<< Пред.           стр. 1 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ
  Предисловие
  Предлагаемый вниманию боголюбивых читателей Цветник духовный есть собрание назидательных мыслей и добрых советов, извлеченных из трудов весьма многих ученых мужей и писателей, преимущественно из творений св. Отцев и Учителей Церкви.
  Между авторами выписок в Цветник читатель всего чаще встретят имена духовных богомудрых витий: св. Иоанна Златоустого, св. Василия Великого, св. Григория Богослова, свв. Исаака и Ефрема Сиринов. св. Нила Синайскаго, свв. Антония и Пимена Великих, св. Марка подвижника, св. Исаии Отшельника, св. Исидора Пелусиота, св. Димитрия Ростовского. св. Тихона Задонского, Климента Александрийского, Блаженного Августина, Филарета Митр. Московского, Иннокентия Apхиеп. Херсонского, Филарета Apхиеп. Черниговского, Иакова Apхиеп. Нижегородского. Игнатия Еп. Кавказского, Феофана Еп. Владимирского и многих, многих других отцов и Учителей веры и благочестия. Но как цветы мы встречаем и находим не в садах только (В отношении предметов веры в нравственности, "садом" можно именовать только творения духовных мyжей и писателей, как специальных учителей веры и нравственности.), а и на полях и на лугу, то читатель на ряду с именами духовных авторов встретит в Цветнике имена и многих светских, известных и ученых мужей как нашей Православной церкви, так и Западной, напр. из Русских; Графа Сперанского, графа Блудова, Карамзина и др., из иностранных: Фомы Кемпийского, Огюста Николь, Амвросия Рандю и др., - имена даже таких ученых, как Жан-Жак-Руссо и др. и-даже некоторых языческих писателей, напр. Сократа, Цицерона, Марка Аврелия и др., отзывы которых в защиту веры и религии, а также и правила нравственной жизни не должны чрез это терять для нас своего значения и назидания.-Цветы, найденные сверх чаяния в разселинах и ущелиях гор, имеют для нас интерес и цену, как и цветы, растущие в садах, пусть и лишены они свежести, красоты и величии последних.
  Весьма жаль, что не все авторы выписок известны, отчего последние и не все цитованы в Цветнике. Очень много книг и очень много журнальных статей (особенно в журналах; "Воскресное Чтение" и "Христианское Чтение" за прежние годы их издания), откуда извлеклись выписки, без означения авторства печатались. Весьма жаль, что авторы советов и наставлений, даже отеческих и подвижнических, в известных "Письмах о Христианской жизни", из коих некоторые извлечены и для Цветника,-неизвестны (Достоуважаемый автор "Писем" о происхождении этих богомудрых советов и наставлений говорит, что они выписаны им из книг под заглавием: патерик-отечник, найденных им в монастыре св. Саввы Освященного. "Это большею частью, говорит он, сборники статей, извлеченных из писаний св. Отцов. Читал старец св. Отца и записывал для памяти, что казалось ему хорошим; читал другого и тоже делал и т.д. Но между статьями, входящими в состав их, много о оказалось таких коих писателями должно признать самих же старцев Саввинской Обители. Что в них написано, то надо признать плодом не изучения, а опыта" (Выпуск. втор., стр. 6).). Чтобы отличить их по крайней мере от изречений обыкновенных писателей, они в Цветник цитуются "духовными Маргаритами", как они и в Письмах названы, также, как и изречения неизвестных св. мужей и старцев, извлеченные из "Древнего Патерика" ("Древний Патерик"-первоначально издан Редакцией "Душеполезного чтения." Ныне он издается нашею обителью.) цитуются этою книгою.
  Выписки в Цветник Духовном расположены по предметам, в связи и порядка одна за другою, на сколько то возможно было сделать, потому что это зависело от количества и рода выписок. От того же обстоятельства зависало, что некоторые предметы раскрыты выписками почти со всех сторон и вполне, а иные - не полно и скудно. Впрочем составитель Цветника надеется, что его труд,-как собрате мыслей и изречений. большую часть которых справедливо можно назвать "перлами и бисером многоценным из духовной сокровищницы богоносных отпев" и учителей Церкви,-не бесполезен будет для читателей, в особенности для не имеющих времени и возможности их обширному и серьезному чтению.
  Ныне предлагаемое пятое издание отличается от предыдущих тем, что две прежние части слиты в одну книгу.
  Нам приятно здесь прибавить, что Цветник Духовный встретил одобрение даже такого строгого судии, каким был преосвященный епископ Порфирий Успенский. Он дал о Цветнике такой отзыв: "Книга народная и душеспасительная! Умудрится тот, кто прочтет ее со вниманием, и сложит глаголы ее в своей памяти. (История Афона ч. III, Спб. 1892, стр. 534.)
  Дай Бог, чтоб эта благая доля явилась уделом каждого читателя настоящего издания!
  ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ
  ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  1. О Боге самом в Себе и по отношению к тварям- преимущественно к человеку.
  На всем видимом написано свидетельство о Невидимом (Рим. 1. 20).
  Небо, земля, море. словом весь этот мир есть великая и преславная книга Божия, в которой открывается самым безмолвием проповедуемый Бог (Св. Григор. Богосл.).
  Один философ спросил св. Антония, который не умел ни читать ни писать! "в какой книге почерпнул ты сведение о высоких истинах, проповедуемых тобою"?-Св. Антонии, не говоря ни слова, одною рукою указал на небо, а другою на землю.
  Зрение бесчисленных чудес, видимых на небе и на земле, есть книга, которую каждый читать может, которая днем и ночью проповедует величие Божие людям, самым ограниченным в понятиях.
  Подите как-нибудь по узкой тропинке; к полю, усеянному пшеницей, рассмотрите колосья; видите эту легкую кожицу (плеву), которая их обвивает.-длинные ости, который их защищают: это для того, чтобы сберечь их от губительного влияния солнца; видите эти зеленые листочки, распространяющиеся около картофеля: это для того, чтобы сохранить сырость. нужную для его совершенного утолщения; видите и ядро под скорлупою, которая его защищает. Кто так охраняет эти колосья? Кто закрывает это зерно? Кто устроил ресницы над глазом человека для защищения его от солнечного блеска? Не Бог ли, бытие разумное? -Можно ли в присутствии таких доказательств отрицать Его предусмотрительность и благость?
  Каждая тварь выражает собою мысль Божию. Я мысль Божия совершенна, полна, следовательно и каждая из тварей, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту. Правда, мы называет, некоторых из тварей гадкими-так, по привычке. Но это очень глупо. Вникни, рассмотри организм этих. невидимому, гадких тварей, и ты удивишься чудному их устройству. Даже, можно сказать. чем ничтожнее, чем едва заметнее для глаз наших что-либо из рода пресмыкающихся, пли насекомых, тем более оно имеет в себе совершенства. Мы мало знаем природу, оттого так поверхностно и судим об ней. Нет, когда говорится; дивен Ты. Господи и дивна дела Твои, так это потому именно сказано, что всякая тварь в своем роде совершенна, что каждая из них находится в тесной связи с прочими тварями, и создана для известной необходимой цели (Иннокен. Apхиеп. Херсон.).
  В образовании червя и мошки видно несравненно более искусства, нежели в лучших произведениях ума человеческого. Многие сооружают великолепные здания. изобретают удивительные машины, строят огромные корабли: но сильнейшие и остроумнейшие из них могут ли образовать ползучее насекомое. летающую птичку, зеленеющую травку или даже составить одну песчинку?
  Воистину велик Бог! И Един Он велик и в великом и в малом земли (Филар. М. Москов.).
  При видимых. осязаемых так сказать, доказательствах бытия божия в окружающей нас природе, возможно ли довольно надивиться безумию (Пс. 13. 1) атеистов, отвергающих бытие Божие. или материалистов, готовых лучше самую природу боготворить, чем признать и почтить действительного ее Виновника, Творца и Хозяина?
  Отрицание Бога заключает в себе вполне нелепое предположение: оно, строго говоря, есть не что иное, как необычайное самообольщение. Прежде, чем кто-нибудь может сказать: "мир без Бога", он должен узнать весь мир; он должен исследовать вселенную, со всеми ее солнцами и звездами, историю всех времен, пройти всю область пространства и времени, чтобы мог со всею основательности" сказать: "нигде я не открыл следов Бога". Чтобы можно было с решительностью сказать: "не существует никакого Бога", нужно быть всеведущим и всемогущим, то есть нужно быть самому Богом.
  Если возможно то мнение (материалистов), будто какие-то твердые и неразделимые тела, увлекаемые неизвестною силою и тяжестью, стремились вниз и случайным столкновением их произведен этот благоустроенный и прекраснейший мир,-то почему но допустить и того, что стоить только высыпать на землю бесчисленное множество отлитых из золота букв Латинской азбуки, и из них составятся летописи Энния? Но не знаю, может ли случай таким образом сложить хотя один стих? (Цицерон).
  Если столкновение атомов (по мнению материалистов) могло произвесть целый мир, то почему же не хочет составить оно одного храма, или дома, или города, - что было бы гораздо просте и легче? (Он же).
  Христианин! Если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу (Mф. 2, 1-11), то тем более покланяйся Ему ты, тогда смотришь на солнце, луну и звезды.
  Если бы Савская царица, по прибытии своем в столицу Иудеи, занявшись рассматриванием драгоценных редкостей, не обратила внимания на Соломона Царя, украшенного мудростию, то как неизвинительно было бы ее равнодушие!-Тем более недостоин извинения человек, живущий в этом мире и занимающийся всеми предметами, кроме Бога, Источника всякого блага в премудрости!
  Хороши создания в хороши весьма, но несравненно лучше Создатель, Который их хорошими сотворил (св. Тихон Задон.).
  Если будешь, согласно Писанию. содержать в уме, что по всей земли судьбы Господни, (Пс. 104, 7), то всякий случай будет для тебя учителем Богопознания (Св. Марк Подвижн.).
  Все мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно: но ты я в своих делах должен иметь веру в Него, потому что и в тебе Он творит чудеса (Авва Евпретий).
  Надобно возлюбить пути Господни, и они сделаются для нас приметны (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Пути Провидения покрыты мраком, и непостижимы разуму судьбы Его; но муж доброделающий познает их (Авва Евагрий).
  Бог открывает Себя не остроте ума, но чистоте сердца: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Mф. 5, 8), сказал Богочеловек.
  Чтобы зреть пути Промысла Божия, надобно самому быть близким к Промыслу (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Как нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога (Прот. П. Соколов).
  Нет ничего беднее ума, который без Бога любомудрствует о Боге.
  Не говори о Боге ничего такого, чему ты не научился от Него Самого.
  Весьма опасно говорить о Боге, что сам вздумаешь, как бы то ни представлялось истинным, истинное слово о Боге есть только Слово Божие.
  Стремясь снискать высокое ведение о Боге, человек непременно должен ходить во свет Его Откровения, чтобы, по мечтам своего воображения, не составит о Верховном Существе понятий, недостойных Его величия и святости и не подвергнуться за то строгому осуждению, какое Сам Бог изрек грешнику: вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен" (Пс. 49, 21).
  Не безопасно плавать в одежде, не безопасно и касаться Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть (Св. Иоанн Леств.).
  Если Моисею запрещено было подходить к горящей купиве, не снявши прежде сапогов: то как можешь ты приблизиться к Богу, не освободившись предварительно от чувственных привязанностей?
  Кто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Божием.
  Чем кто более познает Бога, тем более смиряется, боится и любить Его (Св. Тихон Задон.).
  Того, что есть Бог, не могут знать не только Пророки и Апостолы, самим Богом просвещенные люди,-но даже Ангелы и Архангелы-существа самые приближенные к Богу.
  Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос не обнимал Божией сущности (Св. Григор. Богосл.).
  Шуберт рассказывает, что одна девушка впала в падучую болезнь от упрямого желания своего открытыми глазами смотреть на полуденное солнце. Не подобным ли образом страждут те дерзкие умы, которые усиливаются постигнуть Непостижимого?
  Каким умом человек постигнет Бога, когда он еще не понимает самого ума, которым хочет постигнуть?
  Если то, что Бог есть (существует), принимается второю (Евр. 11. 6). а не постигается разумом, то возможно ли постигнуть разумом то, что Он есть? (св. Златоуст).
  Слово о Боге чем совершение, тем непостижимее (Св. Григор. Богосл.).
  Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога; так нельзя постигнуть Его всего (св. Златоуст).
  Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим. потому что Он будет предметом познания чрез всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а это для него-мука (Иннокен. Архиеписк. Херсон.).
  Не столько вдавайся в глубокие наследования о Боге, сколько старайся подражать Ему (Св. Григор. Богосл.).
  Самое простое доказательство пищи во всех живых существах есть голоде так самое сильное доказательство бытия Божия есть стремление всех добрых сердец к Богу.
  Бог есть центр наш, и вне Его мы так же мало спокойны, как рыба вне воды, и как вывихнутый член вне своего места.
  Наш дух от Бога и в Боге только может найти для себя успокоение и блаженство.
  Телу дает жизнь душа, душе - Бог. Следовательно, истинно живет только та душа, в которой по благодати духовно обитает Бог.
  Как тело, разлучаясь с душею, умирает; так и душа умирает вне общения с Богом (Блаж. Августин).
  Посмотрите на растение, именуемое подсолнечником: что такое влечет его к солнцу, так что оно всегда преклоняется на ту сторону, где солнце? - В солнц жизнь растения. Когда же подсолнечник не обращается к солнцу, то это знак, что корень его подточен червем и растение засохло. Посмотрите на пылающий огонь, от чего он все стремится кверху? От того, что его стихия выше земли. Когда же огонь не стремится кверху,-это знак, что он не имеет пищи и угасает. Так и у Христианина тот огне любви Божественной, о котором говорить Иисус Христос (Лук. 12, 49), и который всегда должен стремиться в нем и его устремлять выше всего земного к Богу, есть истинный признак жизни духовной; а где этот огнь угас, там нет и сей жизни.
  Бог-вот первое и последнее благо нашей души!
  Что это значить, что никакая земная вещь, ни честь, ни богатство, ни таланты, ни знания не удовлетворяют нашему сердцу? Что значить, что мы среди земного счастья, скупает я чувствуем пустоту души нашей?-Это выразительный голос сердца, говорящий: человек, не ищи удовлетворительных благ на земле, в сей юдоли суеты и тления: твое блаженство в едином Боге! К Нему обращай все твои желания, в Нем ищи постоянного наслаждения к успокоения (Иаков Apхиеп. Нижегор.).
  От чего скучают иные? От того, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд. время я внимание, н вам некогда будет скучать; напротив, будете как в раю, потому что с радостию богомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, св. Отцы все время посвящали на то; на том же основании и Св. Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву (Феофан Еп. Владим.).
  Нет ничего более великого, как человек с Богом, и нет ничего более ничтожного. как человек без Бога.
  Ты-уголь, человек! Бог-пламень твой и свет.
  Истинная и совешенная радость бывает только у тех людей, в которых Бог обитает.
  Кто имеет в себе Бога. тот все имеет, хотя бы и всего и свете лишился (Адриан Югский).
  С Богом жить и в несчастий есть счастье.
  С Богом быть на всяком месте дом и отечество есть; без Бога же не дом не отечество есть ссылка и плен (Св. Тихон Задон.).
  С Богом в бедах н страданиях и в самом аде-добро (хорошо): без Бога и самый рай и небо есть ничто (Он же).
  С Господом везде рай; без Него всюду ад и безотрадное крушение духа.
  С Богом быть и в аде рай; без Бога быть и в небе мучение (Св. Тихон Задон.).
  О вы, рассказывающие мне об утехах рая, говорил один философ; не рая ищу я, но Того, Кто создал рай (Огюст Николь).
  Ищи Бога, но не ищи где обитает Он (Авва Сисой).
  Ищи Того везде. Который везде есть.
  Бог везде: Он и на высоте небес, и в глубин нашей души.
  Вознеситесь на самую дальнюю высоту, убежите в самые отдаленные места, снизойдите в самые глубокие недра земли, сокройтесь в самом непроницаемом мраке,-везде вы будете пред очами Бога. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бужу (Пс. 138, 7)?
  Бог есть круг коего средоточие везде, а окружие нигде (Филар. М. Москов.).
  Бог все наполняет, и вне всего существует (Св. Иоанн Дамаск.).
  Во всяком месте находится Бог, но ни в одном не заключается (Св. Кирилл Иерусал.).
  Бог весь везде, весь во всем, равно в великом и малом, и весь выше всего (Св. Иоанн Дамаск.).
  До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ, и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу: только умей найти эту близость верою и молитвою. Близ Господь всем призывающими Ело во истине (Пс. 144, 18). (Филар. М. Московский).
  Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, а человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности (Он же).
  О, душе моя! Бог всегда с тобою, а ты живешь, как бы Он был весьма далек от тебя.
  От нас зависит быть далеко от Бога, а Он всегда находится близко.
  Быть близко иди далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде (св. Златоуст).
  Если к человеку доброму не может быть близок тот, кто отличается от него своими нравами (Прем. 2, 15), то тем более к Богу (Он же).
  Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. Аще кто отверзает двери, говорить Он, вниду к Нему (Апок. 3, 20). (Филар. Apхиеп. Черниговский).
  Для того, чтобы с нами был Бог, надобно, чтобы мы были с Ним (Филар. М. Москов.).
  Будь всегда с Богом, если хочешь, чтобы Бог был с тобою.
  Ищи Бога мыслию на небесах, любовно в сердце, благоговением в храме, везде ищи Его-делами для Него предприемлемыми и совершаемыми (Филар. М. Московск.).
  Ищи Того везде, Который везде есть, и оставивши все, Его Единого ищи, и - непременно найдешь (Св. Тихон Задонск.).
  Бог везде присутствует, а ты предстоишь пред взором Его.
  Надобно быть твердо убежденным, что очи Господа, бесконечно светлейшие солнца, смотрят неуклонно на сынов человеческих, и ничто не утаевается от них, ни мысль, ни мечта, ни сердечное какое бы то ни было ощущение.
  От всевидящего ока Божия не укроются не только явные, или видимые людьми, но и тайные дела наши, и не только дела, но и самые помышления наши (Апок. 2, 23; Евр. 4, 13). (Филар. М. Московский).
  Представьте себе самую темную ночь, самый черный мрамор и самого черного муравья. Бог в такую беззвездную ночь, на таком мраморе не только видит этого муравья, но и слышит топот ног его (Арабский мудрец).
  Во всяком деле, которое додаешь, содержи в уме, что Бог видит всеми помысл твой, и никогда не согрешишь (Авва Исаия).
  Если будешь всегда помнить, что Бог есть Зритель всего того, что ты ни делаешь душею и телом: то ни в каком деле не погрешишь (Авва Евагрий).
  Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим: сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего? (Авва Исаия).
  Если хочешь все дела твои хорошо делать, то представляй себе, что Бог на тебя смотрит.
  Если в присутствии Царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему благоугодно: то тем более представляющий себя в присутствии Божием, не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле, благоугодном Богу (Филар. М. Москов.).
  Как легко человеку назвать по имени предметы существующие, так Богу легко было привести в бытие несуществующее.
  Для Бога легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам с тобою засветить свечу (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  Для Бога ничего нет невозможного, кроме того, чего Он не хочет.
  Чего Бог хочет, то может, но не всего хочет, что может (Тертуллиан).
  Все бессильно там, где Бог являет силу Свою.
  У Бога возможно в невозможное по нашим соображениях.
  У Бога и вода попаляет, и огонь орошает.
  Бог самых врагов Своих употребляет в орудие Своей славы.
  Тот, Который из ничего все сотворил, может и из тьмы свить в из злого доброе сотворить.
  Где способа спасения нет, там Бог способ находить.
  Где нам невозможно, там Богу все возможно.
  Бог может вам в из безвыходных обстоятельств доставить выход.
  Промысл Божий являет свои силы там, где человек иногда видит одне немощи.
  Бог там-то и являет силу Свою, где оскудевает сила человеческая.
  Сила Божия не нуждается в сил человеческой (Филар. М. Мостов.).
  Отчаясь в человеческой помощи, обратись к Богу, и получишь ее так и там, где и гак не ожидал и не воображал.
  У кого просить помощи и милости, как не у Всесильного и Всемилостивого?
  Пред величием Бога нет ничего великого. а пред Его благостно нет ничего малого.
  И самомалейшая птичка несть забвенна пред Отцем Небесным (Св. Тихон Задон.).
  Господь не отвергает и одного молитвенного вздоха, я одной капли слезы нашей. Господь силен без меры, благ без числа. Особенно великое чудо любви Божией, которого не увидим и в вечности (потому что это-предел возможной любви), есть послание в Мир Сына Божия. Много значит не оскорбляться преступлением, более-простить, еще более-после прощения благодарить; но несравненно много-принять Богу образ человеческий, страдать и умереть. Это подлинно есть чудо в нравственном мире (Иоан. 15, 13; Римл. 5, 8). В этом одном обнаружилось сердце Божие так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божиих, то в этом одном заключалось бы все богословие (Иннокен. Apхиеп. Херсон.).
  По правосудию Своему. Бог за грех одного весь род человеческий предал смерти: а по милосердию Своему, когда все люди были под проклятием и связаны узами греховными, за правду Одного всем даровал спасение (Блаж. Феодорит).
  О, Боже, давай нам Сына Твоего! Чего Ты нам с Ним не дарствуешь! (Филар. М. Москов.).
  Легче измерить пространство небес и поднебесья и глубины бездне морских,-легче исчислить дыхания, выдыхаемый из сердца и вес вдыхаемой жизни, чем измерить и дознать величие и число благодеяний Божиих (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  О, когда бы человек так Бога почитал, как он почтен от Бога! (Св. Тихон Задон.).
  Человек всегда забывал Бога; но Бог никогда не забывал человека.
  Бог познал нас прежде, чем ты Его, Он возлюбил нас прежде, чем мы Его.
  Любовь йога к человеку несравненно выше любви человека к Богу.
  Бог заботится о нас более, нежели сколько мы сами заботимся о себе.
  Мать не болте заботится о дитяти на груди своей, сколько заботится о нас наш Владыка и Царь (Наполеон 1).
  Бог для нас печется и о том, что принадлежит нам.
  Бог ниспосылает нам щедрые дары Свои с большим удовольствием, нежели с каким мы принимаем их (Св. Григор. Богосл.).
  Вот но беспредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь (Филар. М. Москов.).
  Bсе мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости. Потому что она, хотя и милость. ищет достойного, как Сам Бог сказал! помилую, его же аще милую, и ущедрю, его же аще щеедрю (Исх. 33, 19). (св. Златоуст).
  Бог верен Своим обетованием, но только для людей, верных своим обетам.
  Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров Его (Филар. М. Москов.).
  Благодарность Богу за полученные от Него дары есть сосуд, в который благодать Божия полагает новые (Филар. М. Москов.).
  Ничто так не угодно Богу, как благодарность (св. Златоуст).
  Будь благодарен за малое, и станешь достоин получить большее (Фома Кемн.).
  Верный в малом приобретает доверенность во многом. Верный в благодарении за малый дар Божий, обретает дерзновение просить великого. В самом деле, по собственному ощущению, Христианин, можешь знать, что сердце благодарящее свободнее открывается, и пространнее отверзается, нежели просящее: следственно, тем более оно способно к приятию благодати (Филар. М. Москов.).
  Господь подает и ущедряет дары Свои тому, кто приемлет их со смиренным благодарением, а от неблагодарного вземлется и то, что мнится имети (Димитр. Apхиеп. Херсон.).
  Чем больше солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем боле испускают они благоуханий к солнцу; наше солнце-Бог; будем благодарны Ему, подобно цветам (Прот. И. Толмачев).
  Каковы мы для Бога, таков и Бог для нас.
  Хвали Бога, и получишь сам похвалу от Него.
  Когда человек ограничиваем свое служение Богу, тогда и Бог ограничивает Свои благодеяния.
  Кто забывает Бога, того и Бог забудет Своею милостью.
  Суды Божий отличны от судов человеческих. Если бы милосердый и любвеобильный Господь способен был подчиняться страсти гнева и всякое оскорбление Своего Божественного величия наказывал на месте, то давно уже вымер бы весь род человеческий.
  Господь по Своему долготерпению и человеколюбию долго угрожает прежде, нежели поражает.
  Бог так долго терпел и терпит тебя и, не смотря на то, ты все не исправляешься!
  Если Бог откладывает Свое наказание, то ты не откладывай своего обращения (Блаж. Августин).
  Бог милосерд, но и Правосуден,-бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден (Филар. М. Москов.).
  Кто уповая на милость Божию не перестает грешить, тому опасаться надобно, чтобы не почувствовать на себе праведного суда Его (Св. Тихон Задон.).
  Кто живет с беспечною надеждою на милосердие Божие, тот просить у Бога суда над собою.
  Кто нерадит о благости Божией, тот правду Божию на себе узнает (Св. Тихон Задон.).
  Великий в Своей благости, равно велик и в Своем правосудии.
  Благость Божия да подвигнет нас к тому, да не дознаем на себе правды Божия (Св. Тихон Задон.).
  И у Долготерпеливого есть мера терпению.
  Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим на правду Его (Св. Тихон Задон.).
  Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божия; чтобы согрешившему не отчаяться, полезна надежда милосердия божия (Св. Васил. Велик.).
  Праведен ли ты, бойся гнева (Божия), дабы не пасть; грешен ли ты, берись за милосердие (Божие), чтобы встать (Св. Григор. Двоеслов).
  Необходимо иметь страх Божий, но такой, который бы не подавлял надежды; необходимо питать в душ надежду, но такую, которая не исключает страха Божия.
  Не усиливайся проникать в тайны судеб Божиих. Не дерзали на это и святые.
  Не будем жаловаться на Праведный суд Божий. Мы невежды, чтобы подавать свое мнение о неизреченных судах Божиих (Св. Васил. Велик.).
  Как малое дитя не в состоянии справедливо судить о действиях и поступках своего отца: так и мы не способны с надлежащею верностью наследовать пути премудрого Промысла.
  Иногда то самое, что нам представляется ошибкою. на самом деле есть высшее у строение Божие.
  Иногда то, что кажется нашим взорам достойным похвал, мерзостно бывает пред Господом Богом.
  Не думай, что там уже и нет правды Божией. где не усматривает ее твое не тонкое око (Филар. М. Москов.).
  Благосостояние нечестивых с одной стороны снимает подозрение с добродетели, которая в злострадании являет свою внутреннюю силу и величие, а с другой лишает нечестивого всякого оправдания пред Богом, Который самыми благодеяниями призывает его на путь добродетели.
  Не будем удивляться счастию нечестивого и бедствиям праведного.
  Если не здесь, то там, и тем боле там, если не здесь, Бог воздаст каждому по делам его (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  Полная разгадка разнообразия участей наших будет там. Там все увидать, как все хорошо было устроено; а здесь мы живем пока во тьме (Феофан Еп. Владим.).
  Хотя и сокрыты от нас причины Божиих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть для нас приятно (Св. Васил. Велик.).
  Господь ведет все к лучшему и ведет самым лучшим образом.
  Бог без всякого сомнения распоряжает нашими делами лучше, нежели как предначертали бы мы сами (Св. Васил. Велик.).
  Не желай, чтобы случилось то, чего ты хочешь, но-что угодно Богу. Ты должен желать того, чего хочет Бог.
  Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас (Прот. И. Толмачев).
  Что полезно для нас, того хочет Бог; чего хочет Бог, то полезно для нас (св. Златоуст).
  Все, что с тобой ни случится, принимай как доброе, зная. что без Бога не бывает ничего (Св. Симеон Нов. Богосл.).
  Не почитай пустым и самого малого обстоятельства в твоей жизни, каково бы оно ни было, Бог хочет, чему-нибудь научить тебя, или от чего-нибудь очистить тебя. Если рассмотришь его (обстоятельство в твоей жизни) со вниманием, то увидишь, что оно служить к твоему благу.
  В приключениях жизни слышится голос Провидения, зовущий человека на путь Господень (Филар. М. Москов.).
  Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя (Авва Дорофей).
  Вспомни, что без Бога ничего не делается, и- спокойствие водворится в душе твоей.
  Истинно преданный в волю Божию не заботится излишне о будущем, как бы мрачен ни казался горизонт его жизни. "Все от Бога, мыслит он в себе, все мудро, все для пользы нашей. Что будет, то и будет; а будет то, что Бог даст. Что хочет Бог мой. того и я хочу".
  Премудрость Божия находить средства и пути к нашему счастию даже там, где мы не видим ничего, кроме опасностей и страданий (Прот. И. Толмачев).
  Когда ты говоришь: Бог человеколюбив, а потому не накажет. то по твоему выйдет, что Он уже не человеколюбив, если накажет (св. Златоуст).
  Бог и тогда нам благотворить, когда нас наказывает.
  Бог в Своей мудрости посылает несчастие для нашего же счастия (Прот. И. Толмачев).
  Если Всеблагий послал тебе скорбь, следовательно и в самой скорби есть для тебя благо.
  Бог наказывает нас вмале, дабы помиловать милостию великою.
  Горькое, посылаемое от руки Небесного Врача, более благоприятно здравию душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром (Филар. М. Москов.).
  И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительное благополучия (Он же).
  Часто видим, что довольство влечет за собою самодовольство.
  Как редко и как холодно люди молились бы, если бы не было скорбей и страданий! (Прот. И. Толмачев).
  Господь скорбями избавляете от больших скорбей (Филар. М. Москов.).
  Бог наказывает тело за грехи души, чтобы вразумить душу.
  Большая часть людей таковы, что их надобно возбуждать от вне, чтобы они могли войти внутрь себя.
  Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога: время напастей есть то время, в которое Бог зиждет души наши (Игнатий Еп. Кавказ.).
  Как семена имеют нужду в дожде, так мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души вместо заступа нудны искушения и скорби, чтобы она не произращала худых трав,-чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля, без тщательного возделывания, не приносить ничего здорового (св. Златоуста).
  Для воспламенения огня Божественной любви нет лучшего древа, как древо креста (скорби).
  Школа креста-самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает а) безумных умными, а умных мудрыми; б) гордых смиренными, а смиренных смиренномудрыми; в) худых добрыми, а добрых лучшими; г) слабых сильными, а сильных непобедимыми (Прот. И. Толмачев).
  Если нет человека, который бы без искушений благоугождал Богу, то должно благодарить Бога за всякий скорбный случай (Св. Марк Подвижн.).
  Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: "это по милости Божией"! (Авва Сисой).
  Когда найдет искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но (о том позаботься), чтобы благодарно, безскорбно и незлопамятно перенесть его (Св. Марк Подвижн.).
  Бог в нынешние времена не попускает таких искушений врага, какие были прежде; потому что знает, что ныне люди слабы и не перенесут их (Св. Антон. Велик.).
  Бог знает нужды каждого человека, мру сил и силу немощей каждого.
  Скудельник знает, сколько должно держать в огни глиняные сосуды, которые будучи передержаны, расседаются, а будучи недодержаны, негодны к употреблению: тем боле знает Бог, какой силы и степени нужен огнь искушений для словесных сосудов Божиих-Христиан, чтобы они сделались способными к наследованию царства небесного (Игнатий Еп. Кавказ.).
  Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благоденствовать, чтобы мы не пади (нравственно), (св. Златоуст).
  Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастии, чтобы они не изнемогли, ни в счастья, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устрояет их спасете (Он же).
  Надобно благодарить Бога, когда Он подает блага, и не выходить из терпения, когда Он не ущедряет ими (Св. Басил. Велик.).
  Пришло благополучие благодари Бога, и благополучие твердо будет, Пришли несчастия,-благодари Бога, и несчастия прекратятся (св. Златоуст).
  Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех приключениях моей жизни (Он же).
  Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее отечество (Филар. М. Москов.).
  2. Священное Писание или Библия.
  Св. Писание для каждого из нас должно быть учебною книгою и первою настольною во всю жизнь.
  Что телесная пища для поддержания наших сил, тоже и чтению Писания для души (св. Златоуст).
  Как лишенный естественного света не может идти надлежащею дорогою; так и неосвещенный лучом Божественных Писаний принужден непрестанно погрешать во многом, потому что бродит в глубокой тьме (Он же).
  На то, что можешь видеть, смотри своими глазами; но в рассуждении невидимого и обычного полагайся на Слово Божие.
  В молитве мы беседуем с Богом,-в Св. Писании Бог беседует с нами (Блаж. Августин).
  Советую каждому купить Библию, или по крайней мере Новый Завет! Книги эти всегда послужат вам к научению вашему (св. Златоуст).
  Вода по свойству своему мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-до-малу пробивает камень. Так и Слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает (иди читает) Слово Божие, то страх Божий приходить в сердце его (Авва Пимен).
  Библия с ума сведет, со светского на духовный (Адриан Югский).
  Кто Библию имеет, тому может принести она большую пользу и великое учение. Часто один взгляд на эту Священную Книгу лишает уже нас охоты ко греху (св. Златоуст).
  Не гляди только в Библию, но читай усердно и сохраняй рачительно в памяти читанное (Он же).
  Некто спросил однажды мудреца; зачем ты постоянно читаешь книги, в которых содержится учете о Божестве и обязанностях человека? ведь ты уже несколько раз читал их? Мудрец сказал! "зачем ты ныне требуешь пищи себе? Ведь ты вчера ел"?- Я делаю это для того, чтобы жить, отвечал спрашивавший.- "И я читаю для того, чтобы также жить". сказал мудрец. Видно, что, по понятию мудреца, как для жизни тела ежедневно требуется пища вещественная, так и для души ежедневно нужна пища духовная (Петр Еп. Томск.).
  Один добродетельный муж в продолжение двадцати лет постоянно читал Библию, не чуждаясь при этом ни служебных, ни литературных занятий. Раз как-то спросили его; не уж-то не наскучило ему повторение одного и того же?-"Кто-ж вам сказал, отвечал он, что тут повторение одного и того же? Напротив, я с каждым днем открываю в Слове Писания непременно что-нибудь новое, что-нибудь такое, чего прежде не заметил,-и, Бог свидетель, что если бы человеку нынешнего века пришлось прожить Мафусаловы лета, то и тогда не прочитал бы он до конца этой книги, читая ее всякий день".
  По тому, как человек разумеет Св. Писание, можно видеть, что oн сам есть и чем стал быть; его разумению соответствует той степени, на которой он стоить. Если он еще ведет жизнь естественную, то и в Писании находить только вещи естественные; когда же он сам восходить выше, то и слово Писания для него возвышенне. Вообще чем он стоить выше, тем возвышеннейшия открывает таинства в Слове Божием.
  Прилежи внимательному чтению Божественных Писаний и не ленись часто приступать к нему,-понимаешь ли силу слов, или не понимаешь, - потому что частое поучение в нем разрешить непонятное в начале. Часто, чего не поймем ныне, поймем завтра, благодатно Бога, невидимо разверзающаго ум наш разумети Писания (Духовн. Маргар.).
  Если ты не понимаешь Слово Божие, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут.
  Это великое благодеяние Божие, что некоторый места Божественного Писания весьма ясны, а некоторый не ясны, чтобы одними мы утверждались в вере и любви, в от многого непонимания не впали в неверие м уныние, а другими возбуждаемы были к изысканию и труду, избавились от гордости и приобрели смирение, чрез то, что не можем постигнуть (св. Златоуста).
  Мы должны думать так, как говорить Св. Писание, но не заставлять его говорить так, как мы думаем.
  В этой величественной книге-написал Байрон на Библии, принадлежащей ему -содержится таинство таинств. Счастливы те смертные, коим дарована от Бога благодать читать, разуметь, благоговеть, молитвенно произносить слова сей книги! Счастливы те, которые усиливаются отворить дверь и стремятся по стези! Но лучше бы не родиться тем, которые читают, чтобы сомневаться и презирать!
  Многие читают Св. Писание для того, чтобы быть в состоянии только говорить об нем, а многие по примеру Ирода (Mф. 2, 8), значение оного обращают даже против Иисyсa Христа: но ты упражняйся в нем для обретения Христа, по примеру мудрецов восточных (Прот. П. Соколов).
  Слово Божественного Писания читай делами, а не многослов, тщеславясь одним простым вниманием (Св. Марк Подвижн.).
  Что сказано в Писании, сказано не для того, чтобы мы знали (только), но чтобы исполняли (Авва Исихий).
  Садясь за чтение Божественного Писания, прежде призови Господа, да отверзет очи сердца твоего, чтобы не только уразуметь написанное, но и исполнить то, потому что читающий и не творящий есть презритель Божественного Писания (Духовн. Маргар.).
  Слышанное Божие Слово (из уст проповедника, или в Писании прочитанное) в больший вред обращается тому, кто слышит и не исправляется от него (Св. Тихон Задон.).
  Недостать в человеке - не знать Писания; но двойной недостаток имеет тот, кто знает оное и пренебрегает им (Св. Ефрем Сирин).
  Старайтесь быть всегда не заботливыми слушателями Слова Христова, но творцами дела спасения (Филар. М. Москов.).
  О, если бы книгами Св. Писания мы пользовались так, чтобы собственное наше сердце становилось от того книгою, исписанною Духом Божиим! (2 Кор. 3, 3).
  3. Господь Иисус Христос.
  Иисус есть мнимый сын тектона Иосифа. но истинный-Архитектона, создавшего небо и землю (Тектон (Мф. 13,55) с Греч. Значит: древодел, плотник, каким был Иосиф, мнимый муж Марии. - Архитектон (1 Кор. 3,10) с Греч. Значит начальник над художниками; в отношении к Богу - Господь всем твари и Вседержатель.). (Филар. М. Москов.).
  Мы-душа и тело! Иисус же Бог, душа и тело.
  Сын Божий явился на землю с душею, телом и Божеством, чтобы, как Бог, избавить душу и тело от смерти (Авва Фалассий).
  Господь наш Иисус Христос, дабы соделать нас тем, что Он Сам. по безмерной любви Своей соделался тем, что мы (Св. Ириней Лионский).
  Бог Слово, равный Отцу, соделался причастным нашей смертности не по Своему, а по нашему естеству, да мы соделаемся причастии вами Божества Его - не нашею, а Его силою (Блаж. Августин).
  Бог снизшел до человека, чтобы человека возвести до Бога.
  Сын Божий сошел с неба для того, чтобы нас возвести на небо.
  Сын Божий сделался Сыном человеческим, чтобы человеческих сынов соделать чадами божиими (Гал. 4, 5). (Прот. П. Соколов).
  Сын Божий сделался сыном человеческим, не переставая быть Сыном Божиим.
  Слово, по человеколюбию соделавшись плотию, не изменяло ни того, что было, ни того, чем сделалось (Авва Фалассий).
  Если железо положить в огонь, то оно всецело проникается огнем, однако же не сделается само огнем и, наоборот, огонь не делается железом; так и во Иисусе Христе каждое из естестве (Божеское и человеческое) удержало свои свойства, осталось тем, чем было (Прот. Евг. Попов).
  Руссо, беспристрастный свидетель, говорил, что Лицо Иисуса Христа не может быть вымышлено, потому что не могут быть вымышлены Его действия (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  Мудрость Иисуса Христа так видна в Его учеши, что доказывать ее есть тоже. если бы кто хотел доказывать, что солнце светить (Он же).
  В целой истории Божественного Учителя нет ничего, что бы оскорбило чувство нравственности... Над всею Его жизнию можно надписать: Мое брашно есть, да совершу волю Пославшего Мя (Иоан. 4, 34). (Он же).
  Христос от самого рождения начал нести крест ради нашего спасения.
  Христос родился в яслях, хил, где случится, и умерь на кресте (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  Рассмотрите внимательнее человека-Христа и вы несомненно увидите в Нем Бога.
  Если Сократ жил и умер, как мудрец, то Иисус Христос хил и умер, как Бог (Ж. Ж. Руссо).
  Если Ты Сын Божий, говорили Иисусу Христу Иудеи, то сойди теперь со креста и уверуем в Тебя (Mф. 27, 40-42). Потому-то самому Он и не сойдет, что есть Сын Божий. Он предсказал, что Ему надлежать умереть на кресте и Он умирает. Действительно, для человека было бы что-то особое-сойти со креста и спастись от смерти; но одного Бога достойно и одному только Богу возможно торжествовать на кресте, со креста привлекать к Себе вселенную, остаться живым и по смерти и даже посредством смерти даровать жизнь миру (Огюст Николь).
  Хочешь всякий день видеть чудо?-Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом (Св. Тихон Задон.).
  Как недальновиден ум человеческий со всею хитростию, со всем коварством страстей! Люди думали, что, предавая на смерть Христа Господа, они делают только то, что хотелось страстям их. А оказалось, что самые страсти выполняли то самое, что хотела любовь небесная, любовь Сына Божия (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Бог сталь человеком, чтобы стать жертвою, и жертвою, чтобы соделаться Спасителем.
  Христос умер для того, чтобы в нас грех умер.
  Умри для греха скорее без всякого отлагательства и рассуждения; иначе ты потеряешь Христа, а с Ним и все!
  Мы смотрим на крест Христов и читаем Его страсти, а сами не переносим ни одной обиды (Древн. Патер.).
  Природа сынов Адамовых порывается возникнуть от чувственного к духовному, подобно как иногда рыба мечется из воды в воздух; но так же легко и скоро, как рыба в воду, погружается опять в чувственность; только Христос благодатною сплою может ее решительно возвысить, обновить, возродить и дать ей постоянное духовное направление (Филар. М. Москов.).
  Когда буря начнет колебать корабль души нашей, тогда возбудим Христа молитвою, и-мир водворится в душе нашей (Лук. 8, 23. 24).
  Распятый за нас поможет нам распинать наши страсти и похоти.
  Иисус есть вместе Врач и врачевство.
  Христос Своею смертию победил грех и Своим воскресением победил смерть.
  Не в первый, день, не тотчас по смерти воскрес Господь, чтобы освятить наш путь ко гробу и осветить надеждою ваши могилы. - не во второй день. не в субботу, чтобы сохранить покой законной субботы, и чтобы продолжительным пребыванием во гробе уверить всех в истине Своей смерти и погребения и тем увеличить славу воскресения. Не далее, как в третий день, воскрес Господь, чтобы не оставлять долге учеников Своих в тоске и смятении, чтобы скорее обрадовать их и утешить. Да и могла ли смерть долго держать в своих узах Источника жизни? (Прот. И. Яхонтов).
  Христос как воскресением Своим сокрушил двери ада и открыл верующим исход из него, там вознесением Своим отверзают двери неба и открывает верующим вход в него (Филар. М. Москов.).
  Любовь наша на страдании Христовом, вера наша за воскресении Его, надежда на вознесении утверждается.
  Низшедши на землю, Сын Божий не оставил Своего Небесного Отца: и восшедши на небо, не разлучился ее верующими во имя Его.
  Не видя Христа, веруй в Него, люби Его, и радуйся, и будь блажен (Филар. М. Москов.).
  Если ты, подобно Муроносицам, не просыпаешь утра для Господа, и спешишь к Нему духом своим; то, если и не увидишь Его, получишь однако ж наставление, где увидеть Его.
  Христос сошел с неба для искупления, а восшел на небо для прославления нас.
  Мы более приобрели во Христе, нежели сколько потеряли в Адаме.
  До Христа Авраам в аду: после Христа разбойник в раю.
  Если творение Mиpa есть дело любви Божией, то дело искупления людей смертно Сына Божия есть чудо любви Божией (Филар. Apиеп. Черниг.).
  Если мы всем обязаны Богу за сделанное Им благодеяние сотворения нас, то чем же мы можем воздать Богу за содеянное Им благодеяние искупления нашего и-так содеянное? (Гиродо).
  Если отдашь Богу не только все, что имеешь, ной все, что мыслишь, чувствуешь, делаешь,-душу, тело, жизнь: можешь ли не признать, что сим еще мало воздашь Божья Богови? Если это можно почесть достаточным; то не потому ли только, что но можешь сделать более? (Филар. М. Москов.).
  О! Не объять уму человеческому всей широты и высоты любви Божией. излившейся на вас во Христе Иисусе. Но тем страшнее быть неблагодарным пред тягою любовью (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Христос с креста говорить как бы всех к каждому! "вот что Я для тебя сделал? Что же сделал ты для Меня"?
  Желаешь ли для Христа оказать приятную услугу?- Окажи нищему благодеяние.
  Что получает нищий, то принимает в лице нищего Сам Христос (Mф. 25, 40).
  Христос возлюбил нас недостойных! возлюбим и мы Его, достойного всякой любви.
  Пусть будет у тебя любовь к людях ради Иисуса, а к Иисусу су любовь ради Его Самого (Фома Кемп.).
  Надо любить родителя, но предпочитать ему Спасителя (Лук. 9, 59. 60). (Блажен. Августин).
  Выбери лучше-весь мир иметь себе противником, нежели оскорбить Иисуса (Фома Кемп.).
  Будь таков в отношении к Иисyсy, каким желаешь видеть в отношении к тебе. Ты желаешь, чтобы Он явил на тебе все богатство любви Своей, открой Ему всю широту твоего сердца.
  Всего блаженнее любить Христа и быть от Него любимым.
  Всех бдите, кто живет без Иисуса; всех богаче, кому добро быть с Иисусом (Фома Кемп.).
  Христос-вот наша радость, вот наше сокровище, вот наше-все!
  Человек пребывающий с Иисусом богат, если он к нищ в вещественном отношении (Авва Евгений).
  Лучше лишиться всего в Mиpе, нежели потерять Иисуса Христа; все лишения Он вознаградить сторицею, а лишение Его Самого не может быть вознаграждено обладанием целого мира (Прот. П. Соколов).
  Лучше терпеть скудость и быть со Христом, нежели вне общения с Ним изобиловать всем житейским.
  Без сладчайшего Иисуса горько жить в этом многобедном мира.
  Жизнь без Христа хуже смерти.
  Горе тем, которые отженяют от себя Иисуса! Потому что и они некогда должны будут отойти от Него (Прот. П. Соколов).
  Не восхотевшие слушать Христа зовущего: прийдите ко Мне вси труждающийся и обременении (Mф. 11, 28), услышать некогда Его повелевающего; отъидите от Мене проклятии в огнь вечный (Mф. 25, 41).
  Не удаляйся от Иисуса, но соединись с Ним скорее теснейшими узами любви, если желаешь себе счастия и блаженства не только в будущей, но и в настоящей жизни.

<< Пред.           стр. 1 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу