<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  2.8. Если продолжить рассуждения Л. Витгенштейна, приведенные в этом разделе, то скажите, имеют ли право прокурор или адвокат, в ответ на заявление свидетеля "Я верю, что...", спросить его: "А почему вы в это верите?"
  2.9. Проверьте по Таблице 2.1, какие из упомянутых в тексте гносеологических максим (т.е. принципов, принимаемых, как аксиомы) приемлемы с точки зрения предложенной здесь интерпретации понятий (читайте эти максимы буквально - так, как они обычно приводятся в литературе):
  (а) Аврелий Августин и Ансельм Кентерберийский: "Верую, чтобы понимать";
  (б) Пьер Абеляр: "Понимаю, чтобы верить";
  (в) Квинт Тертуллиан, Петр Дамиани, Сёрен Кьеркегор: "Верую, если даже нелепо" (т.е. "верую даже при невозможности знания").
  2.10. Сопоставьте какую-то импликацию из Таблицы 2.1 суждению Л. Витгенштейна (из работы "О достоверности"): "На дне всякого знания лежит вера".
  2.11. На основании того же суждения Витгенштейна можно ли сказать, что из наличия веры следует наличие знания?
  2.12. Согласны ли вы с афоризмом П. Бурже: "Верить - значит отказываться понимать"? Не отрицает ли какую-либо импликацию из приведенных в Таблице 2.1 этот афоризм?
  2.13. Один студент сказал мне: "Если я убежден, значит, я знаю то, что говорю". Стоит ли мне с ним соглашаться? Почему?
  2.14. Из чего следует наличие фантазии у человека - из знания, веры, убеждений, понимания жизни или еще из чего-то?
  2.15. Какой из формул в Таблице 2.1 соответствует афоризм "Любовь - это торжество воображения над знанием"?
  2.16. В книге К. Поппера "Объективное знание. Эволюционный подход" (М.: Эдиториал УРСС, 2002. - С. 110) содержится описание следующего мысленного эксперимента. "Предположим, что все наши машины и орудия труда разрушены и уничтожены все наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако библиотеки и наша способность учиться, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоления значительных трудностей наш мир может развиваться снова". Поппер считает, что это является обоснованием существования "третьего мира".
  (а) Считаете ли вы такой мысленный эксперимент корректным?
  (б) Могли бы в описанном случае восстановить человеческую культуру не люди, а, допустим, некие воображаемые представители иной цивилизации, принципиально отличной от нашей?
  2.17. Есть такой одесский анекдот:
 - Скажите, ребе, что будет, если я нарушу одну из десяти заповедей?
 - Останутся еще девять.
  Как вы думаете, если в том, что кто-то назвал "знанием", отсутствует хотя бы один из перечисленных выше признаков, знание действительно имеет место?
 
 
 
 
 
 Рис. 6. Автопортрет № 2.
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу