<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Милиция общественной безопасности является органом дознания. Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорга­низации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции об­щественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.
 К милиции общественной безопасности относятся подразделения мили­ции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок созда­ния, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутрен­них дел Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений.
 Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определя­ется Правительством Российской Федерации.
 Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пре­сечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следст­вия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безо­пасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие кри­минальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
 Деятельность милиции общественной безопасности более многообразна, чем деятельность криминальной милиции. Первое место в деятельности мили­ции общественной безопасности занимает административная деятельность по охране общественного порядка, организации безопасности дорожного движе­ния. Важная роль отводится и уголовно-процессуальной деятельности: мили­ция общественной безопасности ведет прием и проверку заявлений и сообще­ний о преступлениях, отнесенных законом к компетенции органов дознания, осуществляет расследование уголовных дел о таких преступлениях и подготовку материалов в протокольной форме, исполняет поручения следова­теля о производстве следственных действий, содержит в изоляторах временно­го содержания задержанных и заключенных под стражу лиц. Большое значе­ние имеет также деятельность милиции общественной безопасности по выдаче лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на но­шение и хранение огнестрельного и газового оружия. Практически все подраз­деления милиции общественной безопасности своей деятельностью осуществ­ляют профилактику правонарушений.
 Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местной администрации, т. е. имеет двойное подчинение. Это связано с тем, что милиция общественной безопасности решает большей частью вопросы местного значения. Ос­новная часть милиции общественной безопасности содержится за счет мест­ных бюджетов. Местная администрация вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с Министерством внутренних дел РФ подразделения милиции, содержащиеся за счет местного бюджета, увеличивать в пределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, устанавливать дополнительную штатную численность милиции общественной безопасности.
 Дальнейшая реформа милиции предполагает полное выделение милиции общественной безопасности из ведения Министерства внутренних дел РФ с передачей ее в исключительное ведение органов местного самоуправления.
 Милиция вправе:
 - проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются до­статочные основания подозревать их в совершении преступления или адми­нистративного правонарушения, а при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрыв­ные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, про­изводить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством Российской Федерации;
 - вызывать граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, в случаях, предусмотренных законом, подвергать их приводу;
 - получать от граждан и должностных лиц объяснения, сведения, справ­ки, документы;
 - составлять протоколы об административных правонарушениях, осуще­ствлять административное задержание, применять другие меры, предусмот­ренные законодательством об административных правонарушениях;
 - задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших ли­бо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от ука­занных лиц объяснения, производить в установленном федеральным зако­ном порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены проникнове­ние либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты;
 - производить уголовно-процессуальные действия;
 - задерживать и содержать под стражей подозреваемых и лиц, которым мерой пресечения избрано заключение под стражу;
 - задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняю­щихся от назначенных принудительных мер медицинского и воспитательно­го характера;
 - задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры времен­ной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, определенных законом;
 - задерживать и доставлять в медицинские учреждения лиц, находящих­ся в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно пере­двигаться или ориентироваться в окружающей обстановке;
 - задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступ­лений или административных правонарушений до передачи военным патру­лям, военному коменданту, командирам воинских частей;
 - осуществлять оперативно-розыскные меры в соответствии с федераль­ным законом;
 - применять предусмотренные законом меры по контролю в отношении лиц, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свобо­ды, либо наказание назначено условно;
 - входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на тер­риторию и помещения, занимаемыми организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, или при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершает­ся преступление, а также для обеспечения личной безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах. В производственные, складские, торговые, служебные и иные помещения сотрудники милиции вправе входить и при на­личии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, производить их осмотр, опе­чатывать кассы, хранилища, приостанавливать до устранения допущенных на­рушений деятельность торговых предприятий;
 - временно ограничивать и запрещать движение автотранспорта, запрещать эксплуатацию транспортных средств, производить досмотр автотранспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.
 Милиция имеет право в пределах и условиях, установленных законом, на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
 К основным обязанностям милиции относятся:
 - предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонаруше­ний, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
 - принимать и регистрировать заявления, сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, возбуждать уголовные дела, произво­дить дознание, раскрывать преступления;
 - разыскивать лиц, совершивших преступление, скрывающихся от орга­нов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших;
 - обеспечивать правопорядок на улицах, других общественных местах, регулировать дорожное движение, производить регистрацию и учет авто­транспорта;
 - выдавать в соответствии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия, коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему, разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федера­ции указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового ору­жия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, раз­решения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контролировать соблюдение уста­новленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданско­го оружия;
 - охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество, обеспечивать сохранность найден­ного и бесхозного имущества, кладов;
 - применять меры безопасности, предусмотренные федеральным зако­ном, в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, про­куроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контроли­рующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свиде­телей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близ­ких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности.
 Милиция выполняет и другие обязанности, предусмотренные в Законе “О милиции”.
 Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.
 Сотрудники милиции могут проходить службу не на должностях рядового или начальствующего состава в случаях:
 а) нахождения в распоряжении органов внутренних дел;
 б) нахождения за штатом;
 в) прикомандирования к органам государственной власти, а также к иным организациям.
 На службу в милицию принимаются граждане РФ в возрасте от 18 до 35 лет, не имеющие судимости, способные по состоянию здоровья, деловым и личным качествам исполнять служебные обязанности. Им устанавливается испытательный срок от трех месяцев до полугода в зависимости от подготов­ки и занимаемой должности. Сотрудники милиции в подтверждение своих полномочий имеют служебное удостоверение установленного МВД РФ об­разца и жетон с личным номером. Они имеют право на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Поря­док выдачи, ношения и хранения указанных оружия и специальных средств определяется министром внутренних дел Российской Федерации. Приня­тые на службу в милицию принимают присягу сотрудников органов внутрен­них дел.
 Законные требования сотрудников милиции обязательны для исполнения. Их невыполнение или препятствование совершению возложенных на сотруд­ника милиции обязанностей влекут установленную законом ответственность. При осуществлении своих полномочий сотрудник милиции подчиняется толь­ко непосредственному и прямому начальнику. Никто не имеет права вмеши­ваться в законную деятельность сотрудника милиции, понуждать его к действи­ям, выходящим за рамки его полномочий. Сотрудникам милиции запрещается выполнять оплачиваемую работу на условиях совместительства, заниматься ин­дивидуальной или предпринимательской деятельностью. По истечении опреде­ленных лет службы, они имеют право на специальное пенсионное обеспечение. Сотрудники милиции пользуются различными льготами: увеличенным от­пуском, бесплатным проездом на общественном транспорте и на железнодо­рожном транспорте при следовании к месту проведения отпуска и т. д. Сотруд­ники милиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджета. При их гибели в связи с исполнением ими своих служебных обязан­ностей семье погибшего выплачивается денежная компенсация в размере его десятилетнего денежного содержания, а при ранении, в результате которого со­трудник милиции не может более проходить службу, - в размере пятилетнего денежного содержания.
 Милиция не имеет права вмешиваться в политическую деятельность. В милиции запрещено создание партий и политических движений, но для защиты своих личных и имущественных интересов сотрудники милиции мо­гут объединяться в профессиональные союзы.
 Сотрудник милиции может быть уволен:
 а) по собственному желанию;
 б) по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел;
 в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (по инициативе сотрудника либо с его согласия);
 г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
 д) в связи с нарушением ими условий контракта;
 е) по сокращению штатов;
 ж) по болезни - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;
 з) по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключение военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соот­ветствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;
 и) в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность;
 к) по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие не достаточной квалификации по результатам аттестации;
 л) за грубое либо систематическое нарушение дисциплины;
 м) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции;
 н) в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда.
 Указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим.
 
 § 3. Другие структурные формирования системы органов внутренних дел. Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел
 
 В составе органов внутренних дел действует система следственных органов, возглавляемая Следственным комитетом МВД РФ. Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование большинства тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации.
 Следственный комитет МВД РФ как структурное подразделение министерства внутренних дел обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных подразделений, осуществляет ведомственный контроль за производством предварительного следствия и расследование особо сложных в доказывании преступлений дел, имеющих особое общественное значение. Возглавляет следственный комитет начальник, являющийся одновременно заместителем министра внутренних дел РФ и ему непосредственно подчиняющийся. В cocтаве Следственного комитета действуют подразделения зонального контроля осуществляющие ведомственный контроль за определенными, закрепленными за ними нижестоящими следственными подразделениями, и следственная часть, имеющая в своей структуре подразделения (отделы), специализирующиеся на расследовании определенных категорий дел.
 Нижестоящие следственные подразделения второго звена - следственного управления МВД республик в составе РФ и ГУВД (УВД) других субъектов Российской Федерации - имеют примерно такую же структуру. Начальник следственного управления подчиняется начальнику Следственного комитета МВД РФ, а также министру внутренних дел республики, начальнику Главного управления (управления) внутренних дел, заместителем которого он явля­ется по должности.
 Нижестоящими следственными подразделениями являются следствен­ные отделы районных, городских органов внутренних дел и органов внут­ренних дел на транспорте. Они не имеют структурных подразделений, но возможна специализация следователей по определенным категориям уго­ловных дел. Начальник следственного отдела (отделения) подчиняется на­чальнику городского (районного) органа внутренних дел, органа внутренних дел на транспорте, является его заместителем, а также начальнику вышесто­ящего следственного подразделения.
 Для обеспечения пожарной безопасности, организации государственного пожарного надзора, пожарной охраны объектов и пожаротушения в органах внутренних дел организована противопожарная служба, возглавляемая Глав­ным управлением Государственной противопожарной службы МВД РФ, в составе которого имеются следующие структурные подразделения: коорди­нации и правового обеспечения пожарной безопасности; информационного обеспечения, науки и целевых программ; противопожарной пропаганды и связи с общественностью; организации государственного пожарного надзора; нормативно-техническое; организации службы и пожаротушения; пожарной охраны объектов; пожарной техники и вооружения. Главное управление государственной противопожарной службы МВД РФ осуществляет ведомст­венное руководство нижестоящими подразделениями, организует разработку государственных мер в области пожарной безопасности, организацию подго­товки кадров для Государственной противопожарной службы, противопо­жарную пропаганду. Оно является государственным заказчиком на пожар­ную технику и пожарно-техническую продукцию.
 Нижестоящими органами Государственной противопожарной службы яв­ляются управления (отделы) Государственной противопожарной службы, ор­ганизованные в соответствии с административно-территориальным делением РФ, подразделения и иные органы управления Государственной противопо­жарной службы, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения пожарно-технического профиля, войсковые части, другие предприятия и уч­реждения, осуществляющие свою деятельность в сфере пожарной безопасно­сти. Государственная противопожарная служба имеет право вносить предло­жения о проведении неотложных противопожарных мероприятий, давать должностным лицам и гражданам предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в случае уклонения от исполнения этих предписаний применяет административные взыскания. С целью проверки противопожарного состояния работники службы могут беспрепятственно входить на территорию и во все помещения предприятий. Государственная противопожарная служба осуществляет и уголовно-процессуальную деятель­ность. Законом она наделена правами органа дознания и в соответствии с этим производит дознание по делам о пожарах и нарушениях правил пожар­ной безопасности.
 В систему МВД РФ входят внутренние войска, состоящие из округов, ор­ганов управления внутренними войсками, воинских соединений и частей оперативного назначения, по охране важных государственных объектов и специальных грузов, воинских частей по конвоированию, специальных мо­торизованных, авиационных и морских воинских частей, военных образова­тельных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск. О важной роли, которая отводится внутренним войскам, свидетельст­вует то, что они организованы и действуют в соответствии с Федеральным за­коном “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Фе­дерации”. Внутренние войска предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, зашиты прав и свобод человека и гражда­нина от преступных и иных противоправных посягательств. В связи с этими целями на внутренние войска возложены задачи: участие совместно с органа­ми внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечение обществен­ной безопасности и режима чрезвычайного положения, охрана важных госу­дарственных объектов и специальных грузов, конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, участие в территориальной обороне РФ, ока­зание содействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охране государственной границы.
 Руководство внутренними войсками осуществляет Президент РФ. Он ут­верждает их состав, численность, структуру, принимает решение о дислока­ции и передислокации частей, о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайно­го положения, назначает на должность Главнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от должности. Непосредственное руководст­во внутренними войсками возложено на министра внутренних дел РФ. Он несет ответственность за правомерность действий внутренних войск, издает нормативные акты по вопросам организации деятельности внутрен­них войск и т. д. Главнокомандующий внутренними войсками является заместителем министра внутренних дел РФ и прямым начальником всего личного состава внутренних войск. Он осуществляет управление внутренни­ми войсками, несет персональную ответственность за боевую и мобилизаци­онную готовность внутренних войск, успешное выполнение поставленных перед ними задач.
 В качестве структурного подразделения в состав Министерства внутрен­них дел РФ входит Главное командование внутренних войск. Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск являются округа, в которые включаются соединения и воинские части. Возглавляют округа ко­мандующие войсками округа внутренних войск. Для командиров специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск стар­шими оперативными начальниками, кроме того, являются министры внутренних дел, начальники главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцированы эти соеди­нения и части. Они вправе привлекать соединения и части внутренних войск к охране общественного порядка, для ликвидации совместно с органами внутренних дел массовых беспорядков. Однако соединения и части внутрен­них войск запрещено использовать для пресечения несанкционированных митингов и демонстраций мирного характера.
 Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутрен­них дел возложен на прокуратуру. Она осуществляет надзор за всеми видами правоохранительной деятельности этих органов: административной, опера­тивно-розыскной, уголовно-процессуальной. Прокуратура также осуществля­ет надзор и за исполнением законов внутренними войсками, за законностью содержания задержанных и арестованных в изоляторах временного содержа­ния, помещения в приемник-распределитель. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.
 Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляется раз­личными органами. Прежде всего это ведомственный контроль, осуществля­емый контрольно-методическими подразделениями вышестоящих органов внутренних дел. В органах внутренних дел создана служба собственной безо­пасности, осуществляющая выявление среди сотрудников лиц, совершающих должностные преступления. Деятельность милиции общественной безопас­ности подконтрольна и органам местного самоуправления. Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ.
 Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судами уголов­ных дел и дел об административных правонарушениях, поступивших из ор­ганов внутренних дел, жалоб на незаконное задержание и применение меры пресечения - заключения под стражу, жалоб на незаконные решения орга­нов внутренних дел, ограничивающие права граждан.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. Какие задачи выполняют органы внутренних дел?
 2. Назовите основные функции органов внутренних дел.
 3. Из каких структурных звеньев состоит система органов внутренних дел?
 4. Дайте общую характеристику организации работы МВД РФ.
 5. Какое место в системе органов внутренних дел занимает милиция?
 6. Назовите основные права милиции.
 7. Назовите основные обязанности милиции.
 8. Дайте общую характеристику статуса сотрудника милиции.
 9. Являются ли следователи органов внутренних дел сотрудниками милиции?
 10. Назовите структуру следственного аппарата системы МВД РФ.
 11. Назовите основные задачи и функции государственной противопожарной службы.
 12. Каковы задачи и функции внутренних войск МВД РФ?
 13. Какая правоохранительная деятельность осуществляется внутренними вой­сками МВД РФ?
 
 
 
 
 
 Глава 10. ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
 
 § 1. Понятие и виды органов обеспечения безопасности
 
 Обеспечение безопасности в учебной литера­туре по курсу “Правоохранительные органы Рос­сийской Федерации” обычно рассматривалось в качестве функции лишь федеральной службы бе­зопасности (ФСБ). В учебнике под ред. проф. В.П. Ботнева дана характеристика более широко­го круга органов безопасности, что представляет­ся вполне оправданным с учетом положений За­кона РФ “О безопасности”. В соответствии с Законом РФ “О безопасности” органами обеспе­чения безопасности РФ являются: Вооруженные Силы, органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обес­печения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуа­ций, формирования гражданской обороны, внут­ренние войска, пограничные войска, органы, обеспечивающие безопасное проведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и сельском хозяйстве, службы обеспечения безо­пасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения. Создание органов обеспече­ния безопасности, не предусмотренных законом РФ, не допускается.
 Каждый из этих органов обладает собствен­ными задачами и компетенцией. Одни создают­ся для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, органы внешней разведки), другие - для отражения внутренних угроз безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска). Некоторые органы обеспечивают безо­пасность как от внутренних, так и от внешних угроз. К ним относятся феде­ральная служба безопасности, таможенные органы.
 Общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента РФ. Он возглавляет Совет Безопасности, совместно с Федераль­ным Собранием определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует деятельность государственных органов обеспе­чения безопасности.
 Совет Безопасности РФ является конституционным органом, на который возложена подготовка решений Президента РФ в области обеспечения безо­пасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обо­роноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, обо­ронной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвы­чайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий.
 Совет Безопасности организуется и действует в соответствии с Консти­туцией РФ, Законом “О безопасности” и Положением о Совете Безопасно­сти Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ.
 Задачами Совета Безопасности являются:
 - определение жизненно важных интересов личности, общества, госу­дарства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
 - разработка основных направлений стратегии обеспечения безопаснос­ти РФ и организации подготовки федеральных программ ее обеспечения;
 - подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопас­ности личности, общества и государства;
 - подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой существенные социально-поли­тические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
 - подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
 - разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
 - совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработ­ки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
 В состав Совета Безопасности входят председатель, секретарь, постоян­ные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасно­сти является Президент РФ. Секретарь Совета Безопасности является его постоянным членом и назначается Президентом РФ. Члены Совета Безо­пасности назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Ими могут быть руководители федеральных министерств и ведомств - внутренних дел, внешней разведки и другие должностные лица.
 Совет Безопасности может образовывать постоянные и временные межведомственные комиссии.
 Совет Безопасности является совещательным органом. Его решения вступают в законную силу только после утверждения их Председателем Coвета Безопасности - Президентом РФ. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ.
 
 § 2. Органы федеральной службы безопасности
 
 Органы федеральной службы безопасности осуществляют контрразведывательную деятельность против разведывательной деятельности иностранных спецслужб, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, посягающих на конституционный строй, суверенитет и обороноспособность государства, здоровье нации.
 Организация и деятельность федеральных органов безопасности осуще­ствляется на основе Федерального закона “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, а также Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Прези­дента РФ. Принципами деятельности федеральных органов государственной безопасности являются законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм, единство системы Федеральной службы безопасности и централизация управления, сочетание гласных и негласных методов и средств.
 Руководство органами федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ, который утверждает Положение о Федеральной службе безо­пасности, назначает и освобождает от должности директора Федеральной службы безопасности, утверждает состав коллегии, определяет численный со­став сотрудников федеральной службы безопасности.
 Органы федеральной службы безопасности образуют централизованную систему, которую составляют:
 - Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
 - управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безо­пасности);
 - управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооружен­ных Силах, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах, управления (органы безопасности в войсках).
 Возглавляет систему органов федеральной службы безопасности Феде­ральная служба безопасности (ФСБ) РФ на правах министерства, главой которой является Директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ. В структуру ФСБ РФ входят департаменты: контрразвед­ки, по борьбе с терроризмом, анализа, прогноза и стратегического планирования, организационно-кадровой работы, обеспечения деятельности; управ­ления: разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное, оперативно-поисковое, оперативно-технических мероприя­тий, собственной безопасности, делами; следственный изолятор; научно-ис­следовательский центр.
 Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности федеральных органов безопасности в ФСБ РФ образуется коллегия в составе Директора ФСБ, его заместителей, руководящих работников Федеральной службы бе­зопасности.
 Деятельность органов ФСБ осуществляется по трем направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность.
 Контрразведывательная деятельность направлена на выявление, преду­преждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специаль­ных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Осуществляется эта деятельность с применением как гласных, так и неглас­ных средств и методов. Осуществление контрразведывательной деятельнос­ти, затрагивающей конституционное право граждан на тайну телефонных пе­реговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается только на основании судебного решения. Контрразведывательная деятельность, затра­гивающая неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, уста­новленных законом, или на основании судебного решения.
 Борьба с преступностью осуществляется путем осуществления оператив­но-розыскных и уголовно-процессуальных мер по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, неза­конный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других мер, отнесенных законом к компетенции органов федеральной службы безопас­ности, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя России. Эта деятельность регламентируется Законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, уголовно-процессуальным законодательством.
 Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ во взаимодействии с органами внешней разведки.
 Органы Федеральной службы безопасности наделены законом следую­щими основными правами:
 - осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предвари­тельное следствие по делами, отнесенным законом к компетенции ФСБ;
 - проникать в специальные службы и организации иностранных госу­дарств, производящих разведывательную и иную деятельность, направлен­ную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
 - осуществлять контроль за обеспечением режима секретности при об­ращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, незави­симо от форм собственности (за исключением учреждений РФ, находящих­ся за ее пределами);
 - пользоваться в случаях, не терпящих отлагательства, транспортными средствами предприятий, учреждений и организаций для преследования преступников, доставления граждан в лечебные учреждения, для проезда к месту происшествия;
 - беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территории и в помещения предприятий, учреждений и ор­ганизаций в случае, если имеются достаточные основания полагать, что там совершено или совершается преступление, отнесенное законом к компетен­ции органов ФСБ, а также в случае преследования лиц, совершивших эти преступления;
 - проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;
 - использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов ФСБ, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, организаций;
 - оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.
 Основными обязанностями органов Федеральной службы безопасности являются:
 - информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, по их поручению - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
 - выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, также деятельности отдельных граждан, направленной на нанесение ущерба РФ, преступлений, отнесенных законом к компетенции органов ФСБ;
 - добывание разведывательной информации в интересах обеспечение безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического оборонного потенциала;
 - обеспечение безопасности в Вооруженных Силах, пограничных войсках, внутренних войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, иных воинских формированиях, а также в органах внутренних дел, органах налоговой полиции, таможенных органах, органах правительственной связи и информации; объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, других стратегических объектов, в сфер космических исследований и приоритетных научных разработок;
 - обеспечение безопасности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ;
 - участие в разработке мер по защите сведений, составляющих государ­ственную тайну, осуществление контроля за обеспечением их сохранности.
 Сотрудниками Федеральной службы безопасности являются как военно­служащие проходящие службу в органах ФСБ в установленном законом по­рядке, так и гражданские лица. На службу в органы ФСБ принимаются лица, способные по своим моральным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. При выполнении своих долж­ностных обязанностей сотрудник ФСБ подчиняется только своим непосред­ственным и прямым начальникам. Никто не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудников органов ФСБ. При осуществлении своих должно­стных обязанностей сотрудник ФСБ не может быть подвергнут приводу, за­держанию, личному досмотру. Не допускается личный досмотр его вещей, принадлежащего или используемого им транспорта без официального пред­ставителя органов ФСБ или решения суда. Сведения о сотрудниках, осуще­ствляющих задание в спецслужбах иностранных государств или преступных группах, составляют государственную тайну.
 Сотрудники органов ФСБ имеют право бесплатного проезда на обществен­ном транспорте, ряд других материальных льгот. Увольнение на пенсию осуще­ствляется как по достижении предельного возраста, так и по выслуге лет.
 Сотрудники Федеральной службы безопасности не имеют права вмеши­ваться в политическую деятельность. В связи с этим в органах ФСБ запре­щено создание партий и политических движений. Сотрудники органов ФСБ не имеют права заниматься предпринимательской и другой коммерческой деятельностью, оказывать кому-либо содействие в этом.
 Надзор за соблюдением законов в деятельности органов Федеральной службы безопасности осуществляет прокуратура. Предметом надзора явля­ется и оперативно-розыскная, и уголовно-процессуальная деятельность ор­ганов ФСБ. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определя­ются действующим законодательством.
 Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, поступивших из органов ФСБ, жалоб на незаконное применение задержа­ния и заключения под стражу, на решения органов ФСБ ограничивающих права и свободы граждан.
 Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие подразделения органов Федеральной службы безопасности. В составе органов ФСБ дейст­вует служба собственной безопасности, осуществляющая выявление сотруд­ников, совершивших должностные преступления.
 Государственный контроль за органами Федеральной службы безопаснос­ти возложен на Президента РФ, Правительство РФ и Федеральное Собрание.
 
 § 3. Органы внешней разведки
 
 Органами внешней разведки являются специальные государственные ор­ганы, осуществляющие защиту граждан, общества и государства от внешней угрозы. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других органов исполнительной власти органами внешней разведки.
 Деятельность органов внешней разведки, их организация осуществляет­ся в соответствии с Федеральным законом “О внешней разведке”. Она за­ключается в добывании и обработке информации о затрагивающих жизнен­но важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах иностранных государств, организаций и лиц, оказании содействия в обеспечении безопасности граждан.
 Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов за­конности, разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности РФ, уважения прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных методов и средств.
 Задачами органов внешней разведки являются обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информаци­ей, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечение ус­ловий, способствующих успешной реализации политики Российской Федера­ции в сфере безопасности; содействие экономическому, научно-техническо­му прогрессу страны.
 Разведывательную деятельность запрещено осуществлять для достиже­ния антигуманных и не предусмотренных законом целей.
 Осуществление разведывательной деятельности возложено на:
 - Службу внешней разведки Российской Федерации;
 - органы разведки Министерства обороны;
 - органы разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;
 - органы разведки Федеральной пограничной службы РФ;
 - органы разведки Федеральной службы безопасности РФ.
 В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведки используются как гласные, так и негласные средства и методы. На террито­рии Российской Федерации применение этих средств и методов в отноше­нии граждан РФ не допускается.
 Надзор за соблюдением законов органами внешней разведки осуществ­ляет прокуратура. За деятельностью органов внешней разведки установлен парламентский контроль, осуществляемый в порядке, предусмотренном за­коном. Общее руководство органами внешней разведки, включая контроль и координацию деятельности, осуществляет Президент РФ.
 
 § 4. Федеральная пограничная служба Российской Федерации
 
 Федеральная пограничная служба РФ (ФПС) является федеральным ор­ганом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государствен­ной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны государ­ственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
 Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обес­печения соблюдения физическими и юридическими лицами режима госу­дарственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
 Организация и деятельность Федеральной пограничной службы осуще­ствляется на основании Закона РФ “О Государственной границе Российской федерации”, а также Положения о Федеральной пограничной службе РФ, утвержденного Указом Президента РФ.
 Органы федеральной пограничной службы образуют централизованную систему, возглавляемую Федеральной пограничной службой РФ. В эту сис­тему включаются:
 - органы пограничного контроля;
 - органы внешней разведки;
 - оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрраз­ведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
 - пограничная стража;
 - пограничные войска и воинские образовательные учреждения;
 - другие органы пограничной службы, подчиненные Федеральной по­граничной службе РФ.
 Федеральная пограничная служба РФ и ее органы находятся в ведении Президента РФ по вопросам, закрепленным за ними Конституцией РФ, и подчиняются Правительству РФ.
 Федеральная пограничная служба РФ в пределах своей компетенции сов­местно с федеральными органами исполнительной власти организует и обес­печивает защиту государственной границы на суше, море, реках, иных водо­емах, в пунктах пропуска через государственную границу; организует пропуск через государственную границу РФ лиц, животных, транспортных средств и грузов; организует разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; обеспечивает руководство органами и войсками фе­деральной пограничной службы; участвует в подготовке органами государст­венной власти нормативных и иных правовых актов, касающихся сферы охраны государственной границы; осуществляет взаимодействие с соответст­вующими органами иностранных государств.
 Возглавляет Федеральную пограничную службу РФ Директор в ранге фе­дерального министра. Он осуществляет общее руководство всеми органами федеральной пограничной службы и является командующим пограничными войсками РФ, несет персональную ответственность за выполнение возло­женных на эти органы задач. Руководство конкретными направлениями дея­тельности органов федеральной пограничной службы осуществляют замести­тели Директора Федеральной пограничной службы РФ. Все они назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом РФ. При Директоре в ка­честве совещательного органа образуется коллегия, которая рассматривает важнейшие вопросы охраны государственной границы. В состав коллегии, помимо Директора и его заместителей, входят другие руководители Федеральной пограничной службы. По утверждению Президента РФ в состав кол­легии могут также вводиться должностные лица органов государственной власти РФ.
 Органы федеральной пограничной службы обязаны всеми мерами не допустить противоправное изменение прохождения государственной границы, осуществлять контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах прохода государствен­ной границы. В связи с этим они осуществляют:
 - режимно-пропускную деятельность;
 - разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
 - войсковую и военно-техническую деятельность;
 - производство по делам об административных правонарушениях и до­знание.
 Осуществляя военно-техническую деятельность, органы федеральной по­граничной службы возводят необходимые инженерно-технические сооруже­ния, создают и строят средства связи, коммуникации, размещают и использу­ют технику и вооружение на предоставленной им территории. Войсковая деятельность осуществляется пограничными войсками как самостоятельно, так и совместно с внутренними войсками и Вооруженными Силами РФ.
 В ходе режимно-пропускной деятельности органы федеральной погра­ничной службы имеют право находиться на любых участках местности и пе­редвигаться по ним, требовать от владельцев земельных участков выделения мест для передвижения пограничных нарядов; проверять документы, произ­водить досмотр транспортных средств и перевозимых грузов; задерживать лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима государственной границы, пограничного режима и режима пунктов пропуска через государственную границу, производить их личный досмотр; останавливать, досматривать и задерживать невоенные корабли, допустив­шие нарушения режима.
 Если нарушения образуют состав административного правонарушения, ор­ганы федеральной пограничной службы осуществляют административное про­изводство в соответствии с соответствующим законодательством. В ходе про­изводства они имеют право осуществлять административное задержание лиц, допустивших административное правонарушение, получать от них объясне­ния. По окончании производства органы федеральной пограничной службы применяют к виновным лицам меры административной ответственности: пре­дупреждение, штраф.
 Органы федеральной пограничной службы обладают правами органа до­знания. При обнаружении признаков преступления, относящегося в соот­ветствии с уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, они возбуждают дело, производят неотложные следственные действия, а за­тем передают дело по подследственности.
 Сотрудники органов федеральной пограничной охраны являются военнослужащими, обладающими правами и льготами, установленными Зако­ном “О статусе военнослужащих”. Военнослужащие, непосредственно уча­ствующие в защите государственной границы, наделяются статусом военно­служащих, выполняющих специальные обязанности. Они являются представителями федеральных органов исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Никто, кроме уполномоченных лиц, не имеет права вмешиваться в деятельность сотрудников федеральной пограничной службы по охране государственной границы. Они носят уста­новленную форму одежды, при исполнении служебных обязанностей имеют право на применение специальных средств и оружия в порядке, установлен­ном законом.
 Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами феде­ральной пограничной службы осуществляет прокуратура. Полномочия про­курора зависят от вида деятельности органов федеральной пограничной службы и определяются действующим законодательством.
 Судебный контроль осуществляется при рассмотрении жалоб на неза­конные действия и решения органов федеральной пограничной службы, ущемляющие законные права и интересы граждан.
 Государственный контроль за деятельностью органов федеральной по­граничной службы возлагается на Президента и Правительство РФ.
 Ведомственный контроль осуществляют соответствующие подразделения Федеральной пограничной службы РФ при осуществлении проверок соответ­ствующих нижестоящих подразделений. Для выявления среди сотрудников лиц, совершающих должностные преступления, в органах федеральной погра­ничной службы действует служба собственной безопасности.
 
 § 5. Федеральные органы правительственной связи и информации
 
 Федеральные органы правительственной связи и информации (ФОПСИИ) являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Феде­рации, на которые возложено обеспечение высших органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, Совета Безопасно­сти РФ, организаций, предприятий, учреждений специальными видами связи и информации, а также организация деятельности центральных органов фе­деральной исполнительной власти, организаций, учреждений, предприятий по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифровальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществление государственного контроля за этой деятельностью.
 Организация и деятельность органов ФОПСИИ осуществляется в соответ­ствии с Законом РФ “О федеральных органах правительственной связи и ин­формации”. Кроме того, деятельность ФОПСИИ осуществляется в соответст­вии с международными договорами, заключенными или признанными РФ.
 Принципами деятельности ФОПСИИ являются законность, уважение прав и свобод граждан, сохранение государственных секретов, подконтрольность и подотчетность высшим органам государственной власти.
 Федеральные органы правительственной связи и информации образуют централизованную систему, в которую входят:
 - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ;
 - органы правительственной связи и информации (центры правительст­венной связи, информационно-аналитические центры) в субъектах Российской Федерации);
 - войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части;
 - научно-исследовательские учреждения, учебные заведения.
 Федеральное агентство правительственной связи и информации воз­главляет систему ФОПСИИ и осуществляет их общее руководство. Оно на­ходится в непосредственном ведении Президента РФ и является централь­ным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов спецсвя­зи для государственных органов, организаций и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной засекреченной и иных видов спецсвязи. Возглавляет его Генеральный директор, назначаемый на эту должность и ос­вобождаемый от нее Президентом РФ. При Федеральном агентстве прави­тельственной связи и информации действует Академия криптографии.
 К основным направлениям деятельности ФОПСИИ относятся:
 - организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации;
 - обеспечение сохранности государственных секретов, обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в РФ и ее учреждениях за рубежом;
 - организация и ведение внешней разведки в сфере шифрованной, засе­креченной и иных видов спецсвязи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
 - обеспечение высших органов государства, центральных органов ис­полнительной власти, Совета Безопасности достоверной и независимой ин­формацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений.
 Для осуществления этой деятельности ФОПСИИ предоставлены права издавать нормативные акты в части организации, обеспечения функциони­рования, безопасности правительственной, шифрованной и иных видов спе­циальной связи; налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, владеющими распределением и назначением радиочастот, на ис­пользование радиоэлектронных средств любого назначения, если они рабо­тают с нарушением нормативных актов и создают помехи работе средств пра­вительственной связи; входить на любые объекты связи независимо от ведомственной принадлежности, в которых проходят линии или размешены средства правительственной связи; производить разработку и изготовление технических средств и систем для обеспечения основных направлений своей деятельности; осуществлять лицензирование и сертификацию шифроваль­ных средств, систем и комплексов телекоммуникаций; осуществлять контак­ты и сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств.
 Сотрудники ФОПСИИ являются военнослужащими, служащими и ра­бочими. Их численность определяется Президентом РФ. На военнослужа­щих распространяются права и льготы, предусмотренные Законом “О стату­се военнослужащих”. Служащие и рабочие пользуются правами и льготами в соответствии с трудовым законодательством.
 Сотрудники ФОПСИИ находятся под особой охраной государства. Не допускается привод, административное задержание сотрудника ФОПСИИ, его личный досмотр, досмотр вещей, транспорта без участия представителя этого органа или без санкции прокурора. Сотрудникам ФОПСИИ разреше­но применение огнестрельного оружия в порядке и условиях, определенных законодательством. Сотрудникам ФОПСИИ запрещается организовывать забастовки, заниматься другой оплачиваемой деятельностью помимо основ­ной работы.
 Надзор за точным исполнением законов в деятельности ФОПСИИ осу­ществляет прокуратура в соответствии с действующим законодательством.
 Президент РФ осуществляет контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на ФОПСИИ, утверждение программ их развития, санкционирование проведения мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы РФ.
 Парламентский контроль за деятельностью ФОПСИИ осуществляется в форме заслушивания отчетов Генерального директора Федерального агент­ства правительственной связи и информации, других должностных лиц этих органов в высшем органе государственной власти.
 
 § 6. Федеральные органы государственной охраны
 
 Государственной охраной называется функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государст­венной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, органи­зационных, охранных, режимных, технических и иных мер.
 Объектами государственной охраны являются: Президент РФ, лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Рос­сийской Федерации. Охраняемыми объектами являются здания, сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти, приле­гающие к ним территории и акватории.
 Государственная охрана осуществляется специальными федеральными органами государственной охраны, которые состоят из Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента РФ.
 Федеральная служба охраны РФ осуществляет охрану Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации, Председателя Государствен­ной Думы, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ в период срока их полномочий. При необходимости по реше­нию Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена дру­гим лицам - депутатам, государственным служащим. В соответствии с между­народными договорами обеспечивается безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на террито­рии Российской Федерации. На основании распоряжения Президента РФ Федеральная служба охраны осуществляет охрану иностранных политических и общественных деятелей в период их пребывания на территории РФ.
 Служба безопасности Президента РФ осуществляет охрану Президента РФ, членов его семьи, проживающих с ним или его сопровождающих, в те­чение срока полномочий Президента, а по его истечении государственная охрана предоставляется ему пожизненно.
 Федеральные органы государственной охраны создаются, реорганизуют­ся и упраздняются Президентом РФ.
 Задачами, стоящими перед Федеральными органами государственной охраны, являются выявление угрозы жизненно важным интересам, объек­там государственной охраны, осуществление мер по ее предотвращению, обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах по­стоянного и временного пребывания и на трассах проезда, обеспечение ор­ганизации и функционирования (совместно с ФОПСИИ) президентской связи, участие в борьбе с терроризмом, выявление, предупреждение и пре­сечение преступлений на охраняемых объектах.
 Государственная охрана осуществляется следующими мерами:
 - предоставлением объектам государственной охраны персональной ох­раны, специальной связи и транспортного обслуживания;
 - проведением охранных мероприятий и поддержанием общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государст­венной охраны;
 - поддержанием порядка и пропускного режима на охраняемых объектах.
  Для осуществления этих мер Федеральные органы государственной охра­ны вправе привлекать силы и средства обеспечения безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска и др.), необходимые для участия в подго­товке и проведении охранных мероприятий; проверять у граждан и должност­ных лиц документы, удостоверяющие их личность; производить при въезде (выезде) на охраняемые объекты личный досмотр граждан, принадлежащих им вещей, транспортных средств; задерживать и доставлять в органы внутрен­них дел лиц, совершивших правонарушения в местах постоянного или вре­менного пребывания объектов государственной охраны; вносить в федераль­ные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органи­зации независимо от форм собственности обязательные для исполнения пред­ставления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасно­сти объектов государственной охраны и охраняемых объектов; использовать транспортные средства предприятий, а в неотложных случаях - и граждан для предотвращения преступления, преследования и задержания лиц, совершив­ших преступление или подозреваемых в его совершении; беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на земель­ные участки при пресечении преступлений, а также при преследовании лиц, подозреваемых в их совершении; обмениваться со специальными службами и организациями иностранных государств служебной информацией и договари­ваться об условиях и порядке обеспечения личной безопасности объектов го­сударственной охраны при их выезде за пределы РФ.
 Сотрудниками федеральных органов государственной охраны являются военнослужащие (за исключением лиц, проходящих службу по призыву), а также лица, назначенные на соответствующие должности. Они проходят службу в соответствии с законодательством, с учетом особенностей деятель­ности органов государственной охраны. Законные требования сотрудников федеральных органов государственной охраны обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Никто, кроме прямых и непо­средственных начальников, не вправе вмешиваться в их служебную деятель­ность. При исполнении своих служебных обязанностей к сотруднику феде­ральных органов государственной охраны не допускается применение административных взысканий, привод, административное задержание, его личный досмотр и досмотр его вещей и транспортных средств без предста­вителя соответствующего органа государственной охраны или без реше­ния суда. В своей служебной деятельности сотрудники федеральных органов государственной охраны не вправе руководствоваться решениями политиче­ских партий, им запрещается совмещение службы в федеральных органах государственной охраны с другой оплачиваемой работой, коммерческой де­ятельностью, оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности.
 Надзор за исполнением законов федеральными органами государственной охраны осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора при осуществле­нии надзора определяются действующим законодательством. В предмет над­зора не входят организация, тактика, методы и средства осуществления дея­тельности федеральных органов государственной охраны.
 Судебный контроль осуществляется в ходе рассмотрения судом жалоб на незаконные действия и решения органов государственный охраны, наруша­ющие их права или причинившие им убытки.
 Государственный контроль за деятельностью федеральных органов госу­дарственной охраны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ. Чле­ны Совета федерации и депутаты Государственной Думы вправе получать сведения о деятельности федеральных органов государственной охраны при осуществлении ими депутатской деятельности.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. Перечислите государственные органы, обеспечивающие безопасность РФ.
 2. Каковы задачи Совета Безопасности в осуществлении правоохранительной
 деятельности РФ?
 3. Дайте краткую характеристику задачам, функциям Федеральной службы бе­зопасности.
 4. Какова структура органов ФСБ РФ?
 5. Дайте определение понятия органов внешней разведки.
 6. Каковы основные функции органов внешней разведки?
 7. Назовите полномочия органов Федеральной пограничной службы.
 8. Какова структура органов Федеральной пограничной службы?
 9. Какое место принадлежит в системе обеспечения безопасности Федераль­ным органам правительственной связи и информации?
 10. Назовите задачи и особенности системы федеральных органов правительственной связи и информации.
 11. Какие государственные органы входят в систему федеральных органов государственной охраны?
 
 12. Назовите основные полномочия федеральных органов государственной охраны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 11. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ
 
 § 1. Налоговые органы
 
 Налоговые органы отнесены Законом РФ “О безопасности” к органам обеспечения экономической безопасности. Это фискальная служба без которой не может существовать ни одно госу­дарство.
 Налоговые органы Российской Федераций представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевре­менностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. Задачами налоговых органов являются учет налогоплательщиков, контроль за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей, валютный контроль. Важность деятельности налоговых органов заключается в том, что от стабильного поступления в казну государства налогов и других обязательных платежей зависит успешное функционирование всех государственных органов, его дальнейшее экономическое и социальное развитие.
 Основы организации и деятельности государственной налоговой службы определены Законом РФ “О налоговых органах Российское Федерации”, Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
 Налоговые органы РФ представляют собой централизованную, незави­симую систему, которая включает:
 - Министерство по налогам и сборам РФ;
 - налоговые органы республик в составе РФ, краев, областей, автоном­ных округов, автономной области, городов с районным делением;
 - налоговые органы по районам, городам без районного деления и рай­онам в городах.
 Министерство по налогам и сборам является центральным органом, возглавляющим систему налоговых органов и осуществляющим их общее ру­ководство. Его возглавляет министр, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. При министре образуется коллегия в качестве совещательного органа, рассматривающего наиболее важные во­просы деятельности налоговых органов. В состав коллегии входят министр, его заместители и другие руководящие работники этого органа.
 Министерство по налогам и сборам РФ:
 - получает, обобщает и анализирует отчеты налоговых органов, прово­дит непосредственное обследование и проверку деятельности нижестоящих налоговых органов;
 - разрабатывает предложения по ее совершенствованию, распространя­ет положительный опыт среди работников налоговых органов, внедряет ав­томатизацию и компьютеризацию как современные методы контроля;
 - активно участвует в разработке налоговой политики и налогового за­конодательства;
 - контролирует издание министерствами, ведомствами нормативных ак­тов по вопросам налогообложения и, если они не соответствуют законода­тельству, ставит вопрос об их отмене. В отдельных случаях Министерство по налогам и сборам РФ осуществляет и работу, непосредственно связанную с контролем за соблюдением налогового законодательства: проводит допол­нительную проверку соблюдения налогового законодательства, возвращает излишне взысканные налоги. Министерство по налогам и сборам РФ подчи­няется Президенту РФ и Правительству РФ, которых ежеквартально инфор­мирует о поступлении налогов в государственный бюджет, соблюдении на­логового законодательства в стране.
 Налоговые органы субъектов РФ и городов с районным делением выпол­няют аналогичные функции, но на определенной территории.
 Налоговые органы по районам, городам без районного деления и райо­нам в городах выполняют основную работу по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, поэтому они являются основ­ным звеном в системе налоговых органов.
 Деятельность налоговых органов, в основном, осуществляется по трем направлениям:
 - учет налогоплательщиков;
 - осуществление проверки соблюдения налогового законодательства;
 - применение налоговых санкций за нарушение налогового законодатель­ства.
 Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков. Учету подлежат юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, на которые законом возложена обязанность уплачивать налоги; физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Все, они обязаны зарегистрироваться, без этого банки и кредитные учреждения не откроют им расчетные и другие счета. Учет осуществляется путем внесения в Государственный реестр налогоплательщиков с присваиванием постоянного идентификационного номера. О постановке на учет выдается соответствующая справка.
 Соблюдение налогового законодательства осуществляется путем проведения документальных проверок. Такие проверки проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Налоговые органы вправе истребовать от предприятий, учреждений и граждан документы, справки, касающиеся их хозяйственной деятельности, получать необходимые объяснения, обследовать торговые, складские и иные помещения, используемые для извлечения доходов, привлекать для проведения проверок представителей правоохранительных, финансовых, контролирующих органов.
 Налоговые санкции к налогоплательщикам применяются в случаях неуплаты или уклонения от уплаты налогов; несвоевременной уплаты налогов; отсутствия учета прибыли; непредставления или несвоевременного представления налоговым органам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов.
 Налоговые санкции могут носить финансовый и иной характер. Финансовые санкции бывают трех видов: недоимка, штраф, пеня. Недоимка - сумма сокрытого или заниженного дохода либо сумма налога за иной скрытый или неучтенный объект. Штраф - дополнительное денежное взыскание за указанное нарушение в размере суммы недоимки. Пеня - сумма, взыскиваемая в случае задержки уплаты налога. Недоимки по налогам и другим обязательным платежам, суммы штрафов, пени взыскиваются с налогоплательщиков - юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических - в судебном. Другими санкциями, применяемыми государственными налоговыми инспекциями, являются ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам и счетам в банках. Они могут также обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной, о ликвидации предприятия.
 При выявлении нарушений налогового законодательства, являющихся административным правонарушением, налоговые органы осуществляют производство по ним, руководствуясь правилами, установленными Кодексом об административных правонарушениях, и налагают административное взыскание - предупреждение, штраф. В случае выявления признаков уголовного преступления налоговые органы обязаны сообщить об этом федеральным opганам налоговой полиции, куда направляются все необходимые для возбуждения уголовного дела материалы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 31) налоговые органы вправе:
 - требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица докумен­ты по формам, установленным государственными органами и органами ме­стного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
 - проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
 - изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплатель­щика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совер­шении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу