам органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации постановлением Правительства РФ предписано направлять в Министерство юстиции РФ ко­пии правовых актов после их принятия. На Министерство юстиции РФ возложено осуществление работы по систематизации законодательства, в связи с этим оно ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов РФ.
 Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведом­ственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным конституци­онным законам, федеральным законам, указам Президента, постановлени­ям Правительства РФ. В связи с этим оно осуществляет их регистрацию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой пра­вовых последствий.
 Министерство юстиции РФ производит государственную регистрацию уставов общероссийских, международных и межрегиональных обществен­ных объединений, религиозных объединений. Государственной регистра­ции подлежат все коммерческие и некоммерческие организации, федераль­ные органы власти и органы власти субъектов РФ, муниципальные органы власти, государственные и муниципальные учреждения. Данные регистра­ции включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.
 На Министерство юстиции РФ возлагается функция регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Эта регистрация осуществляется органами юстиции по месту нахождения недвижимости. Министерство юстиции РФ и его органы осуществляют координацию деятельности органов записи граж­данского состояния.
 Министерство юстиции играет активную роль в сфере развития юриди­ческих услуг. В основном эта функция проявляется в лицензировании пра­ва осуществлять юридические услуги, аттестации юридического персонала, контроле за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляю­щих правовое обслуживание населения. Лицензии выдаются Министерст­вом юстиции РФ и органами юстиции субъектов РФ, которые ведут реестр лицензий. При поступлении жалоб на действия лица, получившего лицен­зию, Министерство юстиции РФ и его органы вправе приостановить или ан­нулировать лицензию.
 Министерство юстиции участвует в разработке и осуществлении про­грамм правовой информатизации органов государственной власти. Оно ор­ганизует внедрение программно-аппаратных средств сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, органов юстиции. Министерство юстиции РФ с помощью различных средств правовой информации осуще­ствляет правовое просвещение граждан с целью воспитания уважения к за­конам, их неукоснительному соблюдению.
 Министерство юстиции РФ представляет согласованные с Министерст­вом иностранных дел предложения о заключении международных договоров РФ о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным и иным де­лам, заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международных организаций. Минис­терство юстиции РФ обязано давать или не давать согласие на заключение международных договоров, положения которых имеют расхождение с рос­сийским законодательством, представлять заключения о соответствии или несоответствии договора российскому законодательству и тех юридических последствиях, которые могут наступить при заключении договора. Минис­терство юстиции РФ организует исполнение договоров о правовой помощи, других международных договоров и конвенций, относящихся к его компе­тенции.
 Министерство юстиции РФ и его органы контролируют соблюдение кол­легиями адвокатов требований закона, устанавливают порядок оказания юридической помощи гражданам и организациям, оказывают помощь пре­зидиумам коллегий адвокатов по проведению мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов, издают методические указания и ре­комендации по вопросам деятельности адвокатуры. Если решения общего собрания коллегии адвокатов, постановления президиума коллегии не соот­ветствуют действующему законодательству, Министерство юстиции РФ или администрация краев, областей приостанавливает их действие.
 Министерство юстиции РФ открывает и упраздняет государственные но­тариальные конторы, дает органам юстиции поручения на их открытие и уп­разднение, ведет реестр этих контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, устанавливает порядок выдачи лицензий на право нота­риальной деятельности. Министерство юстиции РФ и его органы обязаны осуществлять контроль за деятельностью нотариусов. В связи с этим они вправе истребовать от нотариуса сведения о совершенных нотариальных действиях и иные документы, утверждать или не утверждать решения, при­нятые нотариальными палатами. Министерство юстиции РФ осуществляет назначение на должность как государственных, так и частных нотариусов, направляет в суд ходатайство о лишении нотариуса лицензии. Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции РФ утверждает правила нотариального производства.
 
 § 2. Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ
 
 В Министерстве юстиции РФ создана и действует служба судебных при­ставов, целью которой является обеспечение соблюдения порядка в судеб­ных заседаниях, исполнения судебных решении. Служба судебных приста­вов призвана заменить ныне пока еще действующих при районных судах судебных исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема судебной деятельности и, соответственно, судебных решений, а также про­тиводействия их исполнению оказалась малоэффективной.
 Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”. В состав этой службы входят:
 - департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;
 - служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;
 - службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;
 - районные, межрайонные подразделения судебных приставов.
 Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию.
 Департамент судебных приставов возглавляет заместитель Главного судеб­ного пристава, а службу судебных приставов Управления военных судов - Главный военный пристав. Службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ, являющиеся по должности заместителями начальника соот­ветствующего органа юстиции, а районные и межрайонные службы приставов - старшие судебные приставы.
 В зависимости от выполняемых обязанностей судебные приставы делятся на:
 - приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;
 - приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов.
 Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятель­ности судов, обязаны обеспечить в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; выполнение распоряжений председа­тельствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; исполнение решения суда о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечение охраны залов судебных заседаний, совещательных комнат в ра­бочее время. Для осуществления этих обязанностей судебные приставы вправе применять физическую силу, оружие и специальные средства в по­рядке, предусмотренном законом, а также обращаться за помощью к сотруд­никам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск.
 Судебный пристав, исполняющий судебные акты, обязан обеспечить пол­ное и правильное исполнение исполнительных документов. В связи с этим он вправе проводить у работодателя проверку исполнения исполнительных доку­ментов на работающих у него должников, входить в хранилища и другие по­мещения, принадлежащие должникам, и осматривать их, давать гражданам, организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий, изымать и реа­лизовывать имущество должника, налагать арест на денежные вклады, объяв­лять розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Если судебное тре­бование не ясно, то судебный пристав вправе просить суд разъяснить его.
 Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, до­стигший 20-летнего возраста, имеющий определенный уровень образования (не ниже среднего общего), способный по своим деловым и личным качест­вам, состоянию здоровья исполнять налагаемые на него должностные обязан­ности. Судебные приставы носят установленную форму одежды, их требова­ния при исполнении служебных обязанностей обязательны для всех граждан и должностных лиц. Судебные приставы подлежат обязательному государст­венному страхованию. В случае их смерти или увечья при исполнении слу­жебных обязанностей выплачивается денежная компенсация. Судебные при­ставы пользуются правом бесплатного проезда и рядом других льгот.
 Надзор за точным и неуклонным исполнением законов судебными при­ставами осуществляет прокуратура.
 Контроль за действиями приставов осуществляет суд, направивший при­ставу исполнительные документы, или суд, в котором пристав обеспечивает порядок. Ведомственный контроль за деятельностью судебных приставов осу­ществляется министром юстиции РФ, начальниками органов юстиции субъек­тов Российской Федерации, а также вышестоящими подразделениями службы судебных приставов.
 
 § 3. Служба исполнения наказаний
 
 До недавнего времени исполнение наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений, составляла одну из функций Министерства внутренних дел РФ. Для осуществления этой функции была создана система органов, исполняющих наказание. Однако в соответствии с правовой реформой, осуществляемой в России, принято решение о передаче функции исполнения наказаний, назначенных судом, в ведение Министерства юсти­ции РФ. В 1997 г. Министерству юстиции РФ были переданы органы, ис­полняющие наказание в виде лишения свободы. Остальные органы испол­нения наказаний предполагается передать в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ не позднее 2000 г.
 Основными задачами органов, исполняющих наказание, являются: орга­низация и исполнение наказаний в виде лишения свободы и исключитель­ной меры наказания; размещение и перевод заключенных; организация и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре­ступлений; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, испол­няющих наказание, следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, содержащихся в них осужденных, обвиняемых и подозреваемых, а также ох­раны объектов уголовно-исполнительной системы; организация привлече­ния к труду осужденных на собственных производствах учреждений, испол­няющих наказание, предприятиях любых организационно-правовых форм, а также в виде предпринимательской деятельности; организация общего и профессионального образования и профессиональной подготовки осужден­ных; обеспечение надлежащих условий отбывания наказания; содействие другим органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
 Правовую основу организации и деятельности органов, исполняющих наказание, составляют Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы” и Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
 Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции РФ состоит из:
 - центрального органа уголовно-исполнительной системы;
 - территориальных органов уголовно-исполнительной системы;
 - учреждений (колонии, тюрем, следственных изоляторов) и предприятий;
 - конвойных и специальных подразделений.
 Центральный орган уголовно-исполнительной системы - Главное управ­ление исполнения наказаний (ГУИН) - является самостоятельным структур­ным подразделением Министерства юстиции РФ, обеспечивающим организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Структура и штаты Главного управления исполнения наказаний утверждаются министром юстиции РФ. Центральный орган уголовно-исполнительной системы является юридическим лицом и владеет, распоряжается и пользуется имуществом уголовно-ис­полнительной системы. ГУИН создает, ликвидирует, реорганизует предпри­ятия учреждений, исполняющих наказания, а также предназначенные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы предприя­тия, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнитель­ной системы и привлечения осужденных к труду центральный орган уголовно-исполнительной системы имеет право создавать предприятия лю­бых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельно­сти на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими. ГУИН осуществляет перевод заключенных из одного учреждения в дру­гое и передачу осужденных для отбывания наказания в другие государства.
 Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют непосредственное руководство колониями, тюрьмами, следственными изоляторами, находящимися на определенной территории (как правило, совпадающей с административно-территориальным делением государства), обеспечивают ведомственный контроль за их деятельностью, распределяют осужденных по учреждениям.
 Колонии, тюрьмы являются исправительными учреждениями, непосредственно исполняющими наказание. При них организуются и действую предприятия. Следственные изоляторы обеспечивают содержание подозреваемых и обвиняемых, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
 В соответствии с возложенными на них задачами органы уголовно-испол­нительной системы осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных - в тюрьмах и колониях в соответствии с требованиями закона; проводят среди осужденных воспитательную работу в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений; в этих же целях осуществляют их профессиональное обучение.
 Немаловажное значение всегда имела производственная деятельность этих органов, но особую актуальность она приобрела в настоящее время, ког­да места лишения свободы фактически переведены на самофинансирование и от того, насколько хорошо организована производственно-хозяйственная деятельность, во многом зависит обеспечение надлежащих условий отбыва­ния наказания, сохранение здоровья осужденных.
 В следственных изоляторах и колониях осуществляется оперативно-ро­зыскная деятельность в соответствии с Законом “Об оперативно-розыскной деятельности”. Она направлена на выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, совершаемых на территории учреж­дения, а также на раскрытие иных преступлений при взаимодействии с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
 Органы, исполняющие наказание, осуществляют и уголовно-процессуальную деятельность. Начальники исправительных учреждений, следствен­ных изоляторов наделены правами органа дознания по делам о преступлени­ях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений. В зависимости от преступления до­знание осуществляется либо в полном объеме, либо в виде неотложных след­ственных действий с последующей передачей дела по подследственности.
 На сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в уч­реждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юсти­ции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в эти учреждения и органы, распространяется действие Положения о службе в органах внутрен­них дел РФ впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ. В соответствии с этим за сотрудниками органов внутренних дел, переходящими на службу в учреж­дения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, сохраняются специальные звания, сроки выслуги. Лицам, вновь посту­пающим на службу, присваиваются специальные звания, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел РФ.
 Надзор за деятельностью органов уголовно-исполнительной системы осуществляют специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Каждая такая прокуратура осуще­ствляет надзор за деятельностью нескольких исправительных учреждений.
 Судебный контроль осуществляется в основном при рассмотрении судом представлений администрации учреждений об условно-досрочном освобож­дении осужденных и переводе их в колонии с другим режимом содержания.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. Из каких звеньев состоит система органов юстиции?
 2. Назовите основные направления деятельности органов юстиции.
 3. Какова роль Министерства юстиции РФ во взаимоотношениях с адвокатурой и нотариатом?
 4. Что представляет собой служба судебных приставов?
 5. Каковы полномочия судебных приставов?
 6. Что представляет собой служба исполнения наказаний?
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 14. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
 
 
 
 § 1. Органы предварительного следствия
 
 Органами предварительного следствия закон (ст. 126 УПК РСФСР) именует следователей, а не следственные органы и их подразделения (управ­ления, отделы, отделения), имеющиеся в системах прокуратуры РФ, МВД, ФСБ, ФСНП РФ.
 Наименование следователей органами пред­варительного следствия объясняется тем, что они персонально осуществляют следствие по уголов­ным делам.
 Предварительное следствие - это регламен­тированная уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов (следователей) по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголов­ной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступ­лением.
 Предварительное следствие осуществляется в определенном порядке. Начинается оно по­сле возбуждения уголовного дела и принятия его к производству, а заканчивается составлением об­винительного заключения и направлением де­ла прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд по подсуд­ности, либо составлением постановления о при­менении принудительных мер медицинского ха­рактера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости или заболевшим психической болезнью, делающей невозможным назначение или исполнение на­казания, и направлении дела в тех же целях прокурору, либо прекращени­ем дела.
 Предварительным следствие называется потому, что все выводы, сделан­ные в его процессе, о виновности, о доказанности и др. не являются оконча­тельными. Суд, куда поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, осуществляет свое собственное исследова­ние доказательств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, сви­детелей, изучает заключения экспертов, осматривает вещественные доказа­тельства и т. д. Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предва­рительного расследования и оказаться диаметрально противоположными. Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, следователи считают его виновным, согласно конституционному принципу “презумпции невиновности”, оно признается государством виновным только после обви­нительного приговора суда, вступившего в законную силу.
 Предварительное следствие является объективно необходимым. Органы предварительного следствия в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими опе­ративно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждый случай преступления, в кратчайшие сроки собрать необходимые до­казательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъяв­ленного следователем обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении.
 Задачами органов предварительного следствия является быстрое и пол­ное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правиль­ного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, способствование укреп­лению законности и правопорядка.
 Следователями являются должностные лица соответствующих ведомств, специально назначаемые для расследования преступлений, которое являет­ся единственной осуществляемой ими функцией. Для этого они наделяются полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.
 Прежде всего, следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Он сам осуществляет собирание доказательств, принимает решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, примене­нии к обвиняемому меры пресечения, об окончании предварительного след­ствия. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подо­зреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.
 Прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов следова­телями, может отменять принятые ими решения, давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия (о привлечении в качестве обвиняемого, об объеме обвинения, о квалификации преступления, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела), то он вправе не исполнять указания прокурора, а представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.
 Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о про­изводстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дозна­ния содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами по­становления следователя по делам, находящимся в его производстве.
 Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, прини­мать меры к обеспечению возмещения материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению.
 Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование боль­шинства уголовных дел, по которым обязательно производство предваритель­ного следствия. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мо­шенничества и др.
 Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:
 - Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследова­ние уголовных дел о преступлениях особой важности;
 - следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;
 - следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внут­ренних дел.
 Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.
 Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учрежде­ний органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служеб­ной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, сле­дователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослу­жащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной служ­бы безопасности, Службы внешней разведки.
 В следственный аппарат прокуратуры входят:
 - Главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, кото­рое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;
 - следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуще­ствляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;
 - следователи городских, районных и межрайонных прокуратур.
 Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, воен­ной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.
 Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.
 Структура следственного аппарата органов федеральной службы безо­пасности следующая:
 - Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;
 - следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, обла­стных и др.) органах безопасности;
 - следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооружен­ных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.
 Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от упла­ты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некото­рых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступ­лениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.
 Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:
 - Главное следственное управление Федеральной службы налоговой по­лиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо слож­ных и важных дел;
 - следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъ­ектов Российской Федерации.
 Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.
 Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязатель­ные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следова­тель может обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР понятие “начальник следственного отдела” распространил и на начальников вышестоящих под­разделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности.
 Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-мето­дических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результа­там проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.
 Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуще­ствляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.
 
 § 2. Органы дознания
 
 Органами дознания являются учреждения, государственные органы и должностные лица, уполномоченные уголовно-процессуальным законом на осуществление предварительного расследования преступлений по делам, от­несенным к их компетенции. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование пре­ступлений является единственной функцией, а для органов дознания - не только не единственной, но даже не основной (за исключением милиции). Производство предварительного расследования для них является вспомога­тельной функцией, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ними. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникаю­щих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Орга­нами дознания являются не только должностные лица - начальники исправи­тельных учреждений, командиры воинских частей, но и органы в целом -милиция, органы государственного пожарного надзора и т. д.
 Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производст­во дознания, их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодек­сом и различными специальными законами: “О милиции”, “О федеральных органах налоговой полиции”, Таможенным кодексом и др.
 Организация дознания в тех или иных органах определяется ведомствен­ными нормативными актами.
 Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение винов­ных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый со­вершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
 В настоящее время к органам дознания относятся:
 - милиция;
 - командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военно­служащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или расположении части, учреждения;
 - органы Федеральной службы безопасности по делам о преступлениях, отнесенным законом к их ведению;
 - начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о пре­ступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
 - органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;
 - органы Федеральной пограничной службы РФ - по делам о наруше­ниях режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режи­ма в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;
 - капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальни­ки зимовок - в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
 - федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным за­коном к их ведению;
 - таможенные органы РФ - по делам о преступлениях, предусмотрен­ных ст. 188-190, 193, 194 УКРФ.
 Органы дознания осуществляют дознание в двух формах: дознание по де­лам, по которым предварительное следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
 При производстве дознания по делам, по которым производство предва­рительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит расследование посредством тех же процессуальных дей­ствий, что и следователь. Разница заключается только в окончании рассле­дования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процес­са, а орган дознания - только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, кото­рая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо со­ставлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания проку­рор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приоста­навливает исполнения.
 Дознание по делам, по которым производство предварительного следст­вия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных дейст­вий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых рассле­дуют следователи, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности. После этого орган дознания может осуществлять по этому делу следст­венные и розыскные действия только по поручению следователя.
 Органы дознания осуществляют прием, проверку и разрешение заявле­ний и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановле­ние об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает при­знаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.
 В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осуществить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбужде­ния уголовного дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства след­ственных действий, то уголовное дело возбуждается сразу и расследование осуществляется в общем порядке.
 Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следовате­ля. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как прави­ло, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д.
 В органы дознания выделяются две процессуальные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дозна­ние. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголов­ного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу по­сле утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с ли­цом, производящим дознание, ответственность за их законность и обосно­ванность.
 Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Зако­ном “О милиции” она подразделяется на криминальную милицию и мили­цию общественной безопасности.
 В криминальную милицию входят оперативные службы, чьими главны­ми задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрыв­шихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголовное де­ло, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направля­ется по подследственности. Криминальная милиция также выполняет пору­чения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной мили­ции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сооб­щений), производство дознания, утверждает их решения.
 К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство пред­варительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве ли­ца, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, подготов­ку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание пору­чается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.
 В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.
 Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских уч­реждений, начальники исправительных учреждений, следственных изолято­ров сами не осуществляют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впослед­ствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетен­ции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, ут­верждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.
 В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.
 Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура. Проку­рор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве ор­гана дознания, в случае необходимости передать их в орган предварительного следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для ис­полнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы прове­рок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела и, при обнаружении нарушения за­кона, отменяет эти решения и возбуждает уголовное дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.
 Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, предварительное расследование или подготовка в протокольной форме по которым осуществлялись органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания ме­ры пресечения - заключения под стражу.
 Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.
 
 
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. В каких ведомствах и министерствах имеются следственные аппараты?
 2. Назовите структуру следственного аппарата системы прокуратуры РФ.
 3. Назовите структуру следственного аппарата системы МВД РФ.
 4. Назовите структуру следственного аппарата системы ФСБ РФ.

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу